Марина Орлова: У радио, конечно же, есть будущее

Гости
Марина Орлова
музыкальный редактор и ведущая радиостанции «FM-на Дону», Ростов-на-Дону

Павел Давыдов: "Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль", – заметил немецкий композитор Рихард Вагнер. Сегодня домысливать и отчасти понимать музыку помогает человек, который часто с нами в машине, на работе, в транспорте – везде, где ловится радио. Уверен, вы догадались, речь идет о радиоведущих. Иногда они заставляют нас задуматься, иногда – улыбнуться, а порой вызывают и возмущение. Но главное – с каждым из нас они стараются найти общий язык. А это, поверьте, настоящее искусство.

Об этом мы и поговорим с Мариной Орловой – музыкальным редактором и ведущей радиостанции "FM-на-Дону" из Ростова-на-Дону. Марина, здравствуйте.

Марина Орлова: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Обычно, когда включается микрофон, человек, находящийся в студии, пытается завладеть вниманием аудитории. И посредством радиоэфира это сделать, мне кажется, сложнее, нежели телеэфира: человека, слышно но не видно. Насколько вам сложно было овладеть этим искусством?

Марина Орлова: Да, действительно, завладеть вниманием слушателя – это действительно искусство. Еще сложнее сделать так, чтобы слушатель был с тобой постоянно, и так, чтобы, даже если он случайно попал на твою радиостанцию, он остался с тобой. Конечно же, радиоведущим сложнее, если сравнивать, например, нас с телеведущими, потому что на телевидении есть картинка, а на радио ее нет. Единственный твой инструмент – это голос. Ну, здесь у каждого профессионала есть свои секретики.

Павел Давыдов: Свои приемчики.

Марина Орлова: Есть свои приемчики.

Павел Давыдов: Скажите, а как правильно управлять вниманием слушателя?

Марина Орлова: Здесь, знаете, существует, наверное, несколько таких моментов, важных аспектов, которые я бы выделила. Первый момент – это, конечно, тема должна быть злободневной, актуальной, чтобы слушателю волей-неволей хотелось бы остаться с тобой, послушать.

Павел Давыдов: И неважно – музыкальная станция или информационная?

Марина Орлова: Неважно. Вот сейчас идет программа, и даже если он не позвонит в прямой эфир, ему будет интересно, а что же скажут другие, а как же думаю они. И он останется с тобой.

А второй момент – конечно, если у тебя приглашенные гости, очень важно, чтобы они были, конечно, профессионалами и интересно говорили. Это очень ценно.

Павел Давыдов: Марина, вы знаете, вспоминаю атмосферу 90-х годов, первые FM-радиостанции – "Европа Плюс Москва", "М-Радио", "Радио Максимум". Рита Набокова, Ксения Стриж, Алла Волгина – все это Личности с большой буквы. А сегодня ведущий у микрофона, на мой взгляд, теряет свою индивидуальность. С чем, на ваш взгляд, это связано (если вы разделяете мою точку зрения)?

Марина Орлова: Я бы хотела здесь с вами поспорить, Павел.

Павел Давыдов: Давайте.

Марина Орлова: Я считаю, что современные ведущие не теряют своей индивидуальности. В этом мы убеждаемся каждый год. Наша команда ежегодно участвует и в региональных, и во всероссийских радийных конкурсах. И у нас есть замечательная возможность пообщаться друг с другом, обменяться опытом. И мы смотрим, какие мы все разные. Все разные, все интересные, все индивидуальны по-своему.

Павел Давыдов: Но сегодня есть такое слово "формат", и не каждая радиостанция позволяет ведущему высказывать свою точку зрения и быть самим собой в эфире. Формат "FM-на-Дону" вас ограничивает?

Марина Орлова: Вы знаете, это очень хороший вопрос. На этапе формирования нашей радиостанции мы задумались – мы задумались о том, кто наш слушатель. И все наши программы связаны волей-неволей, так или иначе связаны с тем, что интересно нашим донским слушателям. То есть это программы, связанные с нашим Донским краем. В числе приглашенных – лучшие люди Ростова-на-Дону, лучшие люди села. Это профессионалы в своих областях: врачи, учителя, спортсмены, политики и так далее. То есть мы всегда помним о том, что интересно нашему слушателю. Это наша особенность.

Павел Давыдов: Марина, я думаю, здесь нужно рассказать уже нашим телезрителям, потому что ваши слушатели и так это знают: у вас есть уникальный формат, автором которого вы являетесь, когда музыканты, местные музыканты отправляют вам свои аудиофайлы, а затем попадают к вам в эфир. Расскажите об этом.

Марина Орлова: Очень приятно, что и вы об этом знаете.

Павел Давыдов: Теперь – да.

Марина Орлова: Действительно, у нас есть такой проект, он называется "Наши в эфире". Его особенность заключается в том, что местные авторы-исполнители могут прийти в нашу студию, и абсолютно бесплатно мы включаем их песни в плейлист. У нас час прямого эфира, мы общаемся. Формат обычного разговора, обычной беседы, никаких заученных вопросов-ответов, просто общаемся, чтобы наши слушатели понимали в дальнейшем, кого они слушают. И на самом деле действительно очень приятно, когда люди из разных городов звонят и спрашивают: "А что у вас за проект такой?"

Павел Давыдов: Говорят, что музыкальная радиостанция формирует культуру молодежи. Вот если посмотреть на это через призму вашей радиостанции, то вы можете выделить приоритеты, музыкальные вкусы, музыкальные предпочтения донских слушателей?

Марина Орлова: Я хочу маленький такой интересный пример рассказать. На нашей радиостанции был такой случай, когда мы долго спорили за одну из рубрик. Рубрика – красивая классическая музыка в конце часа. И вы знаете, наши мнения разошлись. В итоге у нас есть эта рубрика. И когда стали звонить наши слушатели, благодарные слушатели, которые сказали: "Как хорошо! Как хорошо! Как расслабляешься в конце часа, слушаешь эту замечательную музыку!" – это вот такой маленький пример того, как формируется вкус наших слушателей.

У нас много таких уникальных рубрик. Например, "Золото эстрады" – это замечательные песни, которые любят многие слушатели. У нас "Программа по заявкам", где люди могут позвонить и заказать ту песню, которая им больше всего нравится, поздравить…

Павел Давыдов: А это действительно ценно, потому что сегодня заявки почти ни одна радиостанция, по крайней мере московская, не выполняет.

Марина Орлова: Мы выполняем, мы принимаем. Более того – мы записываем людей, мы записываем их поздравления, а потом ставим их песни.

Павел Давыдов: Но все-таки это особенность именно региональной волны. Не каждая федеральная радиостанции в силу того, что гонится за рейтингом, может себе это позволить. Но к слову о том, как много у вас слушателей. Вы за этим пресловутым рейтингом гонитесь?

Марина Орлова: Не то чтобы гонимся, но с каждым годом наших слушателей становятся все больше. Мы слышим различные отзывы. И здесь очень важно отметить, что мы холдинг – радиостанция "FM-да-Дону", телеканал "Дон 24", у нас есть свой сайт и газета "Молот". Мы очень активно взаимодействуем, мы друг друга поддерживаем, мы друг о друге говорим. И конечно же, я думаю, что это работает.

Павел Давыдов: О себе вы говорите следующее: "С музыкой по жизни, только вперед и ни шагу назад!". Марина, расскажите, а как вы попали на радио?

Марина Орлова: Да, действительно, с музыкой по жизни. С шести лет я связана с музыкой – сначала музыкальная школа, а потом Ростовская государственная консерватория. Как-то музыка всегда рядом, всегда со мной, может быть, всегда во мне, в моей душе.

Павел Давыдов: Сколько хороших слоганов вы только что придумали для радиостанции!

Марина Орлова: Я попала на радиостанцию совершенно случайно. С детства я мечтала стать телеведущей. Пришла в нашу организацию и сказала: "Я хочу быть телеведущей". На тот момент, конечно, я не умела вообще правильно пользоваться своим голосом. Я не знала, что такое звук на опоре. Я хватала верхушки, как это делают люди, которые в этом ничего не понимают. Конечно же, мне сказали: "Мы вам позвоним". И позвонили через полгода.

Павел Давыдов: Всего-то.

Марина Орлова: Но предложили стать…

Павел Давыдов: Убирать радиостанцию? Ха-ха!

Марина Орлова: …стать музыкальным редактором. Конечно же, я согласилась, потому что я…

Павел Давыдов: С чего-то надо начинать.

Марина Орлова: Честно сказать, я на тот момент никак не связывала радио и телевидение, мне просто понравилась эта идея. Почему нет? Я люблю преодолевать себя в каких-то моментах, особенно в тех областях, в которых я еще ничего не понимаю, ничего не знаю, нужно учиться. И меня это привлекло.

Павел Давыдов: А что сегодня происходит с кадрами? Как много людей готовы стать ведущими и, самое главное, могут?

Марина Орлова: Ой, какой хороший вопрос, Павел! Наверное, очень много людей, которые хотят стать ведущими, но, может быть…

Павел Давыдов: Но не отдают себе отчет, насколько это сложная работа?

Марина Орлова: Может быть, да. Я хочу сказать здесь о нашем коллективе. У нас вообще очень дружный коллектив, надо сказать, что очень ценно. И когда идешь на работу и знаешь, что ты сейчас увидишь коллег, у тебя невольно появляется улыбка на лице. У нас все профессионалы. И, кстати говоря, на том этапе, когда я не знала вообще о радио еще ничего, вот как раз наши коллеги, наши профессионалы и помогли мне, потому что я где-то прислушивалась, присматривалась, задавала вопросы и получала ответы, с чем-то соглашалась, с чем-то не соглашалась. И скажу что очень важно, наверное, найти свой стиль, остаться индивидуальностью, личностью и найти себя.

Павел Давыдов: Это действительно так. Кстати, у каждого ведущего есть целая книга курьезных случаев, оговорок и так далее. Может быть, полистаем вашу? Что интересного мы там найдем?

Марина Орлова: Ой, найдем много интересного. Ну, конечно, вы меня поймете, когда я скажу что бывают и с фамилиями проблемы, и с именами, с регалиями, и с опечатками, "очепятками" нашими любимыми.

Павел Давыдов: Это в первую очередь.

Марина Орлова: Да, когда вечно спешишь и что-нибудь себе там напечатаешь, набросаешь…

Павел Давыдов: А потом думаешь: "Господи, что же это?" А эфир-то идет.

Марина Орлова: А в прямом эфире ты думаешь: "Что я и мела в виду?!" Ну, конечно, здесь реагируешь быстро.

Ну, наверное, один из самых последних таких случаев ярких, который мне запомнился. Мы ждали одного музыканта, он очень известный (не буду называть фамилию, но я думаю, что многие его знают). Мы очень ждали, мы готовились к этому эфиру. И моя коллега (мы вели эфир вместе), моя коллега пошла встречать этого музыканта. До прямого эфира 10 минут, мы анонсировали, были привязаны ко времени. 10 минут до прямого эфира. И она мне звонит и говорит: "Ой, ты знаешь, а мы еще одну гостью забыли, она идет прямо после него". А разница между двумя интервью – 3 минуты. Соответственно, у меня уже на тот момент оставалось 7 минут, чтобы быстро найти какую-то информацию про нашу вторую гостью.

Павел Давыдов: И хоть как-то представить.

Марина Орлова: Да. И вся жизнь, наверное, не моя, а жизнь этого человека пролетела перед моими глазами. Я быстренько напечатала 12 вопросов. Соответственно, мы вышли в эфир со словами: "Фух, работаем!" И мы отработали.

Павел Давыдов: И наверняка это интервью было еще интереснее, чем обычно.

Марина Орлова: И адреналина было много, да.

Павел Давыдов: Марина, исследования последнего времени показывают, что радио постепенно умирает и трансформируется в интернет. На ваш взгляд, а какое будущее у региональной радиостанции?

Марина Орлова: Хороший вопрос. Вы знаете, буквально недавно я смотрела интересную программу как раз таки про интернет. Так вот, из 6 миллиардов людей на Земле только 2 миллиардам доступен интернет. Я думаю, что количество тех, кому доступно радио, намного больше. И я думаю, что у радио, конечно же, есть будущее. Да, технологии меняются, сейчас много современных тенденций. Да, сейчас многие программы уходят в интернет. Ну, ничего страшного. Есть веб-трансляции, пожалуйста.

Павел Давыдов: Но меняется не только радиостанция, но и слушатель со своими требованиями. Скажите, пожалуйста, у вас есть наверняка отдел планирования? Вот забегая на год, на два вперед, если мы сейчас посмотрим на "FM-на-Дону", то что мы увидим в будущем?

Марина Орлова: Мы увидим много интересных тем. И, вы знаете, я хочу сказать, что такого долгосрочного планирования у нас, как правило, нет. Но мы очень реагируем на отзывы наших слушателей. Например, наши слушатели могут позвонить нам и сказать: "Мы предлагаем вам вот такую-то тему". Например, у нас очень хорошая программа "Ранняя пташка", она нас выходит с 7 до 9 утра. Там наши слушатели очень активны, они прямо звонят, они предлагают темы. Соответственно, когда таких звонков много, мы уже делаем какие-то выводы, и мы реагируем. Более того, мы сами призываем наших слушателей: "Пожалуйста, звоните нам. Мы хотим знать, что вам интересно, на какие темы нужно нам говорить". Мы слушаем, мы слышим, мы открыты для общения.

Павел Давыдов: Марина, в завершение нашей беседы не могу вас не спросить: какой совет вы можете дать жителям Большой страны, которые хотят связать свою жизнь с радио?

Марина Орлова: Я бы, наверное, дала один совет: учить великий и могучий русский язык. А все остальное приложится.

Павел Давыдов: Действительно, это так. Марина, радио, как и любое СМИ, развивается, идет в ногу со временем. Но очевидно, что региональная частота была и будет всегда, ведь только у нее есть свой местный колорит. Спасибо вам большое. Пожелаю, чтобы ваш микрофон работал всегда.

Марина Орлова: Спасибо большое.

Павел Давыдов: Спасибо вам. У нас в гостях была Марина Орлова – музыкальный редактор и ведущий радиостанции "FM-на-Дону" из Ростова-на-Дону.

 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Вызовы и проблемы региональных радиостанций на примере «ФМ-на Дону»

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск