Ангелина Грохольская: Российский школьник поедет на вручение Нобелевской премии. Одиннадцатиклассник Степан Минин победил на форуме научной молодежи "Шаг в будущее" и выиграл главный приз – поездку в Стокгольм. Там он представит доклад о своих достижениях. А в России проектами молодого ученого уже заинтересовались инвесторы. Мы не могли не пригласить Степана к нам в студию. И сегодня он приехал. Степан, здравствуйте. Степан Минин: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: Также вместе со Степаном у нас присутствует его научный руководитель – профессор Анатолий Карпенко. Анатолий Павлович, спасибо, что пришли. Анатолий Карпенко: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: Степан, скажите, пожалуйста, вот вы можете сейчас о своем проекте, с которым вы главный приз этот взяли на форуме "Шаг в будущее", рассказать, но простым языком для наших зрителей, чтобы мы – люди от науки далекие – тоже все поняли? Степан Минин: Да, конечно. Мой проект называется "Исследование способов оптимизации нейросетевых вычислений". В своем проекте я предложил три способа того, как ускорить работу алгоритмов нейронных сетей. Нейронные сети – это частный случай алгоритмов машинного обучения, который обучает машину решению задач, которые осуществляет человек. Анатолий Карпенко: В нашей головушке несколько десятков миллиардов нейронов, которые связаны между собой чудовищно сложной сетью, и благодаря этому мы думаем, творим и прочее. Достаточно давно – где-то, наверное, в 30–50-е годы прошлого века – появилась идея: раз наш мозг такой умный, а давайте мы попытаемся его смоделировать и попытаемся решать задачи по тому же принципу, по которому решает мозг эти задачи. Ну, так появились искусственные нейронные сети. Вся проблема в том, что нейронная сеть только тогда начинает работать, когда ее обучат. Яркий такой пример – вот мы все видели маленького ребенка. Когда мы его распеленаем, он лучше начинает двигаться ручками, ножками, хаотично иногда. Что он делает? В это время происходит архиважная штука – его нейронная сеть обучается управлять конечностями. И вот он сделает, может быть, сотни тысяч движений – и нейронная сеть обучиться. Чтобы ногу разогнуть, нужно на такой нейронный проводник подать вот такой сигнал. Вот в этом принцип обучения искусственных нейронных сетей, то же самое. И проблема обучения – ключевая. Что сделал Степан? Он попытался ускорить этот процесс. Ангелина Грохольская: Чтобы быстрее все это происходило. Анатолий Карпенко: Чтобы быстрее обучать, да. Степан Минин: Просто дело в том, что в последнее время тренды сместились в сторону исполнения этих алгоритмов на периферийных устройствах, то есть на мобильных телефонах, планшетах. Дело в том, что все эти системы ограничены вычислительной мощностью, и поэтому как раз я поставил себе такую цель – ускорить эти алгоритмы. Ангелина Грохольская: Скажите, пожалуйста, а правда, что вашей разработкой, вашей идеей, проектом (я не знаю, как правильно назвать) уже инвесторы заинтересовались? Степан Минин: Честно, я еще об этом не знаю. По-моему, как-то еще не поступало предложений. Ангелина Грохольская: Значит, поступят. Анатолий Карпенко: Большое достижение в чем? Что он освоил многие вещи, далеко-далеко выходящие за рамки школьного курса. Немногие могут освоить типы нейронных сетей, способы их обучения освоить. Он предложил обучать с помощью графических процессорных устройств. Ну, не предложил, это известно, а он реализовал, разобрался в графических процессорных устройствах, в их программировании, решил задачу. Обучение происходило на основе решения задачи распознавания образов – важнейшая из всех задач, которые решают нейронные сети. То есть большой-большой круг вопросов, которые далеко выходят за школьный предмет. И маленькая новизна. Ангелина Грохольская: А как это удалось сделать? Вот есть школа, есть школьная программа. Где? Были какие-то дополнительные занятия? Или как это? Степан Минин: Ну, вообще при МГТУ имени Баумана есть исследовательская школа "Научные кадры будущего". Туда приглашаются восьми- и девятиклассники для обучения. Обучение абсолютно бесплатное. Помимо углубленного изучения профильных предметов (математики и физики), также к каждому ученику прикрепляется тьютор для научно-исследовательской деятельности. И вместе с тьютором мы разрабатываем какие-то свои проекты, которые можем потом представить на форуме научной молодежи "Шаг в будущее". Ангелина Грохольская: А идея полностью, Степан, вам принадлежала? Или все-таки Анатолий Павлович как-то корректировал? Степан Минин: Ну, меня Анатолий Павлович просто двигал в нужном направлении, помогал правильные приоритеты расставлять. Ангелина Грохольская: Это такое плечо, которое оказалось вовремя, вот рядом, чтобы можно было на него опереться? Анатолий Карпенко: Наверное. Степан Минин: Да. Ангелина Грохольская: А много таких молодых людей, талантливых и перспективных, в вашем окружении, среди ваших учеников? Анатолий Карпенко: У нас четыре человека, считая Степана, на форуме "Шаг в будущее" получили очень хорошие места. И для нас это очень важно, это очень большой стимул для преподавателей кафедры, для меня лично – то, что они собираются поступать на нашу кафедру. Понятно, нам нужны хорошие студенты. Вот они выбрали эту кафедру "Системы автоматизированного проектирования", поскольку мы информационными технологиями занимаемся. Говорят, что будут поступать. Я надеюсь, что так и будет. Ангелина Грохольская: Степан, вы москвич, да? Я правильно понимаю? Степан Минин: Да. Ангелина Грохольская: А на форум "Шаг в будущее" приезжают и ребята из других регионов? Степан Минин: Да, почти со всей страны. Ангелина Грохольская: Вот если сравнить уровень их подготовки, он как-то отличается? Степан Минин: Ну, я думаю, конечно, у всех уровень подготовки разный. Но всех нас вообще объединяет именно то, что у нас зарождаются такие качества бауманцев, как мужество, воля, труд и упорство. Ангелина Грохольская: Ух! Анатолий Карпенко: Это лозунг МГТУ. Раньше МВТУ было, поэтому: "Мужество. Воля. Труд. Упорство". Ангелина Грохольская: Просто у вас была такая возможность уже познакомиться с МГТУ здесь, в Москве. А у ребят, которые, допустим, живут в том же Мурманске или где-то в другом городе, в Челябинске, например, нет такой возможности? Анатолий Карпенко: Да какой Челябинск и Мурманск? Приезжают ребята из Могойтуя – это Бурятия, какой-то маленький поселок. Вот они регулярно приезжают на этот форум "Шаг в будущее". Разные дети регулярно приезжают. И много детей приезжают из глубинки. На мой взгляд, это громадное преимущество, громадное благое дело, которое делает движение "Шаг в будущее", – то, что широко вовлекает сельскую молодежь в это движение. Ангелина Грохольская: Ну, это здорово, конечно. Я знаю, что центральным событием на этом форуме стала презентация и открытие бизнес-школы, причем бизнес-школы как раз таки в регионах. Я знаю, Степан, что вы знаете об этом. Степан Минин: Да. В этом году МГТУ имени Баумана и Российское политехническое общество получили президентский грант на открытие этих бизнес-школ, и не только в Москве, но и в других регионах, таких как Алтайский край, Краснодарский край, Челябинская, Мурманская области и множество других регионов. Цель этих бизнес-школ – научить детей не только… Ангелина Грохольская: Придумывать какие-то интересные проекты. Степан Минин: …придумывать свои проекты интересные, а еще и коммерциализировать их и найти им практическое применение. Для этого проводятся специальные лектории, где их обучают инновационному предпринимательству. В этом году рамках форума "Шаг в будущее" произошла Российская бизнес-школа-выставка, на которой ребята могли найти своих потенциальных инвесторов. Ангелина Грохольская: Есть интерес, да? Степан Минин: Есть интерес. Анатолий Карпенко: Можно я прокомментирую? Наша кафедра возглавляет одну из секций "Шага в будущее" – это "Интеллектуальные информационные системы". У нас на этой секции около 30 человек сделали доклады, представили свои работы. И много, ну, значительное число работ – я бы сказал, около 10 – были такие, когда само собой напрашивался вопрос: "Почему не внедряете? Это интересно, это внедряемо". И то, что "Шаг в будущее" занялся вот этим аспектом – подготовкой, обучением внедрению, коммерциализации – мне кажется, это очень важно. Правда, значительное число проектов, но прежде всего программных. Вот какие-то штучки ну не придумают взрослые. Ангелина Грохольская: А тут – пожалуйста, идеи есть. Вы уже знаете, ваш проект где может быть применен? Степан Минин: Ну, он может быть применен во многих областях. Но я сейчас, конечно, смотрю на военно-промышленный комплекс, робототехнику, интернет вещей. И в разработке мобильных приложений есть как раз очень много еще не затронутых областей для машинного обучения. Ангелина Грохольская: Мне кажется, это правильные направления, да? Анатолий Карпенко: Да. Только я бы добавил все же, чтобы, может быть, чуть-чуть Степана приземлить. Для того чтобы решать такие высокоуровневые задачи, нужно много учиться. Пока вы все же чуть прикоснулись к этой проблематике, не более того. Ангелина Грохольская: Вы готовы учиться, Степан? Степан Минин: Я готов, готов. Ангелина Грохольская: Готов учиться! А сейчас, когда в Стокгольм съездит… Кстати, когда поездка-то? Степан Минин: Поездка в декабре. Вот этот семинар будет проходить с 4 по 11 декабря. И я там буду перед лауреатами Нобелевской премии представлять доклад о своих достижениях на английском языке. Ангелина Грохольская: Страшно? Степан Минин: Ну конечно, немного волнуюсь. Но все равно есть время подготовиться, и я обязательно воспользуюсь. Ангелина Грохольская: Степан, я желаю вам удачи. Это здорово! Степан Минин: Спасибо большое. Ангелина Грохольская: Вы настолько уверены в себе, что, мне кажется, у вас вообще все получится легко, а особенно если рядом такие понимающие преподаватели, которые готовы вести рядом и идти рядом тоже. Анатолий Карпенко: Когда он первые два курса МГТУ пройдет… Ангелина Грохольская: Тогда и посмотрим. Анатолий Карпенко: …вот тогда станет понятно, на что он способен. Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное! Анатолий Карпенко: Спасибо, спасибо огромное. Степан Минин: Спасибо. Ангелина Грохольская: Сегодня в студии "Большой страны" мы беседовали с участником Всероссийского форума научной молодежи "Шаг в будущее" Степаном Мининым и его научным руководителем Анатолием Карпенко, профессором, заведующим кафедрой системы автоматизированного проектирования МГТУ имени Баумана.