Павел Давыдов: Задумывались ли вы, почему Новый год, в отличие от дня рождения, любят все без исключения – молодые и пожилые, дети и подростки? Наверное, потому, что этот шумный зимний праздник родом из детства, когда невозможное казалось возможным, а мечты исполнялись именно в Новогоднюю ночь. Но что делать, если исполнение желаний под угрозой, а письмо Деду Морозу где-то затерялось? Одна надежда на волонтеров, которые помогут создать новогоднее настроение. Сегодня в "Школе гражданина" узнаем, как организовать праздник. Я напомню, это совместный проект "Большой страны" и программы развития сотрудников некоммерческих организаций "ПРОНКО 2.0". Рад представить вам директора благотворительного фонда "Созидание" Елену Смирнову. Елена, здравствуйте. Елена Смирнова: Здравствуйте. П.Д.: По традиции, в этой студии ребята из Высшей школы экономики. Здравствуйте. Е.С.: Здравствуйте. П.Д.: Итак, Елена, прежде чем мы начнем мастер-класс, предлагаю дать ребятам задание. Пусть они в течение этой "Школы гражданина" придумают идею праздника, а затем, основываясь на ваших тезисах, в конце "Школы гражданина" представят ее нам, а мы оценим. Но прежде чем начнем… Ребята, а кто из вас организовывал праздник хоть раз? — Я организовывал праздники для студентов Высшей школы экономики. П.Д.: С какими проблемами столкнулись? — Проблема с набором людей, которые готовы ответственно трудиться от начала и до конца процесса создания и реализации проекта. П.Д.: Елена, это основная проблема, когда мы пытаемся что-то создать? Е.С.: Мне кажется, это одна из больших проблем. И я согласна, что с волонтеров ты, в принципе, не можешь спрашивать, но ты должен сказать им, что они должны очень ответственно относиться к своим заданиям. П.Д.: Но все по порядку. Итак, как создать праздник для тех, кому не на кого рассчитывать? Е.С.: Первое – естественно, должна быть определенная цель. Для чего мы создаем праздник? Кому он предназначается? На что мы собираем и кого мы радуем? И эта цель – это основное, что нам нужно знать о празднике. Поэтому если, к примеру, мы проводим "Первую елку Москвы" для подопечных фонда, то первая цель – собрать этих детей и сделать, чтобы каждому из 220 детей было наиболее комфортно на нашем празднике. Если это фандрайзинговое мероприятие и мы собираем деньги для кого-то, то должна быть цель – собрать средства. П.Д.: Елена, важное уточнение: за какой период времени до начала праздника это необходимо сделать – найти деньги? Е.С.: Праздник на праздник не приходится. Иногда мы устраиваем праздники за три дня, а иногда мы готовимся несколько месяцев. Все зависит от масштабности и целей поставленных, естественно. П.Д.: Ну, понятно. Новогодний праздник масштабный. Если мы говорим об этом виде развлечении (и в данном случае – о создании настроения для детей), то за сколько месяцев необходимо об этом подумать? Е.С.: Я думаю, за несколько недель мы в состоянии, имея хороших, уверенных волонтеров рядом и хорошие контакты, можем это сделать. П.Д.: Продолжаем. Что дальше? Е.С.: Дальше. При подготовке нам важно не только использовать свои ресурсы, но и ресурсы наших друзей, любые: Facebook, Instagram. Потому что иногда мы не знаем, что, например, у Васи Петрова есть машина, на которой он может привезти, а у Лены есть гример, который придет и сделает прекрасный аквагрим детям. П.Д.: А мы сейчас у ребят уточним. Ребята, а кто-то таким образом помогал – через социальные сети? — Был такой опыт, когда ко мне обращались, в том числе и через социальные сети. Я откликался, помогал в меру своих сил, что умею, что знаю, людям подсказывал. П.Д.: Когда все доступные средства собраны, что мы делаем дальше? Если мероприятие рассчитано на 200 гостей, мы должны во всяком случае 200 гостей привести. И если вдруг кто-то из них по каким-то причинам не смог приехать, то мы должны этих гостей быстренько заменить, потому что определенное рассчитанное количество людей – это очень важно. Е.С.: Дальше мы, соответственно, составляем список гостей, для кого мы это делаем мероприятие, и тоже отслеживаем. Если, к примеру, это мероприятие на 200 гостей, мы должны во всяком случае 200 привести гостей. И если вдруг кто-то из них заболел или не пришел, или по каким-то причинам не смог приехать, особенно если учесть специфику нашего фонда, то мы должны этих гостей быстренько заменить, потому что определенное рассчитанное количество людей – это очень важно. П.Д.: После того как мы прошли эти основные этапы (а я так понимаю, именно таковыми они являются), каков план действий? Е.С.: Слушайте, праздник должен быть красивым, уютным, комфортным для каждого пришедшего и для тех, кто помогает. Кто-то проводит мастер-классы, и для них должно быть очень удобное и комфортное место. Не потому, что они просто пришли помочь, и они могут сесть где-нибудь в уголке и где-нибудь на коленке что-то слепить. Это должно быть красиво. И каждое мероприятие, сколько бы ни было на него потрачено ресурсов, должно оставить после себя очень прекрасное впечатление, особенно если это мероприятие, которое проводится под Новый год и которое позволит нам кого-то порадовать. П.Д.: Елена, но чтобы организовать такое массовое мероприятие, как Новый год, тем более для подопечных, например, детских домов, нужны волонтеры и нужны внутренние ресурсы. На каком этапе мы должны обратить на это внимание? Е.С.: Волонтеры – естественно, это наработанный уже ресурс, который есть уже у фонда. У волонтеров есть друзья, друзья друзей и так далее. Это все готовится с самого начала. То есть это люди, на которых держится весь праздник. И они должны очень четко понимать, что это их задача, это их вклад. Не важно, что и как, а важно чтобы это было качественно сделано. П.Д.: Идем дальше. Е.С.: Идем дальше, конечно. Если, может быть, у кого-то есть какие-то вопросы или предложения, мы тоже с удовольствием бы ответили. П.Д.: Ребята, вопросы. — Вы назвали некоторые ключевые моменты организации, но не раскрыли тему креативной составляющей. То есть, по сути, ведь праздники, все елки довольно однотипные, и чтобы выделиться, нужно придумать хорошую креативную идею. Е.С.: Полностью с вами согласна. Мы на днях получили диплом, грамоту и премию за самое креативное и лучшее фандрайзинговое мероприятие года. П.Д.: Поздравляем! Е.С.: Спасибо большое. Для нас это действительно большая честь. Это была "Смородиновая вечеринка" – мероприятие, которое для подопечных фонда, на котором мы собирали средства. Вышло безумное количество статей. Мы ни за что не платили, естественно. Как и на всех мероприятиях, мы не вкладываем никогда денежные ресурсы, потому что нам есть на что потратить денежные ресурсы. Но это как раз креативность. Это очень важно. Ваш праздник должен отличаться от других. Например, обязательно подарки должны быть разнообразные. Они должны отличаться от всех других, которые дарятся на елке. Необязательно большой и сладкий подарок. Мы запрашиваем у многих-многих компаний информацию о том, чем они могли бы поделиться. И получается огромное количество разнообразных интересных подарков, которых нет ни у кого. К примеру, "Мульти-табс" дает нам красочные подушки. Компания "Конфитрейд" набирает нам совершенно изумительные наборы подарков, которые для любого возраста интересны. П.Д.: И все это безвозмездно? Е.С.: Безвозмездно. П.Д.: Ну, это надо еще суметь договориться с крупной компанией. Е.С.: Все компании с удовольствием делятся своей продукцией. Если уж они с нами поделились, то мы тоже со своей стороны должны сделать все, чтобы про них рассказать, их показать, фотографии разместить и их порадовать. Мы стараемся везде про них написать, чтобы другие люди обратили внимание. Хотя 90% этих компаний делают это потому, что они хотят просто вложить свою лепту в это мероприятие. П.Д.: Елена, а если мы говорим про сувенирную продукцию, то в канун Нового года в рамках праздника какая продукция может быть представлена крупными компаниями? Только елочные игрушки? Е.С.: Нет! У нас есть женщина, которая сшила на наш праздник 220 прекрасных игрушек. Есть какие-то изумительные, сделанные своими руками, которые мы тоже выкладываем. Это может быть совершенно разная продукция. Она и связана вроде бы как с Новым годом, но и то же время это просто великолепный подарок. П.Д.: Ну а мы продолжаем. Следующий пункт: важно работать с каждым гостем. Поясните Е.С.: Я считаю, с теми, кто пришел на праздник… Все должно быть для них. Они должны быть единственные, любимые, прекрасные. Если ребенок с глухотой, мы его отведем в определенное место, передадим волонтерам. И волонтеры что с ним сделают? Если ребенок на инвалидной коляске, другому волонтеру объясним. Очень важно с каждым работать. Помимо наших подопечных, мы еще должны и работать с каждым гостем, с каждым, кто пришел к нам на праздник. Например, мы очень часто… Сразу прямо перейду к следующему пункту. П.Д.: Так и надо. Е.С.: Зовем звезд на наш праздник! Мы должны предупредить "звезд", какие наши дети. Что придется два часа с ними быть любезным, какими бы они странными ни казались и с какими бы особенностями они ни были. Что придется давать автографы, фотографироваться… П.Д.: Шоу-бизнеса? Е.С.: Разных звезд. Мы стараемся, чтобы это было интересно опять-таки нашим подопечным. Я многие сериалы не смотрю, и, к примеру, не всегда даже знакомы эти лица. Но поскольку я стою на входе и говорю всем "здравствуйте"… А взрослых не пускаем, мы стараемся, чтобы этот праздник был для детей, дети чувствовали себя уютно. И вдруг заходит какой-то человек и говорит: "Мне надо в зал". А ему говорю… П.Д.: "Вы кто?" Е.С.: "А вы кто?" Он мне говорит: "Я – звезда". Я говорю: "Проходите". П.Д.: "Спасибо. До свидания". Вот теперь поняли, что как только мы на мероприятие при входе говорим "Я – звезда", нас пропустят. Это замечательно! Е.С.: Да. Я, конечно, не всех знаю. Но дети сразу же накидываются, берут фотографии. Мы должны предупредить звезд, какие наши дети. Что придется два часа с ними быть любезным, какими бы они странными ни казались и с какими бы особенностями они ни были. Что им придется давать автографы, фотографироваться – как говорит Александр Пушной, "быть в роли обезьянки". Поэтому мы наших звезд тоже предупреждаем. В первую очередь должно быть комфортно детям, поэтому звезды приходят, потому что им это интересно. П.Д.: То есть уговаривать никого не приходится? Е.С.: Нет. П.Д.: Мы недавно в этой студии беседовали с руководителем одного благотворительного фонда. И она рассказывала о том, что работать со звездами крайне сложно, и многие как раз это делают с целью пиара. Вы сейчас в пух и в прах эту теорию всю разрушили. Е.С.: Абсолютно. Я разрушаю эту теорию в пух и в прах. Я скажу больше – звезда теряет гораздо больше, когда приходит куда-то и потом получает тысячи статей, где пишут: "Конечно, он пришел попиариться". Но сейчас уже и имя "Созидание" работает на нас, потому что все понимают, для чего мы это делаем. П.Д.: Елена, для того чтобы праздник состоялся, о нем надо рассказать. Е.С.: Да. П.Д.: Как это сделать правильно? Е.С.: Мы, конечно, рассказываем с помощью сетевых ресурсов, в основном это Facebook. Facebook – это прямо наш такой основной ресурс. И больше мы практически нигде не рассказываем и даже иногда закрываем информацию о празднике. Например, когда у нас была "Смородиновая вечеринка", за которую нам дали премию, мы вообще старались не писать ничего про это. Потому что рассказать об этом всей стране в большой стране – и к нам придет 1,5 тысячи человек, и кто-то будет чувствовать себя неуютно. А это значит – праздник для нас не удался. Мы хотим, чтобы всем было хорошо. Поэтому надо очень четко понимать, сколько человек вы можете принять и сколько человек примерно идет на ваше мероприятие – и тогда мероприятие удастся. И иметь какие-то резервы в виде дополнительного зала, дополнительных каких-то мастер-классов, которые, если вдруг у вас будет больше человек, вы можете запустить параллельно. П.Д.: Елена, а что делать, если запланированную сумму собрать не удалось? Е.С.: Это если мы говорим о фандрайзинговом мероприятии. Собственно, мы не всегда ставим какой-то целью какую-то большую планку. Если мы говорим, что мы собираем на Петю Сидорова и нам надо 143 тысячи рублей, потому что ребенок нуждается в реабилитации, и вдруг мы собрали 90 тысяч рублей, то мы обязательно находим дополнительные средства либо делаем дополнительно небольшое мероприятие, которое закрывает эту сумму. И мы говорим, что часть суммы была закрыта с помощью следующего мероприятия. И тому ребенку, которого мы объявили, обязательно должно быть оплачено и оказана ему помощь. П.Д.: И последний пункт, последний слайд: помочь может каждый, главное – ему в этом помочь. Е.С.: Это правда. Это вообще наша миссия фонда. Потому что я считаю, что необязательно… ну, не только деньги делают нашу жизнь прекрасной, но и любой человек, который приходит в фонд и который захотел помочь. Наша миссия в том, чтобы ему помочь оказать эту помощь. Будь то это маленький ребенок, который принес пакет с игрушками, или пожилые к нам ходят, им много лет, две бабушки 80 лет, которые приносят пачку памперсов для детей из дома ребенка. То есть каждый, кто захочет помочь, может помочь. П.Д.: В принципе, помочь можете и вы, каждый из вас, кто сидит в этой студии. Какой Новый год, какой праздник вы придумали? С кого начнем? — У меня возникла следующая идея. Допустим, связать новогодний детский праздник с каким-либо популярным видом спорта, чтобы дети еще были активно вовлечены. Допустим, футбол или волейбол. Такая кооперация, я думаю, будет очень полезна и интересна и для детей, и для взрослых. П.Д.: Хорошая идея. Кто следующий? — Мне кажется, что самое важное в празднике – это целостность идеи, чтобы, когда ребенок приходит на мероприятие, он погружался в этот сказочный мир и проходил вместе со своими друзьями от начала и до конца. И поэтому в преддверии Нового года я хотел бы предложить идею празднования Нового года в стиле Гарри Поттера, ведь именно Гарри Поттер ассоциируется у всех детей с праздником и волшебством. П.Д.: Отлично. Пожалуйста. — Мне пришла мысль, что существуют разные профессиональные праздники. И для детей, особенно как раз для детей из детских домов, очень остро и актуально всегда стоит вопрос определения их будущего. И поэтому можно было бы сделать праздник, объединяющий мечты детей, чтобы это было в стиле, например, вечеринке тех профессий, которые им нравятся и которые они хотели бы для себя выбрать. И как раз можно было бы в качестве звезд приглашать знаменитостей, которые добились чего-то на этом поприще, то есть спортсменов, артистов и так далее. П.Д.: Замечательная идея! Е.С.: Очень здорово! Я воспользуюсь этим. П.Д.: Как вы оцениваете идеи, которые были представлены ребятами? Е.С.: Отлично все, что здесь говорилось. Мы на самом деле делаем и со спортивными клубами. Единственное, что мы немножко чуть дальше зашли. Здесь у нас дети играют, а здесь у нас звезды им чуть-чуть поддаются. Это гораздо интереснее, гораздо зрелищнее. Если мы проводим вечеринки, которые посвящены выбору профессии (а у нас тоже такие есть), то если это приходит повар, он показывает все, что он умеет, и вместе с детьми это делает. Поэтому, конечно, это очень интересно. И я соглашусь, конечно, с вами, что целостность идеи от начала до конца… Хотя не соглашусь про Гарри Поттера. Целостность идеи от начала до конца – это очень и очень круто. П.Д.: Елена, большое вам спасибо! Теперь мы знаем, как создать праздник, а главное – добиться результата, помочь тем, кто так в этом нуждается. Поздравляю всех с наступающим 2017 годом! Удачи! Е.С.: Спасибо большое! П.Д.: У нас в гостях были директор благотворительного фонда "Созидание" Елена Смирнова и студенты Высшей школы экономики. Дорогие телезрители, мы ждем ваши предложения и пожелания. Какую тему еще затронуть в "Школе гражданина"? Напомню, эта рубрика выходит каждый вторник. Пишите нам на адрес электронной почты: bs@ptvr.ru.