Елена Краюшкина: Наш ресурс – это всегда только люди, других богатств наше предприятие не имеет
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/elena-krayushkina-nash-21111.html Павел
Давыдов: "Искусство, хранящее в себе солнце и тепло человеческих рук"
– так называют Хохлому. Хохломской промысел насчитывает более трех столетий. Он
зародился в нижегородском Заволжье, его центром было село Хохлома. Со временем
"хохломой" стали называть и сами изделия – в основном деревянную
посуду (ложки, чашки, блюда), а также детскую мебель и мелкую домашнюю утварь,
сувениры. Особенность хохломской росписи — в характерном золотистом цвете,
который получают без применения золота в результате длительной и сложной
предварительной обработки изделия. За многовековую историю хохломской промысел
претерпел немало взлетов и падений.
В
этом году исполняется 100 лет фабрике "Хохломская роспись". Это
крупнейшее предприятие народных художественных промыслов в Нижегородской
области. Сегодня у нас в гостях – директор фабрики Елена Краюшкина. Елена
Валентиновна, здравствуйте.
Елена
Краюшкина: Здравствуйте.
П.Д.:
Позвольте поздравить вас, а в вашем лице и всех сотрудников фабрики, да и всех
нижегородцев с юбилеем вашего предприятия. Я знаю, что несколько дней назад на
международном фестивале "Золотая хохлома" прошла торжественная
церемония празднования. Как отметили?
Е.К.:
Огромное спасибо за поздравления. Очень приятно получить такие добрые слова.
Праздник прошел замечательно, грандиозно, собрал большую группу любителей и
ценителей нашего искусства, большое количество почитателей со всех уголков
России, в том числе большая делегация была из города Москвы. Был создан
специальный туристический поезд. Мы провели флешмобы, мы провели уникальные
выставки. В общем, было звездно, ярко и красиво.
П.Д.:
Как долго готовились к торжеству?
Е.К.: Мы
начали готовиться с февраля, потому что событие очень уникальное по своей
природе, и каждый фестиваль несет в себе… Бренд фестиваля, символ фестиваля –
это уникальное изделие, которое мы делаем к каждому фестивалю. И как раз работа
над этим изделием практически уникальная. Панно создавалось три месяца большим
количеством художников.
П.Д.:
А для вас как для руководителя крупнейшего предприятия народных промыслов эта
дата что значит?
Е.К.:
Вообще, мы считаем, что это праздник мастеров, праздник художников, которые
этот праздник заслужили своим тяжелым искусством, своим тяжелым каждодневным
упорным трудом, требующим большого мастерства, сноровки и большого опыта
работы. Поэтому в первую очередь это праздник для них. И, конечно, второе
направление – это популяризация нашего искусства, нашего промысла, в первую
очередь для молодежи. Этот фестиваль несет в себе сочетание давних традиций и
новых направлений.
П.Д.:
Скажите, пожалуйста, а как сегодняшняя молодежь относится к народным промыслам,
и в частности к хохломе?
Е.К.: За
последние годы произошел всплеск интереса и всплеск патриотизма, и это мы очень
сильно ощущаем на себе. Наше предприятие каждый день открыто для гостей, для
туристов. Очень много молодежи сейчас приезжает – и учебные заведения, и школы,
и просто молодежные группы.
П.Д.:
Елена Валентиновна, 100 лет фабрике "Хохломская роспись". Скажите, а
какие страницы в истории предприятия стали переломными? Все-таки 100 лет – это
век, это большой срок.
Практически
вся советская армия в годы Великой Отечественной войны использовала наши
деревянные ложки, а весь металл шел на боеприпасы и орудия.
Е.К.: Вы
знаете, когда мы готовились к праздничным мероприятиям, очень много потратили
усилий на изучение своих архивных материалов и своих запасников. Конечно, за
100 лет их накопилось очень много. Хочется отметить наиболее яркие четыре этапа
в жизни предприятия.
Первый – это момент
революции, когда рушились храмы, менялся весь уклад жизни страны. Но школа,
созданная еще до революции земством, была поддержана новым руководством
республики на тот момент. И уже буквально через 10 лет предприятие стало
называться артель "Экспорт" (уже само название о многом говорит) и
начало принимать участие в различных международных выставках.
Следующим этапом был,
конечно, грустный момент – Великая Отечественная война. Надо сказать о том, что
война практически выиграна – ну, громко сказано, но тем не менее – нашей
ложкой. С 9 июля 1941 года ежедневный план был доведен для фабрики – выпуск 10
тысяч ложек в день. Это несметное количество. Надо понимать, что они
выполнялись только руками. Люди работали, чтобы выполнить такой план, целыми
сутками. Они спали в цехах по очереди, по 1–2 часа. Мы понимаем, что металлических
ложек в войсках не было, и практически вся советская армия использовала наши
деревянные ложки, а весь металл шел на боеприпасы и орудия.
Следующий этап – это
советское время. Оно было очень насыщенное, потому что любили хохлому
руководители ЦК КПСС, большие деятели. Она очень ценилась для подарка всем
послам других стран. И президентам других стран, конечно, дарилась в первую
очередь хохлома. Поэтому были специальные институты, которые развивали наш
промысел, были интересные учреждения, которые помогали реализовать на экспорт.
В общем, это был расцвет для нашего предприятия.
И, наверное, еще один из
этапов – это момент приватизации. Конечно, от него никуда не уйти. Поскольку
наш ресурс – это всегда только люди, других богатств наше предприятие не имеет,
поэтому желающих приватизировать наше предприятие особо не возникло. И всю боль
этого переходного периода на современные "рыночные рельсы" взяли на
себя сотрудники предприятия.
П.Д.:
К слову об уникальных сотрудниках предприятия, о художниках. Как много их в
штате? И главное – многие ли из них обладают уникальной технологией росписи по
дереву, сохранившейся через век, через века?
Е.К.: На
сегодняшний день численность нашего предприятия составляет 750 человек. В
составе 22 заслуженных художника Российской Федерации, 20 членов Союза
художников Российской Федерации, 15 мастеров народных художественных промыслов.
Коллектив, конечно, очень уникален, и такой плеяды не найдешь больше нигде в
нашей стране, и не только в нашей стране, но и за рубежом. С 2008 года – с
кризиса – численность предприятия сократилась вдвое. К сожалению, потерь мы не
избежали, но тем не менее самые выдающиеся художники, конечно, сохранены.
П.Д.:
Елена Валентиновна, а как за век изменилась технология производства народных
промыслов, в частности хохломы?
Е.К.: Вы
знаете, это такой каверзный вопрос, потому что на самом деле хохлома не
предполагает наличия изменения технологий. Мы, как и 300 лет назад, бьем
баклуши, варим льняное масло и производим обжиг в печах. Ничего другого у нас
нет.
П.Д.:
Вы сегодня для наших телезрителей устроили настоящий праздник хохломы, приехали
не с пустыми руками. Расскажите, что у нас на столе.
Е.К.: У
нас на столе, конечно, самые знаковые вещи.
Первая вещь – это яйцо с
ликом Николая Чудотворца. Оно очень характеризует вообще возникновение самой
хохломы, потому что хохлома произошла от иконописи, и уже только потом она
стала воплощаться на изделиях. Поэтому, конечно, на нашем предприятии есть
уникальная иконописная мастерская, в 1991 году она была возрождена, и по тем
старым технологиям расписываются иконы.
Следующее изделие – это
всеми любимая матрешка. Семеновская матрешка, хохломская матрешка – это бренд
России, известный во всем мире. Производство именно матрешки на нашем
предприятии занимает тоже достаточно серьезные объемы.
П.Д.:
Давайте сразу уточним. Насколько дорогое удовольствие сегодня приобрести,
например, матрешку?
Е.К.:
Ценовая категория по матрешке колеблется от 150 рублей и до нескольких десятков
тысяч. Все зависит от размера, авторства и уникальности этого изделия.
Следующее изделие
характеризует уникальность не только наших художников, но еще и наших резчиков,
которые умело могут "посадить" и уточку, и птичку на свое изделие.
Это, конечно, все выполнено ручным трудом из цельного дерева, поэтому эти
изделия тоже уникальные. Точно так же, как и лебедь, представленный рядом со
мной. Выполнено все из цельного дерева уникальными резчиками, которые у нас
тоже именитые и имеют звания.
П.Д.:
Скажите, а бытовое применение для этих произведений искусства есть?
Е.К.:
Да. Наша фабрика отличается тем, что мы проходим добровольную сертификацию
изделий и выдерживаем всю технологию. 120-градусный обжиг на протяжении всего
цикла, практически 15 раз проходит обжиг, поэтому эта посуда абсолютно
безопасна и пригодна для использования даже для горячих продуктов. Все лаки,
все красители – натуральные и пригодные для контакта с пищевыми продуктами.
П.Д.:
Елена Валентиновна, я смотрю на вас и наслаждаюсь – какие красивые у вас
украшения! Я так понимаю, что это тоже хохлома?
Е.К.:
Конечно, это тоже хохлома, и это тоже одно из направлений. Несколько лет мы
занимаемся разработкой украшений, бижутерии. В прошлом году у нас была создана
уникальная коллекция совместно с нижегородскими дизайнерами. Была создана
коллекция одежды и уникальной бижутерии, уникальных украшений. Они очень
красивые, очень достойные. Пока они созданы в единственном экземпляре (вот эта
коллекция), но мы движемся вперед и считаем, что это наше недалекое будущее,
когда у нас уже будет достаточно широкая и доступная для каждого покупателя
коллекция.
П.Д.:
Елена Валентиновна, где спрос, там есть и конкуренция, а где конкуренция, там
появляются подделки. Скажите, пожалуйста, как отличить оригинал от подделки,
если мы говорим про хохлому?
Е.К.:
Наши изделия настолько качественные по высокохудожественной росписи, по
качеству отделки, по лакам. Они не допускают никаких вкраплений, никаких
шероховатостей. Самое первое. Если горит изделие – значит, это хохлома. Если
оно тусклое, блеклое, размазанное – это, конечно, уже говорит о том, что это не
оригинальное изделие. Помимо этого у нас есть еще защитные товарные знаки,
голографические наклейки на каждом изделии, этикетки и фирменная упаковка, где
стоит символ фабрики – "СХР".
П.Д.:
Елена Валентиновна, а могли бы вы в завершение нашей беседы вспомнить самый
необычный заказ?
По
заказу компании British Airways, 10 бортов авиалайнеров расписаны нашим
рисунком.
Е.К.:
Наверное, все-таки это были крупные изделия, фестивальные изделия – большие
самовары, трехведерные. В прошлом году мы расписали серию iPad к Новому году. Нельзя забывать о
заказе компании British Airways, когда были 10 бортов
авиалайнеров расписаны нашим рисунком.
П.Д.:
Елена Валентиновна, позвольте в завершение еще и личный вопрос: а как вы пришли
на фабрику, и что для вас хохлома?
Е.К.: Я
пришла на фабрику 6 лет назад совсем из другой отрасли. Но единожды попадешь в
эту сказку, в эту уникальность, один раз пройдешься по цехам, когда там творят
художники, – это из сердца не уйдет никогда.
П.Д.:
Елена Валентиновна, большое вам спасибо, что нашли время и приехали к нам в
студию. Пожелаю новых славных страниц в летописи вашего предприятия. Всем
сотрудникам и вам лично хочу сказать большое спасибо за ваше трепетное
отношение к прошлому.
Е.К.:
Спасибо и вам.
П.Д.:
У нас в гостях была генеральный директор фабрики "Хохломская роспись"
из Нижегородской области Елена Краюшкина.