Любовь Ермолаева: Социальное предпринимательство – это высшая форма ответственного производства и потребления

Любовь Ермолаева: Социальное предпринимательство – это высшая форма ответственного производства и потребления
Грязь озера Тамбукан. Ставропольские курорты приглашают в путешествие за здоровьем
Алтайская история. Как бийские купцы меняли облик города
Не для слабонервных. Путешествие по жутким и таинственным местам Ульяновской области
Не для слабонервных. Алтайская история. Грязь озера Тамбукан
Пастель и пальцы. Как составить собирательный образ жителей Алтая?
Непростая дилемма. Почему россияне протестуют против строительства новых дорог?
Другого пути нет. Железнодорожный переезд: угроза безопасности людей
Язык бедности. Как изменился уровень жизни россиян за 20 лет?
Язык бедности. Другого пути нет. Непростая дилемма. Как составить собирательный образ жителей Алтая?
Праздник каждый день. Отправимся за кулисы Новосибирского театра оперы и балета
Гости
Любовь Ермолаева
создатель сайта по продаже продукции социальных предпринимателей

Павел Давыдов: Совершая покупки, можно менять мир и даже помогать людям. BuySocial – новая площадка для объединения социальных предпринимателей и реализации их продукции. Это первый в России онлайн-проект, ориентированный на социальный бизнес. Придумали его три подруги – Любовь Ермолаева, Виктория Иванова и Алина Зубарева. Все они в разное время работали или были волонтерами в благотворительных фондах.

И сегодня у нас в гостях – создатель сайта по продаже продукции социальных предпринимателей Любовь Ермолаева. Любовь, здравствуйте. Рады вас видеть.

Любовь Ермолаева: Здравствуйте, Павел.

Павел Давыдов: Тему этой студии мы обозначили просто – "Виртуальная лавка". А насколько точно это название подпадает под основной замысел?

Любовь Ермолаева: Ну, это на самом деле подпадает под замысел, поскольку у нас действительно интернет-магазин. Но это необычный интернет-магазин, необычная виртуальная лавка.

Павел Давыдов: И сразу скажем – некоммерческий проект. Правильно я понимаю?

Любовь Ермолаева: Ну, это социальный бизнес, то есть бизнес с социальной миссией. И в нашем интернет-магазине продается только продукция социальных предпринимателей и благотворительных организаций. Таким образом, приобретая любой товар на BuySocial, любой человек может помочь нуждающимся людям, природе или развитию культурных проектов.

Павел Давыдов: BuySocial – такое название английское, честно говоря. Почему не использовали русские аналоги? И как правильно перевести тогда?

Любовь Ермолаева: Если быть наиболее точным, то, наверное, "Покупай у социальных предпринимателей". Это есть такое международное движение BuySocial, которое именно собственно к этому и призывает, рассказывает про социальных предпринимателей, призывает и людей, и компании обращать внимание на их продукцию – именно потому, что, покупая такие продукты, можно внести свой вклад в общество.

Павел Давыдов: А "такие продукты" – это какие?

Любовь Ермолаева: У нас сейчас представлена продукция порядка 20 производителей – социальных предпринимателей. И разных категорий.

Павел Давыдов: Что-то есть у нас на столе здесь.

Любовь Ермолаева: Да, кое-что здесь как раз есть. Разные категории. Например, у нас есть чай, сладости, шоколад на меду, крем-мед, медовые муссы. Есть разные приятные мелочи: блокноты, керамика. Есть вещи для декора и интерьера. Есть товары для детей. В общем, большое разнообразие.

Павел Давыдов: Ну, в основном сувениры и презенты, да?

Любовь Ермолаева: Если попытаться объединить одним словом, как одну категорию товаров, то это, скорее всего, подарки.

Павел Давыдов: А вот на ваш взгляд, каким должен быть правильный подарок, купленный у социальных предпринимателей?

Любовь Ермолаева: Знаете, вообще почему у нас появилась эта идея? Потому что я вообще не могу пройти мимо, когда я вижу действительно какую-то необычную вещь, чаще всего ручной работы или небольшим тиражом, с интересной идеей и задумкой, с тем, что в нее вложена душа. И еще вы можете реально кому-то помочь.

Например, производят вот этот шоколад – шоколад на меду – люди с инвалидностью в поселке Гагаринская Новоселка. И я помню, как еще до создания нашего интернет-магазина я на одной из выставок, посвященной социальному предпринимательству, встретила вот этот шоколад. Я стала расспрашивать у Вадима Кема, основателя, который там был, про то, в чем их социальный вклад, как они это делают. Оказалось, что это в поселке Гагаринская Новоселка, в Ярославской области. На базе благотворительного центра это было создано, чтобы людям не просто благотворительную помощь оказывать, а давать им работу, ощущение своей нужности, востребованности. И при этом они делают потрясающий, очень качественный продукт. Он на меду вместо сахара, что гораздо полезнее. У них 25 вкусов.

В общем, я могу так рассказывать буквально про каждый наш продукт, потому что они все такие уникальные и с важным социальным вкладом.

Павел Давыдов: Любовь, скажите, пожалуйста, а по каким критериям вы выбираете партнеров для вашего социального проекта?

Любовь Ермолаева: Один из критериев – это как раз, как я сейчас рассказывала, какой-то интересный и необычный, качественный, стильный продукт. Второй важный критерий – это социальная составляющая. И здесь…

Павел Давыдов: Вот как ее вычислить? Это же очень важно, потому что под видом социальных предпринимателей проходит иногда и обычный бизнес.

Любовь Ермолаева: Мы отбираем, можно сказать, вручную каждый проект. Я буквально встречаюсь с каждым руководителем этого социального бизнеса или благотворительной организации. Если есть такая возможность, приезжаю на производство, смотрю, как все устроено. Сама себе сначала покупаю, вижу, что это качественная вещь.

Павел Давыдов: Тестируете на себе.

Любовь Ермолаева: Да, буквально так. В общем, это всегда искренность, и она всегда видна. Особенно, конечно, когда приезжаешь на место, где это производится, видишь этих людей.

Павел Давыдов: Я знаю, что в свое время вас впечатлило Творческое объединение "Круг". А вот чем?

Любовь Ермолаева: Да, это так. Вот здесь как раз колокольчик, который они производят. Когда я приехала как раз с ними договариваться о сотрудничестве, я была поражена, во-первых, что это такая прекрасная творческая студия, где большое светлое пространство, огромные окна. Я увидела, как и слепые, и глухие, и слепоглухие, и зрящие, и слышащие люди могут вместе общаться с помощью специального языка, работать, заниматься творчеством, помогать друг другу. Да, это на меня очень сильно действительно произвело впечатление. Я всегда рассказываю эту историю.

Павел Давыдов: А вот сейчас у нас на столе еще и авоська лежит. А она-то каким образом сюда попала?

Любовь Ермолаева: Да, эта авоська как раз, мне кажется, один из старейших российских проектов в области социального предпринимательства.

Павел Давыдов: Давайте покажем. Да, настоящая авоська.

Любовь Ермолаева: Да, настоящая авоська. Проект называется "Авоська дарит надежду". Эти авоськи делают слепые люди в разных регионах нашей страны, и они пользуются очень большой популярностью.

Павел Давыдов: Вы знаете, не могу вас не спросить: а на каких условиях вы договариваетесь с поставщиками? Чтобы немножечко понять "кухню".

Любовь Ермолаева: Поскольку мы, в общем, направлены собственно на то, чтобы помогать нашим социальным предпринимателям, то мы индивидуально договариваемся на тех условиях, которые удобны им.

Павел Давыдов: Это очень важно.

Любовь Ермолаева: Да. Если это проект, который уже поставлен на поток, где есть свои каналы другие продаж, как Cocco bello, например, один из таких ведущих проектов…

Павел Давыдов: Да, мы о нем рассказывали в нашем эфире.

Любовь Ермолаева: Пример, мне кажется, для многих по тому, как устроен сам социальный бизнес. Нам дают по оптовой цене, по сути, как и другим дистрибьюторам, свой продукт. Мы делаем комиссию и почти по той же цене, что и сам производитель, мы можем продавать этот продукт.

Есть продукты другие, когда нет такой возможности, когда очень высокая себестоимость, нет возможности делать какую-то скидку, как оптовикам. В этом случае мы делаем просто очень небольшую свою маржу и все равно продвигаем и продаем этот продукт, потому что нам нравится этот проект, мы хотим его поддержать и считаем, что он достоин этого, чтобы развиваться дальше.

Павел Давыдов: А BuySocial чем еще интересен? Несмотря на то, что это первый проект, я думаю, это то редкое исключение, когда вы не боитесь конкурентов, а даже ждете их появления. Я прав?

Любовь Ермолаева: Конечно, да. В общем, мы в целом за ответственное потребление. И помимо того, что просто продаем товары, мы хотим рассказать людям о том, что такое ответственное потребление, о том, что такое социальное предпринимательство.

Павел Давыдов: А как вы сами понимаете термин "ответственное потребление", особенно в наш век общества потребления?

Любовь Ермолаева: Ответственное потребление – это прежде всего потребление, которое не вредит экологии и не вредит людям, которые его производят. Ну и по отношению к потребителю, конечно, тоже это должны быть натуральные, честные и качественные продукты. Возникло, например, движение FairTrade ("Справедливая торговля"). Возникли специальные сертификаты, которые удостоверяют, что это этические товары. Есть сертификаты, которые подтверждают соблюдение экологических норм при производстве.

Павел Давыдов: Любовь, а как вы планируете расширять географию вашего проекта? Насколько я понимаю, пока что он только представлен в Москве.

Любовь Ермолаева: Да, пока что он только в Москве. У нас есть производители, которые в других регионах, но…

Павел Давыдов: Да. Но реализация только в Москве.

Любовь Ермолаева: Да, реализация пока в Москве. Но, безусловно, по мере развития нашего проекта мы будем стремиться организовывать уже логистику в другие регионы.

Павел Давыдов: А как много людей сегодня работает над этим проектом? И по каким вопросам с вашими коллегами у вас возникают разногласия? Позволю себе спросить так.

Любовь Ермолаева: Наш основной состав – четыре человека, вот нас трое основателей и одна наша сотрудница. Также у нас есть фрилансеры, с которыми мы постоянно работаем: дизайнер, фотограф и так далее. Разногласия? Мы вообще очень любим пообсуждать и поспорить.

Павел Давыдов: Ну, как известно, в споре рождается истина. Это нормально.

Любовь Ермолаева: Да, да, да. Ну да, это здорово, потому что у нас появляется больше идей. Мне кажется, это как раз говорит о том, что мы очень любим то, что мы делаем, и у нас очень много разных идей, мнений по этому поводу.

Павел Давыдов: Кстати, именно о них как-то вы и сказали в одном из интервью, что у вас миллион разных идей. А вы могли бы хотя бы несколько основных выделить, чтобы понять, что это за идеи?

Любовь Ермолаева: Ну, я расскажу еще об одной, которая уже воплощена.

Павел Давыдов: Давайте.

Любовь Ермолаева: Это сотрудничество с компаниями. Мы стали предлагать продукцию социальных предпринимателей в качестве подарков компаниям на Новый год. Причем эту идею нам даже подсказали сами компании. Буквально в день открытия нашего проекта нам написали: "А можно у вас купить такую продукцию нам в качестве подарков?" И мы разработали уже специально каталог с предложениями…

Павел Давыдов: Для корпоративных клиентов, да?

Любовь Ермолаева: Для корпоративных клиентов, да, с готовыми идеями – на разный бюджет, на разные тематики. Там как раз и сладости, и какие-то теплые уютные вещи, и для декора, и с новогодней тематикой. Естественно, мы продолжаем также искать других поставщиков. Как раз сейчас мы уже начинаем готовиться к Новому году и креативить.

Павел Давыдов: Самое время – май месяц!

Любовь Ермолаева: Да. Как раз креативим на эту тему: чего нам не хватает, какая еще продукция может быть интересной. Ищем новые идеи, новые проекты.

Павел Давыдов: Ну что же, я пожелаю вам удачи в этом процессе. И прежде чем поблагодарить вас за это интересное интервью, позвольте уточню: а как именно вы пришли в благотворительность, Любовь?

Любовь Ермолаева: Вообще я начинала работать в коммерческой компании, но у меня возникала все время такая мысль: может быть, стоит попробовать поработать в некоммерческом секторе? Ну, что-то мне подсказывало, что мне это подойдет. Я сначала попробовала, поехала за границу на стажировку. И я увидела действительно такую отдачу от этой деятельности, от людей, что, приехав обратно в Москву, домой, я уже искала работу только в некоммерческих организациях. И нашла вот в благотворительном фонде "Настенька", где я сначала работала.

Павел Давыдов: Но сегодня вы пошли по пути социального предпринимательства. Отношение в стране к этому виду бизнеса странное (можно сказать и так), потому что и государство, и общество, и бизнес пока не воспринимают социальных предпринимателей всерьез. Как вы считаете, при каких условиях это можно изменить? Вопрос сложный, но, может быть, у вас есть ответ.

Любовь Ермолаева: Мне кажется, что отчасти это естественно (даже такое, как вы сказали, не очень серьезное отношение), потому что я сама вижу: в нашей стране социальное предпринимательство развивается наиболее бурно буквально последние лет, может быть, даже три года.

Павел Давыдов: Особенно последний год, когда начали обсуждать закон о социальном предпринимательстве, каким он должен быть.

Любовь Ермолаева: Да. Очень многие проекты, с которыми мы даже сотрудничаем, они совсем молодые, поэтому и само это явление действительно совсем молодое. Мне кажется, что одна из очень важных вещей – это как раз просвещение общества на эту тему. Вот то, что я сейчас называла, например, про ответственное потребление, про справедливую торговлю, про экологические нормы, социальное предпринимательство как вообще такая, наверное, высшая форма ответственного производства и потребления – это достаточно новые и не известные просто люди вещи, явления. И очень важно об этом рассказывать, показывать конкретные примеры, предоставлять площадки, как наша площадка. Мы ради этого в том числе и работаем.

Павел Давыдов: Именно это мы сегодня с вашей помощью и сделали – рассказали и о социальных предпринимателях, и о том, как им можно помочь. Основная суть вашего проекта – "Покупая, помогай!". И мне очень хочется пожелать успехов вам в работе, всем вашим коллегам и единомышленникам. Ведь можно совершать покупки с душой. А если они еще и помогают другим людям – так это дорогого стоит. Спасибо вам большое.

Любовь Ермолаева: Спасибо большое.

Павел Давыдов: У нас в гостях была создатель сайта по продаже продукции социальных предпринимателей Любовь Ермолаева.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски