Игорь Колодезников: Без науки поднять общую социально-экономическую позицию страны в принципе невозможно
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/igor-kolodeznikov-23786.html Павел
Давыдов: Два региона Дальнего Востока – Якутия и Хабаровский край – первыми
подали заявки на получение субсидий для создания детских технопарков в рамках Федеральной
целевой программы развития образования. Детский технопарк в Республике Саха (Якутия)
планируют ввести в эксплуатацию уже в январе следующего года. Цель проекта –
вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерно-конструкторскую и
исследовательскую деятельность в различных областях. Возраст участников проект
– от 5 до 18 лет.
У
нас в гостях – президент Академии наук Республики Саха (Якутия) Игорь
Колодезников. Игорь Иннокентиевич, здравствуйте.
Игорь
Колодезников: Здравствуйте.
П.Д.:
20 декабря исполняется ровно 23 года с момента основания
республиканской Академии наук, то есть вас и всех ваших сотрудников можно
поздравить с праздником. А вы у руля уже 8 лет. Скажите, пожалуйста, что
будет представлять собой такой детский технопарк? Если честно, меня смутил
минимальный возраст его участников – 5 лет. Разве в этом возрасте ребенка
можно чему-либо научить, кроме как, не знаю, азбуке?
И.К.: Я
думаю, вы, во-первых, ошибаетесь, потому что как раз это тот возраст, когда
закладывается та основа, которая будет в дальнейшем как бы таким основным
костяком жизни человека. И даже необязательно, что этот человек будет работать
потом в науке. Но вот эта воспитательная часть, конечно, имеет очень большое
значение.
И сама идея создания такого технопарка – конечно, одна
из передовых идей. Но эта идея не родилась на пустом месте. У нас в Республике
Саха (Якутия) по инициативе главы республики Егора Афанасьевича Борисова, будем
говорить, уже два года работает Малая академия наук. Малая академия наук имеет
в своем составе академиков из числа школьников, имеет членов-корреспондентов из
числа школьников.
П.Д.:
Да вы что!
И.К.:
Вот этот процесс очень многогранен, очень такой, знаете, разветвленный.
П.Д.:
А какие же задачи стоят перед этой Малой академией?
И.К.: У
нас работает рядом с городом, буквально близко есть село Октемцы, и там
прекрасное здание, там есть свое общежитие большое. И туда ежегодно съезжаются
дети со всей республики. И там с ними как раз работают ученые, которые работают
и в университете, и в Якутском научном центре, и у нас в Академии наук. Они
читают лекции, они учат детей основам, методологии проведения вообще всех
научных исследований.
П.Д.:
На протяжении многих последних лет вы проводите политику вовлечения молодежи в
науку. Результат вы сегодня видите?
И.К.:
Результат? Я могу сказать, во-первых, по самой Академии наук.
П.Д.:
Академия обновляется ваша?
И.К.: У
нас сейчас 41 действительный член Академии наук. Все члены Академии наук
имеют подшефную школу. Что значит "подшефная школа"? Они там
помогают, руководят именно работой, как мы говорили – кружковой работой, подготовкой
к участию в различного рода олимпиадах. Они там учредили свои стипендии, из
своего собственного кармана они там выплачивают. Лично я выплачиваю две
стипендии в Бейдингской общеобразовательной школе (это Усть-Алданский улус)
тем, которые достигают определенных успехов.
П.Д.:
Хотелось бы узнать, как складываются отношения научного сообщества и
руководства региона. Объясню – почему. Потому что, если в целом посмотреть на
страну, государство и научная сфера не всегда друг друга понимают. Это, к
сожалению, правда жизни.
И.К.:
Вообще научное сообщество никогда не будет до конца довольно тем, что есть. Мы
работаем в такой необычной ситуации, мы работаем строго по госзаданиям. Это
тоже специфика работы Академии наук. Но поддержка колоссальная. Во-первых, это
дает как раз, будем говорить, результаты те, о которых вы говорите, дает нам
популяризацию этих знаний.
И с другой стороны, если сейчас посмотреть те события,
которые разворачиваются вокруг нас, то сохранение научного сообщества в
республике – это, конечно, большая заслуга первого президента Михаила Ефимовича
Николаева, который в 90-е годы, создав национальную Академию наук, через
национальную Академию наук создал целую серию мероприятий по поддержке научного
сообщества, в том числе и молодых научных сотрудников. Эти мероприятия
позволили сохранить это научное сообщество.
П.Д.:
Говорят же, что без науки нет развития человечества, поэтому бывший
руководитель смотрел в будущее.
За защиту докторской диссертации мы выплачиваем 100 тысяч рубоей, за защиту кандидатской диссертации выплачиваем 50 тысяч
И.К.:
Это естественно. И я должен сказать, что у нас ведь есть такие моменты, которые
и сейчас работают. Например, за защиту докторской диссертации мы выплачиваем 100 тысяч,
за защиту кандидатской диссертации выплачиваем 50 тысяч. У нас есть
отдельные поощрения для молодых в возрасте до 35 лет, установлены гранты,
есть премии. В декабре месяце будет работать комиссия, где я заместитель
председателя этой комиссии, которая будет рассматривать претендентов на
получение государственной премии Республики Саха (Якутия) для молодых научных
сотрудников в возрасте до 35 лет. Я считаю, это тоже очень серьезная поддержка
молодым научным сотрудникам. Для науки это очень важный момент – иметь молодых
научных сотрудников.
П.Д.:
От детского технопарка до научных открытий. У нас в гостях – президент Академии
наук Республики Саха (Якутия) Игорь Колодезников.
Игорь
Иннокентьевич, конечно, вы говорите о серьезных результатах. Удается вырастить
новое поколение. И конкретные примеры вы привели. Но многие регионы нашей
страны сталкиваются с серьезной проблемой – оттоком специалистов, в том числе и
из научной сферы. Эту проблему вы как-то смогли решить в рамках вашей
республики?
И.К.:
Массового оттока научного потенциала из республики нет, это я могу вам
однозначно сказать. И я думаю, в этом большая заслуга всего нашего научного
сообщества, в том числе и какая-то маленькая часть, может быть, и национальной
Академии наук.
П.Д.:
Немножечко об исследованиях поговорим. Якутия живет в условиях вечной мерзлоты,
которая порой позволяет науке совершать уникальные находки. Одна только история
(правда, на Ямале, но тем не менее) с мамонтенком Любой – помните, нашли
останки? – чего стоит. Скажите, пожалуйста, насколько далеко вы продвинулись в
исследованиях вечной мерзлоты? И какие находки удалось сделать вам, вашей
академии?
И.К.: У
нас по госзаданию главы республики работает отдел по изучению мамонтовой фауны.
То, что найдено нашими сотрудниками в последние годы– там очень много
интересных находок.
П.Д.:
Например?
И.К.:
Во-первых, мамонтенок Юка найден. В чем уникальность этого мамонтенка Юка? Мы
привозили и здесь, в Москве, его экспонировали на Первом фестивале Русского
географического общества. При анатомических исследованиях был обнаружен хорошо
сохранившийся мозг мамонтенка Юка. И этот мозг сейчас находится в таком, будем
говорить, режиме его очень уникального и в то же время очень досконального
изучения.
Буквально в последние годы найдена еще целая серия
находок. Были найдены, будем говорить, два детеныша саблезубого льва, два
львенка. Возраст их довольно приличный – где-то, может быть, 30 или 40 тысяч
лет назад. Уникальная сохранность!
Нам бы сейчас очень хотелось (и в этом направлении есть
уже движение со стороны правительства, а главное – это очень поддерживает глава
республики), чтобы в республике создать криохранилище мамонтовой фауны, потому
что там есть свои специфические особенности хранения. Там не только холод.
Главным разрушителем является кислород, поэтому хранить надо в бескислородной
среде при низких температурах.
Егор Афанасьевич Борисов поставил перед нами задачу –
сделать республику международным центром, мировым центром изучения мамонтовой
фауны. Для этого есть несколько положительных моментов. Во-первых, практически
нигде в мире такого количества и такой сохранности объектов мамонтовой фауны
больше нет. Но это не наша заслуга, это природа так распорядилась.
Второй момент очень важный – в республике есть научное
сообщество (это и внутри Северо-Восточного федерального университета, это и
внутри Якутского научного центра, это и наша группа, которая очень активно
работает), которое, несомненно, в мире занимает одно из лидирующих положений. И
в этих условиях, если все это собрать, сконцентрировать, то республика должна
восприниматься мировым сообществом как центр изучения мамонтовой фауны.
П.Д.:
Игорь Иннокентиевич, вы всю жизнь занимаетесь наукой, являетесь заслуженным
геологом Республики Саха (Якутия). Скажите, а как наука изменила вашу жизнь?
И.К.:
Жить в Якутии, просто жить даже в Якутии, не занимаясь наукой, практически
невозможно, потому что крайне экстремальные условия жизни в Якутии – это первое.
И второе – тот окружающий мир, который вокруг нас, просто вызывает у человека
непреодолимое желание узнать, что это вообще такое.
П.Д.:
Любопытство.
И.К.: Я
начал работать на производстве. Я отработал несколько десятков лет по
экспедициям в разных регионах нашей республики. В 1973 году защитил
кандидатскую диссертацию, а в 1992 году защитил докторскую диссертацию.
П.Д.:
А что, на ваш взгляд, сегодня способствует развитию науки в нашей стране?
Общество, отношения?
Без науки поднять общую социально-экономическую позицию страны в принципе невозможно
И.К.: Я
думаю, для Российской Федерации, вообще для всего научного сообщества первое –
это, конечно, повышение общего благосостояния всего нашего народа, потому что
без науки как-то поднять общую социально-экономическую позицию, направить
социально-экономическое развитие в принципе невозможно. Наука, какая бы она ни
была, в каких бы условиях мы ни были, мы все равно стараемся сделать
максимально больше для того, чтобы и поднять экономику страны, и создать
благоприятные условия для жителей наших, а особенно, конечно, для жителей
Севера, где, в общем, очень непростая жизнь.
П.Д.:
Игорь Иннокентиевич, большое вам спасибо от лица жителей Большой страны за то,
что приехали сегодня в нашу студию и на конкретных примерах рассказали, что
научный полюс Республики Саха (Якутия) находится в плюсе. Спасибо.
И.К.:
Спасибо.
П.Д.:
У нас в гостях был Игорь Колодезников, президент Академии наук Республики Саха
(Якутия).
Игорь Колодезников: Без науки поднять общую социально-экономическую позицию страны в принципе невозможно