Ирина Безрукова: Любой человек достоин счастья; если собрать то время, когда он счастлив, то наберется несколько лет счастья, точно

Гости
Ирина Безрукова
актриса, тифлокомментатор высшей категории

Ангелина Грохольская: Здравствуйте, в эфире Общественного телевидения России программа «Большая страна». Мы долго думали, какой теме посвятить наш сегодняшний выпуск: можно подвести итоги уходящего года и показать лучшие сюжеты или рассказать, как мы помогали людям, которые оказались в сложной ситуации, но перед новым годом, когда атмосфера наполнена волшебством, хочется поговорить о чем-то, что заставляет даже прагматиков, скептиков и реалистов поверить в чудо. Сегодня мы поговорим о счастье: что делает каждого из нас счастливым? С нашими гостями в студии мы попытаемся найти, а может быть, и изобрести формулу счастья, и я представляю вам нашу первую героиню: актриса и телеведущая и просто красивая женщина Ирина Безрукова. Ирина, здравствуйте!

Ирина Безрукова: Здравствуйте, от красивой женщины так приятно это слышать!

ПРОФАЙЛ

Ангелина Грохольская: Ирина Безрукова – актриса театра и кино, телеведущая, тифлокомментатор, общественный деятель, в фильмографии актрисы более 40 художественных, телевизионных и анимационных фильмов. Помимо актёрской карьеры Ирина Безрукова ведёт активную общественную и благотворительную деятельность, она автор и руководитель проекта по тифлопереводу спектаклей, в начале декабря за эту работу Московский Губернский театр получил за эту работу «Звезду театрала» в номинации «Лучший социальный проект в театре».

Ирина, наш разговор о счастье я хочу начать с цитаты одного из героев телесериала «Графиня де Монсоро», гле Вы тоже сыграли роль, графа де Бюсси, он говорил: «Я не отрицаю счастья вообще, я отрицаю, что счастье возможно для меня», – что это значит, неужели далеко не каждый из нас достоин счастья?

Ирина Безрукова: Вы знаете, во-первых, графа де Бюсси играл Александр Домогаров, наверно, он точнее бы ответил на этот вопрос, это его персонаж, я играла королеву Франции, мне кажется, что любой человек достоин счастья и у любого человека оно наверняка, если собрать те секунды счастья, минуты или часы, наберется несколько лет счастья точно у каждого.

Ангелина Грохольская: Тогда почему мы иногда не замечаем, что мы счастливы?

Ирина Безрукова: Я не знаю таких людей, я не знакома, которые находились бы всегда в состоянии счастья, даже, насколько нам известно из Библии, даже у Христа были моменты, когда он сомневался, когда он просил помощи, когда он был в отчаянии и, наверно, это нормально, это естественно, человек в стопроцентном счастье, мне кажется, это неадекватный человек.

Ангелина Грохольская: Это точно, да. Для меня счастье – это, когда ты ощущаешь чувство полёта какое-то, вот ты раз вздохнул, и как будто ты полетел, у Вас есть какие-то ощущения, которые ассоциируются именно с моментом счастья?

Ирина Безрукова: Да, и у меня это бывает часто и многократно и связано это с очень разными вещами, с очень простыми, я не знаю, очень красиво солнечный луч упал, я не знаю, снег пошел волшебно, как в сказке, я вдруг поговорила с людьми, к примеру, вот у нас в театре делается тифлокомментирование для незрячих, и когда приходят потом после спектакля незрячие люди общаться, они в таком находятся экстазе, и это всё передается, они счастливы, потому что когда человек без сопровождения смотрит спектакль – это одно, слепой, а когда ему сопровождают всё это, он выходит, для него открывается еще мир шире, и они говорят: «Мы увидели! Мы увидели этот спектакль!» – и они счастливы и я счастлива, иногда наши артисты не выдерживают, главные герои, они тоже приходят общаться с незрячими людьми, и они начинают плакать, но не потому что… а просто это так тонко и так эмоционально. И так получилось, я вела в этом году «Добрую волну» Игоря Крутого в Казани, и в этот именно вечер, но в Москве, моя команда тифлокомментаторов получала премию «Звезда Театрала» за самый лучший социальный проект в театре.

Ангелина Грохольская: С чем мы Вас поздравляем от души действительно!

Ирина Безрукова: Спасибо, но когда я училась, мне совершенно в голову не пришло, что будут какие-то прижизненные, что называется, награды, как я шучу.

Ангелина Грохольская: Что это кто-то оценит, да?

Ирина Безрукова: Да, мы не для этого это делаем, вся команда моя – это подвижники, те, которые хотят донести максимально спектакль, фильм, мультик, не важно, балет… не знаю, открытие Олимпиады до незрячих так, чтобы они максимально прочувствовали и фактически увидели. Вы сидите высоко-высоко над галёркой, комментируете все 4,5 часа незрячим людям в наушничек аккуратненько всё, что происходит на сцене: кто, где, кого обнял, кто в кого воткнул оружие, что вдруг пошел снег…

Ангелина Грохольская: Это ведь отдельный спектакль играется практически!

