Евгений Григорьев: Неигровое кино позволяет нам осознать время, в котором мы живем, и размышлять о будущем
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/neigrovoe-kino-pozvolyaet-24499.html
Ангелина Грохольская: Сегодня кинематографисты
всего мира отмечают профессиональный праздник – 121 год назад в этот день братья
Люмьер в Париже устроили первый платный показ фильма. Было несколько лент, но самая
знаменитая – это "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" – 50 секунд,
которые ошеломили публику. Есть легенда, что зрители, увидев, как на них с экрана
мчится железная махина, в панике бросились на улицу! Некоторые источники, правда,
утверждают, что знаменитый поезд не показывали на первом киносеансе. Не будем утверждать,
но факт – кино сыграло важную роль в нашей жизни.
Сегодня поговорим о кино современном.
Этот год стал для российских кинематографистов знаковым: вышло 136 картин,
рекордные сборы, обновился "Ленфильм", у "Союзмультфильма" будет
новый дом. А сегодня у нас в студии – вице-президент по работе с регионами Гильдии
неигрового кино, режиссер и сценарист Евгений Григорьев. Евгений, здравствуйте.
Евгений Григорьев: Здравствуйте.
А.Г.: Ну, во-первых, с
праздником профессиональным!
Е.Г.: И вас тоже. Спасибо.
А.Г.: Спасибо. Начнем с
кино все-таки. У всех на слуху премьеры 2016 года художественных фильмов:
"Экипаж", "Ледокол", "Дуэлянт", другие картины.
Все это – фильмы художественные. Ни одного документального, ни одного
авторского. Мне кажется, вообще массовый зритель о неигровом кино не знает ну
практически ничего. Чем вы жили? Как прошел этот год для вас?
Е.Г.: Во-первых, неигровое кино тоже художественное.
Нет "художественного и документального кино", это заблуждение. Художественное
подразумевает систему образов. И кино, будь оно игровое или неигровое, оно, если
это кино, обладает этой системой. Поэтому корректнее говорить "игровое и неигровое
кино", "документальное и игровое кино".
Чем
мы жили? Мы жили каким-то серьезным количеством серьезных фильмов, интересных фильмов,
которые случились и в России, и во всем мире. Мы жили в ожидании государственных
субсидий. Правда, мы их дождались только к концу Года кино, в ноябре. В общем, отрасль,
конечно, у нас не в прекрасном состоянии. И я надеюсь, что в 2017 году будет
полегче. Может быть, как-то и государство пересмотрит систему поддержки. И какие-то,
может быть, реформы будут, потому что основная масса кинопроизводящих студий находится
все-таки в районе Центральной России. Мы довольно мало поддерживаем Дальний Восток,
Сибирь, Урал.
Вот
мы жили этим – жили размышлениями о том, что же дальше делать. Ведь мы утратили
за последние 25 лет почти… ну, больше половины, наверное (да даже больше) региональных
студий. И ведь когда-то кинохроника и неигровое кино шли перед сеансами игрового
фильма. И документальное кино – то, что сейчас мы видим, например, в каких-то телевизионных
передачах, эти хроникальные кадры, история нашей страны – это снято документалистами.
И за многие эти кадры цена у них – жизнь. Сколько фронтовых кинооператоров не вернулось.
Сколько людей, которые снимали хронику в горячих точках, не вернулось. Вся эта хроника
сейчас воспринимается как хроника, а когда-то это были вполне самостоятельные кинематографические
произведения, которые смотрели в кинотеатрах.
Надо
сказать, что в этом году случился один прорывной релиз. Правда, это не наш фильм,
а фильм "Citizenfour" про Сноудена, который собрал рекордную для неигрового
кино кассу в нашей стране. Вообще, конечно же, телезрители, наверное, привыкли под
документальным кино понимать перемонтированную хронику, озвученную каким-то голосом,
какие-то истории из прошлого. На самом деле во всем мире (да и у нас в стране) это
не так. Неигровое кино позволяет нам осознать то время, в котором мы живем, оценивать
его критическим взглядом, пытаться осознать, где мы, кто мы, пытаться с помощью
неигрового кино размышлять о будущем.
А.Г.: "Код
города" – ваш проект, который существует уже два года, если я не ошибаюсь,
да?
Е.Г.: Нет, он больше существует.
А.Г.: Больше уже, да?
Е.Г.: Мы его придумали года четыре назад. Он
развивается, да.
А.Г.: Давайте о нем
поговорим. Вообще что это такое? Я когда начала готовиться к нашей встрече,
сначала, если честно, не поняла, что это. Где-то вы его представляете как некую
кинокарту, где-то – как сборник киноновелл, где-то – как какой-то
межрегиональный проект. Что такое "Код города"?
Е.Г.: "Код города" – это национальный
кроссмедийный проект. Он существует в разных формах презентации, так скажем. Это
и кинокарта, если это связано с Первоуральском, это и полнометражный неигровой фильм,
если это связано, скажем, с Ростовом и Первоуральском тоже.
Смотрите,
что такое "Код города"? На самом деле это такая передвижная кинолаборатория.
В город N
приезжает четыре специалиста
неигрового кино: режиссер, оператор, сценарист и продюсер. По заранее объявленному
конкурсу мы набираем в эту лабораторию местных жителей. Мы делаем бесплатную образовательную
программу, и в рамках нее они снимают новеллы о любимом городе.
А.Г.: Все что угодно?
Е.Г.: Все, что хотят.
А.Г.: Все, что они
видят, да?
Е.Г.: Нет, все, что они хотят. Все, что их
волнует и трогает. При этом до того, как они отправятся в путь кинематографический,
с ними работают социологи. У социологов – наших друзей из "Радости Понимания"
– у них есть технология "раскодирования городов", потому что, с точки
зрения социологов, в нашей стране есть всего два города, имеющих свое лицо. И угадайте
какие?
А.Г.: Санкт-Петербург и
Москва?
Е.Г.: А все остальные города – "ну, какие-то
города". Но какие? У них нет такой яркой идентичности.
А.Г.: Слушайте, здесь,
наверное, сейчас возмутятся наши телезрители…
Е.Г.: Конечно! Я же и говорю – видимой.
А.Г.: Скажут: "В
Казани есть. В Вологде есть".
Е.Г.: Более того скажу, что в каждом городе
она есть, просто она не явлена, она не сделана в форме визуальных образов, в форме
каких-то суждений.
А.Г.: То есть "Код
города"…
Е.Г.: Это выявление идентичности.
А.Г.: Как сейчас
говорят – бренд, брендирование города? Или это немножко другое?
Е.Г.: Ну, это и брендирование, но, скорее всего,
это поиск идентичности, уникальности этого города. Мы снимаем и архитектуру города
для того, чтобы увидеть его облик. Вот так выглядит на самом деле прекрасный Ростов.
Мы ищем идентичность вместе с ребятами. Но мы как кураторы лаборатории… А со мной
работают прекрасные абсолютно ребята, уже состоявшиеся профессиональные люди. Профессиональные
в том смысле, что не зарабатывают этим деньги. Оператор Артем Анисимов, продюсер
и сокуратор Аня Селянина, и с нами в Ростове работала драматург Маша Зелинская.
Мы
сидим и помогаем ребятам воплотить их замысел. Мы не меняем высказывание, мы просто
помогаем им сделать их историю. Мы не снимаем ни кадра, это снимают все они. В течение
трех месяцев длится образовательная программа, и они в рамках нее снимают свои новеллы.
А потом я как режиссер-постановщик собираю из этих новелл единое произведение. То
есть эти новеллы не могут жить отдельно, они все вплетены в единую ткань повествования.
Собственно так и получился "Код города. Ростов".
Кинопортреты своих городов
создают их жители – "Код города". У нас в гостях – Евгений Григорьев,
вице-президент по работе с регионами Гильдии неигрового кино и телевидения, режиссер
и сценарист.
А.Г.: Там нужно жить,
потому что действительно каких-то таких нюансов не увидит приезжий человек. Мы
приезжаем в другой город и даже дорогу у кого спрашиваем? У местных. И местные
нам еще какую-нибудь историю бонусом расскажут: "Вот на этой дороге, если
налево свернешь, там будет вот такой уголочек…" Это на самом деле, да,
интересно.
Е.Г.: Самое удивительное, что у ребят это дебютная
картина. И я правда снял в этой картине девять кадров – их мучения, как они размышляли
о замысле. Но эта картина получила гран-при "Золотого абрикоса".
700 картин в отборе, 12 в конкурсе, и у ребят гран-при с этим фильмом!
И еще у него, по-моему, порядка семи или восьми призов уже. Поэтому возможно сделать
кинематографическое произведение, которое будет волновать. Более того, на премьере
в Ростове в августе мы зал в 650 мест заполнили за два часа и вынуждены были
сделать второй показ немедленно – такой был интерес.
А.Г.: Как вы думаете,
почему?
Е.Г.: Потому что людям нравится смотреть про
свой город. Очень давно мы с нежностью, со вниманием и с любовью не относились к
тому, что нас окружает. И это всегда интересно.
А.Г.: Я правильно
понимаю, что в этих новеллах и в фильме в целом нет какой-то особой
художественной ценности, да? Или все-таки это должно быть?
Е.Г.: Нет, там есть система образов. Мы стремились
к тому, чтобы там художественная ценность была. Вот новелла про пожарного-танцора.
А.Г.: Какая прелесть!
Е.Г.: Прелесть, да. Вот такие люди.
А.Г.: Это тоже все
Ростов, да?
Е.Г.: Это все Ростов, да. Уникальность-то программы
в том, что у нас есть возрастной ценз – от 22 до 35. Это возможность человеку
поменять участь. Вот знаете, когда "закончил, да не тот факультет" – в
22 года.
А.Г.: А вот кто,
кстати, ваши авторы? Кто они?
Е.Г.: Ой, совершенно разные ребята. Но самое
интересное – четыре человека из двух образовательных программ изменили свою жизнь
и стали документалистами. Вот сейчас я художественный руководитель на дебютной работе
девушки из Первоуральска, она снимает на московской студии. Девушка из Ростова уже
поступила в Санкт-Петербург в киновуз.
А.Г.: То есть это не
только про город, а это еще и про профессию все-таки?
Е.Г.: Конечно. Я еще раз говорю, это возможность
попробовать неигровое кино на зуб и понять: "Я смогу в этом вообще жить?"
Потому что неигровое кино – это же ведь не только профессия, а это способ проживания
жизни.
А.Г.: Евгений, но ведь
это все некоммерческая история?
Е.Г.: Вы знаете, да, некоммерческая.
А.Г.: То есть денег на
этом вы лично и ваша компания не заработает? И авторы собственно тоже?
Е.Г.: И авторы, нет. Ну, смотрите, мы сейчас
поставили себе амбициозную задачу – миллион собрать в прокате. И знаете, почему?
Потому что самое главное кино не на экране, а самое главное кино в зале. И если
зрители готовы приходить в кинозал и платить совсем небольшие деньги – значит, это
им нужно. А иначе для кого мы снимаем? Для многих поколений мышей?
А.Г.: Вы сейчас будете
заниматься развитием неигрового кино в регионах…
Е.Г.: Да.
А.Г.: Или что?
Поправьте меня. Как это будет? Что это такое? Что в регионах появится, может
быть? Какие цели стоят?
Е.Г.: Мы сейчас в Гильдии неигрового кино поставили
перед собой такую задачу – собрать и наладить горизонтальные связи между регионами
Российской Федерации. И моя задача – сделать опорные пункты, содружество…
А.Г.: То есть чтобы
какие-то лидеры были в разных округах, допустим, в разных регионах?
Е.Г.: Да. И чтобы мы могли этим лидерам помогать,
а эти лидеры могли развивать неигровые показы, производство неигрового кино. Сейчас
у меня Иркутск, Пермь, вот с Пермью будем работать, и так далее, и так потихонечку.
А.Г.: Недавно прошла, в
середине декабря, "Платформа 2016" – это такая первая площадка для
медиапроектов.
Е.Г.: Я был в числе экспертов, отбиравших проекты.
Если говорить, чем дышит наша страна в неигровом кино… Потрясающие проекты! Вот
я был экспертом, который из двадцати проектов отбирал вместе с коллегами семь.
А.Г.: Вот что вас
больше всего зацепило?
Е.Г.: Ох, меня зацепило кино про молодых учителей
Тарусской школы, которые пришли работать в школу. Там такая очень трогательная и
комедийная история, но при этом про жизнь: кто кого – ученики или молодые учителя?
Классная история! История про то, как один прекрасный хореограф занимается с даунами,
очень трогательная история. История про медведей. Там был трейлер, потрясающе снятый.
И я надеюсь, что скоро будет классная картина – уровня National Geographic точно
совершенно, даже выше. Были какие-то тяжелые истории, связанные с тем, что происходит
с нашими детьми. И это фильмы, отражающие реальность, даже медведи.
А.Г.: А почему и нет?
Е.Г.: Ходите в кинотеатры!
А.Г.: Вот про
кинотеатры. Показывают ли? Я не вижу в афишах своего города неигровое кино,
вообще ни разу не видела. Ездить на фестивали? Или Интернет нам в помощь?
Е.Г.: Существуют показы. Вот если мы сейчас
с вами зайдем в Интернет, в Москве мы немедленно найдем пять-семь показов. Ситуация
кардинально изменилась за последние пять лет.
А.Г.: В Москве – слава
богу. А в регионах, к сожалению…
Е.Г.: В регионах тоже показывают, просто это
специальные события. Кинотеатры очень аккуратно пробуют этот вид кинематографа.
Какие-то специальные события, когда-то приглашают автора с фильмом. Потому что сейчас
кино уже никого не удивишь, его очень много. Когда можно посмотреть, а потом пообщаться
с автором – это интереснее.
А.Г.: Это уже другая
история.
Е.Г.: Да, другая история.
А.Г.: В Интернете можно
найти хорошие картины? Или все-таки авторы стараются…
Е.Г.: Я против.
А.Г.: Против, да?
Е.Г.: Я против. Я считаю, что до тех пор, пока
у нас будет процветать пиратство, и до тех пор, пока человек не поймет, что, когда
он платит деньги в кинотеатре, он помогает тем людям, которые сделали эту картину,
сделать следующую, у нас ничего не изменится.
А.Г.: Должно быть
уважение.
Е.Г.: Уважение, конечно. Это такой же труд.
А вообще смотреть в Интернете кино – это эрзац. Кино надо смотреть на киноэкране,
потому что ученые говорят, что на киноэкране, в кинозале ваше личное IQ повышается в полтора раза. Сосед вас учит
воспринимать язык кино. А язык кино – он такой же, как иностранный, его нужно знать.
А.Г.: Давайте же в
новом году изучать язык кино, если вы еще этого не сделали. Евгений, спасибо
вам огромное. Пусть будет кинопоказов как можно больше во всех регионах, не
только в Москве, пусть будут кинособытия. Спасибо вам огромное за сегодняшнюю
беседу. И вам удачи!
Е.Г.: Спасибо и вам, что позвали. С Новым годом!
А.Г.: С Новым годом! У
нас в студии был вице-президент по работе с регионами Гильдии неигрового кино,
режиссер и сценарист Евгений Григорьев.
Евгений Григорьев: Неигровое кино позволяет нам осознать время, в котором мы живем, и размышлять о будущем