Павел Давыдов: Школа "ПатриУм" – это уникальная образовательная площадка, которая объединяет самых активных и талантливых участников портала "Одаренные дети". В конце июня в течение трех дней в рамках работы школы прошли мастер-классы, круглые столы, конференции, встречи с интересными людьми. В процессе обучения ребята смогли попробовать себя в разных сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной. Сегодня у нас в гостях – организатор школы "ПатриУм", руководитель Всероссийского портала "Одаренные дети" Марина Волынкина. Марина Владимировна, здравствуйте. Марина Волынкина: Здравствуйте. Павел Давыдов: "Основная задача школы – это помочь каждому ребенку почувствовать, что он нужен своей Родине". Задача не из легких. Как идете к этой цели с помощью работы школы? Марина Волынкина: Спасибо вам за этот вопрос, потому что вы буквально почувствовали меня и… Павел Давыдов: Сразу в точку, да? Марина Волынкина: Сразу попали в точку, это действительно так. Ведь страна огромная, и не везде есть преподаватели, не везде есть учителя такого уровня, как в столице. И поэтому нашей главной задачей было создать такую уникальную площадку в Интернете, где ребята могли бы общаться с VIP-персонами – с теми людьми, которые действительно им интересны, дороги, с профессионалами своего дела. И поэтому, конечно же, наша задача была сделать так, чтобы ребята смогли из любого села, из любого субъекта приехать в Москву и провести три счастливых дня, уникальных образовательных дня в Москве с такими педагогами, которые бы поделились с ними своим опытом, почувствовали бы нужды наших деток из разных регионов и, конечно же, поддержали их, дали бы им возможность высказаться. Павел Давыдов: А что нужно было сделать ребятам, чтобы как раз приехать из села в Москву и принять участие в школе "ПатриУм"? Марина Волынкина: В него входят 27 конкурсов. И вот в течение девяти месяцев ребята из разных регионов принимали участие в этих конкурсах. И вот только победители заслужили право приехать уже летом на эти три дня. Поэтому нужно было применить все свои творческие и интеллектуальные способности для того, чтобы доказать, что вы имеете право приехать в Москву на эту школу. Павел Давыдов: Мария Владимировна, а поясните, почему было выбрано такое необычное название – "ПатриУм"? И как правильно его объяснить? Марина Волынкина: Мы привыкли к слову "патриот", мы часто говорим слово "патриотизм". Вот нам не хотелось быть шаблонными, стандартными. И конечно же, ребята сами придумали это слово. Ребята – это наши студенты, которые вообще создали наш портал и которые поддерживают школу. Поэтому "ПатриУм" состоит из двух ключевых, на наш взгляд, слов для любой молодежи – это "патриотизм" и "умный патриотизм". Патриот – это кто такой? Патер – отец. Павел Давыдов: Родитель. Марина Волынкина: Отче, да, родитель. У каждого из нас есть отчество. И вот нужно было показать, каким образом не просто мы должны произносить это слово, а какие чувства должен испытывать при этом ребенок. То есть он должен умно подходить к этому, с душой. И поэтому слово "ПатриУм" сочетает сочетание двух наших глобальных и важных слов – "отец" и "ум". Павел Давыдов: Нынешняя школа "ПатриУм" состоялась благодаря президентскому гранту. А какие именно возможности он дал? Марина Волынкина: На самом деле, если говорить о президенте, не просто о президентском гранте, а о нашем президенте, то я все-таки позволю себе сказать о том, что вообще наш портал "Одаренные дети" я считаю нашим совместным "ребенком" с Владимиром Владимировичем Путиным. Вот вы можете верить мне или не верить… Павел Давыдов: Да вы что? Марина Волынкина: На самом деле это так. Павел Давыдов: Нескромно или скромно… Я даже не знаю. Марина Волынкина: Я сама многодетная мама, у меня уже трое взрослых детей. И вот нашему "ребенку", уже четвертому, получается два с половиной года. Потому что на пресс-конференции 18 декабря 2014 года Владимир Владимирович поддержал наш проект и целых пять минут уделил своего внимания тому, чтобы рассказать, расспросить у нас, чем же мы занимаемся, зачем мы это вообще придумали. Все наши студенты, которые создавали портал, все наши наставники-преподаватели института были вдохновлены вот этой поддержкой нашего президента. Ведь у него такая вообще была в глазах доброта, любовь, что мы просто не можем себе представить жизни без этого человека и развития этого портала. И конечно же, можно даже сказать, что нам посчастливилось, что в прошлом году мы подали соответствующую заявку на президентский грант для того, чтобы провести такую школы, которая включала бы в себя не только трехдневное пребывание в Москве, но и, конечно же, серьезную подготовку. Помимо того, что мы проводим конкурсы, у нас есть еще блогосфера внутри портала, то есть ребята между собой общаться, коммуницируют. И они счастливы. Павел Давыдов: С вашей точки зрения, каких детей можно назвать одаренными, если посмотреть на этот вопрос через призму вашего одноименного проекта? Марина Волынкина: Если мы с научной точки