Владимир Дьяков: Мы решаем основополагающую задачу в национальной морской политике – обеспечение кадрами флота России
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/molodie-kapitani-gost-20835.html Ангелина
Грохольская: У Валентина Пикуля есть автобиографическая повесть "Мальчики
с бантиками". Она – о подвиге юнг Северного флота во время Великой
Отечественной войны. Володя Моисеенко, Саша Ковалев, Иван Дудоров и еще десятки
имен юных матросов, которые не уступили врагам высоту – телом закрыли пробоину
в корабле, но не дали погибнуть сослуживцам. Валентин Пикуль после войны в
своей повести написал: "Мне уже давно не снятся гулкие корабельные сны, но
до сих пор я иногда думаю о себе как о юнге. Это высокое и почетное звание дает
мне право быть вечно молодым. Юнгам флота не угрожает старость".
Мы
сегодня будем говорить о юнгах – о мальчишках XXI века, которых так же, как их
дедов и прадедов, тянет в море. И сегодня у нас в студии гость – Владимир Дьяков,
директор "Нижегородского детского речного пароходства". Владимир
Иванович, здравствуйте.
Владимир
Дьяков: Здравствуйте.
А.Г.:
Хочется по стойке "смирно" сразу встать перед таким гостем. Владимир
Иванович, "Детское речное пароходство" появилось недавно – в 2014
году. Но, как я понимаю, раньше был большой "Нижегородский морской
клуб". Это такой результат работы клуба?
В.Д.:
Да, конечно. "Нижегородский морской клуб" – по сути, это старший брат
"Нижегородского детского речного пароходства", с него все и начиналось.
"Детское речное пароходство" – это образовательный проект, который
появился в результате работы "Нижегородского морского клуба".
А.Г.:
Кто входил (и входит наверняка) в этот клуб? Кто эти люди? Кто ваши соратники?
Кто ваши коллеги? Расскажите о них.
В.Д.:
Это моряки (военные моряки и гражданские моряки) и просто те люди, которые
любят море. Также там есть еще ребята, которые занимаются парусным спортом –
красивым, прекрасным видом деятельности.
А.Г.:
Это ведь общественная организация? То есть все было на энтузиазме?
В.Д.:
Да. Это Областная общественная организация по развитию и пропаганде морского
дела.
А.Г.:
Два года существует "Детское речное пароходство". Что это за
образовательный центр? Чему там можно научиться?
В.Д.:
Это муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей, в
котором сегодня уже занимаются 500 человек. И в ближайшее время мы готовы
увеличить эту численность в 2 раза – до 1000. В рамках работы этого учреждения
есть несколько крупных направлений. Это Центр довузовской профессиональной
подготовки и профессионального ориентирования, для этого у нас установлены
взаимоотношения с ведущими вузами страны. Вторым крупным направлением является
Центр малого судостроения, судомоделирования и робототехники. Там мы строим
маленькие кораблики, чуть побольше и малые суда до 5 метров длиной, в том числе
для своих нужд – как учебные суда.
А.Г.:
Ничего себе!
В мае мы представили один из наших интересных проектов – малое беспилотное исследовательское судно "Морской глаз"
В.Д.:
Там же у нас развивается современное направление – робототехника. И на форуме
"Великие реки" в мае мы представили один из наших интересных проектов
– малое беспилотное исследовательское судно "Морской глаз".
А.Г.:
Так, это что?
В.Д.:
На этом видео представлены первые в России роботизированные игры на воде. В
данном случае это "Морской бой", где маленькие роботы на воде
соревнуются, они пытаются поразить эти воздушные шарики иголкой. Играют две
команды – три на три участника. Побеждает та команда, которая сохранит свои
шарики в каком-то количестве.
А.Г.:
Слушайте, я хочу в это поиграть!
В.Д.:
Это очень забавная игрушка.
А.Г.:
А кто это придумал? Кто автор этой игры?
В.Д.:
Творческий коллектив нашего учреждения.
А.Г.:
То есть это ваше авторское изобретение, можно сказать?
В.Д.:
По сути – да. Это соревнования, которые проходили на форуме "Великие
реки", открытые городские соревнования. И мы там отрабатывали определенные
технологии. Для этого мы поставили большой бассейн, в который мы закачали 36
тонн воды, и организовали такой маленький кусочек моря.
А.Г.:
Я заглянула на ваш сайт в учебный раздел, посмотрела расписание. Думаю: ну, на
всякий случай. И увидела там, что кроме таких дисциплин, которые, в принципе,
логичны (юный судостроитель, судомоделист), есть еще и изостудия, хореография,
духовой оркестр. Это значит, что юнга должен быть всесторонне развит?
В.Д.:
Конечно. У нас кроме этих двух центров присутствует еще центр творческий, где
находятся детский духовой оркестр, хореографическая студия "Волна",
вокальная студия "Бриз" и изостудия "Ультрамарин".
Художники рисуют кораблики, певцы поют о море, танцоры танцуют морские танцы, а
оркестр, естественно, исполняет все, что связано с нашим морским репертуаром.
А.Г.:
Владимир Иванович, вы ведь родились в Севастополе, вы служили на Северном
флоте, на огромном нашем авианосце "Адмирал Кузнецов". Моря – такие
масштабы, горизонтов не видно! А здесь – все-таки река. Вам не скучно?
В.Д.:
Нет, мне не скучно. Когда мне совсем не хватает моря, я просто туда уезжаю и
участвую в парусных регатах, в том числе международных. Это может быть и
Средиземное море, и Атлантический океан – в любые точки мира.
А.Г.:
Мы сейчас видим регату, я так понимаю? Это тоже то направление, о котором вы
сказали. Ну, это уже ближе к воде, более традиционно, мне кажется. И тоже
совсем юные мальчишки. Они сами управляют?
В.Д.:
Да, это совсем маленькие детки. Они начинают заниматься с 7–8 лет и управляют
уже своим кораблем, своим парусным судном в полном объеме. Это соревнования.
А.Г.:
К вам дети приходят уже с желанием заниматься этим – отправиться в море,
покорять какие-то глубины, дальние страны? Или вы их как-то заражаете?
В.Д.:
У кого-то есть уже это желание, у кого-то этого нет. У нас ребята после
стажировки на знаменитом и легендарном паруснике России – барке
"Седов" – приняли решение об изменении своей жизни кардинально. Один
мальчик уже сдал экзамены и поступил в медицинский институт, но он принял
решение связать свою жизнь с флотом после этой стажировки.
А.Г.:
Ваши выпускники на барке "Седов" ходят. Сейчас им завидует, мне
кажется, уже половина страны, уже хотят к вам в Нижний Новгород. Это же
легендарно!
Наши юнги не один раз огибали Европу на парусниках
В.Д.:
Мы каждый год отправляем наших юнг на стажировку. Они участвовали и в
кругосветном плавании барка "Седов", за что награждены медалями и
официальными знаками Росрыболовства. Они огибали не один раз Европу на этих
парусниках. Те, кто еще не пришел к нам в "Детское речное
пароходство", доброе пожаловать на борт!
А.Г.:
Так, а если девочки захотят к вам прийти?
В.Д.:
У нас много девочек.
А.Г.:
Да? А как же "женщина в море – плохая примета"?
В.Д.:
Сегодня уже несколько поменялись эти традиции. Есть женщины и судоводители, и
старпомы, и капитаны (на гражданском флоте, на военном еще пока нет). Девчонки
занимаются парусным спортом у нас и участвуют во всевозможных морских слетах.
Это интересно, это романтика.
А.Г.:
Владимир Иванович, это все-таки сейчас больше мода или необходимость? Это на
каком-то государственном уровне нужно развивать и популяризировать?
Мы решаем основополагающую задачу в национальной морской политике – обеспечение кадрами флота России
В.Д.:
Это никогда не было модой, а это всегда было государственной необходимостью. По
сути, мы решаем основополагающую задачу в национальной морской политике –
обеспечение кадрами флота России.
А.Г.:
Еще раз вернусь к системе обучения в вашей школе. Сколько ребят там учится?
В.Д.:
У нас есть годичные программы, а есть двухгодичные и трехгодичные программы.
А.Г.:
И сейчас практический вопрос у меня как у мамы. Какой должен быть юнга? Какие
качества нужно воспитывать тем детям, которые сейчас уже, возможно, задумались:
"А может, и мне поступить…"?
В.Д.:
Хочу привести один пример, когда юнга ушел на практику на парусник
"Седов". Мы просто знаем от родителей, что он дома ничего не делал
никогда в жизни. А на паруснике его это заставили делать: чистка картошки,
уборка палубы, авралы, в том числе и ночные. С приходом его обратно домой
первым делом он спросил у мамы: "Где у нас находится приборочный
инвентарь, чтобы убраться дома? Я неправильно себя вел, я все осознал. Теперь я
буду жить по-другому".
А.Г.:
Какие вступительные экзамены у вас есть? Или вы принимаете абсолютно всех на
общих началах?
В.Д.:
У нас нет вступительных экзаменов. Мы принимаем всех, кто к нам придет, пока у
нас есть свободные места.
А.Г.:
Я знаю, что, благодаря вашему морскому клубу в том числе, в школах Нижнего
Новгорода создаются детские морские команды.
В.Д.:
Да, мы с этого года стали реализовывать один проект – Открытый слет детских
морских команд, который организуется между школами города. Школы представляют
своих детей к нам на обучение. Летом мы их отправляем в специализированный
лагерь, который называется "Нижегородский юнга". Он состоится в июне
месяце на Горьковском водохранилище. И там мы устраиваем между ними
соревнования. Команда-победитель поедет в "Артек" на Всероссийский
слет юных моряков.
А.Г.:
Это очень хороший стимул.
В.Д.:
Это прекрасный стимул.
А.Г.:
Сегодня праздник. 1 июня – День защиты детей. Я его принимаю таким праздником
всеобщим – всех детей и всех родителей. Я хочу вас с этим поздравить, потому
что знаю, что вы, кроме всего прочего, еще и отец – у вас есть две дочери и
сын. Я правильно понимаю?
В.Д.:
Да.
А.Г.:
Так что это ваш профессиональный праздник. И я вас поздравляю от всей души. И
это здорово, что у нас начинает развиваться все-таки детское творчество,
которое, мне кажется, было немного забыто в определенное время.
В.Д.:
Это прекрасно.
А.Г.:
Завершая нашу беседу, я вас очень хочу попросить, чтобы у нас осталось это в
памяти навсегда-навсегда (но опять же – связанное с морское тематикой): научите
меня какой-нибудь морской узел завязывать. Я очень хочу научиться.
В.Д.:
Давайте самый простой. Он называется "прямой узел". Вяжем бантик. Ну
да, бантик. Теперь нужно… Видите этот ходовой кончик? Его надо в обратную
сторону петли – и завязать.
А.Г.:
В общем, я ничего не поняла.
В.Д.:
Смотрите, получится такой красивый узелок, называется "прямой".
А.Г.:
У меня получилось немного иначе, но тоже красиво, мне кажется.
В.Д.:
А знаете, в чем прелесть морских узлов? Они очень крепко держат, а когда надо,
они развязываются.
А.Г.:
Нет, ваш узел не развяжется никогда.
В.Д.:
Нет, он развязывается. Когда я его попрошу, он у меня развяжется.
А.Г.:
У нас он будет храниться в нашем музее "Большой страны" на память о
нашей беседе. Спасибо вам огромное. И удачи! Побольше юнг и действительно
развития у нас морского и речного флота тоже. Спасибо огромное.
В.Д.:
Спасибо.
А.Г.: О том, чему учит вода и за кем будущее
российского флота, мы говорили с директором "Нижегородского детского
речного пароходства" Владимиром Дьяковым.
Владимир Дьяков: Мы решаем основополагающую задачу в национальной морской политике – обеспечение кадрами флота России