Иван Шестаков: Технологии и человек будут жить в гармонии, потому что мы создаем технологии для того, чтобы упрощать нашу жизнь, а не для того, чтобы создавать конкуренцию

Павел Давыдов: Эти устройства собирают автомобили на заводах, разминируют опасные районы, ищут пропавших под завалами, обслуживают наши дома, а теперь еще и общаются с нами вербальным способом фактически на равных. Роботы, искусственный интеллект, виртуальные технологии. Сегодняшние разработки открывают завтрашний день. Заглянуть в него пытаются и ученые из Новосибирска. Там создали робота, который может заменить любой колл-центр, а главное – по голосу его не отличить от человека.

У нас в гостях – сооснователь компании-разработчика искусственного интеллекта Иван Шестаков из Новосибирска. Иван, здравствуйте.

Иван Шестаков: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Что же за робота вы придумали? И как он собой может заменить уникальную возможность и особенность человека – коммуникацию вербальным способом?

Иван Шестаков: Вы знаете, во многих колл-центрах компаний существуют люди, которые уже говорят, как роботы. Я думаю, вам не раз звонили люди, которые говорили заученными фразами, работали по так называемым скриптам – скриптам продаж, скриптам разговоров.

Павел Давыдов: То есть, основываясь на этих "людях-роботах", вы создали робота?

Иван Шестаков: Ну, грубо говоря, да. Просто любой колл-центр, любой бизнес-процесс компании строится из этой "говорилки", по которой говорят люди.

Павел Давыдов: По шаблонам?

Иван Шестаков: Да. И когда вы их что-то спрашиваете, у них уже есть заготовленный ответ. Мы просто выстроили систему, которая автоматически говорит вместо человека и понимает сказанное.

Павел Давыдов: А как выстраивается работа такой интеллектуальной системы? Что она собой представляет? Вот я позвонил на горячую линию и говорю: "Здравствуйте, мне нужна помощь". Система распознает, что я говорю?

Иван Шестаков: Да, система распознает ваш голос, переводит ваш голос в текст. Дальше ваш текст попадает в нашу интеллектуальную систему, она понимает его суть. Он понимает наклонение, с которым вы говорите, заедете ли вы вопрос или это утверждение. После этого, исходя из записанных внутрь системы фраз, она вам выдает релевантный ответ. Ну, то есть, грубо говоря, вы звоните в студию и говорите: "Здравствуйте". Система понимает, что вы с ней здороваетесь и выдает фразу приветствия.

Павел Давыдов: А если я спрошу: "Какое сегодня число и какая погода?".

Иван Шестаков: Если это запрограммировать в робота заранее, заложить это в скрипты, то мы справляемся и с этой задачей тоже.

Павел Давыдов: Хорошо. А если человек имеет какие-то дефекты речи?

Иван Шестаков: Здесь сложнее. Но в данном случае, если робот не понимает, что говорит человек, он может ему задать повторно вопрос. Человек, как правило, отвечает другими словами. И если после этого робот не понял, что сказал человек, он говорит: "Извините, плохая связь, я вам перезвоню". Либо он говорит: "Извините, я вас переключу на другую линию". То есть мы как-то изящно обходим эти моменты.

Павел Давыдов: Но, с другой стороны, человек, который общается по телефону и понимает, что с другой стороны отвечает ему робот, он теряет интерес. Как вы обошли этот нюанс?

Иван Шестаков: Ну, во-первых, мы сделали речь робота похожую на человека. Я думаю, что все вы в курсе, что существует синтезированный голос, когда откровенно слышно, что это робот, когда вы общаетесь со смартфоном или с какими-то голосовыми помощниками, а есть человеческий голос. Мы используем записанные фразы реального человека. Поэтому люди, когда разговаривают с роботом, они не понимают, что это робот.

Помимо этого, мы добавляем так называемое активное слушание – фразы из разряда "угу", "да", "слушаю вас" – для того, чтобы воссоздать естественную речь, чтобы слушатель на том конце провода не догадался, что он общается с роботом, иначе, как вы сказали, да, интерес пропадает и качество работы робота стремится к нулю.

Павел Давыдов: Тогда этот робот должен и ошибаться, в том числе немного и не по-русски говорить.

Иван Шестаков: Если есть необходимость такая, чтобы совсем уж манипулировать нашим слушателем, мы можем сделать и такую функцию. Но пока в ней не возникало необходимости.

Павел Давыдов: Скажите, а вашу разработку можно назвать революционной? Или Siri и "Алиса" совершили эту революцию несколько лет назад?

Иван Шестаков: Мы решаем задачи бизнеса. Там, где люди разговаривают по телефону, мы заменяем их роботами, тем самым сокращая затраты на человеческий ресурс компании. Гораздо проще один раз научить робота, заложить в него скрипты, и он будет выполнять задачу. Siri и "Алиса" – это немножко… это вообще даже не наши конкуренты, и обсуждать их не совсем правильно в данном контексте.

Павел Давыдов: Хорошо, поставлю вопрос так: а кто является конкурентом для вас?

Иван Шестаков: На самом деле сейчас в России есть несколько компаний, которые также занимаются разработкой искусственного интеллекта и которые делают вполне успешные кейсы, но большинство из них используют синтезированную речь робота. Из-за этого качество их технологий отличается от нашего. По сути, мы считаем, что у нас конкурентов нет. Во всяком случае, мы в России не сталкивались с тем, чтобы… мы не видели в России каких-то компаний, которые делают что-то аналогичное. За рубежом такие стартапы есть, но массово в рынок они еще не вошли.

Павел Давыдов: Иван, а человек, который заказывает такую систему, может выбрать голос (мужской или женский), тембр?

Иван Шестаков: На самом деле мы работаем над технологией вообще клонирования голоса. В ближайшем будущем… сейчас пока еще наши технологии не доросли до этого уровня, но в ближайшем будущем можно будет клонировать голос абсолютно любого человека, даже ваш.

Павел Давыдов: Так вы нас оставите без работы! Вы понимаете, Иван? Я сейчас попрошу вас уйти из студии.

Иван Шестаков: Нет, вас конкретно мы не оставим без работы.

Павел Давыдов: Но радиоведущие точно останутся без работы, я чувствую.

Иван Шестаков: Не уверен. Все-таки важна человеческая харизма, важна гибкость ума, важна подстройка какая-то под слушателя. И пока роботу до этого далеко. То есть мы можем запрограммировать под какие-то линейные скрипты, не более того. Пока что.

Павел Давыдов: Но вместе с тем представители целого ряда профессий опасаются, что их вскоре как раз и заменят роботы. И как вы думаете, кто опасается больше всего? Правильно, представители колл-центров. По вашим прогнозам, как скоро это может случиться?

Иван Шестаков: Я думаю, это уже случилось, потому что во многих компаниях мы уже внедряем эту систему. Раньше люди пользовались голубями, почтовой службой, а сейчас есть электронная почта, но что-то никто не переживает, что почтальоны остались без работы. Люди найдут себе другое занятие, может быть, более по душе.

Павел Давыдов: Или будут обслуживать эти системы.

Иван Шестаков: Возможно.

Павел Давыдов: Иван, а теперь давайте вернемся к главному. Как появилась сама идея? И какой ресурс вам понадобился, чтобы воплотить ее в жизнь?

Иван Шестаков: Идея появилась следующим образом. У моего партнера есть лестничное производство, он делает лестницы в дома двухэтажные, деревянные.

Павел Давыдов: И там, наверное, сообщали: "Внимание, лестница №1, первая ступенька. Двигайтесь вперед"?

Иван Шестаков: Нет, не совсем. В любой компании остро стоит вопрос с продажами. Мы начали строить с ним отдел продаж, набирали людей. Люди приходили, начинали звонить, у них не получалось. Была текучка кадров, продаж было очень мало, было тяжело.

И у нас – у моего партнера и у меня – есть еще наш третий партнер, талантливый разработчик. Он сел и написал первый прототип робота. Мы решили поэкспериментировать и заменить просто людей на предзаписанные фразы. Выстроили маломальскую структуру диалога, запустили. И поняли, что наша технология работает не хуже, чем человек, примерно с такой же конверсией, с такой же эффективностью. И мы поняли, что нам надо не лестницами заниматься. После этого мы начали собирать и искать талантливых разработчиков. Благо, Новосибирск – это кладезь…

Павел Давыдов: Академгородок ваш известен с советских времен.

Иван Шестаков: Да. Соответственно, привлекали талантливых ребят, улучшали систему. Сейчас у нас работает кандидат наук, например. То есть мы очень много ресурсов, времени и сил вкладываем именно в команду.

Павел Давыдов: Но для этого нужны инвестиции. Вы, наверное, бизнес заинтересовали, чтобы они вкладывались в развитие вашего проекта?

Иван Шестаков: Ну, во-первых, у двух из трех членов нашей команды есть собственные бизнесы – у меня и у моего партнера по лестницам. Мы за свой счет финансировали компанию. А также мы заключили несколько договоров с довольно крупными игроками на рынке, которые оплачивают нам собственно разработку этого искусственного интеллекта. Соответственно, мы сейчас находимся в некоем поиске инвестиций, чтобы масштабировать нашу систему и выходить на международные рынки.

Павел Давыдов: Сегодня роботов повально используют ученые, программисты, маркетологи, продавцы, да кто угодно. Нейросети учат распознавать лица, рисовать, писать музыку. А на ваш взгляд, за какими технологиями будущее?

Иван Шестаков: Очень сложно что-то предсказывать на самом деле, но очевидно, что искусственный интеллект развивается, он помогает человеку. И за этими технологиями будущее.

Павел Давыдов: Выкрутились! Я думаю, что вам знакомы три закона робототехники Айзека Азимова (книги все читали в детстве), главный принцип которых – не навредить человеку. На ваш взгляд, как скоро мы будем внедрять в нашей стране эти законы, раз уж искусственный интеллект так быстро развивается, семимильными шагами?

Иван Шестаков: Вы знаете, я, к сожалению (а может быть, к счастью), не читал Айзека Азимова…

Павел Давыдов: Ох, не к счастью, поверьте. Там есть что почерпнуть, тем более изобретателям.

Иван Шестаков: Насколько я знаю, он писатель-фантаст.

Павел Давыдов: Конечно.

Иван Шестаков: И многие фантасты писали разные вещи. Так же, как Беляев, по-моему, писал про человека-амфибию или про голову профессора Доуэля. И всего этого нет. И я думаю, что технологии и человек будут жить в гармонии, потому что мы создаем технологии для того, чтобы упрощать нашу жизнь, а не для того, чтобы создавать конкуренцию.

Павел Давыдов: Иван, во времена СССР была такая шутка: "Новосибирский академгородок – это передний край советской науки. Дальше просто некуда". Что же, в очередной раз ученые из Новосибирска поразили не только Россию, но и мир. Уверен, за вами новые прорывные технологии, по крайней мере мы на них рассчитываем. Спасибо вам большое.

Иван Шестаков: Спасибо.

Павел Давыдов: У нас в гостях был сооснователь компании-разработчика искусственного интеллекта Иван Шестаков.