Павел Давыдов: В начале декабря в России прошла традиционная Декада инвалидов. Во многих регионах состоялись круглые столы, акции, встречи, организованные общественными организациями, медицинскими учреждениями и социальными службами. Главная цель акции – помочь и поддержать людей с ограниченными возможностями. Активное участие в мероприятии принимала "Инва-Академия". Наверное, это самое необычное учебное заведение в нашей стране. Ее студенты – дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, но с безграничным желанием стать нужными этому миру. О лечении творчеством и методах социализации людей с ограниченными возможностями мы поговорим с президентом "Национальной Инва-Академии" Николаем Галкиным. Николай Николаевич, здравствуйте. Пожалуйста, присаживайтесь. Николай Галкин: Здравствуйте. Спасибо. П.Д.: Очень рады видеть вас вновь в нашей студии. Закончилась Декада инвалидов. Скажите, пожалуйста, каковы итоги? Н.Г.: Итоги очень хорошие. В этом году мы провели более 50 выставок. Сейчас, несмотря на то, что декада закончилась, мы проводим четыре выставки одновременно – две выставки у нас в Краснодаре и две выставки сейчас проходят в Москве. Отчитались у нас регионы. Недавно прислали из Чечни очень интересные материалы. Там есть организация, "Оптимум" называется. Возглавляет ее замечательный человек Руслан Ахмаев, и вот он прислал. Они проводили там мероприятие, тоже посвященное Декаде инвалидов. В Крыму у нас тоже они встретили эту декаду, это тоже очень интересно. П.Д.: Насколько я понимаю, главная цель Декады инвалидов – это привлечь внимание общества к проблемам людей с ограниченными возможностями. Скажите, пожалуйста, а в каком формате это правильнее, с вашей точки зрения, делать – проводить выставки или все-таки встречаться и общаться? Н.Г.: Вы знаете, здесь я бы сказал так – комплекс. С одной стороны, выставки. С другой стороны, мы проводим мастер-классы. Недавно мы провели мастер-класс в Московском доме национальностей, и дети показали, как они работают, и одновременно показали свою собственную выставку. Но кроме этого, мы проводим еще круглые столы педагогов. Самые интересные, я считаю, круглые столы проходят с родителями. Дети-инвалиды должны раньше, чем здоровые дети, входить в какие-то сложности нашей жизни. Почему? Потому что им сложнее осваивать, ту же лестницу, скажем, осваивать. У нас иногда мамочки, бывает, жалеют своих детей и не приспосабливают их к тем трудностям. И когда родители встречаются, когда они показывают своих детей, и так называемые мамочки жалеющие видят, чего уже достигли дети "не жалеющих" родителей – это бывает очень показательно и имеет воспитательное значение для родителей. Это очень важно. П.Д.: Николай Николаевич, насколько я понимаю, уже больше 20 лет "Инва-Студия", а впоследствии и "Инва-Академия" занимаются очень важным делом. Через арт-терапию ваши специалисты помогают подросткам найти свой путь, а главное – помочь войти в общество. У ученых до сих пор нет четкого определения и точного понимания, как через арт-терапию можно помогать. А у вас, мне кажется, это понимание есть. Искусство лечит? Научные исследования показали, что арт-терапия не просто поддерживает, а именно оказывает лечебное воздействие на людей с ограниченными возможностями. Н.Г.: Да, лечит. Мы принимали участие в работе семинара в Ялте, там центр инклюзивного образования. И я там читал небольшую такую мини-лекцию, и одновременно мы проводили сразу три мастер-класса. И я там приводил пример, как ученые через исследования показали, что арт-терапия не просто поддерживает, а именно оказывает лечебное воздействие на людей с ограниченными возможностями. Вот это очень важно. Но я скажу так: мы не только занимаемся арт-терапией, мы занимаемся реабилитацией в более широком смысле. Поэтому для нас очень важно не только, так сказать, поддержать физически, психологически, но и потом встроить в социум, в разные социумы инвалида. А в какие социумы? Сложнее всего он встраивается в социумы, связанные с рыночными отношениями. Поэтому мы разработали сейчас концепцию организации детских бизнес-городков, где дети уже с довольно раннего возраста могут привыкать к рыночным отношениям и потом легко в них входить. П.Д.: А где эти бизнес-городки появятся, в каких регионах? Вы пока не просчитываете? Н.Г.: Вы знаете, сейчас это пока еще только наша мечта. П.Д.: Но вы же, наверное, видите ее воплощение в каких-то регионах. Н.Г.: Лучше всего это сделать к Крыму. Есть замечательный педагог, он возглавляет институт в Ялте, Александр Владимирович Глузман. В свое время он был министром образования Украины, а сейчас уже много лет возглавляет институт. И у них там как раз центр инклюзивного образования. И когда мы с ним разговаривали, сошлись в этом. И если нас поддержит Министерство образования, это будет просто замечательно. П.Д.: Когда год назад вы были в этой студии и отвечали на вопросы моей коллеги Ангелины Грохольской, вы сказали, что вы рассчитываете, что в Крыму появится своя "Инва-Студия", своя "Инва-Академия". Это удалось сделать? Н.Г.: Удается. Это не так легко и не так быстро делать. Мы провели мероприятия в Симферополе. Там есть замечательный центр, возглавляет Никитина Нина Александровна. Сейчас им выделили средства, они расширяются. Очень важно, что мы одновременно решаем проблему и гармонизации межнациональных отношений. Понимаете, через культуру это удается значительно легче. В Ялте, как я уже сказал, мы провели мероприятия. И в Севастополе. В Севастополе мы опираемся не только на профессиональные кадры, но и на общественников. Там есть супруги Красильниковы, они предприниматели, и они как раз в этом отношении нам помогают. П.Д.: Николай Николаевич, вы прошли такой серьезный путь. Когда-то была всего лишь сельская студия, которая помогала людям с ограниченными возможностями. Сегодня это большая "Национальная Инва-Академия", которая охватывает, если я не ошибаюсь, 14 регионов. Вы можете для себя и для наших телезрителей ответить, что стало основополагающим? Н.Г.: Вы знаете, основополагающей стала любовь к ребенку. Я вам честно скажу, первые полгода, когда я носил этих детей, у меня была какая-то неловкость такая перед ними за то, что я не инвалид. Потом я привык, втянулся. И сейчас мы все уже… Мы живем, как община. И когда к нам приезжают, то они именно отмечают вот эту семейную обстановку у нас. Любовь к детям возникает в процессе, именно любовь. Очень важно – как помочь ребенку для того, чтобы ему стало лучше. Вот это очень важно. П.Д.: Николай Николаевич, вы сейчас сказали, что когда вы общались с детьми-инвалидами, вам было неудобно, что вы без ограничений в плане физического какого-то состояния. Очень важный момент. Ведь действительно, когда мы общаемся с особыми детьми, мы каждый раз это все через себя проецируем. Но важный момент – как поменять отношение общества? Потому что мы, общество, почему не принимаем? Мы боимся. А страх порождается от незнания. Вот как здесь соблюсти баланс и все-таки сохранить в себе человечность? Н.Г.: Вы знаете, система инклюзивного образования всегда требует какой-то доработки. И необходимо, конечно, вот это воспитательное условие. Я просто приведу такой пример. У нас была девочка, училась в институте, и когда она пришла… Она инвалид-колясочница. Мы проводили такие опросы, и некоторые говорили здоровые студентки, так называемые здоровые студентки говорили: "Нам как-то вроде и неудобно рядом". А потом они привыкли, потом они ее полюбили. Сейчас она вышла замуж, она чемпион района по штанге, она получила высшее образование. И уже к ней относятся совершенно по-другому. То есть необходим процесс. О лечении творчеством и методах социализации людей с ограниченными возможностями. "На равных". Говорим с президентом "Национальной Инва-Академии" Николаем Галкиным. П.Д.: Николай Николаевич, а что мешает сегодня внедрить вашу методику инклюзивного образования в обычных школах? Я знаю, вы над этим проектом долго работали, а воз и нынче там. Н.Г.: Вы знаете, пока еще боязнь, я бы сказал, боязнь чего-то. Конечно, с инвалидами сложнее работать. И иногда бывает так: обожжется чиновник – и "лучше не делать". Вот у него в голове доминанта "лучше не делать, чем сделать это". Не надо этого бояться. И нужно понимать, что любой эксперимент имеет разные какие-то нюансы, и пугаться не стоит. Мы сколько ездили за границу, и у нас ни разу не было ни одного ЧП. Почему? Идет серьезная предварительная проработка и с родителями, и с педагогами, и с теми, кто у нас организует. П.Д.: В двух словах давайте расскажем, что собой представляет ваша инклюзивная система образования. Н.Г.: У нас инклюзивное образование такое комплексное, я бы сказал. С одной стороны, мы учитываем условия ребенка. И когда он приходит, то в первую очередь он совершает путешествие по нашему центру. И мы видим его, а он видит нас. И начинаем приспосабливаться постепенно друг к другу. Вот эта инклюзия очень важна. Чтобы добиться успеха, важно учитывать несколько моментов. Не говорить "нет" и "плохо". Второе – обязательно видеть и понимать успехи ребенка. Очень важно, когда родитель приходит и садится рядом с ребенком – тогда мягче проходит вхождение в эту систему. И родители бывают заинтересованы и начинают понимать, что и как делать, ведь очень много малограмотных (я имею в виду – в реабилитационном отношении инвалидов). И это в конечном итоге приводит к успеху. И для нас важно вот несколько таких моментов. Не говорить "нет" и "плохо". Второе – обязательно видеть успехи ребенка, понимать. Вот Василий Иванович Руськин выступал, и у него есть очень серьезная, так сказать, сильная сторона – он видит положительное в первых шагах. Сейчас в "Инва-Студию" возглавляет наша родительница бывшая, Людмила Васильевна Рысухина. Вы знаете, пока она не сделает все до последнего, чтобы помочь инвалиду и его семье, она не успокоится. Вот эти сильные стороны. К нам приходят и говорят: "Почему у вас такие успехи?" Потому что такие люди, которых мы воспитали за это время. П.Д.: Как раз с Василием Руськиным мы общались недавно по Skype, представителем "Инва-Студии" из Краснодара. И он выразил такое мнение, что сегодня крайне необходимо найти вот этот отдельный подход к каждому ребенку, к каждому инвалиду. Но сделать это крайне сложно. На ваш взгляд, почему? Ресурсов не хватает? Людей? Умений, знаний? Н.Г.: Нет, ресурсов у нас, я думаю, достаточно. Просто целенаправленность этих ресурсов – вот это наша проблема. П.Д.: Кстати, по поводу денег. Кто сегодня помогает "Инва-Академии"? Государство, нет? Н.Г.: Я как-то сказал… Мы встречались с Людмилой Александровной Путиной, кажется, в 2001 году это было. Она говорит: "Николай Николаевич, как вы общественной организацией сделали так много?" Я говорю: "У нас есть "партия добрых людей". Как раз эта "партия добрых людей" нам и помогает. Татьяна Геннадьевна Рогозина очень много помогает. И Дмитрий Олегович, когда он был послом в НАТО, он нас приглашал туда. Мы там делали замечательную выставку, мы передали икону там в центральный храм в Брюсселе. Вот такие энтузиасты. П.Д.: Николай Николаевич, мы с вами поговорили почти обо всем, затронули положительные стороны и даже поговорили о том, как общество можно подключить к важному инклюзивному проекту. Но боюсь, что забыли главное. Скажите, пожалуйста, что сегодня мешает "Инва-Академии" развиваться дальше? Н.Г.: Я бы сказал так: недостаточное внимание со стороны тех, кто должен в первую очередь обращать на это внимание. Вот недавно мы собирали в "Инва-Студии" чиновников, представителей Законодательного собрания. Они говорят: "Да, да! Все это очень хорошо. Да, будем помогать!" Но иногда бывает так: заканчивается мероприятие – и все, забывается. И конечно, законодательство. Нужно дорабатывать законодательство. П.Д.: Николай Николаевич, в завершение нашей беседы расскажите, раскройте тайну, завесу тайны, какие планы и какие задачи ставите перед "Инва-Студией" на 2017 год. Н.Г.: На 2017 год мы ставим такую задачу. В первую очередь и самое главное – конечно, дальше работать в Крыму и включить Крым в систему нашей работы. Но и почерпнуть в Крыму то, что у них есть. У них там очень много хорошего. Поэтому не будем распыляться. Вот Крым сейчас должен войти в систему наших отношений. П.Д.: А я пожелаю вам и всем сотрудникам "Инва-Академии", чтобы число регионов росло и дальше, и в конце 2017 года их было не 14, а хотя бы уже 30. Н.Г.: Спасибо. П.Д.: Успехов вам в работе! И спасибо, что сегодня на конкретных примерах рассказали, как важно быть на равных. Сотрудники "Инва-Академии" в 14 регионах страны каждый день, как бы громко это ни звучало, совершают настоящий подвиг. Это тяжелый труд. Это серьезная поддержка особых детей и их родителей. И это индивидуальный подход к каждому ученику. И главное здесь – результат, который стоит любых стараний. В студии "Большой страны" был президент "Национальной Инва-Академии" Николай Галкин.