Павел Давыдов: "Исконно русская, домонгольская Русь, откуда есть и пошла земля русская", – так говорят о Владимирской области. Это один из древнейших центров Руси. Территории, которые в нее входят, издавна составляли ядро Владимиро-Суздальского княжества, а с конца XVIII века – Владимирской губернии. Сегодня это привлекательный для туристов регион. В него входят несколько городов Золотого кольца России, где сохранились уникальные образцы древнерусского зодчества. Каким стал для Владимирской области туристический сезон-2016 – об этом мы поговорим с заместителем губернатора Владимирской области по социальной политике Михаилом Колковым. Михаил Юрьевич, здравствуйте. Михаил Колков: Здравствуйте, Павел. П.Д.: Хоть вы и представляете социальную сферу, но я знаю, что курируете и туристическую. Пригласили вас подвести итоги летнего сезона отпусков, сезона-2016. Назвали тему так: "Владимирские каникулы". Каковы итоги? М.К.: Вобравшие в себя многие тенденции развития туризма и в Российской Федерации, ну и отчасти в мире, потому что сегодня, конечно, туристический поток в огромной степени зависит от того образа, который существует в медийной сфере, от образа, который есть в Интернете. И надо сказать, что сейчас можно немало интересного найти про Владимирскую область, если пройти по мировой Сети. Найдете интересные ресурсы, в том числе сайт и нашего комитета по туризму, сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Набрав название фактически любого из городов Золотого кольца, вы сегодня выйдете и на очень интересные событийные ряды, и на репортажи с наших знаковых событий, и, конечно, на наши праздники. И надо сказать, что именно событийность поддерживает в огромной степени туристический поток, поскольку сегодня Владимирская область – это дом примерно для 30 культурных событий национального или международного масштаба. П.Д.: Михаил Юрьевич, а если мы посмотрим в цифровом количестве, то как много туристов у вас было этим летом? Ну, чтобы понять, как много и откуда посещают вас. М.К.: Динамика примерно такая. Здесь можно смело сказать, что уменьшение выездного туризма сказалось на увеличении внутреннего туристического потока. Рост туризма оценивают примерно так: если где-то на 30–50% сократился выездной туризм, то более чем на 30% увеличился туризм внутренний. П.Д.: Сегодня это называют "туристическое импортозамещение". М.К.: Фактически так. В нашем случае цифры таковы: если у нас в позапрошлом году было 2 миллиона туристов и экскурсантов (я на этом еще остановлюсь, почему важно это уточнение), в прошлом году – более 3 миллионов человек, то за первое полугодие 2016 года – 1 миллион 700 тысяч с небольшим. То есть идет достаточно существенный рост. Почему туристов и экскурсантов? Поскольку для нас достаточно характерен туризм одного дня. Поэтому стоит задача не только увеличивать поток туристов в буквальном человеческом выражении, но и способствовать тому, чтобы туристы задерживались на день, на два, на три. А это требует уже внутренних содержательных изменений – скажем, открытия для туристов и привлекательных вечерних и ночных программ, и, конечно, развития средств размещения. П.Д.: Здесь, кстати, очень интересно. А как много объектов туристической сферы, отрасли необходимо отремонтировать, отреставрировать, восстановить к новому сезону? М.К.: Вообще говоря, у нас их достаточно много. Наиболее богат здесь, конечно же, древний Суздаль, потому что примерно при 10,5 тысячи жителей там 3 тысячи единиц размещения. Это более 100 гостиниц и гостевых домов, в том числе и достаточно крупных. И есть целый ряд планов инвесторов, которые говорят о развитии в этой сфере. То есть Суздаль по-прежнему очень привлекателен для инвестора, и на этом основаны многие наши интересные проекты. А в целом только по 2016 году у нас добавилось несколько гостиниц. Они добавились во Владимире, Суздале, Муроме – кстати, самом древнем нашем городе. 1154 года не так давно отмечали Древнему Мурому – родине Ильи Муромца, нашего былинного богатыря. П.Д.: Кстати, там недавно открылся одноименный музей Ильи Муромца. М.К.: Совершенно верно. И музеи открываются очень широко. В Вязниках, допустим, открылся частный музей – эстет-музей "Гжель", посвященный истории гжельской росписи. Во Владимире появился новый Музей игрушек в дополнение к Музею ложки, к Музею Бабы-Яги. И, конечно, два наших замечательных музея, с которых любой разговор о музеях на нашей земле надо начинать. Это Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Его экспозиции сегодня не только во Владимире, а они и в Суздале, они и в Гусь-Хрустальном. Это целая "музейная империя", несколько десятков экспозиций. И музей-заповедник "Александровская слобода". П.Д.: Недавно в Сочи открыли первый православный курорт, который получил название "Лесное". Во Владимирской области, как мне кажется, для этого есть условия: множество церквей, храмов. А вы не думали организовать подобный курорт у себя в регионе? М.К.: Конечно, думали. Более того, православный курорт – это, конечно, связано с определенным соблюдением монастырских и православных традиций. Действительно есть паломническое движение, и количество паломников у нас неуклонно увеличивается и растет примерно на несколько тысяч в течение года. Есть паломнический отдел в нашей метрополии, возглавляемый высокопреосвященным владыкой Евлогием – человеком очень высокой культуры, который обращает особое внимание на развитие паломнического туризма. Подобный курорт может появиться и у нас. И, конечно, это основано на русских традициях здорового питания (мы на этом обязательно остановимся) и на том, что у нас есть прекрасные монастыри, в том числе находящиеся на островах. Допустим, в Петушинском районе недалеко от города Покрова прекрасный монастырь на острове. И, конечно, наши монастыри предоставляют возможность прикоснуться к монастырской кухне. Это уважение к традициям поста и это здоровое питание. Безусловно, это нуждается в очень серьезном пропагандировании. И, конечно, это дает возможности для людей, которые хотят для себя открыть новые измерения отдыха. П.Д.: По поводу нового измерения отдыха. Буквально в конце этой недели стартует первый гастрономический фестиваль "Медовуха FEST". Он пройдет 16–17 сентября в Суздале и будет посвящен главному бренду региона – медовухе. Вот что интересное я нашел. Это правда, что программа фестиваля обойдется областному бюджету почти в 4,5 миллиона рублей? Цель оправдывает средства? М.К.: Организация, которая выиграла право быть оператором, подписалась под то, что это будет 4 миллиона бюджетных рублей, там есть некоторое снижение. Но при всем при этом сейчас уже привлекаются и внебюджетные средства, и интересные информационные партнеры. И, конечно, мы рассчитываем на участие производителей древнего русского пенного напитка, потому что это тоже целая "терра инкогнита". Скажем, если вы возьмете Суздальский медоваренный завод, то в продаже 10 сортов медовухи, которые производятся заводским способом, обращая нас к старым рецептам. Но в загашниках у них 200 рецептов медовухи. Есть еще целый ряд заводов по стране, которые производят медовуху и другие русские пенные напитки. Вы сразу вспомните сбитни, квасы и многие другое, что на самом деле может составить прекрасную и здоровую альтернативу колами другим напиткам. П.Д.: Которые нас разрушают. М.К.: Не будем делать против них в данном случае идеологических выпадов. Но фестиваль медовухи – это фестиваль в первую очередь культурный, это фестиваль гастрономический, фестиваль здорового питания и фестиваль, который позволяет по-новому увидеть Суздаль XXI века. Это не столько фестиваль русской народной музыки и лоскутного шитья, которым в первую очередь известны суздальские фестивали, но это и возможность увидеть и современных исполнителей. Скажем, те, кто приедут, увидят, как можно исполнять рок на баяне и балалайке, к примеру, увидят наших современных джазовых исполнителей вместе с оркестром русских народных инструментов. Конечно, пройдут через народную дегустацию, где будет возможность пробовать десятки сортов медовухи и прикоснуться… П.Д.: Главное – не переборщить. Мы решили по пяти направлениям вокруг Суздаля на несколько десятков километров, найти достойные объекты для гастрономических посещений. Отобрали первоначально более 140 кандидатов – кафе-рестораны, маленькие гостиницы, фермерские хозяйства, даже пчеловодческие хозяйства. М.К.: Насчет "не переборщить" вы совершенно правы. С самого начала мы позиционируем фестиваль "Медовуха FEST" как гастрономический и культурный фестиваль. И там не будет конкурсов, кто больше и кто быстрее выпьет большую кружку или бокал медовухи. Но мы рассчитываем, что будет конкурс на самый красивый тост. Будет, безусловно, представление экспозиции, гастрономической карты Владимирской области. Мы решили по пяти направлениям вокруг Суздаля, очертив некий воображаемый круг на несколько десятков километров, найти достойные объекты для гастрономических посещений. Отобрали первоначально более 140 организаций-кандидатов – кафе-рестораны, маленькие гостиницы, фермерские хозяйства, даже пчеловодческие хозяйства. И достаточно строго пройдясь по ним комиссией, нашли сначала 17 объектов (потом это число увеличилось до 25), которые стали полноправными участниками. Что надо, чтобы стать участником? Участие полностью бесплатное, но у тебя есть обязательства. Во-первых, использовать сугубо владимирские продукты. И во-вторых, ни в коем случае не снижать, а только повышать качество и расширять линейку того, что ты предлагаешь. П.Д.: Михаил Юрьевич, завершая тему туризма, хочу задать вам вопрос, который сегодня беспокоит многих россиян. Недавно президент России Владимир Путин согласился с целесообразностью введения в популярных у туристов регионах курортного сбора – от 50 до 100 рублей. Как вы относитесь к подобной инициативе? Собственный бюджет Суздаля – несколько выше 50 миллионов рублей. При этом Суздаль – город, где фактически на 1 жителя приходится в районе 150 туристов и экскурсантов в течение года. М.К.: Мы эту инициативу всемерно поддерживаем, и она сегодня для многих исторических городов и поселений может действительно являться совершенно спасительной мерой. Если вы возьмете бюджет Суздаля как конкретного муниципального образования, то собственный бюджет Суздаля – несколько выше 50 миллионов рублей. При этом Суздаль – город, где фактически на 1 жителя приходится в районе 150 туристов и экскурсантов в течение года. В этом отношении это один из наиболее богатых городов мира. Так вот, мы считали, что если бы у нас был курортный сбор в размере 200 рублей, то бюджет Суздаля составлял бы уже 250 миллионов. Согласитесь, это чрезвычайно важно. Сейчас мы продвигаем проект Суздальского туристического кластера, и там только на реконструкцию водоснабжения, водоотведения, современную электрику, замену старых светильников на светодиодные – это все требует более 500 миллионов рублей. В данном случае это должно происходить в рамках программы развития туризма и в основном с опорой на частные инвестиции, потому что инвестор есть. П.Д.: Михаил Юрьевич, но это же отпугнет туристов, если каждый из нас будет платить 50 или 100 рублей. Сумма вроде небольшая, но каждый из нас считает деньги. М.К.: Дело в том, что сумма в 50 или 100 рублей будет – это еще вопрос справедливости. Мы ведь в данном случае говорим в первую очередь о нашем туристическом потоке. Я вам назвал цифру, что примерно 1 миллион 700 тысяч человек проехали через Владимирскую область в первом полугодии. Для нашего туриста еще особое значение имеет то, на что идет тот или иной сбор. Вы знаете, что для русского человека тема справедливости – это звук не пустой. Так вот, на мой взгляд, здесь нужна широкая общественная дискуссия, в том числе с вашей помощью, относительно бюджетов исторических городов и поселений – с пониманием того, что ресурсы, которые идут от туристического потока, им совершенно необходимы. Но это важно еще и для того, чтобы примирять интересы туристических потоков и местных жителей. Если вы возьмете какие-то наши крупнейшие праздники… Вот в Суздале "День огурца" – бывает, что до 20 тысяч человек в течение дня приезжают в Суздаль. Как вы полагаете, всем ли местным жителям хорошо в этот день, когда невозможно ни проехать, ни машину поставить? У нас идет последний год эксперимент, когда власти Суздаля вводят платную парковку во время крупных городских праздников. Плату в 100 рублей с автомобиля все признают достаточно справедливой. И на праздниках примерно от 600 до 1500 автомобилей встают на платную парковку на этих условиях, и это не вызывает никакого отторжения. П.Д.: А главное, что все мы понимаем, что эти деньги идут на решение тех же социальных проблем и вопросов одного или другого региона. М.К.: Совершенно верно. А также на развитие инфраструктуры, которая будет давать новые удобства, в том числе и для жителей. Потому что в Суздале появился сейчас прекрасный сквер, там будет обновленный стадион. Целый ряд объектов туристического показа сегодня создают удобства, и для жителей Суздаля в том числе. Я уже не говорю о том, что хорошо сделали дорогу по центральной суздальской улице. Там действительно уже есть новые светильники, которые не гаснут долгими зимними ночами, и многое-многое другое. П.Д.: Михаил Юрьевич, тема туризма, безусловно, очень интересна, она обширна и затрагивает каждого из нас. Но прежде чем поблагодарить вас за эту интересную беседу, позвольте задам вопрос, который прислали наши телезрители. Они спрашивают: "На сайте "Обещания.Ru", где суммируется выполнение обещаний чиновниками, ваш личный рейтинг доверия – 37%. Скажите, исходя из вашего опыта, что зачастую мешает чиновникам контролировать ход выполнения обещаний или самому их претворять в жизнь?" М.К.: Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев написал работу, это была его диссертация о соединении спирта с водой, где он установил оптимальное соотношение спирта и воды. Так вот, согласно Дмитрию Ивановичу Менделееву, 37% спирта в воде – это уже водка. Мы стараемся выполнять обещания. Трудно сказать, что находится в рейтингах, что туда записано, а что нет. Могу сказать, что бо́льшую часть того, что я лично обещал, я выполнил. А что касается статистики, то, как известно, может оказаться так, что ирландцев больше, чем китайцев, особенно если считать только рыжих. Спасибо. П.Д.: У нас в гостях был заместитель губернатора Владимирской области по социальной политике Михаил Колков.