Павел Давыдов: Вы смотрите субботний выпуск «Большая страна» и сейчас в деталях обратим внимание на печатные СМИ, а точнее, на проблемы с их распространением. Еще совсем недавно киоски «Союзпечать» или «Роспечать» располагались на каждом углу: на автобусных остановках, у подземных переходов и у входов в метро можно было купить любимое издание. Сегодня в России около 17000 специализированных киосков и павильонов, которые продают периодические печатные издания, таким образом, на сегодняшний день показатель обеспеченности людей объектами распространения прессы в среднем по России составляет примерно 1 киоск на 7000 человек. Насколько это опасная тенденция, и почему исчезают киоски? Об этом мы поговорим с Александром Оськиным – вице-президентом союза предприятий печатной индустрии. Александр Владимирович, здравствуйте! Александр Оськин: Здравствуйте! Павел Давыдов: Предприниматели, представители печатной отрасли, да и обычные люди бьют тревогу: газеты и журналы вскоре негде будет купить. Вы разделяете такое опасение? Александр Оськин: Да, разделяю, более того, не все знают полную правду по этому делу… Павел Давыдов: Мы надеемся сегодня ее узнать в этой студии благодаря Вам, давайте сразу с этой правды и начнем, в чем она состоит? Александр Оськин: Киоски прессы уничтожаются со скоростью 10 киосков в день, средняя скорость, это очень плохой признак и это связано с двумя параметрами: первый – произвол чиновников в разных регионах России и второй – экономические причины, потому что экономика убивает объекты прессы, и именно поэтому киоски закрываются со скоростью 10 киосков в день. Павел Давыдов: Такая тенденция приведет к катастрофе. Александр Оськин: К катастрофе, если не взяться за это дело всерьез. В России было 42000 киосков прессы еще несколько лет назад, и они стали сокращаться. Дело в том, что не очень выгодны многим местным чиновникам, потому что там очень низкие доходы, там низкая рентабельность и, строго говоря, ну что ими заниматься, когда они особо доходов не дают, собственно, и поживиться там нечем, говоря впрямую. Павел Давыдов: Но, с другой стороны, это социальное направление… Александр Оськин: Да, но оно не должно быть абсолютно убыточным, киоск – это же тоже маленький бизнес, если делается убыточным, его нет смысла содержать: надо платить зарплату киоскеру, платить налоги и так далее и если не получается, то киоск закрывается. Павел Давыдов: А вообще киоск можно сделать рентабельным? Александр Оськин: Да, Вы знаете, есть регионы Российской Федерации, где хороший киоск прессы дает оборот 300000-400000 рублей в месяц и это хорошие киоски, они, во-первых, дают хороший оборот имеют наименований печатной продукции до 1000-и наименований, имеют сопутствующие товары, которые требуются населению для, ну, для текущих всяких дел, товары импульсного спроса, они дают доход и по прессе и по товарам импульсного спроса и там хороший бизнес. Павел Давыдов: Ну, конечно, спрос рождает предложение, сейчас немного статистики: россияне разделились на 2 лагеря, на тех, кто пользуется гаджетами, и тех, кто предпочитает традиционный способ, покупая печатную продукцию, 36 % россиян не читают газет и журналов в печатном виде, как правило, они получают информацию в интернете, 37 % покупают периодику в киосках, 23 % читают бесплатные издания. И еще другое исследование показало, что выписывают газеты и журналы 16 % россиян, в основном это жители малых городов и сёл. Алесандр Владимирович, а Вам есть, чем дополнить эту статистику, ведь цифры говорят сами за себя? Александр Оськин: Да, безусловно, сначала начну с подписки в малых городах. Павел Давыдов: Да. Александр Оськин: Дело в том, что у нас трагедия с подпиской, подписка стала сегодня дороже розницы, поднялись подписные цены, и поднялись они только потому, что несколько лет назад прекратились госсубсидии на подписку, и подписка стала дорогой. С нашей огромной страной привезите газету из Москвы, условно скажем, на Урал или в Сибирь – она золотой же будет! И поэтому, как и во всем мире, и были раньше у нас госсубсидии на помощь по доставке населению прессы, их отменили по инициативе Минфина несколько лет назад – это плохо, и мы боролись и будем бороться, чтобы вернуть госсубсидии. Павел Давыдов: Ну, это одно из направлений, то, что касается статистики… Александр Оськин: Это одно из направлений. Павел Давыдов: Да, что касается киосков? Александр Оськин: Насчет киосков прессы я Вам скажу так, что есть рекомендации Минсвязи, что необходимо в крупных городах иметь киоски прессы: 1 на 1500 тысячи жителей. У нас никто этот норматив не выполняет. Павел Давыдов: Александр Владимирович, обратите внимание, сейчас появилась карта, на которой мы отметили города и количество оставшихся в них газетных киосков. Итак, например, в Уфе их около 90, в Пензе киосков почти не осталось, в Барнауле на весь город около 10, в Архангельске работают 150 газетных киосков, а вот больше всего их сегодня в Уральском федеральном округе: Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Александр Владимирович, скажите, а вот в такой ситуации какую роль занимают местные власти в деле: ликвидации или, наоборот, сохранения киосков распространения печати, и вообще они могут влиять на подобную тенденцию? Александр Оськин: Определяющую роль, потому что они определяют именно правила игры. Такой факт: веди они определяют стоимость аренды для киоска прессы, чтобы поставить киоск прессы нужно заплатить за аренду земли, и она может варьироваться от 10 рублей за квадратный метр до 10000 за квадратный метр, и эта арендная плата может убить киоск прессы. Павел Давыдов: То есть фактически мы с градоначальников и должны спрашивать: где киоски? Александр Оськин: Конечно, в первую очередь, это первое и второй главный принцип, по которому определяется судьба киоска, это ассортимент. Понимаете, дело в том, что именно местные власти определяют ассортимент киоска прессы: чем можно торговать, а чем нельзя торговать, я имею ввиду, сопутствующие товары. Вы понимаете, сопутствующие товары, именно они определяют экономическую выживаемость: можно сдерживать цену на прессу, а торговать, условно скажем, канцелярскими товарами, бижутерией, письменными принадлежностями и прочее и прочее. Павел Давыдов: Ну для того, чтобы выживать, как это и было в советские времена… Александр Оськин: Да. Павел Давыдов: Всё это продавалось в ларьках «Союзпечать». Александр Оськин: Я приведу пример: в соседней Белоруссии в Минске продают сигареты и пиво даже в киосках прессы. Павел Давыдов: Ну это уже, наверно, перебор. Александр Оськин: Ну я не говорю про пиво, но я говорю: в соседней Латвии, там, извините, я был в Риге и там в киоске прессы продавали хорошо приготовленную очищенную морковку, ну а почему нет? Павел Давыдов: Ну да. Александр Оськин: Другой человек зашел купить какие-то сигареты для себя, третий купил по дороге, ему нужно срочно, он какой-то блокнотик купил, пятый купил для своего гаджета какой-то футлярчик – всё в одном месте. Павел Давыдов: С другой стороны, не так всё плохо, по крайней мере, есть регионы, которые впереди планеты всей, по крайней мере, России уж точно: мы сейчас отправимся в Липецкую область, моя коллега Елена Азарченко подготовила сюжет на эту тему, давайте посмотрим. СЮЖЕТ Павел Давыдов: Александр Владимирович, вот сейчас услышали, что многое зависит, в первую очередь, от руководителя сети распространения печати: Валентина Ефимовна в свои 76 лет могла не только сохранить сеть, но и открыть новые киоски. А Вы в такой ситуации кого-то вспомнить можете? Александр Оськин: Прежде всего про Полуказакову – она у нас героиня, и мы гордимся ее, она совершает подвиг. Ее главный принцип жизни – заниматься кадрами, она это делает великолепно, и она открыла свой первый мультимедийный павильон, скажу Вам по секрету, и она движется в ногу со временем. Что касается других объектов, у нас еще есть некие примеры, но таких, как Липецк, нет, они на первом месте в стране. По одной причине: там власти очень хорошо понимают и поддерживают «Роспечать», у нас губернатор, руководитель Липецкой области, уже много лет занимает первое место в рейтинге губернаторов страны по поддержки распространения прессы и это очень радует. Павел Давыдов: Вот, с кого пример надо брать другим регионам! Александр Оськин: Да, и смотрите, арендная плата за киоски прессы в Липецке – 12 рублей за квадратный метр в месяц. Согласно нашему федеральному законодательству политика в отношении торговых объектов и прессы в том числе – это прерогатива местных властей, именно поэтому. И поэтому мы так радостно восприняли поручение Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича, который недавно подписал такое распоряжение: разработать меры по поддержке киосков прессы в регионах, включая, дал поручение местным властям. Павел Давыдов: И это Ваша победа, я знаю, что это Ваша личная победа! Александр Оськин: Ну не моя личная – это победа отрасли, мы за это боролись несколько лет. Павел Давыдов: Но Вы представляете отрасль, поэтому и Ваша в том числе. Александр Оськин: Да, конечно. Павел Давыдов: Чем это теперь поможет, это распоряжение? Александр Оськин: Я Вам скажу: потому что впервые субъектам РФ поручили заняться киосками прессы, впервые им поручили укрепление экономики – расширять ассортимент киосков прессы. Это очень важно, потому что на прессе сегодня не выживешь. Павел Давыдов: Как мы уже и говорили, да. Александр Оськин: Да, это два, и третий очень важный момент: в некоторых регионах, я считаю, совершенно абсурдная политика – проводить аукционы за право торговли, и, допустим, распространитель прессы проигрывает аукциону за право торговли шаурмой – там больше денег. И вот эти смешанные аукционы – это полное безумие. Павел Давыдов: Да. Александр Оськин: Это политика властей, я вообще считаю, что торговать в киоске прессы нужно и можно всем, что нужно гражданам и что разрешено законом: 50 % должно быть пресса, 50 % торгуй, чем хочешь, но чтоб пресса была дешевой и доступной. Ведь сегодня киоск прессы – это элемент информационной безопасности страны, помогая киоску прессы, ты укрепляешь информационную безопасность страны, товарищи руководители регионов! Павел Давыдов: Очень хорошая фраза, я надеюсь ее услышат руководители регионов, потому что без прессы будущего, печатного будущего, в нашей стране нет, по крайней мере, это говорит и статистика. Сейчас мы тоже к ней ненадолго обратимся, давайте посмотрим: исследование холдинга «Ромир» показало, что чаще всего соотечественники отдают предпочтение еженедельным газетам и журналам их приобретают 54,3 % респондентов. По данным опроса самыми лояльными потребителями оказались люди, которые имеют высокий доход. Женщины, как выяснилось, более активно покупают газеты и журналы, чем мужчины: 53 % против 45 %. Реже всех любую периодику читает молодежь младше 20 лет, а вот представители возрастной группы старше 50 лет – наиболее активные читатели сразу в двух категориях: еженедельные издания читают сразу 62 % из них, а ежедневные – 60 %. В категории ежемесячных СМИ в лидеры вышла возрастная группа от 20 до 29 лет: среди людей этого возраста издания с периодичностью выхода раз в месяц читают более половины – 55,4 %. Эксперты в своих прогнозах пессимистичны: говорят, что через 5-10 лет число читающих периодику сократится примерно на треть. А вот как Вы считаете, сокращение примерно на треть количества людей, которые читают периодику, напрямую связано с количеством киосков в нашей стране? Александр Оськин: В том числе, это киоски, это подписка, это, главное, должна быть пресса в шаговой доступности от человека. Вообще, пресса, она имеет то качество, что это достоверная информация, это не фейки, это аналитика, это то, что человек может с удовольствием прочесть и, скажу прямо, стать немножко информационно подготовленным, стать умнее, и мы заинтересованы в том, чтобы прессу читали широкие народные массы всех возрастов, надо создать условия, надо, чтобы была доступна подписка в отдаленных территориях, чтобы пресса была доступна на каждом углу, но чтобы она была экономически оправданней – это наша национальная задача: создать систему распространения прессы в национальном масштабе, и чтобы это служило бы народу. Павел Давыдов: Ну вот, смотрите, Владимир Путин обратил внимание на эту сферу: в Липецке ситуацию хорошая, где-то местные власти обращают внимание на то, что необходимо действовать в этом направлении, вот по Вашим прогнозам, какое же будущее ждет газеты и журналы в нашей стране? Александр Оськин: Я считаю, газеты и журналы останутся навсегда, это достижение нашей человеческой цивилизации, они должны меняться, они должны идти навстречу потребителям: использовать дополненную реальность, QR-коды, интегрироваться с цифрой – нечто целое составляет. Сегодня есть такая теория «пяти экранов», когда современный человек должен потреблять информацию с пяти экранов, где пятый экран – это печатное издание, ну, есть такая теория. Павел Давыдов: Да. Александр Оськин: По этому поводу я и думаю, что газеты и журналы вечны, но они должны меняться адекватно времени. Павел Давыдов: Несмотря на то что сегодня печатные издания – это не главный источник информации, тем не менее, газеты и журналы в напечатанном виде должны быть сохранены хотя бы для того, чтобы наши дети могли ориентироваться не только в электронном информационном пространстве, но и печатном, ну и уж тем более, только читая газеты, мы можем получить тактильное удовольствие. Спасибо Вам большое за участие в программе, я очень надеюсь, что эта сфера, сфера распространения печатной продукции, будет развиваться, а не умирать. Александр Оськин: Я в это верю. Павел Давыдов: Спасибо! Александр Оськин: Спасибо. Павел Давыдов: У нас в гостях был Александр Оськин – вице-президент союза предприятий печатной индустрии, а сейчас вновь переместимся в аппаратную, где за всем происходящим наблюдает Алиса Огонькова.