Елена Лимонова: Теория поколений применима, если профессия интеллектуально емкая и если регион экономически развит

Гости
Елена Лимонова
эксперт по карьере и кадровому менеджменту Института МИРБИС

Павел Давыдов: "Скажи мне, когда ты родился, и я скажу, кто ты". В данном случае речь идет не о знаках Зодиака. Согласно теории американских ученых, на Земле каждые 20 лет появляется новое поколение, представители которого имеют объединяющие личностные особенности характера, ума, поведения. И если учитывать, что жизненные ценности у людей формируются к 11–12 годам под влиянием исторических событий и модели воспитания в семье, то эти установки впоследствии влияют на все: взгляды на мир, отношение к работе, стиль потребления. Ученые даже используют определенную классификацию для разных поколений: X, Y, Z.

О поколениях X, Y, Z в "Большой стране" мы поговорим с экспертом по карьере и кадровому менеджменту Института МИРБИС, управляющим партнером крупного кадрового агентства Еленой Лимоновой. Елена, здравствуйте.

Елена Лимонова: Здравствуйте, Павел.

П.Д.: Нам дана непростая задача, где поколение X – это рожденное в СССР, поколение Y – появившиеся на свет во времена распада Советского Союза, и Z – это появившиеся в 2000-х годах.

Е.Л.: Да, абсолютно верно.

П.Д.: Я представил основы этой задачи, а выяснить нам нужно, какое же поколение самое требовательное. Поможете?

Е.Л.: Хороший вопрос, хорошая и интересная тема для обсуждения. Постараюсь помочь.

П.Д.: Итак, в чем же основное отличие этих поколений?

Е.Л.: Много отличий. Отличия могут быть в выборе профессии, отличия в построении карьеры, отличия в мотивации к работе, отличия в том, как они меняют место работы, как долго готовы работать на будущий результат, на будущую карьеру

Например, "иксы" – это люди, которым сегодня до 45 лет. Это люди, которые готовы делать карьеру постепенно, продолжительное время, step by step, двигаясь к своей конечной цели. Люди, которые одиночки. Люди, которые строят вертикальную жесткую карьеру, которые готовы двигаться в рамках этой карьеры длительное время, опять же повторюсь.

"Игреки" – это люди, которым сейчас 20–30 лет (некая пограничная цифра, которая отличает их от "иксов"). Это люди, которые хотят быстрого результата. Баланс работа/жизнь. "Just for fun" – это их девиз в жизни, в работе и в хобби в частности.

А "зеты" – это подрастающее поколение. Это сегодняшние курьеры, сегодняшние промо-модели, промо-специалисты. Это люди, которые постепенно будут замещать и "иксов", и "игреков" на рабочих местах.

П.Д.: Елена, а можем ли мы разобраться, какое поколение самое сложное из представленных?

Е.Л.: Самое сложное – это "игреки". Это люди, которым чужда лояльность к работодателям. Это люди, которые будут легко менять место работы, если вдруг им стало неинтересно. Если не сочетаются с их базовыми внутренними ценностями те ценности, которые компания пропагандирует, транслирует и соблюдает, они легко поменяют место работы.

П.Д.: Кстати, о поколении Y. Я читал информацию, что работодателям очень сложно с ними приходится – по той простой причине, что им крайне сложно сделать их счастливыми.

Е.Л.: Верно.

П.Д.: Поясните.

Е.Л.: Это люди, которые очень разделяют идеологические ценности. Люди, которые готовы помогать детям, старикам. Люди, которые возглавляют огромные волонтерские движения.

П.Д.: И общественные организации.

Е.Л.: В том числе. Они часто их создают, часто к ним примыкают как волонтеры. Им важно работать ради общей цели, ради общей миссии компании. И для них очень важна цель… даже не цель, наверное, а имя и фигура наставника, ментора, учителя. Не всегда компания это может предложить этим людям. Цели могут быть более циничные, более оцифрованные в показателях, что будет чуждо и не интересно "игрекам".

П.Д.: Поколение Х – почему они не волонтеры? Мне казалось, что как раз возглавляют общественные организации и какие-то волонтерские группы именно представители поколения до 45 или даже после.

Е.Л.: Они больше про карьеру, больше про деньги, больше про власть. Это люди, для которых нет гендерных различий. Для них роль мужчины и женщины равна. Для них нет разницы, кто компанию возглавляет – мужчина либо женщина. Равные и жесткие условия для всех. Это люди бизнеса, люди ключевых позиций. Люди, которые хотят сделать будущее своих детей безоблачным, комфортным, финансово обеспеченным.

П.Д.: Вы описали определенную модель поведения, которая присуща разным поколениям. Скажите, пожалуйста, а меняется ли она как-то от региона, в котором живет человек, и от численности населения того или иного города?

