Ангелина Грохольская: Сегодня, 19 мая – для нас, сотрудников ОТР, особенный день. Три года назад, ровно в 12 часов, наш телеканал впервые вышел в эфир. И впервые на федеральном телевидении заговорили и о жизни в провинции, и о проблемах малых городов, о работе общественных организаций. Мы поздравляем коллег и вас, наших телезрителей, наших самых верных друзей и самых строгих критиков, с днем рождения Общественного телевидения России! И все же, какую роль играют средства массовой информации в становлении гражданского общества? Почему для многих СМИ – это истина в последней инстанции? Из результатов исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, следует, что главным источником новостей для 57% россиян в этом году остается телевидение. Центральные каналы по-прежнему лидируют в рейтинге доверия средствам массовой информации: 75% респондентов не сомневаются в достоверности телевизионной информации. Сегодня в студии "Большой страны" директор автономной некоммерческой организации "Агентство социальной информации" Елена Тополева-Солдунова. Елена, здравствуйте. Елена Тополева-Солдунова: Здравствуйте. А.Г.: Спасибо вам огромное, что пришли в студию "Большой страны". Всегда рады вас видеть здесь. Е.Т.-С.: Спасибо. Я тоже всегда рада здесь бывать. А.Г.: Оказывается, что все-таки, несмотря на общие хорошие показатели, некоторое падение доверия зрительской аудитории наблюдается. На ваш взгляд, почему? Почему все-таки тенденция к снижению? Е.Т.-С.: Во-первых, к сожалению, можно констатировать, что у нас вообще уровень доверия в обществе – и не только к средствам массовой информации, но и граждан друг к другу, к бизнесу, к власти, – он, в общем, не очень-то растет. У нас вообще проблема всеобщего недоверия существует в обществе. Это есть. И, конечно, последствия этого не очень хороши, потому что это ведет к снижению вообще так называемого социального капитала в обществе и к снижению общественного ресурса для развития страны в целом. Что касается телевидения. Мне кажется, что не всегда, не на всех каналах, не во всех сюжетах мы видим такой взвешенный подход, когда высказываются разные точки зрения, например, по одному и тому же моменту, вопросу. Все-таки здесь важно представить баланс интересов, потому что иначе, если это прямолинейно, если это однобоко, односторонне, то в какой-то момент перестаешь этому верить. Поэтому так и происходит. И, наверное, конечно, все-таки Интернет тоже свое дело делает. В этом тоже одна из причин того, что падает доверие к телевидению. А.Г.: У нас сегодня интересная ситуация получилась. Мы – телевидение, с одной стороны. А вы – в общем-то, представители именно интернет-СМИ. Да? Е.Т.-С.: Да. А.Г.: Но я думаю, что мы в связке все-таки работаем, и мы больше не конкуренты, а партнеры. Е.Т.-С.: Конечно. Вы знаете, абсолютно мы никогда себя не ощущали конкурентами каких-то СМИ – телевидения либо радио. Наоборот, в частности мы работаем как посредники для других СМИ, чтобы предоставлять этим СМИ, журналистам как раз информацию о том, что происходит в нашей большой стране в плане деятельности различных общественных организаций, гражданских инициатив и так далее, для того, чтобы этим СМИ дать эту информации. Нам уже больше 20 лет, нашему агентству, но что-то такое произошло и случилось, что наша информация вдруг стала более востребованной действительно и на телевидении, и на радио. А.Г.: Как вы думаете, почему по большому счету "Агентство социальной информации" и Общественное телевидение России больше рассказывают о гражданском обществе, о некоммерческих организациях, а другие – допустим, федеральные каналы – рассказывают, но все равно в большей степени обходят эту тему стороной? Неинтересно зрителям? В чем причина? У тех, кто работает на федеральных каналах, почему-то считается, что жизнь провинции, условно говоря (тем более такая общественная жизнь), действительно мало кому интересна Е.Т.-С.: Во-первых, у нас есть какие-то стереотипы, есть какие-то традиционные подходы. У тех, кто работает на федеральных каналах, почему-то считается, что жизнь провинции, условно говоря (тем более такая общественная жизнь), действительно мало кому интересна, потому что всех интересует что? Большая политика, прежде всего. И деньги. Вот то, что интересует всех. Ну, это так и не так. Если еще, я не знаю, пять лет назад спросить (и спрашивали, собственно говоря) граждан: "А что такое НКО? Что это за некоммерческие организации? Что такое благотворительные фонды? Чем они занимаются?" – то многие вообще не могли даже ответить на этот вопрос и не могли назвать имя ни одной организации. Я имею в виду просто людей. Но за последние годы ситуация очень сильно изменилась. Появились известные уже на всю страну НКО, и их все прекрасно знают. Я не знаю, это и фонд "Подари жизнь", и фонд помощи хосписам "Вера", и общество "Мемориал" – работающие в разных сферах организации. Они уже стали более известны, они на слуху. И сейчас уже средства массовой информации просто не могут о них не рассказывать, потому что они стали явным фактом нашей действительности. Зачем людям знать про эти организации? Прежде всего для того, чтобы к ним обратиться. А.Г.: Чтобы люди знали, куда они могли бы обратиться в случае какой-то проблемы. Е.Т.-С.: Правильно. Во-первых – куда обратиться. Или же помочь этим организациям, самим поучаствовать в их работе. А.Г.: Рассказывать, конечно, нужно. И нужно рассказывать правильно и много. Тем более, что в большой стране очень много удивительных людей, о которых стоит рассказать. "Виртуозы золотого часа" – так называют врачей Краснодарской клинической больницы №1. Они успевают к своим пациентам в самый критический момент, когда человек уже на грани жизни и смерти. Звания виртуоза достойны и монтажники-высотники из Новосибирска, которые построили гигантский мост через Обь с самым большим в СНГ арочным пролетом. Рассказ об этих удивительных людях смотрите прямо сейчас. ФАБРИКА ЗДОРОВЬЯ Первая Краснодарская краевая клиническая больница имени профессора Очаповского – единственная клиника в России, чьи врачи 4 раза удостоены профессиональной премии "Призвание". Площадь больницы – 16 га. В ее составе 60 отделений, 948 врачей, 1652 медицинские сестры. – Здравствуйте всем! Запущенная больная, исходно тяжеленная – порок аортального клапана. Ну, чтобы по-русски стало понятно – петля на сердце висела, в прямом смысле слова, то есть критическое сужение. Запущенная стадия. И одышка была у нее выраженная. Мы ей поменяли клапан на той неделе – и сейчас она потихонечку выздоравливает. Если все пойдет, как идет, она забудет про сердце, у нее будет иное качество жизни, по крайней мере на обозримые многие-многие годы, и она не помрет уже от этого порока. – Как дела? Дышать легче? С легочной гипертензией исходно, да? Ну, красавица! И, кстати, тоже сегодня цвет лица лучше. – Все идет, все работает, больные выписываются. Количество операций не уменьшается. Тяжесть больных не уменьшается. Парни работают, и слава богу. Спасибо всем! – И вам спасибо! – Заканчивайте. ЛЮДИ НА МОСТУ Работа здесь не прекращается ни днем, ни ночами. В дождь, в снег, в тридцатиградусный мороз и ветер мостостроители трудятся над возведением моста. Уникальность сооружаемого мостового перехода заключается в его рекордных размерах: 380 метров – самый длинный арочный пролет в России; 72 метра – самая высокая сетчатая арка в мире. Многотонный гигант с самым крупным арочным пролетом на пространствах России вновь соединяет транспортные магистрали Запада и Востока. Велопробегом ознаменовалось начало движения по третьему мосту. И полетели в эфир селфи с моста! И в тот же миг весь мир узнал, что в Сибири – в медвежьем краю – построили новый красавец-мост! А.Г.: А мы продолжаем разговор с нашей гостьей – директором автономной некоммерческой организации "Агентство социальной информации" Еленой Тополевей-Солдуновой. Вы часто бываете в регионах, вы работаете с региональными НКО и наверняка с региональными средствами массовой информации тоже. Вот там какое отношение? Потому что все-таки есть разница между регионом и федеральным центром. Е.Т.-С.: Вы знаете, в регионах получше ситуация, там больше пишут и рассказывают о местных некоммерческих организациях. Причем интересно, что по-разному ситуация складывается в разных регионах. То есть где-то говорят, НКО сами говорят: "У нас нет проблем с журналистами. Они сами приходят, они сами рассказывают о нас, о наших мероприятиях". А.Г.: А можно сразу привести примеры какие-то, где более лояльно все друг к другу относятся, а где, возможно, проблемы? Е.Т.-С.: Например, в Ярославле неплохая ситуация. Там даже есть специальные программы у них, которые выходят на радио, посвященные некоммерческим организациям. Калужская область. Еще где-то. А есть какие-то более проблемные регионы, где жалуются НКО, что пробиться трудно к журналистам. Тут, правда, чтобы быть честным, нужно сказать, что иногда и сами НКО не проявляются достаточной активности для того, чтобы выходить на журналистов. Но их можно понять: у них, как правило, всегда у всех не хватает ресурсов, им всегда трудно, у них всегда миллион задач, и они всем хотят помочь. И у них просто не хватает сил и времени для того, чтобы еще писать пресс-релизы. Кстати сказать, мы сотрудничаем с факультетом журналистики МГУ, уже давным-давно ведем такой специальный курс и организуем практику студентов-журналистов в НКО. И, как правило, для них это становится абсолютным открытием. То есть мы их приводим прямо в организации разные и говорим: "Смотрите, вот как, оказывается, можно. И как люди помогают тем, кто рядом, и как самим себе. Как можно решать проблемы, не обращаясь к власти, а делать что-то самим". И, как правило, для молодежи нашей, студентов это открытие целого нового мира. А.Г.: Знаете, существует вокруг этой темы, мне кажется, очень много стереотипов. И один из них – такое мнение, которое недавно было озвучено на одном из медиафорумов, что, допустим, у федеральных СМИ есть больше приоритетов, преимуществ. Ну, понятно, это финансирование, с этим никто не спорит. Но плюс еще и некая независимость. Региональные телекомпании, допустим, или газеты, или радиостанции – они, как правило, от кого-то зависят: от региональной власти, от каких-то компаний, если это корпоративные средства массовой информации, допустим. Е.Т.-С.: Но ведь СМИ-то разные. Одни принадлежат одним каким-то структурам, другие – другим. Поэтому таким образом можно находить баланс. Например, условно, есть какое-то СМИ, которое как-то поддерживается, скажем, нефтяной компанией, и поэтому не может у себя освещать действия экологов, направленные на то, чтобы… А.Г.: Против этой нефтяной компании. Е.Т.-С.: Да, против этой компании. Но, условно говоря, есть другое какое-то СМИ, которое принадлежит власти, например, и они как раз могут себе это позволить. Поэтому баланс можно находить и вот таким образом. Но, конечно, вообще-то говоря, хочется, чтобы больше было независимых СМИ. Но выжить им, как мы знаем, не так просто в регионах. Поэтому все очень надеются и ждут, что будет увеличено бюджетное финансирование для этих СМИ. Обсуждается тема, что хорошо бы те президентские гранты, которые сейчас выделяются некоммерческим организациям, тоже выделять, например, независимым региональным СМИ. А.Г.: У нас есть конкретный пример один, когда не получается взаимодействие власти, СМИ и некоммерческих организаций. Эта ситуация достаточно печальная. Рассказываем о ней почему-то только мы – только Общественное телевидение России. У нас есть герой из Воронежа. Это танцевальная студия "Solo Dance", ее руководитель Николай Соловьев, который не раз был в нашей студии. Участники этого танцевального коллектива уникальные: там не только здоровые дети, но и дети-колясочники, которые танцуют брейк-данс, которые танцуют рок-н-ролл. Они побеждают на международных соревнованиях, но у себя в городе, в Воронеже, к сожалению, они оказываются никому не нужны. И сегодня случилась такая ситуация, что "Solo Dance" выселяют из помещения, то есть дети остаются на улице. Они бьются и стучат во все двери, но ни одно средство массовой информации – городское или региональное – о них не рассказывает. Вот что делать в такой ситуации? Как быть? Е.Т.-С.: К сожалению, масса таких примеров, когда очень хорошие, нужные городу, гражданам организации выселяют из помещений. Но, к счастью, у нас появляется все больше инструментов для того, чтобы как раз сделать достоянием общества такую проблему, чтобы об этом все знали. И когда об этом все знают, когда уже эта история выходит на федеральный уровень, то мы знаем массу примеров, когда ситуация меняется к лучшему. У нас для этого есть всякие электронные петиции, которые можно подписывать, собирать подписи. У нас есть действительно средства массовой информации дружественные, пускай и не в этом регионе. Можно писать жалобы, обращения в ту же самую Общественную палату Российской Федерации, во всевозможные общественные советы и так далее. То есть все-таки, наверное, главное – не сидеть сложа руки. И как это ни обидно, но тратить силы не на то, что ты делаешь, не на свое дело, а на пробивание стен, к сожалению, приходится иногда. А.Г.: Но с нашей помощью, я надеюсь, такие ситуации будут разрешаться все-таки. Разбудить общество – почему для многих СМИ это истина в последней инстанции? О том, какую роль играют средства массовой информации в становлении гражданского общества, об их взаимодействии с некоммерческими организациями – в беседе с членом Общественной палаты России, директором "Агентства социальной информации" Еленой Тополевой-Солдуновой. Елена, скажите, пожалуйста, к некоммерческим организациям сегодня выросла степень доверия? Е.Т.-С.: Вы знаете, я надеюсь, что она постепенно растет. Об этом можно судить по косвенным признакам – например, по тому, что больше людей приходят и становятся волонтерами, помогают этим некоммерческим организациям. Гораздо больше стали собирать частных пожертвований. Тем более появились такие инструменты, как SMS-сообщения, ток-шоу. Есть и банковские терминалы, через которые можно сделать это пожертвование просто и легко, в два клика. И объем пожертвований вырос, что, конечно, является признаком повышения доверия к некоммерческим организациям. Но все равно он еще низок, это правда. По всем исследованиям видно, что человек начинает доверять, когда он сначала заинтересовался. Сначала его нужно заинтересовать, а потом надо, чтобы он сам соприкоснулся с этой деятельностью. И тогда он начинает верить. Вот почему так важно то, что появилось наконец Общественное телевидение России, которое рассказывает и об этих организациях, и об этих удивительных людях, которые работают в таких организациях. И как здорово, что есть "Большая страна", которая неустанно не просто рассказывает об этих НКО, но то, что мне кажется еще очень здорово и интересно, – то, что отслеживаются сюжеты какие-то. А.Г.: Мы не бросаем своих героев. Е.Т.-С.: Это вообще очень ценно. А.Г.: И вы знаете, самое главное… Я хочу сейчас сказать и поблагодарить наших телезрителей, потому что столько откликов приходит на сюжеты, которые мы показываем, и это здорово. Пишут часто. И вот у меня есть письмо, одно из последних. Люди, которые живут, даже не знают, к кому обратиться у себя. Они пишут к истине в последней инстанции – на телевидение. Пишут президенту и на ОТР. Написала нам жительница Ульяновской области Татьяна Ермакова. Там очень сложная ситуация в семье: есть маленький ребенок, три года, мама не работает, у папы тоже проблемы (я так понимаю, что он на пенсии). Люди написали нам и просят просто помочь: "Помогите хотя бы вещами". Они живут в маленьком поселке. Почему не обращаются к чиновникам? Почему не обращаются в социальные службы? Мы тоже не стали обращаться в социальные службы, а мы нашли некоммерческую организацию именно в Ульяновской области. Центр развития "Новое поколение" в Ульяновске, они охотно откликнулись. И волонтеры сказали: "Конечно! Мы вещи соберем". Взяли адрес, уже собирают вещи и на следующей неделе обещают их уже привезти в деревню этой семье. Е.Т.-С.: Действительно здорово, что откликаются. Значит – вам верят, доверяют, раз вам пишут, раз обращаются, как к последней надежде. С одной стороны, это хорошо. С другой стороны, плохо, конечно, то, что они сами не смогли получить, нигде найти эту информацию, что они у себя же, в Ульяновской области, эту помощь могут получить. То есть они ее получили вот таким образом. А.Г.: Елена, а вам часто приходится решать проблемы за чиновников, "Агентству социальной информации"? Е.Т.-С.: Вы знаете, конечно, нам тоже приходит масса писем и обращений, но мы стараемся переадресовать их. Неправильно решать проблемы за чиновников. Ну, понятно, что они могут, например, не знать просто. Но если они знают и не делают, то, конечно, нужно прежде всего их заставить, чтобы они сделали то, что они должны делать. Потому что, если у нас и средства массовой информации, и некоммерческие организации, и бизнес начнут замещать собой государство, это будет абсолютно неправильная ситуация. Мы таким образом будет развращать эту государственную машину. Понятно, что бывают ситуации экстренные, срочные – например, срочно нужны деньги на операцию какому-нибудь больному человеку. А.Г.: Тогда должны уже подключаться все. Е.Т.-С.: Да, наверное, государство должно. Но пока государство, вот эта машина будет крутиться, этот человек погибнет. Поэтому упрекать благотворительные фонды, например, в том, что они в таких ситуациях действуют срочно и не ждут, пока достучатся до государства, – я считаю, это неправильно. А.Г.: Это неправильно и несправедливо, конечно. А мы хотим показать вам еще один дайджест о наших героях. Это простые люди, возможно незаметные. У них нет орденов, медалей, да и талантов великих тоже, наверное, нет. Но каждый день они совершают маленький подвиг и делают наш мир немного лучше. ВЫШЕ НОС! – Больничный клоун – он как тот маленький кусочек детства, который приходит к деткам в больницу и возвращает это детство в больницу. То есть он создает определенную атмосферу игры, волшебства, чуда. И это очень здорово. Поэтому – как можно прожить без магии, без волшебства? Больничные клоуны – это движение известное во всем мире, которое ставит перед собой цель улучшить эмоциональное состояние детей, находящихся на лечении в больницах. Автономная некоммерческая организация Больничных клоунов "НОС", единственная в Новосибирске, действует с 2012 года. Основатели движения Больничных клоунов в Новосибирске – клоуны Матреша и Зефирка, а в жизни – Надежда Лузина и Александра Кострыкина. – Серьезно! Очень серьезно! Все очень серьезно! Давай. Раз! Два!.. Убери свой прибор! – Но ты же сказала: к левому уху. – Она срывает мне весь эксперимент! Благотворительные организации поднимают вопрос неравнодушия общества к людям, попавшим в сложную ситуацию. Через творчество – или, как говорят клоуны, через нос – меняется отношение к проблеме. Прислушайтесь к своему внутреннему голосу – может быть, и вы сможете сделать что-то важное и полезное для других. Выше нос, друзья! Выше нос! АРХАНГЕЛЬСКИЕ МУЖИКИ Оттепель не только запустила человека в космос, но и предложила ему с энтузиазмом взяться за стройматериалы. Надежды на новые свершения вырывались из людей, как пена из теплой пивной банки. Хрущевки повырастали по всей стране, как грибы после дождя. Уникальный старинный Архангельск превращался в панельный град. Деревянные здания стали заселяться по коммунальному принципу: в доме не стало хозяина. Старинный город, как Атлантида, уходил на дно. Один из тех, кто бросил деревянному Архангельску спасательный круг, был известный краевед и профессор Юрий Барашков. Возникла идея превратить проспект Чумбарова-Лучинского в заповедную улицу и собрать на ней все виды домов деревянного города. К девяностым, согласно макету, дома были успешно перенесены на заповедную улицу, но пешеходным проспектом она так и не стала. Дорогу в центре Чумбаровки требовалось прежде всего очистить от старых коммуникаций, световых опор, организовать подъезды и проезды к зданиям. Однако только начатый проект пришлось остановить – в девяностых экономика страны сломала себе позвоночник. Зарплату не платили по полгода. Люди выходили на митинги, требуя расплатиться по долгам. Проект заповедной улицы заглох практически на десять лет. Сегодня Чумбаровка – главная пешеходная улица в Архангельске. Она могла бы стать площадкой для съемок счастливой кинозарисовки, где есть и велосипедисты, и дружные семьи, и просто любящие этот проспект горожане. СПАСАТЕЛИ МАЛИБУ Александр Зуев чувствует себя, как рыба в воде. Это обстоятельство на пользу не только самому спортсмену, но и всем окружающим, ведь Саша в любой момент готов прийти на помощь. – Всегда посматриваешь, купаются ли люди. Привычка. Наблюдаешь. "Спасатели Малибу" – потому что мы так придумали. И думаем, что это название довольно-таки интересное. "Спасатели Малибу" – это команда ВОСВОДа (Всероссийского общества спасания на водах). Отделение с таким согревающим душу названием уже почти пять лет функционирует на территории северо-запада страны. – Вроде бы ничего особенного мы не делаем. Просто стараюсь не проходить мимо. Истинный спасатель всегда начеку. Он знает, что нужно делать в чрезвычайной ситуации, и никогда не теряет самообладания. Он действует. И совсем неважно, профессионал приходит на помощь пострадавшему или доброволец. Главное, что он сохраняет человеку жизнь. А.Г.: Я уверена, что вместе с "Агентством социальной информации", с вами, Елена, с нашими помощниками мы будем как можно больше рассказывать о таких замечательных людях, которых очень много в большой стране. Е.Т.-С.: Да, здорово! Им нет числа. Давайте вместе их искать, о них рассказывать – и тогда, я уверена, их станет еще больше. Спасибо вам большое. А.Г.: Спасибо вам огромное. Итак, мы убедились, насколько важна компетенция журналистики, а особенно телевизионной, как важно не растратить ее на пустые обещания. Далее последуют критика, разочарования и полная потеря доверия. О взаимодействии СМИ с гражданским обществом, с некоммерческими организациями и властью мы говорили сегодня с директором "Агентства социальной информации" Еленой Тополевой-Солдуновой.