Ангелина Грохольская: В эфире Общественного телевидения России «Большая страна» – программа о людях, обществе и власти, здравствуйте, я – Ангелина Грохольская. Не дожил до весны: в российских регионах вместе со снегом тает асфальт, ямы на дорогах уже стали приметой этого времени года, с инспекцией по городам отправились активисты ОНФ, начали с Севастополя и сразу – «неуд»: в некоторых районах абсолютное бездорожье, всего общественники проверят качество более чем 500 дорог, проедут более 60000 километров в 42 регионах большой страны. Мы же сегодня поговорим на эту тему с нашими гостями, итак, в студии «Большой страны»: Роман Калянов – активист общественного движения «ДорНадзор Тамбовщина», это Тамбовская область, и Константин Крохмаль – автоэксперт, руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения». Здравствуйте! Но прежде, чем начнем с вами беседу, я предлагаю дать слово нашему корреспонденту из Липецка, Виктору Болотскому, он расскажет, какой приговор дорожникам вынесли в этом городе. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Вот, когда что-то повторяется постоянно, складывается впечатление у меня, по крайней мере, что это кому-то выгодно, не знаю, может быть это моё субъективное мнение? Константин Крохмаль: Вы знаете, вот в конце товарищ сказал, что юмор и так далее, а мне не смешено, вообще, не смешно, я считаю, что нужно очень серьезно над этим задуматься вам, чиновники, и, если вы смотрите где-то в другом регионе, дружок, чиновник, губернатор, мэр – ты должен прекрасно понимать, что ты временно на свободе! Мест на зоне на всех хватит коррупционеров! И последний момент, всем гражданам говорю: если видите дырку на дороге – значит у вас украли деньги из кошелька! Ангелина Грохольская: Так вот в том-то и беда, что даже в суд нельзя подать на администрацию. Виктор Болотский, корреспондент – автор сюжета, с нами сейчас на связи, давайте узнаем у него, может быть, отреагировали уже местные власти на решение прокуратуры, может быть, там уже все дороги отремонтировали. Виктор, здравствуйте! Виктор Болотский: Здравствуйте, Ангелина! Ангелина Грохольская: Что сейчас? Сюжет всё-таки был снят некоторое время назад. Виктор Болотский: К ямочному ремонту пока ни в Липецке, ни в Ельце пока не приступили. Ангелина Грохольская: А почему? Есть какое-то объяснение? Ведь есть решение прокуратуры, срок до мая, не много осталось совсем. Виктор Болотский: У нас погодные условия не позволяли, на самом деле, всё просто: были заморозки, были дожди, недавно растаял снег, поэтому… не знаю ремонтировали ли дороги в этих погодных условиях, я не вижу логики, наверно, так же и власти считают. Ангелина Грохольская: А были тендеры, вообще? Есть кому ремонтировать? Там были какие-то проблемы с подрядными организациями, я так понимаю? Виктор Болотский: Подрядная организация сегодня одна, завтра другая, я буквально вчера-сегодня разговаривал с заместителем главы администрации области, люди решили новый подход применить: если подрядная организация сильно на конкурсах цену «роняет» – 40-50 %, то с ней в администрации не работают. Условно: есть подряд на 100 миллионов рублей, а приходят люди и говорят, что мы готовы сделать за 50 миллионов, соответственно, в администрации областной им уже не верят, потому что мало денег – плохое качество и в администрации сказали, что мы с такими подрядчиками работать не будем, потому что каждый год переделывать дороги в одном и том же месте не хотят. Константин Крохмаль: А позвольте маленькую ремарку? Ангелина Грохольская: Да, конечно. Константин Крохмаль: Я могу сказать: в 2019 году в Липецкий регион 3, запятая, 4 миллиарда рублей, 3,5 миллиарда рублей, я подчёркиваю – 3,5 миллиарда рублей. Где эти деньги?! Второй момент: Минтранс выступил с инициативой с прошлого года с тем, что в экстремальных ситуациях можно совершенно спокойно даже зимой, даже в снегу латать дыры, если они мешают безопасности, экстремальные ситуации – почему у вас это не делается? Ангелина Грохольская: Виктор, спасибо Вам большое, я думаю, что мы в мае еще вернемся к этой теме, узнаем, что у вас происходит. Спасибо! Что Тамбов? Роман Калянов: В Тамбове еще хуже, у нас дорог изначально не было… Ангелина Грохольская: То есть там даже ремонтировать нечего? Роман Калянов: Да, большинство дорог, ну, не большинство, а больше 50 % – это грунтовые дороги, то есть дороги без покрытия, вообще, чернозём, песок, что по природе было, то и есть. Ангелина Грохольская: Во что они превращаются весной? Роман Калянов: Весной там, вообще, полная изоляция населенных пунктов сейчас еще прошла «мусорная» реформа: у людей мусор не вывозят, деньги требуют – люди чувствуют себя очень так «кинутыми», можно сказать, то есть платежка приходит, за мусор плати, мусор не вывозят… Ангелина Грохольская: Мусор ладно, а скорая, пожарная? Я вот сразу подумала. Роман Калянов: Это, вообще, то есть иногда бывают ситуации: людей на тракторе хоронят, потому сто из села выезда нет. Ангелина Грохольская: Хоронят? Роман Калянов: Да-да-да, у нас в том году по моей улице так вот дедушку хоронили, весной умер, не повезло ему. Это сплошь и рядом, на самом деле, ситуация очень печальная. Ангелина Грохольская: А что в самом Тамбове? Вот, в открытых источниках, раз уж мы заговорили… Роман Калянов: В Тамбове было в том году 5 миллиардов выделено… Ангелина Грохольская: 5 миллиардов, так… Роман Калянов: Ситуация не изменилась. Константин Крохмаль: Вообще, страшно… Ангелина Грохольская: Вообще, не изменилась? Роман Калянов: В общем, нет, то есть дороги федерального значения, проходящие через Тамбов, регионального уровня – их более или менее подлатали, второстепенные улицы – это полный хаос, полный развал. Ангелина Грохольская: Про них забыли, да? Роман Калянов: Да. Ангелина Грохольская: В различных информационных источниках прошла информация о том, что сейчас в Тамбове экстренно устраняют недостатки ремонта по гарантии, что очень много участков… Роман Калянов: Да, вообще, на самом деле, мом понимании, это дико, когда по гарантии: купили холодильник – он должен 3 года отработать, допустим, когда что-то ломается, это неправильно, я считаю… Константин Крохмаль: Абсолютно точно. Роман Калянов: И почему 3 года дорога не может выходить, ее надо ремонтировать? Дико, на самом деле. Ангелина Грохольская: Вот, мы сейчас Тамбовскую область видим… Роман Калянов: Да, это мы снимали, это город Рассказово, улица Тамбовская, так она называется, одноименная… Ангелина Грохольская: Очень символичное название. Роман Калянов: Да, символичное. Дорога эта не ремонтировалась 30 лет уже почти, то есть с советских времен, ее даже не посыпают щебнем, если тут человек говорит, что там, где-то досками прикрывают, здесь даже досками не прикрывают – повесили знак, что дорог неровная… Константин Крохмаль: А ваш лидер, губернатор или мэр, они, вообще, по этим дорогам ездят или нет? На вертолете они летают что ли? Роман Калянов: Да-да-да, кстати, губернатор чаще в Москве. Константин Крохмаль: Я считаю, что надо взять классическую модель «Жигулей» с жёсткими рессорами – посадить лидера Тамбова на заднее сиденье и прокатать 8 часов по вот этим дорогам! Ангелина Грохольская: «ДорНадзор Тамбовщина», вот это общественное движение, чем занимается? Роман Калянов: В первую очередь, мы хотим сами из этого вылезти, я просто живу в селе, это моя личная проблема, у меня семья многодетная, мы проживаем и у нас просто нет возможности даже бывает выехать куда-то. В том году мы с соседом до себя сделали дорогу… Ангелина Грохольская: Самостоятельно… Роман Калянов: 300 метров сами обсыпали битым кирпичом, песком, потому что грунтовка там – не проехать. Константин Крохмаль: А деньги, 5 миллиардов… Роман Калянов: Деньги, да, куда-то потратили… Константин Крохмаль: Освоили, понимаете, вот, что страшно, для меня страшней всего то, что… Роман Калянов: Страшно то, что грунтовки в порядок привести – это дешево, но не хотят, нет воли, нет желания. Ангелина Грохольская: А в прокуратуру или в администрацию вы обращались, как общественники? Роман Калянов: Да, многократно обращались и по нашей дороге уже, допустим, была проверка прокурорская, выносилось представление, но это ничего не изменило, то есть представление прокурора выносилось, но… Ангелина Грохольская: А какое обоснование, почему не делают? Роман Калянов: Денег нет, элементарно нет денег и всё, на этом в принципе всё и завершается, такая круговая порука. Ну, и опять же у нас очень такой грамотный подход ГИБДД, то есть ГИБДД зачастую нормативной признает дорогу, которая просто ровная, если асфальт, была яма и досками заложили, как коллега говорил – она уже признается нормативной, вот так, то есть только по ровности, тоже бардак, на самом деле. Константин Крохмаль: Вы знаете, это какой-то ужас, я вот, наверное, здесь уже… да, я по регионам езжу… в Москве – это сказка, просто фантастика, вообще, это космос для Тамбова, я думаю, что надо сделать… Ангелина Грохольская: Вы знаете, на нас сейчас обидятся наши телезрители, скажут: «Опять вы про Москву, всё-таки в Москве другие бюджеты». А есть у нас, исключая, например, сейчас Москву и даже Подмосковье, хотя в Подмосковье совсем… Роман Калянов: Я могу пример привести, у меня родители живут… Ангелина Грохольская: Да? Есть регионы хорошие, где хорошие дороги? Роман Калянов: В Вологде живут родители, Ючка, деревня, 500 человек всего лишь население, там у отца дом даже на окраине – дорога сделана идеально, гравийная дорога, та же Россия, глухое село, но все дороги сделаны, все абсолютно. Константин Крохмаль: Дело в человеке… Роман Калянов: Да, нормальный глава… Константин Крохмаль: Здесь я не говорю, что Москва: зажрались, денег много и так далее, не в этом дело – дело в руководителе, какой руководитель – такой регион, такие и дороги. Ангелина Грохольская: На самом деле, ремонт и большое количество денег тоже еще ничего не значат, вот, например, 17 миллионов рублей потратили на обновление участка трассы в районе деревни Вортчино, это в Удмуртии, однако, после ремонта дорожное полотно стало еще хуже: в межсезонье без грейдера там не проехать, Вам, например, это знакомо. Роман Калянов: Да. Ангелина Грохольская: Специалисты регионального Миндортранса выяснили, что для укрепления покрытия использовалась щебёночно-песчано-гравийная смесь, она и превратила дорогу в месиво, видимо, была нарушена технология дорожного ремонта – так считают эксперты. Константин Крохмаль: Да, дело в том, что, вот смотрите, технология очень чудовищная, сейчас в Москве… злорадствующие, слушайте, не всё в Москве так хорошо, дело в том, что в этом году стоит на одном из первых мест – это реновация и изменение МКАДа. МКАД – это центральная дорога вокруг Москвы, у вас у всех есть такая, там колея появилась, как колея появляется… приезжали финны, смотрели… асфальт разбавляют песком, вот, если вы едете по дороге и там появляется колея, значит разбавили асфальт песком – украли деньги! Ангелина Грохольская: Это уже, как признак, да? Константин Крохмаль: Вот она – коррупционная составляющая, это абсолютный признак, да. Я считаю, что с этим нужно бороться, и я считаю, что… вот, абсолютно прав, жму руку Вам, молодец, таких людей огромное количество, общественность должна подниматься, сейчас глас народа – не глас вопиющего в пустыне, нас слышат, и чиновники боятся, они боятся народ и надо нам говорить, чем больше мы будем говорить об этом, тем меньше будет шансов украсть у этих мздоимцев! Ангелина Грохольская: Кто сейчас контролирует ремонт, строительство дорог в регионах, на ком эта ответственность? Роман Калянов: Больше всего – люди. Ангелина Грохольская: Но есть какая-то персональная ответственность? Почему федеральные трассы делаются хорошие, потому что есть контроль, как Вы говорите, а в регионах нет? Кто контролирует? Константин Крохмаль: Дело в том, что на бумагах у нас всё офигительно, обалденно, прекрасно, прицепиться не к чему, вот сейчас вот этот губернатор Тамбова, Липецка покажет мне бумагу, скажет: «Крохмаль, смотри, всё». И там, действительно, всё четко, прицепиться не к чему, посадить его не за то, потому что нужно контролировать на всем периоде осуществления этих работ. Когда какой-то гастарбайтер, который только приехал, начинает сыпать одно, второе и ногами там заталкивать – вроде дырку залатал и это никто не видит, кроме прохожих, которые офигевают и говорят: «Вы что делаете?!». Должен быть определенный эксперт, независимый эксперт, который следит за всей процедурой, он должен фиксировать это всё, это, как кардиограмма, идет… Ангелина Грохольская: От и до. Константин Крохмаль: По кардиограмме сердца ты видишь полностью всю картину, а у нас показывают какой-то кусочек и так далее. Я еще раз говорю, нужно обязательно, и здесь общественность должна занимать огромное место: увидел какую-то вещь – зафиксировал, отослал в соответствующую инстанцию, и это должно служить основанием для возбуждения уголовных дел и так далее, а сейчас то не рассматривается. Ангелина Грохольская: Роман, Вы также являетесь активистом Общероссийского народного фронта… Роман Калянов: Да. Ангелина Грохольская: … и сейчас как раз ОНФ проводит такой мониторинг по 40 регионам России… Роман Калянов: Да, поехали ребята сейчас. Ангелина Грохольская: Будет от этого какой-то результат, как Вы думаете? Роман Калянов: В принципе, из-за того, что мы в соцсетях ведем деятельность, начали их, по крайней мере, мониторить чиновники, стали появляться комментарии, что чиновники что-то смотрят… Константин Крохмаль: Вообще, Народный фронт – это, конечно, организация мощная, я считаю, что надо, чтобы больше людей привлекалось, еще раз говорю: любой активист не останется неуслышанным, его всё время слышат, и поэтому я считаю, что надо больше людей. Роман Калянов: Да, надо заявлять, заявлять о себе в соцсетях, где только можно. Ангелина Грохольская: Заявили о себе и активисты Волгоградской области, давайте посмотрим, как там встретили весну. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Хотя бы кому-то повезло. Еще один вопрос, уточню просто: вот, говорили о гарантии дорог, гарантии на ремонт, а какой гарантийный срок? Константин Крохмаль: Гениальный, вот это самый важный вопрос, который должен быть. Дело в том, что самое парадоксальное, что и у нас существует гарантия на дороги, она, конечно, не такая, как в Германии, там от 15 до 25 лет и так далее и есть определенные механизмы, у нас она меньше, у нас она от 5 до 7, 12 лет и так далее… Ангелина Грохольская: Но всё-таки… Константин Крохмаль: Дело в том, что есть определенные вещи: самое страшное, что подрядчик, который делает дорогу и есть гарантия, на следующий год его нет – он перерегистрирует и его найти нельзя. Я считаю, что надо ввести персональную ответственность руководителя компании и этих учредителей, чтобы они персонально отвечали за потраченные средства, и тогда, если он перерегистрировал компанию, как говорится, из России никуда не убежишь – найдем тебя везде. Ангелина Грохольская: Стоит твоя фамилия и твоя ответственность. Роман Калянов: Да. Константин Крохмаль: Абсолютно точно, его за шкирку, на нары – и он уже совершенно спокойно отвечает своим имуществом и так далее, то есть нужно более грамотно отработать механизмы и конфискации ворованного, потому что он украл, его уволили и всё. Ангелина Грохольская: И всё – у него уже другая компания. Роман Калянов: Еще тоже немного дополню: репутацией не дорожат. Допустим, вернусь к какой-либо технике: китайская техника, которая ломается каждый год, или хорошая техника чуть подороже, ну, фирма какая-нибудь…не важно, но у нее есть репутация, они поддерживают качество, а наши подрядчики работают так, что: ну, развалится и что, 5 лет гарантии, мы будем подлатывать, ямки засыпать. То есть они мыслят примерно так, по крайней мере, у нас на Тамбовщине у нас это именно так происходит: сделали вроде новую дорогу и со следующего года начинается гарантийная поддержка, вроде за свой счет, но всё равно это некрасиво, когда новая дорога уже вся в лепешку. Ангелина Грохольская: Абсолютно верно, я начала сегодня нашу беседу с того, что у меня есть ощущение, что если что-то из года в год повторяется – это кому-то выгодно… Роман Калянов: Конечно. Ангелина Грохольская: И с этим ощущением я нашу программу заканчиваю. На самом деле, хотелось бы, конечно, чтобы выгодно было совсем, наоборот: чтобы дороги были ровные, чистые и без ям – это, в первую очередь. Константин Крохмаль: Воруешь – придем за тобой, бойся! Ангелина Грохольская: Сегодня в нашей студии были: Константин Крохмаль – автоэксперт, руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» и Роман Калянов – активист общественного движения «ДорНадзор Тамбовщина». А на сегодня всё, удачи и до встречи, адрес нашей электронной почты: bs@ptvr.ru, мы доступны и в социальных сетях и помните, несмотря на расстояния, мы – рядом!