Сергей Агафонов: За сенсациями не гонимся, но громкие публикации готовим

Гости
Сергей Агафонов
журналист, главный редактор журнала «Огонек».

Павел Давыдов: 21 декабря исполняется 117 лет со дня выхода в свет первого номера журнала "Огонек". Он появился в 1899 году как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете "Биржевые ведомости". В многолетней истории популярного издания было много ярких периодов и выдающихся руководителей. Журнал издавался, невзирая на мировые войны, революции и перестройку.

"Огонек" был одним из тех немногих советских журналов, которые никогда не выбрасывали и не сдавали в макулатуру. В конце года прочитанные номера аккуратно переплетали и хранили дома как ценные книги. Свежий номер ждали с нетерпением, в день его выхода к киоскам Союзпечати выстраивались огромные очереди. Ну а те, кому посчастливилось хотя бы быть упомянутым на страницах журнала или, что почти невероятно, стать лицом с обложки, в одночасье становились знаменитостями в масштабах всей страны.

Кто сегодня читает "Огонек" и как чувствует себя журнал в эпоху Интернета и гаджетов – об этом мы поговорим с главным редактором журнала "Огонек" Сергеем Агафоновым. Сергей Леонидович, здравствуйте. Пожалуйста, присаживайтесь.

Сергей Агафонов: Здравствуйте. Спасибо.

П.Д.: Для начала позвольте поздравить вас и всех ваших коллег со 117-летием с момента выхода журнала в свет. Как отмечать редакция будет сей факт?

С.А.: Спасибо большое за поздравление, за теплые слова. Отмечать будем очередным номером. История продолжается, она славная и всякий раз заставляет нас оглядываться назад, когда мы делаем что-то новое, чтобы не было стыдно.

П.Д.: Сергей Леонидович, мы уже сказали, что история "Огонька" – это история более чем вековой давности. У вас с собой необычный номер, я так понимаю. Расскажите о нем.

С.А.: Да. Я недавно был в Грузии. Просто вы говорили о том, что не выбрасывали советские люди "Огонек", а собирали в подшивки. И не только советские, а и дореволюционные не выбрасывали, как выяснилось. Вот на улице, на развале купил "Огонек" – август 1913 года, в изумительном состоянии. И стоит сейчас где-то 20 лари – ну, где-то в районе 1200, вот так примерно.

П.Д.: Мне кажется, за 1200 можно купить.

С.А.: Можно купить.

П.Д.: И за 15 тысяч. Все-таки это настоящая реликвия. Я даже боюсь к ней прикасаться.

С.А.: Нет-нет, прикоснитесь, если хотите.

П.Д.: А вот что меня больше поражает – в принципе, не так сильно все изменилось за это не одно десятилетие.

С.А.: Все верно. Почему-то мы считаем, что мы пионеры чего-то нового во всех профессиях, включая журналистку, а оказывается, что 100 лет назад все уже было до нас.

П.Д.: Да. И реклама.

С.А.: И реклама, и фальш-обложка здесь, и фоторепортаж как основа жанра, как он появился – все это было. Я вам больше скажу – даже краудфандинг впервые появился в "Огоньке".

П.Д.: Да вы что?

С.А.: Да. Когда отмечали юбилей начала Первой мировой войны, 1914 год, естественно, полезли в архивы и обнаружили замечательную вещь. Поскольку фронт был достаточно протяженный, ресурсов редакции не хватало, а "Огонек" пытался такую хронику событий вести, поскольку и тогда тоже был еженедельным изданием, было специальное обращение к читателям: "Огонек" принимает заметки с фронтов, фотографии в том числе, и все прочее". И благодаря этому была развернута целая кампания. И не имея формально собственных корреспондентов на всех ключевых объектах сражений, "Огонек" имел полную информацию именно за счет этого обращения к читателям и благодарного отклика. В архивах до сих пор есть и эти снимки, и эти письма. Это потрясающая вещь!

П.Д.: Сергей Леонидович, и все-таки что объединяет современный "Огонек" и журнал, скажем так, полувековой или даже вековой давности? Вот ориентируясь, например, на этот выпуск.

С.А.: Несколько параметров. Первый и, пожалуй, для нас сегодня самый важный – "Огонек" сохранил то, что было заложено в нем изначально, то, что он пронес и через советскую эпоху, и, слава богу, то, что сохранилось сегодня – это издание семейное. Если взять… Сейчас модно делать социологические опросы, изучать аудиторию. В общем, это вещь необходимая, правильная. И когда мы получили последний срез, это было в прошлом году – потрясающая штука! У нас аудитория распадается примерно в равных параметрах по возрастам – те, кому до 25, до 50 и старше 50. Эти группы в равных пропорциях находятся. То есть журнал одинаково интересен и молодежи, и тем людям, которые подпадают под понятие "средний возраст", и тем, кто старше.

П.Д.: Это при условии, что другое исследование недавно показало, что россияне сегодня (по крайней мере, большая часть) не читают журналов.

С.А.: Это тоже верно. Но нас выручает здесь еще и магия бренда, потому что действительно "Огонек" знаком всем. Это, безусловно, и наш ресурс в каких-то отношениях. И конечно, вы правы, мы с этого и начали, и ответственность колоссальная. И он как-то остается у читателя в поле зрения, за что мы безумно благодарны.

П.Д.: Это литературный бренд нашей страны, мне кажется.

С.А.: И вам спасибо.

П.Д.: Слова Виктора Лошака, который когда-то тоже был главным редактором издания, он сказал следующее: "В дотелевизионную эпоху "Огонек" был советским телевизором. А как иначе человек мог знать, что и как выглядит? Только через "Огонек". Скажите, пожалуйста, а вот сегодня – в век новых технологий – журнал наше свое место, свою нишу?

Я не знаю, что будет у газетчиков. Действительно трудно соревноваться с Интернетом. Журналы, я убежден, останутся, а такие, как "Огонек", – тем более. Потому что еженедельный формат позволяет говорить о том, что не сопряжено с какими-то оперативными вещами: сказал, чихнул, поехал, увидел.

С.А.: Об этом много говорят. Популярная дискуссия, и не только в "Огоньке", а в принципе в печатных СМИ: что будет с развитием гаджетов и так далее? Ну, я не знаю, что будет, скажем, у газетчиков. Действительно трудно соревноваться с Интернетом. Журналы, я убежден, останутся, а такие, как "Огонек", – тем более. Потому что еженедельный формат позволяет говорить о том, что не сопряжено с какими-то оперативными вещами: сказал, чихнул, поехал, увидел. То есть он предполагает… Это и анализ того, что произошло. Это и такие фирменные наши вещи, как репортаж откуда-то из наших территорий, из-за рубежа, из глубинки. Это опора на архив, возвращение к тем документам, которые нигде не звучали. Этого человек не получит из электронных СМИ. Это во-первых.

А во-вторых, конечно, каким-то образом адаптация идет к новой жизни, потому что есть версия "Огонька" и для iPad, есть версия "Огонька" и для других носителей. То есть мы стараемся в этом смысле каким-то образом быть в общей струе.

П.Д.: Сергей Леонидович, а скажите, пожалуйста, какой период в более чем вековой истории журнала "Огонек" вы считаете самым ярким?

С.А.: Сложно ответить на этот вопрос, потому что все дорого в этом издании.

П.Д.: Но есть особые годы, я бы даже сказал – десятилетия.

С.А.: Есть особые годы, десятилетия. Конечно, я понимаю, вы имеете в виду перестройку. Безусловно! Потому что это была такая свечка, когда "Огонек" вместе с "Московскими новостями" считались такими флагманами, что ли, того движения к новым горизонтам, которые… и путь, на который ступила страна и люди. Конечно, этот период.

Но мне очень дорог, скажем, "Огонек" двадцатых, когда после Гражданской войны возобновился выход. И это ведь было первое окно в мир и привлечение к себе совершенно нового читателя – не рафинированного, который был, скажем, в императорские времена, а нового советского читателя. Формировались вкусы, традиции, завязывались какие-то новые отношения с людьми. Собственно в чем и секрет популярности "Огонька" – в эту нишу случалось попадать.

Журнал, который никогда не выбрасывали и не сдавали в макулатуру. "История с Огоньком". В студии "Большой страны" – главный редактор журнала "Огонек" Сергей Агафонов.

П.Д.: Насколько я понимаю, сегодня много писателей, литераторов, историков, философов и даже художников публикуют свои заметки на страницах "Огонька". Скажите, а сложно ли работать с известными людьми, а главное, сочетать в материалах их амбиции, с одной стороны, а с другой – редакционную политику?

С.А.: Я скажу, что мы счастливы в этом плане, потому что нет какой-то сложности преодолевать чьи-то капризы и кого-то упрашивать. Как правило, если мы просим что-то сделать для нас, получаем отклик благодарный. И поскольку мы не занимаемся никакими вторжениями ни в стиль, ни в суть, то здесь и отношения складываются, в общем, спокойно и плодотворно.

А среди наших безусловных удач – скажем, Михаил Жванецкий, наш замечательный, неповторимый философ и писатель. Единственное издание, где он публикуется, печатное издание – это "Огонек".

П.Д.: Сергей Леонидович, а много ли сегодня на страницах журнала публикуется так называемых резонансных материалов, сенсационных?

С.А.: Из последних могу перечислить. Очень громкая у нас была публикация, скажем, о доступности медицинского обслуживания. Казалось бы, сюжет такой, но когда начали разбираться, что происходит в регионах, что на расстоянии 100 и больше километров от Москвы при нашей реформе медицины, которая происходит… С одной стороны, благие вещи – появляется и новое оборудование, и современные методы лечения. А с другой стороны – масса людей, которые удалены от транспортных коммуникаций, находятся в глуши и так далее, они по сути сейчас остаются вообще без этого медобслуживания. Мы напечатали об этом большой материал. Отклик был фантастический, потому что выяснилось, что это действительно затрагивает массу регионов.

И таких примеров можно привести много. За сенсациями не гонимся, но громкие публикации готовим. Скажем, в конце года нынешнего один из последних номеров совпадет тоже с таким печальным юбилеем – со 100-летием убийства Распутина, собственно с которого и ведет отсчет вся русская смута, если исходить из всего.

П.Д.: Сколько же там было тайн!

С.А.: Мы взялись за это дело, подняли наш изумительный бесценный архив, нашли там массу всего – и репортаж "Огонька" из его родной деревни, и описание того, как это происходило. Ну а вдогонку нашли в Париже внучку Распутина, она до сих пор жива. Вот все это будет в конце года.

П.Д.: Вот раньше в разные издания приходили письма, которые начинались так: "Дорогая редакция…". Сегодня такие письма, удивительные письма есть?

С.А.: Есть такие письма, несмотря на то, что у нас век электронных писем. Приходят, кстати, и электронные письма, которые начинаются точно так же: "Уважаемая редакция…". Ну и очень много писем от руки, особенно из регионов.

П.Д.: Это уже, мне кажется, настолько редкое явление, что собирается вся редакция посмотреть письмо от руки. У нас именно так и происходит.

С.А.: Нет-нет-нет. Другое дело, конечно, что объемы не те, что были прежде, потому что раньше письма мешками приходили, а сейчас это, пожалуй, десятки в месяц набираются, но приходят. И это отражает интересную вещь. Опять же, согласно тем исследованиям, которые проводились, у нас большая часть тиража – это не Москва, а это все-таки Питер, другие города-миллионники, это территории. То есть "Огонек" остается журналом, который страна читает и пишет.

П.Д.: Сергей Леонидович, журнал с такой богатой историей, уверен, воспитал не одно поколение журналистов. А могли бы вы сейчас вспомнить тех людей, для которых жизнь с "Огоньком" являлась больше чем просто жизнью?

С.А.: Ой, это вопрос, который достойный, может быть, не одной, а нескольких передач, потому что… За "Огонек" отдавали жизнь. Скажем, первый редактор "Огонька" Михаил Кольцов был репрессирован и погиб именно за то, что он был редактором "Огонька". "Огоньку" посвящали все годы… Скажем, замечательная плеяда огоньковских фотографов, которые снимали в годы войны. Писали разные люди – от Эренбурга до других звучных имен той поры. А снимали огоньковские фоторепортеры, в том числе не только мужчины, но и женщины. И недавно, когда был юбилей Победы, была большая выставка, накануне делалась, именно по огоньковским фотографиям военной поры. Это люди, которые отдавали журналу все, всем рискуя. Если перечислять имена людей, которые всю жизнь проработали в "Огоньке"…

П.Д.: Не хватит эфирного времени, естественно.

С.А.: Боюсь, что да. Но вы абсолютно правы, потому что "Огонек" – это не просто бренд, а это особая, что ли, семья, особый климат. И человек, попадая туда, как-то так остается в этом, и отречься от этого по собственному желанию невозможно никак.

П.Д.: Сергей Леонидович, а как "Огонек" изменил вашу жизнь?

С.А.: Я расскажу. Это собственно та же самая история. Я проработал в журнале уже 40 лет почти, но большая часть жизни у меня была газетная. Я проработал в "Известиях" 18 лет. А потом, в 2005 году, как раз когда Виктор Лошак стал редактором "Огонька", он меня позвал к себе своим первым замом, шеф-редактором. И с 2005 года "Огонек" стал частью моей жизни. И вот уже 4 года я главный редактор. Сейчас "Огонек" – это собственно и я.

П.Д.: Прогнозы – вещь неблагодарная, но тем не менее, давайте попробуем взглянуть на 2017 год. Что интересного ждет читателей в следующем году?

С.А.: Мы надеемся, что это будут потрясающие для читателей встречи со всей той историей, которой владеет "Огонек". Мы заведем специальную рубрику "100 лет назад". Есть о чем поговорить. И будем не просто брать какие-то политические ключевые события, а в том числе и перепечатывать, может быть, небольшие зарисовки, да даже рекламу.

Ну, вот вы сейчас полистали журнал… Ведь удивительная история! Была замечательная и красивая страна, ну, со своими тараканами, как сейчас говорят, но все было благополучно, не предвещало ничего. Вот на каком этапе произошел этот перелом, как это все развивалось? В будущем году для "Огонька", как говорится, сам Бог велел сделать из этого какую-то фишку. Мы и попробуем.

П.Д.: Большое вам спасибо, Сергей Леонидович. Поздравляю вас и всех ваших коллег не только с наступающим Новым годом, но все-таки и с важной датой – очередной, 117-летней годовщиной выхода журнала в свет. И пусть жизнь с "Огоньком" продолжается! Спасибо вам большое.

С.А.: Спасибо огромное.

П.Д.: И напоследок еще одна интересная деталь из летописи издания. Сегодня уже мало кто помнит, что 13 мая 1945 года именно журнал "Огонек" опубликовал снимок, который впоследствии облетел весь мир и стал главным символом Победы – водруженное Красное знамя над Рейхстагом. У нас в гостях был главный редактор журнала "Огонек" Сергей Агафонов. 

Главный редактор журнала "Огонек" - об истории, авторах и читателях