Елена Тополева-Солдунова: В нашей стране есть проблема всеобщего недоверия
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/elena-topoleva-soldunova-20575.html
Ангелина Грохольская: Сегодня, 19 мая –
для нас, сотрудников ОТР, особенный день. Три года назад, ровно в 12 часов, наш
телеканал впервые вышел в эфир. И впервые на федеральном телевидении заговорили
и о жизни в провинции, и о проблемах малых городов, о работе общественных
организаций. Мы поздравляем коллег и вас, наших телезрителей, наших самых
верных друзей и самых строгих критиков, с днем рождения Общественного
телевидения России!
И все же, какую роль играют средства
массовой информации в становлении гражданского общества? Почему для многих СМИ
– это истина в последней инстанции? Из результатов исследования, проведенного
Всероссийским центром изучения общественного мнения, следует, что главным
источником новостей для 57% россиян в этом году остается телевидение.
Центральные каналы по-прежнему лидируют в рейтинге доверия средствам массовой
информации: 75% респондентов не сомневаются в достоверности телевизионной
информации.
Сегодня в студии "Большой
страны" директор автономной некоммерческой организации "Агентство
социальной информации" Елена Тополева-Солдунова. Елена, здравствуйте.
Елена Тополева-Солдунова: Здравствуйте.
А.Г.: Спасибо вам огромное, что пришли
в студию "Большой страны". Всегда рады вас видеть здесь.
Е.Т.-С.: Спасибо. Я тоже всегда рада здесь
бывать.
А.Г.: Оказывается, что все-таки,
несмотря на общие хорошие показатели, некоторое падение доверия зрительской
аудитории наблюдается. На ваш взгляд, почему? Почему все-таки тенденция к
снижению?
Е.Т.-С.: Во-первых, к сожалению, можно
констатировать, что у нас вообще уровень доверия в обществе – и не только к
средствам массовой информации, но и граждан друг к другу, к бизнесу, к власти,
– он, в общем, не очень-то растет. У нас вообще проблема всеобщего недоверия
существует в обществе. Это есть. И, конечно, последствия этого не очень хороши,
потому что это ведет к снижению вообще так называемого социального капитала в
обществе и к снижению общественного ресурса для развития страны в целом.
Что
касается телевидения. Мне кажется, что не всегда, не на всех каналах, не во
всех сюжетах мы видим такой взвешенный подход, когда высказываются разные точки
зрения, например, по одному и тому же моменту, вопросу. Все-таки здесь важно представить
баланс интересов, потому что иначе, если это прямолинейно, если это однобоко,
односторонне, то в какой-то момент перестаешь этому верить. Поэтому так и
происходит. И, наверное, конечно, все-таки Интернет тоже свое дело делает. В
этом тоже одна из причин того, что падает доверие к телевидению.
А.Г.: У нас сегодня интересная ситуация
получилась. Мы – телевидение, с одной стороны. А вы – в общем-то, представители
именно интернет-СМИ. Да?
Е.Т.-С.: Да.
А.Г.: Но я думаю, что мы в связке все-таки
работаем, и мы больше не конкуренты, а партнеры.
Е.Т.-С.: Конечно. Вы знаете, абсолютно мы
никогда себя не ощущали конкурентами каких-то СМИ – телевидения либо радио.
Наоборот, в частности мы работаем как посредники для других СМИ, чтобы
предоставлять этим СМИ, журналистам как раз информацию о том, что происходит в
нашей большой стране в плане деятельности различных общественных организаций,
гражданских инициатив и так далее, для того, чтобы этим СМИ дать эту
информации. Нам уже больше 20 лет, нашему агентству, но что-то такое произошло
и случилось, что наша информация вдруг стала более востребованной действительно
и на телевидении, и на радио.
А.Г.: Как вы думаете, почему по
большому счету "Агентство социальной информации" и Общественное
телевидение России больше рассказывают о гражданском обществе, о некоммерческих
организациях, а другие – допустим, федеральные каналы – рассказывают, но все
равно в большей степени обходят эту тему стороной? Неинтересно зрителям? В чем
причина?
У тех, кто работает на федеральных каналах, почему-то считается, что жизнь провинции, условно говоря (тем более такая общественная жизнь), действительно мало кому интересна
Е.Т.-С.: Во-первых, у нас есть какие-то
стереотипы, есть какие-то традиционные подходы. У тех, кто работает на
федеральных каналах, почему-то считается, что жизнь провинции, условно говоря (тем
более такая общественная жизнь), действительно мало кому интересна, потому что
всех интересует что? Большая политика, прежде всего. И деньги. Вот то, что
интересует всех. Ну, это так и не так.
Если
еще, я не знаю, пять лет назад спросить (и спрашивали, собственно говоря) граждан:
"А что такое НКО? Что это за некоммерческие организации? Что такое
благотворительные фонды? Чем они занимаются?" – то многие вообще не могли
даже ответить на этот вопрос и не могли назвать имя ни одной организации. Я
имею в виду просто людей.
Но
за последние годы ситуация очень сильно изменилась. Появились известные уже на
всю страну НКО, и их все прекрасно знают. Я не знаю, это и фонд "Подари
жизнь", и фонд помощи хосписам "Вера", и общество
"Мемориал" – работающие в разных сферах организации. Они уже стали
более известны, они на слуху. И сейчас уже средства массовой информации просто
не могут о них не рассказывать, потому что они стали явным фактом нашей
действительности. Зачем людям знать про эти организации? Прежде всего для того,
чтобы к ним обратиться.
А.Г.: Чтобы люди знали, куда они могли бы
обратиться в случае какой-то проблемы.
Е.Т.-С.: Правильно. Во-первых – куда
обратиться. Или же помочь этим организациям, самим поучаствовать в их работе.
А.Г.: Рассказывать, конечно, нужно. И
нужно рассказывать правильно и много. Тем более, что в большой стране очень
много удивительных людей, о которых стоит рассказать.
"Виртуозы золотого часа" –
так называют врачей Краснодарской клинической больницы №1. Они успевают к своим
пациентам в самый критический момент, когда человек уже на грани жизни и
смерти. Звания виртуоза достойны и монтажники-высотники из Новосибирска,
которые построили гигантский мост через Обь с самым большим в СНГ арочным пролетом.
Рассказ об этих удивительных людях смотрите прямо сейчас.
ФАБРИКА ЗДОРОВЬЯ
Первая
Краснодарская краевая клиническая больница имени профессора Очаповского –
единственная клиника в России, чьи врачи 4 раза удостоены профессиональной
премии "Призвание". Площадь больницы – 16 га. В ее составе 60
отделений, 948 врачей, 1652 медицинские сестры.
– Здравствуйте всем! Запущенная
больная, исходно тяжеленная – порок аортального клапана. Ну, чтобы по-русски
стало понятно – петля на сердце висела, в прямом смысле слова, то есть критическое
сужение. Запущенная стадия. И одышка была у нее выраженная. Мы ей поменяли
клапан на той неделе – и сейчас она потихонечку выздоравливает. Если все пойдет,
как идет, она забудет про сердце, у нее будет иное качество жизни, по крайней
мере на обозримые многие-многие годы, и она не помрет уже от этого порока.
– Как дела? Дышать легче? С легочной
гипертензией исходно, да? Ну, красавица! И, кстати, тоже сегодня цвет лица
лучше.
– Все идет, все работает, больные
выписываются. Количество операций не уменьшается. Тяжесть больных не
уменьшается. Парни работают, и слава богу. Спасибо всем!
– И вам спасибо!
– Заканчивайте.
ЛЮДИ НА МОСТУ
Работа
здесь не прекращается ни днем, ни ночами. В дождь, в снег, в тридцатиградусный
мороз и ветер мостостроители трудятся над возведением моста. Уникальность
сооружаемого мостового перехода заключается в его рекордных размерах: 380
метров – самый длинный арочный пролет в России; 72 метра – самая высокая
сетчатая арка в мире.
Многотонный
гигант с самым крупным арочным пролетом на пространствах России вновь соединяет
транспортные магистрали Запада и Востока. Велопробегом ознаменовалось начало
движения по третьему мосту. И полетели в эфир селфи с моста! И в тот же миг
весь мир узнал, что в Сибири – в медвежьем краю – построили новый
красавец-мост!
А.Г.: А мы продолжаем разговор с нашей
гостьей – директором автономной некоммерческой организации "Агентство
социальной информации" Еленой Тополевей-Солдуновой. Вы часто бываете в
регионах, вы работаете с региональными НКО и наверняка с региональными
средствами массовой информации тоже. Вот там какое отношение? Потому что все-таки
есть разница между регионом и федеральным центром.
Е.Т.-С.: Вы знаете, в регионах получше
ситуация, там больше пишут и рассказывают о местных некоммерческих
организациях. Причем интересно, что по-разному ситуация складывается в разных
регионах. То есть где-то говорят, НКО сами говорят: "У нас нет проблем с
журналистами. Они сами приходят, они сами рассказывают о нас, о наших
мероприятиях".
А.Г.: А можно сразу привести примеры
какие-то, где более лояльно все друг к другу относятся, а где, возможно,
проблемы?
Е.Т.-С.: Например, в Ярославле неплохая
ситуация. Там даже есть специальные программы у них, которые выходят на радио,
посвященные некоммерческим организациям. Калужская область. Еще где-то. А есть
какие-то более проблемные регионы, где жалуются НКО, что пробиться трудно к
журналистам.
Тут,
правда, чтобы быть честным, нужно сказать, что иногда и сами НКО не проявляются
достаточной активности для того, чтобы выходить на журналистов. Но их можно
понять: у них, как правило, всегда у всех не хватает ресурсов, им всегда
трудно, у них всегда миллион задач, и они всем хотят помочь. И у них просто не
хватает сил и времени для того, чтобы еще писать пресс-релизы.
Кстати
сказать, мы сотрудничаем с факультетом журналистики МГУ, уже давным-давно ведем
такой специальный курс и организуем практику студентов-журналистов в НКО. И,
как правило, для них это становится абсолютным открытием. То есть мы их
приводим прямо в организации разные и говорим: "Смотрите, вот как,
оказывается, можно. И как люди помогают тем, кто рядом, и как самим себе. Как
можно решать проблемы, не обращаясь к власти, а делать что-то самим". И,
как правило, для молодежи нашей, студентов это открытие целого нового мира.
А.Г.: Знаете, существует вокруг этой
темы, мне кажется, очень много стереотипов. И один из них – такое мнение,
которое недавно было озвучено на одном из медиафорумов, что, допустим, у
федеральных СМИ есть больше приоритетов, преимуществ. Ну, понятно, это
финансирование, с этим никто не спорит. Но плюс еще и некая независимость.
Региональные телекомпании, допустим, или газеты, или радиостанции – они, как
правило, от кого-то зависят: от региональной власти, от каких-то компаний, если
это корпоративные средства массовой информации, допустим.
Е.Т.-С.: Но ведь СМИ-то разные. Одни
принадлежат одним каким-то структурам, другие – другим. Поэтому таким образом
можно находить баланс. Например, условно, есть какое-то СМИ, которое как-то
поддерживается, скажем, нефтяной компанией, и поэтому не может у себя освещать
действия экологов, направленные на то, чтобы…
А.Г.: Против этой нефтяной компании.
Е.Т.-С.: Да, против этой компании. Но, условно
говоря, есть другое какое-то СМИ, которое принадлежит власти, например, и они
как раз могут себе это позволить. Поэтому баланс можно находить и вот таким
образом.
Но,
конечно, вообще-то говоря, хочется, чтобы больше было независимых СМИ. Но
выжить им, как мы знаем, не так просто в регионах. Поэтому все очень надеются и
ждут, что будет увеличено бюджетное финансирование для этих СМИ. Обсуждается
тема, что хорошо бы те президентские гранты, которые сейчас выделяются
некоммерческим организациям, тоже выделять, например, независимым региональным
СМИ.
А.Г.: У нас есть конкретный пример
один, когда не получается взаимодействие власти, СМИ и некоммерческих
организаций. Эта ситуация достаточно печальная. Рассказываем о ней почему-то
только мы – только Общественное телевидение России.
У нас есть герой из Воронежа. Это
танцевальная студия "Solo Dance", ее руководитель Николай Соловьев,
который не раз был в нашей студии. Участники этого танцевального коллектива
уникальные: там не только здоровые дети, но и дети-колясочники, которые танцуют
брейк-данс, которые танцуют рок-н-ролл. Они побеждают на международных
соревнованиях, но у себя в городе, в Воронеже, к сожалению, они оказываются
никому не нужны. И сегодня случилась такая ситуация, что "Solo Dance"
выселяют из помещения, то есть дети остаются на улице. Они бьются и стучат во
все двери, но ни одно средство массовой информации – городское или региональное
– о них не рассказывает. Вот что делать в такой ситуации? Как быть?
Е.Т.-С.: К сожалению, масса таких примеров,
когда очень хорошие, нужные городу, гражданам организации выселяют из
помещений. Но, к счастью, у нас появляется все больше инструментов для того,
чтобы как раз сделать достоянием общества такую проблему, чтобы об этом все
знали. И когда об этом все знают, когда уже эта история выходит на федеральный
уровень, то мы знаем массу примеров, когда ситуация меняется к лучшему.
У
нас для этого есть всякие электронные петиции, которые можно подписывать,
собирать подписи. У нас есть действительно средства массовой информации
дружественные, пускай и не в этом регионе. Можно писать жалобы, обращения в ту
же самую Общественную палату Российской Федерации, во всевозможные общественные
советы и так далее. То есть все-таки, наверное, главное – не сидеть сложа руки.
И как это ни обидно, но тратить силы не на то, что ты делаешь, не на свое дело,
а на пробивание стен, к сожалению, приходится иногда.
А.Г.: Но с нашей помощью, я надеюсь,
такие ситуации будут разрешаться все-таки.
Разбудить общество – почему для многих
СМИ это истина в последней инстанции? О том, какую роль играют средства
массовой информации в становлении гражданского общества, об их взаимодействии с
некоммерческими организациями – в беседе с членом Общественной палаты России,
директором "Агентства социальной информации" Еленой
Тополевой-Солдуновой.
Елена, скажите, пожалуйста, к
некоммерческим организациям сегодня выросла степень доверия?
Е.Т.-С.: Вы знаете, я надеюсь, что она
постепенно растет. Об этом можно судить по косвенным признакам – например, по
тому, что больше людей приходят и становятся волонтерами, помогают этим
некоммерческим организациям. Гораздо больше стали собирать частных
пожертвований. Тем более появились такие инструменты, как SMS-сообщения, ток-шоу. Есть и банковские
терминалы, через которые можно сделать это пожертвование просто и легко, в два
клика. И объем пожертвований вырос, что, конечно, является признаком повышения
доверия к некоммерческим организациям. Но все равно он еще низок, это правда.
По
всем исследованиям видно, что человек начинает доверять, когда он сначала
заинтересовался. Сначала его нужно заинтересовать, а потом надо, чтобы он сам
соприкоснулся с этой деятельностью. И тогда он начинает верить. Вот почему так
важно то, что появилось наконец Общественное телевидение России, которое
рассказывает и об этих организациях, и об этих удивительных людях, которые
работают в таких организациях. И как здорово, что есть "Большая
страна", которая неустанно не просто рассказывает об этих НКО, но то, что
мне кажется еще очень здорово и интересно, – то, что отслеживаются сюжеты
какие-то.
А.Г.: Мы не бросаем своих героев.
Е.Т.-С.: Это вообще очень ценно.
А.Г.: И вы знаете, самое главное… Я
хочу сейчас сказать и поблагодарить наших телезрителей, потому что столько
откликов приходит на сюжеты, которые мы показываем, и это здорово. Пишут часто.
И вот у меня есть письмо, одно из последних. Люди, которые живут, даже не
знают, к кому обратиться у себя. Они пишут к истине в последней инстанции – на
телевидение. Пишут президенту и на ОТР.
Написала нам жительница Ульяновской
области Татьяна Ермакова. Там очень сложная ситуация в семье: есть маленький
ребенок, три года, мама не работает, у папы тоже проблемы (я так понимаю, что
он на пенсии). Люди написали нам и просят просто помочь: "Помогите хотя бы
вещами". Они живут в маленьком поселке. Почему не обращаются к чиновникам?
Почему не обращаются в социальные службы?
Мы тоже не стали обращаться в
социальные службы, а мы нашли некоммерческую организацию именно в Ульяновской
области. Центр развития "Новое поколение" в Ульяновске, они охотно
откликнулись. И волонтеры сказали: "Конечно! Мы вещи соберем". Взяли
адрес, уже собирают вещи и на следующей неделе обещают их уже привезти в
деревню этой семье.
Е.Т.-С.: Действительно здорово, что
откликаются. Значит – вам верят, доверяют, раз вам пишут, раз обращаются, как к
последней надежде. С одной стороны, это хорошо. С другой стороны, плохо,
конечно, то, что они сами не смогли получить, нигде найти эту информацию, что
они у себя же, в Ульяновской области, эту помощь могут получить. То есть они ее
получили вот таким образом.
А.Г.: Елена, а вам часто приходится
решать проблемы за чиновников, "Агентству социальной информации"?
Е.Т.-С.: Вы знаете, конечно, нам тоже приходит
масса писем и обращений, но мы стараемся переадресовать их. Неправильно решать
проблемы за чиновников. Ну, понятно, что они могут, например, не знать просто.
Но если они знают и не делают, то, конечно, нужно прежде всего их заставить,
чтобы они сделали то, что они должны делать. Потому что, если у нас и средства
массовой информации, и некоммерческие организации, и бизнес начнут замещать
собой государство, это будет абсолютно неправильная ситуация. Мы таким образом
будет развращать эту государственную машину. Понятно, что бывают ситуации
экстренные, срочные – например, срочно нужны деньги на операцию какому-нибудь
больному человеку.
А.Г.: Тогда должны уже подключаться
все.
Е.Т.-С.: Да, наверное, государство должно. Но
пока государство, вот эта машина будет крутиться, этот человек погибнет.
Поэтому упрекать благотворительные фонды, например, в том, что они в таких
ситуациях действуют срочно и не ждут, пока достучатся до государства, – я
считаю, это неправильно.
А.Г.: Это неправильно и несправедливо,
конечно.
А мы хотим показать вам еще один
дайджест о наших героях. Это простые люди, возможно незаметные. У них нет
орденов, медалей, да и талантов великих тоже, наверное, нет. Но каждый день они
совершают маленький подвиг и делают наш мир немного лучше.
ВЫШЕ НОС!
– Больничный клоун – он как тот
маленький кусочек детства, который приходит к деткам в больницу и возвращает
это детство в больницу. То есть он создает определенную атмосферу игры,
волшебства, чуда. И это очень здорово. Поэтому – как можно прожить без магии,
без волшебства?
Больничные
клоуны – это движение известное во всем мире, которое ставит перед собой цель
улучшить эмоциональное состояние детей, находящихся на лечении в больницах.
Автономная некоммерческая организация Больничных клоунов "НОС",
единственная в Новосибирске, действует с 2012 года. Основатели движения
Больничных клоунов в Новосибирске – клоуны Матреша и Зефирка, а в жизни –
Надежда Лузина и Александра Кострыкина.
– Серьезно! Очень серьезно! Все очень
серьезно! Давай. Раз! Два!.. Убери свой прибор!
– Но ты же сказала: к левому уху.
– Она срывает мне весь эксперимент!
Благотворительные
организации поднимают вопрос неравнодушия общества к людям, попавшим в сложную
ситуацию. Через творчество – или, как говорят клоуны, через нос – меняется
отношение к проблеме. Прислушайтесь к своему внутреннему голосу – может быть, и
вы сможете сделать что-то важное и полезное для других. Выше нос, друзья! Выше
нос!
АРХАНГЕЛЬСКИЕ МУЖИКИ
Оттепель
не только запустила человека в космос, но и предложила ему с энтузиазмом
взяться за стройматериалы. Надежды на новые свершения вырывались из людей, как
пена из теплой пивной банки. Хрущевки повырастали по всей стране, как грибы
после дождя. Уникальный старинный Архангельск превращался в панельный град.
Деревянные здания стали заселяться по коммунальному принципу: в доме не стало
хозяина. Старинный город, как Атлантида, уходил на дно.
Один
из тех, кто бросил деревянному Архангельску спасательный круг, был известный
краевед и профессор Юрий Барашков. Возникла идея превратить проспект
Чумбарова-Лучинского в заповедную улицу и собрать на ней все виды домов
деревянного города. К девяностым, согласно макету, дома были успешно перенесены
на заповедную улицу, но пешеходным проспектом она так и не стала. Дорогу в
центре Чумбаровки требовалось прежде всего очистить от старых коммуникаций,
световых опор, организовать подъезды и проезды к зданиям. Однако только начатый
проект пришлось остановить – в девяностых экономика страны сломала себе
позвоночник. Зарплату не платили по полгода. Люди выходили на митинги, требуя
расплатиться по долгам. Проект заповедной улицы заглох практически на десять
лет.
Сегодня
Чумбаровка – главная пешеходная улица в Архангельске. Она могла бы стать
площадкой для съемок счастливой кинозарисовки, где есть и велосипедисты, и
дружные семьи, и просто любящие этот проспект горожане.
СПАСАТЕЛИ МАЛИБУ
Александр
Зуев чувствует себя, как рыба в воде. Это обстоятельство на пользу не только
самому спортсмену, но и всем окружающим, ведь Саша в любой момент готов прийти
на помощь.
– Всегда посматриваешь, купаются ли
люди. Привычка. Наблюдаешь. "Спасатели Малибу" – потому что мы так
придумали. И думаем, что это название довольно-таки интересное.
"Спасатели
Малибу" – это команда ВОСВОДа (Всероссийского общества спасания на водах).
Отделение с таким согревающим душу названием уже почти пять лет функционирует
на территории северо-запада страны.
– Вроде бы ничего особенного мы не
делаем. Просто стараюсь не проходить мимо.
Истинный
спасатель всегда начеку. Он знает, что нужно делать в чрезвычайной ситуации, и
никогда не теряет самообладания. Он действует. И совсем неважно, профессионал
приходит на помощь пострадавшему или доброволец. Главное, что он сохраняет
человеку жизнь.
А.Г.: Я уверена, что вместе с
"Агентством социальной информации", с вами, Елена, с нашими помощниками
мы будем как можно больше рассказывать о таких замечательных людях, которых
очень много в большой стране.
Е.Т.-С.: Да, здорово! Им нет числа. Давайте
вместе их искать, о них рассказывать – и тогда, я уверена, их станет еще
больше. Спасибо вам большое.
А.Г.: Спасибо вам огромное.
Итак, мы убедились, насколько важна
компетенция журналистики, а особенно телевизионной, как важно не растратить ее
на пустые обещания. Далее последуют критика, разочарования и полная потеря
доверия. О взаимодействии СМИ с гражданским обществом, с некоммерческими
организациями и властью мы говорили сегодня с директором "Агентства
социальной информации" Еленой Тополевой-Солдуновой.