Ангелина Грохольская: У Валентина Пикуля есть автобиографическая повесть "Мальчики с бантиками". Она – о подвиге юнг Северного флота во время Великой Отечественной войны. Володя Моисеенко, Саша Ковалев, Иван Дудоров и еще десятки имен юных матросов, которые не уступили врагам высоту – телом закрыли пробоину в корабле, но не дали погибнуть сослуживцам. Валентин Пикуль после войны в своей повести написал: "Мне уже давно не снятся гулкие корабельные сны, но до сих пор я иногда думаю о себе как о юнге. Это высокое и почетное звание дает мне право быть вечно молодым. Юнгам флота не угрожает старость". Мы сегодня будем говорить о юнгах – о мальчишках XXI века, которых так же, как их дедов и прадедов, тянет в море. И сегодня у нас в студии гость – Владимир Дьяков, директор "Нижегородского детского речного пароходства". Владимир Иванович, здравствуйте. Владимир Дьяков: Здравствуйте. А.Г.: Хочется по стойке "смирно" сразу встать перед таким гостем. Владимир Иванович, "Детское речное пароходство" появилось недавно – в 2014 году. Но, как я понимаю, раньше был большой "Нижегородский морской клуб". Это такой результат работы клуба? В.Д.: Да, конечно. "Нижегородский морской клуб" – по сути, это старший брат "Нижегородского детского речного пароходства", с него все и начиналось. "Детское речное пароходство" – это образовательный проект, который появился в результате работы "Нижегородского морского клуба". А.Г.: Кто входил (и входит наверняка) в этот клуб? Кто эти люди? Кто ваши соратники? Кто ваши коллеги? Расскажите о них. В.Д.: Это моряки (военные моряки и гражданские моряки) и просто те люди, которые любят море. Также там есть еще ребята, которые занимаются парусным спортом – красивым, прекрасным видом деятельности. А.Г.: Это ведь общественная организация? То есть все было на энтузиазме? В.Д.: Да. Это Областная общественная организация по развитию и пропаганде морского дела. А.Г.: Два года существует "Детское речное пароходство". Что это за образовательный центр? Чему там можно научиться? В.Д.: Это муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей, в котором сегодня уже занимаются 500 человек. И в ближайшее время мы готовы увеличить эту численность в 2 раза – до 1000. В рамках работы этого учреждения есть несколько крупных направлений. Это Центр довузовской профессиональной подготовки и профессионального ориентирования, для этого у нас установлены взаимоотношения с ведущими вузами страны. Вторым крупным направлением является Центр малого судостроения, судомоделирования и робототехники. Там мы строим маленькие кораблики, чуть побольше и малые суда до 5 метров длиной, в том числе для своих нужд – как учебные суда. А.Г.: Ничего себе! В мае мы представили один из наших интересных проектов – малое беспилотное исследовательское судно "Морской глаз"  В.Д.: Там же у нас развивается современное направление – робототехника. И на форуме "Великие реки" в мае мы представили один из наших интересных проектов – малое беспилотное исследовательское судно "Морской глаз". А.Г.: Так, это что? В.Д.: На этом видео представлены первые в России роботизированные игры на воде. В данном случае это "Морской бой", где маленькие роботы на воде соревнуются, они пытаются поразить эти воздушные шарики иголкой. Играют две команды – три на три участника. Побеждает та команда, которая сохранит свои шарики в каком-то количестве. А.Г.: Слушайте, я хочу в это поиграть! В.Д.: Это очень забавная игрушка. А.Г.: А кто это придумал? Кто автор этой игры? В.Д.: Творческий коллектив нашего учреждения. А.Г.: То есть это ваше авторское изобретение, можно сказать? В.Д.: По сути – да. Это соревнования, которые проходили на форуме "Великие реки", открытые городские соревнования. И мы там отрабатывали определенные технологии. Для этого мы поставили большой бассейн, в который мы закачали 36 тонн воды, и организовали такой маленький кусочек моря. А.Г.: Я заглянула на ваш сайт в учебный раздел, посмотрела расписание. Думаю: ну, на всякий случай. И увидела там, что кроме таких дисциплин, которые, в принципе, логичны (юный судостроитель, судомоделист), есть еще и изостудия, хореография, духовой оркестр. Это значит, что юнга должен быть всесторонне развит? В.Д.: Конечно. У нас кроме этих двух центров присутствует еще центр творческий, где находятся детский духовой оркестр, хореографическая студия "Волна", вокальная студия "Бриз" и изостудия "Ультрамарин". Художники рисуют кораблики, певцы поют о море, танцоры танцуют морские танцы, а оркестр, естественно, исполняет все, что связано с нашим морским репертуаром. А.Г.: Владимир Иванович, вы ведь родились в Севастополе, вы служили на Северном флоте, на огромном нашем авианосце "Адмирал Кузнецов". Моря – такие масштабы, горизонтов не видно! А здесь – все-таки река. Вам не скучно? В.Д.: Нет, мне не скучно. Когда мне совсем не хватает моря, я просто туда уезжаю и участвую в парусных регатах, в том числе международных. Это может быть и Средиземное море, и Атлантический океан – в любые точки мира. А.Г.: Мы сейчас видим регату, я так понимаю? Это тоже то направление, о котором вы сказали. Ну, это уже ближе к воде, более традиционно, мне кажется. И тоже совсем юные мальчишки. Они сами управляют? В.Д.: Да, это совсем маленькие детки. Они начинают заниматься с 7–8 лет и управляют уже своим кораблем, своим парусным судном в полном объеме. Это соревнования. А.Г.: К вам дети приходят уже с желанием заниматься этим – отправиться в море, покорять какие-то глубины, дальние страны? Или вы их как-то заражаете? В.Д.: У кого-то есть уже это желание, у кого-то этого нет. У нас ребята после стажировки на знаменитом и легендарном паруснике России – барке "Седов" – приняли решение об изменении своей жизни кардинально. Один мальчик уже сдал экзамены и поступил в медицинский институт, но он принял решение связать свою жизнь с флотом после этой стажировки. А.Г.: Ваши выпускники на барке "Седов" ходят. Сейчас им завидует, мне кажется, уже половина страны, уже хотят к вам в Нижний Новгород. Это же легендарно! Наши юнги не один раз огибали Европу на парусниках В.Д.: Мы каждый год отправляем наших юнг на стажировку. Они участвовали и в кругосветном плавании барка "Седов", за что награждены медалями и официальными знаками Росрыболовства. Они огибали не один раз Европу на этих парусниках. Те, кто еще не пришел к нам в "Детское речное пароходство", доброе пожаловать на борт! А.Г.: Так, а если девочки захотят к вам прийти? В.Д.: У нас много девочек. А.Г.: Да? А как же "женщина в море – плохая примета"? В.Д.: Сегодня уже несколько поменялись эти традиции. Есть женщины и судоводители, и старпомы, и капитаны (на гражданском флоте, на военном еще пока нет). Девчонки занимаются парусным спортом у нас и участвуют во всевозможных морских слетах. Это интересно, это романтика. А.Г.: Владимир Иванович, это все-таки сейчас больше мода или необходимость? Это на каком-то государственном уровне нужно развивать и популяризировать? Мы решаем основополагающую задачу в национальной морской политике – обеспечение кадрами флота России В.Д.: Это никогда не было модой, а это всегда было государственной необходимостью. По сути, мы решаем основополагающую задачу в национальной морской политике – обеспечение кадрами флота России. А.Г.: Еще раз вернусь к системе обучения в вашей школе. Сколько ребят там учится? В.Д.: У нас есть годичные программы, а есть двухгодичные и трехгодичные программы. А.Г.: И сейчас практический вопрос у меня как у мамы. Какой должен быть юнга? Какие качества нужно воспитывать тем детям, которые сейчас уже, возможно, задумались: "А может, и мне поступить…"? В.Д.: Хочу привести один пример, когда юнга ушел на практику на парусник "Седов". Мы просто знаем от родителей, что он дома ничего не делал никогда в жизни. А на паруснике его это заставили делать: чистка картошки, уборка палубы, авралы, в том числе и ночные. С приходом его обратно домой первым делом он спросил у мамы: "Где у нас находится приборочный инвентарь, чтобы убраться дома? Я неправильно себя вел, я все осознал. Теперь я буду жить по-другому". А.Г.: Какие вступительные экзамены у вас есть? Или вы принимаете абсолютно всех на общих началах? В.Д.: У нас нет вступительных экзаменов. Мы принимаем всех, кто к нам придет, пока у нас есть свободные места. А.Г.: Я знаю, что, благодаря вашему морскому клубу в том числе, в школах Нижнего Новгорода создаются детские морские команды. В.Д.: Да, мы с этого года стали реализовывать один проект – Открытый слет детских морских команд, который организуется между школами города. Школы представляют своих детей к нам на обучение. Летом мы их отправляем в специализированный лагерь, который называется "Нижегородский юнга". Он состоится в июне месяце на Горьковском водохранилище. И там мы устраиваем между ними соревнования. Команда-победитель поедет в "Артек" на Всероссийский слет юных моряков. А.Г.: Это очень хороший стимул. В.Д.: Это прекрасный стимул. А.Г.: Сегодня праздник. 1 июня – День защиты детей. Я его принимаю таким праздником всеобщим – всех детей и всех родителей. Я хочу вас с этим поздравить, потому что знаю, что вы, кроме всего прочего, еще и отец – у вас есть две дочери и сын. Я правильно понимаю? В.Д.: Да. А.Г.: Так что это ваш профессиональный праздник. И я вас поздравляю от всей души. И это здорово, что у нас начинает развиваться все-таки детское творчество, которое, мне кажется, было немного забыто в определенное время. В.Д.: Это прекрасно. А.Г.: Завершая нашу беседу, я вас очень хочу попросить, чтобы у нас осталось это в памяти навсегда-навсегда (но опять же – связанное с морское тематикой): научите меня какой-нибудь морской узел завязывать. Я очень хочу научиться. В.Д.: Давайте самый простой. Он называется "прямой узел". Вяжем бантик. Ну да, бантик. Теперь нужно… Видите этот ходовой кончик? Его надо в обратную сторону петли – и завязать. А.Г.: В общем, я ничего не поняла. В.Д.: Смотрите, получится такой красивый узелок, называется "прямой". А.Г.: У меня получилось немного иначе, но тоже красиво, мне кажется. В.Д.: А знаете, в чем прелесть морских узлов? Они очень крепко держат, а когда надо, они развязываются. А.Г.: Нет, ваш узел не развяжется никогда. В.Д.: Нет, он развязывается. Когда я его попрошу, он у меня развяжется. А.Г.: У нас он будет храниться в нашем музее "Большой страны" на память о нашей беседе. Спасибо вам огромное. И удачи! Побольше юнг и действительно развития у нас морского и речного флота тоже. Спасибо огромное. В.Д.: Спасибо. А.Г.: О том, чему учит вода и за кем будущее российского флота, мы говорили с директором "Нижегородского детского речного пароходства" Владимиром Дьяковым.