Николай Данн: Кино – это инструмент воспитания

Гости
Николай Данн
председатель Наблюдательного совета Фонда развития творчества «Жизнь и дело», Тюмень

Ангелина Грохольская: В Тюменской области школьников учат правильно смотреть фильмы. За воспитание грамотных зрителей взялись в Фонде развития творчества "Жизнь и Дело". Как проходят киноуроки? Спросим Николая Данна – председателя наблюдательного совета фонда, директора Международного кинофестиваля "Ноль Плюс". Николай, здравствуйте.

Николай Данн: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Я со своим сыном очень люблю ходить в кино, но до встречи с вами, до того, как я начала готовиться, ни разу даже не задумывалась – осознанный это просмотр или неосознанный. Давайте определимся в понятиях. Вот что такое осознанный просмотр?

Николай Данн: Вы знаете, это слово сейчас как-то любят называть – "осознанный". Но лучше "осмысленный", потому что мы иногда приходим в кино посмотреть, просто чтобы отдохнуть…

Ангелина Грохольская: В первую очередь, да.

Николай Данн: Зачастую взять попкорн, посидеть, посмеяться – отдохнуть.

Ангелина Грохольская: Досуг потому что.

Николай Данн: Досуг, я согласен. Но если взять и задуматься хотя бы чуть-чуть, то развлекательная часть кино была изначально – ну, процентов 10–15. Больше всего это был образовательный контент, который, в принципе, рассказывал о чем-то: о другой стране, о другой культуре. И лучше кино рассматривать именно так, даже если это простое игровое кино, которое, кажется, хочется посмотреть… Но можно получить информацию о фильме, не поняв, что там происходит.

Когда у меня дети были маленькие, я их спрашивал: "Зачем вы кино смотрите?" Они говорят: "Просто для того, чтобы это интересно". Вот ответ. Все. "А что поняли?" И молчок. "А что-то понравилось?" И тоже молчание. Но спустя два года где-то они стали говорить: "Папа, тебе туда не надо ходить, тебе нет смысла это смотреть". И я тогда стал понимать, что они стали задумываться над тем, что происходит.

Ведь если брать по большому счету, фильм нужно осмыслять, то есть сделать какие-то выводы. Это как раньше на уроках по литературе: прочитал и сделай изложение, скажи, что ты понял.

Ангелина Грохольская: Анализ, главная идея.

Николай Данн: Анализ, главная идея и что художник или автор хотел этим сказать. Мы это попробовали на разных уровнях или разных возрастах детей. И знаете, что интересно? Что маленькие начинают замечать, что им понравилось. Вот как бы чисто картинки, и они не осмысляют почему. А уже чуть-чуть повзрослее – у них возникает логика, и они начинают видеть в этом какую-то особенность. А кто-то уже может сказать целую речь. То есть, другими словами, он может выразить свою мысль. А ведь это самое главное. То есть не в общем фильм посмотрел, а своя мысль, свое мнение, своя цель. Тогда у нас будет больше таких индивидуальностей. Это банальный момент, но…

Ангелина Грохольская: В общем, да. Этим и занимается кинопедагогика?

Николай Данн: Отчасти, потому что кинопедагогика учит смотреть. Но больше всего кинопедагогика – это когда педагог берет фильм для дополнительного образования. То есть он в школе показывает фильм, например, о дружбе. И этот фильм о дружбе они анализируют, они смотрят и они говорят. То есть между учителем и учеником возникает связь за счет вот этого фильма.

Ангелина Грохольская: То есть кино – это такой инструмент воспитания?

Николай Данн: Да, больше всего. И я бы это даже выделил, что кино – это инструмент воспитания.

Ангелина Грохольская: А что за фильмы вы показываете?

Николай Данн: Фильмы, которые отобрали или которые к нам прислали на кинофестиваль "Ноль Плюс". Проработав год, мы увидели, что это невыгодно – невыгодно год работать на три дня. Ну, три дня кинофестиваль провел, и все.

Ангелина Грохольская: И все, да.

Николай Данн: И все. Это вообще никакого коэффициента… То есть 5 тысяч детей посмотрело, и все. И мы решили, что мы договоримся с правообладателями и эти фильмы отдадим в школы, чтобы школы могли это смотреть.

И мы пошли дальше. Мы в этом году запускаем онлайн-кинотеатр "Ноль Плюс", который будет в сети "Интернет" работать. Можно будет зайти и выбрать фильм, с ребенком посмотреть. И мы там делаем по возрастным категориям. Будут определения: фильм о дружбе, фильм об этом, фильм вот об этом. Можно мультфильмы смотреть, фильмы игровые, документальные.

Ангелина Грохольская: А кто авторы этих фильмов? Это любительское кино?

Николай Данн: Нет, это профессионалы.

Ангелина Грохольская: Профессионалы исключительно, да?

Николай Данн: Да, профессиональное полностью. Отчасти это российское кино, а отчасти это со всего мира. То есть у нас заявок было со 150 стран, посылают нам фильмы. И оно растет.

Ангелина Грохольская: И у нас снимают детское кино?

Николай Данн: И у нас. Ну, у нас снимают детское кино, да. Можно задуматься…

Ангелина Грохольская: Надо зайти к вам на фестиваль.

Николай Данн: Ну, я бы не сказал, что там найдете очень много нашего детского кино.

Ангелина Грохольская: Все-таки, да?

Николай Данн: Потому что это отчасти проблема, которую, на мой взгляд, нужно решать не на уровне только тех, кто создает кино, а такой государственный формат.

Ангелина Грохольская: А вас поддерживает, кстати, Министерство культуры?

Николай Данн: В этом и парадокс. Знаете, когда ты находишься в своей семье, не всегда тебя твоя семья признает. Я вам переведу эти слова просто.

Ангелина Грохольская: Я поняла вас.

Николай Данн: Нет, Министерство культуры… То есть мы подаем заявку, и хотя нам пять лет, и говорят: "Да, мы о вас знаем", – но вот так, чтобы помочь – нет. Хотя, в принципе, на мой взгляд, это уникальный проект. И он поддерживается у нас президентским грантом. Отчасти потому, что это такая история: сегодня это есть, а завтра этого нет. И ты никогда не знаешь, когда тебе дадут или не дадут.

Ангелина Грохольская: Это абсолютно точно, да.

Николай Данн: То есть это нестабильность. А хотелось бы… Мы пошли по этому пути, ищем партнеров, смотрим, выстраиваем. Кто-то откликается, кто-то – нет. То есть по-разному.

Ангелина Грохольская: Я желаю вам удачи в этом вопросе. Может быть, что-то изменится. Тем более, возвращаясь к киноурокам, есть еще одна часть, да? Вы не только учите смотреть, а вы учите создавать.

Николай Данн: Да. И на наш взгляд, это уникальная форма. Почему? Потому что мы говорим о творчестве детей. И на наш взгляд, это самое основное, что нужно делать, потому что если в ребенке в детстве развить творчество любого плана, он найдет себя в жизни.

Ребята приходят на 7–14 дней. Они погружаются в эту атмосферу, начиная от сценария, вообще от идеи, сценария – и пошло, пошло, пошло, включая монтаж, операторское дело, все, режиссура. Каждый из них становится кем-то, продюсером. И он ищет варианты, как это сделать. И после 14 дней у них появляется фильм, то есть готовый фильм, в котором каждый из них принял участие. Если до этого мальчик из деревни даже говорить не мог, то через год, когда он уже отснялся… Мы показали в этой деревне фильм. Он, во-первых, стал звездой в этой деревне.

Ангелина Грохольская: Безусловно.

Николай Данн: Но он говорит: "Я хочу быть актером". Хорошо, здорово. Но он научился говорить. Будет или нет…

Ангелина Грохольская: Это самое главное.

Николай Данн: Он научился говорить на сцене, он научился доводить свою мысль. И это главное.

От "Ноль Плюс" мы сделали кинофестиваль, потому что мы изначально делали и детский кинофестиваль, и взрослый. Но понимая, что профессионально важно нам, мы фестиваль детских киностудий сделали другой и назвали его "Зеркало будущего". То есть именно "Зеркало будущего"…

Ангелина Грохольская: Я сразу обратила внимание на название. То есть это…

Николай Данн: Это кинофестиваль детских киностудий, где дети сами снимают кино со всей России. И мы их собираем, делаем конкурс, показываем, рассказываем и также с ними проводим смену. Мы в этом году делали впервые детское жюри на кинофестивале и детский пресс-центр, где дети снимали о нас репортажи, всех героев, которые приезжали на кинофестиваль: кто был в жюри, какой фильм показывался. И я увидел, что, вы знаете, детям это очень нравится – рассказывать друг о друге, говорить, делиться. Вот этот формат. И они чувствуют себя нужными. Ведь самое главное – это быть нужным.

Но им нужны помощники, то есть кто-то должен помогать, кто-то должен способствовать, чтобы эти дети развивались, молодежь развивалась и вообще такие проекты, как наш, например, развивался. Ведь мы не каждый день на "Большой стране".

Ангелина Грохольская: Приходите чаще. Николай, проанонсируйте, когда в этом году будут фестивали, когда планируются.

Николай Данн: С 1 по 7 октября будет V юбилейный кинофестиваль "Ноль Плюс". Надеемся, мы уже представим онлайн-платформу. И надеемся, что нас поддержат все, кто нас уже знают, и зрители, конечно, и администрация, и администрация президента в частности.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное, что пришли сегодня к нам в студию. Я успокоилась, у меня теперь не будет проблемы выбора. Я знаю, что посмотреть, куда зайти. Спасибо вам огромное за это. Я желаю удачи.

Николай Данн: Спасибо.

Ангелина Грохольская: О том, как смотреть кино правильно, нам рассказал Николай Данн – председатель наблюдательного совета фонда "Жизнь и Дело", директор Международного кинофестиваля "Ноль Плюс".


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Что такое кинопедагогика и для чего учить детей смотреть кино?

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск