Евгений Горькаев: "Душевный Bazar" – возможность узнать о разных НКО и выбрать удобный способ включения в их деятельность

Гости
Евгений Горькаев
исполнительный директор некоммерческого партнерства тренеров и консультантов «Девелопмент Групп»

Павел Давыдов: "Душевный Ваzar" – так называется самая масштабная благотворительная ярмарка в России, которая проводится с 2010 года. Этот проект помогает вовлечь в благотворительность как можно больше людей и способствует развитию некоммерческих организаций. "Душевный Ваzar" традиционно проводится в столице накануне новогодних праздников.

В прошлом году в рамках ярмарки на одной из площадок Москвы были представлены 74 организации, их павильоны посетили более 10 тысяч гостей, суммарно было собрано почти 7,5 миллиона рублей в виде благотворительных пожертвований. И все это за один день! Что ждать в этом году и какие акции пройдут в рамках "Душевного Ваzarа – 2016"? Об этом мы поговорим с Евгением Горькаевым – автором идеи "Душевного Ваzarа". Евгений, здравствуйте.

Евгений Горькаев: Здравствуйте, Павел.

П.Д.: Рады вновь вас видеть в нашей студии.

Е.Г.: Взаимно.

П.Д.: Совсем недавно вы для наших телезрителей провели мастер-класс в рамках "Школы гражданина", нашей рубрики, а сегодня мы рассчитываем, что вы расскажете подробности про "Душевный Ваzar – 2016". Кстати, а ведь это тоже своего рода мастер-класс для тех, кто хочет пополнить ряды благотворителей.

Е.Г.: Да, совершенно верно. Потому что когда мы 7 лет назад придумывали "Душевный Ваzar", это одна из целей и была. С одной стороны, это проект, который позволяет развиваться и обучаться некоммерческим организациям. А с другой стороны, это проект, который позволяет обычным гражданам узнать о деятельности некоммерческих организаций и выбрать для себя удобный способ включения в деятельность НКО.

П.Д.: А "Душевный Ваzar" – это значит добрый, отзывчивый? Вообще какой смысл вы вкладывали прежде всего?

Е.Г.: Ровно тот, который и звучит в названии, – душевный. И та атмосфера, которая у нас происходит на мероприятии, она, к счастью, из года в год передается. И отчасти это, наверное, происходит потому, что у нас очень много есть постоянных гостей, которые вместе со своими детьми приходят на это событие уже несколько лет подряд. И это такая уже дружеская, семейная встреча, которая действительно носит очень душевный характер.

П.Д.: То есть такая душевная благотворительность?

Е.Г.: Совершенно верно. И позитивная.

П.Д.: Скажите, а в 2010 году с чего все началось?

Е.Г.: Началось немножко раньше, началось в 2009 году, когда мы с нашими партнерами совершенно случайно оказались на рождественской ярмарке в немецком посольстве, увидели такой формат и поняли: вот чего не хватает сейчас некоммерческому сектору в России. Потому что на тот момент каждая некоммерческая организация пыталась самостоятельно что-то подобное сделать, но это требует колоссальных временных и финансовых затрат, трудовых ресурсов. И мы подумали, что мы можем как раз стать такими агрегаторами, которые возьмут на себя все организаторские заботы, а некоммерческие организации себя качественно представят и найдут себе сторонников.

П.Д.: Как за последние годы эта ярмарка изменилась? Насколько изменился масштаб, количество участников?

Е.Г.: Вы знаете, когда мы начинали в 2010 году, все у нас происходило в отеле "Аэростар". Это небольшой отель, конференц-зал, и мы поставили большой шатер во дворе отеля. В этом году все будет происходить, наверное, на самой главной и большой выставочной площадке в стране – это Гостиный двор. Мне кажется, это такая характеристика очень яркая, насколько мы выросли и насколько мы стали известными. И требуется большая площадка, чтобы вместить всех гостей.

П.Д.: А вот по поводу гостей. Как много участников? Как вы привлекаете их?

Е.Г.: В первую очередь, наверное, "сарафанное радио", потому что все-таки доступ к СМИ достаточно ограничен и проблематичен. И мы вам признательны, что у нас есть возможность накануне "Душевного Ваzarа" встретиться, рассказать вам и вашим телезрителям о нашем проекте и всех пригласить на это событие.

Но, конечно, у нас есть наружная реклама, у нас есть поддержка наших информационных партнеров. Но больше всего – это, конечно, "сарафанное радио" и социальные сети. И мы каждый год придумываем какую-нибудь новую идею, как привлечь внимание, как завлечь. Например, в этом году у нас вышел ролик, который за первые сутки получил 15 тысяч просмотров только в Facebook.

П.Д.: Евгений, веселый ролик у вас получился. А кому он адресован в первую очередь?

Е.Г.: Он адресован в первую очередь обычным горожанам. Это была такая наша попытка показать, что у нас очень яркая и необычная атмосфера, и много всего происходит в один момент времени, и каждый человек найдет для себя, чем заняться.

П.Д.: Женя, скажите, пожалуйста, за 6 лет с благотворительной точки зрения какие проекты оказались наиболее эффективными в рамках "Душевного Ваzarа"? Могли бы вспомнить сейчас?

Е.Г.: Для меня, наверное, самый яркий проект, который называется "Мамин домик", находится во Владимирской области под Киржачом. Это благотворительный приют для девочек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как правило, это выпускницы детских домов, которые достаточно быстро становятся мамами либо, наоборот, не становятся мамами, потому что по социально-экономическим условиям они абортируются либо оставляют ребенка в роддоме. И приют дает возможность как раз таким мамам родить ребенка и воспитывать его, при этом еще получать профессию, зарабатывать на жизнь, становиться самостоятельным человеком и самостоятельно семью создавать.

П.Д.: Чтобы нашим телезрителям было понятно, а как устроен "Душевный Ваzar"? И вообще что это такое? Ярмарка – там, где продают и представляют свой товар. Но мы видим представителей НКО, а они, как правило, ничего не производят.

Е.Г.: Вот смотрите, "Мамин домик" как раз производит, потому что это…

У деятельности некоторых организаций есть "побочный эффект" – появление некоторой сувенирной продукции. Например, при реабилитации пациентов необходимо развивать мелкую моторику, они делают какие-то небольшие деревянные сувениры, которые могут быть прекрасным новогодним подарком.

П.Д.: Это исключение.

Е.Г.: Это исключение, но это возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Есть организации, у которых есть "побочный эффект" от их деятельности – появление некоторой сувенирной продукции. Например, когда реабилитация пациентов происходит и необходимо развивать мелкую моторику, они делают какие-то небольшие деревянные сувениры, которые прекрасным новогодним подарком могут быть.

Но есть организации, у которых это тоже основной вид деятельности. Например, петербургский центр "Антон тут рядом" (они у нас, к сожалению, не участвуют в этом году, в московском "Душевном Ваzarе"), у них прекрасная продукция, которую производят их воспитанники. В основном все некоммерческие организации привлекают волонтеров, рукодельниц и рукодельников, которые могут что-то произвести, передать безвозмездно некоммерческой организации. И они на нашей ярмарке за пожертвования отдают эту сувенирную продукцию – и таким образом собирают деньги.

П.Д.: Самая масштабная благотворительная ярмарка в России "Душевный Ваzar" приглашает гостей. В студии "Большой страны" – Евгений Горькаев, автор идеи благотворительной ярмарки "Душевный Ваzar".

За 6 лет работы ярмарки мошенники не пытались войти в ваши ряды? Потому что когда речь идет о каких-то пожертвованиях, о деньгах, о тех вещах, которые нам не нужны, ведь кто-то на этом может заработать. Вот как этот баланс соблюсти – не обидеть НКО и при этом не пропустить мошенника?

Е.Г.: Конечно, как только проект становится популярным, известным и там появляется большое скопление людей…

П.Д.: И 7,5 миллиона – это нешуточные деньги.

Е.Г.: …то, конечно, появляются желающие как-то это использовать в своих целях. Что мы можем точно гарантировать? Что те организации, которые стоят на стендах и которые имеют вывеску, у них есть заявленная цель сбора, – эти все организации нами проверены. Они валидированы, они ведут системно свою деятельность, они отчитываются в Министерство юстиции и в налоговые органы, они делают правильные и нужные дела.

Но бывает, что приходят люди, которые начинают между рядами ходить и что-то предлагать. Это точно не некоммерческие организации. Мы стараемся выявить и устранить их с площадки. Не всегда это получается, потому что площадка огромная. Но, как правило, нам служба безопасности помогает решить эти вопросы.

П.Д.: Скажите, а как "Душевный Ваzar" помогает развиваться некоммерческим организациям? Вроде ярмарка проходит один день. Да, сумма немаленькая – 7,5 миллиона, – которая была собрана в прошлом году. В этом году, наверное, сумма будет еще большая. Но тем не менее в рамках России это не очень много.

Е.Г.: Мы никогда не позиционировали "Душевный Ваzar" как мероприятие, направленное именно на зарабатывание денег либо на сбор денег для некоммерческих организаций. В первую очередь это информационный повод, который позволяет большому количеству обычных горожан увидеть на одной площадке совершенно разные некоммерческие организации, которые занимаются разными социально значимыми проблемами; познакомиться с ними, познакомиться с настоящими сотрудниками этих организаций, познакомиться с волонтерами, которые поддерживают эти организации. И выбрать для себя, может быть, одну или несколько организаций, с которыми я готов дальше сотрудничать, которым я готов оказывать поддержку финансовую, стать волонтером, материальную – это уже кому как будет удобно.

Развиваются организации у нас следующим образом. Событие проходит действительно один день, но мы готовимся к нему минимум полгода. У нас весной объявляется набор, и некоммерческие организации должны подготовить заявку. Это не просто написать бумагу, а они должны прийти и перед экспертным советом сделать презентацию. Иногда для них это впервые, что нужно делать презентацию, и тут у них появляется возможность научиться это делать и попрактиковать это.

Дальше мы применяем проектный подход. И сотрудники некоммерческих организаций, которые отвечают за подготовку "Душевного Ваzarа", они осваивают проектный подход в управлении, они учатся коммуникации. Таким образом, накапливается определенный критический опыт, который потом уже переходит в основную деятельность благотворительных фондов и НКО, и повышается качество их работы, их устойчивость.

"Душевный Bazar" - возможность большому количеству обычных горожан увидеть на одной площадке совершенно разные некоммерческие организации. И выбрать для себя, может быть, одну или несколько организаций, с которыми готовы дальше сотрудничать: оказывать финансовую поддержку, стать волонтером…

П.Д.: В сентябре была запущена онлайн-ярмарка "Душевный Ваzar", которая собрала более 1,5 миллиона рублей.

Е.Г.: На данный момент уже около 3 миллионов рублей.

П.Д.: Ого! Даже так? У меня старая информация. А зачем проводить онлайн-ярмарку?

Е.Г.: Не все у нас могут попасть в офлайн-формат, потому что высокие требования к участникам в офлайн-формате. И онлайн-ярмарка – это для тех, кто не попал в офлайн, и в первую очередь для тех, кто находится не в Москве, потому что наш информационный ресурс намного больше, чем у организации, который находится в Чите или в Красноярске. Буквально в конце ноября у нас одна красноярская организация закончила сбор средств на деятельность одной из своих программ, которую бы они не смогли так быстро и эффективно сделать самостоятельно, без нашей информационной поддержки. Онлайн-формат – это как раз возможность для некоммерческих организаций привлечь дополнительные ресурсы на свою деятельность.

П.Д.: Что ждать в этом году? Откройте завесу тайны.

Е.Г.: В этом году у нас появилась возможность вновь привезти шоу-программу "Упсала-Цирка". Я видел недавно в эфире – вы разговаривали с Ларисой по Skype. Так вот, Лариса приезжает 10-го числа для того, чтобы все подготовить, и 11-го числа просто поставить на уши Гостиный двор. У нас будет очень интересная программа с интересными артистами. Они привлекли не только свою труппу, но и своих друзей, которые будут работать над этой шоу-программой.

У нас впервые будет зона, где подростки будут проводить сами мастер-классы для детей и взрослых, где подростки смогут познакомиться с вопросами профориентации. И мне кажется, это очень здорово и важно, потому что развлекаться – это прекрасно, но когда ты развлекаешься еще и с пользой, то это в два раза лучше.

П.Д.: Евгений, уже через несколько дней стартует "Душевный Ваzar" в Москве. У вас сегодня есть возможность обратиться к телезрителям, жителям Большой страны, и пригласить их на это мероприятие. Пожалуйста.

Е.Г.: Уважаемые телезрители, мы вас всех приглашаем 11 декабря в Гостиный двор, в самое сердце Москвы, на "Душевный Ваzar". В 11 часов мы откроем двери. И целый день до 7 вечера у вас будет прекрасная возможность купить новогодние подарки для своих родных и близких, прекрасно провести день вместе с нами, при этом еще и сделать вклад в развитие благотворительных организаций.

П.Д.: Евгений, большое вам спасибо. Удачи всему большому глобальному проекту "Душевный Ваzar"! И спасибо за участие в нашей программе.

Е.Г.: И вам спасибо. Ждем вас с вашей командой в воскресенье у нас на "Душевном Ваzarе".

П.Д.: Обязательно! Душевный пример всегда заразителен. Чем больше людей участвуют в благотворительных акциях – тем больше у них будет последователей. Тем более что для доброго дела совсем необязательно иметь много денег, достаточно иметь желание. Так что – добро пожаловать на "Душевный Ваzar – 2016"! У нас в гостях был Евгений Горькаев, автор идеи "Душевного Ваzarа". 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

11 декабря в 11 часов в Гостином дворе откроет двери "Душевный Ваzar"-2016.

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск