Игорь Пухарев: Наконец-то к нам пришли первые крупные инвесторы с большими планами

Ангелина Грохольская: Байкало-Амурская магистраль (короче – БАМ) вызывает разные ассоциации. Для старшего поколения это "стройка дружбы", на которую ехали не только за деньгами, а за запахом тайги. Для тех, кто помоложе, – дорога в никуда. В 90-е прошлого столетия строительство прекратилось, и многие бамовские регионы оказались в глубокой депрессии. Так произошло и с Северо-Байкальским районом Бурятии – население там за год сократилось почти в два раза. Надежда появилась, когда уже в нынешнем веке было объявлено: БАМу быть!

Сегодня у нас в студии – глава муниципального образования "Северо-Байкальский район" Игорь Пухарев. Игорь Валерьевич, здравствуйте.

Игорь Пухарев: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: А в каком году вы приехали в Северо-Байкальский район?

Игорь Пухарев: Я приехал в 2000 году, в августе месяце.

Ангелина Грохольская: То есть это как раз те годы, когда происходила такая смена, перемена не только веков, но вообще как бы и строя, и экономических многих вещей?

Игорь Пухарев: Ну, немножко не соглашусь. Почему? Потому что, когда в 2000 году я приехал, тогда работали еще очень крупные организации, продолжали работать. Это "Бамтоннельстрой", который заканчивал строительство Северомуйского тоннеля – знаменитого тоннеля протяженностью почти 15 километров. Работала организация "Нижнеангарск трансстрой" – а это тоже организация, которая строила БАМ. "ЛенБАМстрой", который построил город Северобайкальск. То есть люди еще верили, что БАМ будет дальше развиваться, БАМ будет строиться.

Ангелина Грохольская: Ну, это скорее работа была такая уже по инерции, завершение некое проекта, да?

Игорь Пухарев: Да, уже шло как бы… Финансирования все меньше и меньше, сокращалось. Самый пик, я бы сказал, кризиса – это были 2005–2009 годы, когда, во-первых, был финансовый кризис мировой, а во-вторых, когда "РЖД" стала передавать объекты социальной инфраструктуры, а главное, коммунальные объекты со своего ведения на баланс муниципалитетов. У "РЖД" были возможности их содержать, финансы, а у муниципалитетов – вы сами понимаете, какая ситуация.

И мы вынуждены уже теперь латать те "дыры", которые нам достались. Потому что строили котельные с расчетом на 50–100 тысяч человек, а сегодня они топят 5 тысяч человек, то есть затраты несоизмеримые. Строились сети к ветхим домам, рассчитывали, что они 10 лет полежат, тут построятся новые дома, а дома до сих пор стоят, уже по 40 лет.

Ангелина Грохольская: А правду говорят, что там люди в вагончиках жили?

Игорь Пухарев: И живут до сих пор.

Ангелина Грохольская: И живут до сих пор?

Игорь Пухарев: Да. Ну, в рамках уже этого года, я думаю, окончательно будет вопрос решен именно по вагончикам. Ну, я несколько цифр могу назвать. С 2013 года у нас работают две программы – это снос аварийных многоквартирных домов (по всей стране работает программа) и отдельная программа для Байкало-Амурской магистрали "Снос ветхого и аварийного жилья". Вот за эти годы уже у нас расселено 1 268 семей в нашем районе только. Почти на 2 миллиарда 200 миллионов рублей либо построено новое жилье, либо даны социальные выплаты, либо выкуплено жилье на вторичном фонде. То есть это такой очень большой и серьезный рывок. У нас на сегодняшний день всего 468 семей. Ну, это как бы всего, но тем не менее это те люди, которые остро нуждаются.

Ангелина Грохольская: Конечно, да. Даже если одна семья нуждается – это уже проблема.

Игорь Пухарев: И очень бы хотелось, конечно, чтобы программы эти наполнялись финансами, чтобы было больше финансирования.

Ангелина Грохольская: А сейчас за чей счет финансирование, допустим, конкретно этой программы расселения?

Игорь Пухарев: Российской Федерации, Республика Бурятия и наша небольшая доля софинансирования.

Ангелина Грохольская: Вот когда появился новый проект, когда началось возрождение Транссиба и БАМа, когда появился проект БАМ-2 – это все-таки стало толчком? Или этот проект отдельно, а регион и район отдельно?

Игорь Пухарев: Самый главный толчок – это надежда и вера в то, что БАМ действительно востребован, БАМ имеет будущее и БАМ имеет перспективы. Это то, что сейчас работает большое количество людей на том же Втором Байкальском тоннеле, который уже на следующий год…

Ангелина Грохольская: В 2019 году, по-моему, там поезд должен первый пройти, да?

Игорь Пухарев: Ну, это первый поезд, да. А сейчас из 6 километров 700 метров уже пройдено 5 километров 700 метров. То есть в феврале-марте следующего года проходческий комплекс выйдет на территорию уже нашего района и полностью завершит проходку горную, а дальше будут уже идти, соответственно, работы по обустройству тоннеля. На этой стройке на сегодняшний день задействовано 1 700 человек.

Ангелина Грохольская: А это местные жители в основном? Кто там работает?

Игорь Пухарев: Мы всегда с подрядными организациями договариваемся, что определенный процент должен быть обязательно задействован местного населения. В среднем от 20 до 30% в таких организациях, которые к нам приходят, работают местных жителей. Ну, сами понимаете, это должна быть квалификация определенная, опыт работы и так далее. То есть как бы я не могу сказать, что мы стопроцентно можем заменить местным населением. Но это и налоги, которые нам поступают, которые являются…

Ангелина Грохольская: Они остаются в вашем бюджете.

Игорь Пухарев: Да. Основное наполнение налогов – это НДФЛ. И часть налогов именно от этой организации (делится – 50% в Иркутскую область, а 50% нам) идет в наш район. То есть это очень большое подспорье. И у нас пять участков на территории района – реконструкция Второго пути БАМа. И мы надеемся, что наконец-то начнется эта работа. Потому что она уже шла, шла определенными темпами, но почему-то банкротства, какие-то переоформления предприятий – как генподрядчики, так и субподрядчики. Я надеюсь, что все-таки эта чехарда закончится и Второй путь будет строиться уже в полноформатном объеме.

Ангелина Грохольская: А "РЖД" каким-то образом участвует в развитии инфраструктуры, в развитии района, а не только в строительстве своих объектов?

Игорь Пухарев: Нет. Сейчас такая ситуация, что как бы "РЖД" все объекты соцкультбыта, которые были у нее, передала в муниципалитеты. Это и клубы, это и детские садики. Занимаются только своей инфраструктурой. Ну, если только на дружеских началах какие-то вопросы в рамках рабочего формата мы решаем. То есть нет такого, чтобы…

Ангелина Грохольская: А удается договориться?

Игорь Пухарев: Да, у нас хорошие отношения с руководством Восточно-Сибирской железной дороги и лично с руководителем Фроловым Василием Федоровичем.

Ангелина Грохольская: Игорь Валерьевич, а если сравнить? Когда вы приехали в 2000 году, ну, еще была более или менее ситуация. 2005-й, вы говорите, стал самым таким тревожным годом, кризисным. И сейчас – 2017-й. Вот как район изменился?

Игорь Пухарев: У нас идет уменьшение численности населения, но это связано, я еще раз повторюсь, с программой реализации сноса жилья, потому что люди получают денежные выплаты и, соответственно, уезжают к детям, в другие города. То есть у нас, если взять за основу 2008 год и сегодня, 2017 год, вот за 9 лет – у нас было 15 тысяч населения, а сейчас 12 тысяч. То есть вот такая тенденция. Но она стабилизировалась практически. То есть я думаю, что в пределах 11,5–12 тысяч – теперь вот такая численность в районе и останется.

Дальше для нас тоже очень радостная новость, что в прошлом году наконец-то у нас зашли первые крупные инвесторы на Сыннырское месторождение калийно-глиноземного сырья с большими планами. И мы рассчитываем, что с этого года они уже начнут поэтапную разработку этого месторождения. Если все, как у них запланировано, то это будет такое не просто районного масштаба предприятие, а, я думаю, даже не республиканского. Это даст очень большой импульс для района.

У нас есть еще месторождения, которые должны разыгрываться. Не буду перечислять их, потому что на самом деле район богатейший в плане и минерально-сырьевого комплекса, и природного потенциала. Я просто назову цифры. Вот площадь нашего Северо-Байкальского района составляет 56 тысяч квадратных километров – это как три Калининградские области. В территорию района входит знаменитый Баргузинский заповедник, которому в этом году 100 лет исполнилось. В территорию района входит одна четвертая часть озера Байкала, 400 километров только береговой границы. У нас термальные источники, которые привлекают людей со всего мира, на территории района находятся. Самое сложное для нас – это транспортная логистика. Почему? Потому что…

Ангелина Грохольская: А как к вам доехать, кстати? Как добраться к вам, пока БАМ не достроят окончательно?

Игорь Пухарев: Тот же БАМ. Нет, поезда у нас каждый день со всех направлений. То есть у нас ежедневно поезда и на Москву идут, в летнее время на Кисловодск, на Анапу и так далее, и так далее.

У нас авиация. Были проблемы с авиацией. Из-за чего у нас многие недовольны? Мы находимся далеко от нашего центра республики – от Улан-Удэ. На поезде до Улан-Удэ, столицы, нам ехать двое суток. И когда стали плохо летать самолеты, жители высказывали очень много недовольства по этому вопросу. То есть дети-студенты, в больницу и так далее, и так далее, и так далее. Сейчас вроде ситуация с приходом нового правительства стабилизировалась, рейсы стали регулярными. Мы надеемся, что еще больше увеличится частота, потому что это востребованно. И будет стабильность в этом вопросе – будет стабильность прилета туристов.

Ну, конечно, в перспективе, которую я лично вижу, мы в своих программах пишем, что нам бы построить серьезный аэропорт, который мог бы принимать самолеты дальней авиации. Имеются в виду перелеты прямые от Москвы на север Байкала. С одной стороны, мы понимаем, что это может повлечь за собой определенную нагрузку на ту чистоту и экологию, которая у нас есть. Потому что у нас вокруг в 400 километрах нет ни одного промышленного предприятия. У нас чистейшая кристальная вода, мы зачерпываем из Байкала и пьем.

Ангелина Грохольская: Понятно. Об экологии Байкала много говорится, да, и изо всех сил она сохраняется. Это действительно нужно. Но, с другой стороны, нужно привлекать тех же туристов и путешественников, которые могли бы вкладывать свои деньги.

Игорь Пухарев: Мы сейчас, кстати, строим современнейшие очистные сооружения по новым технологиям в поселке Нижнеангарск, в нашем районном центре. Но при этом я считаю, что государство ограничивает, потому что у нас целый ряд ограничений, в том числе с 2014 года водоохранная зона, которая не разрешает людям оформить землю в собственность, нельзя нам строить новые кладбища, нельзя нам строить полигоны твердых бытовых отходов и так далее, и так далее, не можем по грунтовым дорогам ехать. Это все – нарушения. То есть нужно обязательно…

Ангелина Грохольская: И как здесь компромисс найти?

Игорь Пухарев: Уже три года мы пишем. И вроде бы в рамках 2018 года в Государственной Думе должны быть внесены изменения в закон об водоохранной зоне, потому что получилось, что мы как в резервации находимся.

Вот нам запретили сейчас лов омуля. А в то же время у нас на территории района находится старейший рыбзавод, 87 лет в этом году ему исполнилось. Мы говорим: "Давайте на базе этого рыбзавода, чтобы он не встал, чтобы люди сохранили работу, сделаем рыборазводное производство". Основная популяция омуля в Байкале, и ученые признают, – это северная. И тем не менее мы разводим только южную популяцию на трех заводах, а северную на нашем заводе не хотят. Я считаю, что это неправильно, пишу куда могу письма. Надеюсь, что буду услышан. То есть вот на эти все моменты, я считаю, наука и правительство должны как-то не однобоко смотреть, только запрещая.

Ангелина Грохольская: Ну конечно. Учитывая все нюансы, находить какой-то компромисс все-таки.

Игорь Пухарев: Да. Для того чтобы мы там все-таки жили, для того чтобы мы там развивались, нам нужна, конечно, поддержка.

Ангелина Грохольская: Игорь Валерьевич, я желаю, чтобы эта поддержка обязательно была найдена, чтобы она была – и не через сколько-то там лет, а вот буквально здесь и сейчас, чтобы вас услышали обязательно.

Игорь Пухарев: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное, что приехали. Спасибо. Сегодня в студии "Большой страны" был глава Северо-Байкальского района Игорь Пухарев.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

БАМ: второй путь

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск