Командир поискового отряда «Солдаты Победы» Александр Смирнов: Нам надо дойти к ним и поднять из болот, из лесов, из корней, предать земле и установить их имена

Гости
Александр Смирнов
командир поискового отряда «Солдаты Победы»

Ангелина Грохольская: Здравствуйте, сегодня мы говорим о людях большой страны. Самый наглядный неоспоримый аргумент против войны – мемориальное кладбище: сыновья, мужья, братья, любимые и сильные мужчины в тысячах могил, ряды которых скрывает горизонт, но еще страшнее поля битвы с оставшимися в земле солдатами, в пылу войны их не успели похоронить, и до сих пор они остаются безвестными героями. О работе поисковиков Волгоградской области, где проходила Сталинградская битва, в материале нашего корреспондента Натальи Игнатовой.

СЮЖЕТ

Ангелина Грохольская: Поисковое движение в нашей стране, как система, патронируемая государством, появилась в 1988 году, а в 2013 была создана организация «Поисковое движение России», на сегодняшний день самое масштабное, она объединяет более 42000 человек, отделения есть во многих регионах, в том числе и в Костромской области и сегодня в нашей студии командир отряда «Солдаты Победы», который также входит в состав всероссийского движения, Александр Смирнов. Александр Александрович, здравствуйте!

ПРОФАЙЛ

Ангелина Грохольская: Александр Александрович Смирнов – краевед, председатель Буйского историко-родословного общества, командир поискового отряда «Солдаты Победы», родился в посёлке Гагарино Буйского района Костромской области, много лет преподавал историю в школе и всегда занимался общественной и патриотической работой. Александр Смирнов создал многосерийный видеопроект «Забытые деревни», им составлены десятки родословных земляков, собрано около 700 фотографий участников Великой Отечественной Войны. Александр Александрович, скажите, пожалуйста, сколько лет Вы занимаетесь поисковой работой?

Александр Смирнов: Поисковый отряд «Солдаты Победы» был создан в 2013 году, а в 2014 году в апреле была совершена первая поисковая экспедиция.

Ангелина Грохольская: Куда была эта первая поисковая экспедиция, помните хорошо, как это происходило?

Александр Смирнов: Да, я в то время работал организатором внеклассной работы в школе № 2 города Буя и поскольку сам собирался, предложил ребятам, и ребята согласились – отряд в составе пяти человек выехал в Новгородскую область, Чудовский район, деревня Мостки – это район Мясного Бора, события связаны со 2-ой ударной армией, котёл, в который она попала и практически не осталось солдат выживших в этом котле. В этой экспедиции были найдены и подняты 6 военнослужащих Красной армии.

Ангелина Грохольская: А Вы помните свои ощущения, может быть, чувства, эмоции, когда… это же был Ваш первый выезд, правильно?

Александр Смирнов: Да.

Ангелина Грохольская: Вы впервые работали на земле, и останки Вы поднимали впервые, вот, когда находишь, когда ты понимаешь, что это останки живого когда-то человека, героя, который здесь воевал, вот что?..

Александр Смирнов: Мне, наверно, всё-таки легче было это воспринимать, поскольку отряд состоял из ребят, они очень переживали, но, в общем-то, привыкли и осознали, что это надо делать, поскольку предстоит захоронение уже с воинскими почестями. Конечно, когда находишь бойцов… они же разные: есть санитарные захоронения, то есть сбросы, когда после боя бойцы остались просто на поле сражения, и потом местные жители их собирали, стаскивали уже порой разлагающиеся тела, есть верховые бойцы, которые во время боя остались на поле боя и их только листьями, тонким слоем почвы, может быть, 5-10 сантиметров припорошило, и они так и лежат там… каска, «Мосинка», винтовка, порой в руках, гранаты, то есть шел бой, и они погибли, конечно, пытаешься… у поисковиков, действительно, присутствует там определенная мистика – пытаешься разговаривать с солдатом, и как бы не ты нашел солдата, а солдат нашел тебя, поскольку у нас такое ощущение, что они ждут нас, и когда находишь его в воронке, как бы разговариваешь с ним… где-то его сердце, где-то его… где-то пуля, которая его пробила, пытаешься выяснить, а порой там кисет с махоркой, кошелёк, какие-то мелочи и вспоминаешь такую легенду о том, что мелочь должна быть, им выдавали местные в деревне, когда были проводы, чтобы он вернулся, поскольку долг не отдашь – не должен умирать, то есть идет общение с солдатом, помимо того, что эксгуматоры выполняют свою работу. Мы, как похоронная команда, похоронная команда без всякого пафоса, без высоких слов, что «мы делаем великое дело» – мы просто идем за передовыми подразделениями, которые ушли от нас на 70 и больше лет и нам надо дойти к ним и поднять из болот, из лесов, из корней, предать земле и установить их имена – это очень сложно, поскольку очень редко попадаются с мёртвым медальоны, а если попадаются, то порой нечитаемые. Последняя экспедиция на Зайцевой горе, на горе смерти, это Варшавское шоссе, мы подняли лагерем, который там находился, порядка 60-90 человек нас было из разных регионов России, в том числе и костромской отряд – 73 бойца и было найдено только 2 медальона, причем они нечитаемые, но есть надежда, что имена будут установлены, поскольку сейчас всё-таки техника позволяет установить имя бойца, и 1 подписанная ложка, то есть именная ложка – вот и всё, из 73-х есть шансы восстановить судьбы только трёх солдат.

Ангелина Грохольская: А как, каким образом работа дальше продолжается, потому что, я так понимаю, что Вы занимаетесь и судьбами солдат, у Вас даже есть такой проект «Судьба солдата» ?..

Александр Смирнов: Поскольку я занимаюсь краеведением, краеведение и поиск неразрывно связаны: псковские поисковики с помощью краеведов установили судьбу экипажа танка КВ-1, 7 июля, то есть 2 недели практически прошло, наши отступали, танк сломался, его ремонтировали, но всё равно оказались в немецком окружении, немцы уже были на броне танка, и танкисты взорвали танк – самоподрыв, и среди экипажа был наш земляк, Николай Александрович Сорокин, 1915 года рождения, учитель, закончивший Галичское педагогическое училище, и вот с помощью как раз краеведов и местных жителей… действительно, это был случай такой, и после того, как был подрыв танка – там погибло 10 фашистских солдат, и фашисты расстреляли в соседней деревне столько же. И нам удалось найти дочь, она живет в городе Буе, Маргарита Николаевна Смирнова, слёзы и волнение, конечно, огромнейшее, наш отряд, в том числе вместе с костромскими поисковиками, установил на месте подрыва памятную доску в честь подвига нашего земляка, а псковские поисковики установили там памятник – теперь это место обозначено на шоссе. Но бывают и долгие поиски и неизвестно окончатся они успехом или нет, вот сейчас мы ищем летчика, который родился в деревне Толстопятова – это Ликурга, древняя волость наша Буйская, Виноградова Михаила Владимировича, их бомбардировщик ДБ-3 был подбит, и поисковики нашли его на пятиметровой глубине в болоте, среди членов экипажа был и наш земляк, но, к сожалению, его семья уехала из наших мест, и мы пока не можем найти никаких сведений.

Ангелина Грохольская: У нас сейчас есть реальный шанс обратиться к телезрителям: дорогие телезрители, если вы слышите фамилии или названия мест, про которые Александр Александрович говорит, если вдруг что-то знакомо, напишите нам в программу или найдите в интернете контакты отряда из Костромской области, город Буй, напишите нам: bs@ptvr.ru, мы обязательно всё передадим, если вдруг сейчас что-то совпало, и вы чувствуете, что это ваша история. Александр Александрович, сейчас очень много и в средствах массовой информации, и в школах… такая модная тема, мне кажется, патриотизма стала, но немногие могут объяснить, сказать, вообще, что такое патриотизм, для Вас патриотизм – это что?

Александр Смирнов: Я соглашусь, я тоже не знаю, как его обозначить – это духовная категория, понимаете, это, как верующий человек, патриот, вот моему дяде, Ивану Петровичу, 20 лет было, когда он погиб на фронте, он деревенский парень был, он не знал, что такое патриотизм, но вершина патриотизма – это, наверно, самопожертвование, за Родину отдать свою жизнь. Моя деятельность имеет разные направления, но я считаю, просто я пытаюсь быть хранителем истории, во мне-то война на генетическом уровне, поскольку мои родители, мой дедушка, мой дядя… когда я приходил к ним в дом, мои двоюродные сестры стирали бинты, гладили их и сворачивали в рулончики, поскольку нога у инвалида Великой Отечественной Войны Бонокина Василия Александровича до конца жизни не заживала, рана, которую он получил под Ленинградом, то есть все друзья наших родителей, ну, мы жили среди фронтовиков, сейчас фронтовиков нет, я считаю, что ближе всех к войне находятся поисковики, поскольку они именно не по какому-то должностному указанию, очень много поисковиков, которые берут отпуск специально, зарабатывают деньги, чтобы купить снаряжение, чтобы выехать и принять участие в этих поисковых экспедициях. Я когда в первой экспедиции был, уважаемый мной поисковик Александр Савельев из Рыбинска, у него есть такое прозвище «Шрек» поскольку он главный специалист по болотам лесного бора, подъёму именно из болот, он сказал: «Смотри, Сан Саныч, заболеешь».

Ангелина Грохольская: Да поисковая работа – это диагноз.

Александр Смирнов: Пока болезнь не лечится, но, к сожалению, наши ряды в конкретном моем случае больше не становятся, с трудом и тяжело, буквально вчера общался с ребятишками, которые стали юнармейцами в красивой форме, спрашиваю: «Почему поисками не занимаетесь?». Они сказали: «А нам никто не предлагает, нам никто не рассказал». Я говорю: «Давайте я вам расскажу». Важно, чтобы попался на их пути человек, который…

Ангелина Грохольская: Который их заразит этой болезнью…

Александр Смирнов: Мне, к сожалению, до 57 лет никто об этом не рассказал, и мои друзья из Ярославского историко-родословного общества, которые являются одновременно и членами поискового отряда «Высота-76» из Ярославля, как раз сказали: «Поехали». Вот тогда были первые экспедиции.

Ангелина Грохольская: Александр Александрович, спасибо Вам огромное за беседу и спасибо Вам от всей души, низкий Вам поклон за Вашу работу. Мы назвали нашу беседу «Возвращённые имена» – вот за эти возвращённые имена Вам огромное спасибо, и пусть, конечно, состав поисковых отрядов становится больше, спасибо!

Александр Смирнов: Будем надеяться, спасибо!

Ангелина Грохольская: В нашей студии был командир отряда «Солдаты Победы» Александр Смирнов.