Павел Давыдов: Два региона Дальнего Востока – Якутия и Хабаровский край – первыми подали заявки на получение субсидий для создания детских технопарков в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Детский технопарк в Республике Саха (Якутия) планируют ввести в эксплуатацию уже в январе следующего года. Цель проекта – вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях. Возраст участников проект – от 5 до 18 лет. У нас в гостях – президент Академии наук Республики Саха (Якутия) Игорь Колодезников. Игорь Иннокентиевич, здравствуйте. Игорь Колодезников: Здравствуйте. П.Д.: 20 декабря исполняется ровно 23 года с момента основания республиканской Академии наук, то есть вас и всех ваших сотрудников можно поздравить с праздником. А вы у руля уже 8 лет. Скажите, пожалуйста, что будет представлять собой такой детский технопарк? Если честно, меня смутил минимальный возраст его участников – 5 лет. Разве в этом возрасте ребенка можно чему-либо научить, кроме как, не знаю, азбуке? И.К.: Я думаю, вы, во-первых, ошибаетесь, потому что как раз это тот возраст, когда закладывается та основа, которая будет в дальнейшем как бы таким основным костяком жизни человека. И даже необязательно, что этот человек будет работать потом в науке. Но вот эта воспитательная часть, конечно, имеет очень большое значение. И сама идея создания такого технопарка – конечно, одна из передовых идей. Но эта идея не родилась на пустом месте. У нас в Республике Саха (Якутия) по инициативе главы республики Егора Афанасьевича Борисова, будем говорить, уже два года работает Малая академия наук. Малая академия наук имеет в своем составе академиков из числа школьников, имеет членов-корреспондентов из числа школьников. П.Д.: Да вы что! И.К.: Вот этот процесс очень многогранен, очень такой, знаете, разветвленный. П.Д.: А какие же задачи стоят перед этой Малой академией? И.К.: У нас работает рядом с городом, буквально близко есть село Октемцы, и там прекрасное здание, там есть свое общежитие большое. И туда ежегодно съезжаются дети со всей республики. И там с ними как раз работают ученые, которые работают и в университете, и в Якутском научном центре, и у нас в Академии наук. Они читают лекции, они учат детей основам, методологии проведения вообще всех научных исследований. П.Д.: На протяжении многих последних лет вы проводите политику вовлечения молодежи в науку. Результат вы сегодня видите? И.К.: Результат? Я могу сказать, во-первых, по самой Академии наук. П.Д.: Академия обновляется ваша? И.К.: У нас сейчас 41 действительный член Академии наук. Все члены Академии наук имеют подшефную школу. Что значит "подшефная школа"? Они там помогают, руководят именно работой, как мы говорили – кружковой работой, подготовкой к участию в различного рода олимпиадах. Они там учредили свои стипендии, из своего собственного кармана они там выплачивают. Лично я выплачиваю две стипендии в Бейдингской общеобразовательной школе (это Усть-Алданский улус) тем, которые достигают определенных успехов. П.Д.: Хотелось бы узнать, как складываются отношения научного сообщества и руководства региона. Объясню – почему. Потому что, если в целом посмотреть на страну, государство и научная сфера не всегда друг друга понимают. Это, к сожалению, правда жизни. И.К.: Вообще научное сообщество никогда не будет до конца довольно тем, что есть. Мы работаем в такой необычной ситуации, мы работаем строго по госзаданиям. Это тоже специфика работы Академии наук. Но поддержка колоссальная. Во-первых, это дает как раз, будем говорить, результаты те, о которых вы говорите, дает нам популяризацию этих знаний. И с другой стороны, если сейчас посмотреть те события, которые разворачиваются вокруг нас, то сохранение научного сообщества в республике – это, конечно, большая заслуга первого президента Михаила Ефимовича Николаева, который в 90-е годы, создав национальную Академию наук, через национальную Академию наук создал целую серию мероприятий по поддержке научного сообщества, в том числе и молодых научных сотрудников. Эти мероприятия позволили сохранить это научное сообщество. П.Д.: Говорят же, что без науки нет развития человечества, поэтому бывший руководитель смотрел в будущее. За защиту докторской диссертации мы выплачиваем 100 тысяч рубоей, за защиту кандидатской диссертации выплачиваем 50 тысяч И.К.: Это естественно. И я должен сказать, что у нас ведь есть такие моменты, которые и сейчас работают. Например, за защиту докторской диссертации мы выплачиваем 100 тысяч, за защиту кандидатской диссертации выплачиваем 50 тысяч. У нас есть отдельные поощрения для молодых в возрасте до 35 лет, установлены гранты, есть премии. В декабре месяце будет работать комиссия, где я заместитель председателя этой комиссии, которая будет рассматривать претендентов на получение государственной премии Республики Саха (Якутия) для молодых научных сотрудников в возрасте до 35 лет. Я считаю, это тоже очень серьезная поддержка молодым научным сотрудникам. Для науки это очень важный момент – иметь молодых научных сотрудников. П.Д.: От детского технопарка до научных открытий. У нас в гостях – президент Академии наук Республики Саха (Якутия) Игорь Колодезников. Игорь Иннокентьевич, конечно, вы говорите о серьезных результатах. Удается вырастить новое поколение. И конкретные примеры вы привели. Но многие регионы нашей страны сталкиваются с серьезной проблемой – оттоком специалистов, в том числе и из научной сферы. Эту проблему вы как-то смогли решить в рамках вашей республики? И.К.: Массового оттока научного потенциала из республики нет, это я могу вам однозначно сказать. И я думаю, в этом большая заслуга всего нашего научного сообщества, в том числе и какая-то маленькая часть, может быть, и национальной Академии наук. П.Д.: Немножечко об исследованиях поговорим. Якутия живет в условиях вечной мерзлоты, которая порой позволяет науке совершать уникальные находки. Одна только история (правда, на Ямале, но тем не менее) с мамонтенком Любой – помните, нашли останки? – чего стоит. Скажите, пожалуйста, насколько далеко вы продвинулись в исследованиях вечной мерзлоты? И какие находки удалось сделать вам, вашей академии? И.К.: У нас по госзаданию главы республики работает отдел по изучению мамонтовой фауны. То, что найдено нашими сотрудниками в последние годы– там очень много интересных находок. П.Д.: Например? И.К.: Во-первых, мамонтенок Юка найден. В чем уникальность этого мамонтенка Юка? Мы привозили и здесь, в Москве, его экспонировали на Первом фестивале Русского географического общества. При анатомических исследованиях был обнаружен хорошо сохранившийся мозг мамонтенка Юка. И этот мозг сейчас находится в таком, будем говорить, режиме его очень уникального и в то же время очень досконального изучения. Буквально в последние годы найдена еще целая серия находок. Были найдены, будем говорить, два детеныша саблезубого льва, два львенка. Возраст их довольно приличный – где-то, может быть, 30 или 40 тысяч лет назад. Уникальная сохранность! Нам бы сейчас очень хотелось (и в этом направлении есть уже движение со стороны правительства, а главное – это очень поддерживает глава республики), чтобы в республике создать криохранилище мамонтовой фауны, потому что там есть свои специфические особенности хранения. Там не только холод. Главным разрушителем является кислород, поэтому хранить надо в бескислородной среде при низких температурах. Егор Афанасьевич Борисов поставил перед нами задачу – сделать республику международным центром, мировым центром изучения мамонтовой фауны. Для этого есть несколько положительных моментов. Во-первых, практически нигде в мире такого количества и такой сохранности объектов мамонтовой фауны больше нет. Но это не наша заслуга, это природа так распорядилась. Второй момент очень важный – в республике есть научное сообщество (это и внутри Северо-Восточного федерального университета, это и внутри Якутского научного центра, это и наша группа, которая очень активно работает), которое, несомненно, в мире занимает одно из лидирующих положений. И в этих условиях, если все это собрать, сконцентрировать, то республика должна восприниматься мировым сообществом как центр изучения мамонтовой фауны. П.Д.: Игорь Иннокентиевич, вы всю жизнь занимаетесь наукой, являетесь заслуженным геологом Республики Саха (Якутия). Скажите, а как наука изменила вашу жизнь? И.К.: Жить в Якутии, просто жить даже в Якутии, не занимаясь наукой, практически невозможно, потому что крайне экстремальные условия жизни в Якутии – это первое. И второе – тот окружающий мир, который вокруг нас, просто вызывает у человека непреодолимое желание узнать, что это вообще такое. П.Д.: Любопытство. И.К.: Я начал работать на производстве. Я отработал несколько десятков лет по экспедициям в разных регионах нашей республики. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1992 году защитил докторскую диссертацию. П.Д.: А что, на ваш взгляд, сегодня способствует развитию науки в нашей стране? Общество, отношения? Без науки поднять общую социально-экономическую позицию страны в принципе невозможно  И.К.: Я думаю, для Российской Федерации, вообще для всего научного сообщества первое – это, конечно, повышение общего благосостояния всего нашего народа, потому что без науки как-то поднять общую социально-экономическую позицию, направить социально-экономическое развитие в принципе невозможно. Наука, какая бы она ни была, в каких бы условиях мы ни были, мы все равно стараемся сделать максимально больше для того, чтобы и поднять экономику страны, и создать благоприятные условия для жителей наших, а особенно, конечно, для жителей Севера, где, в общем, очень непростая жизнь. П.Д.: Игорь Иннокентиевич, большое вам спасибо от лица жителей Большой страны за то, что приехали сегодня в нашу студию и на конкретных примерах рассказали, что научный полюс Республики Саха (Якутия) находится в плюсе. Спасибо. И.К.: Спасибо. П.Д.: У нас в гостях был Игорь Колодезников, президент Академии наук Республики Саха (Якутия).