Елена Лимонова: Теория поколений применима, если профессия интеллектуально емкая и если регион экономически развит
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/elena-limonova-teoriya-22138.html
Павел
Давыдов: "Скажи мне, когда ты родился, и я скажу, кто ты". В данном
случае речь идет не о знаках Зодиака. Согласно теории американских ученых, на Земле
каждые 20 лет появляется новое поколение, представители которого имеют
объединяющие личностные особенности характера, ума, поведения. И если
учитывать, что жизненные ценности у людей формируются к 11–12 годам под
влиянием исторических событий и модели воспитания в семье, то эти установки
впоследствии влияют на все: взгляды на мир, отношение к работе, стиль
потребления. Ученые даже используют определенную классификацию для разных
поколений: X, Y, Z.
О
поколениях X, Y, Z в "Большой стране" мы поговорим с экспертом по
карьере и кадровому менеджменту Института МИРБИС, управляющим партнером
крупного кадрового агентства Еленой Лимоновой. Елена, здравствуйте.
Елена
Лимонова: Здравствуйте, Павел.
П.Д.:
Нам дана непростая задача, где поколение X – это рожденное в СССР, поколение Y – появившиеся на свет во времена
распада Советского Союза, и Z –
это появившиеся в 2000-х годах.
Е.Л.:
Да, абсолютно верно.
П.Д.:
Я представил основы этой задачи, а выяснить нам нужно, какое же поколение самое
требовательное. Поможете?
Е.Л.:
Хороший вопрос, хорошая и интересная тема для обсуждения. Постараюсь помочь.
П.Д.:
Итак, в чем же основное отличие этих поколений?
Е.Л.:
Много отличий. Отличия могут быть в выборе профессии, отличия в построении
карьеры, отличия в мотивации к работе, отличия в том, как они меняют место
работы, как долго готовы работать на будущий результат, на будущую карьеру
Например, "иксы" – это люди, которым сегодня
до 45 лет. Это люди, которые готовы делать карьеру постепенно, продолжительное
время, step
by step, двигаясь к своей конечной цели. Люди,
которые одиночки. Люди, которые строят вертикальную жесткую карьеру, которые
готовы двигаться в рамках этой карьеры длительное время, опять же повторюсь.
"Игреки" – это люди, которым сейчас 20–30 лет
(некая пограничная цифра, которая отличает их от "иксов"). Это люди,
которые хотят быстрого результата. Баланс работа/жизнь. "Just for fun" – это их девиз в жизни, в работе
и в хобби в частности.
А "зеты" – это подрастающее поколение. Это
сегодняшние курьеры, сегодняшние промо-модели, промо-специалисты. Это люди,
которые постепенно будут замещать и "иксов", и "игреков" на
рабочих местах.
П.Д.:
Елена, а можем ли мы разобраться, какое поколение самое сложное из
представленных?
Е.Л.:
Самое сложное – это "игреки". Это люди, которым чужда лояльность к
работодателям. Это люди, которые будут легко менять место работы, если вдруг им
стало неинтересно. Если не сочетаются с их базовыми внутренними ценностями те
ценности, которые компания пропагандирует, транслирует и соблюдает, они легко
поменяют место работы.
П.Д.:
Кстати, о поколении Y. Я
читал информацию, что работодателям очень сложно с ними приходится – по той
простой причине, что им крайне сложно сделать их счастливыми.
Е.Л.:
Верно.
П.Д.:
Поясните.
Е.Л.:
Это люди, которые очень разделяют идеологические ценности. Люди, которые готовы
помогать детям, старикам. Люди, которые возглавляют огромные волонтерские
движения.
П.Д.:
И общественные организации.
Е.Л.: В
том числе. Они часто их создают, часто к ним примыкают как волонтеры. Им важно
работать ради общей цели, ради общей миссии компании. И для них очень важна
цель… даже не цель, наверное, а имя и фигура наставника, ментора, учителя. Не
всегда компания это может предложить этим людям. Цели могут быть более
циничные, более оцифрованные в показателях, что будет чуждо и не интересно
"игрекам".
П.Д.:
Поколение Х – почему они не волонтеры? Мне казалось, что как раз возглавляют
общественные организации и какие-то волонтерские группы именно представители поколения
до 45 или даже после.
Е.Л.:
Они больше про карьеру, больше про деньги, больше про власть. Это люди, для
которых нет гендерных различий. Для них роль мужчины и женщины равна. Для них
нет разницы, кто компанию возглавляет – мужчина либо женщина. Равные и жесткие
условия для всех. Это люди бизнеса, люди ключевых позиций. Люди, которые хотят
сделать будущее своих детей безоблачным, комфортным, финансово обеспеченным.
П.Д.:
Вы описали определенную модель поведения, которая присуща разным поколениям.
Скажите, пожалуйста, а меняется ли она как-то от региона, в котором живет
человек, и от численности населения того или иного города?
Е.Л.:
Конечно, меняется. Базовый момент состоит в том, что теория поколений применима лишь в двух случаях:
если профессия интеллектуально емкая и если регион экономически развит.
Тем самым нельзя разделять, условно, 25-летнего линейного работника склада и
45-летнего работника склада в разных городах – это будут люди с одинаковой
мотивацией, они не будут отличаться, как классические X и Y, например.
Если
"иксы" озабочены ипотечным кредитом, дорогостоящими покупками, то
"игреки" не привязаны к дорогим вещам. С одной стороны, ценят бренды,
а с другой – не готовы работать 15 лет ради отдачи ипотечного займа.
П.Д.:
Есть еще одно расхожее выражение: если меняется система ценностей (хотя сегодня
говорят, что она полностью разрушается), можно предположить, что в недалеком
будущем нас ждет какая-то новая модель. Это действительно так? Или говорить о
том, что система ценностей разрушена, все-таки пока не приходится?
Е.Л.:
Сложный вопрос. Он хорош, наверное, в качестве такого вопроса риторического,
без конкретного ответа на него. Абсолютно точно меняется поведение людей,
меняются цели.
Опять же, если вернуться к потребностям
"иксов" и "игреков". Если "иксы" озадачены и озабочены ипотечным
кредитом, дорогостоящими покупками, дорогостоящими вложениями, то
"игреки" не привязаны к дорогим вещам. Это люди, которые, с одной
стороны, ценят бренды, а с другой – не готовы работать 15 лет ради отдачи
ипотечного займа, например. Это люди, которые ценят свободу и ценят перемещение.
В этом смысле, да, ценности могут меняться. Стираются границы между странами.
"Игреки" более толерантные. Они толерантны к вероисповеданию своих
коллег, толерантны к месту рождения этих людей. Это люди, которые знают два-три
языка и легко путешествуют, меняют место работы, легко уходят во фриланс, легко
работают удаленно, в отличие от "иксов".
П.Д.:
Елена, вы описали черты характера, которые присущи разным поколениям. Скажите,
пожалуйста, а вообще менять их можно (и нужно ли) для того, чтобы адаптировать
того или иного человека к нынешним реалиям?
Е.Л.:
Придется меняться управленцам. Придется меняться тем людям, которые руководят
определенной категорией – "игреками", "иксами" либо
"зетами", – учитывая особенности их поведения.
П.Д.:
А кто должен заниматься этим – школа, семья, общество?
Е.Л.:
Больше всех заинтересована компания-работодатель, потому что ей больше всех
достается. Привлекать этих людей, удерживать талантов, развивать людей
компании. Есть даже целые "департаменты счастья". Есть известная
компания, которая в составе крупного HR-департамента имеет "департамент счастья". Это
люди, которые выдают каждому новичку "книгу джедая", и по этой книге
новые сотрудники проходят некий новый путь.
П.Д.:
Скажите, пожалуйста, если мы говорим о "департаменте счастья", о
котором вы только что рассказали, а не получается ли, что работодатель должен
как минимум обладать какими-то психологическими навыками, чтобы менять
поведение конкретного человека?
Е.Л.: Он
должен понимать, что есть некоторые особенности у этого конкретного человека.
Нельзя требовать одинаково у одного и другого представителей разных поколений.
Даже момент с опозданием на оперативное собрание по-разному воспринимается
"иксами" и "игреками". "Иксы" – это люди
дисциплинированные, которые понимают, что рабочие ограничения, рабочая дисциплина
– это норма, это догма в компании. Тогда как "игреки" могут к этому
очень фривольно относиться, не считая это большой проблемой.
П.Д.:
А поколение Z –
это совсем другая группа. Они интуитивно находят общий язык с компьютером, со
всевозможными гаджетами. У них свой мир, в который, к сожалению, они не всегда
готовы впустить. Как же быть?
Е.Л.: Их
еще иначе называют "поколение большого пальца" или "поколение
одиночек". Это люди, которые не собираются ни в кучки, ни в команды. Это
одиночки, по сути, действительно. За ними будущее. За ними новые прорывы в
технологиях. За ними новые прорывы в производстве, возможно. Как ими управлять
– это пока еще большой "черный ящик" для работодателя.
П.Д.:
Кстати, мы с вами в эфире сегодня накануне 1 сентября. Ведь на школу
возлагаются большие надежды, и действительно школа может изменить модель
поведения, а не только семья. Может быть, какой-то совет учителям в этой
ситуации можно дать, как вести себя правильно с поколением Z?
Е.Л.: К
сожалению, не все школы готовы избегать "уравниловки" по отношению к
детям, не все готовы видеть личность в каждом ученике. Это и понятно, потому
что классы зачастую переполненные – 25–30 человек. Почти во всех школах это
реальность. И каждому уделить время во время короткого урока почти невозможно.
Здесь должна все-таки включаться и работа в семье, и работа в окружении, в
социуме.
П.Д.:
Если мы говорим о поколении Z,
то в мои времена, когда я в школе учился, если кто-то хорошо разбирался в
каких-то технических вопросах, их называли "вундеркиндами", даже
иногда "поколением индиго" (но "индиго" позже появилось). А
сегодня получается, что такие способности у поколения Z – это в порядке вещей.
Е.Л.:
Это скорее норма, потому что они быстрее взрослеют, он быстрее осваивают то,
что с трудом удавалось их родителям или даже, возможно, старшим братьям и
сестрам. Это факт. Они по-другому мыслят, у них клиповое мышление. Они способны
информацию быстро воспринимать и столь же быстро забывать, к сожалению.
"Бэби-бумеры"
– поколение, рожденное после войны. Это люди, которые привыкли работать в
коллективе, в команде, которые мыслят большими планами – пятилетки, десятилетки…
П.Д.:
Говоря о поколениях, мы с вами забыли про важную группу населения – поколение
от 45. А какая буква присуща им?
Е.Л.: "Бэби-бумеры"
– так называют поколение, рожденное после войны. Это совсем другой тип людей.
Это люди, которые привыкли работать в коллективе, в команде. Люди, которые
мыслят большими планами – пятилетки, десятилетки. Вы наверняка помните это.
П.Д.:
Конечно.
Е.Л.:
Для них как раз важна гендерная привлекательность, гендерное неравенство. У них
как раз таки делилась мужская и женская работа отдельно. Они очень не любят
слово "карьерист", на их языке это "выскочка" – тот, кто
стремится к другим показателям, который в коллективе обязательно появляется, и
к нему негативный оттенок. Это поколение очень разнится от всех последующих.
П.Д.:
А вам не кажется, что сегодня этому поколению "бэби-бумеров", как вы
сказали, уделяется меньше внимания?
Е.Л.: К
сожалению, да.
П.Д.:
Этих людей забывают. И зачастую они лишаются работы из-за того, что поколение Y приходит им на смену и ведет себя
иногда даже дерзко.
Е.Л.:
Увы, да, потому что у поколения Y другой темп работы, они способны большие
нагрузки выдерживать. Но "бэби-бумеры" более надежные. Это те самые
люди, которые из компании вряд ли будут уходить, потому что они обижены, потому
что им не нравится их работа. Но, к сожалению, конечно, если человек в возрасте
47–50 лет теряет работу, найти новую взамен предыдущей очень проблематично.
П.Д.:
А мне кажется, мы забыли про еще одно поколение.
Е.Л.:
Какое? G?
П.Д.:
Про так называемое "ЯЯЯ" – "Я хочу все сразу, здесь и
сейчас". Кто эти люди?
Е.Л.:
Это "игреки". Это люди, которые хотят быстрого, немедленного
результата. Более того, многие компании это берут на вооружение. Например, одна
крупная известная компания, работающая в сфере общепита очень давно, взяла на
вооружение стремление "игреков" получить быстрый результат за
короткое время, используя следующий слоган: "Заработай за два дня на билет
до Питера". Что это значит? Всего два дня – и деньги в кармане. И just for fun: билет до Питера – это интересно, это
развлечение. Яркий пример.
П.Д.:
Как вы считаете, а что влияет на появление таких людей, если мы говорим про
поколение "ЯЯЯ": место жительства, их родители, экология, еда? В
конце концов, может быть, космическое облучение?
Е.Л.:
Мне думается, что им все доставалось очень легко. Это те люди, которые не
прилагали усилий, делая карьеру. Это те люди, которые не вынуждены были
зарабатывать себе и своим детям, как это делали наши родители – поколение
"бэби-бумеров". И у них нет необходимости пробивать себе какой-то
тоннель, пробивать себе какой-то сложный тернистый путь. Именно поэтому, мне кажется.
П.Д.:
Как вы считаете, стоит ли уделять столько внимания разным поколениям, чтобы
понять их сущность? Или все-таки люди разные, и нельзя всех, как говорится, под
одну гребенку? Общей температуры по больнице не бывает.
Е.Л.:
Конечно. Их можно рассматривать как отдельные исключения из правил иногда.
Нужно понимать, что теория поколений работает на огромной, большой выборке, и
не бывает похожих людей с одинаковой точкой зрения, безусловно.
П.Д.:
Главное – найти подход к каждому человеку.
Е.Л.:
Абсолютно верно, я согласна с вами.
П.Д.:
Елена, большое вам спасибо за этот интересный и познавательный разговор. Мы с
вами смогли определить, какое же поколение самое требовательное. И опять-таки
важен подход к каждому человеку. Спасибо вам большое.
Е.Л.:
Спасибо, Павел.
П.Д.:
В студии "Большой страны" мы беседовали с экспертом по карьере и
кадровому менеджменту Института МИРБИС Еленой Лимоновой.