Ирина Безрукова: Это вживую еще делается.

Ангелина Грохольская: Да, поразительно!

Ирина Безрукова: И между репликами артистов надо там еще балансировать – это живой процесс, это же еще нужно и в эмоциях: если лирическая сцена, то нежно, если батальная, то громко, динамично и это 4,5 часа работы. И вот у меня есть мечта: я буду невероятно счастлива, когда, наконец, всё-таки наш Минтруда профстандарт утвердит и профессия «тифлокомментатор», наконец, станет наравне с бухгалтером, директором и уборщицей, ну хоть какое-то место займет, и, в общем, я буду счастлива, когда, наконец, люди получат социальный пакет и станут официально, как во всем мире, в общем, считаться…

Ангелина Грохольская: Они будут признаны.

Ирина Безрукова: Да, признаны.

Ангелина Грохольская: Сегодня предновогодняя программа, сегодня можно загадывать желания, это должно сбыться обязательно!

Ирина Безрукова: Хорошо, пусть в этом году профстандарт случится и мир во всём мире желательно.

Ангелина Грохольская: Вы сейчас про счастье и про профессию…

Ирина Безрукова: Да.

Ангелина Грохольская: Мне казалось, что счастье – это какая-то личная история, нет? В профессии тоже можно счастливой?

Ксения Филатова: Это разные истории. Вот здесь я увидела круглый стол: если представить его, как кусок пиццы, если вот это вот всё – это только работа, это очень мало и грустно, трудоголики – это несчастные достаточно люди, даже если они занимаются любимой профессией, этого мало.

Ангелина Грохольская: Даже если они говорят, что нет, мне ничего не надо больше, да?

Ирина Безрукова: Это единицы, я не знаю, может, это Перельман, я не знаю…

Ангелина Грохольская: Отдельная история.

Ирина Безрукова: И то у него, я думаю, есть кошечка, собачка, не знаю, взаимоотношения с родителями, друзья…

Ангелина Грохольская: Опять же.

Ирина Безрукова: Природа, какое-то общение, в общем, эта «пицца» должна состоять из разных кусочков, то есть работа – это да, говорят, что если ты выбрал по велению сердца работу, то та не работаешь ни одного дня.

Ангелина Грохольская: Это точно, да.

Компания «HeadHunter» подготовила очень интересное исследование, аналитики выяснили, где работают самые счастливые сотрудники, в каких направлениях, а где не очень, скажем так, вот, что получилось: соискателям предложили оценить свое состояние по шкале, где 0 – наименьший уровень счастья, а 10 – наивысший. Оказалось, что самые счастливые – это медики и фармацевты, средняя оценка уровня счастья – 6,1, далее идут госслужащие и сотрудники некоммерческих организаций, средняя оценка уровня счастья – почти 6, на третьем – те, кто занимается управлением персоналом, средняя оценка уровня счастья – 5,8. Также в топ-5 счастливых профессий попали такие сферы, как туризм, гостиницы, рестораны, высший менеджмент, строительство и недвижимость.

Вот, что странно: почему-то творческих профессий нет среди счастливых.

Ирина Безрукова: Странно, я очень счастлива заниматься тем, чем я занимаюсь, но я заметила, что если человек на своем месте, то но выглядит вообще прекрасно.

Ангелина Грохольская: Аристотель говорил: «Свободно применять свой талант – вот подлинное счастье». А Вы свободны сейчас в своей профессии?

Ирина Безрукова: Актриса – это вообще, если Вам кто-то скажет, что он делает всё, что он хочет, это неправда будет, мы, как те невесты, которые сидим и ждем, когда придет, когда выберет, меня ли выберет или не меня режиссёр, продюсер?

Ангелина Грохольская: Но, так или иначе, Вы можете сейчас выбирать какие-то проекты, в любом случае, направления, да?

Ирина Безрукова: Да, я могу даже сказать, если Вы про счастье…

Ангелина Грохольская: Да-да.

Ирина Безрукова: Так получилось, я не знаю, то ли подобное к подобному, то ли, может, потому что я как-то стараюсь негативную информацию, когда она возникает, я стараюсь ее держать неблизко к себе, много, что происходит в мире, в том числе очень неприятного и страшного, если я буду погружаться в каждую ситуацию, я просто разрушусь, это не значит, что я закрываю глаза, я понимаю, что всё это есть, но я вот такой барьер держу, и стала смотреть, а что есть из позитивной информации, и вдруг ко мне стали обращаться с совместными проектами интереснейшие люди, вот такой есть Александр Меньшиков, у него проект «Революция сознания», то есть он хочет показать реальные истории людей разной прослойки: от обычных до президентов, люди, с которыми произошло что-то замечательное, счастливое, хорошее, реальные истории, только реальные, никаких поддавков.

Ангелина Грохольская: Это теле-, кинопроект, что?

Ирина Безрукова: Это очень широкий проект.

Ангелина Грохольская: Широкий…

Ирина Безрукова: Да, называется «Революция сознания». Второй проект, ко мне обратились… есть такой продакшн «Апостол Film», тоже тематика… фильмы на тему: заставить человека… не заставить, а аккуратно преподнести ему, заставить задуматься о жизненных ценностях, о нравственности, о том, что каждый выбор наш влияет как в одну сторону, так и в другую, вот сейчас вышли «Звёздные войны», на какой стороне силы ты находишься?

Ангелина Грохольская: Да-да-да.

Ирина Безрукова: И в этом проекте я уже снялась в социальном первом художественном фильме с Эммануилом Виторганом, я впервые с ним работаю – фантастический партнёр.

Ангелина Грохольская: Это тоже счастье, мне кажется, поработать с такими людьми, да?

Ирина Безрукова: Просто счастье, это счастье, мало были времени, графики сошлись только на одну ночь…

Ангелина Грохольская: Потрясающе!

Ирина Безрукова: «Москва-Сити», ночь, выключен свет, съёмки в офисе, там всё происходит в офисе, грандиозный офис до горизонта, вот с этими столами там, где… как же они там работают, этот офисный планктон… и мы, ещё 2 молодых артиста, Эммануил Виторган и я и с группой снимаем как раз на тему выбора: бизнес, деньги или нравственность, речь идет, я не буду спойлерить…

Ангелина Грохольская: Да-да.

Ирина Безрукова: Но речь идет о бизнесе, который очень успешный, он есть, но который приносит много горя людям, речь идет об алкоголе, и человек в какой-то момент выбирает… ну, в общем, посмотрите…

Ангелина Грохольская: Вы уже заинтересовали!

Ирина Безрукова: Рабочее название «Иллюзия» и мне очень нравится, что вокруг меня стали появляться вот эти проекты.

Ангелина Грохольская: Подобное притягивает подобное – это верно говорят. Ирина, кроме театра, кроме кино, телевидения, социальных проектов, я знаю, что Вы очень любите путешествовать.

Ирина Безрукова: Да, всё верно.

Ангелина Грохольская: По нашей стране тоже путешествуете?

Ирина Безрукова: Да, многократно.

Ангелина Грохольская: Вот скажите мне, может быть, такие наблюдения были, а, может быть, это сейчас произойдет: в провинции или в мегаполисах, где люди счастливее, на Ваш взгляд?

Ирина Безрукова: Всё-таки место проживания накладывает какой-то отпечаток, там ритм жизни другой, они не такие шустрые, как мы, потому что нам нужно всё успевать.

Ангелина Грохольская: Нам приходится, да.

Ирина Безрукова: Да, мы в цейтноте живем, они несколько более, скажем так, естественны, и я бывала в очень бедных районах, к примеру, я играла спектакль о династии Романовых, очень серьезный такой был проект с хором Сретенского монастыря, такой глобальный, крупномасштабный, мы играли в городе Нягань.

Ангелина Грохольская: Это Ханты-Мансийский автономный округ.

Ирина Безрукова: Да, это север, и мы туда ехали по мерзлоте на машине, потому что туда не летают самолёты и не ходят поезда, и вот мы, когда приехали, нас поселили в какую-то гостиницу скромную, я думаю: «Да, скромно, ну ладно», – и тут выяснилось, что люди живут в землянках до сих пор, там есть бараки, бараков много по стране, вот эти, которые построены и у которых туалет во дворе и только умывальнички и то, только, наверно, с холодной водой, может, там какие-то нагреватели, но есть люди, которые до сих пор живут в землянке, они их как-то там оборудуют, и при этом стоит роскошнейший Дворец культуры, в котором есть всё, в котором мы играли и при этом это нефтяной край…

Ангелина Грохольская: Да.

Ирина Безрукова: Но люди везде живут по-разному – это так, но я хочу сказать, что в целом состояние счастья не зависит от места нахождения, потому что есть люди, которые живут в глубинке, но они счастливы тем, что они делают, есть люди, которые, ну, я не знаю, делают очень вкусный, допустим, грильяж из кедровые орехов, допустим, в Красноярске, и там были самые вкусные грибы, которые я ела когда-то, они их солят просто, не знаю, ходят в походы, ставят палатки, сплавляются по реке.

Ангелина Грохольская: Мы сейчас с Вами отправимся в Мурманскую область, моя родная область, в город Кировск, где сейчас зима и полярная ночь, я однажды уехала, потом что мне было тяжело, и я поехала, возможно, в поисках счастья в большой город, но очень многие мои знакомые остались там, и сейчас, когда мы общаемся, они говорят: «Мы счастливы здесь, и мы не хотим никуда уезжать, да, полярная ночь, да, нет солнца, но…». Давайте посмотрим сюжет.