Федор Мурачковский: Гражданское общество появится только, когда человек увидит результаты своей практической деятельности

Гости
Федор Мурачковский
сооснователь и генеральный директор краудфандинговой платформы PLANETA.RU

Ангелина Грохольская: "Техника – молодежи", "Юный техник", "Наука и жизнь" – в моем детстве это были самые популярные журналы. Мы, подростки, записывались в очередь в библиотеку, чтобы первым получить новый номер. Сегодня школьники интересную информацию ищут в Интернете. И не только потому, что так быстрее и удобнее. Большинство библиотек не имеют подписок на научно-популярные издания. Авторы проекта "БиблиоРодина" намерены эту ситуацию исправить.

Как вернуть журналы о науке в российские библиотеки – узнаем у генерального директора и сооснователя краудфандинговой платформы Planeta.ru Федора Мурачковского. Федор, здравствуйте.

Федор Мурачковский: Здравствуйте.

А.Г.: Федор, "БиблиоРодина" – это непосредственно ваш проект, вы его придумали?

Ф.М.: Да.

А.Г.: Что сподвигло вас к этому? Откуда идея появилась?

Ф.М.: "Могучая кучка". Да идея проста. Когда мы мониторили своей краудфандинговой площадкой просторы Интернета, поняли, что Интернет-то не везде есть в регионах, и единственным источником информации для людей до сих пор остается библиотека. Они туда ходят что-то почерпнуть, но в связи с тем, что финансирования библиотечных фондов тоже нет, современной актуальной литературы там нет. В библиотеках нет того, что почитать. А первая проблема – бумажные издания никому не нужны.

Интернет в регионах не везде есть , и единственным источником информации для людей до сих пор остается библиотека. Но в связи с тем, что финансирования библиотечных фондов тоже нет, современной актуальной литературы там нет.

Так вот, решили мы соединить эти две проблемы. Есть же конкретно те, кому "бумага" нужна, условно говоря, и те, кто ее производят – ту самую научную и околонаучную литературу. Тиражи у них катастрофически падают. Если мы хотим, чтобы у нас возрождалась наука, молодежь шла именно в научные технические отрасли, то она должна где-то своевременно получать нужную и интересную информацию. И проект "БиблиоРодина" нацелен именно на это. Потому что в регионах, еще раз говорю, нет такой глубины проникновения Интернета, ты там не найдешь того, что ты хочешь. Человек учится в какой-то сельской школе, допустим, и у него, кроме библиотеки, ничего нет. А оттуда, из этого села, может быть, когда-то вышел преуспевающий предприниматель или просто успешный человек, или просто он уехал куда угодно. Допустим, просто у него это вызвало такое чувство, что надо как-то помочь…

А.Г.: То есть я так понимаю, что вы сейчас взываете к чувствам наших телезрителей и потенциальных плательщиков?

Ф.М.: В большей степени, да. Потому что если не мы, то никто. Рассчитывать на то, что нам помогут сверху, нельзя. Гражданское общество организуется само по себе. Оно должно родиться, оно должно появиться. А появиться оно может только тогда, когда человек увидит результаты, собственно говоря, своей практической деятельности.

А.Г.: Ну, тут какой результат?

Ф.М.: Это все отложенное, все понятно.

А.Г.: То есть это на перспективу.

Ф.М.: Мы когда видим результат того же самого проработавшего учителя? Когда человек вышел, закончил среднюю школу, поступил в институт. Получив образование, он чего-то достигает. Или просто закончил школу не с двойками и тройками, а стал профессионалом какого-то своего дела. Да, понятно, что в первом классе мы не можем оценить эту работу, но это все отложенное. Когда у нас будут появляться реально молодые ученые, молодые технари, людей в этих разных профессиях будет больше – это как раз и будет результатом.

А.Г.: Давайте к "БиблиоРодине" все-таки вернемся. Как она будет работать? Что это такое? Вы предлагаете оформить подписку на научно-популярные журналы и затем эту подписку передать какой-то конкретной библиотеке, да?

Ф.М.: Тут разные пути. Мы сделали такой элемент геймификации. Вы можете сначала выбрать библиотеку. По большому счету так, может быть, будет удобнее. Вот вы из такого-то региона и конкретно знаете, что там есть библиотека.

А.Г.: С точки зрения практики, может быть, это и лучше – такая адресная помощь.

Ф.М.: Конечно. Вот человек вышел из города Пензы или села такого-то, и он знает, что там есть библиотека. Он ее находит на карте – она отобразилась. И дальше – "Выбрать издание". Следующий шаг – он выбирает издание, которое подключено на данный момент к этой программе. И он выбирает: я хочу в эту библиотеку отправить подписку на год на "Науку и жизнь", "Технику молодежи", "Химию в школе", "Знание – сила". Выбирает, и у него получается определенная сумма – "Купить все", как в магазине. Дальше это уже наши договорные отношения. Все издательства получают деньги и необходимую информацию, в какую библиотеку им надо отправить этот заказ. Все.

А.Г.: А дальше они уже сами отправляют по библиотекам.

Ф.М.: Да. Почему мы долго запрягали? Очень сложно было свести все юридические моменты, но мы свели. Потому что в пользу кого это… Ну, это такие нюансы, но это все законно.

А.Г.: И это все вы сделали вместо пользователя, то есть мне не надо никаких бумаг оформлять.

Ф.М.: Ничего не надо. Пользователь может потом получить некий сертификат, что он стал меценатом этого проекта. Больше того, мы можем пойти дальше. Ведь почему это на крауд-площадке сделано неким отдельным спецпроектом? Потому что мы уже людей немножко приучили, что ты не просто жертвуешь куда-то, а ты участвуешь в чем-то.

А.Г.: Ты участвуешь и что-то взамен получаешь, правильно?

Ф.М.: Конечно. Здесь, допустим, есть разные варианты развития проекта. Он долгосрочный, сразу говорю. То есть он не будет так: неделю поработал – и все, типа неуспешный. Здесь людей надо очень долго приучать, то есть на постоянной основе он должен работать. И я думаю, что мы выйдем потом на такие вещи, как именная полка в библиотеке такой-то. Это на самом деле обалденно работает (извините за сленг).

А.Г.: Ну, продают же звезды, метеориты и астероиды, вручая обычную бумажку.

Ф.М.: Конечно. Или на форзаце определенного издания – благодарность такому-то или группе таких-то, или юрлицам. У нас есть возможность заплатить и поучаствовать в этом организации, юридическим лицам, а не только людям. Это важно, потому что у них зачастую есть определенные рода фонды, которые они не знают, как правильно, адресно и грамотно потратить.

А.Г.: О том, как вернуть журналы о науке в библиотеки, рассказывает сооснователь и генеральный директор краудфандинговой платформы Planeta.ru Федор Мурачковский.

Федор, как вы думаете, а в какой сфере может еще аналогичный проект родиться? Что еще у нас нужно поддержать? Кому какую подписку оформить или еще что-нибудь? Или пока не задавались таким вопросом, нет таких идей аналогичных проектов?

Ф.М.: На самом деле проектов-то много. Просто тут надо понимать, что первично. Почему это? Потому что, еще раз, это близко к образованию, к воспитанию человека и нашего гражданина, как бы это громко ни звучало, поэтому вцепились в это и решили, что начинать надо от печки.

А.Г.: Тем более вас поддержали депутаты Государственной Думы, я знаю, которые непосредственно занимаются проектами в научном творчестве.

Ф.М.: Да.

Освещение и посещаемость ресурса очень большая. Мы уже достигли достаточно неплохой мощи, чтобы говорить о том, что мы действительно можем помочь людям поменять мир вокруг себя.

А.Г.: У нас была беседа на эту тему. Действительно проблема – у нас нет кружков научно-технического творчества в регионах. Нельзя ли через краудфандинговую платформу, допустим, таким же образом поддерживать развитие кружков научно-технического творчества – параллельно с библиотеками, может быть, на базе той же библиотеки?

Ф.М.: С одной стороны, мы сейчас в техническом смысле достигли небывалых высот. Я имею в виду человечество, IT-сферу и все остальное. То есть сделать что-то, запрограммировать – это просто, нет проблем. Здесь остаются некие сложности, как это соединить с юридической канвой или еще какой-то общечеловеческой. Насильно же мил тоже не будешь. Надо как-то понять, что этим примером мы можем действительно показать, что такого рода начинания – это возможно. Милости просим, всех примем и аккуратненько придумаем, может быть, отдельный спецпроект, может быть, на базе "БиблиоРодины", а может быть, просто на базе спецпроекта Planeta.ru, то есть то, что мы делаем – краудфандинговый проект. Никаких проблем нет. Освещение и посещаемость ресурса очень большая. Мы уже достигли достаточно неплохой мощи, чтобы говорить о том, что мы действительно можем помочь людям поменять мир вокруг себя.

А.Г.: Как народ сейчас воспринимает, пользователи Интернета, вообще активное сообщество, скажем так, предложения народного софинансирования, такой формы краудфандинговой? Активнее стали, на ваш взгляд? В принципе, это же явление не так давно вошло в нашу жизнь.

Ф.М.: Конечно, активнее. Раньше это были единицы. Потом все это стало увеличиваться и увеличиваться, с прогрессией. Конечно, нам еще далеко до показателей зарубежных таких же площадок или вообще до такой некой самоорганизации граждан. Но если ничего не делать, то этого не произойдет и не будет таких объемов. Вот мы пытаемся что-то делать.

У нас просыпаются какие-то общественные начинания, социальное предпринимательство. То есть люди понимают, что если не они, то никто.

Но рост есть на глазах – по 150–200% в год мы прибавляем именно в количестве сборов на разные проекты, в количестве заводимых проектов в разных тематиках. Мы все время открываем новые категории. У нас просыпаются какие-то общественные начинания, социальное предпринимательство. То есть люди понимают, что если не они, то никто. И здесь можно получить первичное финансирование, можно получить тест своей идеи, насколько она востребована и вообще в правильном ли направлении движется. Это же тоже важно.

А.Г.: Ну да. И стоит ли вообще дальше это делать.

Ф.М.: Может быть, ты думаешь, что ты конгениальное что-то придумал, а на самом деле не особо-то это нужно и востребовано – тогда и нечего тратить на это время. Можно как-то сделать работу над ошибками либо примерить что-то другое на себя. Причем ты не вкладываешь в это особо своих денег. Ты только тратишь усилия, потому что продвигать проект нужно сначала самому, а потом мы включаемся.

А.Г.: На ваш взгляд, плательщикам что интересно? Люди в чем хотят охотнее участвовать? Финансирование каких проектов, какого направления, какой тематики?

Ф.М.: Изначально все начиналось с творческой тематики. Сейчас активнейшим образом, еще раз говорю, это общественные начинания, это социальное предпринимательство, малый бизнес. Творчество – понятно, я об этом сказал – остается достаточно большим и жирным куском в этом общем сборе.

Но самое главное в этом что? Люди начинают понимать, что они не просто пожертвовали куда-то деньги. Они не жертвуют деньги. Во-первых, они участвуют в развитии какой-либо конкретной идеи, они становятся сопричастными к этому, получая что-то обратно – какой-то бонус, артефакт, еще что-то. Если мы говорим о творчестве, то это какие-то диски, музыка, походы на концерты, "вечные" билеты – категорий масса. Если это бизнес, предпринимательство, то вы получаете бонусные карты, скидку, вплоть до участия в самом бизнесе, если мы говорим о неких элементах инвестирования. То есть и в эту сторону пошел запрос. Люди стали понимать, культура инвестора растет. Страх человеческий проходит перед проектами в Интернете, что это что-то страшное. Это начинает исчезать, уходить на второй план, а люди начинают больше доверять и проявлять свою активность. Человек понимает, что у него есть, условно, 5 тысяч рублей, и он может пойти пива купить, а может поучаствовать…

А.Г.: А может оформить подписку.

Ф.М.: Да, можно оформить подписку, сделать благое дело и получить за это еще себе медаль и бонус в карму.

А.Г.: Спасибо вам огромное. Я желаю удачи вашему проекту "БиблиоРодина". Очень хорошее название, показательное. Я думаю, что вообще ваш проект станет показателем и примером для других, кто тоже хочет какую-то свою инициативу продвинуть. Спасибо большое.

Ф.М.: Спасибо и вам большое. Дай Бог.

А.Г.: О проекте "БиблиоРодина" нам рассказал его автор, генеральный директор и сооснователь краудфандинговой платформы Planeta.ru Федор Мурачковский.