Ангелина Грохольская: Все без исключения путеводители по Москве наряду с Третьяковкой советуют гостям столицы посетить картинную галерею Александра Шилова. Она находится в центре города и названа в честь народного художника СССР при его жизни. Такое явление крайне редкое и говорит о небывалом уровне мастерства. В этом году у галереи юбилей. Она была открыта 20 лет назад, став подарком любителям истинного искусства. Александр Максович сегодня у нас в гостях. Александр, здравствуйте. Александр Шилов: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: Мне невероятно приятно, что именно я сегодня поздравляю вас с юбилеем. Примите от всей души наши поздравления! Александр Шилов: А я благодарен вам, вашему каналу. Я его очень люблю. И для меня радость и честь – прийти к вам. Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое. Я представляю, как зрители наши сейчас радуются, когда видят вас в студии "Большой страны". Двадцать лет незаметно пролетели? Или все-таки эти годы… Александр Шилов: Как мгновение! Ангелина Грохольская: Да? То есть вот буквально вчера открывали? Александр Шилов: Да. Ангелина Грохольская: Я нашла в Интернете репортаж с открытия, когда было очень много гостей на открытии. Юрий Лужков говорил о том, что была задача… Ведь это было построено новое здание. Александр Шилов: Нет, сначала старое было. Ангелина Грохольская: Сначала старое было? Александр Шилов: 1830 года, архитектор Тюрин. Ангелина Грохольская: Особняк? Александр Шилов: Это первая очередь была. Ангелина Грохольская: А второе – дальше был уже ремонт. Как бы это был тоже второй очень сложный этап, да? Александр Шилов: Да. Сейчас я вам, Ангелина, расскажу с вашего позволения. Ангелина Грохольская: Расскажите, расскажите. Александр Шилов: Каждый раз, когда у меня были персональные выставки в Москве, в разных залах – в Манеже, на Тверской, на Новокузнецком мосту, – все не успевали посетить. И люди писали в Государственную Думу, в Министерство культуры, руководству государства с просьбой сделать выставку мою постоянно действующей. И поэтому у меня было моральное право, и мне товарищи мои подсказали: "Подари все государству". А лучшие работы я всю жизнь оставлял у себя, не продавал. Продавал только для того, чтобы… Ну, как сказать? Для приличного существования. И я пришел в Государственную Думу (тогда был руководителем Государственной Думы Геннадий Николаевич Селезнев) и сказал: "Вот так и так". Помимо всего прочего, у меня еще была такая полоса жуткая в жизни – я не работал долгое время. Он говорит: "Я знаю, что у тебя там произошло. И то, что ты хочешь подарить – это очень благородно. Но я один решить этого не могу. Я поставлю этот вопрос на пленарном заседании". И через некоторое время он мне позвонил и говорит: "Я тебя поздравляю". Все фракции, абсолютно все единогласно (чем я горжусь до сих пор) проголосовали за создание Государственной картинной галереи, учитывая востребованность моего искусства людьми, его воспитательную часть. Это так сказано в постановлении, поэтому я цитирую. Выделить под эти цели не мне лично, как некоторые недобросовестные журналисты писали, а под Государственную картинную галерею выделить здание в центре города. И Геннадий Николаевич Селезнев тут же позвонил в Кремль Бородину Павлу Павловичу, управляющему делами при президенте Ельцине. Там заканчивалась реставрация как раз всех залов в Кремле. Он меня пригласил, мы познакомились. Он сказал: "У нас, в общем-то, особняков нет, они в основном все в Москве теперь уже, наши все уже разлетелись по разным организациям". И предложил он мне три зала в Кремле. Говорит: "Вопрос я уже с Ельциным оговорил. Он поклонник вашего искусства". И на мои возражения, что это же режимное предприятие, и я же для людей дарю картины… Ангелина Грохольская: Чтобы доступ был, в первую очередь. Александр Шилов: Чтобы доступ был, да. А он говорит: "Не волнуйся, мы сделаем отдельный выход и так далее". Ангелина Грохольская: Ничего себе… Александр Шилов: Я говорю: "Все равно предприятие есть предприятие. Это режимный объект". И как бы мне было ни лестно, как и любому художнику, я был вынужден отказаться. Тогда обратился Селезнев Геннадий Николаевич. Я ему навек буду благодарен за такое доброе внимание. Он обратился в мэрию Москвы к Лужкову с просьбой найти особняк в исполнение постановления Государственной Думы. Нашли вот этот особняк архитектора Тюрина, 1830 года, на Знаменке, дом 5. 31 мая 1997 года состоялось открытие. И на этом торжественном открытии присутствовали, конечно, многие политики, деятели искусства. Там Юрий Никулин тоже выступал. К сожалению, я его не успел написать, а очень хотел. И многие другие. И я дал слово всем, что все лучшее, что буду делать, за что мне будет не стыдно, я буду дарить стране. На сегодняшний день я передал стране безвозмездно 1340 работ живописи и графики. И сейчас опять буду дарить больше 50 работ живописи и графики. И вот Правительство Москвы неожиданно сделало такой подарок галерее – выстроили новое здание по проекту Посохина. Строили его год за счет инвесторов, не за счет города. Здание выстроил Посохин. Молодец! Он так спроектировал где-то в стиле Боровицкой площади, в стиле дома Пашкова и так далее. Он влился в этот ансамбль. Он нагло не выделяется, никуда не лезет. Помимо того, что галерея работает так, как и любая галерея (Третьяковка, Музей Пушкин, Русский музей и так далее), это Государственная московская картинная галерея по всем правилам, у нас еще проходят концерты, которые называются так – цикл "Классическое русское искусство в гостях у галереи Шилова". У нас выступали Елена Васильевна Образцова, наша великая певица. И Виктор Третьяков – скрипач потрясающий просто, на весь мир известный, слава России. И Юрий Башмет – тоже великолепный альтист, его знает весь мир, он прославляет Россию, ездит по всему миру, он у нас несколько раз выступал. Валентин Гафт, Михаил Козаков читали свои стихи и чужие стихи читали, и эпиграммы Гафт читал. И я горжусь тем, что он написал потрясающее стихотворение, которое нравится всем, посвященное моему творчеству. У нас выступали Пахмутова и Добронравов, Иосиф Кобзон много раз выступал. Светлана Безродная, она вот как раз 31 мая в 16:00 тоже приедет и будет давать потрясающий концерт. Она изумительный музыкант! Просто великая женщина, красивая и, конечно, очень талантливая. Ее оркестр прекрасный! Мы всегда рады, когда она к нам приходит. У нас Игорь Бутман выступал, Наталья Бутман выступала, Владимир Маторин выступал. Так сейчас всех трудно вспомнить. Ансамбль Уткина и так далее. Время не буду на это тратить. И все концерты проходили с полным аншлагом и проходят. Вот сейчас у нас будет хор Сретенского монастыря. До этого выступал хор Минина – потрясающий хор, изумительный хор, давно он прославленный. И хор Свято-Данилова монастыря. То есть у нас самые-самые разные концерты. У нас еще бывают "Патриотические вечера", а именно… Я много написал и буду продолжать, конечно, писать этих людей великих – всех тех, кто воевал, кто защитил нашу Родину и кто сейчас воюет. Это контрразведчики, благодаря им мы сидим спокойно и страна наша живет. Это разведчики великие прошлого и настоящего. Познакомившись чуть-чуть с их трудом, таким патриотическим великим, я понял, что мы им всем обязаны. Это не какие-то красивые слова, а это действительно так. Без преувеличения хочу сказать, что им надо при жизни ставить памятники, на них молиться и на них подрастающее поколение воспитывать, иначе мы потеряем, я считаю, Родину. Ангелина Грохольская: Ну, расскажите тогда о проекте, который еще… Ну, это проект галереи, да? Александр Шилов: Да. Ангелина Грохольская: Скажем так – выездной проект. Александр Шилов: Два года назад… Чем горжусь я и наша галерея вся, естественно, весь коллектив? Тем, что у нас дважды побывал президент Путин. И каждый раз он посещает вот этот Зал славы, потому что там есть люди его профессии. Ангелина Грохольская: Ему это близко, да. Александр Шилов: Разведчики, контрразведчики. Ну и вообще он ветеранов очень ценит. И он говорит: "Хорошо, что вы продолжаете писать этих людей. И хорошо бы в год 70-летия Победы поездить по городам-героям и боевой славы и в знак благодарности выставить эти ваши работы". И за два года мы посетили 17 городов, в том числе и Севастополь, и Курск, и Тулу, и Волгоград. Последний город, где мы были, – это был Мурманск. Это, конечно, вояж очень тяжелый. Ангелина Грохольская: Тяжелый. Александр Шилов: Но когда видишь… А я прошу губернатора в первую очередь, власти города, куда мы приезжаем с выставкой: "Сначала позовите в первую очередь вот тех, кто воевал. Ради них все делается". И губернаторы откликаются на это, дают автобусы, ведь есть люди больные. Ангелина Грохольская: Ну, здесь невозможно не поддержать, конечно. Александр Шилов: И они приходят и плачут со слезами на глазах. И уже забываешь о том, что тяжело все, рискованно везти на машине с микроклиматом, с охраной и так далее. Ангелина Грохольская: Дорого наверняка, да. Но это того стоит. Александр Шилов: И все это окупается за счет тех благодарных глаз, которые мы видим на открытии выставки. Ангелина Грохольская: Вернемся в галерею в Москву. К 20-летию экспозиция какая-то новая, наверное, обновленная сейчас? Александр Шилов: Да, я буду дарить больше 50 работ живописи и графики. Ангелина Грохольская: Вы снова делаете подарок. Александр Шилов: Да, естественно. И я хочу сказать, что… Вот так же меня часто спрашивают, даю вам слово, люди самые разные: "А вам не жалко дарить?" Я говорю: "Ну, конечно, когда…" Предположим, я писал недавно монахиню-схимницу матушку Лену из Новодевичьего монастыря по просьбе митрополита Ювеналия. Это его любимая монахиня, он давно с ней уже там вместе служит. Говорит: "Напишите ее, пожалуйста". И вот ее привозили ко мне в сопровождении двух монахинь, и я писал. Ей уже за 90 лет, она безвыездно там живет 45 лет. Ангелина Грохольская: Потрясающее… Александр Шилов: Я писал ее два месяца. Конечно, пишешь, уже к работе как-то привыкаешь. И вдруг, когда подаришь работу, отвезешь в галерею – я захожу в мастерскую, а мольберт пустой! И такое ощущение, что я два месяца ничего не делал. А для меня это катастрофа – один день ничего не делать. Конечно, где-то сердце чуть-чуть… не то что жалко, а как-то вот пусто чуть-чуть на мгновение. Но когда я прихожу в галерею и вижу благодарные лица посетителей (а они у нас со всей страны едут, и книги отзывов, громадное количество томов), то и забываешь обо всем. И сейчас я буду дарить. Вот я написал недавно ведущего Якубовича, мы с ним давно в таких хороших отношениях. Он очень умный, смелый, сам самолет водит и хорошо пишет, книгу недавно издал, он мне подарил. И у него очень выразительное лицо. Давно мне хотелось как художнику его написать. Сделали. Сделал я пейзажи на даче, где, так сказать, живу по выходным дням. Сделал одного бедного музыканта, который не смог адаптироваться с нашей жизнью. Знаете, музыкант из тех времен советских, но следы интеллигентности остались. И вот со скрипкой я его часто вижу – стоит в переходе на "Боровицкой". В ногах у него две собаки на цепи, чтобы не разбежались. Шляпа лежит для денег, и они на одеяльце лежат. И такая сцена – сердце щемит! В общем, разные работы, всего я не расскажу. Ангелина Грохольская: Надо просто приходить и смотреть. Александр Шилов: Да, приходите – и все увидите. Если вы придете (я вас приглашаю заранее), буду очень-очень рад. Ангелина Грохольская: Обязательно, обещаю. Александр Шилов: У нас будет в этот день еще концерт Светланы Безродной. Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое. Еще раз от души поздравляем вас с юбилеем! Спасибо вам за ваше творчество, за ваши слова, за то, что приходите к нам и, конечно, радуете своими работами. Александр Шилов: Еще раз говорю, прийти на такой светлый и чистый канал к вам – для меня радость, без преувеличения. Ангелина Грохольская: Спасибо большое Александр Шилов: Спасибо и вам. Ангелина Грохольская: Александр Шилов, народный художник СССР, был в студии "Большой страны".