Павел Давыдов: Вы смотрите субботнюю программу «Большая страна» и сейчас в деталях обратим внимание на региональные аэропорты. Вообще, к деятельности гражданской авиации России в последние годы приковано пристальное внимание чиновников, общественности и средств массовой информации – это связано в основном со сбоями пассажирских перевозок и банкротства ряда авиакомпаний, но в последние несколько лет в нашей стране открылись новые или реконструированы старые авиаузлы, однако, их всё ещё недостаточно для того, чтобы авиасообщения связывали крупные города и отдаленные населенные пункты. У нас в гостях Олег Смирнов – глава комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР. Олег Михайлович, здравствуйте! Олег Смирнов: Здравствуйте! Павел Давыдов: Тема этой студии звучит очень точно и ёмко: «Зона турбулентности», именно в этом состоянии сейчас находится вся российская гражданская авиация, так говорят эксперты. Вы с таким определением согласны? Олег Смирнов: Если учитывать все параметры авиационные: это и наличие аэропортов в стране, и наличие оборудования в этих аэропортах, и подготовку летного и инженерного персонала, и все остальные параметры, то, конечно, да, и включая самолетостроение особенно. Павел Давыдов: Это отдельная история, там уже не зона турбулентности, там уже пике. Олег Смирнов: Да, но это придает турбулентность всей гражданской авиации России – отказ от производства самолетов отечественного производства последние 25 лет. Павел Давыдов: Но еще очень важно разобраться в таком вопросе: в 90-х годах Россия конкурировала по количеству перевозок с Соединёнными Штатами Америки, а сегодня что происходит? Олег Смирнов: Недаром программа, в которой я сейчас принимаю участие, называется «Большая страна» – это уже говорит обо всём. Мы из страны, которая являлась лидером гражданкой авиации по всем параметрам, включая самолетостроение, в 1999 году у нас было в эксплуатации, в рамках Министерства гражданской авиации нашей страны, 15000 летательных аппаратов, и все они были отечественного производства, ни одного западного воздушного судна, кроме того, мы имели, как Вы знаете, 1400 аэропортов, сейчас мы имеем… Павел Давыдов: Сейчас их намного меньше. Олег Смирнов: Около 200 аэропортов и самое важное, что мы очень плохо движемся, мы стагнируем, потому что за последние 25 лет в нашей большой стране построено 2 новых аэропорта. Китай ежегодно строит десятки таких аэропортов, как Домодедово или Шереметьево. Павел Давыдов: Олег Михайлович, сейчас мы ненадолго прервемся как раз с информацией, которая дополнит Ваши слова, внимание на экран. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Павел Давыдов: Сегодня в России в госреестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации более 220 объектов, их них около 70 военные, но аэропортами могут считаться только те аэродромы, где есть пассажирские и грузовой терминалы, поэтому реальное количество аэропортов в стране около 140, половина из них обслуживают как внутренние, так и международные линии. 2018 год стал знаковым для ряда проектов развития авиаотрасли, которая на протяжении нескольких лет готовилась к проведению чемпионата мира по футболу, так открылись новые терминалы в Шереметьеве и Симферополе, частично был введен в эксплуатацию новый терминал в Домодедове, проведена модернизация инфраструктуры в ряде других аэропортов страны. Наиболее крупным событием в этом году стало открытие нового Саратовского аэропорта «Гагарин». И тем не менее главный вопрос: как Вы, Олег Михайлович, оцениваете попытки государства наверстать упущенное, то, что мы 20 лет фактически ничего не делали в этой сфере? Олег Смирнов: Я, как непосредственный участник, вместе с тысячами моих коллег, посвятили жизнь свою тому, каждый в своей области гражданской авиации, чтобы наша страна была бы великой авиационной державой и чтобы воплощать в жизнь политику аэрофикации страны – это наличие необходимого количества аэродромов, как мы знаем, их было 1400, каждая деревня, каждая, подчеркиваю, имела полеты по расписанию в областной центр, каждая деревня. Павел Давыдов: Но это, когда была малая авиация, сегодня ее в стране нет, она уничтожена полностью. Олег Смирнов: Да-да-да, это аэрофикация, это и есть аэрофикация, это делается всё во имя процветания страны. Павел Давыдов: А не наоборот, да. Олег Смирнов: Не чей-то каприз выполнять. Павел Давыдов: Правильно я Вас понимаю, что сегодня государство делает недостаточно? Олег Смирнов: В последнее время, я хочу Вам четко отметить, что государство наконец-то начинает понимать, что отказ от статуса великой авиационной державы – это очень тяжелое бремя и на экономике и на национальной безопасности страны и предпринимает ряд мер. Вот за 25 лет жалкие 2 аэродрома новых построили – это замечательно, надо продолжать эту тенденцию. Павел Давыдов: Вот в 18-м году была потребность развивать авиаузлы, на Ваш взгляд, взгляд эксперта, такая потребность у государства сохранится, и сможет ли оно это сделать в последующие годы? Олег Смирнов: Конечно, сохранится такая потребность, потому что наше государство, несмотря на то что заперты каналы телевидения об этом, но мы последние 25 лет стагнируем, и если мы в 90-м году сопоставимые цифры перевозили, то в прошлом году мы перевезли 116 миллионов пассажиров, но Соединённые Штаты при этом перевезли в пролом году около 900 миллионов… Павел Давыдов: Вот почувствуйте разницу, да. Олег Смирнов: Европа – 900 миллионов, Китай 600 миллионов в прошлом году перевез. Павел Давыдов: Вообще, нам должно быть очень стыдно. Олег Смирнов: То есть мир показывает, что без гражданской авиации невозможно ни развитие экономики, ни наличие занятости, рабочих мест, ни национальной политики государства. Павел Давыдов: Я сейчас предлагаю добавить немного позитива в наше с Вами общение и отправиться в аэропорт в Симферополе. СЮЖЕТ Павел Давыдов: Но вот правда, чтобы появился такой шикарный аэропорт, нужна была не только государственная поддержка, но и представители бизнеса, которые, несмотря на санкции, сумели вложить инвестиции в строительство такого авиаузла, Вы, кстати, там бывали, Олег Михайлович? Олег Смирнов: Да, это замечательно, когда смотришь на строительство таких аэровокзалов, но для меня аэровокзал – это не главное, для нас, профессионалов. Павел Давыдов: Как для пилота, да. Олег Смирнов: Для нас аэродром там должен быть, аэродром там замечательный, вот на базе этого аэродрома как раз построено очередное здание. Павел Давыдов: Терминал, да. Олег Смирнов: В виде аэровокзала, это не аэропорт, это терминал пассажирский. Павел Давыдов: То есть прорывов это назвать нельзя? Олег Смирнов: Какой прорыв? Это обыкновенное здание, которое предназначается для обслуживания авиапассажиров. В Крыму была колоссальная необходимость в строительстве такого терминала, потому что Крым есть Крым, и, смотрите, какой всплеск авиаперевозок сразу появился. Сам факт того, что частные лица начали вносить инвестиции в строительство этой точки, говорит очень о многом. Павел Давыдов: Олег Михайлович, не могу не воспользоваться ситуацией и не спросить у Вас, как у заслуженного пилота СССР: скажите, а у лётчиков есть любимые аэропорты, с точки зрения посадки, взлёта или технической инфраструктуры? Олег Смирнов: Есть нелюбимые, я бы сказал. Павел Давыдов: То есть вот так надо было поставить вопрос? Олег Смирнов: Да. Павел Давыдов: Хорошо. Олег Смирнов: Нелюбимые – это аэропорты, в которых необходима максимальная мобилизация своих профессиональных возможностей при заходе на посадку или при взлёте и так далее. Павел Давыдов: Вы могли бы назвать тройку нелюбимых аэропортов? Не отстану я от Вас. Олег Смирнов: Ну, есть аэропорты, предположим, которые… не называя, у которых взлётно-посадочные полосы с «горбом». Павел Давыдов: Даже такое бывает, надо же! Олег Смирнов: Так местность построена, кстати, вот Ростов, один из таких аэропортов был, где взлётно-посадочная полоса с этим «горбом», и всё время ты с неудовлетворением сажаешь самолет, как сейчас аплодируют этому делу, он всегда эти аплодисменты удавалось… Павел Давыдов: Но там сейчас новая аэрогавань, да? Олег Смирнов: В Ростове всё новое, да: и аэродром новый и аэропорт новый. Павел Давыдов: И в завершение нашей беседы хотел бы всё-таки у Вас уточнить: каким Вы видите будущее российской гражданской авиации? Олег Смирнов: Наша страна настолько велика по своим размерам, и настолько она привыкла к политике аэрофикации своей страны за прошедшие 90 лет, да?.. Павел Давыдов: Да. Олег Смирнов: Что она обречена быть великой авиационной и самолётостроительной державой! Павел Давыдов: Я уверен, что именно так и будет, а поможет нам в этом здоровая конкуренция, развитая инфраструктура, ну и, конечно, безопасность полетов – только это и есть подъемная сила, которая выведет российскую гражданскую авиацию из зоны турбулентности, о которой мы говорили. Спасибо! Олег Смирнов: И еще добавлю: абсолютно правильно Вы сказали, еще одно, что всё-таки вернемся к мирровой и нашей практике, когда вопросами развития гражданской авиации будут заниматься профессионалы, а не эффективные в кавычках менеджеры, которые допустили потерю статуса великой авиационной державы страны за последние 30 лет. Павел Давыдов: Спасибо большое за участие в нашей программе! В студии «Большой страны» был Олег Смирнов – глава комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР.