Игорь Шатунов: Идя в магазин, купить лишнюю упаковку макарон или гречки для нуждающихся – это доступно практически каждому

Гости
Игорь Шатунов
руководитель проекта «Дари еду»

Павел Давыдов: Любой из нас, совершая покупки, может помочь другим нуждающимся людям. В России появился новый благотворительный формат. Небольшой красочный ящик, установленный в супермаркете, – посредник между теми, кто готов помочь, и теми, кому эта помощь нужна. Проект "Дари еду" собирает продукты питания и передает их многодетным семьям, матерям и отцам-одиночкам, пожилым людям и инвалидам.

У нас в гостях – руководитель благотворительного проекта "Дари еду" Игорь Шатунов. Игорь, здравствуйте.

Игорь Шатунов: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Ваш проект, как я понимаю, вырос из социального эксперимента, который организовала группа энтузиастов во главе с вами. Что это была за акция? И как она превратилась в благотворительный проект?

Игорь Шатунов: Все началось с разговора с моим нынешним партнером по проекту Алисой. Мы обсуждали, как по-разному относятся к проблемам друг друга в больших и малых городах. В малых городах люди более чутко относятся к проблемам друг друга. В больших городах из-за нехватки времени люди чаще помогают деньгами, но не углубляются в суть проблем. И пришла в голову идея: раз в регионах помогают не только деньгами, но и продуктами, одеждой и так далее, то попробовать сделать социальный эксперимент, установить специальный бокс на территории торгового центра рядом с продуктовым магазином и посмотреть, будут ли люди жертвовать. И вообще как это…

Павел Давыдов: Будет происходить.

Игорь Шатунов: Да, какой эффект это вызовет. Мы поставили первый бокс – и буквально за неделю он был заполнен полностью. И мы поняли, что эта идея актуальна, она работает. И от эксперимента уже перешли к полноценной реализации. Как-то нас это все очень захватило. И мы верим, что это будет очень большая история с большими перспективами.

Павел Давыдов: То есть с нуля вы создали благотворительный проект, который, как я прочитал на сайте Planeta.ru, не имеет аналогов в России на сегодняшний день?

Игорь Шатунов: В такой форме действительно нет, то есть никто ранее не устанавливал подобные боксы и не собирал таким способом продукты.

Павел Давыдов: Что он представляет сегодня собой? Была экспериментальная акция, а теперь это проект, который, наверное, охватывает не один магазин.

Игорь Шатунов: Да, на данный момент наши боксы установлены в Москве. Это шесть торговых центров, у нас сейчас шесть боксов. За полгода, что мы существуем, мы собрали уже чуть более тонны продуктов и передали эти продукты 205 нуждающимся семьям.

Павел Давыдов: А как вы их находите? Через благотворительные фонды? Или вам пишут с просьбой о помощи?

Игорь Шатунов: Да, в самом начале мы как раз задались вопрос: как сделать распределение справедливым? И так как у нас не было какой-то наработанной собственной базы, мы решили пойти по пути партнерства. Мы связались с органами социальной защиты населения города Москвы, это государственное учреждение. С одной стороны, мы сотрудничаем с ними и передаем через них продукты. То есть мы просим их собрать у себя в помещении их подопечных и лично в руки каждой семье вручаем наши продуктовые наборы.

И вторая часть – это профильные фонды, подопечными которых являются многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, которые уже зарекомендовали себя, кто существует не первый год. И по такому же принципу – они в своих помещениях собирают своих подопечных, и мы также лично в руки вручаем наш набор.

Павел Давыдов: Игорь, вы говорите, что ваш проект уникален. Насколько я знаю, с 2012 года в России работает "Фонд продовольствия "Русь", который тоже собирает еду и передает нуждающимся. Причем это такой масштабный благотворительный проект. Чем вы отличаетесь от них? И в чем суть нового формата?

Игорь Шатунов: Да, мы действительно о них знаем. Это большой и крупный фонд. Мы отличаемся по форме сбора. И конечно, надо признать, что нам есть к чему стремиться, потому что там цифры действительно очень впечатляющие. Когда мы смотрели их статистику, то там действительно много-много тонн. Ну, это нас тоже вдохновляет и мотивирует.

Павел Давыдов: Ну, лет через десять или пятнадцать, я думаю, вы сможете даже догнать и перегнать. Мне кажется, конкуренция в благотворительной сфере хороша, потому что от этого выигрывают все.

Игорь Шатунов: Вы знаете, может быть, не совсем правильно это назвать конкуренцией, потому что любая благотворительность – это хорошо. Ну, просто, конечно, мы хотели бы развиваться и увеличивать свои масштабы, уходить также в регионы. У нас нет задачи – кого-то там перегнать и так далее. Просто мы видим, что есть примеры людей, которые тоже занимаются нужным и полезным делом. И у них какой-то свой сегмент, у нас свой сегмент.

Павел Давыдов: А вы для себя определили среднестатистического человека, который жертвует еду? Кто он? Даже интересно.

Игорь Шатунов: Ну, в целом – да. По крайней мере, по той экспертизе, которую мы сейчас имеем, мы видим, что в сетях, которые, скажем, такого среднего и выше среднего уровня, жертвуют лучше. Мы увидели такую тенденцию. Мы не представлены прямо в каких-то супердискаунтерах или в магазинах эконом-класса, но тенденцию подобную мы замечали.

Павел Давыдов: А давайте расскажем вот эти шаги, который должен предпринять человек, чтобы он смог стать участником вашего проекта. Я прихожу в большой супермаркет. Что мне нужно сделать, чтобы купить эти продукты? О каких продуктах идет речь? И как не приобрести товар, который имеет, скажем так, короткий срок жизни?

Игорь Шатунов: Принять участие очень легко. Если вы видите бокс в магазине, то вы просто можете купить чуть больше и положить в него свои покупки. Прямо на ящике есть инструкция, где указано, что мы не собираем скоропортящиеся продукты и продукты с условиями специального хранения – то есть, например, заморозка, что-то в этом роде. Соответственно, человек может взять крупу, макароны, может быть, что-то из сладкого и положить в наш ящик. Наши волонтеры проверяют наши точки примерно два раза в неделю – соответственно, там товар не залеживается. Мы забираем и уже передаем нуждающимся.

Второй способ – можно принять участие тоже в наших акциях, например, сейчас. И это хороший, может быть, способ коммуникации. Мы ищем волонтеров. То есть у нас есть команда, но так как наших ящиков становится больше, нам нужны волонтеры, которые помогали бы нам как раз со сбором продуктов.

Павел Давыдов: На сайте Planeta.ru вам удалось собрать 250 тысяч или около того. Скажите, эти деньги пошли на стартап, на запуск проекта или на его развитие в том числе?

Игорь Шатунов: Мы собирали на установку новых ящиков.

Павел Давыдов: И все?

Игорь Шатунов: Мы собирали под Новый год. По большому счету, это была наша главная цель.

Павел Давыдов: А сейчас-то вы за счет чего существуете?

Игорь Шатунов: Во многом это наши личные средства, наши личные усилия. Волонтеры работают бесплатно. Также нам помог Комитет общественных связей города Москвы, мы получили субсидию. И вот в рамках нее мы тоже существуем.

Павел Давыдов: Игорь, скажите, пожалуйста, а этот благотворительный проект "Дари еду" дает возможность рассказать другим людям, что помогать легко, или в первую очередь помогает лично вам найти ответы на вопрос о благотворительности в Большой стране?

Игорь Шатунов: Вообще одна из целей нашего проекта, которую мы тоже в самом начале обозначили, – это в принципе развитие культуры благотворительности в России. Мы показываем, что помогать можно разными способами. И каждый человек, даже заходя в магазин, может сделать какое-то доброе дело, причем совершенно недорого. То есть купить лишнюю упаковку макарон или гречки – это доступно практически для каждого. Поэтому для нас, конечно, это большая самореализация, потому что, наверное, для каждого человека в какой-то момент приходит такое понимание…

Павел Давыдов: "Чем я могу быть полезен обществу". Да?

Игорь Шатунов: Да. И конечно, через проект мы реализуем как раз этот порыв. И конечно, хотели бы показать и остальным, что они также могут принять в этом участие.

Павел Давыдов: Пройдя вот этот нелегкий путь от идеи до реализации проекта, вы для себя смогли определить, какой этап оказался самым сложным?

Игорь Шатунов: Ну, во-первых, конечно, мы еще в начале пути.

Павел Давыдов: Это понятно.

Игорь Шатунов: То есть сложности у нас встречаются, в принципе, на каждом шагу. Наверное, одна из таких основных сейчас в развитии – это переговоры с новыми торговыми центрами и сетями. То есть мы вначале начинаем свой путь с рядовых сотрудников, которые загружены рутинной работой и часто не очень мотивированы на сотрудничество. Поэтому, чтобы дойти до руководства, целый квест, который мы стараемся пройти. А по большому счету нам очень нравится процесс. У нас появляются новые члены команды, какие-то идеи мы достаточно быстро реализовываем. И по мере развития проекта у людей снимается часть вопросов, и они легче идут на контакт.

Павел Давыдов: К слову о развитии проекта. Каким видите будущее?

Игорь Шатунов: Безусловно, мы хотим как можно больше ставить ящиков в Москве. Из интересного? В ближайшее время мы поставим первый ящик в Латвии. Это достаточно интересная история.

Павел Давыдов: Москва и Латвия? Интересно! А где же другие регионы, которые, кстати, тоже нуждаются в вашей помощи?

Игорь Шатунов: Да. Расскажу про Латвию, а потом – как раз о регионах. Это была интересная история. Нам написали также на Facebook представители одного из латвийских городов о том, что у них проблема со сбором еды тоже очень актуальна. Там произошла история, что местный житель нашел зимой на мосту замерзшую старушку. И когда он проводил ее домой, он обнаружил, что она живет в крайней нужде, у нее нет продуктов. И там организовалось волонтерское движение, которое как раз помогает пожилым людям. Но у них тоже начали заканчиваться личные ресурсы. Они начали думать, как автоматизировать этот процесс. Нашли наш проект и предложили запартнериться. Причем это не просто волонтеры, а это и местные газеты, местное телевидение. То есть там сформировалось большое волонтерское сообщество. И вот мы там откроем свой первый филиал. То есть неожиданно, но в ближайшее время мы станем таким международным фондом.

Павел Давыдов: Но тем не менее все-таки нужно расширять географию внутри страны.

Игорь Шатунов: Конечно. И основной наш фокус, безусловно, на России. Если мы найдем партнеров в регионах, мы с большим удовольствием поделимся технологиями, каким-то своим опытом и продолжим. В дальнейшем – да. Но пока вынуждены работать исключительно в Москве.

Павел Давыдов: Игорь, представляя ваш проект, вы написали следующее: не знаете, чем это закончится, но каждый из вашей команды вкладывает в него больше, чем душу; он вкладывает в это всего себя и от этого получает огромное удовольствие. Мне кажется, с таким подходом к благотворительности у этой сферы в нашей стране большое будущее. Спасибо вам большое.

Игорь Шатунов: Спасибо.

Павел Давыдов: У нас в гостях был руководитель благотворительного проекта "Дари еду" Игорь Шатунов.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Разговор о благотворительном проекте "Дари еду"

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск