Евгений Горькаев: "Душевный Bazar" – возможность узнать о разных НКО и выбрать удобный способ включения в их деятельность
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/evgenii-gorkaev-dushevnii-23832.html Павел Давыдов: "Душевный Ваzar" – так называется
самая масштабная благотворительная ярмарка в России, которая проводится с
2010 года. Этот проект помогает вовлечь в благотворительность как можно больше
людей и способствует развитию некоммерческих организаций. "Душевный Ваzar"
традиционно проводится в столице накануне новогодних праздников.
В прошлом году в рамках ярмарки на одной из площадок Москвы
были представлены 74 организации, их павильоны посетили более 10 тысяч
гостей, суммарно было собрано почти 7,5 миллиона рублей в виде благотворительных
пожертвований. И все это за один день! Что ждать в этом году и какие акции пройдут
в рамках "Душевного Ваzarа – 2016"? Об этом мы поговорим с Евгением Горькаевым
– автором идеи "Душевного Ваzarа". Евгений, здравствуйте.
Евгений Горькаев: Здравствуйте,
Павел.
П.Д.: Рады вновь вас видеть в нашей студии.
Е.Г.: Взаимно.
П.Д.: Совсем недавно вы для наших телезрителей провели мастер-класс
в рамках "Школы гражданина", нашей рубрики, а сегодня мы рассчитываем,
что вы расскажете подробности про "Душевный Ваzar – 2016". Кстати, а ведь
это тоже своего рода мастер-класс для тех, кто хочет пополнить ряды благотворителей.
Е.Г.: Да,
совершенно верно. Потому что когда мы 7 лет назад придумывали "Душевный
Ваzar", это одна из целей и была. С одной стороны, это проект, который позволяет
развиваться и обучаться некоммерческим организациям. А с другой стороны, это проект,
который позволяет обычным гражданам узнать о деятельности некоммерческих организаций
и выбрать для себя удобный способ включения в деятельность НКО.
П.Д.: А "Душевный Ваzar" – это значит добрый, отзывчивый?
Вообще какой смысл вы вкладывали прежде всего?
Е.Г.: Ровно
тот, который и звучит в названии, – душевный. И та атмосфера, которая у нас происходит
на мероприятии, она, к счастью, из года в год передается. И отчасти это, наверное,
происходит потому, что у нас очень много есть постоянных гостей, которые вместе
со своими детьми приходят на это событие уже несколько лет подряд. И это такая уже
дружеская, семейная встреча, которая действительно носит очень душевный характер.
П.Д.: То есть такая душевная благотворительность?
Е.Г.: Совершенно
верно. И позитивная.
П.Д.: Скажите, а в 2010 году с чего все началось?
Е.Г.: Началось
немножко раньше, началось в 2009 году, когда мы с нашими партнерами совершенно
случайно оказались на рождественской ярмарке в немецком посольстве, увидели такой
формат и поняли: вот чего не хватает сейчас некоммерческому сектору в России. Потому
что на тот момент каждая некоммерческая организация пыталась самостоятельно что-то
подобное сделать, но это требует колоссальных временных и финансовых затрат, трудовых
ресурсов. И мы подумали, что мы можем как раз стать такими агрегаторами, которые
возьмут на себя все организаторские заботы, а некоммерческие организации себя качественно
представят и найдут себе сторонников.
П.Д.: Как за последние годы эта ярмарка изменилась? Насколько
изменился масштаб, количество участников?
Е.Г.: Вы
знаете, когда мы начинали в 2010 году, все у нас происходило в отеле "Аэростар".
Это небольшой отель, конференц-зал, и мы поставили большой шатер во дворе отеля.
В этом году все будет происходить, наверное, на самой главной и большой выставочной
площадке в стране – это Гостиный двор. Мне кажется, это такая характеристика очень
яркая, насколько мы выросли и насколько мы стали известными. И требуется большая
площадка, чтобы вместить всех гостей.
П.Д.: А вот по поводу гостей. Как много участников? Как вы
привлекаете их?
Е.Г.: В
первую очередь, наверное, "сарафанное радио", потому что все-таки доступ
к СМИ достаточно ограничен и проблематичен. И мы вам признательны, что у нас есть
возможность накануне "Душевного Ваzarа" встретиться, рассказать вам и
вашим телезрителям о нашем проекте и всех пригласить на это событие.
Но, конечно, у нас есть наружная
реклама, у нас есть поддержка наших информационных партнеров. Но больше всего –
это, конечно, "сарафанное радио" и социальные сети. И мы каждый год придумываем
какую-нибудь новую идею, как привлечь внимание, как завлечь. Например, в этом году
у нас вышел ролик, который за первые сутки получил 15 тысяч просмотров только
в Facebook.
П.Д.: Евгений, веселый ролик у вас получился. А кому он адресован
в первую очередь?
Е.Г.: Он
адресован в первую очередь обычным горожанам. Это была такая наша попытка показать,
что у нас очень яркая и необычная атмосфера, и много всего происходит в один момент
времени, и каждый человек найдет для себя, чем заняться.
П.Д.: Женя, скажите, пожалуйста, за 6 лет с благотворительной
точки зрения какие проекты оказались наиболее эффективными в рамках "Душевного
Ваzarа"? Могли бы вспомнить сейчас?
Е.Г.: Для
меня, наверное, самый яркий проект, который называется "Мамин домик",
находится во Владимирской области под Киржачом. Это благотворительный приют для
девочек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как правило, это выпускницы детских
домов, которые достаточно быстро становятся мамами либо, наоборот, не становятся
мамами, потому что по социально-экономическим условиям они абортируются либо оставляют
ребенка в роддоме. И приют дает возможность как раз таким мамам родить ребенка и
воспитывать его, при этом еще получать профессию, зарабатывать на жизнь, становиться
самостоятельным человеком и самостоятельно семью создавать.
П.Д.: Чтобы нашим телезрителям было понятно, а как устроен
"Душевный Ваzar"? И вообще что это такое? Ярмарка – там, где продают и
представляют свой товар. Но мы видим представителей НКО, а они, как правило, ничего
не производят.
Е.Г.: Вот
смотрите, "Мамин домик" как раз производит, потому что это…
У деятельности некоторых организаций
есть "побочный эффект" – появление некоторой сувенирной продукции.
Например, при реабилитации пациентов необходимо развивать мелкую моторику, они
делают какие-то небольшие деревянные сувениры, которые могут быть прекрасным
новогодним подарком.
П.Д.: Это исключение.
Е.Г.: Это
исключение, но это возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Есть организации,
у которых есть "побочный эффект" от их деятельности – появление некоторой
сувенирной продукции. Например, когда реабилитация пациентов происходит и необходимо
развивать мелкую моторику, они делают какие-то небольшие деревянные сувениры, которые
прекрасным новогодним подарком могут быть.
Но есть организации, у которых
это тоже основной вид деятельности. Например, петербургский центр "Антон тут
рядом" (они у нас, к сожалению, не участвуют в этом году, в московском "Душевном
Ваzarе"), у них прекрасная продукция, которую производят их воспитанники. В
основном все некоммерческие организации привлекают волонтеров, рукодельниц и рукодельников,
которые могут что-то произвести, передать безвозмездно некоммерческой организации.
И они на нашей ярмарке за пожертвования отдают эту сувенирную продукцию – и таким
образом собирают деньги.
П.Д.: Самая масштабная благотворительная ярмарка в России
"Душевный Ваzar" приглашает гостей. В студии "Большой страны"
– Евгений Горькаев, автор идеи благотворительной ярмарки "Душевный Ваzar".
За 6 лет работы ярмарки мошенники не пытались войти
в ваши ряды? Потому что когда речь идет о каких-то пожертвованиях, о деньгах, о
тех вещах, которые нам не нужны, ведь кто-то на этом может заработать. Вот как этот
баланс соблюсти – не обидеть НКО и при этом не пропустить мошенника?
Е.Г.: Конечно,
как только проект становится популярным, известным и там появляется большое скопление
людей…
П.Д.: И 7,5 миллиона – это нешуточные деньги.
Е.Г.: …то,
конечно, появляются желающие как-то это использовать в своих целях. Что мы можем
точно гарантировать? Что те организации, которые стоят на стендах и которые имеют
вывеску, у них есть заявленная цель сбора, – эти все организации нами проверены.
Они валидированы, они ведут системно свою деятельность, они отчитываются в Министерство
юстиции и в налоговые органы, они делают правильные и нужные дела.
Но бывает, что приходят люди,
которые начинают между рядами ходить и что-то предлагать. Это точно не некоммерческие
организации. Мы стараемся выявить и устранить их с площадки. Не всегда это получается,
потому что площадка огромная. Но, как правило, нам служба безопасности помогает
решить эти вопросы.
П.Д.: Скажите, а как "Душевный Ваzar" помогает
развиваться некоммерческим организациям? Вроде ярмарка проходит один день. Да, сумма
немаленькая – 7,5 миллиона, – которая была собрана в прошлом году. В этом году,
наверное, сумма будет еще большая. Но тем не менее в рамках России это не очень
много.
Е.Г.: Мы
никогда не позиционировали "Душевный Ваzar" как мероприятие, направленное
именно на зарабатывание денег либо на сбор денег для некоммерческих организаций.
В первую очередь это информационный повод, который позволяет большому количеству
обычных горожан увидеть на одной площадке совершенно разные некоммерческие организации,
которые занимаются разными социально значимыми проблемами; познакомиться с ними,
познакомиться с настоящими сотрудниками этих организаций, познакомиться с волонтерами,
которые поддерживают эти организации. И выбрать для себя, может быть, одну или несколько
организаций, с которыми я готов дальше сотрудничать, которым я готов оказывать поддержку
финансовую, стать волонтером, материальную – это уже кому как будет удобно.
Развиваются организации у нас
следующим образом. Событие проходит действительно один день, но мы готовимся к нему
минимум полгода. У нас весной объявляется набор, и некоммерческие организации должны
подготовить заявку. Это не просто написать бумагу, а они должны прийти и перед экспертным
советом сделать презентацию. Иногда для них это впервые, что нужно делать презентацию,
и тут у них появляется возможность научиться это делать и попрактиковать это.
Дальше мы применяем проектный
подход. И сотрудники некоммерческих организаций, которые отвечают за подготовку
"Душевного Ваzarа", они осваивают проектный подход в управлении, они учатся
коммуникации. Таким образом, накапливается определенный критический опыт, который
потом уже переходит в основную деятельность благотворительных фондов и НКО, и повышается
качество их работы, их устойчивость.
"Душевный Bazar" - возможность большому количеству обычных горожан
увидеть на одной площадке совершенно разные некоммерческие организации. И
выбрать для себя, может быть, одну или несколько организаций, с которыми готовы
дальше сотрудничать: оказывать финансовую поддержку, стать волонтером…
П.Д.: В сентябре была запущена онлайн-ярмарка "Душевный
Ваzar", которая собрала более 1,5 миллиона рублей.
Е.Г.: На
данный момент уже около 3 миллионов рублей.
П.Д.: Ого! Даже так? У меня старая информация. А зачем проводить
онлайн-ярмарку?
Е.Г.: Не
все у нас могут попасть в офлайн-формат, потому что высокие требования к участникам
в офлайн-формате. И онлайн-ярмарка – это для тех, кто не попал в офлайн, и в первую
очередь для тех, кто находится не в Москве, потому что наш информационный ресурс
намного больше, чем у организации, который находится в Чите или в Красноярске. Буквально
в конце ноября у нас одна красноярская организация закончила сбор средств на деятельность
одной из своих программ, которую бы они не смогли так быстро и эффективно сделать
самостоятельно, без нашей информационной поддержки. Онлайн-формат – это как раз
возможность для некоммерческих организаций привлечь дополнительные ресурсы на свою
деятельность.
П.Д.: Что ждать в этом году? Откройте завесу тайны.
Е.Г.: В
этом году у нас появилась возможность вновь привезти шоу-программу "Упсала-Цирка".
Я видел недавно в эфире – вы разговаривали с Ларисой по Skype. Так вот, Лариса приезжает
10-го числа для того, чтобы все подготовить, и 11-го числа просто поставить на уши
Гостиный двор. У нас будет очень интересная программа с интересными артистами. Они
привлекли не только свою труппу, но и своих друзей, которые будут работать над этой
шоу-программой.
У нас впервые будет зона, где
подростки будут проводить сами мастер-классы для детей и взрослых, где подростки
смогут познакомиться с вопросами профориентации. И мне кажется, это очень здорово
и важно, потому что развлекаться – это прекрасно, но когда ты развлекаешься еще
и с пользой, то это в два раза лучше.
П.Д.: Евгений, уже через несколько дней стартует "Душевный
Ваzar" в Москве. У вас сегодня есть возможность обратиться к телезрителям,
жителям Большой страны, и пригласить их на это мероприятие. Пожалуйста.
Е.Г.: Уважаемые
телезрители, мы вас всех приглашаем 11 декабря в Гостиный двор, в самое сердце
Москвы, на "Душевный Ваzar". В 11 часов мы откроем двери. И целый
день до 7 вечера у вас будет прекрасная возможность купить новогодние подарки
для своих родных и близких, прекрасно провести день вместе с нами, при этом еще
и сделать вклад в развитие благотворительных организаций.
П.Д.: Евгений, большое вам спасибо. Удачи всему большому
глобальному проекту "Душевный Ваzar"! И спасибо за участие в нашей программе.
Е.Г.: И
вам спасибо. Ждем вас с вашей командой в воскресенье у нас на "Душевном Ваzarе".
П.Д.: Обязательно! Душевный пример всегда заразителен. Чем
больше людей участвуют в благотворительных акциях – тем больше у них будет последователей.
Тем более что для доброго дела совсем необязательно иметь много денег, достаточно
иметь желание. Так что – добро пожаловать на "Душевный Ваzar – 2016"!
У нас в гостях был Евгений Горькаев, автор идеи "Душевного Ваzarа".