Ангелина Грохольская: Орловский государственный университет имени Тургенева год назад стал опорным вузом в результате слияния двух старейших университетов – Орловского и Приокского – и вошел в тройку самых перспективных. Сегодня у нас в гостях – его ректор Ольга Пилипенко. Ольга Васильевна, здравствуйте. Ольга Пилипенко: Добрый день. Ангелина Грохольская: Ваш вуз взял такой хороший темп, как мне кажется. Его сейчас называют одним из самых перспективных среди 11 опорных вузов. Это не только признание, а это еще и деньги. 150 миллионов рублей ежегодная субсидия, если я не ошибаюсь, да? Ольга Пилипенко: Да, если мы подтверждаем в дальнейшем те темпы, которые мы набираем, то продляется субсидия на следующий год. Ангелина Грохольская: А вот это много или мало для университета? Ольга Пилипенко: В общем-то, задача стоит достаточно грандиозная – и не только в плане тех реформ, которые происходят внутри университета, но и по увеличению консолидированного бюджета. Это один из показателей программы опорного университета. Поэтому 150 миллионов – это не так много в консолидированном бюджете, но эти деньги целевые, которые направлены именно на формирование точек прорыва и определение приоритетов в развитии по направлениям научных исследований, по направлениям модернизации образовательной деятельности, инфраструктурных, управления обязательно, социокультурной среды города, региона и университета самого. Небольшие деньги, но тем не менее они необходимы именно для того, чтобы софинансировать вот эти точки роста. Ангелина Грохольская: А что это за приоритеты? Вы их уже для себя определили, я так понимаю? Ольга Пилипенко: Да. В этом году у нас выбраны пять приоритетных проектов. Это проект, связанный с научными исследованиями в рамках университетской клиники, "Трансляционная медицина". Это проект по созданию национального научно-исследовательского центра по биомедицинской фотонике – направление, которое действительно становится и для университета прорывным, но и для страны в целом, и выходит на международный уровень сегодня, с точки зрения не только приоритетов, но и социальной значимости. Это определение социально значимых болезней неинвазивными методами диагностики. Ангелина Грохольская: Расскажите, чтобы нашим телезрителям было понятно, что это такое и как это может быть применимо на практике. В чем важность именно для региона того, о чем вы сказали? Ольга Пилипенко: Смысл направления в том, что на основе физических законов оптики и света проводится диагностика социально значимых болезней, в частности сахарный диабет первого типа, сахарный диабет второго типа, сердечно-сосудистые заболевания, различные заболевания кишечного тракта. Очень серьезные исследования приборов и методов такой диагностики проводятся для заболеваний кардиологического характера и онкологии. Смысл в том, что не надо брать анализы с проколом, это неинвазивный метод, то есть не нужно брать кровь, не надо брать дополнительные анализы какие-то. Но на сегодня результаты показывают очень серьезные даже по определению раковых клеток, которые остаются при удалении опухоли, за счет эффекта фотоники они видны. Ангелина Грохольская: Это не только научные изыскания, а это все будет применяться на практике в конкретных медицинских учреждениях? Ольга Пилипенко: Конечно, да. Сейчас мы получаем разрешение на апробацию приборов и на опытный образец приборов для такой ранней диагностики с использованием технологии биомедицинской фотоники. Ну и после этого, конечно, будут внедряться эти приборы, эти методы. Надеюсь, будут подтверждены положительные эффекты и результаты этих исследований. Ну и самое главное – это позволит, еще раз подчеркну, людям не бояться диагностировать на ранней стадии какие-то болезни, которые можно вылечить, которые можно предсказать. Ангелина Грохольская: Медицинские факультеты вашего университета сейчас насколько востребованные, какой конкурс? Ольга Пилипенко: У нас в университете медицинский институт… Ангелина Грохольская: Институт, да. Ольга Пилипенко: Это один из самых крупных по численности студентов институт. Конкурс достигает до 90 человек на место во время приемной кампании. В рамках этого института обучается 2,5 тысячи студентов из 60 государств мира по всем направлениям подготовки медиков, и не только по специальностям медицинским, но и по специальностям ординатуры. Ангелина Грохольская: Деятельность опорных вузов должна быть вписана в экономику региона. Вы уже косвенно об этом сказали. А есть ли заказы от региона на специалистов? Есть ли у вас целевые наборы? Ольга Пилипенко: Конечно. Практически 80% студентов, которые обучаются на педагогических специальностях, – это заказы нашего региона или других регионов страны. Медиков до 50% – тоже целевой заказ, которые остаются потом работать в регионе в первую очередь. Но отрадно отметить, что и сейчас идут заказы на подготовку инженерных кадров, в частности технологов и конструкторов по направлениям "Конструкторско-технологическое обеспечение производств", айтишников и направления автоматизации технологических процессов, транспорт и транспортный сервис. И не только заказы, но вместе с организациями, с предприятиями такими у нас созданы базовые кафедры. С представителями IT-кластера (а это 22 компании региона) мы создали базовый институт. То есть все компании, имеющие совершенно разные компетенции – кто-то занимается мобильными приложениями, кто-то занимается передачей данных, кто-то большими данными – они подключились к учебному процессу, вместе со студентами реализуют такие проекты и участвуют в подготовке кадров в цифровой экономике. Ангелина Грохольская: А статус опорного вуза – как вы думаете, это станет дополнительной мотивацией для абитуриентов, чтобы прийти поступать именно к вам? Ольга Пилипенко: Да, конечно. Я думаю, что статус – это хорошо, потому что это конкурсный отбор, который проходили вузы в составе такого большого профессионального сообщества. Но самое главное – это то, что те изменения, которые происходят, они происходят в первую очередь с теми людьми, которые работают в университете, с теми, которые учатся в университете. Значит, происходит такая передача данных с теми людьми, которые находятся вокруг, то есть с городом, с областью. Ну, передается это и на другие регионы. Ангелина Грохольская: Ольга Васильевна, а сильно поменялся преподавательский состав? Ольга Пилипенко: Нет, преподавательский состав у нас не сильно поменялся. Сильно поменялся по отношению к своей работе и с точки зрения квалификации. Только за этот год у нас почти 800 преподавателей проходят и прошли квалификацию по совершенно разным направлениям, начиная от бизнес-экономики, цифровой экономики и заканчивая дисциплинами и предметами, связанными с проектным управлением, управлением рисками – то есть то, что связано непосредственно с модернизацией деятельности всех направлений опорного университета. То есть люди меняются сами. Мы очень серьезно изменили подходы к образовательной деятельности, с точки зрения преподавателя самого. Ангелина Грохольская: А это что значит? Ольга Пилипенко: Мы проводим конкурс руководителей образовательных программ, преподавателей обучали для этого. И они участвуют активно в том, чтобы сформировать образовательную программу под конкретного заказчика и обучают студентов уже совершенно новым компетенциям. Потому что, к сожалению, надо отметить, что не всегда стандарты сами успевают за теми изменениями, которые идут полностью в экономике. Ангелина Грохольская: Это точно. Особенно сейчас, когда, мне кажется, меняется все буквально… Ольга Пилипенко: Конечно. Мы очень четко отслеживаем, чтобы все компетенции, результаты обучения соответствовали стандартам, потому что это требования аккредитационные, требования к документам государственного образца. Но в то же время содержательная часть образовательных программ всех и технология реализации, проектное обучение, базовые кафедры, сетевое взаимодействие с другими университетами, даже сетевое взаимодействие институтов внутри университета, такая междисциплинарность – вот это очень серьезно и на это нацелены преподаватели. И сегодня уже у нас 56 человек стали руководителями образовательных программ, которые реализуют совершенно новые, такие интересные, современные, именно востребованные программы. Ангелина Грохольская: Мне кажется, так интересно учиться сейчас! Я вас слушаю и жалею, что мне уже не поступить, к сожалению. Ольга Пилипенко: Да, учиться интересно. Очень интересное и современное оборудование, в том числе на те деньги, которые выделяются по программе опорного вуза. Это направление WorldSkills, когда новые абсолютно, такие как реверсивный инжиниринг, веб-дизайн или 3D-прототипирование – то, что действительно востребованно, но в то же время пока стандартов нет на эти направления. Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное за беседу. Пожелаю всем учиться только на "отлично". И вам, конечно, успехов. Ольга Пилипенко: Спасибо большое. Ангелина Грохольская: Спасибо. О работе опорного вуза мы говорили с ректором Орловского государственного университета имени Тургенева Ольгой Пилипенко.