Марина Смирнова: По кругу чтения ты, в общем, определяешь своих и чужих

Гости
Марина Смирнова
президент фонда «Живая классика»

Ангелина Грохольская: Здравствуйте, в эфире Общественного телевидения России «Большая страна». День русского языка в большой стране отмечается 6 июня, дата выбрана неслучайно: 220 лет назад родился Александр Сергеевич Пушкин. Великий поэт считается создателем современного литературного языка, кстати, относится это не только к стихотворным произведениям. Русская проза стала разеваться во многом благодаря Пушкину, по его мнению, «точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Как научиться правильно понимать эти мысли и доносить их до слушателя? Об этом сегодня поговорим с нашей гостьей: в студии президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова. Марина, здравствуйте!

Марина Смирнова: Здравствуйте!

ПРОФАЙЛ

Ангелина Грохольская: Марина Смирнова – литературовед и общественный деятель, президент фонда «Живая классика», уроженка Северной столицы, окончила Санкт-Петербургский госуниверситет по специальности «филолог, преподаватель русского языка и литературы», любовь к чтению и литературному творчеству определили жизненный выбор. Международный конкурс «Живая классика», в котором дети соревнуются в чтении прозы, стал лауреатом множества премий и был отмечен на самом высоком уровне. По словам Президента России Владимира Путина, «этот проект – важный вклад в дело о популяризации чтения среди подростков». Марина, сегодня фонд «Живая классика» – это огромное количество самых разных проектов, но, если я не ошибаюсь, началась история с конкурса чтецов, который так и назывался «Живая классика», или всё не так?

Марина Смирнова: Нет, не так, всё начиналось, на самом деле, с юбилея Андрея Георгиевича Битова, мы его называли с моими друзьями живым классиком и говорили: «Пойдём попьем чаю к живому классику», например, «пойдём попьем чаю к живому классику», и когда мы поняли, что нам нужно юридическое лицо, то мы, в общем, не долго думали, так и решили назвать: «Живая классика», но мы не думали, то фонд будет так долго существовать, мы хотели организовать только один юбилей и это всё было так, за чашкой чая: «А, будет «Живая классика». Мы думали только об Андрее Георгиевиче в тот момент, а потом мы провели фестиваль, посвященный Людмиле Стефановне Петрушевской, которая, общем, абсолютно очевидно, что тоже живой классик и как-то так пошло и в фонд учрежден в 2007 году, а конкурс появился только в 2011 году, и первоначально он назывался «Проверса», потому что дети читали прозу, «Проверса» – проза, но название не прижилось, и когда решили делать всероссийский конкурс, то я пришла к заместителю руководителя Роспечати Владимиру Викторовичу Григорьеву, он сказал: «Что за название такое – «Проверса», никто не понимает «Проверса». Давайте другое название». Я говорю: «Сколько у меня есть времени на то, чтобы придумать другое название?». Он говорит: «15 минут, придумывай сейчас». И он говорит: «Есть же прекрасное у вас название: «Живая классика» – пусть и конкурс также называется».

Ангелина Грохольская: Вот видите, как прижилось, что сегодня конкурс – это бренд фонда практически, мне кажется.

Марина Смирнова: Да, сейчас уже конкурс известен больше, чем фонд, безусловно, да, есть ощущение, что фонд, потому что конкурс, а не наоборот, на самом деле, нам название это немножко мешает: все считают, что мы читаем классику, что мы читаем школьную программу, но дети читают на нашем конкурсе любимые книги, и они могут читать современную литературу, зарубежную литературу и самых последних авторов, которые только-только появились, то есть идея заключалась именно в том, что подростки рекомендуют друг другу, какие книги почитать.

Ангелина Грохольская: Марина, а Пушкина то читают?

Марина Смирнова: Конечно, читают, завтра буквально мы будем читать Пушкина на Красной площади.

Ангелина Грохольская: 6 июня, да?

Марина Смирнова: Да, 6 июня, при этом будут читать, конечно же, и участники нашего международного конкурса, то есть дети прилетят из-за рубежа для того, чтоб почитать Пушкина: и Соединённых Штатов Америки, из Шотландии, из Италии завтра в 11 часов на Красной площади, приходите и послушайте, как читают.

Ангелина Грохольская: Дорогие телезрители, приходите!

Марина Смирнова: В общем, они будут читать не только стихи, они и прозу Пушкина будут читать, я думаю, что это интересно, это очень полезно прийти с ребенком и послушать.

Ангелина Грохольская: Елена Захарова – актриса, которая входит в состав жюри, как-то в одном из интервью сказала, что даже плакала, когда слушала, как читают дети.

Марина Смирнова: Это вообще удивительно, потому что за 5 минут, а выступление длится именно 5 минут, они действительно вызывают очень сильные эмоции у зрителей, и ты можешь заплакать за эти 5 минут, а следующее выступление ты смеешься, и когда я приезжаю в «Артек», я стараюсь слушать всех, кто приехал, в прошлом году я прослушала 255 человек – это наполняет на целый год, когда конкурса нет, то я скучаю, я говорю: «Скорее бы уже февраль, скорее бы уже послушать детей». То есть это такой наркотик и это тоже удивительно.

Ангелина Грохольская: Марина, что это за дети, кто участвует в конкурсе? Это прямо вот отличники-отличники, у которых по литературе всегда пятёрка?

Марина Смирнова: Нет, скорее наоборот, отличники участвуют меньше, у нас была такая история: в 2011 году я пришла в школу и была в жюри вместе с писателями, журналистами, это был самый первый год конкурса, и учительница сказала: «Есть такой мальчик, который не должен участвовать. Если он захочет выступить, вы, пожалуйста, на него не реагируйте, потому он второгодник, двоечник и недавно разбил окно в школе, слушать его не будем!». И мы прослушали всех и спросили: «Хочет ли кто-то еще выступить?». И тут класс начал аплодировать, и мы переглянулись и сказали: «Пусть он выступает». Мальчик вышел за дверь, пауза такая повисла, после этого он открыл дверь резко, кепку снял, взлохматил волосы, надел ее задом наперед и стал читать Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Он читал прекрасно, он дошел до городского этапа, и этот мальчик был такой отрицательный лидер в классе, и мы понимали, что благодаря вот этому прочтению весь класс, 100 %, прочитает Сэлинджера «Над пропастью во ржи». И как раз очень важно, чтобы в этом конкурсе имели возможность себя проявить те ребята, которые в школе не замечены, поэтому для нас важно, чтобы оценивали не учителя, у учителей уже есть некие стереотипы: «Маша – молодец, Маша хорошо пишет сочинения, Маша – победительница», но, на самом деле, читающими очень часто оказываются ребята троечники, и они не могут себя проявить на уроке литературы, просто потому что они читают другую литературу и на этом конкурсе лично для меня важно услышать самих подростков, потому что через те тексты, которые они читают мы понимаем в принципе их переживания, чем они сейчас живут, какие проблемы их сейчас интересуют.

Ангелина Грохольская: А что Вы с этим делаете потом, с этим пониманием?

Марина Смирнова: Во-первых, мы делаем еще новые проекты для детей. В Воронеже недавно родился такой проект: наши же участники конкурса стали приходить в школу к слепым и слабовидящим детям, потому что у них есть эта потребность помогать, быть полезными, и они стали рассказывать незрячим детям о своих любимых книгах, а дети вместе выбирали, какую книгу они хотят послушать, то есть это получился такой конкурс, когда у тебя нет никаких визуальных средств, ты должен только голосом рассказать так, чтобы другому захотелось, и они стали готовиться, им стало интересно делать такие презентации, нашим чтецам, и потом они выходят ан студии и записывают профессионально эти книги, и когда этот проект появился, у нас в Московском конкурсе победил мальчик, Фёдор Лысиков, он от рождения незрячий, и он сказал: «Какой прекрасный проект, я в теме, я всё об этом знаю, я буду его курировать».

Ангелина Грохольская: Здорово!

Марина Смирнова: Да, и есть у нас в Мурманской области Варвара Яковлева, она суперфиналистка и ей исполнилось 18 лет, и она сказала: «Я не хочу уходить из проекта». И сейчас они вдвоём с Фёдором Лысиковым собирают проектные команды в регионах, организуют походы в коррекционные школы и записывают эти книги, я знаю, что на сегодняшний день у нас довольно много записано аудиоспектаклей, около 30 у нас будет точно в этом году – такие проекты. Когда мы это увидели, мы создали «Школу социального проектирования», мы предложили детям самим предлагать какие-то идеи, но эти идеи должны быть связаны с литературой, с образованием, чтением, они предлагают проекты, у нас собираются международные и межрегиональные команды, у них есть наставники, и они реализуют эти проекты.

Ангелина Грохольская: Ваш фонд, оказывается, поддерживает такой фестиваль, который называется «Табуретка», он проводится в Мончегорске Мурманской области, в моём родном городе…

Марина Смирнова: Как здорово!

Ангелина Грохольская: Да, правда, знаете, как говорят, это судьба, что мы с Вами встретились, откуда, вообще, Мончегорск в Вашей жизни появился?

Марина Смирнова: Дело в том, что в каждом городе есть своя мифология, там есть какие-то известные люди, то есть каждому городу есть, чем гордиться, но это не всегда визуализировано, и люди часто говорят: «Мы поедем в Петербург – там так красиво, такой замечательный город, я уеду из своего города промышленного». И я подумала, думая именно о промышленных городах, не о Мончегорске, Мончегорск красивый город, да, и я подумала: «Как было бы здорово, если б люди сами могли бы развивать культурную среду, создавать эту культурную среду». И я предложила, то есть мы, фонд, мы предложили людям инициировать создание новых достопримечательностей в своих регионах, то есть каждый человек, любой: ребенок, пенсионер, семья, класс – они могли предложить идею и описать, почему это важно именно в этом месте, почему этот человек значим для этого места или это какой-то миф, легенда, они предлагали идеи. Вот, в Мончегорске Оксана Китаева предложила установить памятник табуретке, табуретке, как первой сцене в жизни каждого человека, и художник Сергей Чернов предложил сделать так, чтобы табуретка была трёхметровая, то есть, чтобы каждый взрослый мог почувствовать себя ребенком.

Ангелина Грохольская: Это, действительно, так, это потрясающий арт-объект.

Марина Смирнова: Это связано с литературой, и мы подумали: «Почему бы Мончегорску не стать поэтической столицей Мурманской области?». И через некоторое время, действительно, появился международный поэтический фестиваль «Табуретка», и туда стали приезжать поэты из Финляндии, Швеции, Норвегии и саамы стали приезжать. Конечно, это служит развитию территории, как нам кажется, потому что появилась табуретка, а тут надо и оградку рядышком покрасить, а у вас тут фестиваль, значит надо и сцену напротив построить, и я постоянно с Дмитрием Геннадьевичем Староверовым, с мэром, мы с ним постоянно на связи, мы советуемся, он мне присылает: «А вот мы еще такой памятник решили сделать» – и так далее и, в общем, благодарит за эту «Табуретку».

Ангелина Грохольская: Марина, а что на Вашей личной книжной полке?

Марина Смирнова: Знаете, они меняются, эти книги, сейчас у меня, конечно, Набоков, потому что меня очень тревожит ситуация с музеем Набокова в Петербурге – там совершено непонятная ситуация, потому что музей был частным длительное время, его как раз сдавал Андрей Георгиевич Битов и был фонд набоковский в Петербурге, они поняли, что есть дом Набокова в сохранившемся виде и надо его спасти, то есть нужно, чтобы был там музей. Тогда они взяли первый этаж этого дома в аренду у города и создали там музей, а сейчас возникла совершенно невероятная конфликтная ситуация, потому что сейчас 120 лет Набокову и, конечно же, было ожидание, что будут какие-то мероприятия, посвященные Набокову, будут фестивали – этого всего не произошло, поэтому сейчас, конечно, я читаю «Другие берега» – это, вообще, была моя любимая книга, «Другие берега» – это как раз ровно про этот дом, потому что он, конечно, должен приобрести статус городского петербургского музея, туда приезжает множество иностранцев, этот музей должен быть, как музей Кафки, например, в Праге, куда очереди стоят, и одной из статей доходов Петербурга, мы очень надеемся, что город заберет этот музей, поэтому сейчас, конечно, у меня на полке Набоков. Я назвала уже своих любимых писателей, я очень люблю Андрея Георгиевича Битова и, конечно же, его романы: и «Улетающий Монахов», и «Оглашенные», и «Пушкинский дом», я считаю, это абсолютно, конечно, гений и писатель еще недостаточно прочитанный, мне очень хочется, чтобы его прочитали. «Хорошо бы начать книгу, которую надо писать всю жизнь: пиши себе и пиши. Ты кончишься, и он кончится. И так, чтобы всё было искренне. Чтобы всё – правда» – Андрей Георгиевич Битов. Людмила Стефановна Петрушевская, конечно же.

Ангелина Грохольская: Потрясающая.

Марина Смирнова: Да, из зарубежных авторов – Маркес, но это меняется, это меняется постоянно, поэтому всегда назвать свою любимую книжку очень сложно, но можно очертить круг чтения и по кругу чтения ты, в общем, определяешь своих и чужих.

Ангелина Грохольская: И чувствуешь, кто рядом.

Марина Смирнова: Да.

Ангелина Грохольская: Марина, спасибо Вам огромное за эту беседу, спасибо за Ваши проекты – это потрясающе, конечно, для меня, вообще, фонд «Живая классика» стал большим открытием. Я желаю удачи Вам и всем причастным к тому, что вы делаете.

Марина Смирнова: Спасибо, я Вам так мало рассказала…

Ангелина Грохольская: Увы, но я думаю, что мы еще с Вами встретимся, приезжайте, рассказывайте о своих проектах, чтецов привозите своих, мы обязательно послушаем.

Марина Смирнова: С удовольствием!

Ангелина Грохольская: Спасибо большое! А нашим зрителям пожелаем, наверно, как можно больше читать, пусть любимых книг будет больше.

Марина Смирнова: Конечно, да.

Ангелина Грохольская: Спасибо большое! Сегодня в нашей студии была Марина Смирнова – президент фонда «Живая классика».

О конкурсе чтецов «Живая классика», фестивале «Табуретка» и любимых книгах