Владимир Вагин: Людей не надо подталкивать, они сами будут контролировать то, во что вложили хотя бы копейку своих денег
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/kto-v-dole-20750.html
Ангелина
Грохольская: Дефицит региональных бюджетов становится основной проблемой. На
конец прошлого года долг субъектов составил почти 3 триллиона рублей. Из
федеральной казны направят 1,5 триллиона, но это ли выход? Эксперты предлагают
регионам не надеяться только на правительство, а повышать эффективность
собственных расходов. Каким образом? Ответ прост: к формированию бюджета и
решению вопросов местного значения привлекать активных граждан.
О
народном бюджете и его эффективности поговорим сегодня с руководителем Центра
инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института
Минфина России Владимиром Вагиным. Владимир Владимирович, здравствуйте.
Владимир
Вагин: Здравствуйте.
А.Г.:
Ох, на какую тему, мне кажется, мы с вами замахнулись! Осилим ли?
В.В.:
Это только слова трудные, а на самом деле все это очень понятно.
А.Г.:
Хорошо, тогда будем надеяться на вас, что вы все нам понятно и просто
расскажете. Все проекты, которые предполагают привлечение граждан к
рассмотрению бюджета, объединены, насколько я понимаю, этим единым термином –
"инициативное бюджетирование". Что это значит?
В.В.:
Это наш термин, которым мы называем первый этап развития процесса, который
известен во всем мире как "партисипаторное бюджетирование".
Действительно, это страшное слово для выговаривания, но тем не менее это слово
означает очень простую вещь – оно означает участие граждан. В нашей стране в
2007 году (уже без малого 10 лет назад) началась очень любопытная практика,
которая позволяла гражданам участвовать в определении приоритетов бюджетных
расходов и в реализации тех проектов, которые были выбраны на основании этих
приоритетов.
А.Г.:
Давайте сразу уточним: что за граждане, кто это? Потому что это такое общее
название – "граждане". Мы все граждане. И формирование каких
бюджетов?
Для решения запущенных проблем можно использовать Программу инициативного бюджетирования
В.В.:
В данном случае речь идет, конечно же, о решении вопросов местного значения.
Это не федеральная повестка, а это решение вопросов местного значения. У нас,
если посмотреть вокруг, в местах, где мы живем, очень часто можно увидеть
неухоженную детскую площадку, можно увидеть разрушенные тротуары, отсутствие
дороги и много-много других проблем, которые нас очень задевают. К сожалению,
очень часто эти проблемы долгое время не решаются.
Так вот, для того,
чтобы были решены такие проблемы, которые нас очень беспокоят, но не решаются
длительное время по каким-то причинам, можно и организовать с помощью
инициативного бюджетирования решение этого вопроса. Сложность в том, что не
каждый регион сегодня готов к тому, чтобы организовать такого рода процесс у
себя в регионе, у себя в субъекте федерации. Для того чтобы это было
организовано, необходимо, как мы говорим, выстроить инфраструктуру этих
проектов, чтобы были консультанты, которые расскажут об этом, научат этому. Для
чего это нужно? В первую очередь для того, чтобы региональный бюджет, бюджет
субъекта федерации мог выделить некоторую часть средств (обычно до половины) в
проекты, которые люди выбрали и которые хотели бы решить самостоятельно. Но
государственные деньги здесь играют уже не полностью роль – не на 100%, а лишь
на 50%.
А.Г.:
С 2007 года у нас эта программа работает, начала работать. Я знаю, что в
некоторых регионах она стартовала и существует, в общем-то, до сих пор – 10 лет
уже. Какие это регионы? И давайте на практике, прямо на примерах – как это
сделать удалось?
В.В.:
Наверное, надо сказать вообще о том, какие практики существуют в России. Мы
говорим о трех основных практиках, которые нам известны сегодня. В первую очередь
это Программа поддержки местных инициатив, которую организовал Всемирный банк в
Российской Федерации. На сегодняшний день это одна из самых эффективных
социальных программ.
А.Г.:
И она сама первая?
В.В.:
Она самая первая, действительно. И сделана она была в России российскими
консультантами. Это большое достижение. Другая практика – это, как мы называем,
каноническое партисипаторное бюджетирование. Его реализует Европейский
университет в Санкт-Петербурге. Они его делают так, как делают его на родине
партисипаторного бюджетирования – в Латинской Америке. В общем, оно
соответствует полностью тому, что мы знаем как канонический пример. И есть
практики, которые попытались в 2010–2011 годах реализовать партия "Единая
Россия" и Общенародный фронт. К сожалению, эти практики не были поддержаны
в большом количестве регионов, и поэтому осталось лишь несколько регионов, в
которых в том или ином виде они сохранились.
А.Г.:
Это программа "Народный бюджет", по-моему?
В.В.:
Это "Народный бюджет", "Народные инициативы" – достаточно
широко известные термины. Пожалуй, наибольшего успеха добились в плане
реализации этих практик Тульская область и Иркутская область. А если говорить
про Программу поддержки местных инициатив, то она реализована сегодня в 8
субъектах федерации, и это фактически по всей России.
А.Г.:
Но это же очень мало.
В.В.:
Это очень мало. И как раз с этой целью мы в этом году существенно расширяем
количество участников-регионов. Мы только сейчас начали реализовывать
соглашение, которые было подписано Министерством финансов и Всемирным банком.
Мы провели семинары, буквально недавно был первый установочный семинар. И
теперь количество регионов, в которых будут реализовывать инициативное
бюджетирование, перевалило за 20. У нас 23 региона отобрано в этом году. В
следующем году еще добавится не меньше 10 регионов.
А.Г.:
Вы говорите, в Ставрополе в 2007 году началось, в первом регионе, он был
пилотный. До сих пор действует?
В.В.:
До сих пор действует. И, знаете, я совсем недавно был в Ставропольском крае, в
Арзгирском районе, в селе Родниковском – родине первого проекта, который был
реализован в России.
А.Г.:
Начали с маленького – с села.
В.В.:
Вы знаете, это вообще самая неблагополучная часть Ставропольского края –
восточный район. 10 лет назад оттуда уезжали люди, был отток населения очень
большой. Собственно говоря, ради этого и была организована эта программа. Я
приехал туда через 10 лет поступательного развития этой программы в этом
конкретном селе Родниковском. Сегодня это совершенно другое село! Из этого села
не уезжают. 1000 жителей, но свободных домов в продаже нет.
А.Г.:
Изменилось отношение, наверное, к тому месту, где живут?
Жители ставропольского села Родниковское построили самое удивительное из того, что я видел. Они называют это Домом приемов
В.В.:
Отношение – да. Они не хотят больше жить с лужами. Мы были весной ранней. Летом
там 50 градусов бывает, и, конечно, ничего этого нет. Но они стали нетерпимо
относиться к какому-то беспорядку. Они построили своими силами спортзал у
школы. Они построили своими силами площадь. Они построили самое удивительное,
что я не видел нигде, они называют это Домом приемов. 1000 граждан, 1000
человек живет в этом селе. Так вот, Дом приемов – это то место, где они
проводят свадьбы, где они проводят дни рождения, где они празднуют юбилеи. И,
вы знаете, я не в каждом городе видел такое здание, как в селе Родниковском.
А.Г.:
Я вообще первый раз слышу.
В.В.:
Правда. Это действительно достойно того, чтобы увидеть.
А.Г.:
Как это происходит на практике? Вот формируется бюджет, допустим, какого-то
района или сельского поселения, небольшого города. Он формируется. Должны быть
общественные слушания? Или из инициативных граждан должна создаваться какая-то
общественная организация, группа? Расскажите схему.
В.В.:
Субъект федерации, в котором приняты постановления о том, что там запущена
Программа инициативного бюджетирования, в нём принят целый ряд нормативных
документов, которые обеспечивают прохождение всей процедуры. По большому счету,
инициативное бюджетирование – это правильно организованные слушания, когда люди
приходят и говорят: "А что бы нам хотелось изменить?" После того как
собираются эти группы людей, которые хотят реально что-то изменить, возникает
ситуация конкурса между этими проектами: а какой из проектов лучше? И выбирают
не чиновники, какой проект лучше, а выбирают сами люди. Люди приходят и, в
общем-то, договариваются о том, что именно этот проект заслуживает поддержки в
первую очередь.
А.Г.:
То есть: "Сегодня мы построим дорогу. А, допустим, строительство парка мы
отложим на следующий год"?
В.В.:
Совершенно верно. Люди выбирают этот объект. И еще одна очень важная, может
быть, даже важнейшая вещь – люди не просто голосуют за приоритет бюджетных
расходов, а они еще и готовы софинансировать, платить часть денег для того,
чтобы эти проекты реализовались.
А.Г.:
Мы сегодня неслучайно даже нашу с вами беседу назвали – "Кто в
доле?". То есть в доле здесь может быть и муниципальный бюджет, и
региональный, возможно, и сами граждане. Сразу ставлю под сомнение. Не придет
же мэр города и не скажет: "Ребята, давайте скинемся на дорогу, потому что
у меня в бюджете нет денег"?
В.В.:
Вы знаете, есть такой давно известный механизм, он существует в федеральном
законодательстве – самообложение. Самообложение регулярно возникает в качестве
такой задачи, которую нужно бы реализовать для того, чтобы решить какие-то
проблемы с помощью денег населения. Чем отличается то, чем мы занимаемся
(софинансирование в инициативном бюджетировании), от самообложения? Очень
простой вещью: мы не просто собираем деньги, а мы людям говорим о том, как мы
их тратим. И, более того, мы предлагаем им поучаствовать в процессе того, как
этот проект будет реализован. Если вы просто сдаете деньги, вы воспринимаете
это как самообложение.
А.Г.:
Когда через 30 лет вам что-то там отремонтируют.
В.В.:
У вас взяли, и кто-то умный за вас что-то делает, а вы только следите за тем,
что происходит, не понимая. А если вы участвуете в этом процессе от начала и до
конца, отношение к этому становится совсем другое. Вот Тверская область, есть
очень хороший пример. В Тверской области самый высокий процент софинансирования
гражданами проектов инициативного бюджетирования.
А.Г.:
Какие проекты реализованы?
В.В.:
Водоснабжение, дороги, ремонт домов культуры – это первое в очередности. В
каждом регионе свои особенности возникают. Совершенно неожиданным образом в
Башкортостане выявилась серьезная проблема, сейчас мы видим ее и в других
регионах тоже. Сначала захотели люди построить ограду вокруг кладбища.
Благоустройство кладбища – кто замечает эту проблему? Это всегда как-то само
собой происходило. Оказывается, это очень сильно беспокоит людей. И люди
согласились не просто проголосовать за решение этой проблемы, но и
профинансировать, софинансировать такого рода задачу.
А.Г.:
Какие перспективы у этого проекта? За 10 лет все-таки мало регионов включено.
Чиновники уже видят, что не надо людей подталкивать, не надо людей контролировать, а они сами будут контролировать то, во что вложили хотя бы копейку своих денег
В.В.:
Мало регионов, потому что это развивалось само собой. И действительно
консультанты Всемирного банка (это небольшая группа) занимались в тех регионах,
которые им удавалось убедить в этом. Но год назад появился Центр инициативного
бюджетирования в Научно-исследовательском финансовом институте. Сейчас появился
Федеральный координационный центр на базе этого центра. И в рамках соглашения у
нас появляется наконец возможность действительно очень сильно продвинуть этот
процесс.
Мы видим, как меняется
отношение людей, чиновников, региональных министров финансов, замминистров
финансов, когда они видят тот потенциал, который скрыт в этом процессе, когда
они видят, что не надо людей подталкивать, не надо людей контролировать, а люди
сами будут контролировать то, во что они вложили хоть копейку денег. Это все
развивается стремительно. Отношение к этому меняется стремительно. И мы очень
довольно тем, что уже четверть регионов, четверть субъектов федерации выбрали
для себя инициативное бюджетирование. И нисколько не сомневаемся, что через
год-два количество регионов удвоится. А это будет очень весомая величина.
А.Г.:
Будем надеяться, что так оно и произойдёт. Пожалуй, еще такой заключительный
вопрос. Насколько мы финансово грамотны? Ведь здесь, чтобы решать судьбы
бюджета, нужно понимать, как все это делать, куда расходовать и сколько
вкладывать.
В.В.:
Проблема эта уж не такая и большая. И ограничения у проектов существуют. На
селе они, как правило, не могут превышать 2 миллионов рублей, в городе – не
больше 3 миллионов рублей. И люди могут договориться. Причем, когда считают,
сколько будет стоить этот проект, то он всегда стоит в разы меньше, чем этот
проект посчитан кем-то другим. И это всегда вызывает большое удивление. Потому
что люди понимают, что детскую площадку можно сделать, если ты втридорога у
кого-то купишь, или же если все вместе мы выйдем и сделаем это вместе, купив
это совсем за другие деньги, нежели чем это было в проекте. И здесь никакая
финансовая грамотность особая не нужна.
Следующим этапом, когда
люди начинают понимать, что "мы с помощью государственных денег из
регионального бюджета, с помощью своих, муниципальных денег создали этот
проект", они начинают интересоваться, а как расходуются муниципальные
бюджеты, а откуда там эти муниципальные средства берутся. Очень важно сегодня
помнить о том, что действительно нарастает дефицит региональных бюджетов. Мы
ведь никаких дополнительных денег не просим. То, что мы предлагаем, – это
просто другой механизм расходования тех же самых средств, который гораздо
эффективнее, нежели чем то, что сегодня есть в наличии.
А.Г.:
Владимир Владимирович, спасибо вам огромное. Я думаю, что мы с вами встретимся
где-нибудь через год, и вы нам расскажете, сколько еще регионов включились в
эту программу.
В.В.:
С удовольствием.
А.Г.: Спасибо огромное. О том, как сделать
региональный бюджет эффективным и почему важны инициативы на местах, мы
говорили с руководителем Центра инициативного бюджетирования
Научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимиром
Вагиным.
Владимир Вагин: Людей не надо подталкивать, они сами будут контролировать то, во что вложили хотя бы копейку своих денег