Марина Орлова: У радио, конечно же, есть будущее

Гости
Марина Орлова
музыкальный редактор и ведущая радиостанции «FM-на Дону», Ростов-на-Дону

Павел Давыдов: "Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль", – заметил немецкий композитор Рихард Вагнер. Сегодня домысливать и отчасти понимать музыку помогает человек, который часто с нами в машине, на работе, в транспорте – везде, где ловится радио. Уверен, вы догадались, речь идет о радиоведущих. Иногда они заставляют нас задуматься, иногда – улыбнуться, а порой вызывают и возмущение. Но главное – с каждым из нас они стараются найти общий язык. А это, поверьте, настоящее искусство.

Об этом мы и поговорим с Мариной Орловой – музыкальным редактором и ведущей радиостанции "FM-на-Дону" из Ростова-на-Дону. Марина, здравствуйте.

Марина Орлова: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Обычно, когда включается микрофон, человек, находящийся в студии, пытается завладеть вниманием аудитории. И посредством радиоэфира это сделать, мне кажется, сложнее, нежели телеэфира: человека, слышно но не видно. Насколько вам сложно было овладеть этим искусством?

Марина Орлова: Да, действительно, завладеть вниманием слушателя – это действительно искусство. Еще сложнее сделать так, чтобы слушатель был с тобой постоянно, и так, чтобы, даже если он случайно попал на твою радиостанцию, он остался с тобой. Конечно же, радиоведущим сложнее, если сравнивать, например, нас с телеведущими, потому что на телевидении есть картинка, а на радио ее нет. Единственный твой инструмент – это голос. Ну, здесь у каждого профессионала есть свои секретики.

Павел Давыдов: Свои приемчики.

Марина Орлова: Есть свои приемчики.

Павел Давыдов: Скажите, а как правильно управлять вниманием слушателя?

Марина Орлова: Здесь, знаете, существует, наверное, несколько таких моментов, важных аспектов, которые я бы выделила. Первый момент – это, конечно, тема должна быть злободневной, актуальной, чтобы слушателю волей-неволей хотелось бы остаться с тобой, послушать.

Павел Давыдов: И неважно – музыкальная станция или информационная?

Марина Орлова: Неважно. Вот сейчас идет программа, и даже если он не позвонит в прямой эфир, ему будет интересно, а что же скажут другие, а как же думаю они. И он останется с тобой.

А второй момент – конечно, если у тебя приглашенные гости, очень важно, чтобы они были, конечно, профессионалами и интересно говорили. Это очень ценно.

Павел Давыдов: Марина, вы знаете, вспоминаю атмосферу 90-х годов, первые FM-радиостанции – "Европа Плюс Москва", "М-Радио", "Радио Максимум". Рита Набокова, Ксения Стриж, Алла Волгина – все это Личности с большой буквы. А сегодня ведущий у микрофона, на мой взгляд, теряет свою индивидуальность. С чем, на ваш взгляд, это связано (если вы разделяете мою точку зрения)?

Марина Орлова: Я бы хотела здесь с вами поспорить, Павел.

Павел Давыдов: Давайте.

Марина Орлова: Я считаю, что современные ведущие не теряют своей индивидуальности. В этом мы убеждаемся каждый год. Наша команда ежегодно участвует и в региональных, и во всероссийских радийных конкурсах. И у нас есть замечательная возможность пообщаться друг с другом, обменяться опытом. И мы смотрим, какие мы все разные. Все разные, все интересные, все индивидуальны по-своему.

Павел Давыдов: Но сегодня есть такое слово "формат", и не каждая радиостанция позволяет ведущему высказывать свою точку зрения и быть самим собой в эфире. Формат "FM-на-Дону" вас ограничивает?

Марина Орлова: Вы знаете, это очень хороший вопрос. На этапе формирования нашей радиостанции мы задумались – мы задумались о том, кто наш слушатель. И все наши программы связаны волей-неволей, так или иначе связаны с тем, что интересно нашим донским слушателям. То есть это программы, связанные с нашим Донским краем. В числе приглашенных – лучшие люди Ростова-на-Дону, лучшие люди села. Это профессионалы в своих областях: врачи, учителя, спортсмены, политики и так далее. То есть мы всегда помним о том, что интересно нашему слушателю. Это наша особенность.

Павел Давыдов: Марина, я думаю, здесь нужно рассказать уже нашим телезрителям, потому что ваши слушатели и так это знают: у вас есть уникальный формат, автором которого вы являетесь, когда музыканты, местные музыканты отправляют вам свои аудиофайлы, а затем попадают к вам в эфир. Расскажите об этом.

Марина Орлова: Очень приятно, что и вы об этом знаете.

Павел Давыдов: Теперь – да.

Марина Орлова: Действительно, у нас есть такой проект, он называется "Наши в эфире". Его особенность заключается в том, что местные авторы-исполнители могут прийти в нашу студию, и абсолютно бесплатно мы включаем их песни в плейлист. У нас час прямого эфира, мы общаемся. Формат обычного разговора, обычной беседы, никаких заученных вопросов-ответов, просто общаемся, чтобы наши слушатели понимали в дальнейшем, кого они слушают. И на самом деле действительно очень приятно, когда люди из разных городов звонят и спрашивают: "А что у вас за проект такой?"

Павел Давыдов: Говорят, что музыкальная радиостанция формирует культуру молодежи. Вот если посмотреть на это через призму вашей радиостанции, то вы можете выделить приоритеты, музыкальные вкусы, музыкальные предпочтения донских слушателей?

Марина Орлова: Я хочу маленький такой интересный пример рассказать. На нашей радиостанции был такой случай, когда мы долго спорили за одну из рубрик. Рубрика – красивая классическая музыка в конце часа. И вы знаете, наши мнения разошлись. В итоге у нас есть эта рубрика. И когда стали звонить наши слушатели, благодарные слушатели, которые сказали: "Как хорошо! Как хорошо! Как расслабляешься в конце часа, слушаешь эту замечательную музыку!" – это вот такой маленький пример того, как формируется вкус наших слушателей.

У нас много таких уникальных рубрик. Например, "Золото эстрады" – это замечательные песни, которые любят многие слушатели. У нас "Программа по заявкам", где люди могут позвонить и заказать ту песню, которая им больше всего нравится, поздравить…

Павел Давыдов: А это действительно ценно, потому что сегодня заявки почти ни одна радиостанция, по крайней мере московская, не выполняет.

Марина Орлова: Мы выполняем, мы принимаем. Более того – мы записываем людей, мы записываем их поздравления, а потом ставим их песни.

Павел Давыдов: Но все-таки это особенность именно региональной волны. Не каждая федеральная радиостанции в силу того, что гонится за рейтингом, может себе это позволить. Но к слову о том, как много у вас слушателей. Вы за этим пресловутым рейтингом гонитесь?

Марина Орлова: Не то чтобы гонимся, но с каждым годом наших слушателей становятся все больше. Мы слышим различные отзывы. И здесь очень важно отметить, что мы холдинг – радиостанция "FM-да-Дону", телеканал "Дон 24", у нас есть свой сайт и газета "Молот". Мы очень активно взаимодействуем, мы друг друга поддерживаем, мы друг о друге говорим. И конечно же, я думаю, что это работает.

Павел Давыдов: О себе вы говорите следующее: "С музыкой по жизни, только вперед и ни шагу назад!". Марина, расскажите, а как вы попали на радио?

Марина Орлова: Да, действительно, с музыкой по жизни. С шести лет я связана с музыкой – сначала музыкальная школа, а потом Ростовская государственная консерватория. Как-то музыка всегда рядом, всегда со мной, может быть, всегда во мне, в моей душе.

Павел Давыдов: Сколько хороших слоганов вы только что придумали для радиостанции!

Марина Орлова: Я попала на радиостанцию совершенно случайно. С детства я мечтала стать телеведущей. Пришла в нашу организацию и сказала: "Я хочу быть телеведущей". На тот момент, конечно, я не умела вообще правильно пользоваться своим голосом. Я не знала, что такое звук на опоре. Я хватала верхушки, как это делают люди, которые в этом ничего не понимают. Конечно же, мне сказали: "Мы вам позвоним". И позвонили через полгода.

Павел Давыдов: Всего-то.

Марина Орлова: Но предложили стать…

Павел Давыдов: Убирать радиостанцию? Ха-ха!

Марина Орлова: …стать музыкальным редактором. Конечно же, я согласилась, потому что я…

Павел Давыдов: С чего-то надо начинать.

Марина Орлова: Честно сказать, я на тот момент никак не связывала радио и телевидение, мне просто понравилась эта идея. Почему нет? Я люблю преодолевать себя в каких-то моментах, особенно в тех областях, в которых я еще ничего не понимаю, ничего не знаю, нужно учиться. И меня это привлекло.

Павел Давыдов: А что сегодня происходит с кадрами? Как много людей готовы стать ведущими и, самое главное, могут?

Марина Орлова: Ой, какой хороший вопрос, Павел! Наверное, очень много людей, которые хотят стать ведущими, но, может быть…

Павел Давыдов: Но не отдают себе отчет, насколько это сложная работа?

Марина Орлова: Может быть, да. Я хочу сказать здесь о нашем коллективе. У нас вообще очень дружный коллектив, надо сказать, что очень ценно. И когда идешь на работу и знаешь, что ты сейчас увидишь коллег, у тебя невольно появляется улыбка на лице. У нас все профессионалы. И, кстати говоря, на том этапе, когда я не знала вообще о радио еще ничего, вот как раз наши коллеги, наши профессионалы и помогли мне, потому что я где-то прислушивалась, присматривалась, задавала вопросы и получала ответы, с чем-то соглашалась, с чем-то не соглашалась. И скажу что очень важно, наверное, найти свой стиль, остаться индивидуальностью, личностью и найти себя.

Павел Давыдов: Это действительно так. Кстати, у каждого ведущего есть целая книга курьезных случаев, оговорок и так далее. Может быть, полистаем вашу? Что интересного мы там найдем?

Марина Орлова: Ой, найдем много интересного. Ну, конечно, вы меня поймете, когда я скажу что бывают и с фамилиями проблемы, и с именами, с регалиями, и с опечатками, "очепятками" нашими любимыми.

Павел Давыдов: Это в первую очередь.

Марина Орлова: Да, когда вечно спешишь и что-нибудь себе там напечатаешь, набросаешь…

Павел Давыдов: А потом думаешь: "Господи, что же это?" А эфир-то идет.

Марина Орлова: А в прямом эфире ты думаешь: "Что я и мела в виду?!" Ну, конечно, здесь реагируешь быстро.

Ну, наверное, один из самых последних таких случаев ярких, который мне запомнился. Мы ждали одного музыканта, он очень известный (не буду называть фамилию, но я думаю, что многие его знают). Мы очень ждали, мы готовились к этому эфиру. И моя коллега (мы вели эфир вместе), моя коллега пошла встречать этого музыканта. До прямого эфира 10 минут, мы анонсировали, были привязаны ко времени. 10 минут до прямого эфира. И она мне звонит и говорит: "Ой, ты знаешь, а мы еще одну гостью забыли, она идет прямо после него". А разница между двумя интервью – 3 минуты. Соответственно, у меня уже на тот момент оставалось 7 минут, чтобы быстро найти какую-то информацию про нашу вторую гостью.

Павел Давыдов: И хоть как-то представить.

Марина Орлова: Да. И вся жизнь, наверное, не моя, а жизнь этого человека пролетела перед моими глазами. Я быстренько напечатала 12 вопросов. Соответственно, мы вышли в эфир со словами: "Фух, работаем!" И мы отработали.

Павел Давыдов: И наверняка это интервью было еще интереснее, чем обычно.

Марина Орлова: И адреналина было много, да.

Павел Давыдов: Марина, исследования последнего времени показывают, что радио постепенно умирает и трансформируется в интернет. На ваш взгляд, а какое будущее у региональной радиостанции?

Марина Орлова: Хороший вопрос. Вы знаете, буквально недавно я смотрела интересную программу как раз таки про интернет. Так вот, из 6 миллиардов людей на Земле только 2 миллиардам доступен интернет. Я думаю, что количество тех, кому доступно радио, намного больше. И я думаю, что у радио, конечно же, есть будущее. Да, технологии меняются, сейчас много современных тенденций. Да, сейчас многие программы уходят в интернет. Ну, ничего страшного. Есть веб-трансляции, пожалуйста.

Павел Давыдов: Но меняется не только радиостанция, но и слушатель со своими требованиями. Скажите, пожалуйста, у вас есть наверняка отдел планирования? Вот забегая на год, на два вперед, если мы сейчас посмотрим на "FM-на-Дону", то что мы увидим в будущем?

Марина Орлова: Мы увидим много интересных тем. И, вы знаете, я хочу сказать, что такого долгосрочного планирования у нас, как правило, нет. Но мы очень реагируем на отзывы наших слушателей. Например, наши слушатели могут позвонить нам и сказать: "Мы предлагаем вам вот такую-то тему". Например, у нас очень хорошая программа "Ранняя пташка", она нас выходит с 7 до 9 утра. Там наши слушатели очень активны, они прямо звонят, они предлагают темы. Соответственно, когда таких звонков много, мы уже делаем какие-то выводы, и мы реагируем. Более того, мы сами призываем наших слушателей: "Пожалуйста, звоните нам. Мы хотим знать, что вам интересно, на какие темы нужно нам говорить". Мы слушаем, мы слышим, мы открыты для общения.

Павел Давыдов: Марина, в завершение нашей беседы не могу вас не спросить: какой совет вы можете дать жителям Большой страны, которые хотят связать свою жизнь с радио?

Марина Орлова: Я бы, наверное, дала один совет: учить великий и могучий русский язык. А все остальное приложится.

Павел Давыдов: Действительно, это так. Марина, радио, как и любое СМИ, развивается, идет в ногу со временем. Но очевидно, что региональная частота была и будет всегда, ведь только у нее есть свой местный колорит. Спасибо вам большое. Пожелаю, чтобы ваш микрофон работал всегда.

Марина Орлова: Спасибо большое.

Павел Давыдов: Спасибо вам. У нас в гостях была Марина Орлова – музыкальный редактор и ведущий радиостанции "FM-на-Дону" из Ростова-на-Дону.

 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Вызовы и проблемы региональных радиостанций на примере «ФМ-на Дону»

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск