• Главная
  • Программы
  • Большая страна
  • Ольга Пилипенко: Наши преподаватели активно участвуют в формировании образовательных программ под конкретного заказчика и обучают студентов совершенно новым компетенциям

Ольга Пилипенко: Наши преподаватели активно участвуют в формировании образовательных программ под конкретного заказчика и обучают студентов совершенно новым компетенциям

Гости
Ольга Пилипенко
ректор Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева

Ангелина Грохольская: Орловский государственный университет имени Тургенева год назад стал опорным вузом в результате слияния двух старейших университетов – Орловского и Приокского – и вошел в тройку самых перспективных. Сегодня у нас в гостях – его ректор Ольга Пилипенко. Ольга Васильевна, здравствуйте.

Ольга Пилипенко: Добрый день.

Ангелина Грохольская: Ваш вуз взял такой хороший темп, как мне кажется. Его сейчас называют одним из самых перспективных среди 11 опорных вузов. Это не только признание, а это еще и деньги. 150 миллионов рублей ежегодная субсидия, если я не ошибаюсь, да?

Ольга Пилипенко: Да, если мы подтверждаем в дальнейшем те темпы, которые мы набираем, то продляется субсидия на следующий год.

Ангелина Грохольская: А вот это много или мало для университета?

Ольга Пилипенко: В общем-то, задача стоит достаточно грандиозная – и не только в плане тех реформ, которые происходят внутри университета, но и по увеличению консолидированного бюджета. Это один из показателей программы опорного университета. Поэтому 150 миллионов – это не так много в консолидированном бюджете, но эти деньги целевые, которые направлены именно на формирование точек прорыва и определение приоритетов в развитии по направлениям научных исследований, по направлениям модернизации образовательной деятельности, инфраструктурных, управления обязательно, социокультурной среды города, региона и университета самого. Небольшие деньги, но тем не менее они необходимы именно для того, чтобы софинансировать вот эти точки роста.

Ангелина Грохольская: А что это за приоритеты? Вы их уже для себя определили, я так понимаю?

Ольга Пилипенко: Да. В этом году у нас выбраны пять приоритетных проектов. Это проект, связанный с научными исследованиями в рамках университетской клиники, "Трансляционная медицина". Это проект по созданию национального научно-исследовательского центра по биомедицинской фотонике – направление, которое действительно становится и для университета прорывным, но и для страны в целом, и выходит на международный уровень сегодня, с точки зрения не только приоритетов, но и социальной значимости. Это определение социально значимых болезней неинвазивными методами диагностики.

Ангелина Грохольская: Расскажите, чтобы нашим телезрителям было понятно, что это такое и как это может быть применимо на практике. В чем важность именно для региона того, о чем вы сказали?

Ольга Пилипенко: Смысл направления в том, что на основе физических законов оптики и света проводится диагностика социально значимых болезней, в частности сахарный диабет первого типа, сахарный диабет второго типа, сердечно-сосудистые заболевания, различные заболевания кишечного тракта. Очень серьезные исследования приборов и методов такой диагностики проводятся для заболеваний кардиологического характера и онкологии. Смысл в том, что не надо брать анализы с проколом, это неинвазивный метод, то есть не нужно брать кровь, не надо брать дополнительные анализы какие-то. Но на сегодня результаты показывают очень серьезные даже по определению раковых клеток, которые остаются при удалении опухоли, за счет эффекта фотоники они видны.

Ангелина Грохольская: Это не только научные изыскания, а это все будет применяться на практике в конкретных медицинских учреждениях?

Ольга Пилипенко: Конечно, да. Сейчас мы получаем разрешение на апробацию приборов и на опытный образец приборов для такой ранней диагностики с использованием технологии биомедицинской фотоники. Ну и после этого, конечно, будут внедряться эти приборы, эти методы. Надеюсь, будут подтверждены положительные эффекты и результаты этих исследований. Ну и самое главное – это позволит, еще раз подчеркну, людям не бояться диагностировать на ранней стадии какие-то болезни, которые можно вылечить, которые можно предсказать.

Ангелина Грохольская: Медицинские факультеты вашего университета сейчас насколько востребованные, какой конкурс?

Ольга Пилипенко: У нас в университете медицинский институт…

Ангелина Грохольская: Институт, да.

Ольга Пилипенко: Это один из самых крупных по численности студентов институт. Конкурс достигает до 90 человек на место во время приемной кампании. В рамках этого института обучается 2,5 тысячи студентов из 60 государств мира по всем направлениям подготовки медиков, и не только по специальностям медицинским, но и по специальностям ординатуры.

Ангелина Грохольская: Деятельность опорных вузов должна быть вписана в экономику региона. Вы уже косвенно об этом сказали. А есть ли заказы от региона на специалистов? Есть ли у вас целевые наборы?

Ольга Пилипенко: Конечно. Практически 80% студентов, которые обучаются на педагогических специальностях, – это заказы нашего региона или других регионов страны. Медиков до 50% – тоже целевой заказ, которые остаются потом работать в регионе в первую очередь. Но отрадно отметить, что и сейчас идут заказы на подготовку инженерных кадров, в частности технологов и конструкторов по направлениям "Конструкторско-технологическое обеспечение производств", айтишников и направления автоматизации технологических процессов, транспорт и транспортный сервис. И не только заказы, но вместе с организациями, с предприятиями такими у нас созданы базовые кафедры.

С представителями IT-кластера (а это 22 компании региона) мы создали базовый институт. То есть все компании, имеющие совершенно разные компетенции – кто-то занимается мобильными приложениями, кто-то занимается передачей данных, кто-то большими данными – они подключились к учебному процессу, вместе со студентами реализуют такие проекты и участвуют в подготовке кадров в цифровой экономике.

Ангелина Грохольская: А статус опорного вуза – как вы думаете, это станет дополнительной мотивацией для абитуриентов, чтобы прийти поступать именно к вам?

Ольга Пилипенко: Да, конечно. Я думаю, что статус – это хорошо, потому что это конкурсный отбор, который проходили вузы в составе такого большого профессионального сообщества. Но самое главное – это то, что те изменения, которые происходят, они происходят в первую очередь с теми людьми, которые работают в университете, с теми, которые учатся в университете. Значит, происходит такая передача данных с теми людьми, которые находятся вокруг, то есть с городом, с областью. Ну, передается это и на другие регионы.

Ангелина Грохольская: Ольга Васильевна, а сильно поменялся преподавательский состав?

Ольга Пилипенко: Нет, преподавательский состав у нас не сильно поменялся. Сильно поменялся по отношению к своей работе и с точки зрения квалификации. Только за этот год у нас почти 800 преподавателей проходят и прошли квалификацию по совершенно разным направлениям, начиная от бизнес-экономики, цифровой экономики и заканчивая дисциплинами и предметами, связанными с проектным управлением, управлением рисками – то есть то, что связано непосредственно с модернизацией деятельности всех направлений опорного университета. То есть люди меняются сами. Мы очень серьезно изменили подходы к образовательной деятельности, с точки зрения преподавателя самого.

Ангелина Грохольская: А это что значит?

Ольга Пилипенко: Мы проводим конкурс руководителей образовательных программ, преподавателей обучали для этого. И они участвуют активно в том, чтобы сформировать образовательную программу под конкретного заказчика и обучают студентов уже совершенно новым компетенциям. Потому что, к сожалению, надо отметить, что не всегда стандарты сами успевают за теми изменениями, которые идут полностью в экономике.

Ангелина Грохольская: Это точно. Особенно сейчас, когда, мне кажется, меняется все буквально…

Ольга Пилипенко: Конечно. Мы очень четко отслеживаем, чтобы все компетенции, результаты обучения соответствовали стандартам, потому что это требования аккредитационные, требования к документам государственного образца. Но в то же время содержательная часть образовательных программ всех и технология реализации, проектное обучение, базовые кафедры, сетевое взаимодействие с другими университетами, даже сетевое взаимодействие институтов внутри университета, такая междисциплинарность – вот это очень серьезно и на это нацелены преподаватели. И сегодня уже у нас 56 человек стали руководителями образовательных программ, которые реализуют совершенно новые, такие интересные, современные, именно востребованные программы.

Ангелина Грохольская: Мне кажется, так интересно учиться сейчас! Я вас слушаю и жалею, что мне уже не поступить, к сожалению.

Ольга Пилипенко: Да, учиться интересно. Очень интересное и современное оборудование, в том числе на те деньги, которые выделяются по программе опорного вуза. Это направление WorldSkills, когда новые абсолютно, такие как реверсивный инжиниринг, веб-дизайн или 3D-прототипирование – то, что действительно востребованно, но в то же время пока стандартов нет на эти направления.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное за беседу. Пожелаю всем учиться только на "отлично". И вам, конечно, успехов.

Ольга Пилипенко: Спасибо большое.

Ангелина Грохольская: Спасибо. О работе опорного вуза мы говорили с ректором Орловского государственного университета имени Тургенева Ольгой Пилипенко.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Орловский госуниверситет имени Тургенева: как поступить, что изучать

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск