Елена Кудряшова: Готовить специалистов нужно не абстрактно, а под заказ конкретных предприятий
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/elena-kudryashova-v-24052.html
Павел Давыдов: Подготовка кадров для освоения
арктических территорий, научные исследования Арктики, создание проектов по развитию
северного региона России – такие задачи сегодня стоят перед Северным (Арктическим)
федеральным университетом имени Ломоносова, который появился в 2010 году на
базе Архангельского государственного технического университета. Концепция вуза создавалась
с учетом уникальных особенностей Русского Севера. Под эгидой САФУ собраны разнопрофильные
образовательные учреждения региона. А главное – это единственный из ведущих вузов
страны, расположенный на сухопутной территории арктической зоны России.
О подготовке кадров, исследовательской
работе и уникальных проектах по освоению Арктики мы поговорим с Еленой Кудряшовой,
ректором Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова. Пожалуйста,
присаживайтесь, Елена Владимировна.
Елена Кудряшова: Здравствуйте.
П.Д.: Здравствуйте. Очень рады вас видеть.
За шесть лет существования САФУ, как мне кажется, вы выдержали настоящий "экзамен
по Арктике" (так мы обозначили тему этой студии), ведь в становлении университета
было не так все просто. Скажите, какой путь вам пришлось пройти, чтобы сегодня этот
вуз стал одним из ведущих в стране?
Е.К.: На самом деле в состав федерального университета,
конечно, вошли ведущие вузы региона, ведущие колледжи региона. За это время мы установили
очень серьезные связи с предприятиями, работающими в Арктике – в частности с Объединенной
строительной корпорацией и предприятиями города Северодвинска, такими как "Севмаш",
"Звездочка", "Арктика", с Архангельским целлюлозно-бумажным
комбинатом, Котласским целлюлозно-бумажным комбинатом, нефтегазодобывающими компаниями,
работающими на шельфе, с "Севералмазом" (дочкой "Алросы") и
многими другими компаниями.
Потому что мы
понимали, что готовить специалистов нужно не абстрактно, а под заказ конкретных
предприятий. И эти предприятия должны участвовать и в составлении образовательных
программ, в составлении образовательных стандартов, в формулировке тем квалификационных
работ, они должны предоставлять места практик и обеспечивать дальнейшее трудоустройство.
П.Д.: Елена Владимировна, насколько я
знаю, этот процесс укрупнения и объединения разнопрофильных образовательных учреждений
региона вызвал разную полемику – вплоть до того, что некоторые болезненно восприняли
этот процесс. Как удалось найти компромисс?
Е.К.: Ну, все новое всегда вызывает разное
отношение к себе. Это абсолютно естественный процесс. Когда в 2009 году мы
разрабатывали еще только стратегию создания федерального университета – уже на том
этапе нам удалось объединить и руководителей тогдашних учебных заведений, руководителей
предприятий, профсоюзов, общественных объединений и даже подключить Русскую православную
церковь. Когда к нам приехала экспертная комиссия, которой мы должны были представлять
свою концепцию, они увидели, что регион, в принципе, готов к тому, чтобы именно
там возник Северный (Арктический) федеральный университет.
У нас очень серьезные
конкурсы на специальности, связанные со строительством зданий и сооружений,
дорог и аэродромов в высоких широтах.
П.Д.: Елена Владимировна, когда в январе
этого года вы вновь вернулись на пост ректора, вы заявили о том, что "университет
ждет перезагрузка". Более того, вы сказали, что "САФУ должен стать по-настоящему
социально ответственным вузом". Что вы имели в виду? И насколько близки к этой
цели?
Е.К.: Мы очень много вкладывали в материальную
базу развития университета, закупали необходимое научное, учебное оборудование суперсовременное,
делали ремонт помещений под это оборудование, обучали наших преподавателей и сотрудников
новым технологиям ведущих российских и зарубежных центров, организовывали программы
мобильности для студентов и аспирантов.
А теперь настало
время от железа перейти к человеку, поэтому у нас объявлена программа "САФУ
– мой дом". САФУ – социально ответственный вуз, и мы пытаемся использовать
lean-технологии, которые
раньше использовались только в промышленности, но теперь и в руководстве вузом.
Это эффективное использование имеющихся ресурсов и вовлечение всех студентов, преподавателей,
сотрудников в те процессы, которые происходят в университете.
П.Д.: На сайте САФУ я нашел следующую
информацию, что университет ведет подготовку специалистов для освоения и развития
северных территорий по инженерным, техническим, математическим и естественнонаучным,
а также гуманитарным направлениям. Скажите, а какие факультеты сегодня пользуются
наибольшей популярностью?
Е.К.: Нас очень радует, что в последние годы
большой популярностью пользуются инженерные, технические и естественнонаучные. У
нас, например, очень хорошие конкурсы в Институт судостроения и морской арктической
техники, который наш филиал, в Северодвинске расположен, это центр атомного судостроения
российского. У нас очень серьезные конкурсы на специальности, связанные со строительством
зданий и сооружений, дорог и аэродромов в высоких широтах.
Большие конкурсы
на специальности, связанные с разведкой, добычей, переработкой углеводородного сырья.
Причем это не только нефть и газ, но и алмазы, потому что на территории нашего региона
два больших алмазоносных месторождения – имени Ломоносова и имени Гриба. У нас очень
хорошие конкурсы на специальности, связанные с энергетикой. А энергетика в северных
условиях – это чрезвычайно важная задача, потому что наряду с традиционными видами
еще и гибридные системы используются, и биоресурс очень активно используется.
П.Д.: То есть жить в Арктике и не уметь
работать руками – это просто невозможно.
Е.К.: Конечно. Но с другой стороны, Арктика
– это территория диалога и международного, и российского. И большое количество коренных
малочисленных народов здесь проживает. И поэтому совершенно естественно, что регионоведение,
международные отношения, культурология, межкультурная коммуникация тоже являются
весьма популярными среди абитуриентов.
П.Д.: На этом фоне, конечно же, интересен
вопрос: из каких регионов чаще всего приезжают к вам учиться?
Е.К.: У нас сейчас обучаются ребята из
35 регионов, то есть практически значительная часть Российской Федерации представлена.
Кроме того, порядка 450 иностранных студентов на программе полного курса обучения.
И сегодня где-то 200 студентов, которые приехали учиться на семестровые программы.
И как ни странно, это не только представители стран арктического региона, но это
и страны-наблюдатели Арктического совета (Китай, Южная Корея, Япония), то есть страны
Востока, Латинской Америки, даже Африки представлены.
П.Д.: САФУ уделяет особенно внимание современным
подходам обучения. А в чем инновационность?
Е.К.: Мы, например, уже давно начали работать
с так называемыми сетевыми образовательными программами. Когда мы понимаем, что
собственных ресурсов не хватает, мы выходим на своих партнеров, подключаем их. Это
и ведущие предприятия, и ведущие вузы. У нас уже несколько лет успешно действует
сеть 10 федеральных университетов, и в рамках сети федеральных университетов
реализуется порядка 35 сетевых образовательных программ. Это и уровень и бакалавриата,
и специалитета, и магистратуры, и аспирантские программы.
И это действительно
нечто новое, чего прежде не существовало. Раньше вузы опирались на свои собственные
силы. А теперь мы понимаем, что в стране созданы центры компетенции серьезные, каждый
в чем-то своем хорош. И, объединяясь друг с другом, мы можем реально готовить качественных
специалистов, нужных и востребованных в нашей стране.
П.Д.: Елена Владимировна, а в каких арктических
проектах сегодня могут принять участие студенты и аспиранты?
Е.К.: Мы, например, очень большое внимание
уделяем экспедиционной деятельности. За годы существования федерального университета
у нас порядка 35 арктических экспедиций организовано. Наверняка на слуху у
всех экспедиции по очистке Арктики. Наши ребята каждый год в рамках студенческого
отряда работаю на Земле Франца-Иосифа, на разных островах, и очищают Арктику.
П.Д.: И исследуют.
Е.К.: И исследуют. И потом, конечно, уникальный
проект, единственный в мире – это Арктический плавучий университет, наше совместное
детище с Росгидрометом. На борту теплохода "Профессор Молчанов" каждое
лето наш студенты, аспиранты (уже порядка 35 организаций принимают участие
в организации и деятельности экспедиции) бороздят просторы Северного Ледовитого
океана, изучают флору, фауну, изменения климата, льды. Эта экспедиция уже получила
очень широкий отклик. И у нас есть премия Русского географического общества, Арктический
совет обратил серьезное внимание на нашу экспедицию. Ну и Год экологии, и в разделе
"Арктика" одним из основных мероприятий как раз прописан наш Арктический
плавучий университет.
"Экзамен по Арктике". Как его
помогает сдать Северный (Арктический) федеральный университет? Продолжаем разговор
с ректором Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова Еленой
Кудряшовой.
П.Д.: Следующий год – Год экологии. Я
знаю, что в САФУ в связи с этим запланирована большая программа. Что именно будет
сделано, помимо этой плавучей экспедиции?
Е.К.: Самым главным мероприятием, безусловно,
станет IV международный форум "Арктика – территория диалога", который
запланирован на 29–30 марта 2017 года, с участием очень серьезных людей,
которые управляют нашими государствами арктическими. Тема: "Человек в Арктике".
А значит – вся совокупность нынешних проблем и перспектив развития Арктики будет
рассмотрена в рамках этого форума.
П.Д.: САФУ – это научный инновационный
центр. А что собой представляет вот эта исследовательская работа? В двух словах
мы поговорили о том, что проводится работа по изучению территории, но ведь это,
наверное, далеко не все.
Е.К.: Конечно, это далеко не все, потому что
очень серьезная работа проводится и по изучению флоры и фауны. Возможности использования,
например, водорослей, растений, которые произрастают в арктической зоне, и их переработка
для целей медицины, фармакологии, безопасности питания и так далее.
Очень серьезные
исследования проводятся в области использования древесины, торфа и отходов производств
лесопильно-деревообрабатывающей промышленности для создания пеллет – это биотопливо,
которое считается экологически чистым и больший эффект дает, чем традиционные и
другие виды топлива.
Мы исследуем
последствия запусков с космодрома Плесецк, где на сегодняшний день большая часть
непилотируемых запусков осуществляется. И теперь выиграли мегагрант, в рамках которого
будем изучать логику прохождения разного рода веществ, попадания их в пищевую цепочку
и, соответственно, влияния на организм человека и животных в Арктике.
П.Д.: Скажите, пожалуйста, я знаю, что
у САФУ были планы по созданию большого студенческого кампуса. Удалось продвинуться
в этой цели?
Е.К.: Такие вопросы не решаются одним или двумя
годами.
П.Д.: Конечно.
Е.К.: Но мы на пути создания единого кампуса.
Кампус у нас одержит и лабораторные корпуса, и учебные корпуса, общежития. В частности,
в кампусе есть в том числе центры коллективного пользования научным оборудованием.
Сейчас строится еще один Центр коллективного пользования научным оборудованием,
мы его надеемся уже запустить в первом квартале 2017 года. У нас есть Центр
космического мониторинга Арктики. У нас уникальный Интеллектуальный центр, где есть
и научная библиотека, и Музей занимательной науки, и филиалы ряда российских музеев
(например, Русского музея), и многое другое. И это доступно…
У нас каждый год преподают
от 50 до 60 визит-профессоров. Это, как правило, выдающиеся российские и
зарубежные ученые, связанные с Арктикой и разными ее проблемами.
П.Д.: Это не университет, а это целая
вселенная! Столько всего!
Е.К.: Да. И университет открыт вообще для посещения
всеми, кто живет в городе Архангельск или приезжает в Архангельск по своим делам
или для участия в каких-то мероприятиях. То есть мы открытая территория, мы социально
ответственный вуз.
П.Д.: А конкурс среди преподавателей у
вас есть? Мы с этой стороны еще с вами не зашли.
Е.К.: Да, безусловно, у нас очень серьезный
конкурс со стороны преподавателей. У нас порядка 300 человек прошли обучение
по разным программам, например, в "Сколково", кроме того, и в других ведущих
российских и зарубежных центрах. Мы приглашаем к себе визит-профессоров, у нас каждый
год от 50 до 60 визит-профессоров. Это, как правило, наши выдающиеся российские
и зарубежные ученые, связанные с Арктикой и разными ее проблемами. И я думаю, что
за шесть лет деятельности федерального университета нам удалось вырастить когорту
молодых инициативных…
П.Д.: В меру амбициозных, я уверен.
Е.К.: …в меру амбициозных, конечно, преподавателей,
которые готовы работы со студентами, готовы жить и работать в Арктике.
П.Д.: А главное, Елена Владимировна, они
готовы работать с вами. Дело в том, что вас называют Руководителем с большой буквы.
Вы создали модель управления вузом настолько эффективную, что другие руководители
и другие ректоры, я знаю, пытаются ее позаимствовать.
Е.К.: Я всегда убеждена в том, что, конечно,
от роли руководителя зависит много, но один в поле не воин. И для того, чтобы свершились
какие-либо планы, всегда должна быть хорошая команда. И к этой команде нужно относиться
внимательно, эту команду нужно создавать, мотивировать, стимулировать, обучать.
Поэтому то, что сейчас есть в вузе, – это результат работы большого количества людей.
Мы сейчас в течение
2016 года отрабатываем программу развития университета "Университет 3.0"
вместе с нашими коллегами из "Сколково", вместе с нашими коллегами из
других ведущих российских центров, потому что понимаем, что наша система образования
должна сделать качественный рывок вперед. И мы должны обойти существующие ныне ведущие
вузы мира, применив новые технологии и в образовании, и в научно-исследовательской
деятельности.
П.Д.: Елена Владимировна, большое вам
спасибо. Очень красочно, интересно, обстоятельно рассказали о деятельности САФУ.
А главное – благодаря вам, уверен, многие наши телезрители уже теперь смогут выдержать
"экзамен по Арктике".
Е.К.: Спасибо.
П.Д.: Спасибо вам большое.
Среди великого множества экзаменов, которые
приходится сдавать студентам САФУ во время обучения, наверное, самым главным в их
жизни станет "экзамен по Арктике". Этот тест приходится сдавать каждый
год, ведь САФУ – не просто вуз, а это настоящая исследовательская и образовательная
машина, которая, уверен, поможет и дальше активно развивать и исследовать Арктику
– огромную кладовую нашей планеты. Главное – не навредить, а богатства, собранные
здесь, сохранить и приумножить, создавая при этом достойные условия для жизни людей
в этом фантастическом мире нетронутой природы.
Мы беседовали с Еленой Кудряшовой – профессором,
доктором философских наук, ректором Северного (Арктического) федерального университета
имени Ломоносова.