Анна Серебрякова: Ограничения – это у взрослых. А дети просто общаются друг с другом

Гости
Анна Серебрякова
заместитель руководителя инклюзивного театра кукол «Надежда»

Павел Давыдов: "Творим и показываем спектакли!" – это девиз детского инклюзивного театра кукол "Надежда" из Ижевска. Он объединяет несколько семей, воспитывающих как здоровых детей, так и ребят с ограниченными возможностями здоровья. Уже несколько лет этот сплоченный творческий коллектив шьет игрушки, делает декорации, читает пьесы, занимается актерским мастерством, ставит и показывает спектакли. А главное – помогает детям и их родителям почувствовать себя нужными обществу, в котором место есть для всех. Правда, вход в него иногда можно отыскать лишь через кукольный мир.

О нем мы сегодня и поговорим с Анной Серебряковой, заместителем руководителя инклюзивного театра кукол "Надежда". Анна, здравствуйте.

Анна Серебрякова: Здравствуйте.

П.Д.: Давайте вернемся в 2013 год. Как и когда появился инклюзивный театр кукол? Какие события этому предшествовали?

А.С.: У нас есть форум, на котором в том числе есть ветка для особых родителей. И там прошла такая новость, что женщина, ставшая недавно инвалидом, набирает группу для обучения мастерству такого плана как шитье – ну, кто что сможет, по крайней мере, пока собраться и посмотреть друг на друга. Когда мы собрались (встреча была назначена в театре кукол), мы друг друга совершенно не знали. Пять семей откликнулось. Нам провел экскурсию Константин Мехряков, который теперь и является собственно нашим руководителем. Он актер театра кукол. Собственно, так и мы начали потихоньку, шаг за шагом, стежок за стежком. Сначала просто учились. Кто-то где-то учился шить, кто-то уже что-то более глобальное делал. Собственно, так и появилась идея спектакля.

П.Д.: Чтобы лучше понять важность вашего инклюзивного проекта, конечно же, нужно посетить хотя бы один спектакль. Но у телезрителей такой возможности нет, поэтому мы рассчитываем, что вы нам поможете. Как работает этот театр?

А.С.: Сначала мы выбрали пьесу. Тоже читали несколько вариантов, выбирали, думали, кто что сможет сыграть. Выбрали "Как котенок научился мяукать". Начали шить куклы. У каждого были свои трудности, кто-то где-то к кому-то обращался. И Надежда, которая нас собрала изначально, она как человек, умеющий шить и понимающий образ куклы в данном случае, конечно, нам подсказывала. Так постепенно появились герои, появились наши куклы, и мы начали ими играть.

П.Д.: Анна, как известно, театр начинается с вешалки. А ваш театр, как мне кажется, начинается с людей. Расскажите о них.

А.С.: Изначально это было пять семей. Галина, у которой дочка Татьяна. Ксения с дочкой Кирочкой. Елена с сыном Глебом. Виктория с дочкой Анечкой. Ну и у меня двое детей, они обе играют, у меня две дочери.

П.Д.: Сегодня у вас в репертуаре два спектакля – "Как котенок научился мяукать" и "Теремок". Уверен, работа над каждым из них заслуживает отдельной беседы. Но если коротко, то насколько сложен был этот процесс создания таких спектаклей?

А.С.: Сложный, сложный. Первый год мы вообще привыкали просто друг к другу. Если Кира, например, просто боялась нас, боялась людей, то где-то через месяца два, может быть три, она стала подходить, она стала обращаться – в общем, прошел какой-то сдвиг в плане общения. Первый спектакль только после первого года мы смогли поставить и действительно показать сначала своим близким. Второй спектакль быстрее получился – где-то за полгода примерно.

П.Д.: А как можно попасть в ваш театр, много ли желающих и кто зритель?

А.С.: Зрители совершенно разные. Конечно, мы приглашаем друзей, друзья приглашают друзей. Про нас рассказывают в том числе и на нашем телевидении, и в соцсетях – и появляются желающие, кто хочет нас посмотреть. Да, к нам приходят, когда тоже так же узнают, тоже так же видят нас. Не все остаются, не все понимают, что это работа.

П.Д.: Даже так? Люди встают и уходят?

А.С.: Нет, они приходят на одно-два занятия, но есть, видимо, какие-то свои, может быть, жизненные приоритеты… Я не знаю, как это назвать. Мы прекрасно понимаем, что действительно не у всех это складывается.

П.Д.: А труппа вашего театра увеличивается?

А.С.: Да. Начинали мы с пяти семей, а теперь у нас двенадцать семей. Мы стараемся, конечно…

П.Д.: Это была целенаправленная задача или так сложилось само?

А.С.: Так складывается само, да.

П.Д.: За три года работы вы становились победителями в разных конкурсах и фестивалях. А что вам дает участие в разных подобных мероприятиях? Это возможность заявит о себе или вопрос мотивации?

Мы стараемся показать, на что способен каждый наш ребенок. И утверждаем каждого ребенка в его возможностях, чтобы он понял, что он это может.

А.С.: Это и то, и другое. Конечно, мы говорим о себе, мы стараемся продвинуть нашу идею. В принципе, сейчас много таких людей, кто объединяет театральную деятельность с возможностями реабилитации, потому что это действительно помогает. И мы заявляем о себе, конечно. Мы стараемся показать каждого нашего ребенка, на что он способен, что он может. И утверждаем каждого ребенка в его возможностях, чтобы он понял, что он это может.

П.Д.: Любая труппа выезжает на гастроли. У вас подобная возможность есть?

А.С.: С одной стороны, ее как бы нет, потому что финансово у нас нет такого постоянного спонсора. Нам помогает Всероссийское общество инвалидов, наше удмуртское региональное отделение. Но, скажем, деньги на первую поездку в Чебоксары мы собирали всем миром – кто насколько откликнулся. Но тем не менее поездка состоялась.

П.Д.: Сегодня говорят, что благотворительность не так активна, как несколько лет назад. На своем примере – как вы решаете такие проблемы, как вы ищете спонсоров, к кому обращаетесь? Может, государство вам помогает как-то?

А.С.: От государства пока мы не увидели какой-то такой конкретной заботы. Нам предлагается социальное предпринимательство. Нас приглашают на различные мероприятия, с этим связанные. Пока у нас нет такой возможности, просто физически у нас нет таких людей, кто бы мог этим заняться. Это сложно.

П.Д.: Анна, а как вас встречают в других городах?

А.С.: Очень тепло. Мы были в Тюмени этой весной. И от отеля, вернее, от хостела до театра мы ездили на обычном автобусе, то есть городской транспорт. Специфика детей такая, что мы очень шумные. Мы заходили в автобус – и все начинали улыбаться. Потому что дети очень непосредственно спрашивают: "А что это? А где это? А как мы пройдем до моста Влюбленных? А куда мы поедем вечером? А мы будем сегодня выступать?" Каждый рассказывает про себя, и людям это интересно. Это здорово было.

Изначально деткам с аутичностью, например, было сложно воспринять, что кукла – это образ, что через куклы ты можешь о чем-то рассказать, то с каждым занятием все больше и все лучше получается.

П.Д.: Анна, за несколько лет работы вашего театра у вас есть понимание, как участие в этом театре особых детей меняет их подход к восприятию жизни? Вот что происходит с ними, когда они прикасаются к творчеству? А ведь это творчество.

А.С.: У них есть интерес, и он с каждым разом все больше, наверное, как-то и проявляется, и просыпается. Если изначально деткам с аутичностью, например, было сложно воспринять, что кукла – это образ, что через куклы ты можешь о чем-то рассказать, то с каждым занятием все больше и все лучше получается. Это здорово.

П.Д.: Ваш проект инклюзивный – на равных в нем участвуют и здоровые ребятишки, и дети с ограничениями. А вот как они между собой общаются?

А.С.: У них не возникает такого вопроса, где ограничения.

П.Д.: То есть это больше у взрослых сейчас?

А.С.: Да, это практически всегда только у взрослых. А они просто общаются между собой. Если моя старшая дочь, например, не слышит, то другой ребенок может подойти (изначально так было) и спросить: "А она не слышит? Совсем не слышит? А как я могу ей сказать?" Я говорю: "Ты можешь нарисовать, например. Ты можешь показать. Если тебе хочется куда-то ее сводить – возьми за руку и своди".

П.Д.: Вообще инклюзивные проекты, особенно для детей с ограничениями по здоровью, требуют определенного подхода, неких навыков, знания психологии. Скажите, а сотрудники театра имеют ли такую подготовку? Или они так же, как и дети, учатся в процессе?

А.С.: Учимся в процессе все. Например, девочки пошли гулять с моей дочерью (напомню, что она не слышит), пошли гулять по Тюмени. И они не понимали, что значит идти с глухим человеком. То есть они просто останавливаются, потому что понимают, что нужно сесть в автобус, а моя идет дальше. Ее нужно было предупредить заранее. Ну, это приходит в процессе.

П.Д.: Анна, а как вы считаете, общество сегодня меняется, меняет свою точку зрения, свое восприятие особых детей?

А.С.: Да, это чувствуется. Если раньше могли отмахнуться, когда человек рядом спрашивает "Подскажите, какая цена?", например, то теперь понимают, что действительно плохо видит и ему просто не видно, сколько там, какая цена. Гораздо более спокойнее и терпимее относятся.

П.Д.: Анна, вы сказали, что вам помогает местное общество инвалидов. А как к вашему инклюзивному театру относятся представители театрального сообщества Ижевска – помогают или не замечают?

А.С.: Нет, помогают. Мы тоже видим эту помощь. Те же костюмеры нам подсказывают, те же декорации… Мы же не понимаем, что в результате может получиться, а они знают, где и что правильнее сшить.

П.Д.: Все-таки они профессионалы.

А.С.: Да. Сошьем-то мы сами, например, но нам нужно понять, что это будет крепиться и потом как-то ставиться на сцене.

П.Д.: Анна, вы бываете в других регионах России, общаетесь с коллегами. А есть ли подобные инклюзивные театры в других городах страны?

А.С.: Да, они есть. У нас собственно в Ижевске тоже есть организация "Ассоль". У них есть свой инклюзивный театр, но он скорее драматический, я бы сказала. Появился недавно инклюзивный театр "Танцы на колесах". В общем-то, даже в Ижевске их несколько. И по Удмуртии они тоже есть. Когда у нас был концерт, посвященный трехлетию, к нам приезжал целый коллектив из Камбарки, это город рядом с Ижевском. И сколько мы ездим, мы видим, что есть такие коллективы.

П.Д.: Вы наверняка общаетесь с коллегами как раз в ходе этих поездок. А какие проблемы для инклюзивных организаций сегодня выходят на первый план?

А.С.: Конечно, это финансирование, потому что люди-профессионалы все-таки заняты своей основной работой. На наши просьбы они, конечно, откликаются, но нам самим жутко неудобно, понимая, что мы не сможем оплатить в полной мере, а люди тратят на нас свое время и свои силы. Финансово – конечно, есть такое. И своя занятость тоже играет большую роль.

П.Д.: Я прочитал информацию, что, прежде чем появился ваш театр, вы долго искали помещение. В результате вы его нашли. Сегодня проблем с помещением нет, правильно ли я понимаю?

А.С.: С одной стороны, проблема с помещением решена, но…

П.Д.: Не до конца, да?

А.С.: Это помещение театра кукол, оно проходное. То есть мы, получается, должны выбирать такое время, когда мы не мешаем основным актерам.

П.Д.: То есть вам нужно свое независимое помещение?

А.С.: Да, нам хотелось бы.

П.Д.: А каким вы видите будущее вашего инклюзивного проекта?

А.С.: Хотелось бы развиваться. Хотелось бы ставить еще спектакли, несколько спектаклей. Хотелось бы, чтобы появилось какое-то финансирование. Мы прекрасно понимаем, что брать деньги с таких же, как мы, с семьи – это все-таки будет тяжело для каждой из семей. Хотелось бы, чтобы был свой дом. Ну и чтобы все детки были здоровые и всегда посещали наши занятия.

П.Д.: И главное, что двери театра всегда открыты для новых семей.

А.С.: Да, конечно.

П.Д.: Анна, хочу вас поблагодарить за участие в нашей программе и сказать отдельное спасибо вам, вашим друзьям и коллегам за то, что вы даете возможность особенных детям почувствовать себя равными среди своих сверстников, а главное – открываете глаза обществу, которое зачастую не хочет видеть или не может увидеть, что людям с ограничениями в нашей жизни приходится очень тяжело. Им фактически каждый день приходится доказывать свое право на жизнь. Спасибо вам большое.

А.С.: Спасибо.

П.Д.: У нас в гостях была Анна Серебрякова, заместитель руководителя инклюзивного театра кукол "Надежда" из Ижевска. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск