Николай Галкин: Для нас важно не только поддержать физически и психологически, но встроить инвалида в разные социумы
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/nikolai-galkin-dlya-24064.html
Павел Давыдов: В начале декабря в России
прошла традиционная Декада инвалидов. Во многих регионах состоялись круглые столы,
акции, встречи, организованные общественными организациями, медицинскими учреждениями
и социальными службами. Главная цель акции – помочь и поддержать людей с ограниченными
возможностями. Активное участие в мероприятии принимала "Инва-Академия".
Наверное, это самое необычное учебное заведение в нашей стране. Ее студенты – дети
и подростки с ограниченными возможностями здоровья, но с безграничным желанием стать
нужными этому миру.
О лечении творчеством и методах социализации
людей с ограниченными возможностями мы поговорим с президентом "Национальной
Инва-Академии" Николаем Галкиным. Николай Николаевич, здравствуйте. Пожалуйста,
присаживайтесь.
Николай Галкин: Здравствуйте. Спасибо.
П.Д.: Очень рады видеть вас вновь в
нашей студии. Закончилась Декада инвалидов. Скажите, пожалуйста, каковы итоги?
Н.Г.: Итоги очень хорошие. В этом году мы провели
более 50 выставок. Сейчас, несмотря на то, что декада закончилась, мы проводим
четыре выставки одновременно – две выставки у нас в Краснодаре и две выставки сейчас
проходят в Москве. Отчитались у нас регионы. Недавно прислали из Чечни очень интересные
материалы. Там есть организация, "Оптимум" называется. Возглавляет ее
замечательный человек Руслан Ахмаев, и вот он прислал. Они проводили там мероприятие,
тоже посвященное Декаде инвалидов. В Крыму у нас тоже они встретили эту декаду,
это тоже очень интересно.
П.Д.: Насколько я понимаю, главная
цель Декады инвалидов – это привлечь внимание общества к проблемам людей с
ограниченными возможностями. Скажите, пожалуйста, а в каком формате это
правильнее, с вашей точки зрения, делать – проводить выставки или все-таки
встречаться и общаться?
Н.Г.: Вы знаете, здесь я бы сказал так – комплекс.
С одной стороны, выставки. С другой стороны, мы проводим мастер-классы. Недавно
мы провели мастер-класс в Московском доме национальностей, и дети показали, как
они работают, и одновременно показали свою собственную выставку.
Но кроме этого,
мы проводим еще круглые столы педагогов. Самые интересные, я считаю, круглые столы
проходят с родителями. Дети-инвалиды должны раньше, чем здоровые дети, входить в
какие-то сложности нашей жизни. Почему? Потому что им сложнее осваивать, ту же лестницу,
скажем, осваивать. У нас иногда мамочки, бывает, жалеют своих детей и не приспосабливают
их к тем трудностям. И когда родители встречаются, когда они показывают своих детей,
и так называемые мамочки жалеющие видят, чего уже достигли дети "не жалеющих"
родителей – это бывает очень показательно и имеет воспитательное значение для родителей.
Это очень важно.
П.Д.: Николай Николаевич, насколько я
понимаю, уже больше 20 лет "Инва-Студия", а впоследствии и "Инва-Академия"
занимаются очень важным делом. Через арт-терапию ваши специалисты помогают
подросткам найти свой путь, а главное – помочь войти в общество. У ученых до
сих пор нет четкого определения и точного понимания, как через арт-терапию
можно помогать. А у вас, мне кажется, это понимание есть. Искусство лечит?
Научные исследования
показали, что арт-терапия не просто поддерживает, а именно оказывает лечебное
воздействие на людей с ограниченными возможностями.
Н.Г.: Да, лечит. Мы принимали участие в работе
семинара в Ялте, там центр инклюзивного образования. И я там читал небольшую такую
мини-лекцию, и одновременно мы проводили сразу три мастер-класса. И я там приводил
пример, как ученые через исследования показали, что арт-терапия не просто поддерживает,
а именно оказывает лечебное воздействие на людей с ограниченными возможностями.
Вот это очень важно.
Но я скажу так:
мы не только занимаемся арт-терапией, мы занимаемся реабилитацией в более широком
смысле. Поэтому для нас очень важно не только, так сказать, поддержать физически,
психологически, но и потом встроить в социум, в разные социумы инвалида. А в какие
социумы? Сложнее всего он встраивается в социумы, связанные с рыночными отношениями.
Поэтому мы разработали сейчас концепцию организации детских бизнес-городков, где
дети уже с довольно раннего возраста могут привыкать к рыночным отношениям и потом
легко в них входить.
П.Д.: А где эти бизнес-городки
появятся, в каких регионах? Вы пока не просчитываете?
Н.Г.: Вы знаете, сейчас это пока еще только
наша мечта.
П.Д.: Но вы же, наверное, видите ее
воплощение в каких-то регионах.
Н.Г.: Лучше всего это сделать к Крыму. Есть
замечательный педагог, он возглавляет институт в Ялте, Александр Владимирович Глузман.
В свое время он был министром образования Украины, а сейчас уже много лет возглавляет
институт. И у них там как раз центр инклюзивного образования. И когда мы с ним разговаривали,
сошлись в этом. И если нас поддержит Министерство образования, это будет просто
замечательно.
П.Д.: Когда год назад вы были в этой
студии и отвечали на вопросы моей коллеги Ангелины Грохольской, вы сказали, что
вы рассчитываете, что в Крыму появится своя "Инва-Студия", своя "Инва-Академия".
Это удалось сделать?
Н.Г.: Удается. Это не так легко и не так быстро
делать. Мы провели мероприятия в Симферополе. Там есть замечательный центр, возглавляет
Никитина Нина Александровна. Сейчас им выделили средства, они расширяются. Очень
важно, что мы одновременно решаем проблему и гармонизации межнациональных отношений.
Понимаете, через культуру это удается значительно легче. В Ялте, как я уже сказал,
мы провели мероприятия. И в Севастополе. В Севастополе мы опираемся не только на
профессиональные кадры, но и на общественников. Там есть супруги Красильниковы,
они предприниматели, и они как раз в этом отношении нам помогают.
П.Д.: Николай Николаевич, вы прошли
такой серьезный путь. Когда-то была всего лишь сельская студия, которая
помогала людям с ограниченными возможностями. Сегодня это большая "Национальная
Инва-Академия", которая охватывает, если я не ошибаюсь, 14 регионов.
Вы можете для себя и для наших телезрителей ответить, что стало
основополагающим?
Н.Г.: Вы знаете, основополагающей стала любовь
к ребенку. Я вам честно скажу, первые полгода, когда я носил этих детей, у меня
была какая-то неловкость такая перед ними за то, что я не инвалид. Потом я привык,
втянулся. И сейчас мы все уже… Мы живем, как община. И когда к нам приезжают, то
они именно отмечают вот эту семейную обстановку у нас. Любовь к детям возникает
в процессе, именно любовь. Очень важно – как помочь ребенку для того, чтобы ему
стало лучше. Вот это очень важно.
П.Д.: Николай Николаевич, вы сейчас
сказали, что когда вы общались с детьми-инвалидами, вам было неудобно, что вы
без ограничений в плане физического какого-то состояния. Очень важный момент.
Ведь действительно, когда мы общаемся с особыми детьми, мы каждый раз это все
через себя проецируем. Но важный момент – как поменять отношение общества?
Потому что мы, общество, почему не принимаем? Мы боимся. А страх порождается от
незнания. Вот как здесь соблюсти баланс и все-таки сохранить в себе
человечность?
Н.Г.: Вы знаете, система инклюзивного образования
всегда требует какой-то доработки. И необходимо, конечно, вот это воспитательное
условие.
Я просто приведу
такой пример. У нас была девочка, училась в институте, и когда она пришла… Она инвалид-колясочница.
Мы проводили такие опросы, и некоторые говорили здоровые студентки, так называемые
здоровые студентки говорили: "Нам как-то вроде и неудобно рядом". А потом
они привыкли, потом они ее полюбили. Сейчас она вышла замуж, она чемпион района
по штанге, она получила высшее образование. И уже к ней относятся совершенно по-другому.
То есть необходим процесс.
О лечении творчеством и методах социализации
людей с ограниченными возможностями. "На равных". Говорим с президентом
"Национальной Инва-Академии" Николаем Галкиным.
П.Д.: Николай Николаевич, а что
мешает сегодня внедрить вашу методику инклюзивного образования в обычных
школах? Я знаю, вы над этим проектом долго работали, а воз и нынче там.
Н.Г.: Вы знаете, пока еще боязнь, я бы сказал,
боязнь чего-то. Конечно, с инвалидами сложнее работать. И иногда бывает так: обожжется
чиновник – и "лучше не делать". Вот у него в голове доминанта "лучше
не делать, чем сделать это". Не надо этого бояться. И нужно понимать, что любой
эксперимент имеет разные какие-то нюансы, и пугаться не стоит. Мы сколько ездили
за границу, и у нас ни разу не было ни одного ЧП. Почему? Идет серьезная предварительная
проработка и с родителями, и с педагогами, и с теми, кто у нас организует.
П.Д.: В двух словах давайте
расскажем, что собой представляет ваша инклюзивная система образования.
Н.Г.: У нас инклюзивное образование такое комплексное,
я бы сказал. С одной стороны, мы учитываем условия ребенка. И когда он приходит,
то в первую очередь он совершает путешествие по нашему центру. И мы видим его, а
он видит нас. И начинаем приспосабливаться постепенно друг к другу. Вот эта инклюзия
очень важна.
Чтобы добиться успеха, важно
учитывать несколько моментов. Не говорить "нет" и "плохо".
Второе – обязательно видеть и понимать успехи ребенка.
Очень важно,
когда родитель приходит и садится рядом с ребенком – тогда мягче проходит вхождение
в эту систему. И родители бывают заинтересованы и начинают понимать, что и как делать,
ведь очень много малограмотных (я имею в виду – в реабилитационном отношении инвалидов).
И это в конечном итоге приводит к успеху.
И для нас важно
вот несколько таких моментов. Не говорить "нет" и "плохо". Второе
– обязательно видеть успехи ребенка, понимать. Вот Василий Иванович Руськин выступал,
и у него есть очень серьезная, так сказать, сильная сторона – он видит положительное
в первых шагах. Сейчас в "Инва-Студию" возглавляет наша родительница бывшая,
Людмила Васильевна Рысухина. Вы знаете, пока она не сделает все до последнего, чтобы
помочь инвалиду и его семье, она не успокоится. Вот эти сильные стороны. К нам приходят
и говорят: "Почему у вас такие успехи?" Потому что такие люди, которых
мы воспитали за это время.
П.Д.: Как раз с Василием Руськиным мы
общались недавно по Skype, представителем "Инва-Студии" из
Краснодара. И он выразил такое мнение, что сегодня крайне необходимо найти вот
этот отдельный подход к каждому ребенку, к каждому инвалиду. Но сделать это
крайне сложно. На ваш взгляд, почему? Ресурсов не хватает? Людей? Умений,
знаний?
Н.Г.: Нет, ресурсов у нас, я думаю, достаточно.
Просто целенаправленность этих ресурсов – вот это наша проблема.
П.Д.: Кстати, по поводу денег. Кто
сегодня помогает "Инва-Академии"? Государство, нет?
Н.Г.: Я как-то сказал… Мы встречались с Людмилой
Александровной Путиной, кажется, в 2001 году это было. Она говорит: "Николай
Николаевич, как вы общественной организацией сделали так много?" Я говорю:
"У нас есть "партия добрых людей". Как раз эта "партия добрых
людей" нам и помогает. Татьяна Геннадьевна Рогозина очень много помогает. И
Дмитрий Олегович, когда он был послом в НАТО, он нас приглашал туда. Мы там делали
замечательную выставку, мы передали икону там в центральный храм в Брюсселе. Вот
такие энтузиасты.
П.Д.: Николай Николаевич, мы с вами
поговорили почти обо всем, затронули положительные стороны и даже поговорили о
том, как общество можно подключить к важному инклюзивному проекту. Но боюсь,
что забыли главное. Скажите, пожалуйста, что сегодня мешает "Инва-Академии"
развиваться дальше?
Н.Г.: Я бы сказал так: недостаточное внимание
со стороны тех, кто должен в первую очередь обращать на это внимание. Вот недавно
мы собирали в "Инва-Студии" чиновников, представителей Законодательного
собрания. Они говорят: "Да, да! Все это очень хорошо. Да, будем помогать!"
Но иногда бывает так: заканчивается мероприятие – и все, забывается. И конечно,
законодательство. Нужно дорабатывать законодательство.
П.Д.: Николай Николаевич, в
завершение нашей беседы расскажите, раскройте тайну, завесу тайны, какие планы
и какие задачи ставите перед "Инва-Студией" на 2017 год.
Н.Г.: На 2017 год мы ставим такую задачу.
В первую очередь и самое главное – конечно, дальше работать в Крыму и включить Крым
в систему нашей работы. Но и почерпнуть в Крыму то, что у них есть. У них там
очень много хорошего. Поэтому не будем распыляться. Вот Крым сейчас должен
войти в систему наших отношений.
П.Д.: А я пожелаю вам и всем
сотрудникам "Инва-Академии", чтобы число регионов росло и дальше, и в
конце 2017 года их было не 14, а хотя бы уже 30.
Н.Г.: Спасибо.
П.Д.: Успехов вам в работе! И
спасибо, что сегодня на конкретных примерах рассказали, как важно быть на
равных.
Сотрудники "Инва-Академии"
в 14 регионах страны каждый день, как бы громко это ни звучало, совершают
настоящий подвиг. Это тяжелый труд. Это серьезная поддержка особых детей и их
родителей. И это индивидуальный подход к каждому ученику. И главное здесь –
результат, который стоит любых стараний. В студии "Большой страны"
был президент "Национальной Инва-Академии" Николай Галкин.