Николай Данн: Кино – это инструмент воспитания

Гости
Николай Данн
председатель Наблюдательного совета Фонда развития творчества "Жизнь и дело", Тюмень

Ангелина Грохольская: В Тюменской области школьников учат правильно смотреть фильмы. За воспитание грамотных зрителей взялись в Фонде развития творчества "Жизнь и Дело". Как проходят киноуроки? Спросим Николая Данна – председателя наблюдательного совета фонда, директора Международного кинофестиваля "Ноль Плюс". Николай, здравствуйте.

Николай Данн: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Я со своим сыном очень люблю ходить в кино, но до встречи с вами, до того, как я начала готовиться, ни разу даже не задумывалась – осознанный это просмотр или неосознанный. Давайте определимся в понятиях. Вот что такое осознанный просмотр?

Николай Данн: Вы знаете, это слово сейчас как-то любят называть – "осознанный". Но лучше "осмысленный", потому что мы иногда приходим в кино посмотреть, просто чтобы отдохнуть…

Ангелина Грохольская: В первую очередь, да.

Николай Данн: Зачастую взять попкорн, посидеть, посмеяться – отдохнуть.

Ангелина Грохольская: Досуг потому что.

Николай Данн: Досуг, я согласен. Но если взять и задуматься хотя бы чуть-чуть, то развлекательная часть кино была изначально – ну, процентов 10–15. Больше всего это был образовательный контент, который, в принципе, рассказывал о чем-то: о другой стране, о другой культуре. И лучше кино рассматривать именно так, даже если это простое игровое кино, которое, кажется, хочется посмотреть… Но можно получить информацию о фильме, не поняв, что там происходит.

Когда у меня дети были маленькие, я их спрашивал: "Зачем вы кино смотрите?" Они говорят: "Просто для того, чтобы это интересно". Вот ответ. Все. "А что поняли?" И молчок. "А что-то понравилось?" И тоже молчание. Но спустя два года где-то они стали говорить: "Папа, тебе туда не надо ходить, тебе нет смысла это смотреть". И я тогда стал понимать, что они стали задумываться над тем, что происходит.

Ведь если брать по большому счету, фильм нужно осмыслять, то есть сделать какие-то выводы. Это как раньше на уроках по литературе: прочитал и сделай изложение, скажи, что ты понял.

Ангелина Грохольская: Анализ, главная идея.

Николай Данн: Анализ, главная идея и что художник или автор хотел этим сказать. Мы это попробовали на разных уровнях или разных возрастах детей. И знаете, что интересно? Что маленькие начинают замечать, что им понравилось. Вот как бы чисто картинки, и они не осмысляют почему. А уже чуть-чуть повзрослее – у них возникает логика, и они начинают видеть в этом какую-то особенность. А кто-то уже может сказать целую речь. То есть, другими словами, он может выразить свою мысль. А ведь это самое главное. То есть не в общем фильм посмотрел, а своя мысль, свое мнение, своя цель. Тогда у нас будет больше таких индивидуальностей. Это банальный момент, но…

Ангелина Грохольская: В общем, да. Этим и занимается кинопедагогика?

Николай Данн: Отчасти, потому что кинопедагогика учит смотреть. Но больше всего кинопедагогика – это когда педагог берет фильм для дополнительного образования. То есть он в школе показывает фильм, например, о дружбе. И этот фильм о дружбе они анализируют, они смотрят и они говорят. То есть между учителем и учеником возникает связь за счет вот этого фильма.

Ангелина Грохольская: То есть кино – это такой инструмент воспитания?

Николай Данн: Да, больше всего. И я бы это даже выделил, что кино – это инструмент воспитания.

Ангелина Грохольская: А что за фильмы вы показываете?

Николай Данн: Фильмы, которые отобрали или которые к нам прислали на кинофестиваль "Ноль Плюс". Проработав год, мы увидели, что это невыгодно – невыгодно год работать на три дня. Ну, три дня кинофестиваль провел, и все.

Ангелина Грохольская: И все, да.

Николай Данн: И все. Это вообще никакого коэффициента… То есть 5 тысяч детей посмотрело, и все. И мы решили, что мы договоримся с правообладателями и эти фильмы отдадим в школы, чтобы школы могли это смотреть.

И мы пошли дальше. Мы в этом году запускаем онлайн-кинотеатр "Ноль Плюс", который будет в сети "Интернет" работать. Можно будет зайти и выбрать фильм, с ребенком посмотреть. И мы там делаем по возрастным категориям. Будут определения: фильм о дружбе, фильм об этом, фильм вот об этом. Можно мультфильмы смотреть, фильмы игровые, документальные.

Ангелина Грохольская: А кто авторы этих фильмов? Это любительское кино?

Николай Данн: Нет, это профессионалы.

Ангелина Грохольская: Профессионалы исключительно, да?

Николай Данн: Да, профессиональное полностью. Отчасти это российское кино, а отчасти это со всего мира. То есть у нас заявок было со 150 стран, посылают нам фильмы. И оно растет.

Ангелина Грохольская: И у нас снимают детское кино?

Николай Данн: И у нас. Ну, у нас снимают детское кино, да. Можно задуматься…

Ангелина Грохольская: Надо зайти к вам на фестиваль.

Николай Данн: Ну, я бы не сказал, что там найдете очень много нашего детского кино.

Ангелина Грохольская: Все-таки, да?

Николай Данн: Потому что это отчасти проблема, которую, на мой взгляд, нужно решать не на уровне только тех, кто создает кино, а такой государственный формат.

Ангелина Грохольская: А вас поддерживает, кстати, Министерство культуры?

Николай Данн: В этом и парадокс. Знаете, когда ты находишься в своей семье, не всегда тебя твоя семья признает. Я вам переведу эти слова просто.

Ангелина Грохольская: Я поняла вас.

Николай Данн: Нет, Министерство культуры… То есть мы подаем заявку, и хотя нам пять лет, и говорят: "Да, мы о вас знаем", – но вот так, чтобы помочь – нет. Хотя, в принципе, на мой взгляд, это уникальный проект. И он поддерживается у нас президентским грантом. Отчасти потому, что это такая история: сегодня это есть, а завтра этого нет. И ты никогда не знаешь, когда тебе дадут или не дадут.

Ангелина Грохольская: Это абсолютно точно, да.

Николай Данн: То есть это нестабильность. А хотелось бы… Мы пошли по этому пути, ищем партнеров, смотрим, выстраиваем. Кто-то откликается, кто-то – нет. То есть по-разному.

Ангелина Грохольская: Я желаю вам удачи в этом вопросе. Может быть, что-то изменится. Тем более, возвращаясь к киноурокам, есть еще одна часть, да? Вы не только учите смотреть, а вы учите создавать.

Николай Данн: Да. И на наш взгляд, это уникальная форма. Почему? Потому что мы говорим о творчестве детей. И на наш взгляд, это самое основное, что нужно делать, потому что если в ребенке в детстве развить творчество любого плана, он найдет себя в жизни.

Ребята приходят на 7–14 дней. Они погружаются в эту атмосферу, начиная от сценария, вообще от идеи, сценария – и пошло, пошло, пошло, включая монтаж, операторское дело, все, режиссура. Каждый из них становится кем-то, продюсером. И он ищет варианты, как это сделать. И после 14 дней у них появляется фильм, то есть готовый фильм, в котором каждый из них принял участие. Если до этого мальчик из деревни даже говорить не мог, то через год, когда он уже отснялся… Мы показали в этой деревне фильм. Он, во-первых, стал звездой в этой деревне.

Ангелина Грохольская: Безусловно.

Николай Данн: Но он говорит: "Я хочу быть актером". Хорошо, здорово. Но он научился говорить. Будет или нет…

Ангелина Грохольская: Это самое главное.

Николай Данн: Он научился говорить на сцене, он научился доводить свою мысль. И это главное.

От "Ноль Плюс" мы сделали кинофестиваль, потому что мы изначально делали и детский кинофестиваль, и взрослый. Но понимая, что профессионально важно нам, мы фестиваль детских киностудий сделали другой и назвали его "Зеркало будущего". То есть именно "Зеркало будущего"…

Ангелина Грохольская: Я сразу обратила внимание на название. То есть это…

Николай Данн: Это кинофестиваль детских киностудий, где дети сами снимают кино со всей России. И мы их собираем, делаем конкурс, показываем, рассказываем и также с ними проводим смену. Мы в этом году делали впервые детское жюри на кинофестивале и детский пресс-центр, где дети снимали о нас репортажи, всех героев, которые приезжали на кинофестиваль: кто был в жюри, какой фильм показывался. И я увидел, что, вы знаете, детям это очень нравится – рассказывать друг о друге, говорить, делиться. Вот этот формат. И они чувствуют себя нужными. Ведь самое главное – это быть нужным.

Но им нужны помощники, то есть кто-то должен помогать, кто-то должен способствовать, чтобы эти дети развивались, молодежь развивалась и вообще такие проекты, как наш, например, развивался. Ведь мы не каждый день на "Большой стране".

Ангелина Грохольская: Приходите чаще. Николай, проанонсируйте, когда в этом году будут фестивали, когда планируются.

Николай Данн: С 1 по 7 октября будет V юбилейный кинофестиваль "Ноль Плюс". Надеемся, мы уже представим онлайн-платформу. И надеемся, что нас поддержат все, кто нас уже знают, и зрители, конечно, и администрация, и администрация президента в частности.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное, что пришли сегодня к нам в студию. Я успокоилась, у меня теперь не будет проблемы выбора. Я знаю, что посмотреть, куда зайти. Спасибо вам огромное за это. Я желаю удачи.

Николай Данн: Спасибо.

Ангелина Грохольская: О том, как смотреть кино правильно, нам рассказал Николай Данн – председатель наблюдательного совета фонда "Жизнь и Дело", директор Международного кинофестиваля "Ноль Плюс".

Что такое кинопедагогика и для чего учить детей смотреть кино?
  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты