Непростая дилемма. Почему россияне протестуют против строительства новых дорог?

Гости
Татьяна Шадрина
руководитель пресс-службы гк «Автодор»
Антон Чуйкин
автоэксперт

Павел Давыдов: Вы смотрите субботнюю программу «Большая страна» и сейчас в деталях обратим внимание на такой важный элемент развития любого населенного пункта, как строительство дорог, правда иногда возникают ситуации, когда против возведения трассы выступают местные жители, которые недовольны, что дорога может стать угрозой экологии и их безопасности, а компенсация за потерю участка не покрывает понесенных потерь. Как быть в такой ситуации и на чьей стороне правда? На эту тему мы поговорим с автоэкспертом Атоном Чуйкиным. Антон, здравствуйте!

Антон Чуйкин: Здравствуйте!

Павел Давыдов: И главой пресс-службы госкомпании «Автодор» Татьяной Шадриной. Татьяна, здравствуйте!

Татьяна Шадрина: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Уважаемые эксперты, тему этой студии мы назвали так: «Непростая дилемма», она возникает, когда на одной чаше весов появляются интересы местных жителей, а на другой – необходимость развития дорожный инфраструктуры, тут-то и возникает конфликт. У вас есть понимание, как избежать его?

Антон Чуйкин: Конечно, нужно всегда договариваться.

Павел Давыдов: Просто не всегда удается договорится.

Антон Чуйкин: У всех сторон должна быть позиция, готовая к гибкости, чтобы можно было и шаг вперед и шаг назад сделать, потому что, с одной стороны, можно понять местных жителей, которые узнают, что под окнами, условно говоря, пройдет магистраль, а вот тут следующий вопрос: а это всегда плохо? А может быть, это когда-то и хорошо? И вот дальше возникает как раз ночва для обсуждения, для разговора, для диалога.

Павел Давыдов: То есть такой баланс интересов возможен всё-таки?

Антон Чуйкин: Вот именно баланс интересов, не так, чтобы условно выходить на митинги и говорить: или по моему или никак, Простите, это та же самая демократия – с большинством приходится соглашаться.

Павел Давыдов: Это действительно так, а сейчас мы отправимся за конкретным примером во Владимирскую область, где в скором времени начнется строительство трассы «Москва-Казань» – она-то и стала главным камнем преткновения, давайте посмотрим.

СЮЖЕТ

Павел Давыдов: Сюжет, который мы посмотрели, называется «Право имеет каждый», но не факт, что это право, право свободного выбора, местным жителям предоставят. Как Вы считаете, Антон, услышат жителей Владимирской области в такой ситуации?

Антон Чуйкин: Мы уже их услышали, и, естественно, услышат и все, кого это так или иначе касается, благо, что это уже не первый пример и действительно есть уже некий опыт по нахождению компромиссов, я напомню вам трассу М11 и замечательный совершенно лес Химкинский, который представляли тоже, как чрезвычайно важный с точки зрения экологии объект, тем не менее компромисс был найден непростой ценой, потому что строительство задержали на год, если не больше, насколько я помню, но тем не менее опыт такой есть и не только здесь, можно называть н только эту дорогу, я, например, до сих пор помню, как, по-моему, это было на рубеже веков, когда по Дмитровскому шоссе проклятия автомобилистов вызывал один единственный дом, хозяин которого, как рассказывали, уперся, и в его же упиралась одна из эстакад.

Павел Давыдов: Да, тоже самое было на Ярославском шоссе, когда пытались развал построить.

Антон Чуйкин: Скорей всего, то есть, понимаете, вопрос в чем? Хочется понять и встать сразу на сторону местных жителей, которые рассказывают про родственников, про маму, про детей и так далее и так далее. Давайте сравним количество плюсов и минусов и соотнесем их с количеством людей, которые получают плюсы и минусы и тут уже получается соотношение такое, что сразу занимать чью-то сторону не хочется, нужно, как минимум, вопрос исследовать, благо и возможности для этого есть и все необходимые для этого действия.

Павел Давыдов: Татьяна, естественно, слово хочу предоставить Вам, Вы представляете крупную компанию, госкомпанию, которая будет заниматься строительством этой автотрассы: каким Вы видите выход из сложившейся всё-таки конфликтной ситуации?

Татьяна Шадрина: Там уже не 4, а 5 вариантов и еще один предложен: если говорить про последний вариант, который был в сюжете, 4-й, то там трасса должна пройти по закрытому территориальному объединению, мы уже сделали заявки в Минпромторг, который курирует этот вопрос, также там рядом Мещёра, мы сделали заявку им, ждем ответ из Минприроды, как они посмотрят на то, что практически рядом с заповедником и рядом с закрытой зоной оборонного характера будет проходить дорога, учитывая это, жители приготовили еще один вариант, 5-й, он практически должен проходить внутри Владимира, возможно там большее количество сноса домов, возможно, что он затронет 2 скотомогильника и 1 кладбище, то есть в любом случае любой…

Павел Давыдов: Из вариантов будет мешать кому-либо, да?

Татьяна Шадрина: Кому-то и в сетях уже появилось, что вы хотите жить н свежем воздухе, а нас, допустим, придется переселять и больше домов сносить. Чтобы вот эту конфликтную ситуацию каким-то образом разрешить, вместе с властями региона было принято решение создать совет экспертов – эта рабочая группа рассмотрит все маршруты и придет к оптимальному варианту.

Павел Давыдов: А вот давайте еще обсудим такой очень важный момент: строительство любой трассы – это развитие в том числе и городской инфраструктуры неважно, какой статус у конкретного населённого пункта, между тем, сегодня мы знаем, что деревни, по сути, в России сегодня вымирают, Антон, как Вы считаете, может, эта трасса и должна пройти через небольшие населенные пункты для того, что они хотя бы сохранились на карте России?

Антон Чуйкин: Только не специально, потому что, конечно, скоростная магистраль должна максимально обходить населённые пункты и большие и небольшие, потому что иначе она станет не скоростной магистралью, а дорогой для местного сообщения, поэтому по возможности, конечно, лучше проскакивать и трассу устраивать так, чтобы было удобное транзитное движение, но, безусловно, рядом расположенная с какой-то деревней или с каким-то населенным пунктом дорога, этой деревне может дать вторую, может быть, и третью жизнь. Это действительно так, что деревни в России исчезают и это объективность, это просто вопрос технологий на самом деле, по большому счету, когда мы не лопатой вскапываем землю, а есть совершенно иные способы и иной инструментарий. Я вполне понимаю, что, допустим, жители Гридино сейчас разделились, может быть, на 2, может быть, на 3 очень неравные части и есть те, кому не нравится и есть наверняка те, кому нравится, что пройдет дорога и вот их-то тоже надо бы учитывать, может быть, они тоже должны войти в этот экспертный совет.

Татьяна Шадрина: Вполне возможно, но хотелось бы заверить, что все дороги местного значения, которые сейчас существуют, сохранятся, то ест связь транспортная не будет разорвана, проектировщики учитывают даже пешеходные переходы, чтобы прошли, путепроводы местного значения и дороги которые будут использоваться во время строительства, будут восстанавливаться и будут, может быть, лучше, чем были. Если говорить про безопасность детей, то любая трасса первой категории, где высокий скоростной режим, предполагает шумозащитные экраны, на некотором расстоянии от нее сетку защитную, чтобы никто не мог пробраться…

Павел Давыдов: И, конечно, надземный переход, да?

Татьяна Шадрина: Да, и надземный переход, ни дети, ни животные, никто, и чтобы они шли там, где это подложено.

Павел Давыдов: А вот скажите мне, пожалуйста, в сюжете мы слышали, что перед строительством федеральной трассы публичные слушания не предусмотрены, а почему так происходит, ведь таким образом можно было избежать конфликта? Татьяна.

Татьяна Шадрина: В управах есть маршруты, в управах местных поселений или, как они называются, администраций, были все маршруты и как раз там, на первом уровне, всё это обсуждалось, а потом уже, после того как понятно было, что нельзя найти с парой-тройкой поселений потому что остальные в принципе как бы согласны в той же самой Владимирской области, пришлось это выносить на уровень региона и пришлось формировать экспертный совет, чтобы была уже объективная точка зрения, и, как говорится, кто-то всех бы рассудил.

Павел Давыдов: Антон, хотел еще обраться к Вам: скажите, пожалуйста, вот мы рассматриваем разные примеры, а из своей практики Вы можете вспомнить случай, когда представители крупных компаний, в том числе госкомпании «Автодор», смогли конфликтную ситуации свести на нет, построить дорогу, и вроде как все счастливы?

Антон Чуйкин: Вы знаете, насчет все счастливы, давайте всё-таки будем реалистами, недовольные будут всегда, задача – сделать их количество насколько возможно меньшим, пусть будут недовольные, пусть не будет обиженных и на страже людей в данном случае закон и все механизмы компенсации и переноса возможного жилья и так далее и так далее, а недовольство – это одно из свойств человеческой натуры. Я думаю, что пример вот этого, как Вы говорите, удачного или, может быть, не сразу найденного компромиссе можно найти в любом городе, потому что мы сейчас смотрим большой проект федеральной дороги, которая идет на самом деле по очень небольшим населенным пунктам, затрагивает… мы же видели, в Гридино сколько там? Это понятно, что это не город даже, но, простите, а сколько всего строят в нашей с вами столице, а сколько строят в Северной столице? А там тоже иногда проходят по крышам, по головам т дороги и другие инфраструктурные объекты, еще раз, то есть всегда, к сожалению, будет почва для конфликта – вопрос, как его разрешить, насколько просто и удобно найти компромисс?

Павел Давыдов: Очень правильно Вы заметили, давайте в завершение нашей беседы дадим совет телезрителям, которые с чем-то подобным сталкиваются в своем регионе: как действовать, к кому обращаться и вообще как в такой ситуации лучше всего поступать? Татьяна, с Вас начнем.

Татьяна Шадрина: Во-первых, надо получить достоверную информацию, потому что очень много информации, которая на эмоциях выплескивается в социальные сети, если есть открытые источники, получить эту информацию или запросить эту информацию, потому что к нам сейчас, когда поднялась волна, приходит очень много писем, мы на них отвечаем, у нас даже была коммуникация, типа горячей линии ответов на вопросы людей, был большой шквал этих вопросов, и мы старались внимательно ко всем к ним отнестись. Во-вторых, изучить, как говориться, матчасть – посмотреть закон о компенсации недвижимости, что человеку предполагается и приложить, допустим, все усилия, если вы не прописаны в доме, и у вас там живут какие-то родственники, а дом оформлен на вас, значит, возможно, лучше оформить на родственников, которые там прописаны.

Павел Давыдов: Побеспокоиться заранее.

Татьяна Шадрина: Побеспокоиться заранее, чтобы получить всевозможные преференции, которые предоставляет закон, но я ни в коем случае не призываю людей ни каким образом мошенничать, потому что, естественно, то всё проверяется, и если будут возникать такие случаи, они будут уже уголовно наказуемы, всё в рамках закона должно быть.

Павел Давыдов: Спасибо. Антон, Ваш совет.

Антон Чуйкин: Если уж так получилось, что то или иное строительство затрагивает ваш дом, воспользуйтесь случаем, совершите этот переезд, пусть небольшой, благо, что закон в данном случае и государство берет это всё на себя, легче нужно к этому относиться, потому что действительно так или иначе мы меняем и жизнь и род занятий и что-то при этом теряем, но что что-то находим, вот важно находить больше.

Павел Давыдов: Да, золотые слова! Татьяна, Антон, спасибо вам большое за вашу экспертную оценку, за ваши советы нашим телезрителям, я надеюсь, они пригодятся, ну и, конечно, мы сегодня разобрали конкретный пример во Владимирской области, и я очень надеюсь, что местные жители нас сегодня посмотрят и по-другому отнесутся к тому, что рядом, возможно, пройдет федеральная трасса, плюсов может быть больше, чем минусов и об этом стоит задуматься. Спасибо большое!

Антон Чуйкин: Спасибо!

Татьяна Шадрина: Спасибо Вам!

Павел Давыдов: Найти баланс интересов и решить непростую дилемму – задача не из легких, но возможных, необходим диалог, и чем чаще к мнению простых людей будут прислушиваться чиновники, тем меньше будет стоять выбор между детской площадкой и автомобильной стоянкой, уютным сквером и магазином, лесным массивом и федеральной трассой.