Николай Кудрявцев: Быть классным инженером сейчас – это как раз тот тренд, который всем надо уловить
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/nikolai-kudryavtsev-o-24754.html Ангелина
Грохольская: У "физиков" настал звездный час! Любители точных наук смогут
доказать гуманитариям, что тоже не лыком шиты. Уже несколько лет в России проводится
акция "Тотальный диктант", и вот настало время математических расчетов.
12 февраля впервые пройдет Всероссийская контрольная "Выходи решать!".
Она приурочена к 50-летнему юбилею Заочной физико-технической школы.
Подробнее
об этом мероприятии мы попросили рассказать ректора Московского физико-технического
института Николая Кудрявцева. Николай Николаевич, здравствуйте.
Николай
Кудрявцев: Здравствуйте.
А.Г.:
Очень рады, что нашли время и пришли в студию "Большой страны" Скажите
мне, пожалуйста, "лирикам" на контрольной "Выходи решать!" совсем
не будет места?
Н.К.:
Да нет, задачи, я думаю, будут… По крайней мере, я знаю – задачи будут не очень
сложные, на уровне восьмого класса, так что можно и "лирикам" попробовать.
Это будет математика, физика и информатика. Можно выступить по одному предмету,
можно – по двум, а можно – по трем.
А.Г.:
Я знаю, что МФТИ является инициатором. А почему такая идея вообще возникла?
Н.К.:
Вы знаете, конечно, здесь и гуманитарии сыграли роль. Это как-то немножко завело.
Но на самом деле даже затрудняюсь сказать, откуда пошла эта инициатива, и не только
из МФТИ. Как-то вот родилось такое какое-то…
А.Г.:
К вам же сейчас другие институты и университеты присоединились, да?
Н.К.:
Да. Там уже много – и Московский университет, и Высшая школа экономики, и многие
ведущие московские, и вузы со всей страны. То есть мы даже не ожидали такого интереса.
Но, наверное, это хорошо. Цель-то – обратить внимание. Хотим показать, что вот таким
вот образом, совсем это несложно, и не так страшен черт, как его малюют. Надо просто
прийти, решить – и уже что-то у тебя будет.
А.Г.:
Кроме всего прочего, контрольная, вообще эта акция – она приурочена к 50-летию Заочной
физико-технической школы, которая является подразделением МФТИ. Расскажите о ней.
Чем живет она сейчас? Все-таки юбилей золотой.
Н.К.:
Вы знаете, Физтеху – 70 лет. И школа появилась после 20 лет существования
Физтеха. И эта школа… Я здесь должен вспомнить Тамару Алексеевну Чугунову – первого
директора, которая 40 с лишним лет руководила этой школой и фактически ее поставила.
Цель – вообще и Физтех, и ряд таких очень серьезных технических вузов – это как
некий социальный лифт. У нас достаточно сложные программы, поэтому мы должны собирать
ребят со всей страны. И не только собирать. Таланты – как золото. Они рассыпаны
всюду.
А.Г.:
И ведь не заметишь сразу, да? Как золото, отмывать надо.
Н.К.:
И не заметишь. И на самом деле у всех очень разные стартовые условия. Но если у
тебя ясная голова, есть такая мотивация, то, конечно… Ребенку надо дать опцию –
получить качественное физико-математическое образование. Собственно школа была создана
тогда именно для этих целей. Ну, тогда это были, так сказать, технологии, соответствующие
времени, то есть писали письма. Лучшие преподаватели Физтеха, методисты делали задачи.
И не просто задачу сделать, а чтобы она была интересной еще. Студенты старших курсов
и аспиранты проверяли. И мы находились в переписке.
А сейчас появилось очень много средств коммуникации,
что, конечно, ставит эту работу совершенно на другой уровень. Но принцип сохранился.
То есть у каждого школьника есть тьютор – это студент старшего курса либо аспирант.
Ну, сейчас они уже по Skype общаются. То есть не просто он проверяет то, что он
делает, а он еще как бы его учит. Среда очень сильно влияет на этот процесс.
И в этой школе обучается сейчас где-то порядка
17 тысяч школьников, из них выпускной класс – где-то от 6 до 7 тысяч.
Вот примерно так. И мы работаем не на наш институт, потому что из выпуска этой школы
на Физтех придет около 10% всего.
А.Г.:
А почему так мало?
Н.К.:
Но это составит примерно половину нашего приема.
А.Г.:
Ага. С другой стороны, да, вроде бы и…
Н.К.:
Потому что мы принимаем около тысячи, а кончают 6 тысяч.
А.Г.:
То есть Заочная школа обеспечивает хорошими абитуриентами, подготовленными.
Н.К.:
Всех. И это цель принципиальная – мы работаем не только на наш институт, а вообще
как бы, и даем ребятам, где бы они ни находились, возможность собственно получить
очень хорошие знания по физике и математике.
А.Г.:
Я читала, что многие ректоры именно технических вузов говорят о том, что приходят
абитуриенты с очень низким баллом именно по физике.
Н.К.:
Ну, здесь сложная ситуация, я бы сказал. Вот на Физтехе входной балл очень высокий
– около 94, средний, если брать на три предмета. И мы тоже технический вуз, но в
этом смысле мы все-таки… Ну, если сказать современным языком, то это high end инженерии
и научной работы. Мы, так сказать, позиционируем себя. Вузы, скажем, ординарные,
инженерные действительно испытывают дефицит с теми, кто хотел бы обучаться. Это
еще во многом связано с тем, что слово "инженер" как-то немножко…
А.Г.:
Принизили его в свое время.
Н.К.:
Его принизили, и это абсолютно неправильно. И контрольная "Выходи решать!",
она в том числе как бы… Мы сначала побежали, а потом думаем: "Зачем мы это
делаем?" И вот в том числе… Как бы все сказали: "Ну, надо же что-то здесь
сделать". Потому что действительно быть классным инженером сейчас – это как
раз тот тренд, который всем надо уловить. Потому что многие наши такие аспекты деятельности
стали высокими технологиями. Вот мы лет 10 назад пошли в медицину так достаточно
широко, в фармакологию. Нам говорили: "Ну, это не ваша задача, не физиков".
А.Г.:
Ну, вроде бы да – где вы и где медицина.
Н.К.:
Ну а как? Вот вы идете – УЗИ, МРТ, КТ, а это все физические методы, это физики сделали.
Плюс физики могут существенно сократить время разработки лекарств.
Строительство. В строительном университете весной
мы были, в начале лета. Показывают плиточку такую, которой сейчас дома обшивают.
Изолирующий слой – всего 2 миллиметра. И это соответствует почти метру кирпича
по теплоизоляции. Это совсем другие технологии.
И всюду на самом деле сейчас нужны специалисты,
которые владеют, скажем, не одной какой-то темой, а несколькими. И если во время
моей активной такой научной деятельности говорили, что достижения делаются на стыке
наук, то сейчас достижения делаются в междисциплинарных, в мультидисциплинарных
областях, где много стыков вот этих.
"Выходи
решать!" – под таким слоганом в феврале этого года пройдет Всероссийская физико-техническая
контрольная. В студии "Большой страны" – Николая Кудрявцев, ректор МФТИ,
доктор физико-математических наук, член-корреспондент Российской академии наук.
А.Г.:
В прошлом году… Кстати, в юбилейном, да? Прошлый же год был юбилейный для МФТИ.
Н.К.:
Да.
А.Г.:
Процитирую вас сейчас: "Университет совершил исторический прыжок, – вы так
сказали в одном из интервью, – поднявшись в одном из мировых рейтингов с 93-й позиции
сразу на 12-е место". Вот что этому способствовало? Новый подход этот?
Н.К.:
Вы знаете, Физтех в прошлом году вошел в 100 мировых вузов по разделу "физика"
одного из трех ведущих агентств, кто вот делает такую оценку, Times Higher Education.
Это программа "5-100", в которой сейчас участвует 21 вуз, мы участвуем
уже третий год. Задача – повышение нашей конкурентоспособности. И собственно это
то, как наши вузы начинают позиционироваться уже как ведущие образовательные центры
мировых стандартов.
А.Г.:
Что это студентам дает?
Н.К.:
Сейчас студенты (раньше вообще мечтать не могли), как правило, они во время своего
обучения съездят и поработают в одной из ведущих лабораторий мировых каких-то центров
других.
А.Г.:
То есть они уже имеют такую возможность?
Н.К.:
Да. Вот эта программа "5-100" это дает. И мы очень активно это используем.
А.Г.:
Я правильно понимаю, что ваши студенты активно занимаются и научной деятельностью,
имеют такую возможность, да?
Н.К.:
Да. Казалось бы, молодой человек… Это у нас с третьего-четвертого курса. Значит
– ему 20–21 год. Очень многие результаты получаются в таком молодом возрасте.
А.Г.:
Я, может быть, глупый вопрос сейчас задам, но вот есть открытия, сделанные именно
студентами?
Н.К.:
Понимаете, конечно, студентам сложно сделать такое открытие, которое имеет… Наш
институт выпустил двух нобелевских лауреатов 2010 года, они открыли графен.
Андрей Гейм – он постарше. И Константин Новоселов – он учился у нас в институте
и в аспирантуре как раз в самые сложные 90-е годы. Как бы основы были заложены вот
тогда, то есть когда ему было от 20 до 27 лет.
А.Г.:
Мне такое мнение приходилось слышать… даже не мнение, а сомнение, наверное, пока
еще школьников, но которые, может быть, и хотели бы поступить к вам в университет.
Сейчас, когда вуз уже занимает такие высокие позиции и в мировых рейтингах, не сыграет
ли это злую шутку? Страшно, говорят, к вам поступать, не поступить, очень высокие
требования. И просто прийти школьнику… И многие даже с хорошими оценками не решаются
это делать.
Н.К.:
Понимаете, конечно, страха-то никакого не должно быть. И все, кто приходят к нам
поступать, вообще они говорят о том, что как-то все это очень комфортно у нас устроено.
У нас же есть и программа перевода: он два года учится в другом вузе, а потом переводится
к нам. И кстати, очень много таких ребят, которые к нам пришли из других вузов.
И мы видим, что в других вузах, в общем – что тоже очень отрадно – есть очень сильные
ребята. И потом к нам, так сказать, поступают. Но я могу сказать так: каждый, кто
захочет к нам поступить, обязательно поступит.
А.Г.:
И найдет поддержку, наверное, да?
Н.К.:
С нашей стороны найдет поддержку.
А.Г.:
Я просто слышала, читала такую историю: у вас был абитуриент, который не мог написать
сочинение, даже написал вроде бы на иностранном языке, но был очень талантлив именно
по специализации. И как-то пошла комиссия ему навстречу, он что-то переписал.
Н.К.:
Эта история, если я не ошибаюсь, она от меня и идет.
А.Г.:
Может быть, да.
Н.К.:
Ну, это было… Я уж тогда могу ее всю рассказать.
А.Г.:
Расскажите, да.
Н.К.:
Это был парень… я уже забыл, из какой-то среднеазиатской республики. У него были
очень хорошие оценки по физике и математике. А ему тогда за сочинение поставили
двойку, потому что он написал его на каком-то своем языке.
А.Г.:
Растерялся? Не успевал?
Н.К.:
Ну, естественно, он ко мне пришел. Я тогда как раз приемом занимался на факультете.
Я говорю: "Ну, что так?" Он говорит: "Я вот задумался, и в этом смысле…
А потом смотрю – времени уже мало. И понимаю, что по-русски я не успею написать".
Но в конце концов было принято решение, что под наблюдением двух преподавательниц
ему будет отведен час времени, и он должен будет вот то, что он там написал на своем
языке, написать на русском языке. Что и было исполнено. А потом был шок для всех,
потому что он написал на русском языке, и это было написано каллиграфическим почерком,
очень красивым. И наши очень такие требовательные англичанки не могли найти ни одной
ошибки.
А.Г.:
Поразительно!
Н.К.:
Да. Вот этот случай реально был.
А.Г.:
Николай Николаевич, уже в завершение нашего разговора вернемся к контрольной все-таки.
Станет ли она ежегодной? Или вот надо попробовать, а потом будет видно?
Н.К.:
Вы знаете, конечно, сейчас можно сказать, что надо попробовать, а потом будет видно.
Но по настрою волонтеров, энтузиастов, и не только из Физтеха, как говорится, у
меня нет сомнений, что она станет постоянной.
А.Г.:
Я желаю вам удачи. С наступающим Днем студента! Он же буквально завтра, поэтому
привет вашим всем студентам обязательно и преподавателям. Спасибо вам большое.
Н.К.:
Спасибо.
А.Г.:
Мы беседовали с ректором Московского физико-технического института Николаем Кудрявцевым.