Мария Черток: Практически половина населения, по крайней мере в больших городах, жертвует средства на благотворительность
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/mariya-chertok-prakticheski-23606.html Павел
Давыдов: Россия стала частью глобальной благотворительной инициативы
"Щедрый вторник". Такая общественная акция появилась сравнительно
недавно – четыре года назад. И сегодня к ней присоединились уже 68 стран.
В последний вторник ноября миллионы людей совершают самые разные действия в
пользу благотворительных организаций и размещают информацию об этом в
социальных сетях и на специализированных сайтах. Первый такой "вторник"
в нашей стране наступит 29 ноября. В России организатором инициативы стал
Фонд поддержки и развития филантропии "КАФ".
Что
это за акция и как можно в ней поучаствовать? Узнаем у директора Фонда
поддержки и развития филантропии "КАФ" Марии Черток. Мария,
здравствуйте. Присаживайтесь, пожалуйста.
Мария
Черток: Добрый день.
П.Д.:
В двух словах я рассказал, что такое "Щедрый вторник", но хотелось бы
от вас получить более подробную информацию, что же это за благотворительная
инициатива. Как и где она появилась?
М.Ч.:
Эта инициатива появилась в 2012 году – не у нас, а в Америке, как и
большинство вещей, происходящих в благотворительности, зарождаются в Америке.
Это страна с очень развитой культурой.
П.Д.:
Как обидно! Почему не у нас?
М.Ч.: Я
думаю, что не обидно, потому что у нас есть возможность сейчас сказать свое
веское слово. На самом деле во многих странах уже она проходит, и очень успешно
проходит: в Бразилии, в Великобритании, в Сингапуре, в Австралии – на всех
континентах практически есть "Щедрый вторник". И вот наконец пришел
наш черед в этом поучаствовать. Осталось чуть меньше недели. Мы видим огромный
энтузиазм, огромное количество планов, мероприятий, которые и некоммерческие
организации, и коммерческие организации, и просто люди, группы людей планируют
в самых разных частях нашей большой страны. В общем, время пришло и для
"Щедрого вторника".
П.Д.:
Мария, а почему именно вторник, а не любой другой день недели? "Щедрая
среда", "Щедрая суббота" как хорошо бы звучало!
М.Ч.:
Эта дата наступает после сезона диких распродаж, скидок и покупок, который во
многих странах – не только в Америке, но и в Европе.
П.Д.:
"Черная пятница", да?
М.Ч.:
"Черная пятница", Киберпонедельник", когда люди тратят много
денег на себя. Это минуты, дни, недели потребления. И после них должен
наступить момент, когда…
П.Д.:
Надо от чего-то отказаться, отдать другим.
М.Ч.:
Понимаете, благотворительность – это не отказ от чего-то, а это момент, когда
можно подумать о душе, о других людях, помочь. В общем, совершенно не секрет,
что благотворитель получает не меньше, чем тот, кто получает помощь – в смысле
хорошего самочувствия, самоуважения, какой-то такой отдачи эмоциональной. У
меня есть уже ставший дежурным ответ на этот вопрос. Понимаете, не начали с понедельника,
так давайте начнем во вторник.
П.Д.:
Так начнем во вторник! Мария, а почему мы ждали четыре года, ведь могли присоединиться
и раньше к этой акции?
М.Ч.: Вы
знаете, мы не то чтобы ждали. Просто мы как-то узнали про это не так давно, не
с самого начала, потому что она набирала все-таки силу, в том числе и
международный размах эта инициатива приобрела не с первого года. Кроме того,
мне кажется, сейчас просто очень правильное время для этого.
С одной стороны, некоммерческие организации набирают
силу, они учатся обращаться к широкой публике, учатся работать с людьми,
собирать частные пожертвования, рассказывать свою историю. С другой стороны, и
люди готовы, и общество готово. Мы знаем, что большинство людей уже участвуют в
благотворительности так или иначе. Мы недавно опубликовали наше исследование
частных пожертвований. В общем, практически половина населения, по крайней мере в больших городах, так
или иначе жертвует средства на благотворительность.
П.Д.:
Это очень много. Исследование ВЦИОМ показывало совершенно другую историю, но
это было пять лет назад. Примерно 15% населения страны тогда были готовы
жертвовать. Надо же, как интересно!
М.Ч.: В
прошлом году у нас были, в общем, очень похожие цифры. Процент включает и
людей, которые жертвуют на церковь. Примерно половина из 50% жертвует на
церковь, а другая половина – в некоммерческие организации. В общем-то, мы
видим, что благотворительность становится уже частью нашего общественного
пространства, поэтому – можно.
П.Д.:
Мария, в нашей стране такое количество благотворительных организаций, фондов. А
почему именно ваш фонд – Фонд поддержки и развития филантропии "КАФ"
– обратил внимание на эту инициативу? Вы же в России являетесь главным
организатором этой акции, правильно я понимаю?
М.Ч.:
Вообще "Щедрый вторник" – это движение.
П.Д.:
Это инициатива? А, движение.
М.Ч.:
Движение, да. Поэтому в идеале мы построим в России движение "Щедрый вторник", когда
фактически вирусным способом люди, организации будут "заражаться" и
все больше и больше будут присоединяться к тем, кто делает добрые дела.
Наш фонд занимается развитием благотворительности, это наша основная тема. Мы
не про детей, мы не про стариков…
П.Д.:
А про благотворительность в целом, да?
М.Ч.: Мы
про благотворительность в целом. У нас очень много партнеров. Мы с самого
начала организовали такую рабочую группу из единомышленников, организаций, с которыми
мы давно вместе. Это и Благотворительное собрание "Все вместе", Фонд
дикой природы, "Форум доноров"…
П.Д.:
То есть вы объединили всех для этого движения. Здорово!
М.Ч.: …Ассоциация
фандрайзеров, "Благосфера", Агентство социальной информации. То есть
с нами с самого начала значительное количество организаций, которые являются
лидерами сектора и продвигают так или иначе тему благотворительности. На самом
деле все, кто присоединяются (очень легко можно зарегистрироваться на сайте и
присоединиться к "Щедрому вторнику"), называются
"партнерами". В этом смысле каждый, кто участвует, – партнер
"Щедрого вторника". Это общая ценность, это общее владение. Мы не
лепим никуда свои логотипы лишний раз. Это не про нас, это про сектор и про
благотворительность.
П.Д.:
Давайте теперь чуть подробнее поговорим о схемах и, главное, форматах этой
благотворительности. Кто и как может присоединиться к этому движению, к
благотворительной инициативе "Щедрый вторник"? Сейчас нас смотрят
многие телезрители, они хотят это сделать, но не знают как. Вы можете помочь.
М.Ч.: Вы
знаете, это очень просто. Делать можно все что угодно. Иногда это даже людей
смущает.
П.Д.:
Да, я сейчас задумался: что я могу сделать?
М.Ч.:
"Скажите нам, что делать". Делать можно все что угодно. Важно сделать
что-то благотворительное в этот день или накануне.
Можно
принять участие в одном из многочисленных событий, которые запланированы на этот день. Карта этих событий
есть на сайте щедрыйвторник.рф. Не все они собирают деньги. Иногда это
волонтерские события, какие-то мастер-классы. В общем, благотворительность не
исчерпывается денежными пожертвованиями.
П.Д.:
Давайте пример приведем. Что?
М.Ч.: И
есть еще второй момент – очень важно об этом рассказать. Что можно сделать?
Можно просто сделать пожертвование. Можно сделать несколько пожертвований, это
еще лучше. Или подписаться на ежемесячные пожертвования, сейчас уже есть такая
опция тоже. Можно принять
участие в одном из многочисленных событий, которые некоммерческие и
коммерческие тоже организации спланировали на этот день. Карта этих событий
есть на сайте щедрыйвторник.рф. Не все эти события собирают деньги. Иногда это
волонтерские события, иногда это какие-то мастер-классы. В общем,
благотворительность не исчерпывается денежными пожертвованиями.
П.Д.:
Мне всегда казалось, что благотворительность – это та сфера, о которой нельзя
хвастаться, нельзя говорить об этом: "Я молодец такой! Я сделал. Я совершил.
Я помог". А здесь получается все с точностью до наоборот – надо не только
сделать, но и рассказать. Почему?
М.Ч.:
Да, совершенно верно. Потому что это позволит людям увидеть, что
благотворительности много.
П.Д.:
Мотивирует других, да?
М.Ч.: И
мотивирует других. Потому что пример друзей, знакомых, коллег мотивирует.
П.Д.:
Ну да. Если мой сосед помог, почему я не могу?
М.Ч.:
Да. Если бы к вам обратились ваши коллеги и сказали: "Слушай, Павел, мы
тут собираем…"
П.Д.:
"Неужели ты не примешь участие?" Конечно приму!
М.Ч.:
Конечно, все примут участие. Недостаточно увидеть картинку в телевизоре, а
надо, чтобы эта рекомендация, этот вопрос, эта информация исходила от кого-то
из ближнего круга. Именно поэтому мы объявили 22 ноября – ровно за неделю
до "Щедрого вторника" – неделю признаний. Это очень простая вещь. На
нашем сайте щедрыйвторник.рф есть такая игрушка. Можно туда зайти,
сфотографироваться или загрузить свою фотографию, написать небольшую историю,
кому вы помогаете, и получить такую фотографию, где вы как бы держите табличку,
сайт сам складывает для вас такую фотографию. И эту фотографию можно разместить
в социальных сетях. "Я Маша. И я помогаю организации "Старость в
радость". Я рада признаться, что я это делаю". И мы надеемся, что
такой флешмоб в социальных сетях…
П.Д.:
Виртуальный.
М.Ч.:
…он приведет к реальным результатам.
П.Д.:
Россия стала частью глобальной благотворительной инициативы "Щедрый
вторник". Продолжаем разговор с директором Фонда поддержки и развития
филантропии "КАФ" Марией Черток.
Мария,
а могли бы вы раскрыть еще карты и рассказать, что именно будет 29 ноября
в нашей стране, помимо этого виртуального флешмоба, который уже запущен? Потому
что я знаю, что акций будет очень много. Ну, наверное, о самих ярких.
М.Ч.:
Например, в Перми пройдет "Щедрый интеллектуальный вторник", в
Пермском университете, его организует Фонд целевого капитала Пермского
университета. В этот день у них случится благотворительная интеллектуальная
игра "Открой музей". Она будет направлена на то, чтобы собрать средства
на музей университета. В Барнауле огромное количество мероприятий, которые
организует фонд "Облака". Например, у них будет благотворительная
витрина вязаных вещей под названием "Свитер для чашки". Вот таким
образом тоже будут собираться деньги. В Москве, например, интегрированный
театр-студия "Круг II", лауреат премии "Золотая маска" 2014 года,
между прочим…
П.Д.:
Так, на минуточку.
М.Ч.:
…приглашает на благотворительный спектакль "Забытые сказки". Он
рассчитан на детей от пяти лет и взрослых, в том числе на детей и подростков с
ограниченными возможностями развития.
У нас до сих пор идет очень активно регистрация
партнеров на сайте, десятки в день. Вы знаете, я проверяю несколько раз в день
этот сайт, потому что я просто не устаю поражаться, что это не организации, не
люди, которых мы знаем, а это организации и люди, о существовании которых мы не
имели никакого представления. Каким-то образом это слово, эта информация пошла.
И мы, конечно, очень благодарны нашим партнерам, которые
помогают распространять. Например, Фонд Потанина, который нас поддержал, в том
числе финансово, очень активно распространял информацию о "Щедром
вторнике" и продолжает распространять среди своих грантополучателей. Это
многочисленные группы активных студентов в университетах, это музеи по всей
нашей родине. Например, благотворительный фонд "Система" вовлекают
все компании из холдинга "Система", а это "Детский мир", МТС,
МЕДСИ и так далее.
П.Д.:
Уже крупные организации.
М.Ч.:
Крупные. У нас участвует очень много крупных компаний.
Культура
корпоративной социальной ответственности в последние 10–15 лет активно
развивалась, поэтому столько коммерческих организаций включилось. Для них это
естественно, у них есть волонтеры, у них есть профессионалы в компаниях. На этом
фундаменте мы и строим.
П.Д.:
Мария, в одном из интервью вы сказали, что "Щедрый вторник" – еще
один вклад в строительство культуры благотворительности в России. У каждого
гражданина 29 ноября теперь будет возможность положить в ее основание свой
кирпичик". Но для этого, как мне кажется, нужен фундамент. А он в России
есть в сфере благотворительности, этот фундамент?
М.Ч.:
Да, я считаю, что, конечно, за 20 лет мы фундамент заложили общими
усилиями. Это те самые некоммерческие организации, которые так активно в
"Щедром вторнике" участвуют. Также и те, кто не участвуют, тоже часть
этого фундамента. Это культура корпоративной социальной ответственности,
которая в последние 10–15 лет активно развивалась, поэтому столько коммерческих
организаций включилось. Для них это естественно, у них есть волонтеры, у них
есть профессионалы в компаниях. И средства массовой информации с удовольствием
про это рассказывают. На этом фундаменте мы и строим. Конечно, "Щедрый
вторник" 10 лет назад вряд ли бы получился.
П.Д.:
Мы с вами общаемся в рамках нашей рубрики "Фонды, которые мы
выбираем". Если мы коснемся вашего фонда, Фонда поддержки и развития
филантропии "КАФ", расскажите, пожалуйста, немножко предыстории,
чтобы у наших телезрителей было какое-то понятие о работе фонде. Как давно он
появился? И какие его основные направления работы, кроме… Ну, понятно, сфера
благотворительности, но это такое какое-то, знаете, общее распространенное
явление, не всегда объяснимое для многих наших телезрителей.
М.Ч.: Мы
работаем с 1993 года, давно, мы одна из старых некоммерческих организаций
в России. Мы довольно крупный фонд – как по количеству людей, которые у нас
работают, так и по количеству денег, которые нам удается собирать и дальше
передавать в некоммерческие организации.
Я уже сказала, что наша главная тема – это развитие
благотворительности, культуры благотворительности в России. Как мы это делаем?
С одной стороны, мы очень много вкладываем усилий в то, чтобы информационно
поддержать тему благотворительности. Мы не средства массовой информации, но мы,
в частности, например, очень активно работаем с некоммерческими организациями, помогая
им научиться это делать.
П.Д.:
Как интересно! У нас с вами одна задача. У нас есть такая рубрика "Школа
гражданина", где мы тоже пытаемся с помощью специалистов научить
некоммерческий сектор работать в разных направлениях. Здорово!
М.Ч.:
Это очень важно. Это фактически была первая такая попытка действительно
профессиональный ресурс направить на пользу, на популяризацию деятельности НКО.
Второе направление нашей работы – это поддержка доноров.
Это могут быть компании, это могут быть частные лица, это могут быть фонды, это
могут быть богатые люди. И мы помогаем им реализовать их задумки, мечты, идеи в
сфере благотворительности. Таким образом, у нас появляется довольно много
благотворительных программ, которые мы в партнерстве с этими самими донорами и
реализуем. И в рамках этих программ довольно большой грантовый компонент и
собственные средства идут на поддержку проектов некоммерческих организаций.
Таким образом, возникает некоторый замкнутый цикл, весь про одно и то же – про
благотворительность и поддержку гражданского общества.
П.Д.:
Большое вам спасибо, что приняли участие в нашей программе. Пожелаю не то чтобы
движение набирало обороты, а оно, как говорится, выстрелило и как можно больше
людей "заразило" очень важным делом – делом благотворительности в
нашей стране. Спасибо вам большое.
М.Ч.:
Спасибо.
П.Д.:
Итак, в России стартует новая общественная инициатива по развитию
благотворительности "Щедрый вторник – 2016". Не пропустите его!
Станьте 29 ноября участником глобального благотворительного дня. У нас в
гостях была директор Фонда поддержки и развития филантропии "КАФ"
Мария Черток.