зрения подойдем к этому термину и исследуем, кто же такой одаренный ребенок, то, как нам говорят ученые (а я сама ученый, поэтому очень внимательно отнеслась к тому, чтобы понять, что означает данный термин), все-таки это некая многогранность, которая должна быть у ребенка. Потому что если вы умеет хорошо рисовать, вас можно назвать гениальным. А вот если вы умеете и рисовать, если вы хорошо пишете, если вы неплохо танцуете, то есть в нескольких сферах можете проявить себя – вот тогда вас можно назвать одаренным. Я никак не могла понять, почему некоторые дети побеждают у нас в разных конкурсах. Они и рисуют, и поют, и пишут замечательные эссе. Вот это меня сначала смутило. Я подумала: ну, наверное, родители помогают или что-то еще. А когда уже посмотрела это с точки зрения науки и понимания того, кто же такой одаренный ребенок, то здесь у меня все сомнения отпали. И на сегодняшний день более 10 тысяч ребятишек из разных регионов, то есть все 85 регионов представлены на нашем портале. Павел Давыдов: Марина Владимировна, а что говорит ваша статистика? В каком регионе России больше всего талантливых детей? Позвольте поставлю вопрос так. Марина Волынкина: Ох, какой у вас хитрый вопрос! Наверное, я не буду какие-то регионы выделять, потому что не хочется никого обижать. Я могу по конкретным конкурсам сказать. Например, школа "ПатриУм" – действительно 10 тысяч ребят принимало участие в отборе. И 101 победитель. Приехало 60 человек по разным причинам: кто-то уже сдает ЕГЭ, кто сдает еще ОГЭ. Но 60 человек приехало из 34 регионов. И мы, конечно, подвели итоги, какие же субъекты победили, именно субъекты. Первое место получила Московская область, как это ни парадоксально. Павел Давыдов: Ну, это было ожидаемо, мне кажется. Марина Волынкина: Возможно. Павел Давыдов: Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. Марина Волынкина: Нет. Павел Давыдов: Нет? Марина Волынкина: Вот Санкт-Петербург не занял призового места. Хотя из Санкт-Петербурга, конечно, дети есть. Павел Давыдов: Культурная столица! Марина Волынкина: Культурная столица. И детки приехали, все замечательно. Но первое место у нас – Московская область. Второе место – Москва. А третье место – Башкортостан. Вот таким образом распределились места. Павел Давыдов: Но школа "ПатриУм" уже закрыла свои двери в этом году. А в следующем она откроется вновь? Марина Волынкина: Честно говоря, мы не любим повторяться, поэтому в следующем году у нас откроется новая летняя школа, которая будет называться "ИнфоРу". И конечно, в следующем году мы будем акцентировать внимание наших одаренных и талантливых детей из всех регионов на позитивной информации в средствах массовой информации и в Интернете. Нам хочется, чтобы будущее поколение все-таки заботилось о ближних и рассказывало о добре, рассказывало о позитиве, о добрых и хороших поступках, чтобы об этом знали окружающие люди. И мы знаем, что когда мы творим добро, то оно вокруг нас аккумулируется. Павел Давыдов: Марина Владимировна, разрешите в завершение нашей беседы небольшой личный вопрос. За несколько лет работы портала и организации различных мероприятий лично для вас как для руководителя что оказалось настоящим испытанием? Марина Волынкина: Испытанием? Да нет, я думаю, что испытаний не было. Было удовольствие от работы, удовольствие от того, как видишь, что растут твои студенты, как они мужают, как они становятся достаточно серьезными патриотами своей страны. А когда встречаешься с ребятами из других регионов, которые приезжают в Москву… Мы очень часто их приглашаем для того, чтобы наградить за участие в конкурсах. К слову говоря, я все-таки позволю себе сказать, что нас поддерживает сенатор Гумерова Лилия Салаватовна из Совета Федерации, которая всегда открывает двери нашей верхней палаты парламента для того, чтобы мы могли наградить в достойном месте красиво наших деток. И мы, встречаясь с этими детьми, видим, как нужна им поддержка, как важно, что они чувствуют, что нужны государству. Потому что государство состоит из людей, из нас с вами. И если мы друг другу говорим "доброе утро", если мы говорим "какой ты замечательный" и поддерживаем друг друга, то, конечно же, мы получаем стимул, стимул в жизни. И к слову об испытаниях. Нет. Это, может быть, испытание на прочность, чтобы выдержать все это, выдержать по времени, успеть сделать больше, чем даже хочется. Наверное, это самое главное испытание – нехватка времени. Но мы все равно счастливы, что мы помогаем детям. И дети – они настолько классные, они настолько замечательные, что получаешь импульс, дополнительный импульс в жизни, когда общаешься с ними и видишь, как у них загораются глаза, когда их поддержали. Павел Давыдов: Одним словом – вам удался "Интеллектуальный отбор". Так мы обозначили тему этой студии. Большое вам спасибо за участие в программе. Будем рады видеть вас вновь. Марина Волынкина: Благодарю вас. Павел Давыдов: У нас в гостях была организатор школы "ПатриУм", руководитель Всероссийского портала "Одаренные дети" Марина Волынкина.