Елена Лимонова: Теория поколений применима, если профессия интеллектуально емкая и если регион экономически развит

Гости
Елена Лимонова
директор по развитию кадрового агентства «Стафф-АП»

Павел Давыдов: "Скажи мне, когда ты родился, и я скажу, кто ты". В данном случае речь идет не о знаках Зодиака. Согласно теории американских ученых, на Земле каждые 20 лет появляется новое поколение, представители которого имеют объединяющие личностные особенности характера, ума, поведения. И если учитывать, что жизненные ценности у людей формируются к 11–12 годам под влиянием исторических событий и модели воспитания в семье, то эти установки впоследствии влияют на все: взгляды на мир, отношение к работе, стиль потребления. Ученые даже используют определенную классификацию для разных поколений: X, Y, Z.

О поколениях X, Y, Z в "Большой стране" мы поговорим с экспертом по карьере и кадровому менеджменту Института МИРБИС, управляющим партнером крупного кадрового агентства Еленой Лимоновой. Елена, здравствуйте.

Елена Лимонова: Здравствуйте, Павел.

П.Д.: Нам дана непростая задача, где поколение X – это рожденное в СССР, поколение Y – появившиеся на свет во времена распада Советского Союза, и Z – это появившиеся в 2000-х годах.

Е.Л.: Да, абсолютно верно.

П.Д.: Я представил основы этой задачи, а выяснить нам нужно, какое же поколение самое требовательное. Поможете?

Е.Л.: Хороший вопрос, хорошая и интересная тема для обсуждения. Постараюсь помочь.

П.Д.: Итак, в чем же основное отличие этих поколений?

Е.Л.: Много отличий. Отличия могут быть в выборе профессии, отличия в построении карьеры, отличия в мотивации к работе, отличия в том, как они меняют место работы, как долго готовы работать на будущий результат, на будущую карьеру

Например, "иксы" – это люди, которым сегодня до 45 лет. Это люди, которые готовы делать карьеру постепенно, продолжительное время, step by step, двигаясь к своей конечной цели. Люди, которые одиночки. Люди, которые строят вертикальную жесткую карьеру, которые готовы двигаться в рамках этой карьеры длительное время, опять же повторюсь.

"Игреки" – это люди, которым сейчас 20–30 лет (некая пограничная цифра, которая отличает их от "иксов"). Это люди, которые хотят быстрого результата. Баланс работа/жизнь. "Just for fun" – это их девиз в жизни, в работе и в хобби в частности.

А "зеты" – это подрастающее поколение. Это сегодняшние курьеры, сегодняшние промо-модели, промо-специалисты. Это люди, которые постепенно будут замещать и "иксов", и "игреков" на рабочих местах.

П.Д.: Елена, а можем ли мы разобраться, какое поколение самое сложное из представленных?

Е.Л.: Самое сложное – это "игреки". Это люди, которым чужда лояльность к работодателям. Это люди, которые будут легко менять место работы, если вдруг им стало неинтересно. Если не сочетаются с их базовыми внутренними ценностями те ценности, которые компания пропагандирует, транслирует и соблюдает, они легко поменяют место работы.

П.Д.: Кстати, о поколении Y. Я читал информацию, что работодателям очень сложно с ними приходится – по той простой причине, что им крайне сложно сделать их счастливыми.

Е.Л.: Верно.

П.Д.: Поясните.

Е.Л.: Это люди, которые очень разделяют идеологические ценности. Люди, которые готовы помогать детям, старикам. Люди, которые возглавляют огромные волонтерские движения.

П.Д.: И общественные организации.

Е.Л.: В том числе. Они часто их создают, часто к ним примыкают как волонтеры. Им важно работать ради общей цели, ради общей миссии компании. И для них очень важна цель… даже не цель, наверное, а имя и фигура наставника, ментора, учителя. Не всегда компания это может предложить этим людям. Цели могут быть более циничные, более оцифрованные в показателях, что будет чуждо и не интересно "игрекам".

П.Д.: Поколение Х – почему они не волонтеры? Мне казалось, что как раз возглавляют общественные организации и какие-то волонтерские группы именно представители поколения до 45 или даже после.

Е.Л.: Они больше про карьеру, больше про деньги, больше про власть. Это люди, для которых нет гендерных различий. Для них роль мужчины и женщины равна. Для них нет разницы, кто компанию возглавляет – мужчина либо женщина. Равные и жесткие условия для всех. Это люди бизнеса, люди ключевых позиций. Люди, которые хотят сделать будущее своих детей безоблачным, комфортным, финансово обеспеченным.

П.Д.: Вы описали определенную модель поведения, которая присуща разным поколениям. Скажите, пожалуйста, а меняется ли она как-то от региона, в котором живет человек, и от численности населения того или иного города?

Е.Л.: Конечно, меняется. Базовый момент состоит в том, что теория поколений применима лишь в двух случаях: если профессия интеллектуально емкая и если регион экономически развит. Тем самым нельзя разделять, условно, 25-летнего линейного работника склада и 45-летнего работника склада в разных городах – это будут люди с одинаковой мотивацией, они не будут отличаться, как классические X и Y, например.

Если "иксы" озабочены ипотечным кредитом, дорогостоящими покупками, то "игреки" не привязаны к дорогим вещам. С одной стороны, ценят бренды, а с другой – не готовы работать 15 лет ради отдачи ипотечного займа.

П.Д.: Есть еще одно расхожее выражение: если меняется система ценностей (хотя сегодня говорят, что она полностью разрушается), можно предположить, что в недалеком будущем нас ждет какая-то новая модель. Это действительно так? Или говорить о том, что система ценностей разрушена, все-таки пока не приходится?

Е.Л.: Сложный вопрос. Он хорош, наверное, в качестве такого вопроса риторического, без конкретного ответа на него. Абсолютно точно меняется поведение людей, меняются цели.

Опять же, если вернуться к потребностям "иксов" и "игреков". Если "иксы" озадачены и озабочены ипотечным кредитом, дорогостоящими покупками, дорогостоящими вложениями, то "игреки" не привязаны к дорогим вещам. Это люди, которые, с одной стороны, ценят бренды, а с другой – не готовы работать 15 лет ради отдачи ипотечного займа, например. Это люди, которые ценят свободу и ценят перемещение. В этом смысле, да, ценности могут меняться. Стираются границы между странами. "Игреки" более толерантные. Они толерантны к вероисповеданию своих коллег, толерантны к месту рождения этих людей. Это люди, которые знают два-три языка и легко путешествуют, меняют место работы, легко уходят во фриланс, легко работают удаленно, в отличие от "иксов".

П.Д.: Елена, вы описали черты характера, которые присущи разным поколениям. Скажите, пожалуйста, а вообще менять их можно (и нужно ли) для того, чтобы адаптировать того или иного человека к нынешним реалиям?

Е.Л.: Придется меняться управленцам. Придется меняться тем людям, которые руководят определенной категорией – "игреками", "иксами" либо "зетами", – учитывая особенности их поведения.

П.Д.: А кто должен заниматься этим – школа, семья, общество?

Е.Л.: Больше всех заинтересована компания-работодатель, потому что ей больше всех достается. Привлекать этих людей, удерживать талантов, развивать людей компании. Есть даже целые "департаменты счастья". Есть известная компания, которая в составе крупного HR-департамента имеет "департамент счастья". Это люди, которые выдают каждому новичку "книгу джедая", и по этой книге новые сотрудники проходят некий новый путь.

П.Д.: Скажите, пожалуйста, если мы говорим о "департаменте счастья", о котором вы только что рассказали, а не получается ли, что работодатель должен как минимум обладать какими-то психологическими навыками, чтобы менять поведение конкретного человека?

Е.Л.: Он должен понимать, что есть некоторые особенности у этого конкретного человека. Нельзя требовать одинаково у одного и другого представителей разных поколений. Даже момент с опозданием на оперативное собрание по-разному воспринимается "иксами" и "игреками". "Иксы" – это люди дисциплинированные, которые понимают, что рабочие ограничения, рабочая дисциплина – это норма, это догма в компании. Тогда как "игреки" могут к этому очень фривольно относиться, не считая это большой проблемой.

П.Д.: А поколение Z – это совсем другая группа. Они интуитивно находят общий язык с компьютером, со всевозможными гаджетами. У них свой мир, в который, к сожалению, они не всегда готовы впустить. Как же быть?

Е.Л.: Их еще иначе называют "поколение большого пальца" или "поколение одиночек". Это люди, которые не собираются ни в кучки, ни в команды. Это одиночки, по сути, действительно. За ними будущее. За ними новые прорывы в технологиях. За ними новые прорывы в производстве, возможно. Как ими управлять – это пока еще большой "черный ящик" для работодателя.

П.Д.: Кстати, мы с вами в эфире сегодня накануне 1 сентября. Ведь на школу возлагаются большие надежды, и действительно школа может изменить модель поведения, а не только семья. Может быть, какой-то совет учителям в этой ситуации можно дать, как вести себя правильно с поколением Z?

Е.Л.: К сожалению, не все школы готовы избегать "уравниловки" по отношению к детям, не все готовы видеть личность в каждом ученике. Это и понятно, потому что классы зачастую переполненные – 25–30 человек. Почти во всех школах это реальность. И каждому уделить время во время короткого урока почти невозможно. Здесь должна все-таки включаться и работа в семье, и работа в окружении, в социуме.

П.Д.: Если мы говорим о поколении Z, то в мои времена, когда я в школе учился, если кто-то хорошо разбирался в каких-то технических вопросах, их называли "вундеркиндами", даже иногда "поколением индиго" (но "индиго" позже появилось). А сегодня получается, что такие способности у поколения Z – это в порядке вещей.

Е.Л.: Это скорее норма, потому что они быстрее взрослеют, он быстрее осваивают то, что с трудом удавалось их родителям или даже, возможно, старшим братьям и сестрам. Это факт. Они по-другому мыслят, у них клиповое мышление. Они способны информацию быстро воспринимать и столь же быстро забывать, к сожалению.

"Бэби-бумеры" – поколение, рожденное после войны. Это люди, которые привыкли работать в коллективе, в команде, которые мыслят большими планами – пятилетки, десятилетки…

П.Д.: Говоря о поколениях, мы с вами забыли про важную группу населения – поколение от 45. А какая буква присуща им?

Е.Л.: "Бэби-бумеры" – так называют поколение, рожденное после войны. Это совсем другой тип людей. Это люди, которые привыкли работать в коллективе, в команде. Люди, которые мыслят большими планами – пятилетки, десятилетки. Вы наверняка помните это.

П.Д.: Конечно.

Е.Л.: Для них как раз важна гендерная привлекательность, гендерное неравенство. У них как раз таки делилась мужская и женская работа отдельно. Они очень не любят слово "карьерист", на их языке это "выскочка" – тот, кто стремится к другим показателям, который в коллективе обязательно появляется, и к нему негативный оттенок. Это поколение очень разнится от всех последующих.

П.Д.: А вам не кажется, что сегодня этому поколению "бэби-бумеров", как вы сказали, уделяется меньше внимания?

Е.Л.: К сожалению, да.

П.Д.: Этих людей забывают. И зачастую они лишаются работы из-за того, что поколение Y приходит им на смену и ведет себя иногда даже дерзко.

Е.Л.: Увы, да, потому что у поколения Y другой темп работы, они способны большие нагрузки выдерживать. Но "бэби-бумеры" более надежные. Это те самые люди, которые из компании вряд ли будут уходить, потому что они обижены, потому что им не нравится их работа. Но, к сожалению, конечно, если человек в возрасте 47–50 лет теряет работу, найти новую взамен предыдущей очень проблематично.

П.Д.: А мне кажется, мы забыли про еще одно поколение.

Е.Л.: Какое? G?

П.Д.: Про так называемое "ЯЯЯ" – "Я хочу все сразу, здесь и сейчас". Кто эти люди?

Е.Л.: Это "игреки". Это люди, которые хотят быстрого, немедленного результата. Более того, многие компании это берут на вооружение. Например, одна крупная известная компания, работающая в сфере общепита очень давно, взяла на вооружение стремление "игреков" получить быстрый результат за короткое время, используя следующий слоган: "Заработай за два дня на билет до Питера". Что это значит? Всего два дня – и деньги в кармане. И just for fun: билет до Питера – это интересно, это развлечение. Яркий пример.

П.Д.: Как вы считаете, а что влияет на появление таких людей, если мы говорим про поколение "ЯЯЯ": место жительства, их родители, экология, еда? В конце концов, может быть, космическое облучение?

Е.Л.: Мне думается, что им все доставалось очень легко. Это те люди, которые не прилагали усилий, делая карьеру. Это те люди, которые не вынуждены были зарабатывать себе и своим детям, как это делали наши родители – поколение "бэби-бумеров". И у них нет необходимости пробивать себе какой-то тоннель, пробивать себе какой-то сложный тернистый путь. Именно поэтому, мне кажется.

П.Д.: Как вы считаете, стоит ли уделять столько внимания разным поколениям, чтобы понять их сущность? Или все-таки люди разные, и нельзя всех, как говорится, под одну гребенку? Общей температуры по больнице не бывает.

Е.Л.: Конечно. Их можно рассматривать как отдельные исключения из правил иногда. Нужно понимать, что теория поколений работает на огромной, большой выборке, и не бывает похожих людей с одинаковой точкой зрения, безусловно.

П.Д.: Главное – найти подход к каждому человеку.

Е.Л.: Абсолютно верно, я согласна с вами.

П.Д.: Елена, большое вам спасибо за этот интересный и познавательный разговор. Мы с вами смогли определить, какое же поколение самое требовательное. И опять-таки важен подход к каждому человеку. Спасибо вам большое.

Е.Л.: Спасибо, Павел.

П.Д.: В студии "Большой страны" мы беседовали с экспертом по карьере и кадровому менеджменту Института МИРБИС Еленой Лимоновой.