Е.Л.: Конечно, меняется. Базовый момент состоит в том, что теория поколений применима лишь в двух случаях: если профессия интеллектуально емкая и если регион экономически развит. Тем самым нельзя разделять, условно, 25-летнего линейного работника склада и 45-летнего работника склада в разных городах – это будут люди с одинаковой мотивацией, они не будут отличаться, как классические X и Y, например.

Если "иксы" озабочены ипотечным кредитом, дорогостоящими покупками, то "игреки" не привязаны к дорогим вещам. С одной стороны, ценят бренды, а с другой – не готовы работать 15 лет ради отдачи ипотечного займа.

П.Д.: Есть еще одно расхожее выражение: если меняется система ценностей (хотя сегодня говорят, что она полностью разрушается), можно предположить, что в недалеком будущем нас ждет какая-то новая модель. Это действительно так? Или говорить о том, что система ценностей разрушена, все-таки пока не приходится?

Е.Л.: Сложный вопрос. Он хорош, наверное, в качестве такого вопроса риторического, без конкретного ответа на него. Абсолютно точно меняется поведение людей, меняются цели.

Опять же, если вернуться к потребностям "иксов" и "игреков". Если "иксы" озадачены и озабочены ипотечным кредитом, дорогостоящими покупками, дорогостоящими вложениями, то "игреки" не привязаны к дорогим вещам. Это люди, которые, с одной стороны, ценят бренды, а с другой – не готовы работать 15 лет ради отдачи ипотечного займа, например. Это люди, которые ценят свободу и ценят перемещение. В этом смысле, да, ценности могут меняться. Стираются границы между странами. "Игреки" более толерантные. Они толерантны к вероисповеданию своих коллег, толерантны к месту рождения этих людей. Это люди, которые знают два-три языка и легко путешествуют, меняют место работы, легко уходят во фриланс, легко работают удаленно, в отличие от "иксов".

П.Д.: Елена, вы описали черты характера, которые присущи разным поколениям. Скажите, пожалуйста, а вообще менять их можно (и нужно ли) для того, чтобы адаптировать того или иного человека к нынешним реалиям?

Е.Л.: Придется меняться управленцам. Придется меняться тем людям, которые руководят определенной категорией – "игреками", "иксами" либо "зетами", – учитывая особенности их поведения.

П.Д.: А кто должен заниматься этим – школа, семья, общество?

Е.Л.: Больше всех заинтересована компания-работодатель, потому что ей больше всех достается. Привлекать этих людей, удерживать талантов, развивать людей компании. Есть даже целые "департаменты счастья". Есть известная компания, которая в составе крупного HR-департамента имеет "департамент счастья". Это люди, которые выдают каждому новичку "книгу джедая", и по этой книге новые сотрудники проходят некий новый путь.

П.Д.: Скажите, пожалуйста, если мы говорим о "департаменте счастья", о котором вы только что рассказали, а не получается ли, что работодатель должен как минимум обладать какими-то психологическими навыками, чтобы менять поведение конкретного человека?

Е.Л.: Он должен понимать, что есть некоторые особенности у этого конкретного человека. Нельзя требовать одинаково у одного и другого представителей разных поколений. Даже момент с опозданием на оперативное собрание по-разному воспринимается "иксами" и "игреками". "Иксы" – это люди дисциплинированные, которые понимают, что рабочие ограничения, рабочая дисциплина – это норма, это догма в компании. Тогда как "игреки" могут к этому очень фривольно относиться, не считая это большой проблемой.

П.Д.: А поколение Z – это совсем другая группа. Они интуитивно находят общий язык с компьютером, со всевозможными гаджетами. У них свой мир, в который, к сожалению, они не всегда готовы впустить. Как же быть?

Е.Л.: Их еще иначе называют "поколение большого пальца" или "поколение одиночек". Это люди, которые не собираются ни в кучки, ни в команды. Это одиночки, по сути, действительно. За ними будущее. За ними новые прорывы в технологиях. За ними новые прорывы в производстве, возможно. Как ими управлять – это пока еще большой "черный ящик" для работодателя.

П.Д.: Кстати, мы с вами в эфире сегодня накануне 1 сентября. Ведь на школу возлагаются большие надежды, и действительно школа может изменить модель поведения, а не только семья. Может быть, какой-то совет учителям в этой ситуации можно дать, как вести себя правильно с поколением Z?

Е.Л.: К сожалению, не все школы готовы избегать "уравниловки" по отношению к детям, не все готовы видеть личность в каждом ученике. Это и понятно, потому что классы зачастую переполненные – 25–30 человек. Почти во всех школах это реальность. И каждому уделить время во время короткого урока почти невозможно. Здесь должна все-таки включаться и работа в семье, и работа в окружении, в социуме.

П.Д.: Если мы говорим о поколении Z, то в мои времена, когда я в школе учился, если кто-то хорошо разбирался в каких-то технических вопросах, их называли "вундеркиндами", даже иногда "поколением индиго" (но "индиго" позже появилось). А сегодня получается, что такие способности у поколения Z – это в порядке вещей.

Е.Л.: Это скорее норма, потому что они быстрее взрослеют, он быстрее осваивают то, что с трудом удавалось их родителям или даже, возможно, старшим братьям и сестрам. Это факт. Они по-другому мыслят, у них клиповое мышление. Они способны информацию быстро воспринимать и столь же быстро забывать, к сожалению.

"Бэби-бумеры" – поколение, рожденное после войны. Это люди, которые привыкли работать в коллективе, в команде, которые мыслят большими планами – пятилетки, десятилетки…

П.Д.: Говоря о поколениях, мы с вами забыли про важную группу населения – поколение от 45. А какая буква присуща им?

Е.Л.: "Бэби-бумеры" – так называют поколение, рожденное после войны. Это совсем другой тип людей. Это люди, которые привыкли работать в коллективе, в команде. Люди, которые мыслят большими планами – пятилетки, десятилетки. Вы наверняка помните это.

П.Д.: Конечно.

Е.Л.: Для них как раз важна гендерная привлекательность, гендерное неравенство. У них как раз таки делилась мужская и женская работа отдельно. Они очень не любят слово "карьерист", на их языке это "выскочка" – тот, кто стремится к другим показателям, который в коллективе обязательно появляется, и к нему негативный оттенок. Это поколение очень разнится от всех последующих.

П.Д.: А вам не кажется, что сегодня этому поколению "бэби-бумеров", как вы сказали, уделяется меньше внимания?

Е.Л.: К сожалению, да.

П.Д.: Этих людей забывают. И зачастую они лишаются работы из-за того, что поколение Y приходит им на смену и ведет себя иногда даже дерзко.

Е.Л.: Увы, да, потому что у поколения Y другой темп работы, они способны большие нагрузки выдерживать. Но "бэби-бумеры" более надежные. Это те самые люди, которые из компании вряд ли будут уходить, потому что они обижены, потому что им не нравится их работа. Но, к сожалению, конечно, если человек в возрасте 47–50 лет теряет работу, найти новую взамен предыдущей очень проблематично.

П.Д.: А мне кажется, мы забыли про еще одно поколение.

Е.Л.: Какое? G?

П.Д.: Про так называемое "ЯЯЯ" – "Я хочу все сразу, здесь и сейчас". Кто эти люди?

Е.Л.: Это "игреки". Это люди, которые хотят быстрого, немедленного результата. Более того, многие компании это берут на вооружение. Например, одна крупная известная компания, работающая в сфере общепита очень давно, взяла на вооружение стремление "игреков" получить быстрый результат за короткое время, используя следующий слоган: "Заработай за два дня на билет до Питера". Что это значит? Всего два дня – и деньги в кармане. И just for fun: билет до Питера – это интересно, это развлечение. Яркий пример.

П.Д.: Как вы считаете, а что влияет на появление таких людей, если мы говорим про поколение "ЯЯЯ": место жительства, их родители, экология, еда? В конце концов, может быть, космическое облучение?

Е.Л.: Мне думается, что им все доставалось очень легко. Это те люди, которые не прилагали усилий, делая карьеру. Это те люди, которые не вынуждены были зарабатывать себе и своим детям, как это делали наши родители – поколение "бэби-бумеров". И у них нет необходимости пробивать себе какой-то тоннель, пробивать себе какой-то сложный тернистый путь. Именно поэтому, мне кажется.

П.Д.: Как вы считаете, стоит ли уделять столько внимания разным поколениям, чтобы понять их сущность? Или все-таки люди разные, и нельзя всех, как говорится, под одну гребенку? Общей температуры по больнице не бывает.

Е.Л.: Конечно. Их можно рассматривать как отдельные исключения из правил иногда. Нужно понимать, что теория поколений работает на огромной, большой выборке, и не бывает похожих людей с одинаковой точкой зрения, безусловно.

П.Д.: Главное – найти подход к каждому человеку.

Е.Л.: Абсолютно верно, я согласна с вами.

П.Д.: Елена, большое вам спасибо за этот интересный и познавательный разговор. Мы с вами смогли определить, какое же поколение самое требовательное. И опять-таки важен подход к каждому человеку. Спасибо вам большое.

Е.Л.: Спасибо, Павел.

П.Д.: В студии "Большой страны" мы беседовали с экспертом по карьере и кадровому менеджменту Института МИРБИС Еленой Лимоновой. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск