Мстислав Жиляев: Люди на самом деле хорошие, они изначально готовы не мусорить. Им это надо просто напомнить

Гости
Мстислав Жиляев
организатор экологического движения «Чистая Вуокса»

Павел Давыдов: Человек играет главную роль в воздействии на природу и окружающий мир. Расширяются города, увеличивается прирост населения, растет количество предприятий. Все это умножает наши с вами потребности не только в пище, но и в предметах бытового назначения для улучшения качества жизни. Но у этой медали есть и оборотная сторона – мы наносим серьезный удар по экосистеме планеты, страны, города, даже небольшого пруда. Ежегодно десятки тысяч тонн мусора вывозят волонтеры с береговой линии российских водоемов: пластиковые бутылки, окурки, банки, пакеты и другой мусор, который, разлагаясь десятилетиями, наносит серьезный, а зачастую непоправимый ущерб.

Кто и как очищает берега российских водоемов? Попытаемся прояснить этот вопрос на примере работы экологической организации "Чистая Вуокса" из Ленинградской области. Ее активисты не только вывозят мусор, но и проводят большую просветительскую работу. Сегодня у нас в гостях – организатор экологического движения "Чистая Вуокса" Мстислав Жиляев. Мстислав, здравствуйте.

Мстислав Жиляев: Здравствуйте.

П.Д.: Рад видеть вас в студии "Большой страны". После выхода в эфир сюжета с вашим участием мы получили от телезрителей письма с просьбой позвать вас в студию, что с удовольствием и сделали. Давайте начнем сначала. Как давно появилась организация "Чистая Вуокса", и какие события этому предшествовали?

М.Ж.: Началось это 3 года назад. Соответственно, все очень просто – началось, наверное, с мечты, в конце концов. Мечта – приехать в любую точку Ленинградской области, и чтобы она была чистая. Я вообще походник, с детства хожу и продолжаю ходить в походы. И, конечно, удручает состояние природы, которое существует и в Ленинградской области, и вообще по России. Немножко расстраивает, когда приходишь на место, что надо будет убирать стоянку, чтобы не смотреть на эти кучи, которые там.

Однажды мы пошли в поход с сыном и увидели эту свалку. Я убрал за 20 минут какие-то бумажки, всякую ерунду. И увидел пакет, который стоит прямо на этой куче. Соответственно, расстроился на этого человека, обиделся. Думаю: что же он такой?

П.Д.: Собрать-то собрал, а не увез.

М.Ж.: Да. И тут я подумал, что на самом деле все сделано. Он не разбросал по лесу, а он собрал это все в пакет, и ему осталось всего-навсего взять его с собой. И я подумал: а если он приедет в чистое место, если он задумается о том, что, может быть, не надо оставлять тут мусор? И это сработало.

П.Д.: История, которую вы нам сейчас рассказали, когда она произошла?

М.Ж.: 3 года назад.

П.Д.: И 3 года назад появилось экологическое движение "Чистая Вуокса", правильно?

М.Ж.: Совершенно верно. Это волонтерское движение.

p>П.Д.: А если мы посмотрим, так скажем, промежуточный итог работы вашей организации, то что мы увидим в цифрах?

М.Ж.: На самом деле я о цифрах расскажу, но цифры не так важны, важно ведь другое. Понимаете, убирать можно, да, но это будет сизифов труд. Понятно, что изменять надо немножко сознание людей в хорошую сторону, в культуру. И это получается.

П.Д.: Мне кажется, это самое сложное – заставить человека убирать.

М.Ж.: Согласен.

П.Д.: Проще самому прийти и убрать.

М.Ж.: Неправильно – не заставить человека убрать мусор, а оставить за собой чистое место. Понимание того, что он приедет снова на это место, а оно снова будет чистым. Соответственно, именно к этому все мои акции и мероприятия приурочены.

П.Д.: Одну из акций мы как раз сейчас и видим, правильно я понимаю?

М.Ж.: Да, верно. Это было на Ладоге, между прочим, потому что мы действуем не только на территории именно Вуоксы. Хотя и называется движение "Чистая Вуокса", но на самом деле мы на территории Ленинградской области делаем.

П.Д.: Ладожские шхеры?

М.Ж.: Ладожские шхеры, совершенно верно, как вы видите по карте.

П.Д.: Смотрите, как чисто после вашей работы!

М.Ж.: Спасибо.

П.Д.: Мне понравилось, вы сказали два важных слова "нужно донести" – то есть донести информацию до человека, объяснить ему, почему не надо за собой оставлять мусор. И я так понимаю, что все-таки основной упор в вашей работе – это просветительская деятельность. В какой форме вы пытаетесь донести до человека, что мусорить нельзя? Несмотря на банальность слов, но это именно так.

М.Ж.: Так все истины банальны абсолютно. Люди на самом деле изначально хорошие, они изначально готовы не мусорить. Это надо просто напомнить. Мы на лодочных станциях вешаем баннеры "Любишь Вуоксу? Довези мусор до берега" и таблички на тех местах, где мы убрали, именно на убранных местах. И это прекрасно, потому что таблички не сбиваются, они смотрятся. Они должны быть некричащие. Ну, это отдельная тема. Также мы проводили, например, экотренинги в Ленинградской области, если говорить о просветительских мероприятиях.

П.Д.: Один из тренингов назывался "Как сделать свой край лучше и чище". Правильно я понимаю, про них речь?

М.Ж.: Да, абсолютно верно.

П.Д.: А кто участвовал в этих тренингах?

М.Ж.: Вы знаете, они же были сделаны специально для людей, которые живут в своем районе, в своей местности, в своих маленьких городах…

П.Д.: Ну, местные жители.

М.Ж.: Местные жители, совершенно верно. Вот те люди, которым не безразлична природа, не безразлично, что он пришел на свой родной пляж, а он загажен, и его прямо терзает. Именно для таких людей. А какая идея? Не надо участвовать даже в моих акциях. У меня даже так происходит, что у меня запись закрывается, потому что достаточно много народу приходит.

П.Д.: Поучаствовать?

М.Ж.: Поучаствовать, да. Достаточно всего-навсего просто увезти мусор с собой. Все!

П.Д.: Десятки, если не сотни акций за 3 года – результат, конечно, колоссальный. А могли бы вы сказать, какая из акций оказалась наиболее эффективной?

М.Ж.: У нас есть проект, который называется "Лес. Перезагрузка". Мы выезжаем именно в лес (не в парки) и его восстанавливаем от пожаров, от каких-то буреломов. У нас в каком-то году прошел бурелом, и до сих пор какие-то места требуют того, чтобы подсадили там саженцы. Приезжают волонтеры с детьми. Соответственно, сажаем саженцы, делаем какое-то мероприятие, программу. Там спортивные игры, музыка, призы.

П.Д.: В любом случае это результат сплоченной команды. А кто сегодня пополняет ваши ряды? Кто волонтеры?

М.Ж.: Хороший вопрос. Волонтером может быть любой человек. У нас с грудными детьми не ездили, конечно, но с 6 лет, даже с 4 до 60 лет и старшего возраста. Основной костяк – это где-то 25–35 лет.

П.Д.: Мстислав, через вас прошли сотни волонтеров. А есть ли какие-то критерии, по которым вы понимаете, что этот человек придет не на одну акцию, а он вернется и будет помогать еще и еще?

М.Ж.: Волонтерство от сердца идет. Постоянство? Ну, мы все работающие люди. И понятное дело, что существуют совершенно разные ситуации: "В конце концов, я хочу отдохнуть, поехать, не знаю, в Крым, в другую страну, или я хочу просто посидеть с семьей. А вот сегодня я хочу помочь тебе".

П.Д.: Для этого нужно время как минимум, его надо найти в своем календаре. И желание.

М.Ж.: Конечно. В первую очередь – желание. Все же идет от него.

П.Д.: Кстати, недавно вы получили награду из рук губернатора Ленинградской области – медаль неправительственного экологического фонда имени Вернадского "За особый вклад в улучшение экологии и экологическое просвещение". А как вы сами оцениваете эту награду? Это просто внимание со стороны властей? Или все-таки это (скажем так, как есть) благодарность за ваш труд?

М.Ж.: Наверное, и то, и другое. Надо отметить, с властью я хорошо сотрудничаю. Кстати, один из моментов на экотренинге: не надо бояться, потому что там такие же люди сидят, как и мы. Соответственно, если у них есть возможности, то они помогут. Это приятно, потому что все-таки…

П.Д.: Мотивирует.

М.Ж.: Да, мотивирует. Это открывает иногда какие-то двери. "И снова здравствуйте!"

П.Д.: И к губернатору вы можете легко попасть, я так понимаю?

М.Ж.: Мне надо прийти туда с более глобальной идеей, потому что это государственные мужи, у них более глобальные задачи. И понятно, что мои выезды – это хорошо, но…

П.Д.: Мне так нравится, когда мы начинаем защищать чиновников: "Ну, у них много забот, у них совершенно другие дела, они на совершенно другом уровне, они не обязаны помогать". Ну как не обязаны? Именно в их компетенции защищать природу, в первую очередь! И почему-то очень многие начинают их защищать, даже вы сейчас. Правильно ли это? Позвольте я задам так вопрос.

Понятное дело, что убрать за всеми муниципалы, чиновники не могут, это утопия.

М.Ж.: Защищать? Я не знаю, что вы имеете в виду. Я говорю, что помощь оказывается. Опять-таки есть грантовая поддержка – пожалуйста, можно участвовать (что я сейчас и буду делать). Есть поддержка на местах – какие-то "рычаги". Есть опять-таки ресурсы, которые они дают.

Например, я-то рассматриваю только срез именно туристический. Понятное дело, что убрать за всеми муниципалы, чиновники не могут, это утопия. А вот, например, сортировка отходов – это привлечение бизнеса, но это совсем другой уровень, и он не туристический. Я могу сказать точно, чем туристический может помочь, если мы говорим о помощи. Я видел очень мало социальных плакатов на экологическую тему. И я стараюсь как раз сейчас пробиться с этой идеей.

П.Д.: Принести эту мысль для чиновников.

М.Ж.: Да. И необязательно мой лейбл должен быть, вообще необязательно. Просто сделайте так, чтобы они были. Комитет по охране среды, Комитет по молодежной политике – кто угодно, кто хоть близко соприкасается с этим. Как вариант – внести, например, в спортивные или какие-то патриотические программы тематику экологии. Вот это государство может, это их прямая обязанность, это правда. Может быть, культуру как раз они не смогут сделать, а вот в этом и будет их помощь.

П.Д.: Говоря о помощи, мы часто слышим – и в сюжетах, которые показываем в программе, и от гостей, которые сидят в студии, – о том, что общественники испытывают колоссальное давление: давление финансовое из-за экономической ситуации, давление, связанное с помещением, отсутствием финансирования и так далее. Скажите, а какие проблемы сегодня для вас как для руководителя волонтерского движения выходят на первый план? Что мешает вам выполнять ту задачу, которую вы перед собой поставили?

М.Ж.: Активных людей мало. "Одного буйного" нет (как Высоцкий пел). Одного буйного достаточно в одном поселке, чтобы он сдвинул эту тему на ура, влегкую. Опять-таки, говоря об администрации, она готова подсобить. Тем более люди в маленьких поселках все друг о друге знают. Финансирование – конечно, это немаловажный вопрос, но это еще можно найти. Может быть, какие-то целевые программы дополнительно можно сделать. Наверное, это две вещи, которые как раз мешают еще эффективнее все сделать по всей России.

П.Д.: К слову об эффективности. Часто акции экологов путают с субботниками. Давайте попробуем прояснить для наших телезрителей, в чем основное отличие обычного субботника от волонтерской работы.

Cубботник тоже может быть волонтерской работой. Просто субботник в наших реалиях, мне кажется, не цепляет, потому что это пришло "оттуда". 

М.Ж.: Ну, субботник тоже может быть волонтерской работы. Просто субботник в наших реалиях, мне кажется, не цепляет, потому что это пришло "оттуда". Это то, что я вижу. И я думаю, видят все. Соответственно, либо приходят дедушки с бабушами, которые еще помнят с тех времен, либо приходят – чего греха таить? – из-под палки из школы, потому что им "скосили" занятия. И, конечно, мало будет пропаганды экологической культуры. А нужно сделать так, чтобы это был в первую очередь отдых и помощь природе, как мы и делаем. Это работает, потому что мы все любим отдыхать.

Я, например, люблю отдыхать и люблю убирать. Я хочу помочь природе отдохнуть. И ровно это я стараюсь делать. Я вожу какие-то экскурсии, например, в крепости. Или у меня профессиональный эколог рассказывает, почему здесь, например, заказник создан, для чего он сделан. Или мы проводим в крепости викингов опять-таки экскурсии. То есть это должен быть обязательно в первую очередь отдых, чтобы было приятно это все делать, а не просто пришел, поубирал, два часа от "шумихи" отдохнул. Призы тоже обязательны. Это все – такие маленькие кирпичики, которые складываются в мероприятие…

П.Д.: В глобальную работу.

М.Ж.: Человек, который пришел, скажет: "Мало того что я здорово отдохнул, так я еще помог и природе". И он второй раз пойдет, и скажет еще своим: "Пошли".

П.Д.: Мстислав, позвольте сказать вам и всем вашим коллегам большое спасибо за тот самоотверженный труд, которым вы занимаетесь каждый день. Спасибо большое.

Загрязнение природы ведет к экологической катастрофе, исчезновению редких видов растений и животных. И все это – следствие воздействия человека на природу. Однако мы можем не только разрушать, но и защищать. А значит – в наших силах сохранить природу и восстановить то, что еще не утеряно навсегда. У нас в гостях был организатор экологического движения "Чистая Вуокса" Мстислав Жиляев.