Ирина Прохорова: Книжки не растут на дереве. Это целая индустрия, которую надо всячески поддерживать
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/irina-prohorova-knizhki-23248.html Ангелина
Грохольская: Красноярск на ближайшие пять дней станет литературной столицей
Большой страны. Сегодня там открывается юбилейная ярмарка книжной культуры.
Гостей ждут споры о новой словесности и традициях, новинки 300 издательств,
показы столичных спектаклей. КРЯКК (это аббревиатура ярмарки) – флагманский
проект Фонда Михаила Прохорова. О нем мы сегодня и поговорим.
И
сегодня у нас в гостях соучредитель Фонда Михаила Прохорова, главный редактор
издательства "НЛО", литературовед и телеведущая Ирина Прохорова.
Ирина Дмитриевна, здравствуйте.
Ирина
Прохорова: Здравствуйте.
А.Г.:
Очень рады, что вы нашли время и пришли в студию "Большой страны",
потому что дел у вас на ближайшую неделю очень много.
И.П.:
Да, это точно. Собственно, недавно ярмарка открылась официально. Люди покупают
книжки, все уже радостные и все прочее. Так что настоящий праздник для всех
нас.
А.Г.:
Ирина Дмитриевна, у меня в связи с этим сразу первый вопрос. Ярмарка существует
10 лет – юбилейная. Поздравляю вас с этим!
И.П.:
Спасибо. Самой удивительно.
А.Г.:
Солидный срок, конечно, для такого мероприятия – для книжной выставки. А без
участия фонда – административного, финансового, творческого – ярмарка могла бы
существовать самостоятельно в Красноярском крае?
И.П.: Вы
знаете, трудно сказать, потому что это был с самого начала проект фонда,
изначально, и мы его единственные главные и спонсоры, и организаторы, и
творчески его составляем. Но, разумеется, нам всячески помогает и местная
администрация, краевая и городская, и Министерство культуры. Это такие
партнерские отношения.
Но в принципе это благотворительный проект, он не
коммерческий. И было изначально понятно, что создать коммерческую ярмарку так
далеко от Москвы, наверное, почти невозможно или во всяком случае очень трудно.
Поэтому для нас было принципиально важно создать такой культурный центр, точку
сборки местного культурного сообщества, что для нас очень важно.
Эта площадка значительно больше, чем просто продажа
книг. Это действительно площадка серьезного разговора о культуре. Это
объединение местного культурного сообщества и вообще городского сообщества. И
более того, она уже международная, всероссийская ярмарка, к нам приезжает 300 экспонентов.
А.Г.:
А откуда они и кто они?
И.П.:
Вообще со всей страны. В этом году у нас большой "десант"
скандинавских стран, и они показывают замечательно, у них там писатели и
детские, и взрослые. В общем, очень много будет всяких интересных мероприятий.
А приезжают вообще издатели со всей страны, потому что это очень важный регион.
И вообще мы прекрасно понимаем, что проблема доступа к
книгам как была, так и остается. И к сожалению, за 10 лет, с момента
создания, ничего не изменилось, а даже, я бы сказала, ухудшилось, как ни
печально. Потому что когда мы создавали эту ярмарку, идея была, что некоторое
время она поработает как благотворительный проект, а потом, когда разовьется
система дистрибуции, когда книжки будут поступать в край, либо она станет
вообще просто коммерческой (то есть мы от этого отстранимся и найдем партнера,
который этим будет заниматься), либо, может быть, и не нужно будет эту ярмарку
делать.
У нас сколько лет уже говорят о необходимости чтения, о
культуре чтения, о духовном воспитании граждан. Все – прекрасные слова…
А.Г.:
Статус самой читающей страны.
И.П.:
Да, совершенно верно. И вообще роль культуры, скажем так, в единении нации (уж
если мы накануне Дня единства говорим), она главная и решающая. Так вот,
интересно, что очень много правильных слов, а понимания того, что культура
живет… Знаете, книжки не растут на дереве. Вообще-то это целая индустрия,
которую надо всячески поддерживать. Вот этого понимания нет совершенно.
Потому что для, того чтобы книжки поступали во все
города и веси, должна быть поддержка этой индустрии. Поощрять развитие книжных
магазинов. Либо это должны быть гранты на развитие, либо еще какие-то меры.
Вообще во всех странах есть огромное количество законов, специально сделанных,
чтобы поддержать небольшие культурные издательства и вообще индустрию в целом.
Ничего подобного у нас толком нет, к сожалению.
А.Г.:
К сожалению, да.
И.П.:
Поэтому все благие намерения о том, что мы должны читать, все это тихо…
А.Г.:
Остается пока на словах.
И.П.:
Конечно.
А.Г.:
Книги, которые привозят издатели на КРЯКК, остаются в Красноярском крае? Или
они привезли и увезли обратно?
И.П.: В
общем, увозить-то нечего. Люди привозят – и все практически раскупается.
Понимаете, это еще проблема… Это к разговору, что люди у нас читать не хотят.
Люди копят чуть ли не год деньги для того, чтобы прийти и накупить хороших
книг. Конечно, невероятный успех у детских издательств, потому что там все
раскупается на корню. Скажем, мое издательство, которое прежде всего
специализируется на гуманитарной литературе, тоже уезжает налегке. Так что
невероятная потребность в разных книгах – от профессиональных книг до любой
хорошей и качественной литературы. Это понятно. Есть спрос, а предложение такое,
я бы сказала, одноразовое.
Но тем не менее я хочу заметить, что, конечно,
Красноярская книжная ярмарка очень важна не только для красноярцев, не только
края и других краев, но она была очень важна для фонда, потому что позволила
ему во многом сформулировать свою какую-то дальнейшую культурную политику.
Например, как раз на базе КРЯКК мы создали литературную премию "НОС"
("Новая словесность"), потому что поняли, что на самом деле
продвижение хорошей литературы необходимо проводить в том числе через премии.
Шорт-лист
и победитель у нас выбираются в открытых дебатах. То есть жюри вынуждено при
публике обсуждать, доказывать и защищать свою точку зрения. Это очень важно для
выработки нового языка литературной критики. А с другой стороны, это особая
ответственность.
Институт премий – важнейшая вещь в современном мире. У
нас довольно много хороших премий, но мы посчитали, что есть проблема. Проблема
заключается в том, что институты премий создавались 150 лет назад – в
совсем другой культурной ситуации. И поэтому идея, что за закрытыми дверями
интеллектуалы выбирают книжки и преподносят победителя, – нам казалось, что в
век демократизации это уже немножко архаическая система.
Поэтому шорт-лист и победитель у нас выбираются в
открытых дебатах. То есть жюри вынуждено при публике, при посещении народа
обсуждать, доказывать и защищать свою точку зрения. Это, во-первых, очень важно
для выработки нового языка литературной критики (это то, что для нас до сих пор
большая проблема). А с другой стороны, это особая ответственность. И более
того, в публичных дебатах вы называете очень много разных имен. Соответственно,
читатель получает информацию не только о конечном победителе, но и еще, по
крайней мере, о десятке других писателей. И это очень сказывается на
известности.
Я считаю, что это просто получается прекрасный такой
спектакль, когда сидит жюри на сцене… Мы еще придумали, у нас есть как бы
эксперты. Три эксперта сидят и на них, так сказать, нападают. Получается такой
большой интересный диалог между ними. И еще выступает публика, конечно, задает
какие-то вопросы. И надо сказать, что в каком-то смысле это такая уникальная
премия, потому что, в общем, таких примеров мы и не нашли, прецедентов таких
нет.
А.Г.:
"Уездная интеллигенция". Осталась ли она в России? О том, как
организовать системную поддержку культуры в российских регионах, – в беседе с
Ириной Прохоровой, соучредителем Благотворительного фонда культурных инициатив
Михаила Прохорова.
Я
слышала, что ваш фонд в Красноярском крае называют "вторым министерством
культуры края", потому что вы действительно очень много проектов
запустили. Благодаря КРЯКК, из КРЯКК вышел не только "НОС", но
театральные проекты и много-много всего прочего.
И.П.: Мы
поддерживаем театр. У нас есть даже такой конкурс "Новый театр". Мы
даем региональным театрам деньги на новые экспериментальные постановки,
поскольку мы понимаем, что у театров денег очень мало, особенно у региональных.
У нас, кстати, и поддержка библиотек, тоже это выросло из КРЯКК. То есть мы
даем деньги как раз… У нас конкурс называется "Библиотеки лицом к
образованию".
А.Г.:
Про библиотеки сейчас спрошу отдельно, потому что мне очень интересно это
направление.
И.П.:
Слушайте, я вам скажу сразу: мне как-то не нравится слово "уездная".
В этом есть какое-то…
А.Г.:
Принижение?
И.П.:
Какое-то принижение. Вы знаете, сама идея провинциального у нас обрела какие-то
отрицательные коннотации, сказала бы я так. Я бы просто назвала: российская
интеллигенция. В регионах огромное количество талантливых и умных людей. Вот
эта информационная отсталость, которая часто была в регионах, она благодаря
Интернету совершенно исчезла. И мы обратили внимание еще в середине 2000-х
годов на это внимание, когда мы, приезжая в какие-то регионы, привозя каких-то
писателей, авторов и так далее, вдруг выясняли, что люди вообще все знают, что
можно спокойно сидеть и обсуждать проблемы, а не пытаться поучать кого-то. Поэтому
вообще эта грань стирается.
Люди,
сидящие в двух столицах, чаще настроены снобистски совершенно необоснованно,
совершенно нелюбопытны и нелюбознательны. Приезжая в Красноярск, они вдруг
выясняют, что там очень мощная культурная среда, что это очень интересный город…
И здесь проблема вообще фрагментации культурного
сообщества, с которой у нас бедствие, к сожалению. И отчасти ярмарки – это тоже
попытка консолидировать как местное сообщество, так и вообще культурное сообщество.
Потому что люди приезжали в Красноярск в первый раз, и они вообще ничего не
знали. Знаете, мы ничего не знаем о собственной стране.
А.Г.:
Это точно.
И.П.:
Люди, сидящие в двух столицах, чаще настроены снобистски совершенно
необоснованно, совершенно нелюбопытны и нелюбознательны. Приезжая в Красноярск,
они вдруг выясняют, что там очень мощная культурная среда, что это очень
интересный город, там есть собственные традиции, вообще есть свои история и
культура, которые тоже неплохо было бы знать.
И в этом смысле я считаю, говоря о КРЯКК как о
просветительском проекте, что он в два конца просветительский. То есть мы
просвещаем общество, чтобы немножко все друг о друге узнали и прекратили
питаться какой-то мифологией – довольно неприятной и почти колониальной, я бы
так ее назвала.
А.Г.:
Золотые слова. К библиотекам сейчас вернусь. К сожалению, не успеваем мы
поговорить обо всех проектах более подробно. Но меня знаете, что
заинтересовало? То, что вы поддерживаете библиотеки и проводите каждую весну
для них некие семинары, библиотекарей собираете.
А
мы тут недавно общались с мэром одного из городов (не буду называть какого), и
он сказал, что почти в два раза сократил финансирование библиотечной системы у
себя в городе, потому что, дескать, не надо вкладывать деньги в проекты,
которые сейчас неуспешны, несовременны, которые должны трансформироваться,
может быть, какие-то новые форматы искать, а возможно, и зарабатывать деньги
сами.
И.П.:
Слушайте, для меня это как-то удивительно. Это и есть невежество. Вы, отрезая
деньги библиотекам, лишаете себя будущего.
А.Г.:
В первую очередь.
И.П.:
Потому что это важнейшая институция образования – просвещение. А потом мы будем
говорить: "Где же наши специалисты? А вот духовность…"
А.Г.:
Мы уже говорим так.
И.П.:
Вот именно. А откуда они возьмутся, если вы отрезали? Наоборот, нужно
увеличивать количество денег, чтобы библиотеки могли комплектоваться, потому
что это инвестиции в будущее. Страшно, что в современном мире побеждает
невежество. И это удивительный момент, что можно по звонку, я не знаю, сказать:
"А дайте нам таких-то и таких специалистов". Не будет их, если так
дальше пойдет. Через 10 лет у нас будет катастрофа. Весь современный мир
живет именно, извините, мозгами. Побеждает тот, у кого большее количество
образованных и талантливых людей. А мы гробим себя на корню.
А.Г.:
Уже, наверное, завершая наш разговор, к моему великому сожалению: а на что
обратить внимание на ярмарке, на каких издателей, на каких писателей, на каких
авторов? Какие имена назовете?
И.П.:
Ой, вы знаете, это нам еще два часа нужно, чтобы я вам перечисляла. Во-первых,
приехало 300 экспонентов, и это все ведущие прекрасные культурные
издательства по всей стране. У нас будут два прекрасных режиссера. Во-первых,
Константин Богомолов, который приезжает со своим прекрасным "Гаргантюа и
Пантагрюэлем".
А.Г.:
Вы с ним работаете уже много лет.
И.П.: Мы
много лет работаем. Кстати, он возглавляет жюри второй год подряд на
литературной премии "НОС". И Валерий Фокин. Помимо того, что
Богомолов будет показывать спектакль, они еще будут беседовать как раз о
традициях и новаторстве в театре, что вообще важно. Антон Долин, замечательный
кинокритик и историк кино, тоже будет читать лекции. Тоже будут обсуждения,
вообще что такое традиция российского кино, мировая и каким образом она проявляется
в современном мире.
У нас огромное количество замечательных писателей:
Гузель Яхина, Лев Рубинштейн, Сергей Кузнецов… Андрей Смирнов, известный актер
и режиссер, будет представлять книгу мемуаров. У нас будет поэтический слэм,
завершение всесоюзного поэтического слэма. Андрей Родионов будет возглавлять
чтение прекрасных поэтов: Федора Сваровского, Полины Барсковой, Дмитрия
Кузьмина, Льва Оборина и так далее. Там огромное количество чудесных…
А.Г.:
Продолжать можно этот список бесконечно.
И.П.:
Бесконечно, да. Но и большой наплыв детских писателей.
А.Г.:
Это здорово! Это радует меня как маму просто неимоверно.
И.П.:
Артур Гиваргизов, Нина Дашевская, Виктор Ледерман… И там еще огромное
количество, так что тут можно перечислять много. На сайте фонда можно
посмотреть целиком программу. А кому посчастливится быть в Красноярске – ну,
прекрасно, милости просим!
А.Г.:
Добро пожаловать!
И.П.:
Да.
А.Г.:
Ирина Дмитриевна, спасибо вам огромное! Безумное удовольствие получила сегодня,
общаясь с вами. Спасибо большое за ваш проект и за ваш фонд. Я очень надеюсь,
что вы придете к нам в студию еще раз.
И.П.: Да
с удовольствием. Приглашайте.
А.Г.:
Мы всегда "за". Спасибо вам большое.
И.П.:
Спасибо и вам.
А.Г.:
Великий гуманист Дмитрий Лихачев много рассуждал о культуре. Он считал, что
именно она спасет народ России, но ее и саму требуется защищать всему роду
людскому. О поддержке проектов в области культуры, искусства и литературы мы
говорили сегодня с соучредителем Фонда Михаила Прохорова – Ириной Прохоровой.