Ангелина Грохольская: Как пользоваться услугами некоммерческих организаций? У кого фондам стоит просить деньги? Зачем НКО выстраивает диалог с чиновниками? И чем большой бизнес может помочь социальному проекту? На эти и другие вопросы ответят эксперты "Школы гражданина". Молодых и инициативных ждут на конкурсе "Моя страна — моя Россия". Уже начались региональные этапы. Проекты можно представить в разных номинациях. Самое главное, чтобы они были направлены на развитие российских территорий. Конкурс этот проводится на 14-й раз, и, безусловно, заслужил статус одного из самых интересных в образовании. Сегодня наша "Школа гражданина" как раз для тех, кто хочет стать участником "Моей страны". Как написать и реализовать свой проект расскажет наш эксперт Лариса Пастухова, ответственный секретарь конкурса "Моя страна — моя Россия". Лариса Сергеевна, очень рада вас видеть здесь у нас в студии. Я напомню, что "Большая страна", я могу назвать нас, наверное, партнером конкурса. Лариса Пастухова: Один из самых любимых. Ангелина Грохольская: Это замечательно, потому что о многих проектах, реализованных и очень интересных, мы уже рассказывали в наших эфирах. Я надеюсь, что мы продолжим это делать. А сегодня конкретно поговорим о том, с чего начинать, как создать свой проект, и, возможно, наша информация кому-нибудь пригодится, тем более что в студии "Большой страны" у нас не просто студенты нашей школы, а участники конкурса "Моя страна — моя Россия", которые, я очень надеюсь, расскажут о своих проектах, как все это реализовывалось, или не реализовывалось, как состоялись ваши отношения с конкурсом "Моя страна — моя Россия". Лариса, с чего надо начинать? Лариса Пастухова: Во-первых, большое спасибо, что пригласили. Действительно, конкурс стартонул, и сейчас очень много звонков из регионов. Ребята, школьники и студенты готовят свои проекты, и это уже 2014 год. Сегодня у нас заявлена деятельность "Проектная деятельность, проектная работа". Мне кажется, ленивый у нас в стране, да и вообще в мировой практике не говорит о проектной деятельности. И в государственном строительстве, и в системе управления территориями, и уж тем более в образовании и молодежной политике. Этимология слова "проект" – это "брошенный вперед". И в этом плане брошенный вперед – это для образования, для молодежной политики определенный вызов и определенный ресурс для работы со школьниками, со студентами. И мы четко увидели за 14 лет, что проектный метод работает. Работает, когда есть талантливый педагог, который может направить, подсказать тематику, когда есть инициативный лидер – школьник это или студент, который видит проблему в той территории, в которой он живет или учится, и пытается найти решение этой проблемы. И в ситуации, когда есть и ребенок, и педагог, и есть задача, всегда это получается. Ангелина Грохольская: А я хочу сразу обратиться к нашей аудитории, потому что у нас здесь есть очень яркий пример такого союза педагога и школьника. Етери Цуркан, научный руководитель одного из проектов "Моя страна — моя Россия". Етери Филипповна, познакомьте с вашим партнером, я бы так сказала. Да, наверное, можно назвать? Не только ученик, но и партнер по проекту. Етери Цуркан: Безусловно. Ангелина Грохольская: И в двух словах расскажите, что за проект был, с чем вы выступали в конкурсах. Етери Цуркан: Я хочу сказать, что мы впервые участвовали в таком проекте. Во-первых, мои воспитанники-ученики в прошлом году были восьмого класса, сейчас они девятиклассники. И я хочу сказать, что наша школа, московская школа №1494 много участвует в разного рода проектах: социальных проектах, научных проектах. И вот мы попробовали себя в этом проекте. Наша тема замечательная – "Дорожная азбука" для младших школьников. Мы не просто рассказали ребятам, как надо соблюдать правила движения, мы все это представили в виде игры, потому что убедились, что детям читать лекции неинтересно. Нужно погружать в игру, нужно погружать в очень интересные состязания и соревнования. И вот мои партнеры, а среди них, конечно, это Рома Чалик и еще девочки – одна из них, кстати, как победительница сейчас находится в "Артеке" за хорошую работу, – они эту работу осуществили. Мне нужно отметить, что в этой коллективной работе ребята показали необыкновенную коммуникабельность. Они умеют общаться с младшими, умеют общаться со сверстниками, со взрослыми. Ведь мы же ходили в ГИБДД, мы там общались со специалистами. И еще, конечно, творчество. То, что ребята умеют работать с разными информационными источниками, они умеют воплотить все это в различных своих презентациях, они рисуют, они выпиливали, они все это делали. Это были огромные наглядные пособия, которые потом мы раздавали ребятам. Вы бы видели, как они смело отвечали на вопросы, и я считаю, что в этом большая заслуга. Ведь девятиклассники, у них еще очень многое впереди. Ангелина Грохольская: Это точно. Лариса Пастухова: Я прокомментирую. Неслучайно мы пригласили "Дорожную азбуку". Здесь сразу несколько любопытных моментов. Это номинация "Транспорт по дорогам моей страны", и мы не первый год ее делаем с Министерством транспорта, и Министерство транспорта формирует в некоторой степени свое техническое задание. И всегда те номинации, которые имеют такого тематического партнера с конкретными задачами для потенциальных конкурсантов – очень удачные получаются проекты. И это тот пример. Это одно обстоятельство. Ангелина Грохольская: Значит, нужно найти себе в первую очередь взрослого руководителя, если ты сам чувствуешь, что ты не справишься, а нужна какая-то подмога. Лариса Пастухова: И сфокусироваться наш решением конкретной проблемы, то есть не абстрактно. Ангелина Грохольская: Должна быть проблема все-таки? Лариса Пастухова: Безусловно, не абстрактно. Это одно обстоятельство. Второе обстоятельство, которое тоже мы заметили с нашими экспертами – стали побеждать школьники. У нас же возрастной диапазон 14-25 лет. И всегда была дискуссия. Вот он школьник, вот он студент: как же они будут конкурировать, особенно в формате очного этапа? Видимо, в результате того, что во ФГОС нового поколения введена проектная деятельность как обязательное условие, у нас и в нашем конкурсе тоже появляются очень хорошие и удачные школьные проекты. Тут сразу возникает вопрос: участие педагога, участие ребенка? Все ли сделал ученик? Какое участие учителя в этом процессе? Мы понимаем, что без талантливого педагога, наверное, проект не сложится, но я прекрасно помню защиту воспитанницы. Девочка говорит: "Мы проанализировали проблему. Мы посмотрели, почему школьники нарушают правила дорожного движения. Мы проанализировали, мы провели мониторинг". То есть совершенно очевидно, что дети очень глубоко копнули в содержание, они активные участники этого процесса. Дополняя. Здесь же и вопросы лидерства, здесь вопросы командной игры и командной работы. И, конечно же, формирование системного мышления. Ангелина Грохольская: У нас есть еще положительные результаты. Пожалуйста, представьтесь. Алексей: Здравствуйте. Меня зовут Алексей, заместитель председателя Центра развития добровольчества города Рязани. В прошлом году я вышел на конкурс "Моя страна — моя Россия" с проектом "Право потребителя". Этот проект направлен на обучение молодежи тому, как защитить свои права в тот самый момент, когда они пришли в магазин, воспользовались какой-то услугой. Я хочу сказать то, что в том году мы запустили целую серию таких правовых проектов. Мы запустили три из них, запустили их совместно с общественным советом при УМВД России по Рязанской области. Это "Добрый полицейский", направлен на создание образа доброго полицейского, на доверие молодежи к сотрудникам полиции. Это "Умный пешеход" – соответственно, детишек помладше, детского сада, мы учили правилам дорожного движения. И "Право потребителя" для разного возраста. То есть к нам пришла аудитория – мы сами удивились – от 14 лет до 60 лет. Ангелина Грохольская: Потому что все мы ходим в магазины, мы все пользуемся различными услугами, и эта тема очень актуальная и модная, я бы даже сказала сейчас. Алексей: Участники проекта прослушали три лекции. Лекциями их назвать все равно сложно, хотя мы их так называем. Это формат живого общения с юристами, которые рассказали о структуре Закона "О защите прав потребителей", который реально работает в нашей стране. Это сотрудники Роспотребнадзора и это сотрудники полиции, которые уже рассказали, как можно защитить свои права. Но кроме прав каждый из лекторов отмечал все-таки обязанности. Про это забывать нельзя. И, когда мы заходим в магазин… Ангелина Грохольская: Мы не только должны требовать, но и выполнять некоторые правила. Алексей: Некоторые требования. Но, все же, думаю, каждый из участников проекта получил то, что он хотел. Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое. Еще один хороший пример, но таких примеров масса в конкурсе "Моя страна — моя Россия". Лариса, возвращаемся уже непосредственно к нашей теме. Итак, есть проблема, мы ее проанализировали. Мы создали себе такую творческую группу. Что дальше? Нужно как-то оформлять? Как заявляться? Практический сейчас совет нас интересует. Лариса Пастухова: Да, безусловно, у нас конкурс. Конкурс предполагает определенное состязание. То есть когда участвуют ребята со своими проектами, их проекты смотрят эксперты в формате заочной экспертизы. Дальше лучшие проекты и их авторы выходят на очный тур, где они свои проекты защищают. Вместе с тем, мы всегда с самого начала 14 лет назад рассматривали конкурс как образовательный проект. И в менеджменте, и в образовании всегда очень многое зависит от технического задания, от постановки задач. Тут важно не переборщить, и слишком задачу не завысить. И, вместе с тем, планочку не опустить, а дать возможность для роста и для студента, и для школьника. И в наших критериях оценки проектов это заложено. Мы сразу предлагаем обратиться к стратегии социально-экономического развития России, чтобы, готовя свой проект, они посмотрели, какие глобальные цели ставят, обратиться к региональной где-то стратегии, где-то концепции долгосрочного социально-экономического развития той территории, где ребенок живет, учится и так далее. Сразу же прописать свою команду. Очевидно, что, наверное, не вся команда в дальнейшем будет участвовать в реализации проекта, но ребенок, готовя свой проект, уже стремится и эти вещи прописывает. То есть сам процесс подачи заявки на конкурс представляет собою образовательный путь. Поэтому ежегодно этот период связан с большой работой, связан с ответами на вопросы. Мы говорим: "Обращайтесь к положению, там все прописано". Ангелина Грохольская: Но все равно вопросы задают. И какие вопросы задают, я думаю , Анна Чигарина нам расскажет, потому что Аня вообще уникальный человек. Началось все с проекта "Моя страна — моя Россия", как участница, правильно? И сейчас до чего доросла уже, расскажи, пожалуйста. Анна Чигарина: Все верно. Это был 2014 год, я принимала участие в конкурсе "Моя страна — моя Россия", и так сложилась судьба, что в 2016 году стала исполнительным директором конкурса, сама того не ожидая. Ангелина Грохольская: И делаешь это сейчас успешно. Я так понимаю, что из регионов все вопросы как раз таки аккумулируются у Ани, и она 24 часа в сутки отвечает на них. Чем больше интересуются, что задают, какие вопросы? Анна Чигарина: Самый сложный вопрос для участников – на мой взгляд, это вопрос бюджета проекта, и о том, как для проекта, который не требует реальных финансовых затрат, описать бюджет. Можно ли писать "ноль", и что писать в таком случае. Часто задаваемый вопрос, и тот вопрос, на который у меня уходит очень много времени для того, чтобы ответить. Лариса Пастухова: Две составляющие. Первая особенность конкурса – это его практикоориентированность. То есть очевидно, что в стране очень много хороших, классных конкурсов, и научных разработок, и социальных проектов. Мы ориентируем наших участников на создание проектов, которые можно было бы реализовать на практике. Поэтому, если у вас глобальный проект, у которого колоссальный бюджет – скорее всего, это некая мечта, некая разработка. Но привязать ее в дальнейшем к практической реализации будет очень сложно, найти инвестора и так далее. Поэтому, как правило, в конкурсе побеждают конкретные проекты, связанные с конкретным селом, с конкретным микрорайоном, со школой и так далее. Второе. Не всегда бюджет – это только деньги. Мы все время забываем о тех ресурсах, которые находятся рядом, а это и волонтерская, например, составляющая. 3-4-5-20 Волонтеров – это тоже ресурсы проекта, это материально-техническая база той же школы, того же вуза, сельской библиотеки и так далее. Ангелина Грохольская: Помещение, где будет реализовано, какие-то технические средства. Лариса Пастухова: И очень важно, когда молодой человек, студент, школьник готовит проект, уметь видеть эти ресурсы. Это одинаково важно видеть и начинающему НКОшнику. Ресурсы – это не только деньги. Интеллектуальные ресурсы экспертов, каких-то интересных людей, которые профи в своей области. Этому тоже мы учим, и стараемся донести это до ребят, потому что зачастую: "А сколько это стоит денег?". Очень сложно прописать бюджет, и непонятно, с чего начинать. А ресурсы, они здесь, в той территории, где молодой человек увидел ту проблему, которую можно решить. Ангелина Грохольская: У нас есть пока еще не участники конкурса, не победители, но студенты которые занимаются проектной деятельностью. Наверняка у вас тоже есть вопросы. — Да-да, конечно. В первую очередь интересует то, как непосредственно от сухой бумаги прийти к воплощению своего проекта, и привести в мир свою идею. Лариса Пастухова: Я приоткрою небольшую… Ангелина Грохольская: Завесу тайны. Лариса Пастухова: Да. Даже не то, что тайны. Это ребята, которые у нас учатся по программе "Социальное проектирование и инжиниринг", которую мы запустили в Московском политехе в прошлом году. То есть это бакалавриат, который как раз готовит менеджеров, которые потенциально могут реализовывать проекты подобного рода на практике. Мы с ребятами наряду с базовой программой, которая должна быть у менеджеров, занимались социальным проектированием. То есть почти у каждого студента был свой проект, либо это была команда из трех-четырех человек, которые этот проект реализовывались. У кого-то это первые пробы, а кто-то уже предложил и поставил правильно проблематику, и предложил механизм решения. И у нас, по-моему, два проекта вышли на практическую реализацию. Один совершенно прикладной по созданию территорий для выгула собак, а второй связан с детским домом в Тверской области. Ангелина Грохольская: То есть, в принципе, все проекты, которые участвуют в конкурсе "Моя страна — моя Россия", они могут быть реализованы, и, наверное, нацелены изначально на реализацию? Или нет? Лариса Пастухова: Я бы побоялась такой статистики. Мы провели мониторинг, посмотрели. Грубо говорим всегда: треть проектов реализуется на практике. Ангелина Грохольская: Но это неплохо. Лариса Пастухова: На самом деле, гораздо больше, потому что те проекты, которые с увязкой к образовательной организации, они, как правило, имеют 90%-ную реализацию. То, что придумано и где-то некий фантом, конечно, оно остается на бумаге. Но если проект прописан в соответствии с нашими критериями, то это, как правило, уже готовый к практической реализации проект, который можно сделать. Ангелина Грохольская: Лариса, уже завершая нашу беседу, наше сегодняшнее занятие в "Школе гражданина", когда окончательные сроки, когда еще можно подать в этом году заявку на участие в конкурсе? Лариса Пастухова: Время еще есть. Заочный этап до 1 апреля. То есть на нашем сайте можно свой проект загрузить, и после 1 апреля уже будут работать наши эксперты, чтобы отобрать участников очного этапа, где уже будет проходить очная защита. Мы также сделаем наши видеолекции для тех ребят, которые будут готовиться к очной защите. Также работает формат "Вопрос — ответ". Сегодня это можно осуществить, если имеется что-то актуальное. У нас в регионах уже есть свои региональные группы, которые этот конкурс проводят и консультируют на местах. Поэтому до 1 апреля время есть. Вполне можно подать уже готовое, либо написать то, что еще пока в голове. Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное. Спасибо большое нашей аудитории. Я желаю вам удачи, чтобы все проекты были реализованы обязательно. Приходите с новыми проектами в студию "Большой страны" тоже. Спасибо большое. Если вы хотите увидеть в нашей студии специалиста по конкретной интересующей вас теме, или задать вопрос преподавателям "Школы гражданина" – пишите. Электронный адрес нашей программы – bs@ptvr.ru. Ищите нас и в социальных сетях. Очередное занятие мы проведем в следующий вторник.