Павел Давыдов: В Москве в июне показали документальный фильм "Владимир Русанов. Последний подвиг "Геркулеса", снятого при поддержке Русского географического общества. Лента посвящена событиям 1912 года – плаванию шхуны "Геркулес" под командой известного полярника Владимира Русанова и загадочному исчезновению корабля со всем экипажем. Экспедиция была организована для разведки угольных месторождений на острове Шпицберген. Для восстановления цепочки событий съемочная группа во главе со знаменитым путешественником Николаем Литау отправилась в экспедицию по маршруту "Геркулеса". В фильме рассказывается не только о заслугах Русанова, но и о подвиге других русских полярников. Сегодня у нас в гостях Николай Литау — действительный член Русского географического общества, кавалер ордена Мужества, яхтсмен, заслуженный мастер спорта России, капитан знаменитой яхты "Апостол Андрей", организатор и участник уникальных путешествий под парусом. Николай Андреевич, здравствуйте. Николай Литау: Здравствуйте. П.Д.: Я еще долго могу перечислять ваши регалии, звания, награды. Коротко скажу нашим зрителям: сегодня у нас в гостях уникальный гость. Рад вас приветствовать. Мы начали с упоминания о фильме "Владимир Русанов. Последний подвиг "Геркулеса". Скажите, а какую роль в нем отвели вам? Н.Л.: Это был 2013 год, одна из наших уже посткругосветных экспедиций. Задачей яхты "Апостол Андрей" было как раз пройти тем маршрутом, которым шел Русанов в 1912–1913 годах, и пройти по тем местам, где были обнаружены какие-то следы пропавшей русановской экспедиции – это острова в Карском море. Мы со съемочной группой как раз все это и сделали. П.Д.: Скажите, пожалуйста, а насколько сложно было повторить путь Владимира Русанова? Все-таки Северный Ледовитый океан. Или все-таки вам не привыкать к экстремальным условиям? Н.Л.: Ну, привыкать, не привыкать… Арктика есть Арктика. На самом деле, конечно, я думаю, было гораздо легче нам, чем Русанову, по ряду причин. В том числе и в первую очередь потому, что 1912 год и 2012 год очень сильно отличаются по ледовой обстановке. Вообще 2012 год на протяжении современной истории Арктики считается наименее ледовитым годом, поэтому мы льдин почти не видели. Когда мы пришли уже к острову Геркулес, мы встретили первые льды. Совсем по-другому складывалась жизнь у Русанова в те годы. И не он же один там ходил, а там ходили еще экспедиции. Там шла экспедиция Брусилова, и как раз она в Карском море вмерзла в лед именно в 1912 году. П.Д.: Вокруг исчезновения "Геркулеса" очень много разных версий. А какая ближе всего вам? Н.Л.: Опять я повторюсь о тяжелой ледовой обстановке тех лет. Скорее всего, это судно было раздавлено льдами и погибло в Карском море. П.Д.: А для вас как путешественника и капитана яхты что оказалось во время съемочного процесса самым сложным? Н.Л.: Изображать в какой-то мере героев. Потому что когда мы ходим в Арктику… Для нас это не первая экспедиция была в Арктике. Уже достаточно опытный экипаж, и "Апостол Андрей" испытан, места знакомые. А здесь приходилось все время думать о том, что рядом работают камеры, следить за нормативной лексикой (и ненормативной в том числе) и так далее. П.Д.: Яхта "Апостол Андрей", насколько я знаю, имеет удивительную историю. Мало того что несколько кругосветных путешествий вы на ней совершили, но еще и было много интересного, связанного с именем этой яхты. Давайте расскажем нашим телезрителям, как появилось название "Апостол Андрей". Мы обратились к патриарху (тогда был Алексий II) с просьбой благословить яхту и предложить свое имя. Таким образом и появился "Апостол Андрей". Н.Л.: Да, действительно, когда мы яхту строили… Самое интересное, что яхта на воду была спущена без имени. Это, в общем-то, несколько необычно. А почему так произошло? Потому что мы были в поисках имени. Во-первых, хотелось, чтобы имя было достойное, чтобы в нем отражалось сразу все. Наше намерение плавания по Северному морскому пути – это была наша первая цель тогда, 20 лет назад. Ну, какие-то еще другие патриотические вещи. В результате всех этих метаний мы обратились к патриарху (тогда был Алексий II) с просьбой благословить яхту и предложить свое имя. И вот появился таким образом "Апостол Андрей". И надо сказать, что в этом имени сразу каким-то чудесным (особенно скажут верующие) способом все вместе срослось. 1996 год – это был год 300-летия российского флота. А Андрей Первозванный, флаг Андреевский – все это тоже связано с флотом. И вообще Андрей Первозванный – покровитель России. Так в одном имени – сразу все. П.Д.: Как известно, "как корабль назовешь, так он и поплывет". "Апостол Андрей" подтверждает это известное выражение? Н.Л.: Да, известное выражение капитана Врунгеля. Я бы сказал, что, наверное, так оно и есть. Немало было проблем на нашем пути – и поломки очень серьезные, вплоть до потери руля, причем в антарктических широтах. И мы все-таки каждый раз находили силы, знания, умение и мужество для того, чтобы преодолеть все это, и выходили всегда из всех ситуаций самостоятельно. П.Д.: Кстати, а как изменилось техническое оснащение яхты с момента вашего первого путешествия по сегодняшний день? Н.Л.: Надо сказать, что яхта стала намного более оснащенной. Но это, наверное, не столько связано с прогрессом, потому что мы в 1996 году выходили, и у нас уже была электронная картография и GPS. Поэтому какого-то такого качественного скачка не произошло, а произошел количественный – расширение. Сегодня у меня только навигационных электронных картографий две-три стоит, порядка пяти GPS, космическая связь трех разных систем на борту. В этом плане, конечно, существенно. А по сути своей "Апостол Андрей" достаточно просто построен – нет никаких приспособлений для уборки и постановки паруса, все делается вручную. Допустим, в море Лаптевых в 1998 году было такое сильное обледенение, что все устройства просто покрылись бы глыбами льда и ничего бы не работало. А когда все просто (на карабинах, на канатах, веревках), берешь деревянный молоток, который плотники называют "киянка", а мы называем "мушкель", и при помощи него освобождаешься ото льда – и дальше все продолжает работать. П.Д.: Но не каждая яхта может похвастаться такой возможностью – плавать в полярных морях. Н.Л.: Тут, наверное, не столько от яхты зависит, сколько от людей. П.Д.: Ага, все-таки мы к этому пришли. Н.Л.: Хотя яхта, конечно, достаточно прочная для того, чтобы выдержать столкновение со льдами. П.Д.: А можно ли сегодня сказать, что после, так скажем, "длительной болезни", затяжного перерыва мы – Россия – вернулись в Арктику? Я видел, какая была Арктика в 1998 и 1999 годах. Я видел, как умирали поселки и города наши, большая часть народа уехала – и все это рухнуло. Но сейчас возрождается, возвращается. Н.Л.: Мы возвращаемся, это точно. Я могу со всей ответственностью это говорить, потому что я не как профессионал… Ну, тут сложно говорить, кто профессионал, а кто не профессионал. В 1998 году я первый раз пришел в Арктику, скоро будет 20 лет арктических изысканий. И я видел, какая была Арктика в 1998 и 1999 годах. Я видел, как умирали поселки и города наши. Я видел, как люди хотели уехать, но не могли уехать – даже уехать было не на что. Потом все-таки большая часть народа уехала – и все это рухнуло. Но сейчас возрождается, возвращается. Мы возвращаем опять аэродромы, которые были брошены и развалились полностью. П.Д.: Но сегодня на политической арене развернулась нешуточная борьба вокруг Арктики – сразу несколько государств претендуют на определенные территориальные арктические образования, в том числе и Россия. А как вы считаете, каковы наши перспективы в этой непростой борьбе? Я понимаю, вы не политолог, но тем не менее ваше мнение было бы очень интересно телезрителям. Н.Л.: Я думаю, что у нас вполне серьезные на это намерения и реальные перспективы. Наша часть Арктики всегда была нашей. Она и останется нашей – согласно всем международным договорам. Я думаю, что у нас достанет сил, чтобы закрепиться там и отстоять наши богатства. Понятно, почему идет борьба за это – потому что там достаточно много находится под водой. Я не думаю, что кто-то борется за эти соленые льды. Все борются за то, что находится под ледяными водами. П.Д.: В одной из газет даже я читал, что Арктику назвали "международный перспективный проект XXI века" – в связи с таянием льдов и выходом во все мировые океаны. Н.Л.: Таяние льдов, конечно, существенно облегчает те же нефтяные разработки, газовые разработки, потому что не надо бороться со всем этим. П.Д.: Но все это может сказаться на экосистеме региона. Н.Л.: На экосистеме, конечно. И в первую очередь жалко и грустно за белых медведей, потому что они безо льдов жить не могут. Если, допустим, нерпе нужна чистая вода, чтобы ловить рыбу, продушины нужны, чтобы дышать воздухом, то медведь должен ловить на границе льда и воды. П.Д.: Николай Андреевич, давайте вернемся к вашим путешествиям. В одном из интервью я прочитал, что в ваших экспедициях несколько параллельных задач – спортивная, исследовательская и историческая. А от чего зависят такие задачи, и кто их перед вами ставит? Н.Л.: Ставим мы их сами. Надо сказать честно, что все идеи, которые осуществляются на "Апостоле Андрее", рождаются в моей голове в основном. Но я стараюсь привлечь, помимо спортивной части, безусловно, и историческую. Насчет исследовательской – здесь, конечно, некоторый перебор. Были попытки, в первом плавании мы действительно какие-то медицинские приборы брали – такие сундучки, которые должны были нас всех исследовать. Но в итоге это как-то все не ожило, потому что не оказалось человека, который был бы энтузиастом и этим всем бы занимался. П.Д.: Насколько я знаю, у вас сравнительно небольшой экипаж – семь человек. А как часто меняется состав команды? Н.Л.: Если говорить о кругосветных экспедициях, то практика показала, что количество принявших участие целиком в два раза больше, чем количество на борту единовременно. Семь человек – мы ходили вначале. Потом мы ходили поменьше – и шесть, и пять человек. В длительных переходах в не очень сложных водах (в пассатах) не нужно семь человек, там пяти человек достаточно. И, как правило, у меня запасные были на берегу. В итоге за 10 лет только в кругосветных плаваниях у нас прошло через яхту 30 человек всего-навсего. Сейчас посткругосветная тема – мы совершаем уже седьмое плавание в Арктике. Все плавания связаны с какими-то юбилеями, именами российских предшественников, моряков, полярников. Состав постоянно обновляется, приглашаем все время каких-то новых ребят – в основном молодых, конечно. П.Д.: Николай Андреевич, а сегодня, оглядываясь назад, вы для себя смогли сформулировать, что стало определяющим в вашей жизни, почему вы выбрали именно такой путь? Н.Л.: У меня было полжизни вначале нормальной. Я ведь первые 20 лет проработал в "Главмосстрое", возглавлял одно из автохозяйств, управление механизацией. П.Д.: А потом где-то что-то "перещелкнуло"? Н.Л.: А это было хобби. Я увлекался туризмом с юношества – пешим, конным и прочим. Ну, яхта больше переманила, потому что и возможностей больше, и носить ничего не надо на себе. Наоборот, она тебя везет, а твое дело – только управлять. И в какой-то момент хобби, видать, настолько стало мешать работе, что пришлось бросить работу. А что послужило толчком? Наверное, та "бацилла", которую я в совсем раннем детстве проглотил с книгами Хейердала, Новикова-Прибоя и прочих. П.Д.: Николай Андреевич, а какой совет вы могли бы дать нашим юным телезрителям, которые сейчас смотрят на вас и хотят повторить ваш путь? С чего начать? Н.Л.: Начать надо с того, что надо мечтать, и очень сильно мечтать. Как говорится, "мечтайте – и мечты исполняются". А дальше надо приходить в наш клуб "Приключение". Ведь яхта "Апостол Андрей" не сама по себе, а она существует вместе с клубом "Приключение", который возглавляет Дмитрий Шпаро, известный полярный путешественник. У нас есть много юношеских программ, лагеря есть – от Крыма до Карелии. И можно начинать там. П.Д.: Николай Андреевич, позвольте пожелать вам новых открытий, запоминающихся впечатлений и верной команды, а главное – больших возможностей для воплощения идей, о которых мы сегодня говорили. И позвольте поздравить вас и всю вашу команду с 20-летним юбилеем вашей яхты "Апостол Андрей". Н.Л.: Спасибо. П.Д.: У нас в гостях был действительный член Русского географического общества, кавалер ордена Мужества, яхтсмен, заслуженный мастер спорта России, капитан яхты "Апостол Андрей" Николай Литау.