Лариса Пастухова: Не всегда бюджет – это только деньги. Мы все время забываем о тех ресурсах, которые находятся рядом, например, о волонтерах
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/larisa-pkak-napisat-25189.html
Ангелина Грохольская: Как пользоваться услугами некоммерческих
организаций? У кого фондам стоит просить деньги? Зачем НКО выстраивает диалог с
чиновниками? И чем большой бизнес может помочь социальному проекту? На эти и
другие вопросы ответят эксперты "Школы гражданина".
Молодых и инициативных ждут на конкурсе "Моя страна — моя Россия".
Уже начались региональные этапы. Проекты можно представить в разных номинациях.
Самое главное, чтобы они были направлены на развитие российских территорий.
Конкурс этот проводится на 14-й раз, и, безусловно, заслужил статус одного из
самых интересных в образовании.
Сегодня наша "Школа гражданина" как раз для тех, кто хочет стать
участником "Моей страны". Как написать и реализовать свой проект расскажет наш
эксперт Лариса Пастухова, ответственный секретарь конкурса "Моя страна — моя
Россия". Лариса Сергеевна, очень рада вас видеть здесь у нас в студии. Я
напомню, что "Большая страна", я могу назвать нас, наверное, партнером
конкурса.
Лариса Пастухова: Один из самых любимых.
Ангелина Грохольская: Это замечательно, потому что о многих
проектах, реализованных и очень интересных, мы уже рассказывали в наших эфирах.
Я надеюсь, что мы продолжим это делать.
А сегодня конкретно поговорим о том, с чего начинать, как создать
свой проект, и, возможно, наша информация кому-нибудь пригодится, тем более что
в студии "Большой страны" у нас не просто студенты нашей школы, а участники
конкурса "Моя страна — моя Россия", которые, я очень надеюсь, расскажут о своих
проектах, как все это реализовывалось, или не реализовывалось, как состоялись
ваши отношения с конкурсом "Моя страна — моя Россия".
Лариса, с чего надо начинать?
Лариса Пастухова: Во-первых, большое спасибо, что пригласили.
Действительно, конкурс стартонул, и сейчас очень много звонков из регионов.
Ребята, школьники и студенты готовят свои проекты, и это уже 2014 год. Сегодня
у нас заявлена деятельность "Проектная деятельность, проектная работа". Мне
кажется, ленивый у нас в стране, да и вообще в мировой практике не говорит о
проектной деятельности. И в государственном строительстве, и в системе
управления территориями, и уж тем более в образовании и молодежной политике.
Этимология слова "проект" – это "брошенный вперед". И в этом плане брошенный
вперед – это для образования, для молодежной политики определенный вызов и
определенный ресурс для работы со школьниками, со студентами. И мы четко
увидели за 14 лет, что проектный метод работает. Работает, когда есть талантливый
педагог, который может направить, подсказать тематику, когда есть инициативный
лидер – школьник это или студент, который видит проблему в той территории, в
которой он живет или учится, и пытается найти решение этой проблемы. И в
ситуации, когда есть и ребенок, и педагог, и есть задача, всегда это
получается.
Ангелина Грохольская: А я хочу сразу обратиться к нашей
аудитории, потому что у нас здесь есть очень яркий пример такого союза педагога
и школьника. Етери Цуркан, научный руководитель одного из проектов "Моя страна
— моя Россия". Етери Филипповна, познакомьте с вашим партнером, я бы так
сказала. Да, наверное, можно назвать? Не только ученик, но и партнер по
проекту.
Етери Цуркан: Безусловно.
Ангелина Грохольская: И в двух словах расскажите, что за проект
был, с чем вы выступали в конкурсах.
Етери Цуркан: Я хочу сказать, что мы впервые участвовали
в таком проекте. Во-первых, мои воспитанники-ученики в прошлом году были
восьмого класса, сейчас они девятиклассники. И я хочу сказать, что наша школа, московская
школа №1494 много участвует в разного рода проектах: социальных проектах, научных
проектах. И вот мы попробовали себя в этом проекте. Наша тема замечательная – "Дорожная
азбука" для младших школьников. Мы не просто рассказали ребятам, как надо
соблюдать правила движения, мы все это представили в виде игры, потому что
убедились, что детям читать лекции неинтересно. Нужно погружать в игру, нужно
погружать в очень интересные состязания и соревнования.
И вот мои партнеры, а среди них, конечно, это Рома Чалик и еще
девочки – одна из них, кстати, как победительница сейчас находится в "Артеке"
за хорошую работу, – они эту работу осуществили.
Мне нужно отметить, что в этой коллективной работе ребята показали
необыкновенную коммуникабельность. Они умеют общаться с младшими, умеют
общаться со сверстниками, со взрослыми. Ведь мы же ходили в ГИБДД, мы там
общались со специалистами.
И еще, конечно, творчество. То, что ребята умеют работать с
разными информационными источниками, они умеют воплотить все это в различных
своих презентациях, они рисуют, они выпиливали, они все это делали. Это были
огромные наглядные пособия, которые потом мы раздавали ребятам. Вы бы видели, как
они смело отвечали на вопросы, и я считаю, что в этом большая заслуга. Ведь
девятиклассники, у них еще очень многое впереди.
Ангелина Грохольская: Это точно.
Лариса Пастухова: Я прокомментирую. Неслучайно мы пригласили
"Дорожную азбуку". Здесь сразу несколько любопытных моментов. Это номинация
"Транспорт по дорогам моей страны", и мы не первый год ее делаем с
Министерством транспорта, и Министерство транспорта формирует в некоторой
степени свое техническое задание. И всегда те номинации, которые имеют такого
тематического партнера с конкретными задачами для потенциальных конкурсантов – очень
удачные получаются проекты. И это тот пример. Это одно обстоятельство.
Ангелина Грохольская: Значит, нужно найти себе в первую очередь
взрослого руководителя, если ты сам чувствуешь, что ты не справишься, а нужна
какая-то подмога.
Лариса Пастухова: И сфокусироваться наш решением конкретной
проблемы, то есть не абстрактно.
Ангелина Грохольская: Должна быть проблема все-таки?
Лариса Пастухова: Безусловно, не абстрактно. Это одно
обстоятельство.
Второе обстоятельство, которое тоже мы заметили с нашими экспертами
– стали побеждать школьники. У нас же возрастной диапазон 14-25 лет. И всегда
была дискуссия. Вот он школьник, вот он студент: как же они будут конкурировать,
особенно в формате очного этапа? Видимо, в результате того, что во ФГОС нового
поколения введена проектная деятельность как обязательное условие, у нас и в
нашем конкурсе тоже появляются очень хорошие и удачные школьные проекты. Тут
сразу возникает вопрос: участие педагога, участие ребенка? Все ли сделал
ученик? Какое участие учителя в этом процессе? Мы понимаем, что без
талантливого педагога, наверное, проект не сложится, но я прекрасно помню
защиту воспитанницы. Девочка говорит: "Мы проанализировали проблему. Мы
посмотрели, почему школьники нарушают правила дорожного движения. Мы проанализировали,
мы провели мониторинг". То есть совершенно очевидно, что дети очень глубоко
копнули в содержание, они активные участники этого процесса.
Дополняя. Здесь же и вопросы лидерства, здесь вопросы командной
игры и командной работы. И, конечно же, формирование системного мышления.
Ангелина Грохольская: У нас есть еще положительные результаты.
Пожалуйста, представьтесь.
Алексей: Здравствуйте. Меня зовут Алексей, заместитель председателя Центра
развития добровольчества города Рязани. В прошлом году я вышел на конкурс "Моя
страна — моя Россия" с проектом "Право потребителя". Этот проект направлен на
обучение молодежи тому, как защитить свои права в тот самый момент, когда они
пришли в магазин, воспользовались какой-то услугой. Я хочу сказать то, что в
том году мы запустили целую серию таких правовых проектов. Мы запустили три из
них, запустили их совместно с общественным советом при УМВД России по Рязанской
области. Это "Добрый полицейский", направлен на создание образа доброго
полицейского, на доверие молодежи к сотрудникам полиции. Это "Умный пешеход" – соответственно,
детишек помладше, детского сада, мы учили правилам дорожного движения. И "Право
потребителя" для разного возраста. То есть к нам пришла аудитория – мы сами удивились
– от 14 лет до 60 лет.
Ангелина Грохольская: Потому что все мы ходим в магазины, мы
все пользуемся различными услугами, и эта тема очень актуальная и модная, я бы
даже сказала сейчас.
Алексей: Участники проекта прослушали три лекции.
Лекциями их назвать все равно сложно, хотя мы их так называем. Это формат
живого общения с юристами, которые рассказали о структуре Закона "О защите прав
потребителей", который реально работает в нашей стране. Это сотрудники
Роспотребнадзора и это сотрудники полиции, которые уже рассказали, как можно
защитить свои права. Но кроме прав каждый из лекторов отмечал все-таки обязанности.
Про это забывать нельзя. И, когда мы заходим в магазин…
Ангелина Грохольская: Мы не только должны требовать, но и
выполнять некоторые правила.
Алексей: Некоторые требования. Но, все же, думаю, каждый из участников
проекта получил то, что он хотел.
Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое. Еще один хороший
пример, но таких примеров масса в конкурсе "Моя страна — моя Россия".
Лариса, возвращаемся уже непосредственно к нашей теме. Итак, есть
проблема, мы ее проанализировали. Мы создали себе такую творческую группу. Что
дальше? Нужно как-то оформлять? Как заявляться? Практический сейчас совет нас
интересует.
Лариса Пастухова: Да, безусловно, у нас конкурс. Конкурс
предполагает определенное состязание. То есть когда участвуют ребята со своими
проектами, их проекты смотрят эксперты в формате заочной экспертизы. Дальше
лучшие проекты и их авторы выходят на очный тур, где они свои проекты защищают.
Вместе с тем, мы всегда с самого начала 14 лет назад рассматривали
конкурс как образовательный проект. И в менеджменте, и в образовании всегда
очень многое зависит от технического задания, от постановки задач. Тут важно не
переборщить, и слишком задачу не завысить. И, вместе с тем, планочку не
опустить, а дать возможность для роста и для студента, и для школьника. И в
наших критериях оценки проектов это заложено. Мы сразу предлагаем обратиться к
стратегии социально-экономического развития России, чтобы, готовя свой проект, они
посмотрели, какие глобальные цели ставят, обратиться к региональной где-то
стратегии, где-то концепции долгосрочного социально-экономического развития той
территории, где ребенок живет, учится и так далее. Сразу же прописать свою
команду. Очевидно, что, наверное, не вся команда в дальнейшем будет участвовать
в реализации проекта, но ребенок, готовя свой проект, уже стремится и эти вещи
прописывает. То есть сам процесс подачи заявки на конкурс представляет собою
образовательный путь. Поэтому ежегодно этот период связан с большой работой, связан
с ответами на вопросы. Мы говорим: "Обращайтесь к положению, там все
прописано".
Ангелина Грохольская: Но все равно вопросы задают. И какие
вопросы задают, я думаю , Анна Чигарина нам расскажет, потому что Аня вообще
уникальный человек. Началось все с проекта "Моя страна — моя Россия", как
участница, правильно? И сейчас до чего доросла уже, расскажи, пожалуйста.
Анна Чигарина: Все верно. Это был 2014 год, я принимала
участие в конкурсе "Моя страна — моя Россия", и так сложилась судьба, что в
2016 году стала исполнительным директором конкурса, сама того не ожидая.
Ангелина Грохольская: И делаешь это сейчас успешно. Я так
понимаю, что из регионов все вопросы как раз таки аккумулируются у Ани, и она
24 часа в сутки отвечает на них. Чем больше интересуются, что задают, какие
вопросы?
Анна Чигарина: Самый сложный вопрос для участников – на
мой взгляд, это вопрос бюджета проекта, и о том, как для проекта, который не
требует реальных финансовых затрат, описать бюджет. Можно ли писать "ноль", и
что писать в таком случае. Часто задаваемый вопрос, и тот вопрос, на который у
меня уходит очень много времени для того, чтобы ответить.
Лариса Пастухова: Две составляющие. Первая особенность конкурса –
это его практикоориентированность. То есть очевидно, что в стране очень много
хороших, классных конкурсов, и научных разработок, и социальных проектов. Мы
ориентируем наших участников на создание проектов, которые можно было бы
реализовать на практике. Поэтому, если у вас глобальный проект, у которого колоссальный
бюджет – скорее всего, это некая мечта, некая разработка. Но привязать ее в
дальнейшем к практической реализации будет очень сложно, найти инвестора и так
далее. Поэтому, как правило, в конкурсе побеждают конкретные проекты, связанные
с конкретным селом, с конкретным микрорайоном, со школой и так далее.
Второе. Не всегда бюджет – это только деньги. Мы все время
забываем о тех ресурсах, которые находятся рядом, а это и волонтерская, например,
составляющая. 3-4-5-20 Волонтеров – это тоже ресурсы проекта, это
материально-техническая база той же школы, того же вуза, сельской библиотеки и
так далее.
Ангелина Грохольская: Помещение, где будет реализовано, какие-то
технические средства.
Лариса Пастухова: И очень важно, когда молодой человек, студент,
школьник готовит проект, уметь видеть эти ресурсы. Это одинаково важно видеть и
начинающему НКОшнику.
Ресурсы – это не только деньги. Интеллектуальные ресурсы экспертов,
каких-то интересных людей, которые профи в своей области. Этому тоже мы учим, и
стараемся донести это до ребят, потому что зачастую: "А сколько это стоит
денег?". Очень сложно прописать бюджет, и непонятно, с чего начинать. А ресурсы,
они здесь, в той территории, где молодой человек увидел ту проблему, которую
можно решить.
Ангелина Грохольская: У нас есть пока еще не участники конкурса,
не победители, но студенты которые занимаются проектной деятельностью.
Наверняка у вас тоже есть вопросы.
— Да-да, конечно. В первую очередь интересует то, как
непосредственно от сухой бумаги прийти к воплощению своего проекта, и привести
в мир свою идею.
Лариса Пастухова: Я приоткрою небольшую…
Ангелина Грохольская: Завесу тайны.
Лариса Пастухова: Да. Даже не то, что тайны. Это ребята, которые
у нас учатся по программе "Социальное проектирование и инжиниринг", которую мы
запустили в Московском политехе в прошлом году. То есть это бакалавриат, который
как раз готовит менеджеров, которые потенциально могут реализовывать проекты
подобного рода на практике. Мы с ребятами наряду с базовой программой, которая
должна быть у менеджеров, занимались социальным проектированием. То есть почти
у каждого студента был свой проект, либо это была команда из трех-четырех
человек, которые этот проект реализовывались. У кого-то это первые пробы, а
кто-то уже предложил и поставил правильно проблематику, и предложил механизм
решения. И у нас, по-моему, два проекта вышли на практическую реализацию. Один
совершенно прикладной по созданию территорий для выгула собак, а второй связан
с детским домом в Тверской области.
Ангелина Грохольская: То есть, в принципе, все проекты, которые
участвуют в конкурсе "Моя страна — моя Россия", они могут быть реализованы, и,
наверное, нацелены изначально на реализацию? Или нет?
Лариса Пастухова: Я бы побоялась такой статистики. Мы
провели мониторинг, посмотрели. Грубо говорим всегда: треть проектов
реализуется на практике.
Ангелина Грохольская: Но это неплохо.
Лариса Пастухова: На самом деле, гораздо больше, потому что
те проекты, которые с увязкой к образовательной организации, они, как правило,
имеют 90%-ную реализацию. То, что придумано и где-то некий фантом, конечно, оно
остается на бумаге. Но если проект прописан в соответствии с нашими критериями,
то это, как правило, уже готовый к практической реализации проект, который
можно сделать.
Ангелина Грохольская: Лариса, уже завершая нашу беседу, наше
сегодняшнее занятие в "Школе гражданина", когда окончательные сроки, когда еще
можно подать в этом году заявку на участие в конкурсе?
Лариса Пастухова: Время еще есть. Заочный этап до 1 апреля.
То есть на нашем сайте можно свой проект загрузить, и после 1 апреля уже будут
работать наши эксперты, чтобы отобрать участников очного этапа, где уже будет
проходить очная защита.
Мы также сделаем наши видеолекции для тех ребят, которые будут
готовиться к очной защите. Также работает формат "Вопрос — ответ". Сегодня это
можно осуществить, если имеется что-то актуальное.
У нас в регионах уже есть свои региональные группы, которые этот
конкурс проводят и консультируют на местах. Поэтому до 1 апреля время есть. Вполне
можно подать уже готовое, либо написать то, что еще пока в голове.
Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное. Спасибо большое
нашей аудитории. Я желаю вам удачи, чтобы все проекты были реализованы
обязательно. Приходите с новыми проектами в студию "Большой страны" тоже.
Спасибо большое.
Если вы хотите увидеть в нашей студии специалиста по конкретной
интересующей вас теме, или задать вопрос преподавателям "Школы гражданина" –
пишите. Электронный адрес нашей программы – bs@ptvr.ru.
Ищите нас и в социальных сетях. Очередное занятие мы проведем в следующий
вторник.