• Главная
  • Программы
  • Большая страна
  • Иван Шестаков: Технологии и человек будут жить в гармонии, потому что мы создаем технологии для того, чтобы упрощать нашу жизнь, а не для того, чтобы создавать конкуренцию

Иван Шестаков: Технологии и человек будут жить в гармонии, потому что мы создаем технологии для того, чтобы упрощать нашу жизнь, а не для того, чтобы создавать конкуренцию

Павел Давыдов: Эти устройства собирают автомобили на заводах, разминируют опасные районы, ищут пропавших под завалами, обслуживают наши дома, а теперь еще и общаются с нами вербальным способом фактически на равных. Роботы, искусственный интеллект, виртуальные технологии. Сегодняшние разработки открывают завтрашний день. Заглянуть в него пытаются и ученые из Новосибирска. Там создали робота, который может заменить любой колл-центр, а главное – по голосу его не отличить от человека.

У нас в гостях – сооснователь компании-разработчика искусственного интеллекта Иван Шестаков из Новосибирска. Иван, здравствуйте.

Иван Шестаков: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Что же за робота вы придумали? И как он собой может заменить уникальную возможность и особенность человека – коммуникацию вербальным способом?

Иван Шестаков: Вы знаете, во многих колл-центрах компаний существуют люди, которые уже говорят, как роботы. Я думаю, вам не раз звонили люди, которые говорили заученными фразами, работали по так называемым скриптам – скриптам продаж, скриптам разговоров.

Павел Давыдов: То есть, основываясь на этих "людях-роботах", вы создали робота?

Иван Шестаков: Ну, грубо говоря, да. Просто любой колл-центр, любой бизнес-процесс компании строится из этой "говорилки", по которой говорят люди.

Павел Давыдов: По шаблонам?

Иван Шестаков: Да. И когда вы их что-то спрашиваете, у них уже есть заготовленный ответ. Мы просто выстроили систему, которая автоматически говорит вместо человека и понимает сказанное.

Павел Давыдов: А как выстраивается работа такой интеллектуальной системы? Что она собой представляет? Вот я позвонил на горячую линию и говорю: "Здравствуйте, мне нужна помощь". Система распознает, что я говорю?

Иван Шестаков: Да, система распознает ваш голос, переводит ваш голос в текст. Дальше ваш текст попадает в нашу интеллектуальную систему, она понимает его суть. Он понимает наклонение, с которым вы говорите, заедете ли вы вопрос или это утверждение. После этого, исходя из записанных внутрь системы фраз, она вам выдает релевантный ответ. Ну, то есть, грубо говоря, вы звоните в студию и говорите: "Здравствуйте". Система понимает, что вы с ней здороваетесь и выдает фразу приветствия.

Павел Давыдов: А если я спрошу: "Какое сегодня число и какая погода?".

Иван Шестаков: Если это запрограммировать в робота заранее, заложить это в скрипты, то мы справляемся и с этой задачей тоже.

Павел Давыдов: Хорошо. А если человек имеет какие-то дефекты речи?

Иван Шестаков: Здесь сложнее. Но в данном случае, если робот не понимает, что говорит человек, он может ему задать повторно вопрос. Человек, как правило, отвечает другими словами. И если после этого робот не понял, что сказал человек, он говорит: "Извините, плохая связь, я вам перезвоню". Либо он говорит: "Извините, я вас переключу на другую линию". То есть мы как-то изящно обходим эти моменты.

Павел Давыдов: Но, с другой стороны, человек, который общается по телефону и понимает, что с другой стороны отвечает ему робот, он теряет интерес. Как вы обошли этот нюанс?

Иван Шестаков: Ну, во-первых, мы сделали речь робота похожую на человека. Я думаю, что все вы в курсе, что существует синтезированный голос, когда откровенно слышно, что это робот, когда вы общаетесь со смартфоном или с какими-то голосовыми помощниками, а есть человеческий голос. Мы используем записанные фразы реального человека. Поэтому люди, когда разговаривают с роботом, они не понимают, что это робот.

Помимо этого, мы добавляем так называемое активное слушание – фразы из разряда "угу", "да", "слушаю вас" – для того, чтобы воссоздать естественную речь, чтобы слушатель на том конце провода не догадался, что он общается с роботом, иначе, как вы сказали, да, интерес пропадает и качество работы робота стремится к нулю.

Павел Давыдов: Тогда этот робот должен и ошибаться, в том числе немного и не по-русски говорить.

Иван Шестаков: Если есть необходимость такая, чтобы совсем уж манипулировать нашим слушателем, мы можем сделать и такую функцию. Но пока в ней не возникало необходимости.

Павел Давыдов: Скажите, а вашу разработку можно назвать революционной? Или Siri и "Алиса" совершили эту революцию несколько лет назад?

Иван Шестаков: Мы решаем задачи бизнеса. Там, где люди разговаривают по телефону, мы заменяем их роботами, тем самым сокращая затраты на человеческий ресурс компании. Гораздо проще один раз научить робота, заложить в него скрипты, и он будет выполнять задачу. Siri и "Алиса" – это немножко… это вообще даже не наши конкуренты, и обсуждать их не совсем правильно в данном контексте.

Павел Давыдов: Хорошо, поставлю вопрос так: а кто является конкурентом для вас?

Иван Шестаков: На самом деле сейчас в России есть несколько компаний, которые также занимаются разработкой искусственного интеллекта и которые делают вполне успешные кейсы, но большинство из них используют синтезированную речь робота. Из-за этого качество их технологий отличается от нашего. По сути, мы считаем, что у нас конкурентов нет. Во всяком случае, мы в России не сталкивались с тем, чтобы… мы не видели в России каких-то компаний, которые делают что-то аналогичное. За рубежом такие стартапы есть, но массово в рынок они еще не вошли.

Павел Давыдов: Иван, а человек, который заказывает такую систему, может выбрать голос (мужской или женский), тембр?

Иван Шестаков: На самом деле мы работаем над технологией вообще клонирования голоса. В ближайшем будущем… сейчас пока еще наши технологии не доросли до этого уровня, но в ближайшем будущем можно будет клонировать голос абсолютно любого человека, даже ваш.

Павел Давыдов: Так вы нас оставите без работы! Вы понимаете, Иван? Я сейчас попрошу вас уйти из студии.

Иван Шестаков: Нет, вас конкретно мы не оставим без работы.

Павел Давыдов: Но радиоведущие точно останутся без работы, я чувствую.

Иван Шестаков: Не уверен. Все-таки важна человеческая харизма, важна гибкость ума, важна подстройка какая-то под слушателя. И пока роботу до этого далеко. То есть мы можем запрограммировать под какие-то линейные скрипты, не более того. Пока что.

Павел Давыдов: Но вместе с тем представители целого ряда профессий опасаются, что их вскоре как раз и заменят роботы. И как вы думаете, кто опасается больше всего? Правильно, представители колл-центров. По вашим прогнозам, как скоро это может случиться?

Иван Шестаков: Я думаю, это уже случилось, потому что во многих компаниях мы уже внедряем эту систему. Раньше люди пользовались голубями, почтовой службой, а сейчас есть электронная почта, но что-то никто не переживает, что почтальоны остались без работы. Люди найдут себе другое занятие, может быть, более по душе.

Павел Давыдов: Или будут обслуживать эти системы.

Иван Шестаков: Возможно.

Павел Давыдов: Иван, а теперь давайте вернемся к главному. Как появилась сама идея? И какой ресурс вам понадобился, чтобы воплотить ее в жизнь?

Иван Шестаков: Идея появилась следующим образом. У моего партнера есть лестничное производство, он делает лестницы в дома двухэтажные, деревянные.

Павел Давыдов: И там, наверное, сообщали: "Внимание, лестница №1, первая ступенька. Двигайтесь вперед"?

Иван Шестаков: Нет, не совсем. В любой компании остро стоит вопрос с продажами. Мы начали строить с ним отдел продаж, набирали людей. Люди приходили, начинали звонить, у них не получалось. Была текучка кадров, продаж было очень мало, было тяжело.

И у нас – у моего партнера и у меня – есть еще наш третий партнер, талантливый разработчик. Он сел и написал первый прототип робота. Мы решили поэкспериментировать и заменить просто людей на предзаписанные фразы. Выстроили маломальскую структуру диалога, запустили. И поняли, что наша технология работает не хуже, чем человек, примерно с такой же конверсией, с такой же эффективностью. И мы поняли, что нам надо не лестницами заниматься. После этого мы начали собирать и искать талантливых разработчиков. Благо, Новосибирск – это кладезь…

Павел Давыдов: Академгородок ваш известен с советских времен.

Иван Шестаков: Да. Соответственно, привлекали талантливых ребят, улучшали систему. Сейчас у нас работает кандидат наук, например. То есть мы очень много ресурсов, времени и сил вкладываем именно в команду.

Павел Давыдов: Но для этого нужны инвестиции. Вы, наверное, бизнес заинтересовали, чтобы они вкладывались в развитие вашего проекта?

Иван Шестаков: Ну, во-первых, у двух из трех членов нашей команды есть собственные бизнесы – у меня и у моего партнера по лестницам. Мы за свой счет финансировали компанию. А также мы заключили несколько договоров с довольно крупными игроками на рынке, которые оплачивают нам собственно разработку этого искусственного интеллекта. Соответственно, мы сейчас находимся в некоем поиске инвестиций, чтобы масштабировать нашу систему и выходить на международные рынки.

Павел Давыдов: Сегодня роботов повально используют ученые, программисты, маркетологи, продавцы, да кто угодно. Нейросети учат распознавать лица, рисовать, писать музыку. А на ваш взгляд, за какими технологиями будущее?

Иван Шестаков: Очень сложно что-то предсказывать на самом деле, но очевидно, что искусственный интеллект развивается, он помогает человеку. И за этими технологиями будущее.

Павел Давыдов: Выкрутились! Я думаю, что вам знакомы три закона робототехники Айзека Азимова (книги все читали в детстве), главный принцип которых – не навредить человеку. На ваш взгляд, как скоро мы будем внедрять в нашей стране эти законы, раз уж искусственный интеллект так быстро развивается, семимильными шагами?

Иван Шестаков: Вы знаете, я, к сожалению (а может быть, к счастью), не читал Айзека Азимова…

Павел Давыдов: Ох, не к счастью, поверьте. Там есть что почерпнуть, тем более изобретателям.

Иван Шестаков: Насколько я знаю, он писатель-фантаст.

Павел Давыдов: Конечно.

Иван Шестаков: И многие фантасты писали разные вещи. Так же, как Беляев, по-моему, писал про человека-амфибию или про голову профессора Доуэля. И всего этого нет. И я думаю, что технологии и человек будут жить в гармонии, потому что мы создаем технологии для того, чтобы упрощать нашу жизнь, а не для того, чтобы создавать конкуренцию.

Павел Давыдов: Иван, во времена СССР была такая шутка: "Новосибирский академгородок – это передний край советской науки. Дальше просто некуда". Что же, в очередной раз ученые из Новосибирска поразили не только Россию, но и мир. Уверен, за вами новые прорывные технологии, по крайней мере мы на них рассчитываем. Спасибо вам большое.

Иван Шестаков: Спасибо.

Павел Давыдов: У нас в гостях был сооснователь компании-разработчика искусственного интеллекта Иван Шестаков.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск