Ангелина Грохольская: Люди творческих профессий. Многие завидуют артистам, режиссерам, музыкантам, полагая, что их жизнь состоит из премьер, оваций и цветов. На самом деле за всем этим стоит тяжелый труд. И очень часто, увлекаясь работой, проживая на сцене чужую жизнь, жизнь своего героя, творческие люди забывают о своей. Проходит время, и возникают неразрешимые проблемы. Самое страшное, когда человек, вдруг оказавшись в беде, остается с ней один на один – уходят поклонники, забывают друзья и коллеги. Сегодня мы вам расскажем о фонде, который создан для того, чтобы помогать нашим кумирам – артистам и музыкантам. В Санкт-Петербурге появилась новая общественная организация – Фонд помощи людям творческих профессий имени Валерия Бровко. И сегодня у нас в студии – его основатель и директор Эрик Бровко. Эрик, здравствуйте. Эрик Бровко: Здравствуйте, Ангелина. А.Г.: Я вас поздравляю с открытием фонда, если так вообще уместно говорить, потому что я знаю, что этому предшествовали далеко не радостные события – это связано с вашей семьей и с вашим отцом. Расскажите. Э.Б.: К сожалению, это личный опыт и личная трагедия. Мой отец – классический композитор Валерий Леонардович Бровко – заболел онкологическим заболеванием. На протяжении 3 лет он с ним мужественно боролся, но, к сожалению, 7 декабря 2015 года он ушел из жизни. И мы приняли решение нашей семьей, что наш опыт может быть полезен и другим людям, которые попадают в эту беду. Так мы приняли решение о создании нашего фонда. Наш фонд создан с целью оказания помощи поэтам, писателям, композиторам, актерам, музыкантам и другим людям творческих профессий, страдающим тяжелыми заболеваниями. Я считаю, что эта проблема данной социальной группы сейчас очень актуальна, ведь эти люди зачастую не имеют заработных плат, расширенных страховок, постоянных доходов. И когда они попадают в беду, они становятся очень незащищенными. Они всегда отдаются творчеству целиком и полностью, потому что это их жизнь. А.Г.: У нас очень много стереотипов связано именно с творческими людьми. Кажется, что шоу-бизнес – это красивая картинка на экране, а на самом деле очень много трагических судеб. Я буквально недавно прочитала интервью одной сотрудницы "Ленфильма", которая рассказывала о Сергее Филиппове, нашем великом актере, который, умирая, стеснялся даже домой врача вызвать, потому что он жил в нищете, и дома ничего не было, кроме тапочек. Казалось бы, да? Это действительно трагедия. Э.Б.: Действительно, даже на примере нашей семьи я удивлялся просто мужеству своего отца, потому что он никогда ни на что не жаловался. Более того, за этот период он написал порядка полутора часов музыки, два спектакля, десятки песен. И для него это была, наверное, как какая-то назойливая муха, которая мешала ему творить. И действительно эти люди борются, и борются по-настоящему, чтобы делать для людей очень многое, что позволяет нам сделать наш мир светлее и добрее. У всех людей есть любимые песни, любимые фильмы, любимые картины. Каждый человек находит иногда себя в творчестве того или иного творца. И для нас это очень важно. Этих людей надо действительно поддерживать и помогать им. А.Г.: Эрик, а у вас есть уже подопечные, кому вы уже будете помогать? Э.Б.: Да, у нас есть уже несколько обращений на сегодняшний день. Я бы не хотел, наверное, афишировать их фамилии, это не совсем правильно… А.Г.: Ну да, это было бы некорректно, конечно. Э.Б.: Есть два человека у нас с гепатитом С и сахарным диабетом, серьезными заболеваниями, есть с сердечно-сосудистым заболеванием, и есть одна онкология. Мы помогаем чем можем. Сейчас мы хотим сделать нашу помощь системной. Для себя мы выявили несколько направлений. Это помощь в прохождении ранней диагностики. Потому что, к сожалению, высокотехнологичная диагностика по системе обязательного медицинского страхования – как правило, ожидание составляет от трех недель и выше, а зачастую надо сделать это быстро. Мы хотим финансировать такие исследования. Мы заключили со многими клиниками договора и отправляем людей на диагностику. Также в нашу компетенцию входит оказание консультативной и сопровождающей помощи в период лечения. Мы помогаем получать квоты и рекомендуем обращаться к тем или иным специалистам в государственных медицинских учреждениях. А.Г.: С одной стороны, сейчас развивается благотворительность, люди готовы жертвовать. Но, с другой стороны, недавно вышло очередное исследование: кому люди готовы жертвовать в первую очередь? Конечно, это дети. На лечение взрослых собрать деньги очень тяжело. Сейчас я даже не представляю, как вы будете этим заниматься. И неслучайно у нас фондов для взрослых очень мало. Э.Б.: Действительно этот вопрос очень сложный. Мы для себя вырабатываем механизмы работы с бизнесом, потому что я сам как предприниматель понимаю, что любой фонд должен быть построен системно и работать как механизм. И действительно средства туда надо привлекать и правильно расходовать, чтобы эти деньги направлялись на лечение людей. Мы для себя больше видим работу непосредственно с творческой элитой и бизнесом с точки зрения привлечения средств, потому что бизнесу, наверное, проще выделять ежемесячные пожертвования в той или иной сфере, а творческие люди, которые обеспечены и готовы поддерживать, конечно, понимают эту проблематику своих, так скажем, коллег, друзей. И вообще сейчас, мне кажется, такое время, что надо больше думать не о кризисе, не об экономике, а о человеке. Действительно самая высшая ценность – это человек. А.Г.: И человеческая жизнь, да. Э.Б.: Самое важное – оставаться в трудные времена человеком. Мне кажется, нужно поддерживать друг друга, любить мир вокруг нас, который нас окружает, любить людей, которые делают его лучше. А.Г.: Когда вы вместе со своим отцом боролись с его болезнью, ему помогали его коллеги? Ведь он работал со многими известными артистами, музыкантами, режиссерами: и с Валерием Леонтьевым, и с Эльдаром Рязановым, и с Михаилом Боярским, и с Мариной Капуро. На тот момент был отклик от коллег, от поклонников, может быть? Папа был самодостаточным и мужественным, он никогда не обращался ни к кому за помощью, и мы со всеми своими проблемами практически справлялись самостоятельно. Э.Б.: Вы знаете, так как у нас папа был очень самодостаточным и мужественным, он никогда не обращался ни к кому за помощью, и мы со всеми своими проблемами практически справлялись самостоятельно. Но все знали об этой проблеме и, естественно, поддерживали эмоционально, духовно и не давали нам уходить в уныние либо горевать по этому поводу. У нас, в принципе, достаточно оптимистичная семья. К сожалению, мы прошли через такие трагические обстоятельства – в 1999 году у нас от несчастного случая ушла мама, и мы остались одни. У нас многодетная семья. К сожалению, трагедии делают нас сильнее. Это такой опыт, который научил нас с любыми трудностями сталкиваться с улыбкой где-то, с оптимизмом и всегда с верой в светлое будущее. А.Г.: По крайней мере, не отчаиваться. Э.Б.: Мы боролись до последней минуты. А.Г.: С какими проблемами и трудностями вы столкнулись? Понятно, что никогда не ждешь и не готовишься к какой-то болезни, беде, и она всегда приходит нежданно-негаданно. Какие проблемы, которые вам удалось преодолеть, сегодня помогут в работе фонда? Э.Б.: На самом деле, если говорить именно о проблематике, конечно, присутствует колоссальная разобщенность информации в общении медицинских специалистов. Когда ты делаешь в одной больнице операцию, а в другой делаешь лучевую терапию, зачастую эти доктора друг с другом не общаются – и получается некая дезинформация. На мой взгляд, это было нашей проблемой. Вторая проблема, которую я считаю фундаментальной в нашей системе здравоохранения, – это развитие профилактической помощи. Гораздо дешевле людей не лечить, а диагностировать проблемы на ранней стадии и не запускать все эти проблемы. Я знаю, как с советского времени работают женские консультации, например. Это из тех примеров, когда действительно все проблемы решаются на стадии их раннего проявления. И если бы было больше социальной рекламы, если бы больше поликлиники, больницы работали на привлечение людей для прохождения диагностики, это было бы гораздо более эффективнее. Переходя к положительному. Мой отец получал дорогостоящие препараты – порядка 200 тысяч рублей ежемесячно стоил один препарат (это гормонотерапия). И мне кажется, в интересах государства было бы гораздо раньше определить его проблему, сдав определенные анализы, и оказать необходимую помощь на ранней стадии заболевания. А.Г.: Эрик, к работе фонда. Сегодня фонды немного меняют и структуру, и вообще подход к своей деятельности – уже нет просто волонтеров, которые идут и собирают деньги. Вы сами сказали, что очень важен системный подход. Сегодня есть такой термин "фандрайзинг". Он применим и к благотворительности тоже, различные приемы и методы фандрайзинга сейчас используются. Вы начали с благотворительного концерта – с такой традиционной формы. Это было первое мероприятие. Расскажите, как оно прошло. Удалось ли убедить людей в нужности такого фонда и, может быть, что-то уже собрать? Э.Б.: В мае мы сделали благотворительный концерт "Одна жизнь". Мы хотим создать цикл концертов, посвященных творчеству разных людей. Этот вечер был посвящен творчеству моего отца, его друзьям и коллегам композиторам. И в этот день целью был, наверное, не сбор средств, а освещение работы нашего фонда для творческих людей, которые могли бы к нам обращаться. Нужно больше говорить о благотворительности в образовании и с детства приучать людей поддерживать друг друга. Наш первый опыт – это краудфандинговая площадка Planeta.ru. Мы разместили там определенную рекламную кампанию, на которой мы собрали порядка 160 тысяч рублей. Мне кажется, что нужно больше говорить о благотворительности в образовании и приучать людей с детства поддерживать друг друга. А.Г.: Кроме того, у вас еще и сайт заработал, да? Э.Б.: Да. А.Г.: Я знаю, что вы готовы и из других регионов приглашать людей, которые нуждаются сейчас в помощи. Э.Б.: Да, fondbrovko.ru помогает в том числе и иногородним гражданам творческих профессий для прохождения лечения в Санкт-Петербурге. То есть это такой региональный медицинский туризм для творческих людей. В случае какой-то серьезной проблемы они могут обратиться, и мы попробуем связать их с государственной клиникой. Если получится, то это по программе ОМС можно сделать, а если нет, то, наверное, мы поможем собрать средства либо как-то профинансировать нашими спонсорами. А.Г.: А как к вам надо обращаться? Как надо доказать? Приложить договор с организацией, что я работаю… Картины показать, творческий результат своего труда? Э.Б.: К нам может обратиться любой член творческих союзов – Союза писателей, Союза композиторов, общественных организаций и объединений, которые объединяют творческих людей. Если такая ситуация, что человек не состоит ни в одном союзе, то он может попросить рекомендательное письмо у любого из союзов. И если данное письмо будет, то мы, конечно, попробуем оказать возможную поддержку. Благотворительность требует времени. Тяжело собрать соратников, которые найдут и время, и ресурсы для того, чтобы заниматься этим. А.Г.: Но они у вас уже есть? Или вы пока один? Э.Б.: Нет, во-первых, у нас большая семья, так случилось. У меня еще две сестры родные, старшая и младшая, еще есть дядя. И мы, однофамильцы, так скажем, объединились в единую команду. Естественно, присоединяются люди – потихоньку, но присоединяются. И я искренне верю в доброту и любовь людей, которые действительно готовы помогать. И я уверен, что таких людей будет больше рядом с нами. А.Г.: Эрик, спасибо вам огромное за идею, за ваш фонд, за ваш энтузиазм. Спасибо вам большое. Я желаю удачи вашему фонду. И действительно с вами буду вместе надеяться, что таких людей будет гораздо больше. Э.Б.: Спасибо большое и вам за то, что даете возможность таким фондам, как наш, рассказать о себе. Я желаю всем нашим телезрителям не болеть и беречь своих близких. Спасибо. А.Г.: А всем нашим замечательным актерам, музыкантам, композиторам и художникам – долгой и наполненной радостью жизни и, конечно же, творческого вдохновения.