Федор Мурачковский: Гражданское общество появится только, когда человек увидит результаты своей практической деятельности

Гости
Федор Мурачковский
сооснователь и генеральный директор краудфандинговой платформы PLANETA.RU

Ангелина Грохольская: "Техника – молодежи", "Юный техник", "Наука и жизнь" – в моем детстве это были самые популярные журналы. Мы, подростки, записывались в очередь в библиотеку, чтобы первым получить новый номер. Сегодня школьники интересную информацию ищут в Интернете. И не только потому, что так быстрее и удобнее. Большинство библиотек не имеют подписок на научно-популярные издания. Авторы проекта "БиблиоРодина" намерены эту ситуацию исправить.

Как вернуть журналы о науке в российские библиотеки – узнаем у генерального директора и сооснователя краудфандинговой платформы Planeta.ru Федора Мурачковского. Федор, здравствуйте.

Федор Мурачковский: Здравствуйте.

А.Г.: Федор, "БиблиоРодина" – это непосредственно ваш проект, вы его придумали?

Ф.М.: Да.

А.Г.: Что сподвигло вас к этому? Откуда идея появилась?

Ф.М.: "Могучая кучка". Да идея проста. Когда мы мониторили своей краудфандинговой площадкой просторы Интернета, поняли, что Интернет-то не везде есть в регионах, и единственным источником информации для людей до сих пор остается библиотека. Они туда ходят что-то почерпнуть, но в связи с тем, что финансирования библиотечных фондов тоже нет, современной актуальной литературы там нет. В библиотеках нет того, что почитать. А первая проблема – бумажные издания никому не нужны.

Интернет в регионах не везде есть , и единственным источником информации для людей до сих пор остается библиотека. Но в связи с тем, что финансирования библиотечных фондов тоже нет, современной актуальной литературы там нет.

Так вот, решили мы соединить эти две проблемы. Есть же конкретно те, кому "бумага" нужна, условно говоря, и те, кто ее производят – ту самую научную и околонаучную литературу. Тиражи у них катастрофически падают. Если мы хотим, чтобы у нас возрождалась наука, молодежь шла именно в научные технические отрасли, то она должна где-то своевременно получать нужную и интересную информацию. И проект "БиблиоРодина" нацелен именно на это. Потому что в регионах, еще раз говорю, нет такой глубины проникновения Интернета, ты там не найдешь того, что ты хочешь. Человек учится в какой-то сельской школе, допустим, и у него, кроме библиотеки, ничего нет. А оттуда, из этого села, может быть, когда-то вышел преуспевающий предприниматель или просто успешный человек, или просто он уехал куда угодно. Допустим, просто у него это вызвало такое чувство, что надо как-то помочь…

А.Г.: То есть я так понимаю, что вы сейчас взываете к чувствам наших телезрителей и потенциальных плательщиков?

Ф.М.: В большей степени, да. Потому что если не мы, то никто. Рассчитывать на то, что нам помогут сверху, нельзя. Гражданское общество организуется само по себе. Оно должно родиться, оно должно появиться. А появиться оно может только тогда, когда человек увидит результаты, собственно говоря, своей практической деятельности.

А.Г.: Ну, тут какой результат?

Ф.М.: Это все отложенное, все понятно.

А.Г.: То есть это на перспективу.

Ф.М.: Мы когда видим результат того же самого проработавшего учителя? Когда человек вышел, закончил среднюю школу, поступил в институт. Получив образование, он чего-то достигает. Или просто закончил школу не с двойками и тройками, а стал профессионалом какого-то своего дела. Да, понятно, что в первом классе мы не можем оценить эту работу, но это все отложенное. Когда у нас будут появляться реально молодые ученые, молодые технари, людей в этих разных профессиях будет больше – это как раз и будет результатом.

А.Г.: Давайте к "БиблиоРодине" все-таки вернемся. Как она будет работать? Что это такое? Вы предлагаете оформить подписку на научно-популярные журналы и затем эту подписку передать какой-то конкретной библиотеке, да?

Ф.М.: Тут разные пути. Мы сделали такой элемент геймификации. Вы можете сначала выбрать библиотеку. По большому счету так, может быть, будет удобнее. Вот вы из такого-то региона и конкретно знаете, что там есть библиотека.

А.Г.: С точки зрения практики, может быть, это и лучше – такая адресная помощь.

Ф.М.: Конечно. Вот человек вышел из города Пензы или села такого-то, и он знает, что там есть библиотека. Он ее находит на карте – она отобразилась. И дальше – "Выбрать издание". Следующий шаг – он выбирает издание, которое подключено на данный момент к этой программе. И он выбирает: я хочу в эту библиотеку отправить подписку на год на "Науку и жизнь", "Технику молодежи", "Химию в школе", "Знание – сила". Выбирает, и у него получается определенная сумма – "Купить все", как в магазине. Дальше это уже наши договорные отношения. Все издательства получают деньги и необходимую информацию, в какую библиотеку им надо отправить этот заказ. Все.

А.Г.: А дальше они уже сами отправляют по библиотекам.

Ф.М.: Да. Почему мы долго запрягали? Очень сложно было свести все юридические моменты, но мы свели. Потому что в пользу кого это… Ну, это такие нюансы, но это все законно.

А.Г.: И это все вы сделали вместо пользователя, то есть мне не надо никаких бумаг оформлять.

Ф.М.: Ничего не надо. Пользователь может потом получить некий сертификат, что он стал меценатом этого проекта. Больше того, мы можем пойти дальше. Ведь почему это на крауд-площадке сделано неким отдельным спецпроектом? Потому что мы уже людей немножко приучили, что ты не просто жертвуешь куда-то, а ты участвуешь в чем-то.

А.Г.: Ты участвуешь и что-то взамен получаешь, правильно?

Ф.М.: Конечно. Здесь, допустим, есть разные варианты развития проекта. Он долгосрочный, сразу говорю. То есть он не будет так: неделю поработал – и все, типа неуспешный. Здесь людей надо очень долго приучать, то есть на постоянной основе он должен работать. И я думаю, что мы выйдем потом на такие вещи, как именная полка в библиотеке такой-то. Это на самом деле обалденно работает (извините за сленг).

А.Г.: Ну, продают же звезды, метеориты и астероиды, вручая обычную бумажку.

Ф.М.: Конечно. Или на форзаце определенного издания – благодарность такому-то или группе таких-то, или юрлицам. У нас есть возможность заплатить и поучаствовать в этом организации, юридическим лицам, а не только людям. Это важно, потому что у них зачастую есть определенные рода фонды, которые они не знают, как правильно, адресно и грамотно потратить.

А.Г.: О том, как вернуть журналы о науке в библиотеки, рассказывает сооснователь и генеральный директор краудфандинговой платформы Planeta.ru Федор Мурачковский.

Федор, как вы думаете, а в какой сфере может еще аналогичный проект родиться? Что еще у нас нужно поддержать? Кому какую подписку оформить или еще что-нибудь? Или пока не задавались таким вопросом, нет таких идей аналогичных проектов?

Ф.М.: На самом деле проектов-то много. Просто тут надо понимать, что первично. Почему это? Потому что, еще раз, это близко к образованию, к воспитанию человека и нашего гражданина, как бы это громко ни звучало, поэтому вцепились в это и решили, что начинать надо от печки.

А.Г.: Тем более вас поддержали депутаты Государственной Думы, я знаю, которые непосредственно занимаются проектами в научном творчестве.

Ф.М.: Да.

Освещение и посещаемость ресурса очень большая. Мы уже достигли достаточно неплохой мощи, чтобы говорить о том, что мы действительно можем помочь людям поменять мир вокруг себя.

А.Г.: У нас была беседа на эту тему. Действительно проблема – у нас нет кружков научно-технического творчества в регионах. Нельзя ли через краудфандинговую платформу, допустим, таким же образом поддерживать развитие кружков научно-технического творчества – параллельно с библиотеками, может быть, на базе той же библиотеки?

Ф.М.: С одной стороны, мы сейчас в техническом смысле достигли небывалых высот. Я имею в виду человечество, IT-сферу и все остальное. То есть сделать что-то, запрограммировать – это просто, нет проблем. Здесь остаются некие сложности, как это соединить с юридической канвой или еще какой-то общечеловеческой. Насильно же мил тоже не будешь. Надо как-то понять, что этим примером мы можем действительно показать, что такого рода начинания – это возможно. Милости просим, всех примем и аккуратненько придумаем, может быть, отдельный спецпроект, может быть, на базе "БиблиоРодины", а может быть, просто на базе спецпроекта Planeta.ru, то есть то, что мы делаем – краудфандинговый проект. Никаких проблем нет. Освещение и посещаемость ресурса очень большая. Мы уже достигли достаточно неплохой мощи, чтобы говорить о том, что мы действительно можем помочь людям поменять мир вокруг себя.

А.Г.: Как народ сейчас воспринимает, пользователи Интернета, вообще активное сообщество, скажем так, предложения народного софинансирования, такой формы краудфандинговой? Активнее стали, на ваш взгляд? В принципе, это же явление не так давно вошло в нашу жизнь.

Ф.М.: Конечно, активнее. Раньше это были единицы. Потом все это стало увеличиваться и увеличиваться, с прогрессией. Конечно, нам еще далеко до показателей зарубежных таких же площадок или вообще до такой некой самоорганизации граждан. Но если ничего не делать, то этого не произойдет и не будет таких объемов. Вот мы пытаемся что-то делать.

У нас просыпаются какие-то общественные начинания, социальное предпринимательство. То есть люди понимают, что если не они, то никто.

Но рост есть на глазах – по 150–200% в год мы прибавляем именно в количестве сборов на разные проекты, в количестве заводимых проектов в разных тематиках. Мы все время открываем новые категории. У нас просыпаются какие-то общественные начинания, социальное предпринимательство. То есть люди понимают, что если не они, то никто. И здесь можно получить первичное финансирование, можно получить тест своей идеи, насколько она востребована и вообще в правильном ли направлении движется. Это же тоже важно.

А.Г.: Ну да. И стоит ли вообще дальше это делать.

Ф.М.: Может быть, ты думаешь, что ты конгениальное что-то придумал, а на самом деле не особо-то это нужно и востребовано – тогда и нечего тратить на это время. Можно как-то сделать работу над ошибками либо примерить что-то другое на себя. Причем ты не вкладываешь в это особо своих денег. Ты только тратишь усилия, потому что продвигать проект нужно сначала самому, а потом мы включаемся.

А.Г.: На ваш взгляд, плательщикам что интересно? Люди в чем хотят охотнее участвовать? Финансирование каких проектов, какого направления, какой тематики?

Ф.М.: Изначально все начиналось с творческой тематики. Сейчас активнейшим образом, еще раз говорю, это общественные начинания, это социальное предпринимательство, малый бизнес. Творчество – понятно, я об этом сказал – остается достаточно большим и жирным куском в этом общем сборе.

Но самое главное в этом что? Люди начинают понимать, что они не просто пожертвовали куда-то деньги. Они не жертвуют деньги. Во-первых, они участвуют в развитии какой-либо конкретной идеи, они становятся сопричастными к этому, получая что-то обратно – какой-то бонус, артефакт, еще что-то. Если мы говорим о творчестве, то это какие-то диски, музыка, походы на концерты, "вечные" билеты – категорий масса. Если это бизнес, предпринимательство, то вы получаете бонусные карты, скидку, вплоть до участия в самом бизнесе, если мы говорим о неких элементах инвестирования. То есть и в эту сторону пошел запрос. Люди стали понимать, культура инвестора растет. Страх человеческий проходит перед проектами в Интернете, что это что-то страшное. Это начинает исчезать, уходить на второй план, а люди начинают больше доверять и проявлять свою активность. Человек понимает, что у него есть, условно, 5 тысяч рублей, и он может пойти пива купить, а может поучаствовать…

А.Г.: А может оформить подписку.

Ф.М.: Да, можно оформить подписку, сделать благое дело и получить за это еще себе медаль и бонус в карму.

А.Г.: Спасибо вам огромное. Я желаю удачи вашему проекту "БиблиоРодина". Очень хорошее название, показательное. Я думаю, что вообще ваш проект станет показателем и примером для других, кто тоже хочет какую-то свою инициативу продвинуть. Спасибо большое.

Ф.М.: Спасибо и вам большое. Дай Бог.

А.Г.: О проекте "БиблиоРодина" нам рассказал его автор, генеральный директор и сооснователь краудфандинговой платформы Planeta.ru Федор Мурачковский. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск