Игорь Гурьев: В Воркуту ехали за «длинным рублем», и зарплаты были такие, что люди не знали, куда деньги девать. Сейчас все поменялось. Но город работает стабильно

Гости
Игорь Гурьев
руководитель администрации городского округа «Воркута», Республика Коми

Ангелина Грохольская: Здравствуйте! Сегодня мы говорим о людях Большой страны. И героями нашей программы станут жители Воркуты. Я приветствую в нашей студии главу администрации этого города Игоря Гурьева. Игорь Валерьевич, здравствуйте.

Игорь Гурьев: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Для многих, наверняка и наших зрителей, вообще для многих жителей Большой страны Воркута – это такой полумифический город. Все знают, мне кажется, абсолютно все знают, что есть такой город на нашей карте – Воркута, но где он находится, многие путают, даже на карте не могут показать. Вот вы же тоже приехали в Воркуту. Вы приехали из Сыктывкара, если я не ошибаюсь, да?

Игорь Гурьев: Да.

Ангелина Грохольская: Ваше первое впечатление? Вот когда вы приехали – и что вы увидели?

Игорь Гурьев: Ну, что обычно в Воркуте видят?

Ангелина Грохольская: Не знаю.

Игорь Гурьев: Это снег, снег, бесконечный снег, потому что лето короткое, а зима практически до начала июня. Ну а в конце августа уже начинается отопительный сезон. То есть достаточно суровый край. Ну, сразу понял, что в данном городе люди всегда готовы прийти на выручку. Вот это отличает, наверное, все северные города, в том числе и Воркуту, которая, как правильно сказали, находится где-то далеко-далеко, а фактически это 67-я параллель, и это уже Арктика.

Воркута – самый восточный город Европы, находится в зоне вечной мерзлоты, в 150 километрах севернее Полярного круга. Поселок Воркута возник в 1936 году благодаря крупному угольному месторождению. В 1943 году получил статус города. Большинство жителей работает на градообразующем предприятии «Воркутауголь».

Ангелина Грохольская: Игорь Валерьевич, есть такой замечательный фильм «Белые Росы», наверняка вы его смотрели. И там один из главных героев Сашка 15 лет не был дома, потому что в Воркуте зарабатывал «длинный рубль». Ну, в советское время на Север многие ехали за тем самым «длинным рублем». А вот сейчас едут в Воркуту для того, чтобы заработать?

Игорь Гурьев: Ну, к сожалению, немножко поменялось сейчас – и не только в Воркуте, но и в стране. Но, так или иначе, все-таки я считаю, что в Воркуте достаточно стабильная зарплата. Средняя зарплата по городу – порядка 67 тысяч.

Ангелина Грохольская: Вы знаете, я нашла информацию такую на одном из информационных порталов, называется он «Про город», про зарплату. Самая высокая средняя заработная плата в Воркуте у работников органов местного самоуправления – примерно 71 тысяча. Всего управлением города занимается 192 человека. А на градообразующем предприятии «Воркутауголь» средний доход работников – 69 тысяч.

Игорь Гурьев: Ну, у меня, у руководителя, у моих заместителей достойная зарплата, но, честно говоря, мы ее отрабатываем на двести процентов. Ну, смысл тогда был заходить? Потому что главная задача – это, конечно, именно решить вопросы города. Возможно, какой-то жилищный вопрос решить можно.

А в Воркуте на сегодня жилищный вопрос решить очень просто, потому что средняя цена, допустим, однокомнатной квартиры в городе самом – это порядка 350–400 тысяч рублей. Ну, чуть подальше, в поселке, за 30–50 тысяч можно купить квартиру. Поэтому каждый выбирает в зависимости от того, какую цель себе поставил.

Ангелина Грохольская: Игорь Валерьевич, я видела очень много плакатов на домах (ну, опять же фотографии в интернете), когда «Будущее – за шахтерами!». Наверное, еще из советского времени осталось, да?

Игорь Гурьев: Да.

Ангелина Грохольская: Когда взрослый шахтер малышу передает что-то: «Ты тоже будешь шахтером». Сегодня школьники хотят быть шахтерами?

Игорь Гурьев: Честно говорю, я общаюсь со всеми школьниками. Во-первых, то, что огромное уважение к шахтерскому труду, к шахтерам в городе – это даже не обсуждается. Поэтому, даже если какие-то конкурсы проводятся рисунков, еще чего-то, школьники очень часто рисуют, да и дети в детском садике рисуют шахтеров, потому что в городе, еще раз говорю, шахтерский труд, можно сказать, что боготворят его.

Другое дело, что зарплаты… Это было лет 20–30 назад, когда у нас шахтеры из Воркуты могли в выходной день сесть на самолет, приехать в Москву, сходить в ресторан, отдохнуть и вернуться обратно. И это было в порядке вещей. Менталитет, конечно, до сих пор остался. Также менталитет самих воркутинцев немножко отличается даже в самой республике только из-за того, что в свое время действительно в Воркуту ехали за «длинным рублем», и зарплаты, доходы были такие, что просто люди не знали, куда это девать. Это было.

Сейчас все поменялось. Но город работает стабильно. И за два года наша команда… Мы как моногород работаем по федеральной программе по благоустройству – так называемая «Комфортная городская среда». И вот за два года… Как я говорю: это два коротких воркутинских лета, практически два с половиной месяца, когда еще нужно что-то асфальтировать или красить. Вот за два года мы больше 20 дворов заасфальтировали, установили новое светодиодное освещение, поставили детские площадки. Детских площадок, в принципе, по городу и по поселкам больше 20 площадок, и спортивных. Это все для детей, с мягким покрытием. Городской парк полностью мы преобразовали, светодиодное освещение. Он ночью горит, как днем. У меня вообще мечта, чтобы город все-таки был максимально светлым.

Ангелина Грохольская: Самый главный приоритет вашей работы?

Игорь Гурьев: Ну, это люди. Потому что главный вопрос в городе, который стоит, – это переселение. Потому что многие ждут переселения по федеральной программе – это уже за пределы города, за пределы республики. К сожалению, не так много ежегодно – порядка 250 сертификатов в среднем, когда люди уезжают. Там есть очередь, порядок. Это пенсионеры, это стаж, инвалиды.

Ну, конечно, условия, еще раз говорю, суровые. И кто не смог в свое время подкопить (а многие приезжали, вы правильно сказали, за «длинным рублем»), сегодня они просто не могут выехать в связи… В 90-х годах у кого-то все обнулилось на вкладе. Есть такие тоже проблемы.

Ангелина Грохольская: Мы сейчас давайте с вами одно видео посмотрим, житель Коми снял его. Как раз я так понимаю, что это заброшенные поселки где-то в районе Воркуты. Я знаю, что у вас даже существует специальная программа переселения из неперспективных районов в густонаселенные, да?

Игорь Гурьев: Много лет там, в принципе, никакого движения не было. За последние два года благодаря правительству республики и губернатору на Воркуту посмотрели совершенно иначе, оценили, что город стабильный по работе, но нужно принимать меры для того, чтобы люди жили в более достойных условиях. Поэтому два года мы уже проводим работу по переселению жителей, допустим, в одном поселке из домов малозаселенных.

Ну, вы можете представить, допустим, что живет в четырехэтажном пятиподъездном доме, в каждом подъезде по 1–2 семьи. Ну, это ненормально в условиях Севера. Поэтому, конечно, такие работы проводились в прошлом году: почти 160 квартир отремонтировали внутри поселка, переселили людей в эти отремонтированные квартиры. При этом отключили от коммуникаций эти дома, потому что, к сожалению, местный бюджет несет сумасшедшие затраты по содержанию пустых муниципальных квартир. У нас почти 5 тысяч квартир таких, и ежегодно местный бюджет теряет на этом 160 миллионов.

Ангелина Грохольская: Два года назад на одной из шахт произошла трагедия, погибло очень много человек. Сегодня жены шахтеров, которые провожают их утром на работу, они могут быть на сто процентов уверены, что их мужья вернуться обратно живы-здоровы?

Игорь Гурьев: Да, действительно это трагедия. И, к сожалению, в Воркуте одни из небезопасных шахт, так сказать. За все время там уже идет на сотни, конечно, погибших шахтеров, начиная с 50-х, с 40-х годов. Тяжелый труд, и он действительно опасный.

Поэтому то, что компания сегодня делает максимально… А я считаю, что там действительно серьезные вложения, капиталовложения по безопасности, я думаю, что, наверное, одни из лучших. Мы бываем на шахте, смотрим, что закупается, какое оборудование. Действительно, на высоком уровне. Но происходят вот такие природные явления. Возможно, человеческий фактор не исключение, такое тоже может быть. Но еще раз говорю: максимально сегодня компания проводит мероприятия по безопасности.

Ангелина Грохольская: А город участвует в этих проектах? Вообще как вы с компанией сотрудничаете?

Игорь Гурьев: У нас с компанией есть соглашение ежегодное по соцпартнерству. Конечно, всегда городу хочется больше. Но я считаю, что достаточные взаимоотношения – те, которые в интересах города. Компания участвует в различных проектах – детских, спортивных.

Даже такая визитная карточка Воркуты, которую 75 лет мы проводим, – это оленьи бега. Это по центральной части улиц, порядка 25 упряжек, местные жители из тундры готовятся на эти бега. И главный приз – это снегоход. Как раз снегоход представляет градообразующее предприятие «Воркутауголь». Я думаю, что участие компании в городе значительное. Ну, кто бы что ни говорил, все-таки градообразующее предприятие.

Ангелина Грохольская: Ну конечно.

Игорь Гурьев: Без него перспективы города практически нулевые. К сожалению, рядом у нас город Инта, вот закрылась шахта единственная – и мы чувствуем, насколько город сейчас лихорадит.

Ангелина Грохольская: Вы сказали про оленьи упряжки, оленьи бега. Малые коренные народы, да? Где-то рядом поселения у вас?

Игорь Гурьев: Ну, они в тундре. Понимаете, город у нас… 25 тысяч квадратных метров – это муниципальное образование города. То есть кругом тундра. И коренные народы на месте не стоят, они кочуют, ставят чумы, постоянно с оленями. Что касается оленьих бегов, то они уже знают, они готовятся к этой дате, действительно. Во-первых, это красиво.

Ангелина Грохольская: Ну конечно.

Игорь Гурьев: Белые олени. Бывают упряжки – полностью белые олени. Это просто красиво. Местные жители фотографируются. Для детей это, как говорится, восторг. Ну и гости приезжают, которые хотели посмотреть то, чего, в принципе, в других городах ты не увидишь.

Ангелина Грохольская: Да, для кого-то, возможно, это экзотика, а для кого-то это постоянная жизнь, это будни. Вот чтобы наши зрители понимали, которые никогда не были не только в Воркуте, а вообще на Крайнем Севере. Воркута – это такой город, где вокруг тундра, вы уже сказали, нет вообще ничего. И дороги же нет у вас, только железная дорога?

Игорь Гурьев: Ну, по поводу того, что ехать в Воркуту… Мы в Воркуте говорим: «В Воркуту лучше ехать добровольно». Сегодня город совершенно иной, там много что можно посмотреть. Туристическое направление. Это и историческое направление, что раньше было связано с ГУЛАГом. Это и экстремальный спорт: снегоходы, рыбалка, охота. Это все есть, пожалуйста. И официальные операторы тоже есть. Приезжайте, все это организуем.

Ангелина Грохольская: Вот мы назвали нашу беседу «Горячий город», потому что, во-первых, горняки… ой, шахтеры, во-первых. Несмотря на Крайний Север, несмотря на холод, Воркута живет. И мне кажется… не знаю, может быть, ошибусь, но характер горячий у местных жителей должен быть, чтобы в таких условиях жить.

Игорь Гурьев: У нас слоган, который ко Дню города мы придумали и сделали (я считаю, он правильный): «Маленький город, большая семья». То есть город действительно уменьшается, но то, что… Еще раз говорю: такая большая семья. Праздники – это одно. Но когда случается какая-то беда в городе, в том числе взрывы на шахте, действительно есть человеческие жертвы, то здесь город соединяется воедино, все друг друга поддерживают. Это даже не обсуждается, это чувствуется.

Ну, я считаю, что на Крайнем Севере, в принципе, люди проверяются очень быстро. Это тундра, это холод. И если человеку ты не доверяешь, он тебе не подставит плечо, и в один прекрасный момент просто может произойти беда. Людей сразу видно, и с ними просто уже прощаются. Действительно, Север людей проверяет, это факт.

Ангелина Грохольская: И я с вами соглашусь, потому что я тоже северянка, приехала с Крайнего Севера. И от души благодарю вас за сегодняшнюю беседу. Вашей большой семье воркутинской огромный от нас, пламенный и горячий привет!

Игорь Гурьев: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое.

Игорь Гурьев: До свидания.

Ангелина Грохольская: Сегодня о Воркуте и ее жителях мы говорили с руководителем администрации города Игорем Гурьевым.