Мусорный подход. Как проходит мусорная реформа в регионах
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/musornyy-podhod-kak-prohodit-musornaya-reforma-v-regionah-37194.html Павел Давыдов: Вы смотрите Общественное телевидении России, в эфире «Большая страна» – программа о людях, обществе и власти, в студии Павел Давыдов, здравствуйте! Ни для кого не секрет, что мы живем в эпоху потребления – это комфортно, быстро и беззаботно, но у медали, как известно, есть и оборотная сторона и состоит она в том, что процесс жизнедеятельности человека – это бесперебойный конвейер по производству мусора, а вчерашние наши радости и развлечения на завтра оборачиваются кучами неразлагаемых отходов, например, только жители Москвы вырабатывают около 5 миллионов тонн мусора в год, что уж говорить о большой стране. У нас в гостях Елена Цунаева – сопредседатель Центрального штаба ОНФ. Елена, здравствуйте!
Елена Цунаева: Здравствуйте!
Павел Давыдов: Тема этой студии звучит так: «Мусорный подход», имея ввиду давно назревшую необходимость перемен в вопросах сбора, переработки и утилизации этого самого мусора. Об этом мы говорим не первый год, но проблему изменить невозможно, что-то очень сильно мешает. У Вас есть понимание, что именно?
Елена Цунаева: Я бы сказала, что, на самом деле, что проблемой мусора комплексно, системно озаботились мы совсем недавно и это стало составной частью национального проекта. Не случайно, на самом деле, Вы правы, что она назрела, именно поэтому это вошло аж в статус национального проекта, а не какая-то текущая задача и забота. Страна у нас большая, как, собственно, мы с Вами и называемся и, наверно, вот эта огромное было, в какой-то степени самоуспокоение, что у нас хватит места, где хранить мусор, но нет: общество потребления, тоже Вы совершенно правильно отметили, горы мусора и поэтому, конечно, необходимо было уже всерьёз озаботиться этим вопросом, в том числе посмотреть, как эти проблемы решают наши соседи и в какой-то момент стало понятно, что необходимы усилия очень многих…
Павел Давыдов: Министерств, и ведомств, и простых людей…
Елена Цунаева: Организаций, ведомств и простых людей – всё это вместе и легло в основу национального проекта, и, собственно, этим мы занимаемся, об этом думаем в нашем Народном фронте.
Павел Давыдов: Елена, я так понимаю, что речь идет о национальном проекте «Экология», скажите, пожалуйста, он должен быть реализован до 2024 года, по Вашим прогнозам, сможем ли мы справиться с мусорной проблемой, которая назрела сегодня во многих регионах, до этого периода?
Елена Цунаева: Я уверена, что мы решим проблемы, насколько мы достигнем тех показателей, которые, собственно говоря, запланированы, зависит в том числе и от нас с Вами, потому что невозможно, условно говоря, построить мусороперерабатывающий завод, но при этом, если мы не будем граждан учить раздельному сбору мусора, то смысла в этом заводе не будет, поэтому здесь нужны совместные усилия, именно поэтому Народный фронт специально занимается этой проблемой в самых разных направлениях: это и наш проект «Генеральная уборка» – карта свалок, я знаю, что Вы рассказывали об этом проекте…
Павел Давыдов: Да, несколько лет назад.
Елена Цунаева: Проект очень действующий.
Павел Давыдов: И сегодня он работает?
Елена Цунаева: Да, сегодня он работает, мы к нему подвязываем в том числе наш мониторинг, который ведут наши ребята, молодёжка ОНФ, наши исполкомы по мониторингу, собственно, как проходит «мусорная» реформа в стране, насколько, действительно, что-то меняется, помимо тех тарифов, о которых мы так много говорим, что они выросли.
Павел Давыдов: Да, как раз Вы затронули тему «мусорной» реформы, я напомню для наших зрителей, что началась она в этом году, и чиновники говорят о положительных изменениях, а в большинстве случаев, с точки зрения обывателя, негативный оттенок, потому что как раз повышение тарифов несет за собой. На Ваш взгляд, всё-таки чаша весов куда больше склоняется: в позитив или негатив?
Елена Цунаева: Вы знаете, это как смотреть на эту позицию, на самом деле, в разных регионах по-разному: где-то уже накоплен очень большой опыт, и отсюда сразу, в общем-то, мы видим результат этой «мусорной» реформы, где-то в регионах только приступили к реализации, поэтому быстро не произойдет, где-то это больше сельскохозяйственный регион где-то это промышленный регион, где-то это север, дороги разные, количество перерабатывающих заводов, поэтому сказать, что так сейчас по щелчку сразу всё будет хорошо – это невозможно.
Павел Давыдов: А в каких регионах сегодня не хватает мусороперерабатывающих заводов нового поколения?
Елена Цунаева: Ну, скажем так, мы в зачаточном состоянии: эксперты говорят о 3-5 % перерабатываемого мусора, тогда как в европейских странах, в ряде стран доходит до 60 % – переработка всего мусора, то те заводы даже, которые у нас имеются, они полностью, в общем-то, не загружены. Вопрос тут еще другой: насколько продумана будет логистика, если, допустим, этого завода поблизости нет в Новосибирске и нужно будет вести в какой-то другой регион – здесь как раз и призваны и нужны вот эти территориальные схемы, о которых мы говорим и которые Народный фронт критикует, но критикует не потому что они, скажем так, не нужны, а критикует, потому что не всегда они продуманы, не всегда это обсуждение произошло с гражданами, а, в общем-то, одно из условий в принципе успешной реализации реформы, об этом говорит наш лидер Народного фронта, наш Президент, что граждане должны быть вовлечены в этот процесс, они должны понимать, что происходит. И, скажем так, «мусорная» реформа невозможна, если не будет инфраструктуры в полном смысле, не только заводов, но тех же контейнеров, не будет новых, скажем, замечательных машин, которые вывозят, если мы поставим контейнеры по раздельному сбору мусора, но при этом всё это будет сваливаться в один КАМАЗ мусороуборочный, то смысла в этом не будет никакого и здесь нужно сказать, что есть регионы, где этим давно уже занимаются неравнодушные граждане: где-то это были муниципалитеты, где-то это общественные организации, а где-то сами регоператоры.
Павел Давыдов: То есть важен и личный подход к этому вопросу, скажите, пожалуйста, а Вы практикуете раздельный сбор мусора?
Елена Цунаева: Я практикую раздельный сбор мусора, Родина моя – город-герой Волгоград и у нас там, может быть, не такие красивые контейнеры, как, например, я видела в Республике Чечня или в Мордовии, а вот Москва еще не приступила к «мусорной» реформе и в принципе здесь раздельный сбор мусора выражается в такой сеточке, которая стоит, куда можно сложить всё, примерно то же самое и в Волгограде, в принципе эта сетка есть, есть та инфраструктура, которой я могу воспользоваться, соответственно, я сложила пластик стекло, бумагу – то, что, собственно, собирают переработчики и выношу рядом с домом, мне есть, куда это, собственно говоря, положить, поэтому и здесь в Москве и у себя на Родине я могу проявить свою гражданскую позицию в этом смысле.
Павел Давыдов: Действительно, очень важен личный пример, и сейчас мы в этом убедимся – отправимся в Пермский край. С подробностями моя коллега Ольга Юшкова.
СЮЖЕТ
Павел Давыдов: Что ж, мне кажется, чем больше будет таких сознательных с точки зрения сохранения экологии людей, тем быстрее и эффективнее мы решим вопросы с утилизацией отходов. Каковы Ваши впечатления от увиденного, Елена?
Елена Цунаева: Впечатления, в общем-то: девушка героическая практически, потому что это уже даже не гражданская позиция, это сформированный образ жизни. Конечно, ожидать, что каждый гражданин вот так сразу перестроит не только своё внутреннее восприятие, но и свой быт, наверно, не получится, но тем не менее, Вы правы: просвещение – это очень важная составная часть. Не могу не показать и не сказать добрые слова о Мордовской компании «Ремондис», которая еще с 2011 года внедряет историю с раздельным сбором мусора…
Павел Давыдов: То есть это местный оператор, да?
Елена Цунаева: Да, это местный оператор, они не просто поставили баки, они подработали так, как удобно, потому что посмотрели, что не получается – вырезали дополнительные крышки, еще большую работу на свои собственные средства ведут среди подрастающего поколения: вот, есть такие замечательные книжицы-раскраски, где рассказывается о том, собственно говоря, как должно происходить и что должно происходить с мусором, такие же наклейки на их КАМАЗах…
Павел Давыдов: То есть дети будут учить своих родителей по сути…
Елена Цунаева: Именно так и, на самом деле, это правильно, потому что молодое поколение больше восприимчиво, собственно говоря, и готово меняться, чем, наверно, мы – люди постарше.
Павел Давыдов: Я как раз и обратил внимание, что в основном вопросами экологии озабочена молодежь, а люди старшего поколения не интересуются – не думают о будущем? С чем Вы это связываете?
Елена Цунаева: Мне кажется, что мы просто больше видим, что молодежь об этом думает, потому что она более активная, скажем так. У нас в Народном фронте люди разного поколения и, поверьте, тоже экологией озабочены очень разные возрастные категории наших активистов. Согласно, что девушка, вообще, молодец и то, что она с собой увлекла, но, к счастью, такие примеры есть и в других регионах, например, в Великом Новгороде, я была удивлена, такой замечательный арт-объект, такое большое сердце, оно очень симпатичное и красивое, туда собирают крышечки, которые пускают на переработку – «Добрые крышечки», проект известен здесь и в Московской области, Елена Ольшанская им занимается, но там это еще не просто сбор разный, он достаточно красивый и всё, что от переработки, идет еще и в благотворительность, на помощь детям, детям-сиротам, детям обездоленным, поэтому вот таких историй замечательных много, и я уверена, что если мы будем больше показывать таких историй, то последователей будет больше.
Павел Давыдов: А скажите, пожалуйста, власти на местах безоговорочно поддерживают принцип раздельного сбора мусора или здесь существуют разные точки зрения и в этом вопросе?
Елена Цунаева: Вы знаете, здесь скорее не разные точки зрения, а разное понимание возможностей: можно поддерживать, но не иметь возможности реализовать то, что необходимо для этого, именно поэтому в нашей организации, в движении «Народный фронт», мы ставим задачу: сбор и показ лучших практик. Если получается это делать, например, в Нижнем Новгороде, если получается это делать, например, в Мордовии, то нужно просто пригласить глав регионов из соседних и посмотреть, что получается. Нам кажется, что здесь просто нужно двигаться вперед и смотреть, что сделать, я уверена, что каждый человек понимает, даже если он об этом не говорит, что мусор нас скоро просто захлестнет, поэтому, чем больше мы будем об этом говорить, тем больше люди, может быть, даже испугаются что ли вот этой перспективы неприятной, о которой говорила корреспондент в сюжете.
Павел Давыдов: Но, с другой стороны, от действий местных чиновников зависит многое, мы помним нашумевшую историю в Архангельской области и, конечно, здесь хотелось бы найти здравый баланс, здравый смысл. Вообще, он возможен в такой ситуации: с одной стороны – огромные, с другой – интересы простых людей?
Елена Цунаева: У нас иногда начинают делать какие-то важные шаги, при этом не проведя достаточную работу с общественностью: никакой мусор туда еще не свозят, идут подготовительные работы, но разъяснительная работа не проведена в достаточной степени, отсюда возникают всевозможные истории, которые раздувают люди, которые хотят, скажем так, будировать общественность, получить на этом какие-то дивиденды для себя, либо политические, либо еще какие-то и просто не нужно давать повод таким людям наживаться на тех проблемах, которые в принципе страна готова решить и хочет решить. Совсем недавно была встреча Президента на медиафоруме Народного фронта – таком замечательном традиционном мероприятии, где собраны были региональные журналисты, средства массовой информации неравнодушные, очень интересные репортажи, и как раз Президент об этом и говорил, что нужно, во-первых, разобраться, нужно работать с гражданами и посмотреть взвешено, что же происходит и в принципе те акции протеста, то, что происходит – на это нельзя не обращать внимание, просто нужно сесть и поговорить и разъяснить, очень жаль, если этого не было сделано до того, как были предприняты какие-то действия, но мусор еще не вывозят.
Павел Давыдов: Хорошо, в качестве положительного примера, чей опыт мы можем привести, с точки зрения подхода к утилизации мусора и соблюдения интересов граждан, потому что каждый из нас не хотел бы видеть свалку рядом со своей дачей или жилым домом?
Елена Цунаева: К сожалению, может быть они и не хотят видеть эту свалку, но сами же ее и создают, при этом не проявляя никакую гражданскую позицию…
Павел Давыдов: То есть по сути виноваты мы – простые люди?
Елена Цунаева: В том числе, да, потому что я весной буквально ездила в экспедицию, я еще руковожу поисковым движением «Россия», и с чувством горечи видела свалки, которые в районах дачных участков, лесфонда, просто вываленный КАМАЗ мусора или какой-то мусор по местам, где, собственно, шли бои, прекрасный лес сейчас цветет и вот эта история ужасная. Вы говорили о положительном опыте, наверно, можно назвать Нижегородскую область, не скажу, что там совсем нет проблем, но тем не менее вот этот подход комплексного решения работы с мусором, он есть замечательный. Опять же Республика Мордовия, про которую я упоминала: сейчас тоже очень ответственное сотрудничество регоператора и муниципальных властей со всех сторон, но тоже не без каких-то нюансов, например, когда мы разговаривали с представителями регоператора в Мордовии и других регионах: есть, например, проблема сбор мусора в сельских территориях – здесь и исторически сложившееся формирование самого мусора, понимаем, что компост, который девушка из сюжета у себя в квартире делала, люди как бы делают на поля свои, на огороды и так далее, там другая структура мусора, но тем не менее он есть и никогда его не выбрасывали в какие-то контейнеры, как это сделать? Как приучить? Вторая история – это устаревшие нормы СанПиНа, которые уместны для большого города, ну, не устаревшие, скажем, а уместные для большого города, они неуместны для населенного пункта в сельской местности, потому что опять же интенсивность накопления мусора и так далее – всё это нужно докручивать, всё это нужно доделывать вместе с властями местными, вместе с нашими законодателями, которые готовы, собственно говоря, в оперативном режиме обсуждать, собираться, решать эти вопросы, принимать необходимые поправки, поэтому я всё-таки верю, что у нас всё получится, для этого есть и наше движение «Народный фронт» который будет помогать, смотреть, чтоб это получалось и нигде не закрывали глаза вот те самые власти, о которых Вы говорите, и есть наши неравнодушные граждане, вот девушки из Перми – яркий пример.
Павел Давыдов: Елена, я надеюсь сегодняшняя наша беседа еще раз напомнит простым людям о серьёзности проблемы и, самое главное, изменит их «мусорный» подход к экологии большой страны, а чиновники создадут необходимые условия для раздельного сбора бытовых отходов.
Елена Цунаева: Я уверена в этом.
Павел Давыдов: Спасибо Вам большое!
Елена Цунаева: Спасибо!
Павел Давыдов: У нас в гостях была Елена Цунаева – сопредседатель Центрального штаба ОНФ.