Матвей Масальцев: Истории нравятся всем, на них можно много чего построить. Просто не все видят потенциал своих историй
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/matvei-masaltsev-istorii-22993.html Ангелина
Грохольская: Социологические исследования показали – россиян, готовых помогать
другим, с каждым годом становится все больше. Можно сказать, появилась даже
мода на доброту. И все же мы пока ничтожно мало знаем и о фондах, и о людях,
которые их создают. А сами представители "третьего сектора" порой не
в состоянии отстоять свои права и так организовать деятельность, чтобы она была
эффективной и приносила пользу.
Как
покемоны могут помочь в благотворительности? Почему Елене Исинбаевой нравится
быть доброй феей? Какие законы помогут бездомным животным? И еще много
интересного можно прочитать в интернет-журнале "Филантроп". Он создан
как раз для того, чтобы заполнить информационный вакуум на поле
благотворительности. И сегодня я с радостью познакомлю вас с этим проектом и
его автором и руководителем Матвеем Масальцевым. Матвей, здравствуйте.
Матвей
Масальцев: Здравствуйте.
А.Г.:
Очень приятно, что вы из интернет-пространства пришли к нам сюда, в реальность
уже, и не только виртуально мы с вами встретимся. "Мы работаем для тех,
кто помогает", – это ваш девиз, да? А стоит ли работать для тех, кто сам
помогает?
Я
пришел из Интернета в реальность нашу обычную, а благотворительность находится
еще в какой-то третьей или десятой реальности – ее нет ни в Интернете,
по-хорошему, ни в жизни обычных россиян.
М.М.: Я
считаю, что это вообще одна из самых важных сейчас задач людей, которые
помогают. В России их все больше становится. Но при этом я пришел из Интернета
в реальность нашу обычную, а благотворительность находится еще в какой-то
третьей или десятой реальности – ее нет ни в Интернете, по-хорошему, ни в жизни
обычных россиян.
Действительно, о том, как работают фонды, для чего они
работают и другие благотворительные организации, мало кто знает. Доверие к
благотворительности – такой институциональной, организованной – очень
невысокое. И ни общество не понимает благотворителей, ни государство, ни
бизнес, по-хорошему. Пусть ситуация и меняется, но меняется медленно. И наш
журнал как раз своей задачей ставит – дать голос благотворительности,
продвинуть не просто моду помогать, которая растет, а продвинуть системную,
умную, эффективную благотворительность.
А.Г.:
Кто ваша целевая аудитория?
М.М.:
Целевая аудитория развивалась. Журналу скоро будет шесть лет. Мы начали
действительно с тех, кто занимается благотворительностью, с небольших и средних
некоммерческих организаций, с волонтерских организаций. Сейчас мы расширяемся.
И сейчас я бы сказал, что наша аудитория – это не только те, кто работают в
благотворительности, но и те, кто готов помогать. То есть, в принципе, люди
готовы пожертвовать деньги или помочь делом, но при этом задумывающиеся о том,
что с этими деньгами, с этими делами будет в дальнейшем, помогут ли они в
реальности.
А.Г.:
Мне кажется, что писать о благотворительности все-таки довольно сложно. Пусть
эта тема сейчас и становится… Вот мы назвали – "Модная тема". Она
становится, может быть, не то чтобы модной, но достаточно такой популярной, что
ли, растет популярность. По крайней мере, федеральные каналы сейчас не
стесняются показывать сюжеты. Мы приглашаем в студию людей и на инвалидных
колясках, и со сложными диагнозами. Мы говорим на эти темы, мы стали больше об
этом разговаривать. Но все-таки как рассказать, как показать? Перед журналистами
всегда стоит задача: как интересно этот материал преподнести? Для
некоммерческого сектора, непосредственно для представителей, стоит всегда
вопрос: а как заинтересовать журналиста, чтобы он пришел? Вот такая двоякая
проблема, мне кажется, которая пока не разрешена на сто процентов.
М.М.:
Да, она удивительно долго не разрешается. Я с начала 2000-х годов, вообще-то,
этой темой занимаюсь. И все эти годы, все эти 15 лет, примерно об одном и
том же говорят. Если посмотреть на исследования, то 80% и даже больше
благотворительных пожертвований в России – это спонтанные пожертвования на
очень узкие темы, например, на больных детей.
А.Г.:
Вот зацепило, увидел какой-то репортаж – и перечислил.
М.М.:
Это типичный формат. Телемарафон идет, человек тут эсэмэску отправляет – и
забыл, он чувствует себя хорошо. Это такой огромный по деньгам, но не самый
большой по тематике сектор, эта сфера. Большое количество организаций работают
очень скучно и долго для постороннего взгляда. Но мне кажется, что здесь,
конечно, есть одно такое универсальное средство в этой истории.
Истории нравятся всем, на них можно много чего
построить. Просто не все, если говорить о некоммерческом секторе, видят
потенциал своих историй. Им кажется, что им нужно рассказать либо какой-то
фандрайзинговый быстрый текст, чтобы собрать побольше денег, попросить. Либо очень
подробно написать о своих совместных проектах с организацией такой-то, с правительством
края – что-то такое официальное в виде пресс-релиза. Либо написать большую
научную работу о своей деятельности, о том, как они социализируют, почему это
важно и так далее. Но почти никто не видит за этим всем истории людей – и свои
собственные истории (очень потрясающих людей часто), и истории тех, кому они
помогают. И это проблема.
То же самое, наверное, и со стороны журналистов. Очень
часто… Ну, просто это затратная история – журналистика репортажная, настоящая.
И сейчас больше век контента. Мы хотим получить контент как журналисты, и я
тоже, а сделать что-то глубокое и серьезное, действительно "прорыть внутрь"
– это просто очень затратно, я думаю. Все очень просто.
А.Г.:
Кто ваши авторы?
М.М.:
Среди наших авторов есть и журналисты профессиональные.
А.Г.:
Они ведь не в штате, да?
М.М.:
Они не в штате, да. Мы абсолютно нересурсоемкая организация, нас очень мало.
Долгое время я из штата сотрудников был ровно один. У меня есть заместитель,
который при этом не является штатным сотрудником. Сейчас у нас появился главный
редактор отдельно. То есть штат вырос аж в три раза!
А.Г.:
Расширяетесь!
М.М.:
Все авторы работали либо забесплатно, либо за очень небольшие гонорары. И часть
авторов – это сами представители некоммерческого сектора. И вообще моя идея
была изначально в том, что они будут о себе писать, и я смогу с помощью этого
ресурса в том числе научить их это делать, показать, насколько это важно.
А.Г.:
"Модная тема". Стоит ли работать для тех, кто сам помогает? О
благотворительности, социальной ответственности, о том, как собрать сообщество
профессионалов и просто неравнодушных людей, – в беседе с руководителем
электронного журнала "Филантроп" Матвеем Масальцевым.
Чему
учат многих новостников? Писать красивые, яркие, емкие, захватывающие и
цепляющие заголовки. Действительно, у вас заходишь на первую страницу и сразу
видишь про покемонов – модная тема опять же, и тут же благотворительность.
Елена Исинбаева – модная тема, и также она привязана. Это вы придумываете или у
вас авторы придумывают? Кто такой молодец? Кто креативщик?
М.М.:
Придумывает редакция. Придумываю либо я, либо сейчас главный редактор. Не очень
простая эта история, потому что мы все-таки пытаемся писать действительно о
серьезных вещах, но при этом понимаем, что с этими серьезными вещами мы далеко
не уйдем. Даже если мы сориентируемся на своей аудитории, только на
профессионалах в секторе и будем делать B2B – все равно даже они хотят читать
что-нибудь интересное и интригующее. Поэтому приходится играть и с заголовками,
и с разными другими историями, и немножко провоцировать порой.
А.Г.:
Креативить и выдумывать. Журнал "Филантроп" существует уже шесть лет.
В 2010-м, конечно, о благотворительности говорилось открыто в разы меньше. На
ваш взгляд, как сейчас ситуация меняется? Россияне действительно больше
интересуются благотворительностью?
М.М.: Ну
да. Это показывают, в принципе, и объективные какие-то замеры. Например,
"Форум доноров" проводит ежегодно мониторинг упоминаемости
благотворительной тематики и благотворительных фондов в СМИ. Единственное, что
долгое время не могли благотворители "взять штурмом" телевидение,
особенно федеральное. И бо́льшая часть упоминаний – это не очень хорошего
качества материалы: новости, пресс-релизы, сообщения о помощи, размещенные на
интернет-ресурсах.
А.Г.:
Либо если какая-то скандальная ситуация складывается.
М.М.:
Скандальные ситуации, конечно, тоже освещаются, это понятно. И качество растет
гораздо медленнее, чем количество материалов о благотворительности. Я понимаю,
что это никогда не будет массовой историей, и это нормально. Но мне бы
хотелось, чтобы было больше ресурсов для людей, которые готовы задуматься над
тем, что делать. Потому что в благотворительности очень важны две вещи. Первое,
самое важное – не навредить. А очень часто можно навредить своими
пожертвованиями или какими-то действиями.
А.Г.:
Каким образом?
М.М.:
Классическая история с детскими домами, которую, в том числе силами журнала
"Филантроп", удалось переломить. Долгое время считалось, что
достаточно приехать с конфетами на Новый год в детский дом – и это решит все
проблемы. А это только вредило – дети становились еще большими иждивенцами и
так далее. Здесь нужна какая-то системная история, системная поддержка, долгая
и сложная. Есть масса других примеров. Люди предпочитают сейчас пожертвовать спонтанно
мошенникам в социальной сети, но не доверяют фондам, которые работают уже
полтора десятка лет. Это тоже история, которую хочется изменить.
А.Г.:
Это точно, этому надо учить. Матвей, за шесть лет что считаете своим
достижением? Ну, не своим личным, а я имею в виду – интернет-журнала
"Филантроп", вашего такого сообщества.
Я
своим достижением считаю то, что этот журнал сложился как журнал. Мне казалось
очень большим вызовом – сделать СМИ о благотворительности, которое не
потребляло бы большого количества ресурсов, но при этом было бы похоже на
полное хорошее СМИ, которое стало бы площадкой для самого же некоммерческого
сектора.
М.М.: Я
своим достижением считаю то, что этот журнал сложился как журнал. Потому что
мне казалось очень большим таким вызовом – сделать СМИ о благотворительности,
которое не потребляло бы большого количества ресурсов, но при этом было бы
похоже на полное хорошее СМИ, которое стало бы площадкой для самого же
некоммерческого сектора.
Год назад меня позвали на финальный форум "Сообщество",
который проходил в Москве. И пригласили журнал "Филантроп" не в
качестве журнала, а в качестве ресурсного центра для некоммерческих
организаций. И мне показалось, что это действительно, может быть, правильное
определение того, что мы делаем.
А.Г.:
Это такое признание уже, в общем-то.
М.М.:
Скорее ресурсный центр, просто направленный на развитие информационных технологий
в этом секторе.
А.Г.:
Кроме того, вы занимаетесь ведь еще и образовательной деятельностью. Что это
такое за направление? Расскажите.
М.М.:
Это направление не то чтобы журнала, а скорее мое личное. Просто как эксперт я
езжу периодически по стране и учу некоммерческие организации лучше себя
позиционировать в средствах массовой информации.
А.Г.:
Есть какие-то примеры, когда на ваших глазах некоммерческая организация была
маленькой и непрофессиональной, а выросла, возможно, благодаря
"Филантропу" и стала хорошим достойным примером?
М.М.:
Организаций много растет на моих глазах – не знаю, насколько это благодаря или
вопреки "Филантропу". Я помню, как несколько лет назад я приехал на
форум "Доброволец России" в Пермь и давал там лекцию для молодых волонтеров.
И среди тех, кто был на лекции, был такой Руслан Шекуров. Он только начинал
свою программу по поиску доноров крови во "ВКонтакте". Тогда у меня был
мастер-класс, и мы обсуждали, каким образом продвигать эту историю. Поговорили.
Я видел, насколько человек горит и готов всю эту историю сделать. И буквально
на моих глазах его организация стала одной из крупнейших и эффективнейших в
России по поиску доноров крови. Такие люди появляются – правда, редко.
А.Г.:
Их будет больше, я в это верю. Все-таки социальная журналистика сейчас
развивается, а благотворительность становится (я опять вернусь к теме) модной
темой. И непосредственно к проекту "Филантроп". Как можно вам помочь,
если кто-то сейчас захочет это сделать?
М.М.: Мы
собираем пожертвования. Есть такой ресурс "Благо.ру", который собрал
проверенные фонды и некоммерческие организации. В том числе мы там тоже
представлены, так что можно там помочь и нам. А если не нам, то кому-нибудь
еще, не менее нуждающимся в вашей помощи.
А.Г.:
И плюс, наверное, информационная поддержка.
М.М.:
Информационная поддержка важна. Добавляйте нас в социальных сетях, читайте нас.
Главное – читайте. Потому что мы благотворительная программа, и сейчас наша
главная история и задача – не заработать деньги, а максимально увеличить ту
пользу, которую создают некоммерческие организации вокруг нас.
А.Г.:
Я сделаю это прямо сейчас – подпишусь на электронный журнал
"Филантроп" в одной из социальных сетей. Кстати, там есть и страница
программы "Большая страна", поэтому я предлагаю вам дружить с нами.
М.М.:
Сделаю то же самое.
А.Г.:
Спасибо вам огромное. Матвей, желаю вам побольше читателей. Спасибо большое за
беседу. И будем продвигать тему вместе.
М.М.:
Спасибо и вам. Обязательно.
А.Г.:
Спасибо. Кстати, ученые доказали, что, помогая другому, человек начинает
чувствовать себя счастливее. Добрые дела вызывают положительные эмоции.
Поэтому, если хотите сделать свою жизнь радостнее, помогайте другим искренне и
бескорыстно.
Матвей Масальцев: Истории нравятся всем, на них можно много чего построить. Просто не все видят потенциал своих историй