Емилиан Сосинский и Игорь Петров - о проекте "Ной", который помогает бездомным вернуться к нормальной жизни
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/noev-kovcheg-22480.html
Ангелина
Грохольская: Убежать от улицы – об этом в душе мечтают почти все бездомные.
"Бомжи" – чаще мы называем их именно так и предпочитаем не замечать, брезгливо
отвернувшись, спешим по своим делам. А они живут своей жизнью, вернее – выживают.
Больше всего боятся погибнуть, но, как правило, сами ничего не делают, чтобы
эту ситуацию исправить. И все же шанс есть у каждого. И сегодня мы расскажем
вам о людях, которые помогают бездомным.
В
нашей студии Емилиан Сосинский, директор сети приютов для бездомных людей "Дом
трудолюбия "Ной". Емилиан, здравствуйте.
Емилиан
Сосинский: Здравствуйте.
Ангелина
Грохольская: И Игорь Петров. Игорь, здравствуйте.
Игорь
Петров: Здравствуйте.
Ангелина
Грохольская: Вы являетесь руководителем социального дома для инвалидов и
пожилых людей. Это проект внутри вот этой сети, да?
Игорь
Петров: Да.
Ангелина
Грохольская: И сейчас мы обо всем поговорим подробнее. Игорь, если позволите, я
хочу начать с вашей истории, потому что, насколько я знаю, вам удалось убежать
от улицы.
Игорь
Петров: Ну да. Здесь, знаете, как бы история большая,
постараюсь вкратце. Я два года провел на улицах Москвы, в частности на Арбате.
То есть я знал, где можно в Москве, допустим, каждый день бесплатно питаться,
бесплатно получить медицинскую помощь. Плюс ко всему рассказываешь людям
какие-то неправдивые истории – на билет денег собрать, еще что-то,
недобросовестные работодатели тебя обманули с деньгами. И постоянно,
естественно, на выпивку деньги в кармане есть. Поэтому такой образ жизни, что
ничего не надо делать, очень затягивает на самое дно.
В храме Космы и Дамиана в Шубине раньше проходило одно
из крупнейших кормлений бездомных в Москве, при храме. И после этих кормлений
объявляли всем желающим, кто хочет начать вести трезвый и трудовой образ жизни:
"Милости просим". Есть дома трудолюбия, где обозначали сразу правила
– человек будет трудиться и не пить. Это основные правила домов трудолюбия.
У
меня была нормальная работа, я зарабатывал деньги. Естественно, у меня начался
такой разгульный образ жизни: какие-то клубы, дискотеки и так далее. А дальше –
больше. И не заметил сам, как оказался уже на самом дне социума.
Вы знаете, как бы все хорошо – свободная жизнь на улице,
ни к чему не обязывающая, но в глубине души все равно хотелось вырваться. А
как? Документов нет. Естественно, на работу не возьмут. Ты весь грязный, из
метро гоняют. Пытался в какие-то социальные государственные учреждения как-то
обращаться, но у меня…
Ангелина
Грохольская: Не получилось.
Игорь
Петров: Ну да, не получалось. У меня-то и в "Ное" не
сразу получилось. Знаете, ведь зависимость… Хотелось сразу сказать правду, так
как я прожил на улице и жил этой жизнью бездомного, общаясь с ними. В
большинстве случаев человек виноват сам. У меня так же произошло. Сначала у
меня была нормальная работа, то есть я зарабатывал деньги. Естественно, у меня
начался такой разгульный образ жизни: какие-то клубы, дискотеки и так далее. А
дальше – больше. И не заметил сам, как оказался уже на самом дне социума именно
по этой причине. Все истории, которые рассказывают бездомные, я сам их
рассказывал людям – за что искренне извиняюсь и каюсь в этом при возможности в
храме, потому что это чистый обман.
Ангелина
Грохольская: И все-таки вы сейчас так говорите, что там свобода была и без
проблем деньги. Но вы оказались под опекой Емилиана в доме трудолюбия. Все-таки
желание жить нормально перевесило, да?
Игорь
Петров: Ну да.
Ангелина
Грохольская: И там вам не предложили просто так, бесплатно.
Игорь
Петров: Понимаете, все, что я сейчас рассказал, может зрителю
показаться какой-то романтикой. На самом деле это побои от каких-то скинхедов,
побои от каких-то подпитых, в центре Москвы живущих людей, которым ты надоел,
грязный и вонючий. Полиции ты не нужен. Поэтому я сразу услышал то, о чем
говорит Емилиан, и понял, что это шанс попытаться вырваться.
Ангелина
Грохольская: Емилиан, расскажите, что значит – сеть приютов для бездомных людей
"Дом трудолюбия "Ной". Это несколько каких-то заведений и
организаций? Расскажите.
Емилиан
Сосинский: На данный момент это уже 13 филиалов, в которых
проживают более 600 человек. Это Москва, Московская область, один филиал во
Владимирской области. Сразу хочу сказать одну важную вещь, что из этой армии "людей
улиц"… Их неправильно все-таки называть "бездомными", потому что
у половины жилье где-то есть (или как минимум прописка есть), но живут они все
равно на улице. Поэтому "люди улиц" – это более точное название.
"Люди
улиц" - это душевные инвалиды, духовные инвалиды, – для них пока
государство и общество ни на какие "открытые среды" не идет, поэтому
у них пока все намного хуже, чем у инвалидов физических.
Из них 4/5 людей готовы вести, с точки зрения нормальных
людей, честный и трудовой образ жизни. Но если для инвалидов, которые физически
инвалиды, сейчас уже государство и люди создают удобную среду обитания (она
сейчас называется "открытая среда", "удобная среда"), то
для таких инвалидов, которые являются бездомными – а это душевные инвалиды,
духовные инвалиды, – для них пока государство и общество ни на какие
"открытые среды" не идет, поэтому у них пока все намного хуже, чем у
инвалидов физических.
Только 1/5 не хочет. Вот эта 1/5 – это те, о ком Игорь
рассказывал. Просто учитывая, что их десятки тысяч в одном только Московском
регионе, эта 1/5 получается очень заметной. То есть такое ощущение, что они все
такие, что это все бесполезно. Буквально 3–4 года назад была не 1/5, а 1/10 вот
таких людей. Просто их число растет. Из-за того, что поняли, что можно
действительно выживать в Московском регионе, не работая, быть постоянно пьяным,
количество их растет, к сожалению.
Ангелина
Грохольская: Но сюда же приезжают и из других регионов.
Емилиан
Сосинский: Да не просто приезжают. 95% "людей улиц" в
Московском регионе – они приезжие, они, конечно, не москвичи. Так вот, если для
этих людей создать вот ту среду обитания, в которой они могут… Как для
инвалидов сейчас делают пандусы. И сказать, что инвалиды не хотят работать, что
они хотят жить на пособие, – это же неправда, да?
Ангелина
Грохольская: Конечно.
Емилиан
Сосинский: Они сейчас сколько бьются для того, чтобы им дали
надомный какой-то труд. Но для того, чтобы они могли это сделать, надо эту
среду создавать. И эта среда сейчас на том опыте, который есть… А самое главное
– на опыте домов трудолюбия, созданных Иоанном Кронштадтским (это конец XIX
века). Это обязательно должно быть общинное жилье и общинная работа. Вот эти
две составляющих – это та среда, в которой они могут быть нормальными людьми.
Ангелина
Грохольская: Они не могут существовать отдельно, да?
Емилиан
Сосинский: Да. Дело в том, что там, к сожалению, у большинства уже
настолько этой страстью подавлена воля, что отдельно – уже сил нет. То есть она
тут же подминает под себя – и человек опять выпадает под забор.
Ангелина
Грохольская: Сколько всего у вас "подопечных", если их можно так
назвать?
Емилиан
Сосинский: На данный момент у нас более 600 человек, которые
проживают постоянно. Причем они же меняются, то есть кто-то уходит, кто-то
хорошо уходит, кого-то выгоняют, а потом они заново приходят.
Ангелина
Грохольская: А уходят обратно на улицу? Или не все?
Емилиан
Сосинский: Уходят – кто куда. То есть кто-то куда-то устраивается.
Кому помогли восстановить документы, он обратно на работу пошел, откуда его
из-за документов выгнали. Кто-то уехал домой, кому есть куда уезжать. Многие
уходят именно из-за того, что они опять начали употреблять что-либо
запрещенное. Но эти люди, по крайней мере, знают, что выход из их этой ситуации
уже есть. То есть альтернатива улице есть, и необязательно это тюрьма, как было
раньше. За 5 лет существования "Дома трудолюбия "Ной" через нас
прошло порядка 6 тысяч человек.
Ангелина
Грохольская: "Ноев ковчег". Можно ли помочь бездомным? О действующих
проектах по оказанию помощи тем, кто оказался на улице, в беседе с
руководителем "Христианского дома трудолюбия "Ной" Емилианом
Сосинским и руководителем социального дома для инвалидов и пожилых людей Игорем
Петровым.
Вы
сейчас строите социальный городок. Это тот проект, который вы, по идее, должны
возглавить, я так понимаю?
Игорь
Петров: Знаете, на данный момент у нас 13 приютов вместе с
социальным городком, как Емилиан сказал: девять трудовых домов и два
социальных, на данный момент действующих. В трудовых домах человек трудится
шесть дней в неделю, получает заработную плату. Половина – это его заработная
плата, а половину он отдает на свое содержание, питание, медицину и так далее.
И еще часть идет на содержание инвалидов, стариков и женщин с детьми. Это
социальное направление.
В доме, в котором я нахожусь с супругой, у нас также
придуман посильный труд. Бабушки пожилые вяжут, делают коврики из старых вещей,
плетут. Понимаете, обратная связь с общественностью очень важна на самом деле –
не просто чтобы они в закрытом пространстве были, а чтобы что-то делали,
трудились.
Ангелина
Грохольская: Социализация важна, естественно. Не просто уйти с улицы, а
вернуться в нормальную жизнь.
Игорь
Петров: Социализация, да. К нам также приезжают и поддерживают
из монастырей священнослужители. Также стараемся с артистами, с организациями…
Ангелина
Грохольская: У вас сейчас два таких лагеря. А вот в социальном городке, который
под Голыгино вы планируете построить, они должны объединиться?
Игорь
Петров: Понимаете, почему мы пришли к социальному городку? Я на
протяжении уже месяца точно (на данный момент у меня 41 человек в доме)
отказываю людям. Звонят без ног инвалиды. То есть в государственном учреждении,
в больнице, прооперировали человека, а девать его некуда.
Ангелина
Грохольская: Прооперировали и отпустили на улицу.
Игорь
Петров: Я говорю: "С удовольствием бы взял, но мест
нет". Женщина с ребенком, допустим, звонит, а мест нет. Поэтому идея этого
лагеря как-то не сама собой пришла, а мы в процессе работы за 5 лет подошли к
этому.
Ангелина
Грохольская: У нас есть видео, где планируется городок. Я так понимаю, что это
большая территория.
Емилиан
Сосинский: Около 5 гектаров, да.
Ангелина
Грохольская: Это бывший… Где это находится? Что это раньше было?
Емилиан
Сосинский: Это 40 километров от Москвы, Ярославское шоссе,
ближайший населенный пункт – деревня Голыгино, Сергиево-Посадский район.
Сначала это был пионерский лагерь, потом это была база отдыха. Последние 7–8
лет она просто была законсервирована, закрыта, там кроме охраны никого не было.
И сейчас мы это все не строим, а это все ремонтируем, конечно. То есть мы
поездили по различным объектам в Московской области, и это единственный,
который мы своими силами можем восстановить.
Ангелина
Грохольская: А делаете вы тоже все сами? Ремонт, материалы – все? Какие-то
сторонние организации вам не помогают, я правильно понимаю?
Емилиан
Сосинский: Вы знаете, у нас есть, конечно, благотворители, и их
вклад – порядка 25% во всю нашу экономику, поэтому они тоже в этом участвуют.
Делаем мы это все сами. Нам помогала в частности еще бригада инженерная,
которая строит в Сергиевой лавре, помогала со скважиной. Сейчас нам придется
все равно еще кого-то нанимать, потому что там еще какая-то электроника,
которую тоже надо ремонтировать, то есть мы сами не можем. А все, что касается
обычных физических работ – сантехника, копать, отделка, – это все, конечно, делаем
сами. Это все наши люди, которые у нас уже сейчас живут в социальных домах и
будут жить в этом лагере.
Ангелина
Грохольская: К сожалению, не все вас поддерживают. И недавно "Ной"
оказался в центре скандала. Конфликт случился с вашими потенциальными соседями –
местными жителями и дачниками, которые имеют садовые участки в СНТ.
Емилиан
Сосинский: Да. Когда они узнали о том, что мы планируем туда
заехать вот этим социальным городком, стали горой: "Мы не допустим бомжей
на свою территорию!" Они почему-то своей ее считают, хотя это не их
территория, а эта территория принадлежит заводу, который официально ее сдал в
аренду.
Ангелина
Грохольская: Она отдельная, огороженная?
Емилиан
Сосинский: Да, до ближайшего СНТ – 300 метров. Дальше пошли рассказы
о том, что у нас там будут жить здоровые мужики, обязательно зэки, которых
обязательно никто не кормит, и работы они там нигде не найдут – поэтому они,
естественно, они пойдут грабить, насиловать и убивать всех местных жителей.
Ангелина
Грохольская: У нас очень много стереотипов просто, связанных с этой темой, с
этой категорий, может быть (уж не в обиду никому сказано). Но, наверное, можно
и местных жителей понять. Просто не знают, просто не понимают.
Емилиан
Сосинский: Если бы они не изучили про нашу организацию материалы в
Интернете, по телевидению, можно было бы сказать и так. Судя по тому, что они знают,
они все прекрасно изучили. Они прекрасно знают, какая у нас дисциплина, какие у
нас правила, кого мы берем, кого мы не берем. То есть они все это знают.
Поэтому сказать, что они как бы от неведения – это, к сожалению, неправильно
все. Они прекрасно ведают. Они просто не хотят.
Ангелина
Грохольская: Как вы думаете, можно как-то решить это, прийти к какому-то
консенсусу?
Емилиан
Сосинский: На данный момент юридически никаких преград для того,
чтобы мы там заселялись, нет. Есть только это "шатания", вызванные
разными письмами, митингами, которые они организуют, разными угрозами. Шантажировать
власть пытаются, еще кого-то, то есть просто не допустить любой ценой. Судя по
тому, что они сейчас уже говорят, я думаю, что, к сожалению, прийти к какому-то
мирному урегулированию вряд ли удастся.
Изначально мы их, естественно, приглашали всех в гости.
Причем что касается администрации Сергиево-Посадского района, то они-то к нам
приехали, они реально посмотрели. Когда они все это только узнали, приехали две
представительницы, двух отделов руководительницы, и они все реально посмотрели.
И по ним было видно, что они, в принципе, более или менее успокоились.
Местные жители сразу сказали, что никуда они не поедут.
А потом, когда они стали высказывать разные угрозы, что они еще тогда и этого
потребуют, и этого потребуют, я понял, что мы их теперь и не пустим.
Ангелина
Грохольская: Какова судьба проекта тогда?
Емилиан
Сосинский: Сейчас мы продолжаем его ремонтировать. Мы будем в
законном порядке, как положено туда заезжать. Если они сейчас начнут принимать
противоправные действия… А они этим и шантажируют, что они перекроют трассу и
что только ни сделают. Во-первых, мы уже ходили к уполномоченному по правам
человека России, к представителю. Он сказал, что как только эти действия начнутся,
то тогда уже и они будут вступать, и власти уже будут тогда что-то делать.
Потому что пока там идут только угрозы, что они это сделают. А вот когда
конкретно что-то начнется, то тогда уже можно будет адекватно на это отвечать.
Ангелина
Грохольская: Емилиан, Игорь, уже завершая нашу беседу, я вас вот о чем хочу
спросить. Может быть, дело в том, что не хватает государственной поддержки
вашим проектам – и материальной, и административного ресурса?
Емилиан
Сосинский: Вы знаете, нужна поддержка и государственная, и
церковная, и общественная. Об этом еще Иоанн Кронштадтский говорил: только
вместе все это сплотив, можно решить эту проблему. Причем не просто сделать,
что называется, мертвому припарку, а реально можно решить эту проблему.
Если государство выделит помещения, если даст работу (то
есть какие-то цеха, как было у Иоанна Кронштадтского и как сейчас в Израиле в
поселениях государство на это пошло), если общественность будет покупать то,
что они будут производить, церковь будет поддерживать, то эту проблему можно
решить. А пока на данный момент со стороны государства самое большое, до чего
уже дошли, – что они перестали мешать, по крайней мере. Со стороны
общественности, еще раз говорю, только 25% у нас пока пожертвований. Поэтому
пока это все… Было бы хорошо, но этого пока нет.
Ангелина
Грохольская: Ну, будем надеяться, что маленькими шагами, но мы поменяем хотя бы
для начала отношение просто.
Игорь
Петров: С Божьей помощью.
Ангелина
Грохольская: Спасибо вам огромное за беседу. Я желаю вам удачи, чтобы проект все-таки
состоялся.
Емилиан
Сосинский: Спасибо и вам.
Ангелина
Грохольская: У нас в студии были Емилиан Сосинский, директор сети приютов для
бездомных людей "Дом трудолюбия "Ной", и Игорь Петров,
координатор социальных проектов.