Павел Давыдов: Совершая покупки, можно менять мир и даже помогать людям. BuySocial – новая площадка для объединения социальных предпринимателей и реализации их продукции. Это первый в России онлайн-проект, ориентированный на социальный бизнес. Придумали его три подруги – Любовь Ермолаева, Виктория Иванова и Алина Зубарева. Все они в разное время работали или были волонтерами в благотворительных фондах. И сегодня у нас в гостях – создатель сайта по продаже продукции социальных предпринимателей Любовь Ермолаева. Любовь, здравствуйте. Рады вас видеть. Любовь Ермолаева: Здравствуйте, Павел. Павел Давыдов: Тему этой студии мы обозначили просто – "Виртуальная лавка". А насколько точно это название подпадает под основной замысел? Любовь Ермолаева: Ну, это на самом деле подпадает под замысел, поскольку у нас действительно интернет-магазин. Но это необычный интернет-магазин, необычная виртуальная лавка. Павел Давыдов: И сразу скажем – некоммерческий проект. Правильно я понимаю? Любовь Ермолаева: Ну, это социальный бизнес, то есть бизнес с социальной миссией. И в нашем интернет-магазине продается только продукция социальных предпринимателей и благотворительных организаций. Таким образом, приобретая любой товар на BuySocial, любой человек может помочь нуждающимся людям, природе или развитию культурных проектов. Павел Давыдов: BuySocial – такое название английское, честно говоря. Почему не использовали русские аналоги? И как правильно перевести тогда? Любовь Ермолаева: Если быть наиболее точным, то, наверное, "Покупай у социальных предпринимателей". Это есть такое международное движение BuySocial, которое именно собственно к этому и призывает, рассказывает про социальных предпринимателей, призывает и людей, и компании обращать внимание на их продукцию – именно потому, что, покупая такие продукты, можно внести свой вклад в общество. Павел Давыдов: А "такие продукты" – это какие? Любовь Ермолаева: У нас сейчас представлена продукция порядка 20 производителей – социальных предпринимателей. И разных категорий. Павел Давыдов: Что-то есть у нас на столе здесь. Любовь Ермолаева: Да, кое-что здесь как раз есть. Разные категории. Например, у нас есть чай, сладости, шоколад на меду, крем-мед, медовые муссы. Есть разные приятные мелочи: блокноты, керамика. Есть вещи для декора и интерьера. Есть товары для детей. В общем, большое разнообразие. Павел Давыдов: Ну, в основном сувениры и презенты, да? Любовь Ермолаева: Если попытаться объединить одним словом, как одну категорию товаров, то это, скорее всего, подарки. Павел Давыдов: А вот на ваш взгляд, каким должен быть правильный подарок, купленный у социальных предпринимателей? Любовь Ермолаева: Знаете, вообще почему у нас появилась эта идея? Потому что я вообще не могу пройти мимо, когда я вижу действительно какую-то необычную вещь, чаще всего ручной работы или небольшим тиражом, с интересной идеей и задумкой, с тем, что в нее вложена душа. И еще вы можете реально кому-то помочь. Например, производят вот этот шоколад – шоколад на меду – люди с инвалидностью в поселке Гагаринская Новоселка. И я помню, как еще до создания нашего интернет-магазина я на одной из выставок, посвященной социальному предпринимательству, встретила вот этот шоколад. Я стала расспрашивать у Вадима Кема, основателя, который там был, про то, в чем их социальный вклад, как они это делают. Оказалось, что это в поселке Гагаринская Новоселка, в Ярославской области. На базе благотворительного центра это было создано, чтобы людям не просто благотворительную помощь оказывать, а давать им работу, ощущение своей нужности, востребованности. И при этом они делают потрясающий, очень качественный продукт. Он на меду вместо сахара, что гораздо полезнее. У них 25 вкусов. В общем, я могу так рассказывать буквально про каждый наш продукт, потому что они все такие уникальные и с важным социальным вкладом. Павел Давыдов: Любовь, скажите, пожалуйста, а по каким критериям вы выбираете партнеров для вашего социального проекта? Любовь Ермолаева: Один из критериев – это как раз, как я сейчас рассказывала, какой-то интересный и необычный, качественный, стильный продукт. Второй важный критерий – это социальная составляющая. И здесь… Павел Давыдов: Вот как ее вычислить? Это же очень важно, потому что под видом социальных предпринимателей проходит иногда и обычный бизнес. Любовь Ермолаева: Мы отбираем, можно сказать, вручную каждый проект. Я буквально встречаюсь с каждым руководителем этого социального бизнеса или благотворительной организации. Если есть такая возможность, приезжаю на производство, смотрю, как все устроено. Сама себе сначала покупаю, вижу, что это качественная вещь. Павел Давыдов: Тестируете на себе. Любовь Ермолаева: Да, буквально так. В общем, это всегда искренность, и она всегда видна. Особенно, конечно, когда приезжаешь на место, где это производится, видишь этих людей. Павел Давыдов: Я знаю, что в свое время вас впечатлило Творческое объединение "Круг". А вот чем? Любовь Ермолаева: Да, это так. Вот здесь как раз колокольчик, который они производят. Когда я приехала как раз с ними договариваться о сотрудничестве, я была поражена, во-первых, что это такая прекрасная творческая студия, где большое светлое пространство, огромные окна. Я увидела, как и слепые, и глухие, и слепоглухие, и зрящие, и слышащие люди могут вместе общаться с помощью специального языка, работать, заниматься творчеством, помогать друг другу. Да, это на меня очень сильно действительно произвело впечатление. Я всегда рассказываю эту историю. Павел Давыдов: А вот сейчас у нас на столе еще и авоська лежит. А она-то каким образом сюда попала? Любовь Ермолаева: Да, эта авоська как раз, мне кажется, один из старейших российских проектов в области социального предпринимательства. Павел Давыдов: Давайте покажем. Да, настоящая авоська. Любовь Ермолаева: Да, настоящая авоська. Проект называется "Авоська дарит надежду". Эти авоськи делают слепые люди в разных регионах нашей страны, и они пользуются очень большой популярностью. Павел Давыдов: Вы знаете, не могу вас не спросить: а на каких условиях вы договариваетесь с поставщиками? Чтобы немножечко понять "кухню". Любовь Ермолаева: Поскольку мы, в общем, направлены собственно на то, чтобы помогать нашим социальным предпринимателям, то мы индивидуально договариваемся на тех условиях, которые удобны им. Павел Давыдов: Это очень важно. Любовь Ермолаева: Да. Если это проект, который уже поставлен на поток, где есть свои каналы другие продаж, как Cocco bello, например, один из таких ведущих проектов… Павел Давыдов: Да, мы о нем рассказывали в нашем эфире. Любовь Ермолаева: Пример, мне кажется, для многих по тому, как устроен сам социальный бизнес. Нам дают по оптовой цене, по сути, как и другим дистрибьюторам, свой продукт. Мы делаем комиссию и почти по той же цене, что и сам производитель, мы можем продавать этот продукт. Есть продукты другие, когда нет такой возможности, когда очень высокая себестоимость, нет возможности делать какую-то скидку, как оптовикам. В этом случае мы делаем просто очень небольшую свою маржу и все равно продвигаем и продаем этот продукт, потому что нам нравится этот проект, мы хотим его поддержать и считаем, что он достоин этого, чтобы развиваться дальше. Павел Давыдов: А BuySocial чем еще интересен? Несмотря на то, что это первый проект, я думаю, это то редкое исключение, когда вы не боитесь конкурентов, а даже ждете их появления. Я прав? Любовь Ермолаева: Конечно, да. В общем, мы в целом за ответственное потребление. И помимо того, что просто продаем товары, мы хотим рассказать людям о том, что такое ответственное потребление, о том, что такое социальное предпринимательство. Павел Давыдов: А как вы сами понимаете термин "ответственное потребление", особенно в наш век общества потребления? Любовь Ермолаева: Ответственное потребление – это прежде всего потребление, которое не вредит экологии и не вредит людям, которые его производят. Ну и по отношению к потребителю, конечно, тоже это должны быть натуральные, честные и качественные продукты. Возникло, например, движение FairTrade ("Справедливая торговля"). Возникли специальные сертификаты, которые удостоверяют, что это этические товары. Есть сертификаты, которые подтверждают соблюдение экологических норм при производстве. Павел Давыдов: Любовь, а как вы планируете расширять географию вашего проекта? Насколько я понимаю, пока что он только представлен в Москве. Любовь Ермолаева: Да, пока что он только в Москве. У нас есть производители, которые в других регионах, но… Павел Давыдов: Да. Но реализация только в Москве. Любовь Ермолаева: Да, реализация пока в Москве. Но, безусловно, по мере развития нашего проекта мы будем стремиться организовывать уже логистику в другие регионы. Павел Давыдов: А как много людей сегодня работает над этим проектом? И по каким вопросам с вашими коллегами у вас возникают разногласия? Позволю себе спросить так. Любовь Ермолаева: Наш основной состав – четыре человека, вот нас трое основателей и одна наша сотрудница. Также у нас есть фрилансеры, с которыми мы постоянно работаем: дизайнер, фотограф и так далее. Разногласия? Мы вообще очень любим пообсуждать и поспорить. Павел Давыдов: Ну, как известно, в споре рождается истина. Это нормально. Любовь Ермолаева: Да, да, да. Ну да, это здорово, потому что у нас появляется больше идей. Мне кажется, это как раз говорит о том, что мы очень любим то, что мы делаем, и у нас очень много разных идей, мнений по этому поводу. Павел Давыдов: Кстати, именно о них как-то вы и сказали в одном из интервью, что у вас миллион разных идей. А вы могли бы хотя бы несколько основных выделить, чтобы понять, что это за идеи? Любовь Ермолаева: Ну, я расскажу еще об одной, которая уже воплощена. Павел Давыдов: Давайте. Любовь Ермолаева: Это сотрудничество с компаниями. Мы стали предлагать продукцию социальных предпринимателей в качестве подарков компаниям на Новый год. Причем эту идею нам даже подсказали сами компании. Буквально в день открытия нашего проекта нам написали: "А можно у вас купить такую продукцию нам в качестве подарков?" И мы разработали уже специально каталог с предложениями… Павел Давыдов: Для корпоративных клиентов, да? Любовь Ермолаева: Для корпоративных клиентов, да, с готовыми идеями – на разный бюджет, на разные тематики. Там как раз и сладости, и какие-то теплые уютные вещи, и для декора, и с новогодней тематикой. Естественно, мы продолжаем также искать других поставщиков. Как раз сейчас мы уже начинаем готовиться к Новому году и креативить. Павел Давыдов: Самое время – май месяц! Любовь Ермолаева: Да. Как раз креативим на эту тему: чего нам не хватает, какая еще продукция может быть интересной. Ищем новые идеи, новые проекты. Павел Давыдов: Ну что же, я пожелаю вам удачи в этом процессе. И прежде чем поблагодарить вас за это интересное интервью, позвольте уточню: а как именно вы пришли в благотворительность, Любовь? Любовь Ермолаева: Вообще я начинала работать в коммерческой компании, но у меня возникала все время такая мысль: может быть, стоит попробовать поработать в некоммерческом секторе? Ну, что-то мне подсказывало, что мне это подойдет. Я сначала попробовала, поехала за границу на стажировку. И я увидела действительно такую отдачу от этой деятельности, от людей, что, приехав обратно в Москву, домой, я уже искала работу только в некоммерческих организациях. И нашла вот в благотворительном фонде "Настенька", где я сначала работала. Павел Давыдов: Но сегодня вы пошли по пути социального предпринимательства. Отношение в стране к этому виду бизнеса странное (можно сказать и так), потому что и государство, и общество, и бизнес пока не воспринимают социальных предпринимателей всерьез. Как вы считаете, при каких условиях это можно изменить? Вопрос сложный, но, может быть, у вас есть ответ. Любовь Ермолаева: Мне кажется, что отчасти это естественно (даже такое, как вы сказали, не очень серьезное отношение), потому что я сама вижу: в нашей стране социальное предпринимательство развивается наиболее бурно буквально последние лет, может быть, даже три года. Павел Давыдов: Особенно последний год, когда начали обсуждать закон о социальном предпринимательстве, каким он должен быть. Любовь Ермолаева: Да. Очень многие проекты, с которыми мы даже сотрудничаем, они совсем молодые, поэтому и само это явление действительно совсем молодое. Мне кажется, что одна из очень важных вещей – это как раз просвещение общества на эту тему. Вот то, что я сейчас называла, например, про ответственное потребление, про справедливую торговлю, про экологические нормы, социальное предпринимательство как вообще такая, наверное, высшая форма ответственного производства и потребления – это достаточно новые и не известные просто люди вещи, явления. И очень важно об этом рассказывать, показывать конкретные примеры, предоставлять площадки, как наша площадка. Мы ради этого в том числе и работаем. Павел Давыдов: Именно это мы сегодня с вашей помощью и сделали – рассказали и о социальных предпринимателях, и о том, как им можно помочь. Основная суть вашего проекта – "Покупая, помогай!". И мне очень хочется пожелать успехов вам в работе, всем вашим коллегам и единомышленникам. Ведь можно совершать покупки с душой. А если они еще и помогают другим людям – так это дорогого стоит. Спасибо вам большое. Любовь Ермолаева: Спасибо большое. Павел Давыдов: У нас в гостях была создатель сайта по продаже продукции социальных предпринимателей Любовь Ермолаева.