Григорий Мартишин: "Есть и другие деревни – в которые вдыхают новую жизнь деревенские предприниматели"

Ангелина Грохольская: Число сельских жителей стремительно сокращается. Сейчас это примерно 38 миллионов человек. По прогнозу Росстата, к 2030 году будет всего 32 миллиона. Одна из причин этого явления – отсутствие стабильного дохода. Сейчас на селе более 1,5 миллиона безработных, и это число растет. При том, что многие селяне готовы что-то производить, но не уверены, будет ли их продукция востребована.

Проблему решит "Онлайн Сельпо". Это проект, о котором мы попросили рассказать одного из его создателей Григория Мартишина. Григорий, здравствуйте.

Григорий Мартишин: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Скажу честно, пока мы с вами знакомились, готовились к эфиру, я обратила внимание на обувь, в которой вы сегодня пришли, уж больно она симпатичная!

Григорий Мартишин: Да, я и для вас припас подарочек от жителей деревни Долосцы и города Себеж Псковской области.

Ангелина Грохольская: Да вы что? Это Псковская область?

Григорий Мартишин: Да.

Ангелина Грохольская: Это родина моей мамы.

Григорий Мартишин: Эти валенки называются снеги.

Ангелина Грохольская: Можно я сразу… Вот вы сидите, и я тоже эти тапочки надену, чтобы мне было тепло и уютно.

Григорий Мартишин: Конечно.

Ангелина Грохольская: Вот, все.

Григорий Мартишин: Вам очень идет.

Ангелина Грохольская: Да. Новый образ ведущей "Большой страны". Григорий, ну а теперь рассказывайте. "Онлайн Сельпо" – это что такое? Это какая-то интернет-площадка, интернет-ярмарка или что это?

Григорий Мартишин: Мы путешествовали по малым городам и деревням с проектом о туризме, и мы видели разные деревни. Одни деревни, из которых жители стремятся поскорее уехать, где покосившиеся заборы и пустые дома. А есть и другие деревни – деревни, в которые вдыхают новую жизнь деревенские предприниматели, те, кто живет и творит в деревне.

Для того чтобы подстегнуть этот процесс и приблизить момент, когда так называемая локальная экономика будет развита, мы и сделали "Онлайн Сельпо". Это сервис, где мы соединяем предпринимателей из малых городов и деревень с покупателями в крупных городах. Ведь мы знаем, что одна из самых больших проблем в деревне – это продать свою продукцию. И мы решили начать с этого – с того, чтобы привлечь не только деньги жителей крупных городов, но и главное – внимание в сторону деревни, чтобы, в общем-то, город повернулся лицом к деревне.

Ангелина Грохольская: Григорий, расскажите мне, вот расскажите, кто эти тапочки делает. Кто эти люди? Познакомьте нас с ними, раз есть такая возможность.

Григорий Мартишин: В начале года я был в Псковской области и непосредственно общался с этими людьми. Все началось несколько лет назад, когда предприниматель Кирилл Васильев из Санкт-Петербурга приехал в город Себеж с одной идеей – он хотел сделать русскую популярную обувь на базе старинных и исконных технологий. Собрал местных жителей с разорившейся в тот момент фабрики войлочной и поставил эту задачу. У меня было ощущение, что он руководит и делает все сам, и сам говорит, что им надо делать, что он такой специалист по всем вопросам. Но оказалось – нет. Он приезжает и говорит: "Ребята, надо сделать вот так-то и так-то". Они спрашивают: "А как это сделать?" Он говорит: "Придумайте, как это сделать". То есть он чувствует рыночную…

Ангелина Грохольская: Он не дает им рыбу, а он дает удочку, а они уже все сами, да?

Григорий Мартишин: Конечно, конечно. И вот это очень важно – не только использовать. Вы знаете, некоторые говорят: "Мы сейчас откроем производство в деревне. Мы будем в городе что-то придумывать, а в деревне пусть делают". Нет, в деревне могут и придумывать, как сделать, тоже. Вот это очень важно. И там есть очень много идей.

Ангелина Грохольская: И деревня там живет и сейчас работает, да? Мне интересно, как она будет развиваться. Просто интересно было бы проследить за судьбой этого населенного пункта.

Григорий Мартишин: Да, действительно, слежу я очень внимательно. Я верю, что это производство… И не только моя вера, но и факты. Уже дети этих людей, которые работают, они тоже устраиваются на работу на фабрику, они не уезжают при первой же возможности, а они остаются там. И это очень хороший сигнал к тому, чтобы… Ну, молодежь тоже подключается.

Ангелина Грохольская: Мне кажется, это тот самый эффект, которого и нужно ожидать, которого и нужно добиваться.

Григорий Мартишин: Конечно, конечно.

Ангелина Грохольская: Григорий, скажите, а вот логистику как вы осуществляете? Я понимаю, в деревне одной производят. Например, в Москве есть покупатель, который готов что-то купить. И как? Кто? За чей счет привезут эти тапочки из Псковской области, допустим, мне в Подмосковье?

Григорий Мартишин: Мы открыли склад в Москве и наладили этот процесс. Сразу скажу, что этот процесс непростой и недешевый, но мы справляемся с этим. И мы вышли на самоокупаемость с этим проектом. И сейчас, я думаю, надо развитие и расширение.

Ангелина Грохольская: Ну, это здорово! Вот вы сказали, что в деревнях у жителей очень много есть идей, они способны не только работать, но и придумывать что-то. Но вот чтобы стать предпринимателем – мне кажется, это мало уметь и мало придумывать. Должна быть еще какая-то такая жилка особенная, которой, может быть, надо учиться. Есть, например, бабушка в деревне, которая вяжет прекрасные носочки или делает изумительный мед. Она может товар этот производить, но она не предприниматель, она даже не знает, что такое "Онлайн Сельпо". У нее есть внучка, которая готова ей помогать и остаться там, но она тоже не знает, как это делать. Вот как этих людей научить, может быть, предпринимательству?

Григорий Мартишин: Спасибо за этот вопрос. Я являюсь преподавателем факультета бизнеса "Капитаны" в РЭУ имени Плеханова и также трекером в различных бизнес-акселераторах, инкубаторах. Но учить их буду не я и не подобные мне люди, а учиться они могут только у тех, кто тоже это делает. И после того как мы соберем их (а мы уже начали собирать сообщество деревенских предпринимателей, как я уже сказал), мы запустим процесс, который будет называться "Деревенский акселератор". Пока это рабочее название. И не эксперты из Москвы из Санкт-Петербурга будут приезжать в деревню, а другие деревенские предприниматели, которые уже есть сейчас в нашем сообществе, которые подключатся в ближайшее время.

Ангелина Грохольская: Которые уже шишек набили и чего-то добились.

Григорий Мартишин: Конечно, конечно. Только они – обладатели того самого бесценного опыта. На это мы сейчас как раз собираем деньги. Мы считаем, что есть очень много крупных компаний, у которых есть корпоративная социальная ответственность и развитие территории как основной такой приоритет – территории, где они находятся, конечно. И мы будем рады сотрудничеству и привлечению интереса и внимания партнеров к этому проекту, поскольку, на наш взгляд, это очень эффективный и действенный способ – развивать территорию через развитие предпринимательства. То есть не вкладывать деньги, чтобы потом снова и снова вкладывать деньги.

Я очень и очень ценю и люблю всю благотворительную деятельность. И в то же время я считаю, что еще нужно вкладывать в производство, в то, чтобы люди производили новое, и чтобы со временем, может быть, вкладывать пришлось бы меньше, меньше и меньше, а чтобы производилось все больше, больше и больше. Поэтому это нельзя назвать благотворительностью, это инвестирование.

Ангелина Грохольская: Да, это инвестирование. Дать ту самую удочку, с помощью которой можно наловить рыбы, продавать ее и делать из нее очень вкусную уху.

Григорий Мартишин: Конечно, конечно.

Ангелина Грохольская: Григорий, вот каким должен стать проект пока? Ну, наверняка вы уже думаете на будущее. Допустим, через пять лет вот что такое "Онлайн Сельпо" и что такое деревни, с которыми вы работаете? Ну, давайте, может быть, помечтаем сейчас.

Григорий Мартишин: Мы хотим, чтобы не только они сами создавали свои успешные проекты, но и чтобы их соседи подключались, и чтобы они могли продавать уже друг другу. И мы видим такой пример – одна из наших предпринимательниц Татьяна Мусатова из поселка Старый Изборск тоже в Псковской области. Недавно я навещал ее. Она строит планы по тому, как развивать местную такую экосистему. Она открывает культурный центр. Она хочет сделать так, чтобы больше появлялось людей, которые делают качественные вещи, конечно, из числа ее соседей и жителей близлежащих деревень. Историю свою пока не рассказывает, бережет, но мы считаем, что надо ее рассказывать, конечно. И нужно вдохновлять других людей тоже, чтобы они делали подобные вещи.

Ангелина Грохольская: Абсолютно с вами согласна. Татьяне пожелаем удачи, и вам, и всем участникам проекта "Онлайн Сельпо". Спасибо вам огромное за подарок. Мне очень уютно и тепло, вот честное слово.

Григорий Мартишин: Носите на здоровье.

Ангелина Грохольская: Спасибо большое. Удачи вам!

Григорий Мартишин: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Сегодня в студии "Большой страны" мы беседовали с Григорием Мартишиным, социальным предпринимателем и создателем проекта "Онлайн Сельпо".


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск