Павел Давыдов: "Ноль Плюс" – так называется международный кинофестиваль, который ежегодно проходит в Тюмени. Его цель – обеспечить доступ детей, подростков и семей к фильмам и мультфильмам со всего мира, направленным на развитие человека. Все ленты киносмотра объединены общечеловеческими ценностями, такими как дружба, семья, труд, творчество, образование. Это так называемое созидательное кино, как говорят организаторы. В конце августа завершился прием заявок, а сам фестиваль пройдет в ноябре. Как много заявок, из каких стран были поданы в этом году и чем организаторы фестиваля будут удивлять зрителей и участников в этот раз? У нас в гостях исполнительный директор международного фестиваля детского и семейного кино "Ноль Плюс" Ирина Егорова. Ирина, здравствуйте. Ирина Егорова: Здравствуйте. П.Д.: "Ноль Плюс" – как мне кажется, для нашей страны это уникальное явление. Уже три года кинофорум создает базу созидательного кино. Скажите, как появилась идея этого фестиваля? И почему такое название? И.Е.: Начну с названия. "Ноль Плюс" – понятно, что это кино, которое для всех. То есть мы собираем кино детское, семейное. В этой базе могут найти для себя фильмы люди совершенно разных поколений. Как мы к этому пришли? Начну с того, что мы вообще команда документалистов и ездим по роду своей деятельности в разные страны, в том числе и по России, на кинофорумы и кинорынки и видим, что сегодня снимается для детей в том числе. И в один прекрасный момент стало понятно, что эти картины, мультфильмы и так далее – это совершенно недоступно и несет недостаточно воспитательный характер. Поэтому мы решили, что нужно собирать фильмы, которые уникальные, хорошие, добрые, позитивные и созидательные, в отдельную базу и проводить такой кинофестиваль. П.Д.: Ирина, скажите, пожалуйста, лично вы что вкладываете в понятие "созидательное кино"? И.Е.: Созидательное – это то, которое способствует улучшению человека, его совершенствованию. Это очень простые понятия, о которых вы говорили в начале передачи: доброта, красота и так далее. То есть это образы, которыми дети мыслят с самого детства. Поэтому очень важно, чтобы именно созидательные образы сегодня дети видели. П.Д.: Насколько я знаю, одна из целей кинофестиваля – это обучение осмысленному кинопросмотру. Что это такое? И.Е.: Помимо того, что мы собираем фильмы на фестиваль, круглый год мы работаем со школами, где предоставляем не только доступ к фильмам, которые мы собираем на фестивале, но еще и учим детей и педагогов тому, как эти фильмы смотреть. Ведь сегодня дети у нас растут в окружении аудиовизуальной информации, поэтому очень важно дать им навык – не просто огородить от плохого и хорошего, а научить смотреть, понимать и брать самое ценное для себя. Это такой осмысленный просмотр или кинопедагогика. Мы проводим уроки сейчас в Тюменской области, в соседних регионах для детей и отдельно мастер-классы для педагогов. Кроме того, еще и собираем семинары для родителей, чтобы они умели смотреть кино со своими детьми. П.Д.: В одном из интервью вас поставили в неловкое положение, уточнив, что фестиваль про то, чего нет в нашей стране – мол, не снимаем мы такие фильмы. Скажите, а кто участники сегодня? И вообще есть что показывать? И.Е.: Вообще это на самом деле проблема кино для детей, детского кино сегодня в России. Но тем не менее есть какие-то зачатки, есть начинания, есть хорошие фильмы, которые достойны быть показанными, но они, к сожалению, не попадают в прокат либо попадают только на фестивали, то есть они просто неизвестны. И наша работа в том, чтобы эти фильмы выявить, выявить этих режиссеров, создателей. На эту тему сегодня ведется очень много и круглых столов, и дискуссий, и бесед, поэтому я думаю, что мы все-таки медленно, но уверенно движемся к тому, чтобы детское кино у нас возрождалось. П.Д.: Как я уже сказал, в конце августа завершился прием заявок. Как много их в этом году? Насколько представительным будем фестиваль 2016 года? Тем более что в России этот год объявлен Годом кино. И.Е.: Скажу, что около 4 тысяч заявок мы в этом году приняли на фестиваль. П.Д.: Это много или мало? И.Е.: Это почти в 2 раза больше, чем в прошлом году, и в 10 раз больше, чем в первый год фестиваля, поэтому можно сказать, что это много. Сейчас ведутся активные подсчеты по поводу стран, номинаций и так далее. Поэтому я думаю, что отбор будет очень жесткий. П.Д.: А по каким критериям будет проходить отбор? И.Е.: Критерии те, которые мы с вами обозначили вначале. В первую очередь это должно быть доброе созидательное кино, чтобы была конкретная и понятная мысль, которую передает автор в фильме. П.Д.: А кто ведет этот отбор, кто входит в состав жюри? И.Е.: У нас работает первоначально отборочная комиссия. Туда входят педагоги, психологи, то есть люди, которые работают с детьми и работают в сфере кино. Уже после отборочной комиссии выходит жюри, которое будет принимать участие на самом фестивале. П.Д.: А какие номинации представлены в рамках фестиваля? И.Е.: Анимация, документальное кино, короткий метр и игровое кино. У нас есть еще специальные программы по документальному кино. Это "Человек труда" – программа международная, на нее к нам в прошлом году приезжали из других стран. В этом году новая программа "Спорт и жизнь" – фильмы, посвященные спорту и стимулу, который дает нам спорт в жизни. И программа "Культура наций и народов России". П.Д.: А как о вашем фестивале узнают участники из-за рубежа? И.Е.: Мы сотрудничаем с некоторыми международными крупными платформами, на которые заявляются фестивали, где по конкретным критериям киножурналисты, кинорежиссеры могут заявить свои фильмы. В этом онлайн-мире все работает просто. П.Д.: Поговорим о нашей большой стране. Из каких регионов чаще приходят заявки на участие в фестивале? И.Е.: Вы знаете, заявки приходят отовсюду. Активны и Самарская область, и Челябинская, и Свердловская, Новосибирская и так далее. То есть здесь не выбрать по такому критерию. Тем более мы в этом году сделали рассылку по всем губернаторам для того, чтобы можно было активировать, может быть, какие-то неизвестные небольшие студии. Посмотрим, какой будет результат. П.Д.: Ирина, фестиваль пройдет, а какие перспективы он открывает для участников? Вообще что он дает тем людям, которые принимают участие? И.Е.: Во-первых, это призы, грамоты, общественное признание. А во-вторых, и что самое главное, я думаю, – это доступ к фильмам, которые они создают, именно детям, поскольку в течение всего года их фильмы будут работать конкретно для тех, для кого они их и снимали. Вот это самое важное. П.Д.: Вы сказали, что будет открыт доступ к фильмам, которые они снимали. А где эти фильмы выложены? Как можно ознакомиться с программой прошлого года? И вообще каким образом вы работаете с регионами России для того, чтобы обеспечить этот доступ к базе? И.Е.: Дело в том, что у нас есть официальная заявка, которую пишет представитель образовательного учреждения, как правило, и мы по этой заявке (разумеется, с разрешения правообладателя) отправляем ссылку на скачивание фильма либо привозим базу, если мы куда-то едем за 300–400 километров от центра. П.Д.: Понятно, что фестивальные программы разделены на разные целевые аудитории, причем такой услугой могут воспользоваться и педагоги, и воспитатели, и родители. Даже можно воспользоваться неким каталогом фильмов и осуществить заказ. Эту информацию я взял с сайта. Я первый раз слышу о такой форме работы. Вы изобрели ноу-хау или позаимствовали западный опыт? И.Е.: Вы знаете, не могу сказать. Мы не изучали сильно, есть ли такой опыт. Мы просто увидели, что реально такой технологии нет, поэтому нужно ее внедрять. Тем более есть очень большой спрос у педагогов на эти фильмы и на саму методику работы. Каталог, который я сегодня принесла в студию в бумажном виде, он у нас выложен на сайте. Кроме того, для педагогов все фильмы по категориям разделены, то есть они выбирают то, что им необходимо для работы. И, соответственно, мы им эти фильмы даем. П.Д.: Ирина, на мой взгляд, организация подобных фестивалей, тем более международного уровня, – дело очень сложное. С какими проблемами вы столкнулись при организации? И.Е.: Знаете, мне кажется, любые проблемы преодолимы, если есть хорошая команда. Мы с командой работаем в разных проектах уже более 10 лет, поэтому, в общем-то, с учетом того, что еще местная власть (областные администрации) идет нам навстречу, у нас получается преодолевать трудности. П.Д.: А за счет чего существует фестиваль? И.Е.: Мы привлекаем грантовые средства, административные средства частично. И большая часть – это все-таки вложения, частные пожертвования людей, которым не безразлично будущее наших детей. П.Д.: На сайте фестиваля сказано, что программа "Ноль Плюс" была представлена в Организации Объединенных Наций. Скажите, а для чего вы вышли в ООН? И.Е.: Нас пригласили представить нашу программу на конференции, которая была посвящена добровольчеству. Поскольку мы с этой темой работаем и считаем, что это очень важно, мы согласились принять участие и были в составе российской делегации. И скажу, что был интерес достаточно крепкий со стороны наших зарубежных партнеров к этой теме. Сегодня о России и о ее некоммерческой деятельности мало что известно, поэтому эта площадка – это уникальная возможность поделиться на самом деле живым опытом друг с другом. Кинопедагогическая практика, применение кино в воспитательном процессе сегодня снимает очень много вопросов и лишних методик. Это очень простое искусство, которое можно применять для решения любой задачи П.Д.: Ирина, понятно – чтобы поделиться опытом, его нужно наработать. За 3 года, если мы говорим о том бесценном опыте, который удалось накопить вашей команде, скажите, пожалуйста, что стало основным, к какому главному трехгодичному итогу пришли вы? И.Е.: Во-первых, мы пришли к тому, что мы работаем не напрасно. Очень большой отклик пошел и от нашего региона, и от соседних регионов. То есть самое главное, что востребовано из нашей работы, – это именно кинопедагогическая практика, применение кино в воспитательном процессе. Сегодня это снимает очень много вопросов и лишних методик. Это очень простое искусство, которое можно сегодня применять для решения любой задачи, поэтому это самое главное. П.Д.: Ирина, а обращаются ли к вам представители других регионов с просьбой поделиться опытом? И.Е.: Да, обращаются. Именно образовательный опыт сегодня им очень интересен. И мы с радостью по возможности идем навстречу. Даже организовали такой специальный проект "Передвижной кинотеатр", где мы едем за 200, 300, 400, а порой и за 1000, и 1500 километров для того, чтобы поделиться этой практикой из рук в руки. П.Д.: Но для того, чтобы это организовать, нужен интерес на местах и нужен вопрос, скажем так, участия и заинтересованности соседних регионов. Как этого добиться? Для этого нужна какая-то реклама в социальных сетях, чтобы о вас узнали. И.Е.: Во-первых, в прошлом году на форуме "Сообщество", который был организован в нашем регионе, мы впервые выступили на такой общественной площадке с нашим проектом – и были замечены, и были поддержаны проектом "Перспектива" Общественной палаты. И с тех пор мы начали выступать на подобных площадках везде и говорить о своем проекте. За счет того, что мы просто об этом рассказываем, говорим, делимся и везде ездим, и возникает этот интерес. Поэтому нужно всегда своими проектами и добрыми делами делиться с другими. П.Д.: Фестиваль уникальный. Скажите, а Министерство культуры вам каким-то образом помогает? И.Е.: Пока – нет. П.Д.: То есть вы сами по себе? И.Е.: Пока мы работаем без Министерства культуры, но областной департамент культуры нам помогает. П.Д.: А где и как можно будет следить за событиями фестиваля тем нашим зрителям, которые в силу разных причин не смогут в эти дни оказаться в Тюмени? И.Е.: Все события можно будет увидеть на сайте фестиваля. Но скажу, что мы планируем провести эхо кинофестиваля в Москве. Об этом, конечно же, напишем и в социальных сетях, и на своем сайте. П.Д.: Ирина, до старта фестиваля остается не так много времени. Карты раскроете? Чем удивите зрителей и участников в этом году? И.Е.: Скажу, что в этом году будет, конечно, жесткая борьба за то, чтобы попасть на сам кинофестиваль. И благодаря этому, я думаю, у нас будут какие-то уникальные фильмы. П.Д.: А программа кинофестиваля что в себя включает? И.Е.: Кроме того, что будут просмотры конкурсных фильмов, мы всегда делаем внеконкурсную программу. Учитывая то, что в этом году 80 лет "Союзмультфильму", у нас будет специальная программа от этой студии. Кроме того, образовательные мероприятия мы обязательно проводим так же, как и в прошлом году. То есть творческая составляющая для детей – для нас это тоже один из критериев. Поэтому со специалистами-аниматорами, которые к нам приезжают, мы организуем встречи и программу вместе с детьми. П.Д.: Ирина, вы не первый год занимаетесь организацией фестиваля. А зачем это все нужно лично вам? Что это дает? И.Е.: Лично мне? Кроме того, что это колоссальный опыт и общение с интересными людьми, которые чего-то достигли в своей жизни, для меня это еще и большой заряд собственный. Когда я вижу улыбающихся детей после просмотров, их лица, улыбки, когда я вижу благодарных родителей со слезами на глазах – пожалуй, это самое большое, что можно получить, это настоящая обратная связь от твоего дела, в которое ты вкладываешь силы. П.Д.: Ирина, большое вам спасибо, что нашли время и приехали к нам из Тюмени. Пожелаю успехов вашему кинофестивалю. И большое спасибо за эту работу! И.Е.: Спасибо. П.Д.: Что такое доброта, красота, любовь, человеческие ценности и уважение друг к другу? Можно ли увидеть это в сегодняшнем кино? Ответ на этот вопрос мы искали сегодня вместе с исполнительным директором международного фестиваля детского и семейного кино "Ноль Плюс" Ириной Егоровой.