Федор Мурачковский: Гражданское общество появится только, когда человек увидит результаты своей практической деятельности
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/fedor-murachkovskii-grazhdanskoe-22259.html
Ангелина
Грохольская: "Техника – молодежи", "Юный техник",
"Наука и жизнь" – в моем детстве это были самые популярные журналы.
Мы, подростки, записывались в очередь в библиотеку, чтобы первым получить новый
номер. Сегодня школьники интересную информацию ищут в Интернете. И не только
потому, что так быстрее и удобнее. Большинство библиотек не имеют подписок на
научно-популярные издания. Авторы проекта "БиблиоРодина" намерены эту
ситуацию исправить.
Как
вернуть журналы о науке в российские библиотеки – узнаем у генерального
директора и сооснователя краудфандинговой платформы Planeta.ru
Федора Мурачковского. Федор, здравствуйте.
Федор
Мурачковский: Здравствуйте.
А.Г.:
Федор, "БиблиоРодина" – это непосредственно ваш проект, вы его
придумали?
Ф.М.:
Да.
А.Г.:
Что сподвигло вас к этому? Откуда идея появилась?
Ф.М.: "Могучая
кучка". Да идея проста. Когда мы мониторили своей краудфандинговой
площадкой просторы Интернета, поняли, что Интернет-то не везде есть в регионах, и единственным
источником информации для людей до сих пор остается библиотека. Они туда ходят
что-то почерпнуть, но в связи с тем, что финансирования библиотечных фондов
тоже нет, современной актуальной литературы там нет. В библиотеках нет
того, что почитать. А первая проблема – бумажные издания никому не нужны.
Интернет в регионах не везде есть , и единственным источником информации для людей до сих
пор остается библиотека. Но в связи с тем, что финансирования библиотечных
фондов тоже нет, современной актуальной литературы там нет.
Так вот, решили мы соединить эти две проблемы. Есть же
конкретно те, кому "бумага" нужна, условно говоря, и те, кто ее
производят – ту самую научную и околонаучную литературу. Тиражи у них
катастрофически падают. Если мы хотим, чтобы у нас возрождалась наука, молодежь
шла именно в научные технические отрасли, то она должна где-то своевременно
получать нужную и интересную информацию. И проект "БиблиоРодина"
нацелен именно на это. Потому что в регионах, еще раз говорю, нет такой глубины
проникновения Интернета, ты там не найдешь того, что ты хочешь. Человек учится
в какой-то сельской школе, допустим, и у него, кроме библиотеки, ничего нет. А
оттуда, из этого села, может быть, когда-то вышел преуспевающий предприниматель
или просто успешный человек, или просто он уехал куда угодно. Допустим, просто
у него это вызвало такое чувство, что надо как-то помочь…
А.Г.:
То есть я так понимаю, что вы сейчас взываете к чувствам наших телезрителей и
потенциальных плательщиков?
Ф.М.: В
большей степени, да. Потому что если не мы, то никто. Рассчитывать на то, что
нам помогут сверху, нельзя. Гражданское
общество организуется само по себе. Оно должно родиться, оно должно появиться.
А появиться оно может только тогда, когда человек увидит результаты, собственно
говоря, своей практической деятельности.
А.Г.:
Ну, тут какой результат?
Ф.М.:
Это все отложенное, все понятно.
А.Г.:
То есть это на перспективу.
Ф.М.: Мы
когда видим результат того же самого проработавшего учителя? Когда человек
вышел, закончил среднюю школу, поступил в институт. Получив образование, он
чего-то достигает. Или просто закончил школу не с двойками и тройками, а стал
профессионалом какого-то своего дела. Да, понятно, что в первом классе мы не
можем оценить эту работу, но это все отложенное. Когда у нас будут появляться
реально молодые ученые, молодые технари, людей в этих разных профессиях будет
больше – это как раз и будет результатом.
А.Г.:
Давайте к "БиблиоРодине" все-таки вернемся. Как она будет работать?
Что это такое? Вы предлагаете оформить подписку на научно-популярные журналы и
затем эту подписку передать какой-то конкретной библиотеке, да?
Ф.М.:
Тут разные пути. Мы сделали такой элемент геймификации. Вы можете сначала
выбрать библиотеку. По большому счету так, может быть, будет удобнее. Вот вы из
такого-то региона и конкретно знаете, что там есть библиотека.
А.Г.:
С точки зрения практики, может быть, это и лучше – такая адресная помощь.
Ф.М.:
Конечно. Вот человек вышел из города Пензы или села такого-то, и он знает, что
там есть библиотека. Он ее находит на карте – она отобразилась. И дальше –
"Выбрать издание". Следующий шаг – он выбирает издание, которое
подключено на данный момент к этой программе. И он выбирает: я хочу в эту
библиотеку отправить подписку на год на "Науку и жизнь",
"Технику молодежи", "Химию в школе", "Знание –
сила". Выбирает, и у него получается определенная сумма – "Купить все",
как в магазине. Дальше это уже наши договорные отношения. Все издательства
получают деньги и необходимую информацию, в какую библиотеку им надо отправить
этот заказ. Все.
А.Г.:
А дальше они уже сами отправляют по библиотекам.
Ф.М.:
Да. Почему мы долго запрягали? Очень сложно было свести все юридические
моменты, но мы свели. Потому что в пользу кого это… Ну, это такие нюансы, но
это все законно.
А.Г.:
И это все вы сделали вместо пользователя, то есть мне не надо никаких бумаг
оформлять.
Ф.М.:
Ничего не надо. Пользователь может потом получить некий сертификат, что он стал
меценатом этого проекта. Больше того, мы можем пойти дальше. Ведь почему это на
крауд-площадке сделано неким отдельным спецпроектом? Потому что мы уже людей
немножко приучили, что ты не просто жертвуешь куда-то, а ты участвуешь в
чем-то.
А.Г.:
Ты участвуешь и что-то взамен получаешь, правильно?
Ф.М.:
Конечно. Здесь, допустим, есть разные варианты развития проекта. Он
долгосрочный, сразу говорю. То есть он не будет так: неделю поработал – и все,
типа неуспешный. Здесь людей надо очень долго приучать, то есть на постоянной
основе он должен работать. И я думаю, что мы выйдем потом на такие вещи, как
именная полка в библиотеке такой-то. Это на самом деле обалденно работает (извините
за сленг).
А.Г.:
Ну, продают же звезды, метеориты и астероиды, вручая обычную бумажку.
Ф.М.:
Конечно. Или на форзаце определенного издания – благодарность такому-то или
группе таких-то, или юрлицам. У нас есть возможность заплатить и поучаствовать
в этом организации, юридическим лицам, а не только людям. Это важно, потому что
у них зачастую есть определенные рода фонды, которые они не знают, как
правильно, адресно и грамотно потратить.
А.Г.:
О том, как вернуть журналы о науке в библиотеки, рассказывает сооснователь и
генеральный директор краудфандинговой платформы Planeta.ru Федор Мурачковский.
Федор,
как вы думаете, а в какой сфере может еще аналогичный проект родиться? Что еще
у нас нужно поддержать? Кому какую подписку оформить или еще что-нибудь? Или
пока не задавались таким вопросом, нет таких идей аналогичных проектов?
Ф.М.: На
самом деле проектов-то много. Просто тут надо понимать, что первично. Почему
это? Потому что, еще раз, это близко к образованию, к воспитанию человека и нашего
гражданина, как бы это громко ни звучало, поэтому вцепились в это и решили, что
начинать надо от печки.
А.Г.:
Тем более вас поддержали депутаты Государственной Думы, я знаю, которые
непосредственно занимаются проектами в научном творчестве.
Ф.М.:
Да.
Освещение
и посещаемость ресурса очень большая. Мы уже достигли достаточно неплохой мощи,
чтобы говорить о том, что мы действительно можем помочь людям поменять мир
вокруг себя.
А.Г.:
У нас была беседа на эту тему. Действительно проблема – у нас нет кружков
научно-технического творчества в регионах. Нельзя ли через краудфандинговую платформу,
допустим, таким же образом поддерживать развитие кружков научно-технического
творчества – параллельно с библиотеками, может быть, на базе той же библиотеки?
Ф.М.: С
одной стороны, мы сейчас в техническом смысле достигли небывалых высот. Я имею
в виду человечество, IT-сферу
и все остальное. То есть сделать что-то, запрограммировать – это просто, нет
проблем. Здесь остаются некие сложности, как это соединить с юридической канвой
или еще какой-то общечеловеческой. Насильно же мил тоже не будешь. Надо как-то
понять, что этим примером мы можем действительно показать, что такого рода
начинания – это возможно. Милости просим, всех примем и аккуратненько
придумаем, может быть, отдельный спецпроект, может быть, на базе
"БиблиоРодины", а может быть, просто на базе спецпроекта Planeta.ru,
то есть то, что мы делаем – краудфандинговый проект. Никаких проблем нет. Освещение и посещаемость
ресурса очень большая. Мы уже достигли достаточно неплохой мощи, чтобы говорить
о том, что мы действительно можем помочь людям поменять мир вокруг себя.
А.Г.:
Как народ сейчас воспринимает, пользователи Интернета, вообще активное
сообщество, скажем так, предложения народного софинансирования, такой формы
краудфандинговой? Активнее стали, на ваш взгляд? В принципе, это же явление не
так давно вошло в нашу жизнь.
Ф.М.:
Конечно, активнее. Раньше это были единицы. Потом все это стало увеличиваться и
увеличиваться, с прогрессией. Конечно, нам еще далеко до показателей зарубежных
таких же площадок или вообще до такой некой самоорганизации граждан. Но если
ничего не делать, то этого не произойдет и не будет таких объемов. Вот мы
пытаемся что-то делать.
У
нас просыпаются какие-то общественные начинания, социальное
предпринимательство. То есть люди понимают, что если не они, то никто.
Но рост есть на глазах – по 150–200% в год мы прибавляем
именно в количестве сборов на разные проекты, в количестве заводимых проектов в
разных тематиках. Мы все время открываем новые категории. У нас просыпаются какие-то
общественные начинания, социальное предпринимательство. То есть люди понимают,
что если не они, то никто. И здесь можно получить первичное
финансирование, можно получить тест своей идеи, насколько она востребована и
вообще в правильном ли направлении движется. Это же тоже важно.
А.Г.:
Ну да. И стоит ли вообще дальше это делать.
Ф.М.:
Может быть, ты думаешь, что ты конгениальное что-то придумал, а на самом деле
не особо-то это нужно и востребовано – тогда и нечего тратить на это время.
Можно как-то сделать работу над ошибками либо примерить что-то другое на себя.
Причем ты не вкладываешь в это особо своих денег. Ты только тратишь усилия,
потому что продвигать проект нужно сначала самому, а потом мы включаемся.
А.Г.:
На ваш взгляд, плательщикам что интересно? Люди в чем хотят охотнее
участвовать? Финансирование каких проектов, какого направления, какой тематики?
Ф.М.:
Изначально все начиналось с творческой тематики. Сейчас активнейшим образом,
еще раз говорю, это общественные начинания, это социальное предпринимательство,
малый бизнес. Творчество – понятно, я об этом сказал – остается достаточно
большим и жирным куском в этом общем сборе.
Но самое главное в этом что? Люди начинают понимать, что
они не просто пожертвовали куда-то деньги. Они не жертвуют деньги. Во-первых,
они участвуют в развитии какой-либо конкретной идеи, они становятся
сопричастными к этому, получая что-то обратно – какой-то бонус, артефакт, еще
что-то. Если мы говорим о творчестве, то это какие-то диски, музыка, походы на
концерты, "вечные" билеты – категорий масса. Если это бизнес,
предпринимательство, то вы получаете бонусные карты, скидку, вплоть до участия
в самом бизнесе, если мы говорим о неких элементах инвестирования. То есть и в
эту сторону пошел запрос. Люди стали понимать, культура инвестора растет. Страх
человеческий проходит перед проектами в Интернете, что это что-то страшное. Это
начинает исчезать, уходить на второй план, а люди начинают больше доверять и
проявлять свою активность. Человек понимает, что у него есть, условно, 5 тысяч рублей,
и он может пойти пива купить, а может поучаствовать…
А.Г.:
А может оформить подписку.
Ф.М.:
Да, можно оформить подписку, сделать благое дело и получить за это еще себе
медаль и бонус в карму.
А.Г.:
Спасибо вам огромное. Я желаю удачи вашему проекту "БиблиоРодина".
Очень хорошее название, показательное. Я думаю, что вообще ваш проект станет
показателем и примером для других, кто тоже хочет какую-то свою инициативу
продвинуть. Спасибо большое.
Ф.М.:
Спасибо и вам большое. Дай Бог.
А.Г.:
О проекте "БиблиоРодина" нам рассказал его автор, генеральный
директор и сооснователь краудфандинговой платформы Planeta.ru Федор
Мурачковский.