Павел Давыдов: Этой осенью в Нижнем Новгороде во второй раз пройдет фестиваль уличного искусства "Новый Город: Древний". Нижегородцы, живущие в деревянных и каменных домах исторической постройки, снова расскажут организаторам историю своих домов, которые затем будут отображены в работах российских уличных художников. Основная цель фестиваля – художественное переосмысление исторического наследия города. В этом году в рамках фестиваля пройдет не только основная программа с росписью домов, но и масштабная выставка, показ фильма о жителях-героях, лекции, мастер-классы, а также экскурсии по объектам уличного искусства Нижнего Новгорода. Сегодня у нас в гостях – организатор фестиваля "Новый Город: Древний" Артем Филатов. Артем, здравствуйте. Артем Филатов: Здравствуйте. П.Д.: Мы позволили себе вольную интерпретацию основной идеи фестивали и обозначили ее так – "Нарисуй город". Насколько мы попали в цель? А.Ф.: Это совершенно верно, потому что уличные художники, которых мы приглашаем участвовать в фестивале, фактически рисуют этот город. Они не столько даже рисуют его в каких-то своих собственных фантазиях, сколько они пытаются провести параллели между прошлым, настоящим и все это запустить уже в итоге в будущем. П.Д.: А как появился проект "Новый Город: Древний"? И с какими трудностями столкнулись при его организации? А.Ф.: Все началось с того, что уличные художники спонтанно стали выходить на улицы города и делать свои работы на исторических домах. И что самое интересное – жители именно исторических деревянных домов оказались наиболее лояльными к этому вида искусства. Из этого получились очень интересные истории, где художников кормили, поили, разрешали им оставить краску. И они в течение нескольких дней совершенно спокойно создавали свои произведения искусства. П.Д.: И возникла лестница из будущего в прошлое: новый город – древний. Правильно я понимаю или нет? А.Ф.: Да, совершенно верно. Три года назад мы впервые сделали этот фестиваль, он назывался "Новый Город". Мы только опробовали эту систему, когда мы как раз собирали заявки от жителей города. Это достаточно необычный формат для России. И уже на второй год, когда мы поняли, что с помощью этого формата можно говорить о достаточно трудных проблемах (например, как историческая застройка, сохранение исторического наследия), мы решили усложнить название и назвать через двоеточие – "Новый Город: Древний". П.Д.: А как долго живет роспись на домах? А.Ф.: Как показывает практика, эта роспись живет до тех пор, пока дом не будет снесен или же кому-то она начнет мешать. На самом деле все росписи, которые мы сделали за эти два года, остаются на своих местах, люди о них говорят, и до сих пор они являются достопримечательностями. П.Д.: Мы сейчас как раз видим примеры того, каким образом уличные художники украшают Нижний Новгород. Скажите, пожалуйста, а кто принимает решение, каким быть этому рисунку? Мы не являемся инициаторами того, чтобы тот или иной дом был расписан. Мы не обращаемся к администрации, к каким-то большим компаниям. Мы пытаемся, чтобы сами жители принимали решение о том, как будет выглядеть их город А.Ф.: Здесь есть несколько факторов. Первое – мы собираем заявки от жителей города. То есть мы не являемся инициаторами того, чтобы тот или иной дом был расписан. Мы не обращаемся к администрации, мы не обращаемся к каким-то большим компаниям. Мы пытаемся сделать именно низовую инициативу, чтобы сами жители принимали решение о том, как будет выглядеть их город. И большинство из этих домов, которые присылают заявки, – это очень активные жители, которые либо заставили застройщика отступиться и не снести их дом, которые пережили поджоги, которые смогли каким-то образом заботиться, хотя это стоит очень дорого и это достаточно тяжело. В первую очередь мы обращаемся к жителям, мы берем у них интервью, изучаем историю, идем в библиотеку, в архив для того, чтобы художники могли уже понять, что же можно сделать в этом месте, как его можно не испортить и как можно как раз подчеркнуть его особенности и какие-то позитивные моменты. П.Д.: Какая история какого дома вам запомнилась в этот раз больше всего? А.Ф.: Например, есть такая очень известная улица – Большая Перекрестная. Она, к сожалению, была поделена большим шоссе, и теперь до нее достаточно тяжело добраться. И жители одного частного дома, где жил их родственник… Они являются потомками известного резчика, который создавал резьбу по наличникам, создавал большие экстерьеры на деревянных домах. То есть это их родственник, который построил этот дом, сделал нарезные наличники на их доме. И они обратились к нам, к фестивалю, чтобы мы могли как-то преобразить дом и заново рассказать о том, что здесь живут люди, которые хотят его сохранить и оставить в будущем. Это достаточно интересно и уникально для меня. У нас планируется выставка в этом году, где как раз мы будем сравнивать культуру резных наличников и уличного искусства. П.Д.: Артем, скажите, пожалуйста, а ваш фестиваль открывает новые туристические маршруты в городе? А.Ф.: Это именно так, да. Наш фестиваль делает совершенно новые маршруты и для нижегородцев, и для гостей Нижнего Новгорода. И что самое интересное? Люди не просто идут по каким-то центральным улицам и совершают тур по окрестностям центра города, а именно совершают такие "паломничества" в отдаленные части, фотографируют какие-то ранее не известные им кварталы и улицы Нижнего Новгорода. Я все чаще и чаще вижу, когда они берут карту уличного искусства Нижнего Новгорода, идут по ней, фотографируют эти работы, выкладывают и говорят: "Для меня это один из образов города, один из брендов города". П.Д.: Артем, а как вы оцениваете политику местных властей в отношении исторической застройки Нижнего Новгорода? А.Ф.: Это очень тяжелая проблема, потому что она, конечно же, не решается действиями одной администрации, не решается действиями активистов или же каких-либо других структур. Это вопрос, конечно же, всех участников этих процессов, начиная от жителей дома, которые, к сожалению, зачастую сами запускают свой дом, и он приходит в негодность. К сожалению, идет тенденция к тому, что многие не просто обычные деревянные или каменные строения никому не нужны, но и даже памятники архитектуры и истории ветшают, у них разваливаются стены Именно поэтому наш фестиваль существует – для того чтобы показать, что есть позитивные примеры, когда люди сами пытаются заботиться о своих домах, им они не безразличны. И даже если это их родное место, например, где они даже родились, они жили там, например, все свои 60 лет, – они готовы отдать поверхность этого дома уличным художникам для того, чтобы они сделали на нем какое-то высказывание. Это достаточно интимный процесс, потому что это твой дом. П.Д.: А памятники архитектуры, исторические памятники не страдают от такой росписи? А.Ф.: Мы в рамках фестиваля не работаем с памятниками по той самой причине, что не позволяет законодательство. П.Д.: Артем, уверен, вопрос этот задают вам многие, но тем не менее он, наверное, один из самых главных. Скажите, пожалуйста, а где грань между вандализмом и уличным искусством? Когда вы приезжаете в Нижний Новгород, Москву, Екатеринбург, большинство стрит-арта будет нелегальное – тем не менее о нем будет говорить и мэр города, и какие-то люди, которые занимаются искусством. А.Ф.: Грань здесь очень тонкая, потому что большинство объектов уличного искусства нелегальные. Когда вы приезжаете в Нижний Новгород, Москву, Екатеринбург, большинство стрит-арта будет нелегальное – тем не менее о нем будет говорить и мэр города, и какие-то люди, которые занимаются искусством, искусствоведы. Поэтому грань здесь на самом деле находится в разных пластах. С точки зрения закона это все вандализм, это порча имущества. С точки зрения уже искусства здесь вопрос в том, чем руководствовался художник. Если он приходит поздно ночью в маске к дому, пишет что-то на нем баллончиком и убегает – я думаю, скорее всего, это вандализм. Но если он делает это так, как это делают в Нижнем Новгороде – рано утром с лестницей, с красками, с кистями, раскладывая все материалы, общаясь с жителями, здороваясь с ними, – я думаю, здесь немного другой подход. П.Д.: Искусство как благоустройство, да? А.Ф.: Ну, нельзя так сказать, конечно же, потому что искусство не ставит перед собой утилитарной задачи. Благоустройство, конечно же, делает жизнь однозначно лучше. Искусство больше задает вопросов, нежели ответов. П.Д.: Представители общественности часто говорят, что старинные дома настолько уникальные, что менять их внешний вид нельзя, это преступление. Вот что этим людям можно сказать в ответ? А.Ф.: У нас даже была небольшая дискуссия в Нижнем Новгороде год назад как раз по этому поводу. Выступали очень многие люди, которые как раз занимаются реставрацией домов. Они выражали большой скепсис по поводу нашего фестиваля. Но когда он закончился, этот скепсис исчез. Во-первых, мы занимаемся домами, которые, грубо говоря, забыты, они исчезли, о них не говорят. И мы как раз заново возвращаем их на карту Нижнего Новгорода. Конечно же, это совершенно верно, что можно испортить его вид. И конечно же, мы его меняем, и меняем зачастую кардинально, особенно если мы расписываем все стороны этого дома. Но если жители этого дома, если родственники тех, кто построил даже этот дом, говорят: "Да, нам нравится эта работа", – я думаю, что здесь какое-либо обсуждение практически уже невозможно. П.Д.: Артем, что интересное будет на фестивале в этом году? А.Ф.: В этом году у нас будет достаточно интересная программа. У нас будет большая выставка, которая называется "Налицо". И как раз там мы будем исследовать культуру резьбы наличников, деревянного экстерьера и уличных художников. Мы попытаемся как-то очень субъективно сравнить их, потому что и резчики наличников выходят из народа, и уличные художники делают какую-то такую очень низовую практику. И у них есть интересные, малозаметные похожести, которые мы хотим как раз показать. У нас будет основная программа, где мы как раз покажем те работы, которые мы готовим на исторических домах в центре Нижнего Новгорода. У нас будут экскурсии, лекции от людей, которые разбираются в уличном искусстве вообще в России, в том числе, например, от Ивана Хафизова, который занимается проектом – виртуальным музеем наличников России. И также мы хотим показать фильм как раз про прошлый год. Мы записали очень большое интервью и большой материал про тех жителей, которые стали как раз героями прошлого фестиваля. Я думаю, что это будет очень интересно, потому что это совершенно разного возраста, совершенно разного социального уклада люди, но тем не мене они имеют общие ценности, общее понятие, что прошлое нужно сохранять и о нем нужно заботиться. П.Д.: Артем, а как много уличных художников участвуют в фестивале, и откуда приезжают они, из каких регионов? А.Ф.: В этом году у нас не очень много художников. Большинство из них приедут из Екатеринбурга. Это совершенно понятно, потому что Екатеринбург – это, грубо говоря, столица уличного искусства. П.Д.: Артем, завершая нашу беседу, скажите, на ваш взгляд, каким должен быть Нижний Новгород в будущем? А.Ф.: Хотелось бы, чтобы было какое-то бережное отношение к этой земле, к этой истории и не было мысли – чем больше парковок и торговых центров, тем лучше. П.Д.: Артем, большое вам спасибо, что сегодня вербальным способом нарисовали город, определили, каким он должен быть в будущем с точки зрения исторического наследия, искусства и благоустройства. Приглашаем всех телезрителей на фестиваль? А.Ф.: Да. П.Д.: А когда он пройдет? А.Ф.: Он будет проходить в конце сентября – в начале октября. А уже 5 октября как раз откроется наша выставка. П.Д.: Спасибо за участие в нашей программе. А.Ф.: Спасибо и вам. П.Д.: У нас в гостях был организатор фестиваля "Новый Город: Древний" Артем Филатов из Нижнего Новгорода.