Людмила Дудова: Уничтоженная школа – это уничтоженное село
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/lyudmila-dudova-27798.html Павел Давыдов: Система сельских школ однажды уже стояла на грани полного исчезновения, когда в 70-х годах прошлого столетия советское партийное руководство объявило войну неперспективным деревням. Сейчас, судя по всему, идет очередная волна. По данным Росстата, число сельских школ за минувшие шесть лет сократилось на четверть. На этом фоне Росстат уточняет, что в России сегодня насчитается 2 миллиона безграмотных людей. Учитывая, что жители сел составляют почти четверть населения страны, проблема закрытия сельских школ становится особенно острой.
У нас в гостях – Людмила Дудова, первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты России. Людмила Васильевна, здравствуйте.
Людмила Дудова: Здравствуйте.
Павел Давыдов: "Оптимизация сельских школ" – эти слова звучат как приговор. Если в сюжете, который мы только что посмотрели, в конкретном селе Смоленской области школу удалось отстоять, то в том же регионе, в соседней деревне под названием Петровичи, два года назад закрыли школу, в которой когда-то учился сам Айзек Азимов, известный писатель-фантаст. Знаете, не хочется выносить оценочное суждение, но кроме как вредительством это не назовешь. А что по этому поводу думаете вы?
Людмила Дудова: Положительно отнестись к этому факту я никак не могу – хотя бы потому, что я филолог. И все, что связано с именем одного из ведущих фантастов-писателей, нашего соотечественника – это все абсолютно ненормально и неправильно. Хотя сама проблема закрытия, оптимизации сельских школ многослойная, многосложная и требует очень вдумчивого и в каждом конкретном случае очень ответственного принятия решения.
Павел Давыдов: Кстати, конкретно эту школу удалось отстоять благодаря вмешательству Общественного телевидения России и программы "Большая страна" при участии ОНФ. А сегодня у Общественной палаты есть рычаги давления, чтобы к вам могли напрямую обратиться – и вы отправили запрос, и каким-то образом ситуация изменилась?
Людмила Дудова: Вы знаете, у нас есть такой рычаг. И на сегодняшний день мы активно пользуемся такой формой работы, как горячая линия. Вот и сейчас идет у нас горячая линия, связанная с поборами в школе. И к большому сожалению, почти третья часть поступающих вопросов связана с вопросами ремонта школ, находящихся в сельской местности, в малых городах, с необеспеченностью учебниками. А ведь это тоже не укрепляет позиции сельской школы, и это тоже ставит школу под угрозу, потому что если школа не укомплектована учебника, не имеет соответствующего оборудования, то при прохождении аккредитации она однозначно попадает под закрытие.
Павел Давыдов: То есть можно сегодня говорить, что закрытие сельских школ уже вышло за рамки образовательной сферы?
Людмила Дудова: Да, конечно, и за рамки образовательной сферы. И вообще это вопрос политический, потому что мы по-прежнему пока еще остаемся страной, где бо́льшая часть населения находится в сельской местности. Кроме того, я вам скажу, что почти половина школ России – это школы сельские. И хотя по численности обучающихся в этих школах, конечно же, мы имеем меньшее количество учеников, но в этих школах работает полмиллиона педагогов.
Павел Давыдов: Людмила Васильевна, а по информации общественников, в каких регионах России проблема ликвидации сельских школ приобрела уже катастрофические масштабы?
Людмила Дудова: Вы знаете, в сибирских регионах очень ситуация горячая. Но есть проблемы и в районах, которые граничат в Приполярье. И сейчас эта проблема отчасти решается путем передвижных школ. Есть проблемы в районах и в Центральной России. Вот вы привели Смоленск. Смоленская область – это область, которая постепенно вымирает у нас, население убывает. Сложная ситуация в Псковской области.
Павел Давыдов: Вы меня прямо немножечко опередили, я как раз хотел привести статистику. Нашел информацию свежую, что там было закрыто более 100 малокомплектных школ, причем сделали это, невзирая на протесты родителей и общественности. Вот это меня опять поразило. И не понятно, кто несет персональную ответственность – муниципальные власти или представители Минобрнауки?
Людмила Дудова: Сегодня по закону учредителями образовательных организаций основного образования, то есть школ, являются муниципальные власти. Именно поэтому, наверное, министр образования и поставила вопрос о переподчинении учредительства. И я хочу сказать, что некоторые муниципальные власти просто зарвались. Извините за этот, может быть, сленг.
Павел Давыдов: Это вы еще мягко говорите.
Людмила Дудова: Да. Потому что даже регионам они не подчиняются. И поэтому с этого года внедряемая такая апробация переподчинения школ все-таки на уровне региональном и министерства дает возможность хоть как-то контролировать этот процесс.
Павел Давыдов: А скажите, пожалуйста, чисто технически неужели так легко из бюджета села убрать эту статью, которая позволяет финансировать конкретную школу?
Людмила Дудова: Мне кажется, если есть предложения, которые позволяют закрыть эту бюджетную брешь, то, наверное, это решается очень легко.
Павел Давыдов: То есть решить проблему можно на уровне законодательства?
Людмила Дудова: Да, да. Вот именно поправки, которые сейчас принимаются, и инициатива министра образования. И надо сказать – ведь поддержанная инициатива. 16 регионов заявили о том, что они готовы участвовать в этом эксперименте. Значит, потребность в регионах есть. Значит, уже действия муниципальных властей вообще находятся на грани добра и зла. И уничтоженная школа – это уничтоженное село. Но очень хочется верить, что все-таки этот процесс еще не безнадежно запущен. И горячие линии, которые проходят, и активная работа комитетов в Государственной Думе, местных общественных палат может как-то сдвинуть с места.
Павел Давыдов: Людмила Васильевна, получается – как такового выхода-то и нет, и в ближайшие годы мы будет только и видеть, что закрывают ту или иную сельскую школу.
Людмила Дудова: Вы знаете, я бы сказала, что все-таки так уж безнадежно смотреть не нужно на эту проблему. Но, мне кажется, нужен большой и серьезный анализ положения дел в критических регионах, таких как, например, регионы с падением населения (Смоленская, Псковская область), в отдаленных регионах. Необходимо рассматривать комплекс проблем, который связан вообще с сельской школой.
Павел Давыдов: Буквально недавно, 1 сентября, если я не ошибаюсь, было принято решение, что теперь школы будут едиными, не будет ни лицеев, ни тому подобных профильных учреждений. Это как-то отразится на сельских школах?
Людмила Дудова: Вообще само принятия решения о закрытии гимназий и лицеев (оно прошло действительно по информационным каналам в последние дни) кажется странным. Очень жалко. Возрождение этих лицеев и гимназий произошло ведь в 90-е годы, когда вернулись к доброй старой традиции. Ну, кто же не знал гимназисток? Половина страниц русской литературы посвящена гимназисткам. Кто же не знает лицеистов и Александра Сергеевича Пушкина? Очень жаль…
Павел Давыдов: Людмила Васильевна, и завершая нашу беседу, могли бы вы дать совет тем жителям поселков, сел, деревень, которые сталкиваются с проблемой или могут столкнуться с ней? Пришла информация – школа будет закрыта. Вот как действовать в такой ситуации и, главное, не допустить этой катастрофы?
Людмила Дудова: Вы знаете, прежде всего нужно стараться, чтобы школа, в которую ходят дети, имела достойный вид. За это надо бороться. Должна быть активная гражданская позиция. И если есть такая активная гражданская позиция, то успех точно будет.
Павел Давыдов: Слава богу, она сегодня есть, эта активная гражданская позиция. Помните, как в песне пелось: "Ах, школьные годы чудесные"? Но сегодня получается, что одни школьные невзгоды возникают на пути к знаниям маленьких россиян.
Людмила Дудова: А особенно в сельской местности. Россия – страна сельская.
Павел Давыдов: Спасибо вам большое за эту беседу. Жаль, что она была наполнена отчасти негативной информацией. Но все в наших силах исправить и изменить. Спасибо.
Людмила Дудова: Непременно. Спасибо.
Павел Давыдов: И в завершение я хочу напомнить историю, о которой стало известно благодаря ролику, снятому на мобильный телефон: в Башкирии в одном из районов дети вынуждены добираться в школу на лыжах через лес с топорами в руках. Как выяснилось, из-за закрытия школы ребята отправляются учиться в соседнее село, вооружившись на случай нападения волков. Прокуратура проверяет исполнение законодательства об образовании и законность обучения детей в соседней школе.
А я напомню – у нас в гостях была Людмила Дудова, первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты России.
Дорогие телезрители, если вы хотите рассказать о достойных и неравнодушных людях, поведать о том, чем живет ваш регион, поделиться достижениями своего города или села – напишите нам или отправьте видеообращение. Адрес нашей электронной почты прежний – bs@ptvr.ru.
Людмила Дудова: Уничтоженная школа – это уничтоженное село