Елена Краюшкина: Наш ресурс – это всегда только люди, других богатств наше предприятие не имеет

Гости
Елена Краюшкина
uенеральный директор фабрики «Хохломская роспись»

Павел Давыдов: "Искусство, хранящее в себе солнце и тепло человеческих рук" – так называют Хохлому. Хохломской промысел насчитывает более трех столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье, его центром было село Хохлома. Со временем "хохломой" стали называть и сами изделия – в основном деревянную посуду (ложки, чашки, блюда), а также детскую мебель и мелкую домашнюю утварь, сувениры. Особенность хохломской росписи — в характерном золотистом цвете, который получают без применения золота в результате длительной и сложной предварительной обработки изделия. За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений.

В этом году исполняется 100 лет фабрике "Хохломская роспись". Это крупнейшее предприятие народных художественных промыслов в Нижегородской области. Сегодня у нас в гостях – директор фабрики Елена Краюшкина. Елена Валентиновна, здравствуйте.

Елена Краюшкина: Здравствуйте.

П.Д.: Позвольте поздравить вас, а в вашем лице и всех сотрудников фабрики, да и всех нижегородцев с юбилеем вашего предприятия. Я знаю, что несколько дней назад на международном фестивале "Золотая хохлома" прошла торжественная церемония празднования. Как отметили?

Е.К.: Огромное спасибо за поздравления. Очень приятно получить такие добрые слова. Праздник прошел замечательно, грандиозно, собрал большую группу любителей и ценителей нашего искусства, большое количество почитателей со всех уголков России, в том числе большая делегация была из города Москвы. Был создан специальный туристический поезд. Мы провели флешмобы, мы провели уникальные выставки. В общем, было звездно, ярко и красиво.

П.Д.: Как долго готовились к торжеству?

Е.К.: Мы начали готовиться с февраля, потому что событие очень уникальное по своей природе, и каждый фестиваль несет в себе… Бренд фестиваля, символ фестиваля – это уникальное изделие, которое мы делаем к каждому фестивалю. И как раз работа над этим изделием практически уникальная. Панно создавалось три месяца большим количеством художников.

П.Д.: А для вас как для руководителя крупнейшего предприятия народных промыслов эта дата что значит?

Е.К.: Вообще, мы считаем, что это праздник мастеров, праздник художников, которые этот праздник заслужили своим тяжелым искусством, своим тяжелым каждодневным упорным трудом, требующим большого мастерства, сноровки и большого опыта работы. Поэтому в первую очередь это праздник для них. И, конечно, второе направление – это популяризация нашего искусства, нашего промысла, в первую очередь для молодежи. Этот фестиваль несет в себе сочетание давних традиций и новых направлений.

П.Д.: Скажите, пожалуйста, а как сегодняшняя молодежь относится к народным промыслам, и в частности к хохломе?

Е.К.: За последние годы произошел всплеск интереса и всплеск патриотизма, и это мы очень сильно ощущаем на себе. Наше предприятие каждый день открыто для гостей, для туристов. Очень много молодежи сейчас приезжает – и учебные заведения, и школы, и просто молодежные группы.

П.Д.: Елена Валентиновна, 100 лет фабрике "Хохломская роспись". Скажите, а какие страницы в истории предприятия стали переломными? Все-таки 100 лет – это век, это большой срок.

Практически вся советская армия в годы Великой Отечественной войны использовала наши деревянные ложки, а весь металл шел на боеприпасы и орудия.

Е.К.: Вы знаете, когда мы готовились к праздничным мероприятиям, очень много потратили усилий на изучение своих архивных материалов и своих запасников. Конечно, за 100 лет их накопилось очень много. Хочется отметить наиболее яркие четыре этапа в жизни предприятия.

Первый – это момент революции, когда рушились храмы, менялся весь уклад жизни страны. Но школа, созданная еще до революции земством, была поддержана новым руководством республики на тот момент. И уже буквально через 10 лет предприятие стало называться артель "Экспорт" (уже само название о многом говорит) и начало принимать участие в различных международных выставках.

Следующим этапом был, конечно, грустный момент – Великая Отечественная война. Надо сказать о том, что война практически выиграна – ну, громко сказано, но тем не менее – нашей ложкой. С 9 июля 1941 года ежедневный план был доведен для фабрики – выпуск 10 тысяч ложек в день. Это несметное количество. Надо понимать, что они выполнялись только руками. Люди работали, чтобы выполнить такой план, целыми сутками. Они спали в цехах по очереди, по 1–2 часа. Мы понимаем, что металлических ложек в войсках не было, и практически вся советская армия использовала наши деревянные ложки, а весь металл шел на боеприпасы и орудия.

Следующий этап – это советское время. Оно было очень насыщенное, потому что любили хохлому руководители ЦК КПСС, большие деятели. Она очень ценилась для подарка всем послам других стран. И президентам других стран, конечно, дарилась в первую очередь хохлома. Поэтому были специальные институты, которые развивали наш промысел, были интересные учреждения, которые помогали реализовать на экспорт. В общем, это был расцвет для нашего предприятия.

И, наверное, еще один из этапов – это момент приватизации. Конечно, от него никуда не уйти. Поскольку наш ресурс – это всегда только люди, других богатств наше предприятие не имеет, поэтому желающих приватизировать наше предприятие особо не возникло. И всю боль этого переходного периода на современные "рыночные рельсы" взяли на себя сотрудники предприятия.

П.Д.: К слову об уникальных сотрудниках предприятия, о художниках. Как много их в штате? И главное – многие ли из них обладают уникальной технологией росписи по дереву, сохранившейся через век, через века?

Е.К.: На сегодняшний день численность нашего предприятия составляет 750 человек. В составе 22 заслуженных художника Российской Федерации, 20 членов Союза художников Российской Федерации, 15 мастеров народных художественных промыслов. Коллектив, конечно, очень уникален, и такой плеяды не найдешь больше нигде в нашей стране, и не только в нашей стране, но и за рубежом. С 2008 года – с кризиса – численность предприятия сократилась вдвое. К сожалению, потерь мы не избежали, но тем не менее самые выдающиеся художники, конечно, сохранены.

П.Д.: Елена Валентиновна, а как за век изменилась технология производства народных промыслов, в частности хохломы?

Е.К.: Вы знаете, это такой каверзный вопрос, потому что на самом деле хохлома не предполагает наличия изменения технологий. Мы, как и 300 лет назад, бьем баклуши, варим льняное масло и производим обжиг в печах. Ничего другого у нас нет.

П.Д.: Вы сегодня для наших телезрителей устроили настоящий праздник хохломы, приехали не с пустыми руками. Расскажите, что у нас на столе.

Е.К.: У нас на столе, конечно, самые знаковые вещи.

Первая вещь – это яйцо с ликом Николая Чудотворца. Оно очень характеризует вообще возникновение самой хохломы, потому что хохлома произошла от иконописи, и уже только потом она стала воплощаться на изделиях. Поэтому, конечно, на нашем предприятии есть уникальная иконописная мастерская, в 1991 году она была возрождена, и по тем старым технологиям расписываются иконы.

Следующее изделие – это всеми любимая матрешка. Семеновская матрешка, хохломская матрешка – это бренд России, известный во всем мире. Производство именно матрешки на нашем предприятии занимает тоже достаточно серьезные объемы.

П.Д.: Давайте сразу уточним. Насколько дорогое удовольствие сегодня приобрести, например, матрешку?

Е.К.: Ценовая категория по матрешке колеблется от 150 рублей и до нескольких десятков тысяч. Все зависит от размера, авторства и уникальности этого изделия.

Следующее изделие характеризует уникальность не только наших художников, но еще и наших резчиков, которые умело могут "посадить" и уточку, и птичку на свое изделие. Это, конечно, все выполнено ручным трудом из цельного дерева, поэтому эти изделия тоже уникальные. Точно так же, как и лебедь, представленный рядом со мной. Выполнено все из цельного дерева уникальными резчиками, которые у нас тоже именитые и имеют звания.

П.Д.: Скажите, а бытовое применение для этих произведений искусства есть?

Е.К.: Да. Наша фабрика отличается тем, что мы проходим добровольную сертификацию изделий и выдерживаем всю технологию. 120-градусный обжиг на протяжении всего цикла, практически 15 раз проходит обжиг, поэтому эта посуда абсолютно безопасна и пригодна для использования даже для горячих продуктов. Все лаки, все красители – натуральные и пригодные для контакта с пищевыми продуктами.

П.Д.: Елена Валентиновна, я смотрю на вас и наслаждаюсь – какие красивые у вас украшения! Я так понимаю, что это тоже хохлома?

Е.К.: Конечно, это тоже хохлома, и это тоже одно из направлений. Несколько лет мы занимаемся разработкой украшений, бижутерии. В прошлом году у нас была создана уникальная коллекция совместно с нижегородскими дизайнерами. Была создана коллекция одежды и уникальной бижутерии, уникальных украшений. Они очень красивые, очень достойные. Пока они созданы в единственном экземпляре (вот эта коллекция), но мы движемся вперед и считаем, что это наше недалекое будущее, когда у нас уже будет достаточно широкая и доступная для каждого покупателя коллекция.

П.Д.: Елена Валентиновна, где спрос, там есть и конкуренция, а где конкуренция, там появляются подделки. Скажите, пожалуйста, как отличить оригинал от подделки, если мы говорим про хохлому?

Е.К.: Наши изделия настолько качественные по высокохудожественной росписи, по качеству отделки, по лакам. Они не допускают никаких вкраплений, никаких шероховатостей. Самое первое. Если горит изделие – значит, это хохлома. Если оно тусклое, блеклое, размазанное – это, конечно, уже говорит о том, что это не оригинальное изделие. Помимо этого у нас есть еще защитные товарные знаки, голографические наклейки на каждом изделии, этикетки и фирменная упаковка, где стоит символ фабрики – "СХР".

П.Д.: Елена Валентиновна, а могли бы вы в завершение нашей беседы вспомнить самый необычный заказ?

По заказу компании British Airways, 10 бортов авиалайнеров расписаны нашим рисунком.

Е.К.: Наверное, все-таки это были крупные изделия, фестивальные изделия – большие самовары, трехведерные. В прошлом году мы расписали серию iPad к Новому году. Нельзя забывать о заказе компании British Airways, когда были 10 бортов авиалайнеров расписаны нашим рисунком.

П.Д.: Елена Валентиновна, позвольте в завершение еще и личный вопрос: а как вы пришли на фабрику, и что для вас хохлома?

Е.К.: Я пришла на фабрику 6 лет назад совсем из другой отрасли. Но единожды попадешь в эту сказку, в эту уникальность, один раз пройдешься по цехам, когда там творят художники, – это из сердца не уйдет никогда.

П.Д.: Елена Валентиновна, большое вам спасибо, что нашли время и приехали к нам в студию. Пожелаю новых славных страниц в летописи вашего предприятия. Всем сотрудникам и вам лично хочу сказать большое спасибо за ваше трепетное отношение к прошлому.

Е.К.: Спасибо и вам.

П.Д.: У нас в гостях была генеральный директор фабрики "Хохломская роспись" из Нижегородской области Елена Краюшкина. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск