Павел Давыдов: Трамплин для развития. Особая экономическая зона создана на территории Узловского района Тульской области. Соответствующий указ минувшей весной подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Согласно документу, особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Узловая" должна появиться рядом с индустриальным парком "Узловая". Туда смогут зайти инвесторы с проектами от 120 миллионов рублей. До 2018 года властям Узловского района Тульской области необходимо выполнить ряд требований – в частности, создать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуры. Однако пока неясно, удастся ли осуществить эти планы. Дело в том, что недавно Владимир Путин поручил прекратить работу 10 уже действующих особых экономических зон, а также приостановить создание новых. У нас в гостях – глава администрации муниципального образования Узловский район Тульской области Николай Терехов. Николай Николаевич, здравствуйте. Николай Терехов: Здравствуйте. П.Д.: По вашей оценке, появится ли новый экономический узел на карте особых экономических зон большой страны? Н.Т.: Ответ может быть только утвердительный. П.Д.: Несмотря на заявление Владимира Путина? Н.Т.: Президента можно понять в этой ситуации. Наша особая экономическая зона создана уже по новому формату. В тех экономических зонах, которые создавались ранее, чтобы создать там инфраструктуру, федеральный бюджет давал достаточно солидные средства. Безусловно, необходима отдача. Если нет эффективности, президент и предъявляет претензии по их деятельности. Что касается новых экономических зон, то я думаю, что абсолютно правильно подходить к данному инструменту экономического развития очень аккуратно, так как действительно, чтобы развить эти зоны, требуются достаточно солидные средства. П.Д.: При этом президент поручил Правительству разработать единые подходы к созданию особых экономических зон. Я так понимаю, что под эти требования вы уже подпадаете? Н.Т.: Да. Вы знаете, прежде всего стоит отметить, что мы тратим из регионального бюджета те средства, на которые будет создана вся инфраструктура. Это говорит о том, что федеральный бюджет не участвует. Но, когда развивается территория, потом все уровни бюджета получают доходную часть, и поэтому новый формат этим и интересен, наверное, для всей федерации. П.Д.: А сумма, кстати, насколько я понимаю, немаленькая – 3,5 миллиарда рублей до 2018 года – на создание транспортной, социальной и логистической инфраструктуры. Н.Т.: Да. Даже можно сказать – не менее 3,5 миллиарда, так как мы будем смотреть и впоследствии что-то, может быть, добавлять, потому что мы понимаем, что эта система должна работать гармонично. Инвестор, приходя туда и высказывая свои какие-то предложения, должен получить на них ответы и чувствовать себя комфортно на данной территории. П.Д.: Так давайте сейчас это сделаем – получим эти ответы. Что будет сделано за несколько лет? Н.Т.: Вы знаете, прежде всего, наверное, немного истории. Случилось так, что на территории Узловского района было обанкрочено два очень крупных предприятия – вы понимаете, 17 тысяч рабочих мест потерял район в результате этих процессов. И необходимо было создать территорию экономического развития, где в будущем появились бы эти рабочие места. Часто, приходя на встречи, жители говорят: "Мы бы очень хотели, чтобы наши семьи объединялись". Потому что порядка 16 тысяч населения Узловского района работают сейчас за чертой нашего региона, Тульской области, а они хотят быть рядом с семьей, хотят работать на своей малой родине. Плюс мы должны отметить экономико-географическое расположение. Данная территория (а это 471 гектар) располагается вблизи федеральной трассы М-4 "Дон" и на пересечении дороги "Тула – Новомосковск". Тула и Новомосковск – это два крупнейших промышленных центра нашего региона. Вы знаете, расположение между ними этой зоны способствует тому, что наполняемость рабочими ресурсами будет достаточно эффективной. В радиусе 40 километров проживает более 1 миллиона человек населения. Плюс мы понимали, что близость к индустриальному парку "Узловая", в котором уже 2 года формируется инфраструктура, даст возможность более гармонично насыщать инфраструктуру особой экономической зоны, то есть менее затратно. Сейчас уже построена электрическая подстанция мощностью 110 мегаватт. Мы сейчас уже проводим газ высокого давления и сможем 180 миллионов кубов давать в год на эти площадки. Плюс решился вопрос с водоснабжением и с водоотведением на данной территории. Поэтому на сегодняшний момент мы говорим: да, особой экономической зоне быть! И в обязательном порядке мы ее снабдим всем необходимым, чтобы привлечь туда инвесторов. П.Д.: С малым и средним бизнесом более или менее понятно. А какие перспективы особая экономическая зона откроет для простых людей? Население понимает, что развитие территории не может быть узкоспециализированным. Безусловно, социальная среда поднимется на высокий уровень. Н.Т.: Во-первых, надо сказать, что особая экономическая зона "Узловая" является ключевым моментом в социально-экономической программе, которую совсем недавно представил временно исполняющий обязанности губернатора Алексей Геннадьевич Дюмин. И в разделе "Новая индустриализация" как раз и говорится о развитии особой экономической зоны "Узловая". Это ключевой момент. Когда обсуждалась программа, мы от экспертных групп пришли к общественным советам на местах и даже интересовались мнением жителей. И более 4 тысяч предложений было получено в эту программу. Поэтому контакт с населением, с простыми жителями уже даже на этом этапе был сформирован. Безусловно, вопросы экологии также волнуют наших жителей. Плюс, конечно, это социальное развитие, социальная инфраструктура. Уже сейчас мы говорим, что будет создан общественный деловой центр, где будут проживать порядка тысячи человек, которые будут трудиться на данных площадках. Плюс мы уже говорим о реструктуризации тех объектов, которые там находятся – прежде всего школы, которая рядом. Мы говорим уже о строительстве нового детского сада и культурного центра. Население понимает, что развитие территории не может быть узкоспециализированным. Безусловно, социальная среда поднимется на высокий уровень. П.Д.: И это за 2 года? Н.Т.: Да. Но, к сожалению, когда некоторые пессимистично смотрят на этот момент… П.Д.: Как я сейчас: "Как вы за 2 года сделаете столько?" Н.Т.: Да. Знаете, когда ты выступаешь как партнер бизнеса – а это государство, и мы понимаем, что это региональные деньги, – мы обязаны за четкий период (он, кстати, обозначен как раз в соглашении по особой экономической зоне) до 2018 года эту инфраструктуру четко создать. Это наши обязанности, и мы обязательно их выполним. П.Д.: Я знаю, что уже заключены некоторые контракты. Карты раскроете, кто придет из российских или иностранных инвесторов в Узловский район? Н.Т.: Во-первых, еще раз скажу, что у нас в обязательствах по данной экономической зоне – создание, вернее образование там 17 резидентов, 10 из которых должны быть с иностранным капиталом. Это чтобы вы понимали. У нас управляющей компанией является акционерное общество "Корпорация развития Тульской области". Наверное, вопрос все-таки чуть ближе и более этично задавать именно управляющей компании. Но хочу сказать, что на 2016 год мы обязаны завести 4 резидентов. Предварительные соглашения уже заключены. Как говорят бизнесмены, "деньги любят тишину". Позвольте мне все-таки не называть этих резидентов. П.Д.: Хорошо. Но тем не менее в рамках импортозамещения (очень популярное нынче слово) упор многие регионы делают на российских инвесторов, а вы – на иностранных. Почему? Н.Т.: Не скажу, что упор на иностранных инвесторов. Мы должны доказать состоятельность тех условий, которые мы предоставляем. Прежде всего мы понимаем, что все-таки российский капитал более или менее сформировался уже на территории. И для иностранных инвесторов при их интересе, при поиске, где же все-таки реализовать свои проекты, мы становимся более интересными. Поэтому, наверное, и такой половинчатый вариант – 17 на 10. Но все-таки нам очень интересны именно инвестиции иностранного капитала. П.Д.: Но любым инвесторам нужны гарантии. А вам сегодня удается минимизировать риски для бизнеса? Почему я говорю "сегодня"? Потому сегодня их нужно создать, чтобы завтра они к вам пришли. Мы планируем начать работать на полную мощность к 2026 году – это когда будет уже 17 резидентов, когда мы в бюджеты всех уровней будем поставлять порядка 8 миллиардов рублей. Н.Т.: Конечно, очень хороший вопрос – реализация проектов. Мы планируем на полную мощность начать работать к 2026 году – это когда будет уже 17 резидентов, когда мы в бюджеты всех уровней будем поставлять порядка 8 миллиардов рублей (доходная часть). Безусловно, это не короткий процесс, это будет поступательно. Но что касается того, чтобы реализовать это. Безусловно, лучшего партнера, чем государство, здесь не найти. Поймите, государство здесь выступает именно партнером. Мы же вкладываем деньги в первичную стадию развития этого бизнеса – значит, мы будем прозрачны, мы будем давать максимально кротчайшие сроки при каких-то моментах, которые раньше упирались в бюрократическую машину. Поэтому здесь как раз не рядом мы идем, а мы партнеры. Государство как партнер – это, конечно, я считаю, минимизация рисков и надежность в будущем развитии бизнеса. П.Д.: Николай Николаевич, в России не так много регионов, где существуют подобные экономические зоны. Скажите, пожалуйста, а вы готовы создавать свою модель или идти, опираясь на опыт других регионов, где подобные модели уже есть? Н.Т.: Мы изучали передовой опыт, безусловно, прежде всего Татарстана, Липецкой области, Калужской области. Мы анализировали опыт иностранных таких же территорий развития. Знаете, одинаковых зон не может быть, потому что свои экономико-географические условия, свои трудовые ресурсы. Но, безусловно, мы не хотели бы допускать тех ошибок, которые встречались в других регионах. Поэтому я думаю, что мы просто должны пройти это более гармонично, конечно, по-своему, но с учетом того передового опыта, который есть уже в стране. П.Д.: Ну, как известно, идеала не бывает. Если мы говорим об ошибках, то, как правило, во многих случаях возникали проблемы с местными жителями, которые были не согласны со строительством того или иного производства. Как избежать здесь проблем? Как договориться с местным населением и объяснить им, что то или иное производство во благо, а не во вред? Н.Т.: Это диалог. К счастью, в настоящий период, я считаю, у нас и в Тульской области, и в частности в Узловском районе идет достаточно открытый диалог. Мы уже много раз собирали людей, которые находятся вблизи особой экономической зоны "Узловая". П.Д.: То есть некие публичные слушания проводились? Н.Т.: На первом этапе это были публичные слушания, которые, так сказать, формировали нормативную базу. А сейчас даже какие-то изменения, которые уже не регламентируются публичными слушаниями, мы все равно доводим до жителей. Мы обсуждаем, как будет проведена дорога по территории. Мы говорим о том, что есть проблематика в водоснабжении, а теперь мы ее решим за счет того, что будет снабжаться особая экономическая зона водой. Есть проблематика в водоотведении? Опять это будет благо. Но прежде всего, конечно, экологический вопрос. Когда люди понимают, что экологически это останется безопасная зона, плюс они получают определенные моменты в развитии своих территорий, то, безусловно, тогда мы понимаем, что это благое дело. И народ воспринимает это достаточно гармонично и поддерживает развитие этих территорий. П.Д.: Николай Николаевич, большое вам спасибо. И пусть экономический узел, о котором мы с вами говорили, будет прочным и долговечным, а главное – будет во благо местных жителей района, области и, что там говорить, всей страны. Спасибо вам большое. Н.Т.: Спасибо большое. П.Д.: У нас в гостях был глава администрации муниципального образования Узловский район Тульской области Николай Терехов. Вектор развития Узловского района определен Программой социально-экономического развития Тульской области до 2021 года. Среди приоритетных направлений: "Достойная жизнь на малой родине", "Образование будущего: кадры для промышленности", "Экономический прорыв", "Агроиндустрия: развитие села", "Сохранение наследия и развитие туризма". В ее разработке участвовали не только политики, но и представители промышленности и сельского хозяйства, малого бизнеса, образования и культуры, общественники и просто активные граждане. Наверное, это и есть тот верный подход, о котором и говорили в руководстве страны.