Ангелина Грохольская: У "физиков" настал звездный час! Любители точных наук смогут доказать гуманитариям, что тоже не лыком шиты. Уже несколько лет в России проводится акция "Тотальный диктант", и вот настало время математических расчетов. 12 февраля впервые пройдет Всероссийская контрольная "Выходи решать!". Она приурочена к 50-летнему юбилею Заочной физико-технической школы. Подробнее об этом мероприятии мы попросили рассказать ректора Московского физико-технического института Николая Кудрявцева. Николай Николаевич, здравствуйте. Николай Кудрявцев: Здравствуйте. А.Г.: Очень рады, что нашли время и пришли в студию "Большой страны" Скажите мне, пожалуйста, "лирикам" на контрольной "Выходи решать!" совсем не будет места? Н.К.: Да нет, задачи, я думаю, будут… По крайней мере, я знаю – задачи будут не очень сложные, на уровне восьмого класса, так что можно и "лирикам" попробовать. Это будет математика, физика и информатика. Можно выступить по одному предмету, можно – по двум, а можно – по трем. А.Г.: Я знаю, что МФТИ является инициатором. А почему такая идея вообще возникла? Н.К.: Вы знаете, конечно, здесь и гуманитарии сыграли роль. Это как-то немножко завело. Но на самом деле даже затрудняюсь сказать, откуда пошла эта инициатива, и не только из МФТИ. Как-то вот родилось такое какое-то… А.Г.: К вам же сейчас другие институты и университеты присоединились, да? Н.К.: Да. Там уже много – и Московский университет, и Высшая школа экономики, и многие ведущие московские, и вузы со всей страны. То есть мы даже не ожидали такого интереса. Но, наверное, это хорошо. Цель-то – обратить внимание. Хотим показать, что вот таким вот образом, совсем это несложно, и не так страшен черт, как его малюют. Надо просто прийти, решить – и уже что-то у тебя будет. А.Г.: Кроме всего прочего, контрольная, вообще эта акция – она приурочена к 50-летию Заочной физико-технической школы, которая является подразделением МФТИ. Расскажите о ней. Чем живет она сейчас? Все-таки юбилей золотой. Н.К.: Вы знаете, Физтеху – 70 лет. И школа появилась после 20 лет существования Физтеха. И эта школа… Я здесь должен вспомнить Тамару Алексеевну Чугунову – первого директора, которая 40 с лишним лет руководила этой школой и фактически ее поставила. Цель – вообще и Физтех, и ряд таких очень серьезных технических вузов – это как некий социальный лифт. У нас достаточно сложные программы, поэтому мы должны собирать ребят со всей страны. И не только собирать. Таланты – как золото. Они рассыпаны всюду. А.Г.: И ведь не заметишь сразу, да? Как золото, отмывать надо. Н.К.: И не заметишь. И на самом деле у всех очень разные стартовые условия. Но если у тебя ясная голова, есть такая мотивация, то, конечно… Ребенку надо дать опцию – получить качественное физико-математическое образование. Собственно школа была создана тогда именно для этих целей. Ну, тогда это были, так сказать, технологии, соответствующие времени, то есть писали письма. Лучшие преподаватели Физтеха, методисты делали задачи. И не просто задачу сделать, а чтобы она была интересной еще. Студенты старших курсов и аспиранты проверяли. И мы находились в переписке. А сейчас появилось очень много средств коммуникации, что, конечно, ставит эту работу совершенно на другой уровень. Но принцип сохранился. То есть у каждого школьника есть тьютор – это студент старшего курса либо аспирант. Ну, сейчас они уже по Skype общаются. То есть не просто он проверяет то, что он делает, а он еще как бы его учит. Среда очень сильно влияет на этот процесс. И в этой школе обучается сейчас где-то порядка 17 тысяч школьников, из них выпускной класс – где-то от 6 до 7 тысяч. Вот примерно так. И мы работаем не на наш институт, потому что из выпуска этой школы на Физтех придет около 10% всего. А.Г.: А почему так мало? Н.К.: Но это составит примерно половину нашего приема. А.Г.: Ага. С другой стороны, да, вроде бы и… Н.К.: Потому что мы принимаем около тысячи, а кончают 6 тысяч. А.Г.: То есть Заочная школа обеспечивает хорошими абитуриентами, подготовленными. Н.К.: Всех. И это цель принципиальная – мы работаем не только на наш институт, а вообще как бы, и даем ребятам, где бы они ни находились, возможность собственно получить очень хорошие знания по физике и математике. А.Г.: Я читала, что многие ректоры именно технических вузов говорят о том, что приходят абитуриенты с очень низким баллом именно по физике. Н.К.: Ну, здесь сложная ситуация, я бы сказал. Вот на Физтехе входной балл очень высокий – около 94, средний, если брать на три предмета. И мы тоже технический вуз, но в этом смысле мы все-таки… Ну, если сказать современным языком, то это high end инженерии и научной работы. Мы, так сказать, позиционируем себя. Вузы, скажем, ординарные, инженерные действительно испытывают дефицит с теми, кто хотел бы обучаться. Это еще во многом связано с тем, что слово "инженер" как-то немножко… А.Г.: Принизили его в свое время. Н.К.: Его принизили, и это абсолютно неправильно. И контрольная "Выходи решать!", она в том числе как бы… Мы сначала побежали, а потом думаем: "Зачем мы это делаем?" И вот в том числе… Как бы все сказали: "Ну, надо же что-то здесь сделать". Потому что действительно быть классным инженером сейчас – это как раз тот тренд, который всем надо уловить. Потому что многие наши такие аспекты деятельности стали высокими технологиями. Вот мы лет 10 назад пошли в медицину так достаточно широко, в фармакологию. Нам говорили: "Ну, это не ваша задача, не физиков". А.Г.: Ну, вроде бы да – где вы и где медицина. Н.К.: Ну а как? Вот вы идете – УЗИ, МРТ, КТ, а это все физические методы, это физики сделали. Плюс физики могут существенно сократить время разработки лекарств. Строительство. В строительном университете весной мы были, в начале лета. Показывают плиточку такую, которой сейчас дома обшивают. Изолирующий слой – всего 2 миллиметра. И это соответствует почти метру кирпича по теплоизоляции. Это совсем другие технологии. И всюду на самом деле сейчас нужны специалисты, которые владеют, скажем, не одной какой-то темой, а несколькими. И если во время моей активной такой научной деятельности говорили, что достижения делаются на стыке наук, то сейчас достижения делаются в междисциплинарных, в мультидисциплинарных областях, где много стыков вот этих. "Выходи решать!" – под таким слоганом в феврале этого года пройдет Всероссийская физико-техническая контрольная. В студии "Большой страны" – Николая Кудрявцев, ректор МФТИ, доктор физико-математических наук, член-корреспондент Российской академии наук. А.Г.: В прошлом году… Кстати, в юбилейном, да? Прошлый же год был юбилейный для МФТИ. Н.К.: Да. А.Г.: Процитирую вас сейчас: "Университет совершил исторический прыжок, – вы так сказали в одном из интервью, – поднявшись в одном из мировых рейтингов с 93-й позиции сразу на 12-е место". Вот что этому способствовало? Новый подход этот? Н.К.: Вы знаете, Физтех в прошлом году вошел в 100 мировых вузов по разделу "физика" одного из трех ведущих агентств, кто вот делает такую оценку, Times Higher Education. Это программа "5-100", в которой сейчас участвует 21 вуз, мы участвуем уже третий год. Задача – повышение нашей конкурентоспособности. И собственно это то, как наши вузы начинают позиционироваться уже как ведущие образовательные центры мировых стандартов. А.Г.: Что это студентам дает? Н.К.: Сейчас студенты (раньше вообще мечтать не могли), как правило, они во время своего обучения съездят и поработают в одной из ведущих лабораторий мировых каких-то центров других. А.Г.: То есть они уже имеют такую возможность? Н.К.: Да. Вот эта программа "5-100" это дает. И мы очень активно это используем. А.Г.: Я правильно понимаю, что ваши студенты активно занимаются и научной деятельностью, имеют такую возможность, да? Н.К.: Да. Казалось бы, молодой человек… Это у нас с третьего-четвертого курса. Значит – ему 20–21 год. Очень многие результаты получаются в таком молодом возрасте. А.Г.: Я, может быть, глупый вопрос сейчас задам, но вот есть открытия, сделанные именно студентами? Н.К.: Понимаете, конечно, студентам сложно сделать такое открытие, которое имеет… Наш институт выпустил двух нобелевских лауреатов 2010 года, они открыли графен. Андрей Гейм – он постарше. И Константин Новоселов – он учился у нас в институте и в аспирантуре как раз в самые сложные 90-е годы. Как бы основы были заложены вот тогда, то есть когда ему было от 20 до 27 лет. А.Г.: Мне такое мнение приходилось слышать… даже не мнение, а сомнение, наверное, пока еще школьников, но которые, может быть, и хотели бы поступить к вам в университет. Сейчас, когда вуз уже занимает такие высокие позиции и в мировых рейтингах, не сыграет ли это злую шутку? Страшно, говорят, к вам поступать, не поступить, очень высокие требования. И просто прийти школьнику… И многие даже с хорошими оценками не решаются это делать. Н.К.: Понимаете, конечно, страха-то никакого не должно быть. И все, кто приходят к нам поступать, вообще они говорят о том, что как-то все это очень комфортно у нас устроено. У нас же есть и программа перевода: он два года учится в другом вузе, а потом переводится к нам. И кстати, очень много таких ребят, которые к нам пришли из других вузов. И мы видим, что в других вузах, в общем – что тоже очень отрадно – есть очень сильные ребята. И потом к нам, так сказать, поступают. Но я могу сказать так: каждый, кто захочет к нам поступить, обязательно поступит. А.Г.: И найдет поддержку, наверное, да? Н.К.: С нашей стороны найдет поддержку. А.Г.: Я просто слышала, читала такую историю: у вас был абитуриент, который не мог написать сочинение, даже написал вроде бы на иностранном языке, но был очень талантлив именно по специализации. И как-то пошла комиссия ему навстречу, он что-то переписал. Н.К.: Эта история, если я не ошибаюсь, она от меня и идет. А.Г.: Может быть, да. Н.К.: Ну, это было… Я уж тогда могу ее всю рассказать. А.Г.: Расскажите, да. Н.К.: Это был парень… я уже забыл, из какой-то среднеазиатской республики. У него были очень хорошие оценки по физике и математике. А ему тогда за сочинение поставили двойку, потому что он написал его на каком-то своем языке. А.Г.: Растерялся? Не успевал? Н.К.: Ну, естественно, он ко мне пришел. Я тогда как раз приемом занимался на факультете. Я говорю: "Ну, что так?" Он говорит: "Я вот задумался, и в этом смысле… А потом смотрю – времени уже мало. И понимаю, что по-русски я не успею написать". Но в конце концов было принято решение, что под наблюдением двух преподавательниц ему будет отведен час времени, и он должен будет вот то, что он там написал на своем языке, написать на русском языке. Что и было исполнено. А потом был шок для всех, потому что он написал на русском языке, и это было написано каллиграфическим почерком, очень красивым. И наши очень такие требовательные англичанки не могли найти ни одной ошибки. А.Г.: Поразительно! Н.К.: Да. Вот этот случай реально был. А.Г.: Николай Николаевич, уже в завершение нашего разговора вернемся к контрольной все-таки. Станет ли она ежегодной? Или вот надо попробовать, а потом будет видно? Н.К.: Вы знаете, конечно, сейчас можно сказать, что надо попробовать, а потом будет видно. Но по настрою волонтеров, энтузиастов, и не только из Физтеха, как говорится, у меня нет сомнений, что она станет постоянной. А.Г.: Я желаю вам удачи. С наступающим Днем студента! Он же буквально завтра, поэтому привет вашим всем студентам обязательно и преподавателям. Спасибо вам большое. Н.К.: Спасибо. А.Г.: Мы беседовали с ректором Московского физико-технического института Николаем Кудрявцевым.