• Главная
  • Программы
  • Большая страна
  • Оксана Бондарь: Замечательно, когда без значительной федеральной поддержки театры малых городов держат публику на творческом энтузиазме

Оксана Бондарь: Замечательно, когда без значительной федеральной поддержки театры малых городов держат публику на творческом энтузиазме

Гости
Оксана Бондарь
координатор Федерального проекта «Театр малых городов»

Ангелина Грохольская: Новые формы, смелая режиссура, яркие актерские работы. В малых городах России реализуется театральный проект. Это не только смотр, который дает возможность показать свои спектакли, но и материальная поддержка провинциальной культуры.

Сегодня у нас в студии – координатор федерального проекта "Театры малых городов" Оксана Бондарь. Оксана, здравствуйте.

Оксана Бондарь: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Спасибо огромное, что вы пришли к нам в студию. Скажите, любите ли вы театр?

Оксана Бондарь: Конечно же, люблю. Да и вообще, вы знаете, у нас в России так любят театр! Наверное, ни в одной другой стране нет такого количества муниципальных, региональных театров. Очень хорошо, что у нас есть такая возможность. У нас есть фестиваль "Театры малых городов", который курирует Евгений Миронов. И вот как раз эти провинциальные театры все объединяются в этом фестивале, показывают свое творчество, мастерство, растут из года в год.

Ангелина Грохольская: И у них же есть даже возможность потом выступить на сцене Театра наций. Мироновский фестиваль я имею в виду. Да? То есть показаться в Москве.

Оксана Бондарь: Конечно же.

Ангелина Грохольская: Не это ли мечта?

Оксана Бондарь: А потом они выходят на фестиваль "Золотая маска" и вместе с нашими столичными театрами тоже являются лауреатами, номинантами разных номинаций. И это замечательно. Это дает возможность им показывать себя, творчески расти.

А теперь еще и наш проект "Театры малых городов", который позволяет муниципальным театрам, которые находятся в городах с численностью до 300 тысяч человек, обновить свой репертуар, пополнить свое материально-техническое оборудование современным освещением, звуковым оборудованием. Это, конечно же, тоже шаг вперед.

Ангелина Грохольская: Оксана, наверное, неслучайно ваш проект родился и появился. Были причины.

Оксана Бондарь: Конечно же.

Ангелина Грохольская: Наверняка делали анализ и изучали, в каком состоянии находятся театры в малых городах.

Оксана Бондарь: Конечно же, состояние их плачевное, потому что в течение 20–30 лет они не испытывали на себе никакой федеральной поддержки – вот выживали как могли. И поэтому, когда они узнали о нашем проекте, они все счастливы были, потому что у кого-то сцена будет поворачиваться, у кого-то появится новая одежда для сцены, у кого-то появится новое звуковое и световое оборудование. Ну и главное, что еще даже появляются и новые люди, которые работают в театрах. Есть примеры, когда приехали новые режиссеры.

Ангелина Грохольская: Ну, расскажите, приведите какой-нибудь пример. Хочется порадоваться же за театралов.

Оксана Бондарь: Совсем недавно я была в городе Советске Калининградской области и смотрела, как там реализуется проект "Театры малых городов". И как раз это тот из театров, куда приехал новый режиссер. Он сначала приехал для того, чтобы ставить одну постановку, но настолько ему там было комфортно и уютно… А здесь еще в рамках проекта планируется поставить четыре новых спектакля, в которых он тоже будет задействован. И конечно же, он остался там, будет там работать и уезжать никуда не собирается.

Что удивило? Вот я была в городе Советске Калининградской области, я была в городе Заречном Пензенской области. Это такие небольшие города, провинциальные города, но так любят люди театр! Театры заполнены на 80%, пустыми залы там не бывают. Несмотря на то, что поддержки раньше не было такой федеральной, значительной, тем не менее на творческом энтузиазме эти театры держали свою публику. И это замечательно.

Ангелина Грохольская: Так на энтузиазме в культуре практически все и держится. Это хорошо, если материально помогают. А так, в общем-то… И всегда же с улыбкой неизменной. В основном театры имеют свои здания в таких городах или базируются где-то, например, во дворцах культуры, во дворцах творчества?

Оксана Бондарь: Есть примеры театров, у которых есть свои здания. Есть примеры – просто там были театры-студии на базе муниципального дома культуры, и зал с небольшим таким количеством зрительных мест, всего 100. Например, новокуйбышевский театр (это Самарская область), театр-студия "Грань" – они победители фестиваля "Театры малых городов". Сейчас они в рамках проекта готовят спектакль, и на этот спектакль уже на три месяца вперед разобраны билеты.

Ангелина Грохольская: Ого! Ничего себе!

Оксана Бондарь: Настолько они популярны в своем городе. Ну, более того – они лауреаты и "Золотой маски" уже, и, как я уже сказала, фестиваля "Театры малых городов". И в рамках проекта у них появилась возможность с поддержкой региональных властей расширить свои возможности. И зал у них станет больше, и зрительных мест станет больше. И это замечательно.

Ангелина Грохольская: В проект может включиться только город? Или если в городе, например, два-три театра, то каждый может подать заявку для участия в проекте?

Оксана Бондарь: Депутаты фракции "Единая Россия" нашли возможность выделения из федерального бюджета 670 миллионов рублей на то, чтобы поддержать муниципальные театры. А дальше уже из заявок было видно, сколько театров у нас таких появится. Кстати, Министерство культуры, они говорили о том, что очень хорошо, что этот проект появился. Появилась возможность промониторить, сколько у нас таких театров и какие проблемы они испытывают. И наше экспертное жюри – это как раз представители Союза театральны деятелей с их руководителем Александром Александровичем Калягиным, с Евгением Мироновым лично.

Ангелина Грохольская: То есть этим профессионалы все-таки занимались, да?

Оксана Бондарь: Да. Мы отбирали заявки, которые к нам поступали. И 149 театров из 56 регионов как раз стали участниками нашего проекта. Планируется к октябрю поставить 414 постановок новых.

У нас созданы общественные советы при театрах, которые участвуют в проекте. Эти общественные советы оказывают всякую поддержку, если, например, испытывают какие-то затруднения в оформлении документов, может быть, в обсуждении репертуара, что именно, какой спектакль показать в ходе проекта. Здесь, конечно же, подключается наш общественный совет.

Ангелина Грохольская: А театры должны консультироваться, как-то согласовывать репертуар, если они участники проекта?

Оксана Бондарь: Ну, в рамках проекта – да.

Ангелина Грохольская: Да?

Оксана Бондарь: Потому что, конечно же…

Ангелина Грохольская: То есть абы что они уже не поставят, экспериментально?

Оксана Бондарь: Запуская этот проект, задача была такой: чтобы были спектакли качественные и востребованные публикой. Вот таких экспериментов, таких вот из ряда вон не должно быть. Должно быть интересно. И что отмечается – очень много классических постановок, рассчитанных для семейного просмотра. Наши театры выбрали классику – Чехова, Гоголя. Много интересных постановок, которые мы увидим.

Ангелина Грохольская: А дал ли повод поговорить вообще о состоянии культуры, о поддержке культуры в провинции вот этот фестиваль?

Оксана Бондарь: Да, очень важный момент. Когда мы запускали этот проект в декабре 2016 года, мы провели на базе Государственной Думы парламентские слушания, где пригласили художественных руководителей театров. И конечно же, мы выслушали очень много проблем, которые существуют: и кадровые проблемы, и проблемы необходимости делать капитальный ремонт в помещениях. Понятно, чтобы все это исправить, нужно очень много денег. Но шаг вперед уже сделан.

И те средства, которые уже выделены на федеральном уровне… А есть примеры, когда еще и регионы своими финансами тоже подключались к нашему проекту. И некоторые театры просто восстанавливаются сейчас из руин. У нас есть в Дагестане театр, который сгорел. И как раз при поддержке нашего проекта, при поддержке региональных властей этот театр восстанавливается. И планируется, что уже тоже в октябре у них будут премьеры.

Ангелина Грохольская: Контроль за расходованием средств – это общественные советы будут осуществлять, про которые вы сказали, на местах?

Оксана Бондарь: Да, конечно. Вот когда мы заседали экспертным советом, отбирали заявки, звучало такое: очень важно, чтобы эти деньги, которые получат в ходе проекта, пошли не на то, чтобы купить музыкальный центр и другую аппаратуру, чтобы ездили на гастроли по свадьбам, проводили – вот тем и закончилась культурная деятельность в ходе проекта.

И чтобы такого не допустить, у нас сформированы общественные советы. Это уважаемые люди. Наш федеральный общественный совет возглавил Лобанов Иван Васильевич, он ректор Института культуры города Москвы. В него вошли представители союзов театральных деятелей. И по такому же подобию у нас сформировались общественные советы и в наших регионах. Это также представители региональных союзов театральных деятелей, это тоже известные деятели культуры, которые держат на своем контроле, насколько своевременно придут деньги в регион, насколько они эффективно будут израсходованы, чтобы не было того, что пришел октябрь, деньги поступили, а ничего не приобрели. Все, конечно же, должно быть…

Ангелина Грохольская: Или наоборот, когда уже практически спектакль готов, все артисты уже ждут, и декорации, а деньги еще не пришли.

Оксана Бондарь: Ну да.

Ангелина Грохольская: Тут как бы с двух сторон.

Оксана Бондарь: Чтобы этот баланс был с максимальным КПД, у нас как раз и работают общественные советы в 56 регионах, где реализуется проект. И конечно же, сейчас поступают заявки: "А вот будет в следующем году проект? А можно подготовить?"

Ангелина Грохольская: Я об этом тоже хотела спросить: а будет ли в следующем году этот проект? И вообще какое будущее у проекта?

Оксана Бондарь: Проект должен иметь свое продолжение. И конечно же, когда мы проанализируем то, как у нас состоялся проект в этом году, по итогам этого анализа будет принято решение о продолжении этого проекта. Надо сказать, что у нас в планах в ноябре… Иван Васильевич, председатель нашего общественного совета, пригласил как раз свой университет на базе университета провести форум, на котором подвести итог проекта, пригласить художественных руководителей, актеров, занятых в нашем проекте, чтобы они имели возможность пообщаться, провести там несколько мастер-классов для того, чтобы они могли расти творчески.

Ангелина Грохольская: Здорово!

Оксана Бондарь: Но важно, что у нас появился новый проект "Театр для детей". Важно, что многие другие вопросы в сфере культуры тоже имеют свое решение.

Ангелина Грохольская: Конечно, да.

Оксана Бондарь: А это и 400 тысяч на детские школы искусств для обновления музыкальных инструментов. Это деньги, которые выделены для того, чтобы приобрести автобусы для местных домов культуры. 270 миллионов уже в этом году выделено для того, чтобы поддержать межрегиональную гастрольную деятельность. В Калининграде я встречалась с труппой актеров, и они мне говорили: "Ну, хорошо, вы нас сейчас поддерживаете. Вот у нас появились новые спектакли. А как бы нам на гастроли выезжать? Это же тоже нужны дополнительные средства". И вот такие предложения тоже услышаны и имеют свое решение.

Поэтому мы уверены, что наше театральное творчество будет еще больше развиваться, у нас появится еще больше ярких и талантливых актеров, а наша публика будет иметь возможность знакомиться с искусством даже в самых удаленных городах нашей России.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное. Вас я благодарю от всей души – и за беседу, и, конечно, за проект. Ну и присоединяюсь к вашим пожеланиям.

Сегодня у нас в студии была координатор проекта "Театры малых городов" Оксана Бондарь.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск