Павел Давыдов: "Душевный Ваzar" – так называется самая масштабная благотворительная ярмарка в России, которая проводится с 2010 года. Этот проект помогает вовлечь в благотворительность как можно больше людей и способствует развитию некоммерческих организаций. "Душевный Ваzar" традиционно проводится в столице накануне новогодних праздников. В прошлом году в рамках ярмарки на одной из площадок Москвы были представлены 74 организации, их павильоны посетили более 10 тысяч гостей, суммарно было собрано почти 7,5 миллиона рублей в виде благотворительных пожертвований. И все это за один день! Что ждать в этом году и какие акции пройдут в рамках "Душевного Ваzarа – 2016"? Об этом мы поговорим с Евгением Горькаевым – автором идеи "Душевного Ваzarа". Евгений, здравствуйте. Евгений Горькаев: Здравствуйте, Павел. П.Д.: Рады вновь вас видеть в нашей студии. Е.Г.: Взаимно. П.Д.: Совсем недавно вы для наших телезрителей провели мастер-класс в рамках "Школы гражданина", нашей рубрики, а сегодня мы рассчитываем, что вы расскажете подробности про "Душевный Ваzar – 2016". Кстати, а ведь это тоже своего рода мастер-класс для тех, кто хочет пополнить ряды благотворителей. Е.Г.: Да, совершенно верно. Потому что когда мы 7 лет назад придумывали "Душевный Ваzar", это одна из целей и была. С одной стороны, это проект, который позволяет развиваться и обучаться некоммерческим организациям. А с другой стороны, это проект, который позволяет обычным гражданам узнать о деятельности некоммерческих организаций и выбрать для себя удобный способ включения в деятельность НКО. П.Д.: А "Душевный Ваzar" – это значит добрый, отзывчивый? Вообще какой смысл вы вкладывали прежде всего? Е.Г.: Ровно тот, который и звучит в названии, – душевный. И та атмосфера, которая у нас происходит на мероприятии, она, к счастью, из года в год передается. И отчасти это, наверное, происходит потому, что у нас очень много есть постоянных гостей, которые вместе со своими детьми приходят на это событие уже несколько лет подряд. И это такая уже дружеская, семейная встреча, которая действительно носит очень душевный характер. П.Д.: То есть такая душевная благотворительность? Е.Г.: Совершенно верно. И позитивная. П.Д.: Скажите, а в 2010 году с чего все началось? Е.Г.: Началось немножко раньше, началось в 2009 году, когда мы с нашими партнерами совершенно случайно оказались на рождественской ярмарке в немецком посольстве, увидели такой формат и поняли: вот чего не хватает сейчас некоммерческому сектору в России. Потому что на тот момент каждая некоммерческая организация пыталась самостоятельно что-то подобное сделать, но это требует колоссальных временных и финансовых затрат, трудовых ресурсов. И мы подумали, что мы можем как раз стать такими агрегаторами, которые возьмут на себя все организаторские заботы, а некоммерческие организации себя качественно представят и найдут себе сторонников. П.Д.: Как за последние годы эта ярмарка изменилась? Насколько изменился масштаб, количество участников? Е.Г.: Вы знаете, когда мы начинали в 2010 году, все у нас происходило в отеле "Аэростар". Это небольшой отель, конференц-зал, и мы поставили большой шатер во дворе отеля. В этом году все будет происходить, наверное, на самой главной и большой выставочной площадке в стране – это Гостиный двор. Мне кажется, это такая характеристика очень яркая, насколько мы выросли и насколько мы стали известными. И требуется большая площадка, чтобы вместить всех гостей. П.Д.: А вот по поводу гостей. Как много участников? Как вы привлекаете их? Е.Г.: В первую очередь, наверное, "сарафанное радио", потому что все-таки доступ к СМИ достаточно ограничен и проблематичен. И мы вам признательны, что у нас есть возможность накануне "Душевного Ваzarа" встретиться, рассказать вам и вашим телезрителям о нашем проекте и всех пригласить на это событие. Но, конечно, у нас есть наружная реклама, у нас есть поддержка наших информационных партнеров. Но больше всего – это, конечно, "сарафанное радио" и социальные сети. И мы каждый год придумываем какую-нибудь новую идею, как привлечь внимание, как завлечь. Например, в этом году у нас вышел ролик, который за первые сутки получил 15 тысяч просмотров только в Facebook. П.Д.: Евгений, веселый ролик у вас получился. А кому он адресован в первую очередь? Е.Г.: Он адресован в первую очередь обычным горожанам. Это была такая наша попытка показать, что у нас очень яркая и необычная атмосфера, и много всего происходит в один момент времени, и каждый человек найдет для себя, чем заняться. П.Д.: Женя, скажите, пожалуйста, за 6 лет с благотворительной точки зрения какие проекты оказались наиболее эффективными в рамках "Душевного Ваzarа"? Могли бы вспомнить сейчас? Е.Г.: Для меня, наверное, самый яркий проект, который называется "Мамин домик", находится во Владимирской области под Киржачом. Это благотворительный приют для девочек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как правило, это выпускницы детских домов, которые достаточно быстро становятся мамами либо, наоборот, не становятся мамами, потому что по социально-экономическим условиям они абортируются либо оставляют ребенка в роддоме. И приют дает возможность как раз таким мамам родить ребенка и воспитывать его, при этом еще получать профессию, зарабатывать на жизнь, становиться самостоятельным человеком и самостоятельно семью создавать. П.Д.: Чтобы нашим телезрителям было понятно, а как устроен "Душевный Ваzar"? И вообще что это такое? Ярмарка – там, где продают и представляют свой товар. Но мы видим представителей НКО, а они, как правило, ничего не производят. Е.Г.: Вот смотрите, "Мамин домик" как раз производит, потому что это… У деятельности некоторых организаций есть "побочный эффект" – появление некоторой сувенирной продукции. Например, при реабилитации пациентов необходимо развивать мелкую моторику, они делают какие-то небольшие деревянные сувениры, которые могут быть прекрасным новогодним подарком. П.Д.: Это исключение. Е.Г.: Это исключение, но это возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Есть организации, у которых есть "побочный эффект" от их деятельности – появление некоторой сувенирной продукции. Например, когда реабилитация пациентов происходит и необходимо развивать мелкую моторику, они делают какие-то небольшие деревянные сувениры, которые прекрасным новогодним подарком могут быть. Но есть организации, у которых это тоже основной вид деятельности. Например, петербургский центр "Антон тут рядом" (они у нас, к сожалению, не участвуют в этом году, в московском "Душевном Ваzarе"), у них прекрасная продукция, которую производят их воспитанники. В основном все некоммерческие организации привлекают волонтеров, рукодельниц и рукодельников, которые могут что-то произвести, передать безвозмездно некоммерческой организации. И они на нашей ярмарке за пожертвования отдают эту сувенирную продукцию – и таким образом собирают деньги. П.Д.: Самая масштабная благотворительная ярмарка в России "Душевный Ваzar" приглашает гостей. В студии "Большой страны" – Евгений Горькаев, автор идеи благотворительной ярмарки "Душевный Ваzar". За 6 лет работы ярмарки мошенники не пытались войти в ваши ряды? Потому что когда речь идет о каких-то пожертвованиях, о деньгах, о тех вещах, которые нам не нужны, ведь кто-то на этом может заработать. Вот как этот баланс соблюсти – не обидеть НКО и при этом не пропустить мошенника? Е.Г.: Конечно, как только проект становится популярным, известным и там появляется большое скопление людей… П.Д.: И 7,5 миллиона – это нешуточные деньги. Е.Г.: …то, конечно, появляются желающие как-то это использовать в своих целях. Что мы можем точно гарантировать? Что те организации, которые стоят на стендах и которые имеют вывеску, у них есть заявленная цель сбора, – эти все организации нами проверены. Они валидированы, они ведут системно свою деятельность, они отчитываются в Министерство юстиции и в налоговые органы, они делают правильные и нужные дела. Но бывает, что приходят люди, которые начинают между рядами ходить и что-то предлагать. Это точно не некоммерческие организации. Мы стараемся выявить и устранить их с площадки. Не всегда это получается, потому что площадка огромная. Но, как правило, нам служба безопасности помогает решить эти вопросы. П.Д.: Скажите, а как "Душевный Ваzar" помогает развиваться некоммерческим организациям? Вроде ярмарка проходит один день. Да, сумма немаленькая – 7,5 миллиона, – которая была собрана в прошлом году. В этом году, наверное, сумма будет еще большая. Но тем не менее в рамках России это не очень много. Е.Г.: Мы никогда не позиционировали "Душевный Ваzar" как мероприятие, направленное именно на зарабатывание денег либо на сбор денег для некоммерческих организаций. В первую очередь это информационный повод, который позволяет большому количеству обычных горожан увидеть на одной площадке совершенно разные некоммерческие организации, которые занимаются разными социально значимыми проблемами; познакомиться с ними, познакомиться с настоящими сотрудниками этих организаций, познакомиться с волонтерами, которые поддерживают эти организации. И выбрать для себя, может быть, одну или несколько организаций, с которыми я готов дальше сотрудничать, которым я готов оказывать поддержку финансовую, стать волонтером, материальную – это уже кому как будет удобно. Развиваются организации у нас следующим образом. Событие проходит действительно один день, но мы готовимся к нему минимум полгода. У нас весной объявляется набор, и некоммерческие организации должны подготовить заявку. Это не просто написать бумагу, а они должны прийти и перед экспертным советом сделать презентацию. Иногда для них это впервые, что нужно делать презентацию, и тут у них появляется возможность научиться это делать и попрактиковать это. Дальше мы применяем проектный подход. И сотрудники некоммерческих организаций, которые отвечают за подготовку "Душевного Ваzarа", они осваивают проектный подход в управлении, они учатся коммуникации. Таким образом, накапливается определенный критический опыт, который потом уже переходит в основную деятельность благотворительных фондов и НКО, и повышается качество их работы, их устойчивость. "Душевный Bazar" - возможность большому количеству обычных горожан увидеть на одной площадке совершенно разные некоммерческие организации. И выбрать для себя, может быть, одну или несколько организаций, с которыми готовы дальше сотрудничать: оказывать финансовую поддержку, стать волонтером… П.Д.: В сентябре была запущена онлайн-ярмарка "Душевный Ваzar", которая собрала более 1,5 миллиона рублей. Е.Г.: На данный момент уже около 3 миллионов рублей. П.Д.: Ого! Даже так? У меня старая информация. А зачем проводить онлайн-ярмарку? Е.Г.: Не все у нас могут попасть в офлайн-формат, потому что высокие требования к участникам в офлайн-формате. И онлайн-ярмарка – это для тех, кто не попал в офлайн, и в первую очередь для тех, кто находится не в Москве, потому что наш информационный ресурс намного больше, чем у организации, который находится в Чите или в Красноярске. Буквально в конце ноября у нас одна красноярская организация закончила сбор средств на деятельность одной из своих программ, которую бы они не смогли так быстро и эффективно сделать самостоятельно, без нашей информационной поддержки. Онлайн-формат – это как раз возможность для некоммерческих организаций привлечь дополнительные ресурсы на свою деятельность. П.Д.: Что ждать в этом году? Откройте завесу тайны. Е.Г.: В этом году у нас появилась возможность вновь привезти шоу-программу "Упсала-Цирка". Я видел недавно в эфире – вы разговаривали с Ларисой по Skype. Так вот, Лариса приезжает 10-го числа для того, чтобы все подготовить, и 11-го числа просто поставить на уши Гостиный двор. У нас будет очень интересная программа с интересными артистами. Они привлекли не только свою труппу, но и своих друзей, которые будут работать над этой шоу-программой. У нас впервые будет зона, где подростки будут проводить сами мастер-классы для детей и взрослых, где подростки смогут познакомиться с вопросами профориентации. И мне кажется, это очень здорово и важно, потому что развлекаться – это прекрасно, но когда ты развлекаешься еще и с пользой, то это в два раза лучше. П.Д.: Евгений, уже через несколько дней стартует "Душевный Ваzar" в Москве. У вас сегодня есть возможность обратиться к телезрителям, жителям Большой страны, и пригласить их на это мероприятие. Пожалуйста. Е.Г.: Уважаемые телезрители, мы вас всех приглашаем 11 декабря в Гостиный двор, в самое сердце Москвы, на "Душевный Ваzar". В 11 часов мы откроем двери. И целый день до 7 вечера у вас будет прекрасная возможность купить новогодние подарки для своих родных и близких, прекрасно провести день вместе с нами, при этом еще и сделать вклад в развитие благотворительных организаций. П.Д.: Евгений, большое вам спасибо. Удачи всему большому глобальному проекту "Душевный Ваzar"! И спасибо за участие в нашей программе. Е.Г.: И вам спасибо. Ждем вас с вашей командой в воскресенье у нас на "Душевном Ваzarе". П.Д.: Обязательно! Душевный пример всегда заразителен. Чем больше людей участвуют в благотворительных акциях – тем больше у них будет последователей. Тем более что для доброго дела совсем необязательно иметь много денег, достаточно иметь желание. Так что – добро пожаловать на "Душевный Ваzar – 2016"! У нас в гостях был Евгений Горькаев, автор идеи "Душевного Ваzarа".