Ирина Васильева: Изначально вышивкой крестецкой строчкой занимались не только женщины, но и мужчины тоже

Ангелина Грохольская: Фабрика "Крестецкая строчка" из Новгородской области впервые за 150 лет своей истории представила коллекцию женской одежды. Мастера называют это чуть ли не чудом, ведь еще два года назад у старейшего производства не было никаких перспектив. После того как в перестроечное время в стране стало не до вышивки, уникальный промысел тихо умирал. Как все-таки удалось его сохранить и, самое главное, восстановить фабрику? Об этом мы сегодня поговорим с нашей гостьей – Ириной Васильевой, генеральным директором фабрики "Крестецкая строчка". Ирина, здравствуйте.

Ирина Васильева: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Безумно красивый у вас воротничок! Женский взгляд сразу падает именно на него. Я так понимаю, что это и есть вышивка "крестецкая строчка", да?

Ирина Васильева: Да, все верно, классическая крестецкая строчка. Это та самая техника, которую мы сохраняем. Это тот промысел, который мы пытаемся сохранить и вернуть ему былую славу, но только внедряем его уже в современную одежду, в современные изделия для того, чтобы изделия наши были применимы в современных условиях, а не оставались просто историей.

Ангелина Грохольская: Ну, история-то у вас, конечно, богатая – 150 лет, по-моему, да? Хотя я вот на сайте посмотрела: днем рождения предприятия считается 1929 год.

Ирина Васильева: Все верно.

Ангелина Грохольская: А промысел возник гораздо раньше?

Ирина Васильева: Да, конечно. Дело в том, что промысел изначально существовал в формате даже не артели, а надомного творчества. То есть у себя дома длинными зимними вечерами после того, как заканчивалась пахотная, собственно проводили время за тем, что вышивали на льне. Дело в том, что Новгородская область в свое время выращивали лен в больших количествах. Это, естественно, способствовало тому, что сырье под руками, и надо из этого сырья что-то делать.

Лен очень хорош, это хороший текстиль, хороший материал для того, чтобы делать столовую группу: скатерти, салфетки, полотенца. Но для того, чтобы эти изделия были красивыми, отличались от остальных и чтобы их покупали, пытаясь сделать их более интересными, более яркими, более самобытными, мастерицы начали придумывать, как же их украшать. Таким образом и народился сам промысел, вот эта строчевая вышивка "крестецкая строчка".

Ангелина Грохольская: Я возьму в руки, мне хочется просто это подержать, рассмотреть. Как облако прямо воздушное!

Ирина Васильева: Да, это особенность.

Ангелина Грохольская: А в чем особенность крестецкой строчки? Что это такое? Чем она отличается от каких-то других вышивок?

Ирина Васильева: Это сквозная ажурная строчка. Основная особенность этой вышивки в том, что она делается прямо в структуре ткани. Мы не навиваем что-то и потом пришиваем к изделию, а в самом изделии делаем эту вышивку. А делается она непросто. Дело в том, что для этого пригодны только ткани полотняного переплетения. Сама техника подразумевает, что можно будет выдергивать ниточки в разных направлениях – продольную и поперечную ниточку. И таким образом создается сетка, заготовка под ажур.

Ангелина Грохольская: То есть сначала нитки надо…

Ирина Васильева: Выдергать, да-да-да.

Ангелина Грохольская: Вот мы видим как раз сейчас – выдергивают.

Ирина Васильева: Сначала нитки выдергиваются. Причем это не менее трудоемкий процесс, нежели сама вышивка непосредственно. И затем, когда уже нитки правильным образом выдернуты, вышивальщица начинает обвивать оставшиеся ниточки таким образом, чтобы образовывался узор. Если вы посмотрите, то вы не найдете изнаночную сторону у вышивки. И это тоже одна из особенностей крестецкой строчки.

Ангелина Грохольская: Кстати, да. Я взяла и даже не задумалась об этом, да.

Ирина Васильева: Непонятно, да.

Ангелина Грохольская: Можно любой стороной положить. Я же вот взяла и положила абсолютно…

Ирина Васильева: Да, можно не задумываться, все верно. Это одна из особенностей этой вышивки – у нее нет изнаночной стороны.

Ангелина Грохольская: Хоть так носи, хоть так носи. Правда, что есть профессия вышивальщицы, а есть отдельно – дергальщицы?

Ирина Васильева: Да, дергальщицы.

Ангелина Грохольская: Да?

Ирина Васильева: Да-да-да. Мы еще называем их – мастерицы заготовки под ажур. Дело в том, что это очень-очень трудоемкая и кропотливая работа. Дело в том, что если совершена ошибка в процессе вышивки, ее еще можно немножечко поправить. А вот если выдернули лишнюю нитку или не ту, ее уже обратно не вставишь. Поэтому это тоже мастерицы на вес золота. Это уникальное умение – правильно выдергать сетку под вышивку.

Ангелина Грохольская: С ума сойти! Вот мы сейчас видим процесс как раз. Это все вручную делается?

Ирина Васильева: Только вручную.

Ангелина Грохольская: А сколько времени на изготовление одной салфеточки вот такой уходит?

Ирина Васильева: Все зависит от количества и сложности вышивки. Ну да, все процессы, все операции при создании наших изделий – они только ручные. Ни одна машина никогда не сможет заменить эти процессы. Потому что даже раскрой невозможен не руками. Потому что сама техника вышивки такова: чтобы не перекосить изделие, раскрой должен быть идеально в нитку выполнен, поэтому девушка-раскройщица выдергивает ниточку и затем по следу выдернутой нитки, не касаясь остальных, не задевая, раскраивает. Ни одна машина никогда не выполнит это так точно, согласитесь, поэтому даже раскрой у нас делается только вручную.

Ангелина Грохольская: Вы очень интересный факт рассказали еще до эфира нашего, что за движениями иголки и руки вышивальщицы невозможно даже уследить, что это настолько быстро!

Ирина Васильева: Да. Мастерство вышивальщицы зачастую зависит от ее скорости, от скорости движений. И когда вышивальщица с опытом, то отследить глазом, как быстро она передает иголку снизу наверх, невозможно. Просто вдруг на глазах из ниоткуда возникает узор.

Ангелина Грохольская: Я так понимаю, что вышивальщицы – это высокооплачиваемая работа должна быть. За такое мастерство должны денег много платить.

Ирина Васильева: Любой ручной труд не может дешево стоит. Когда человек столько времени тратит на создание чего-либо, то это не может дешево стоить. Поэтому, да, для поселка Крестцы у нас достаточно неплохие заработной платы у сотрудниц наших. 70 человек у нас в штате работает на фабрике, и это только начало. Дело в том, что в свое время на фабрике числилось в лучшие времена, в советские времена на фабрике числилось 600 человек. Там достаточно большая площадь, и это все возможно.

Ангелина Грохольская: А сколько в Крестцах живет народу?

Ирина Васильева: Полторы тысячи – это именно Крестцы. Но есть Крестецкий район – и там, естественно, больше.

Ангелина Грохольская: А фабрика – это практически градообразующее… ну, не градо-, а районообразующее предприятие, наверное, да? Или что-то еще там есть, какие-то производства?

Ирина Васильева: Там есть еще производство, оно в основном является местом трудоустройства мужского населения Крестц. А у нас, естественно, работают женщины.

Хотя, знаете, интересный факт. Дело в том, что изначально вышивкой, крестецкой строчкой занимались не только женщины, но и мужчины тоже. Больше того, одно время, то есть на самом деле на расцвете именно фабричной истории промысла, руководителем был Архиереев – мужчина, который сам прекрасно вышивал, владел техникой идеально.

Ангелина Грохольская: А сегодня нет ни у кого из молодых людей, из местных жителей интереса к этому промыслу?

Ирина Васильева: Ну, у совсем молодых. Дело в том, что сын одной из наших сотрудниц – он еще школьник, и он тоже прекрасно вышивает.

Ангелина Грохольская: Да?

Ирина Васильева: Да.

Ангелина Грохольская: То есть это будущий руководитель, возможно, вашей фабрики, главный мастер.

Ирина Васильева: Возможно, возможно, да-да-да. Но это действительно очень интересно, когда мальчик школьного возраста, подросток вышивает на глазах у удивленной публики.

Ангелина Грохольская: Это очень интересно и очень важно, во-первых, что мастерство сохраняется, а во-вторых, что молодежь интересуется. Но то, что мальчик интересуется – это вообще здорово. Ирина, скажите, пожалуйста… Вот вы говорили, что вообще промысел появился, потому что было много льна в районе. А сейчас?

Ирина Васильева: А сейчас льна в районе нет, поэтому сырье мы закупаем в Белоруссии, Оршанский льнокомбинат. Это такой магнат производства льна, который закупает лен по всей территории Белоруссии. У них производство полного цикла, они делают достаточно высококачественный лен, который отлично подходит под скатертную группу, под столовую группу, для создания предметов он отлично подходит.

Ангелина Грохольская: Вы выпустили в этом году первую коллекцию одежды. Вообще я так понимаю, что это все-таки была больше история про скатерти, про салфетки, да?

Ирина Васильева: Да, изначально, потому что промысел зарождался и развивался именно на таких изделиях. Затем он уходил в высокохудожественную вышивку. Мы, например, также создаем вышитые картины, самые настоящие картины, которые просто вышиты в нашей технике.

Ангелина Грохольская: И мастерицы уже современные сейчас создают и умеют это делать?

Ирина Васильева: Да. Мы восстанавливаем рисунки, по рисункам делаем эскизы и вышиваем такие картины. Таким образом получаем копии тех знаменитых работ, которые представлены в Русском музее, которые представлены в Эрмитаже, в Музее народных художественных промыслов здесь, в Москве. В своей коллекции одежды мы пытаемся сохранить строчку в классическом виде, то есть ту технику вышивки, как она есть, но внедрить ее в современную одежду, в ту одежду, которую сейчас мы с вами можем одеть и пойти. Вот как пример.

Ангелина Грохольская: У вас хороший пример.

Ирина Васильева: Да, я – живой пример того, что эти изделия сейчас вполне актуальны и современны. Но при этом они, естественно, пронизаны русским духом, русской культурой и очень хорошо ложатся на менталитет русских людей. Поэтому мы надеемся, что это будет иметь успех.

Ангелина Грохольская: Я тоже в это верю. И пожелаю вам успеха – и творческого, и коммерческого, естественно, и процветания фабрик "Крестецкая строчка". И огромное спасибо вашим мастерицам за их творчество и мастерство, за то, что возрождаете промысел.

Ирина Васильева: Да, спасибо и вам. Спасибо за внимание и за теплые слова относительно того, что мы очень любим сами.

Ангелина Грохольская: О возрождении уникального промысла "Крестецкая строчка" нам рассказала генеральный директор фабрики Ирина Васильева.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск